Институт гражданской авиации

Институт гражданской авиации

О вузе

История, миссия и цели МГТУ ГА

Московский государственный технический университет гражданской авиации — уникальное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов в области гражданской авиации. Аналогов МГТУ ГА в Российской Федерации на сегодняшний момент не существует. Вуз был образован в 1971 году, и на сегодняшний день представляет собой колоссальный учебный комплекс, в состав которого входят не только учебные, но и научные, спортивные, а также общественные направления. В 1993 году институту был присвоен статус технического университета. Основная миссия учебного заведения сводится к развитию и сохранению инженерной мысли. Кроме того, перед университетом стоят следующие цели и задачи:

  • развитие сферы гражданской авиации;
  • обеспечение взаимодействия науки и производства;
  • взаимодействие с зарубежными партнерами;
  • формирование нового учебного процесса для обеспечения качественного высшего образования.

Система высшего образования в МГТУ ГА

В состав Московского государственного технического университета гражданской авиации входит пять основных факультетов:

  • Механический;
  • Авиационных систем;
  • Прикладной математики и вычислительной техники;
  • Управления воздушным транспортом;
  • Заочный факультет.

Каждый факультет включает в свой состав несколько кафедр более узкой направленности. Обучение проводится на бюджетной и платной основе, с возможностью прохождения курса в очной, очно-заочной и заочной форме. Выпускники, получившие диплом бакалавра или специалиста, могут получить в МГТУА ГА второе высшее образование по ускоренной программе.

Кроме столичного отделения университета, существуют филиалы в городе Ростов и Иркутск. Также от МГТУ ГА действует и всероссийская сеть колледжей, представительства которых открыты в Егорьевске, Троицке и других городах страны.

Система дополнительного образования

В университете реализована система до и послевузовского образования. Так, в МГТУ ГА действует центр, специализирующийся на переподготовке кадров и курсам повышения квалификации специалистов в области воздушного транспорта. В вузе реализованы и специальные курсы иностранных языков — помимо общих данных, слушатели изучают и авиационные термины.

Для абитуриентов функционируют краткосрочные подготовительные курсы. В учебную программу включены три основные дисциплины: физика, математика и русский язык. Обучение проводится педагогами университета, основная цель занятий сводится к адаптации слушателей к высшему образованию и подготовке к сдаче единых государственных экзаменов.

Научная деятельность

Огромное внимание уделяется в вузе и научной работе. Основные направления исследовательской деятельности связаны с наиболее актуальными техническими вопросами в области гражданской авиации, их примером является:

  • Безопасность на воздушном транспорте;
  • Эффективность управления транспортом в воздухе;
  • Совершенствование бортовой аппаратуры;
  • Навигационная деятельность;
  • Радиолокация и многое другое.

Студентам, желающим проявить свои способности к науке, предоставляется возможность обучение в аспирантуре или докторантуре вуза. Кроме того, для совершенствования практических навыков при университете создан учебно-тренажерный центр.

Содействие в трудоустройстве

В вузе действует и собственный центр трудоустройства. К его основным задачам относится содействие выпускникам в поиске работы, а также помощь студентам при прохождении практики. МГТУ ГА поддерживает партнерские отношения со многими крупными государственными компаниями. Самыми известными из них являются Аэрофлот и ОАО Туполев.

Студенческая жизнь в МГТУ ГА

Студенты МГТУ ГА отличаются активной жизненной позицией. В вузе регулярно проводятся творческие концерты и выставки. Большое внимание уделяется спортивным мероприятиям. В университете представлены почти все спортивные направления, начиная от лыж, заканчивая мини-футболом.

Объявление о приеме 2019/2020 учебном году

Университет обеспечивает студентов всем необходимым для полноценного и качественного учебного процесса. Слушателям вуза предоставляется возможность абсолютно бесплатно стать обладателями компьютерной программы AutoCAD и прочего программного обеспечения, необходимого в учебных целях. Кроме того, студенты могут воспользоваться и услугами библиотеки, весь книжный фонд почти в полном объеме переведен в электронный вид. В университете на регулярной основе выходит и собственный журнал Научный вестник. Учащимся вуза очной формы предоставляется место в общежитие на конкурсной основе.

