Инв 8

Любое предприятие, работающее с драгметаллами, должно не реже одного раза в год осуществлять их инвентаризацию. Ее проводят, чтобы оценить состояние материалов, выявить их фактическое наличие и совпадение с учетными сведениями. Результаты такой проверки вносятся в специальный бланк по форме ИНВ-8, утвержденной Пост. Госкомстата России №88 от 18 августа 1998 года. Рассмотрим тонкости формирования акта инвентаризации драгметаллов и изделий из них.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта инвентаризации драгоценных металлов по форме ИНВ-8 .xlsСкачать образец акта инвентаризации драгоценных металлов по форме ИНВ-8 .xls

Законодательное регулирование процедуры

Все, что касается проведения инвентаризации драгметаллов на предприятиях, зафиксировано в таких нормативных актах, как:

  • Пост. Правительства РФ №731 от 28.09.2000 г. В нем утверждены правила хранения и учета драгметаллов, камней и т.д.
  • Инструкция о порядке хранения и учета драгметаллов, камней и т.д., утвержденная Приказом Минфина №231н от 09.12 20016 г.

Коротко об инвентаризации

Процедура инвентаризации проводится в несколько этапов. Первым делом издают приказ об инвентаризации по форме ИНВ-22. В нем указывают состав комиссии для осуществления процедуры, период ее проведения, объекты проверки. После издания приказа начинается подготовка к проверке, формируются все требуемые документы, в том числе акт инвентаризации по форме ИНВ-8. Если требуется, то проводится ознакомление сотрудников с тонкостями проверки.

Согласно Пост. Правительства №731 от 28.09.2000 г. инвентаризация драгметаллов проводится один раз в конце года.

Могут возникнуть и другие ситуации, требующие внепланового проведения проверки:

  • кража объектов;
  • чрезвычайные ситуации;
  • смена материально ответственного лица (далее — МОЛ);
  • порча имущества.

Внимание! Форма ИНВ-8 с января 2013 года не является обязательной к использованию. Предприятие может самостоятельно решить, использовать данный бланк или создать собственный. Но в обоих случаях документы надо обязательно утвердить в учетной политике специальным приказом руководства. Разработанные самостоятельно бланки должны включать все необходимые реквизиты.

Комиссия

Для проведения инвентаризации формируется специальная комиссия. В ее состав должны входить не менее трех человек. Обычно это бухгалтер, руководители отделов, старшие специалисты. Само МОЛ, на чьей ответственности находятся драгметаллы, в состав комиссии не входит. Однако оно тоже ставит свою подпись на документе.

Заполняем ИНВ-8

Бланк акта инвентаризации драгметаллов и изделий из них состоит из 4 страниц. Расскажем подробнее о каждой из них.

Первая страница

Здесь необходимо внести следующие данные:

  • название предприятия и структурного подразделения, где проводится процедура;
  • код по ОКПО;
  • вид деятельности;
  • основания для проведения инвентаризации (здесь необходимо выбрать один из документов, остальные — зачеркнуть);
  • номер и дата указанного выше документа;
  • номер заполняемого акта и дата его составления;
  • должность, подпись с расшифровкой МОЛ (оно заверяет содержание расписки, то есть подтверждает готовность данных ТМЦ к проведению процедуры);
  • дата составления акта.

Вторая страница

В правом верхнем углу необходимо отметить, какие единицы измерения используются, если они не совпадают с указанным в ней — граммами.

Остальная часть страницы содержит таблицу, куда заносят сведения о драгметаллах, такие как:

  1. Номер по порядку.
  2. Наименование металла или изделия из него.
  3. Код или номенклатурный номер.
  4. Размер, номер или диаметра сечения изделия.
  5. Номер пробы или процент содержания в изделии драгметаллов.
  6. Информация о фактическом наличии: количество, лигатурная и чистая масса.
  7. Информация об учетном наличии: количество, лигатурная и чистая масса.