Список

Желающим пойти учиться в летные училища военной авиации России, нужно быть готовым к получению высшего военного образования – с присвоением начального звания «лейтенант» по его окончании – и возможностью пройти обучение в следующих военных лётных училищах, являющихся факультетами Воронежского единого Центра ВВС:

  • Краснодарский факультет боевого управления авиацией (по специальности «организация воздушного движения и эксплуатация воздушных судов») – с расположением аэродромов в Краснодаре, Тихорецке, Котельниково, Кущевской;
  • Армавирский факультет истребительной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов истребительной авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Майкопе и Армавире;
  • Борисоглебский факультет штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Мичуринске и Борисоглебске;
  • Балашовский факультет военно-транспортной и дальней авиации (по специальности «применение авиационных комплексов военно-транспортной и дальней авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Ртищево и Балашове;
  • Сызраньский факультет армейской авиации (по специальности «применение авиационных комплексов армейской авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Соколе (Саратов) и Троекуровке (Сызрань);
  • Челябинский факультет подготовки штурманов (по специальности «применение и лётная эксплуатация навигационных авиационных комплексов для всех видов авиации») – с расположением аэродрома в Шаголе (Челябинск).

Во избежание следования по «ложному» пути добавим, что следующие военные училища, сведения о которых всё ещё встречаются в том или ином виде в печатных СМИ или электронных изданиях, РАСФОРМИРОВАНЫ или перепрофилированы не позднее 2009 года:

  • Ейское военно-авиационное училище (расформировано полностью);
  • Ставропольское военно-авиационное училище (перебазировано непосредственно в Воронеж);
  • Курганское военно-авиационное училище (перепрофилировано в Курганский пограничный институт,  переданный в структуру ФСБ РФ).

Для желающих же получить-таки именно специальность «лётная эксплуатация летательных аппаратов» приведём список действующих ССУЗов гражданской авиации:

  • лётно-технический колледж (г.Омск);
  • лётно-техническое училище (г.Калуга);
  • лётное училище (г.Сасово, Рязанская обл.);
  • лётное училище (г.Краснокут, Ульяновская обл.);
  • лётное училище (г.Бугуруслан, Оренбургская обл.).

История и традиции

Развитие российской (а затем советской) авиации прошло долгий и славный путь.

Учитывая обстоятельства, в которых оказалась молодая советская республика на заре своего существования, требования к быстрой организации и становлению воено-воздушного флота, а также массовой подготовке лётчиков привели к бурному росту лётных школ.

Начавшись со знаменитого ОСОАВИАХИМа, готовившего молодых пилотов без отрыва от производства и прохождения учёбы в школах, советские ВВС получали лётные училища военной авиации России и других республик по нескольку в год. И подобная тенденция сохранялась как до Великой Отечественной войны, так и во время, и после неё. Максимальное количество лётных школ в определённый момент достигло 69 – готовящих при этом не только пилотов, но и технический персонал. Однако, в связи с серьёзным усложнением не только уровня знаний, требуемого от военного лётчика, но и множества других качеств, связанных с умением быстрого принятия решений и прочих условий, уже в современной России было принято решение оставить подготовку специалистов уровня среднего образования только для гражданской авиации.

Все же военные лётные училища России на протяжении 2008-2009 годов были полностью реорганизованы, с созданием единого управленцеского центрального «ядра» на базе Воронежской военно-воздушной академии им .Ю.А. Гагарина и Н.Е. Жуковского. Получившей при этом название военного научно-учебного центра ВВС Российской Федерации и вместе с ним – все существовавшие институты и училища в виде собственных факультетов, с различными военными направлениями подготовки специалистов. Кроме, разумеется, уже упомянутых училищ гражданской авиации и ДОСААФ.