Внизу таблицы подводят итог по странице. Указывают сведения о фактическом и учетном наличии драгметаллов и изделий из них.

После таблицы указывают итоги прописью:

  • количество порядковых номеров;
  • общее количество единиц фактически;
  • фактическую массу как лигатурную, так и чистую.

Третья страница

Она содержит продолжение таблицы. Если наименований мало, то эту страницу можно не использовать. Но если ее заполняют, то важно обратить внимание на тот момент, что в конце ее указывают данные по странице и по всему акту.

Прописью указывают лишь данные по странице.

Важно! Если наименований для проверки большое количество, то можно использовать необходимое количество листов с таблицей. И по каждому нужно подводить отдельный итог.

Четвертая страница

Здесь подводят итог по всему акту. Далее ставят свои подписи члены комиссии.

Затем идет указание на то, что ценности под обозначенными номерами проверены, внесены в акт и находятся на ответственном хранении МОЛ. Ставятся его подпись и дата проведения проверки.

Завершают акт подпись бухгалтера и дата проверки им содержания акта.

Что нужно помнить

  1. Для проведения инвентаризации данных ТМЦ руководство должно предоставить сотрудникам — членам комиссии безопасное и удобное помещение для проведения замеров ТМЦ и, кроме того, обеспечить их необходимым инвентарем для правильных замеров.
  2. Последовательность действий при инвентаризации следующая: сначала подсчет ведет комиссия, ставят свои подписи; затем с данными нужно ознакомить МОЛ, после чего оно ставит подпись и бланк передают в бухгалтерию; бухгалтер проверяет документ на правильность заполнения, вносит учетные данные.
  3. К драгоценным металлам относят серебро, золото, а также платину (плюс металлы, которые относятся к платиновым) и изделия из них.
  4. Обычно готовят 2 экземпляра акта. Один после подписания всеми необходимыми лицами передают в бухгалтерию, другой — остается у МОЛ.
  5. Если в документе найдена фактическая ошибка, то ее исправляют посредством зачеркивания фрагмента одной линией, написания сверху верного варианта и визирования исправлений проверяющими и проверяемыми лицами.

Утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88

———¬ ¦ Код ¦ +——-+ Форма по ОКУД ¦0317008¦ +——-+ ________________________________________________ по ОКПО ¦ ¦ организация +——-+ ________________________________________________________ ¦ ¦ структурное подразделение +——-+ Вид деятельности ¦ ¦ ——-+——-+ Основание для проведения приказ, постановление, ¦номер ¦ ¦ инвентаризации: распоряжение ¦ ¦ ¦ ————————+——+——-+ ненужное зачеркнуть ¦дата ¦ ¦ L——+——-+ Вид операции ¦ ¦ L———
———-T————¬ ¦ Номер ¦ Дата ¦ ¦документа¦составления¦ +———+————+ ¦ ¦ ¦ АКТ L———+———— ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на драгоценные металлы и изделия из них сданы в бухгалтерию и все драгоценные металлы и изделия из них, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально ответственное(ые) лицо(а): _________ _______ ___________________ должность подпись расшифровка подписи
_________ _______ ___________________ должность подпись расшифровка подписи
_________ _______ ___________________ должность подпись расшифровка подписи
Акт составлен комиссией о том, что проведена инвентаризация драгоценных металлов и изделий из них по состоянию на «__» __________ ____ г. При инвентаризации установлено следующее:
2-я страница формы N ИНВ-8
————T————————¬ ¦ ¦ Единица измерения ¦ +———-+————T————+ ¦ ¦наименование¦код по ОКЕИ¦ +———-+————+————+ ¦количество¦ ¦ ¦ +———-+————+————+ ¦масса ¦ грамм ¦ 163 ¦ L———-+————+————
———T———-T—-T——T—————-T—————-¬ ¦Номер ¦Драгоцен- ¦Раз-¦Проба ¦ Фактическое ¦ Числится по ¦ ¦по по- ¦ные метал-¦мер,¦или ¦ наличие ¦ данным учета ¦ ¦рядку ¦лы и изде-¦но- ¦про- +——T———-+——T———-+ ¦ ¦лия из них¦мер,¦цент ¦коли-¦ масса ¦коли-¦ масса ¦ ¦ +——T—-+диа-¦содер-¦чес- +——T—-+чес- +——T—-+ ¦ ¦наи- ¦код ¦метр¦жания ¦тво ¦лига-¦чис-¦тво ¦лига-¦чис-¦ ¦ ¦мено-¦(но-¦се- ¦дра- ¦ ¦тур- ¦тая ¦ ¦тур- ¦тая ¦ ¦ ¦вание¦мен-¦че- ¦го- ¦ ¦ная ¦ ¦ ¦ная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кла-¦ния ¦ценных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тур-¦и ¦метал-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ный ¦т.п.¦лов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦но- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мер)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ +——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т.д.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L——+——+—-+——+——+——
Итого по странице: а) количество порядковых номеров _____________________________ прописью б) общее количество единиц фактически ________________________ прописью в) масса драгоценных металлов фактически: лигатурная _________________________________ г прописью чистая _____________________________________ г прописью
3-я страница формы N ИНВ-8
———T———-T—-T——T—————-T—————-¬ ¦Номер ¦Драгоцен- ¦Раз-¦Проба ¦ Фактическое ¦ Числится по ¦ ¦по по- ¦ные метал-¦мер,¦или ¦ наличие ¦ данным учета ¦ ¦рядку ¦лы и изде-¦но- ¦про- +——T———-+——T———-+ ¦ ¦лия из них¦мер,¦цент ¦коли-¦ масса ¦коли-¦ масса ¦ ¦ +——T—-+диа-¦содер-¦чес- +——T—-+чес- +——T—-+ ¦ ¦наи- ¦код ¦метр¦жания ¦тво ¦лига-¦чис-¦тво ¦лига-¦чис-¦ ¦ ¦мено-¦(но-¦се- ¦дра- ¦ ¦тур- ¦тая ¦ ¦тур- ¦тая ¦ ¦ ¦вание¦мен-¦че- ¦го- ¦ ¦ная ¦ ¦ ¦ная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кла-¦ния ¦ценных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тур-¦и ¦метал-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ный ¦т.п.¦лов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦но- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мер)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ +——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т.д.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L——-+——+—-+—-+——+——+——+—-+——+——+—-+ Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——+——+—-+——+——+—-+ Всего по акту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L——+——+—-+——+——+——

Итого по странице: а) количество порядковых номеров _____________________________ прописью б) общее количество единиц фактически ________________________ прописью в) масса драгоценных металлов фактически: лигатурная _________________________________ г прописью чистая _____________________________________ г прописью
4-я страница формы N ИНВ-8
Итого по акту: а) количество порядковых номеров _____________________________ прописью б) общее количество единиц фактически ________________________ прописью в) масса драгоценных металлов фактически: лигатурная _________________________________ г прописью чистая _____________________________________ г прописью
Все подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по акту инвентаризации проверены.
Председатель комиссии _________ _______ __________________________ должность подпись расшифровка подписи
Члены комиссии: ___________ _______ ______________________________ должность подпись расшифровка подписи
___________ _______ ______________________________ должность подпись расшифровка подписи
___________ _______ ______________________________ должность подпись расшифровка подписи
Все ценности, поименованные в настоящем инвентаризационном акте с N ____________ по N ___________, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в акт, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в акте, находятся на моем (нашем) ответственном хранении.
Материально ответственное(ые) лицо(а): _________ _______ ___________________ должность подпись расшифровка подписи
_________ _______ ___________________ должность подпись расшифровка подписи
_________ _______ ___________________ должность подпись расшифровка подписи
«__» _____________ ____ г.
Указанные в настоящем акте данные и расчеты проверил ___________ _______ ______________________________ должность подпись расшифровка подписи
«__» ______________ ____ г.

О. Лунина

Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2017

Какими нормативными документами регламентируется порядок обращения драгметаллов, входящих в состав основных средств, как необходимо вести их учет, каков порядок списания и утилизации таких основных средств?

Отдельные объекты нефинансовых активов автономного учреждения могут иметь в своем составе драгоценные металлы. Какими нормативными документами регламентируется порядок их обращения, как необходимо вести их учет, каков порядок списания и утилизации основных средств, содержащих драгоценные металлы? Эти и другие вопросы рассмотрим в данной статье.

C основными документами, регламентирующими порядок обращения с драгоценными металлами, являются:

  • Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

  • Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);

  • Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).

Согласно п. 6 Правил № 731 организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.

Более подробно порядок обращения с драгоценными металлами изложен в Инструкции № 231н, которая разработана в соответствии с Правилами № 731.

Правила учета драгоценных металлов.

Учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением (п. 5 Инструкции № 231н).

Учет драгоценных металлов должен обеспечивать:

  • своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;

  • контроль их движения по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;

  • достоверность данных в составляемых формах отчетности.

Драгоценные металлы, используемые в процессе производства, расходуются в пределах утвержденных в организации норм расхода. Для государственных организаций нормы расхода утверждаются вышестоящей организацией (п. 6 Инструкции № 231н).

Учет данных активов ведется на бумажных носителях или в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 7 Инструкции № 231н).

Единицы измерения.

Согласно п. 8 Инструкции № 231н учет драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе в граммах (в пересчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), а также в стоимостном выражении.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется по наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Драгоценные металлы, входящие в состав комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы). Драгоценные металлы в виде полуфабрикатов учитываются по их наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы) и качеству.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, приборах, инструментах, оборудовании, изделиях отражаются в первичной учетной документации на основании сведений об их содержании, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (в том числе об устаревшем отечественном и импортном оборудовании) – по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.

Детали, контакты, заготовки, полуфабрикаты из драгоценных металлов, их сплавов, химические соединения, содержащие драгоценные металлы, подлежащие взвешиванию, учитываются до их фактического израсходования в производстве по количеству и по массе; драгоценные металлы в растворах – по объему (массе) растворов и концентрации драгоценных металлов, по данным, определяемым химическими анализами.

Отдельному учету подлежит лом драгоценных металлов (изделия (продукция), содержащие драгоценные металлы, используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащей драгоценные металлы) (п. 10 Инструкции № 231н). Он учитывается по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству лома, общей массе лома и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в нем, а также в стоимостном выражении.

Аналогичным образом учитываются отходы драгоценных металлов.

Документальное оформление операций с драгоценными металлами.

В соответствии с п. 11 Инструкции № 213н организация должна обеспечить контроль и учет движения драгоценных металлов и драгоценных камней в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Все операции при этом должны оформляться первичными учетными документами, применяемыми в организации (на бумажном или электронном носителе), содержащими собственноручные или усиленные квалифицированные электронные подписи уполномоченных лиц.

Учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции, их содержащей, в местах хранения (склады, хранилища, цеховые кладовые и другие места, установленные локальными актами организации) ведется в карточках складского учета материальных ценностей, книгах, журналах и иных документах, предусмотренных локальными актами организации (п. 12 Инструкции № 231н).

На каждую номенклатурную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов оформляется отдельная карточка складского учета, отдельная строка или отдельная страница в книгах, журналах и иных документах, которая содержит реквизиты, характеризующие учитываемые ценности:

  • наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий);

  • вид;

  • размер (длина, ширина, толщина, диаметр);

  • проба или процентное содержание в растворе, сплаве;

  • масса химически чистых металлов и (или) общая масса сплава, соли, кислоты или других химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

  • номер партии.

Записи в карточках, книгах учета и других документах строгой отчетности по драгоценным металлам и содержащим их изделиям производятся на основе оформленных в установленном порядке (п. 14 Инструкции № 231н):

  • актов (накладных) приемки-передачи основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

  • актов о приемке материалов;

  • инвентарных карточек учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

  • карточек учета материалов;

  • лимитно-заборных карт;

  • требований;

  • накладных;

  • актов выбытия;

  • товарных накладных и других форм первичной документации.

Записи операций по приходу и расходу драгоценных металлов и изделий (без снятия фактического наличия) производятся после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня (смены).

Передача драгоценных металлов в любом виде и состоянии, в том числе в виде лома и отходов, между подразделениями организации и (или) подотчетными лицами осуществляется по применяемым в организации первичным учетным документам с указанием в них количества и массы ценностей.

Списание драгоценных металлов.

Списание драгоценных металлов, используемых в производстве, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования (п. 21 Инструкции № 231н).

Списание драгоценных металлов на ремонтные нужды, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и лабораторные работы оформляется актами списания, которые составляются комиссией в составе не менее трех человек, определенной приказом руководителя организации.

Списание драгоценных металлов по нормам без установления фактического расхода, который подтверждается документами (актами взвешивания, результатами анализов, замерами объемов, измерениями толщины покрытий и других физических параметров), не допускается.

Драгоценные металлы, находящиеся на рабочих местах в составе инструментов, оборудования, лабораторной посуды, приборов, независимо от степени их износа учитываются по массе, указанной в технической документации. Инструменты, оборудование, лабораторная посуда, приборы, масса драгоценных металлов в которых может быть определена взвешиванием в период проведения инвентаризации, а также при смене материально ответственных лиц (МОЛ) подвергаются обязательному взвешиванию с составлением актов на изменение массы и отражением результатов в первичных учетных документах.

Списание ценностей осуществляется актом ликвидации. В актах указывается масса драгоценных металлов, подлежащих оприходованию в виде лома и отходов. В случаях преждевременного списания ценностей в актах ликвидации прописываются его причины и виновные лица.

При списании покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации ведут учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений об их содержании, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).

При передаче во временное владение или реализации изделий (оборудования, приборов, инструментов, вооружения, военной техники), в том числе при передаче на переработку или реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, организация-отправитель в сопроводительных документах указывает наименование и массу находящихся в названных выше материальных ценностях драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в них драгоценных металлов.

При списании оборудования организации изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и оплаты произведенных работ и оказанных услуг устанавливается в договоре с переработчиком (п. 23 Инструкции № 231н).

При этом составляется акт ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данное оборудование. На основании названных актов соответствующее оборудование списывается с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.

Инвентаризация драгоценных металлов.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства подлежат инвентаризации.

Инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при их использовании, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования (п. 28 Инструкции № 231н).

Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).

Кроме этого, инвентаризация драгоценных металлов проводится:

  • при смене МОЛ;

  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  • при реорганизации или ликвидации организации;

  • в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы и продукция из них, а также драгоценные металлы, находящиеся в составе любых материальных ценностей. Инвентаризуются и ценности, не принадлежащие организации, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, ранее не учтенные (п. 29 Инструкции № 231н).

Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации создается комиссия. Этим же приказом устанавливается порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации (п. 30 Инструкции № 231н).

В состав инвентаризационной комиссии не включаются МОЛ, под отчетом у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

Перед началом инвентаризации у них берется расписка о том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что никаких неучтенных ценностей у них не имеется.

На время проведения инвентаризации операции по приему и отпуску ценностей приостанавливаются.

Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в акты инвентаризации (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается МОЛ. В автономном учреждении для отражения результатов инвентаризации применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии проверяемых ценностей и изделий из них, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п. 35 Инструкции № 231н).

Фактическое наличие драгоценных металлов при инвентаризации определяется путем обязательного взвешивания, подсчета, обмера, отбора и анализа проб.

Наличие драгоценных металлов, находящихся в составе оборудования, при невозможности в момент инвентаризации проверки в натуре устанавливается по учетным документам, технической документации или инвентаризационной комиссией на основании сведений об их содержании в аналогичной продукции или произведенных комиссией расчетов.

Инвентаризационные описи (акты) могут быть выполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Они заполняются четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей указываются в описи (акте) по номенклатуре, а их количество и массу – в единицах измерения, принятых в учете. В описи (акты) заносятся данные о массе драгоценных металлов в сплавах и массе химически чистых драгоценных металлов.

На каждой странице описи (акта) проставляются прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общее количество в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.

Исправления в описях (актах) должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и МОЛ. В них не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах они прочеркиваются.

Описи (акты) подписывают все члены инвентаризационной комиссии и МОЛ. В конце описи (акта) МОЛ дают расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи (акте) ценностей на ответственное хранение.

По окончании инвентаризации надлежаще оформленные описи (акты) фактического наличия драгоценных металлов по каждому МОЛ передаются в бухгалтерию для сличения фактических сведений с данными бухгалтерского учета (п. 38 Инструкции № 231н).

При выявлении отклонений от данных бухгалтерского учета бухгалтерией составляется сличительная ведомость. Инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей.

По всем отклонениям от соответствующих МОЛ должны быть получены письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет характер и причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета и вносит свои заключения и предложения по их регулированию, которые фиксируются в протоколе, утверждаемом руководителем организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в сроки, установленные локальными документами организации, разработанными с учетом специфики ее деятельности (п. 40 Инструкции № 231н).

При выявлении расхождений между фактическими и учетными данными устанавливаются причины их возникновения и виновные лица, а сами расхождения регулируются в следующем порядке:

  • излишки подлежат оприходованию (постановке на бухгалтерский учет);

  • недостачи в пределах утвержденных норм потерь, образовавшиеся при изготовлении продукции и в связи с износом лабораторной посуды и алмазного инструмента, списываются на потери производства;

  • недостачи при отсутствии утвержденных норм потерь рассматриваются как сверхнормативные потери, кроме потерь при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ, для которых нормы в отдельных случаях могут не разрабатываться и не утверждаться.

Бухгалтерский учет драгоценных металлов.

Среди основных средств и других нефинансовых активов автономного учреждения могут быть объекты, в состав которых входят узлы и агрегаты, содержащие драгоценные металлы. Следует обратить внимание, что отдельно на счетах бухгалтерского учета стоимость драгоценных металлов, входящих в состав основных средств, не отражается. Информация об их наличии и количестве указывается в инвентарных карточках основных средств согласно сопровождающей их технической документации. Приходоваться в качестве материальных запасов они могут после списания и разу­комплектации основных средств.

Как следует отражать операции с драгоценными металлами, входящими в состав основных средств, рассмотрим на примере.

Пример.

В автономном учреждении принято решение о списании оборудования, учитываемого по КВР 4, в состав которого входят запасные части, содержащие драгоценные металлы. В инвентарной карточке указано, что в отдельном агрегате этого оборудования содержится 50 г серебра. Рыночная стоимость серебра на день списания ОС составляет 40 руб. за 1 г. Данный лом реализован аффинажной организации. Балансовая стоимость оборудования составляет 45 000 руб. Оно полностью самор­тизировано. Доходы, полученные от сдачи лома, будут являться собственными доходами автономного учреждения.

В учете автономного учреждения обозначенные операции будут отражены в соответствии с Инструкцией № 183н следующим образом:

04.12.2016 Пробирный надзор 3920 Владимир Порошин Телефон: +7(921)907-50-63 E-mail: poroshin@dmetconsult.ru Сайт:

Консультант ООО «ДРАГМЕТКОНСАЛТ»

Другие публикации эксперта:

  • Владимир Порошин: работа по давальческим схемам
  • Владимир Порошин: Документальное оформление торговых операций. Обязательные реквизиты первичных учетных документов
  • Владимир Порошин: Организация скупочной точки в ювелирном магазине
  • Владимир Порошин: Ювелирное производство. Статотчетность ювелирного предприятия
  • Владимир Порошин (Записки начальника КРО): Штрихкоды на ярлыках ювелирных изделий в розничной торговле

Вы – руководитель ювелирного магазина. Вы уверены, что Ваш магазин работает без нарушений действующего законодательства? Анализ материалов проверок ювелирных магазинов позволяет выделить и сгруппировать основные нарушения в их работе.

Нарушения в порядке постановки на специальный учет в инспекции пробирного надзора:
— первые поставки ювелирных изделий были осуществлены еще до постановки магазина на специальный учет либо осуществлялась торговля вообще без постановки на специальный учет. Это является нарушением п. 1.8 Инструкции «О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», утвержденной приказом Минфина РФ от 29.08.2001 № 68н (ИМФ-68н);
— своевременно не вносятся изменения в Карту постановки на специальный учет при смене адресов торговли, при ликвидации старого адреса, при начале торговли на новом адресе. Напоминаю, что в соответствии с п. 10 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 №1052 (вступило в действие с 30.10.2015), заявление о внесении изменений в карту специального учета необходимо подать в течение 5 рабочих дней.

Нарушения в порядке разработки собственной Инструкции магазина по работе с драгоценными металлами (п. 1.7 ИМФ-68н):
— собственная инструкция отсутствует либо не отражает специфику работы;
— инструкция требует переработки в связи с изменениями законодательства и (или) переходом на учет в электронном виде;
— некоторые разделы инструкции (например, раздел инструкции по комиссионной торговле ювелирными изделиями) не соответствуют требованиям действующего законодательства;
— инструкция является просто перепечаткой ИМФ-68н.
Про написание собственной инструкции ювелирной организации читайте статью в одном из прошлых номеров журнала «Экспо-Ювелир».

Нарушения при поступлении ювелирных изделий:
— тип заключенного договора как договора купли-продажи не соответствует тексту, по которому договор фактически является договором комиссии;
— в накладных на получение товара не указываются реквизиты договора, даты отпуска и приемки ценностей, масса прописью, должности и расшифровки подписей;
— журнал приема посылок с ценностями отсутствует, комиссионность приемки ценностей не обеспечена.

Нарушения при оформлении материальной ответственности (раздел 4 ИМФ-68н):
— договоры о материальной ответственности с работниками не заключены;
— форма материальной ответственности не соответствует форме организации труда и фактической структуре Организации;
— при смене материально ответственных лиц передаточные документы не составляются;
— при выбытии большинства первоначального состава коллектива договор о коллективной материальной ответственности не перезаключался.
Про заключение договоров о материальной ответственности читайте статью в одном из прошлых номеров журнала.

Нарушения в организации хранения (раздел 4 ИМФ-68н):
— ценности в конце рабочего дня передаются на хранение другому юридическому лицу без оформления каких-либо документов либо ценности хранятся в сейфе, находящемся в кладовой другого юридического лица, при этом какие-либо договоры об аренде сейфа отсутствуют;
— охрана помещений и торгового зала не организована;
— технические средства охраны, хранилище или сейфы отсутствуют.

Нарушения при организации и проведении инвентаризации (раздел 5 ИМФ-68н):
— приказы о проведении инвентаризации не издаются;
— в состав инвентаризационных комиссий включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся инвентаризируемые ценности;
— инвентаризации проводятся не по местам нахождения и материально-ответственным лицам, а в целом за Организацию;
— реквизиты изделий указываются неправильно, наименование и характеристики вставок не отражаются;
— сличение фактического наличия с учетными данными не проводится, сличительные ведомости не предъявлены;
— не проводятся обязательные внеплановые инвентаризации, например, при закрытии одного из магазинов Организации или при смене материально ответственных лиц.

Нарушения в оперативном и первичном учете (раздел 6 ИМФ-68н):
— не организован учет по наименованиям изделий, наименованию драгоценных металлов, массе и пробе, не указываются наименование и характеристики вставок;
— накладные на внутреннее перемещение ценностей оформляются без указания наименования драгоценного металла и пробы, без подписей передающей и принимающей сторон, без указания общего количества и массы изделий;
— журналы оперативного учета не оформлены как документы строгой отчетности;
— при приемке товара изделиям присваивается собственный артикул, что затрудняет их последующую идентификацию;
— документы первичного учета заполняются произвольно, их вид и содержание меняются в течение проверяемого периода; при этом отсутствуют необходимые реквизиты, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете, и подписи материально-ответственных лиц.

Нарушения Правил продажи ювелирных изделий (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55):
— в торговом зале отсутствует информация для покупателей: Правила продажи, информация о пробах и клеймах, выдержки из стандартов и пр.;
— товарный чек покупателю не выписывается либо не содержит необходимой информации;
— ярлыки российских производителей ювелирных изделий отсутствуют, на все изделия навешены ярлыки продавца или оптовика-посредника;
— на ярлыках изделий отсутствует информация о наименовании драгоценного металла, о наименовании и характеристиках вставок либо ярлыки содержат неправильную информацию о вставках;
— информация на ярлыке о виде металла и пробе не соответствует действительности;
— осуществляется реализация изделий без оттисков государственного пробирного клейма, с фальшивыми оттисками либо с деформированными, сполированными, плохо читаемыми оттисками, не поддающимися идентификации;
— весоизмерительные приборы в магазинах отсутствуют;
— изделия, выставленные для продажи, не сгруппированы по назначению.

Нарушения при приеме ювелирных изделий на комиссию (Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569):
— договоры комиссии не отвечают требованиям Постановления Правительства №569.
— прием ювелирных изделий от физических лиц осуществляется по договорам, аналогичным договорам с поставщиками – юридическими лицами, необходимые первичные документы (КОМИС-1 – КОМИС-8) не оформляются;
— количество и качество поставляемого товара свидетельствует о том, что эти операции не подпадают под действие Правил комиссионной торговли, поставщики должны быть зарегистрированы в качестве предпринимателей и состоять на специальном учете;
— выявлены факты сдачи на комиссию одними и теми же физическими лицами значительного количества изделий исключительно с фальшивыми оттисками государственного пробирного клейма;
— в договоре комиссии отсутствуют сведения о наименовании товара, степени износа, размере комиссионного вознаграждения, порядке и размере уценки, сроке реализации, условиях возврата; унифицированные формы не используются;
— товар на комиссию принимает товаровед другого юридического лица, договор на это между фирмами отсутствует (такое случается, когда несколько фирм, принадлежащих одному хозяину, располагаются в одном помещении).

Нарушения при осуществлении скупки ювелирных изделий (Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 № 444):
— в договорах неправильно указывается юридический адрес организации-скупщика;
— в скупочных квитанциях не указываются описания оттисков именника и пробирного клейма, фактическая масса ценностей;
— при реализации скупленных изделий на ярлыках отсутствует информация, что изделие было в употреблении;
— информация по скупке до сдатчиков не доводится;
— применяются неоговоренные «вычеты» массы скупаемых изделий, что свидетельствует либо о низком уровне подготовки экспертов, либо об умышленном занижении массы скупаемых ценностей с целью уменьшения суммы выплаты;
— в передаточных накладных на реализацию скупленного лома указывается не фактическая лигатурная масса, а расчетная масса лома в условной 585 пробе.

И напоследок, об административной ответственности. За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по статье 19.14 КоАП РФ.

P.S. Вы – руководитель ювелирного магазина. Проверьте, нет ли у Вас вышеперечисленных нарушений. Легче предупредить, чем устранять последствия.

admin

Добавить комментарий