Выбор училища

При выборе военного лётного училища, разумеется, следует сообразовываться, в первую очередь, с его военной направленностью.

Университет

Поскольку профессии пилота и штурмана всё же отличаются – так же как и немалые отличия существуют между пилотом истребителя и лётчиком дальней авиации. Но, задолго до решения о поступлении в выбранное училище, следует тщательно взвесить и некоторые другие вещи. В числе которых у хорошего будущего пилота обязательно должны присутствовать:

  • отменное состояние здоровья (к сожалению, стать пилотом дано далеко не каждому);
  • очень высокая средняя успеваемость по общеобразовательным предметам;
  • высочайший уровень стрессоустойчивости;
  • готовность работать в команде;
  • отсутствие «розовых очков» — в плане представления о будущей службе, как романтическим полётам по голубому небу.

Автор: Марианна Павлей.

Читайте далее:

Приоритетным направлением деятельности аэроклуба «Аист» стала подготовка пилотов-любителей (частных пилотов), желающих получить PPL (Private Pilot License). Летная школа проводит обучение на учебно-тренировочных самолетах Як-18Т, которые дали путевку в небо не одной тысяче российских и зарубежных летчиков.

Теория и практика летного дела

Курсы учебно-летной подготовки (КУЛП) проходят в два основных этапа: теоретическая и практическая подготовка.

  1. Изучение теории летного дела ведется в Москве, на учебной базе наших партнеров – авиационного учебного центра «Размах Крыльев». Ранее мы преподавали теорию сами, но столкнулись с тем, что нашим курсантам среди недели удобнее посещать вечерние теоретические занятия в Москве.

    Теоретический курс обучения пилотированию включает в себя следующие предметы:

  • воздушное законодательство;
  • практическая аэродинамика;
  • конструкция воздушного судна (ВС);
  • самолетовождение и навигация в небе;
  • конструкция силовой установки ВС;
  • конструкция авиационного и радиооборудования;
  • техническая и летная эксплуатация ВС;
  • аварийно-спасательные средства, их использование;
  • метеорология в авиации;
  • ведение и фразеология радиосвязи;
  • авиационная безопасность и мн.

    Факультеты

    др.

  1. Программа первоначальной летной подготовки в школе пилотов проводится на аэродроме Белоомут с опытным пилотом-инструктором. Курсанты приобретут следующие навыки:
  • наземная предполетная подготовка пилотов-любителей;
  • первичные навыки пилотирования, первый самостоятельный полет;
  • полет на критически низких и высоких воздушных скоростях;
  • исключение эффекта штопора в полете;
  • взлеты и посадки в нормальных условиях и при сильном боковом ветре;
  • распознавание сваливания (начального и развившегося) и выход из него;
  • взлеты/посадки на ограниченных площадках;
  • обучение пилотированию только по приборам;
  • полет по разработанному маршруту по визуальным ориентирам, с использованием методов счисления пути и радионавигационных средств;
  • полет с имитацией аварийной ситуации: отказ двигателя, бортового оборудования и др.;
  • ночные полеты и мн. др.

Порядок и длительность обучения:

  1. Длительность теоретического курса составляет 172 часа (примерно четыре месяца). В конце обучения слушатели проходят тестирование и сдают экзамены по всем теоретическим дисциплинам.
  2. Расчетная длительность летной подготовки – 42 часа. Для эффективного обучения, выработки и поддержки навыков пилотирования необходим регулярный налет не менее двух часов в неделю. В противном случае прогресса не будет, а обучение полетам на самолете и получение свидетельства пилота-любителя затянется на неопределенно долгий срок. После прохождения курса проводятся экзаменационные проверки по самолетовождению и технике пилотирования.
  3. Приступить к выполнению тренировочных полетов в Москве можно одновременно с посещением теоретических занятий.
  4. При положительной сдаче экзаменов по теоретической и летной подготовке документы учлета передаются в Рабочую группу Высшей квалификационной комиссии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Минтранспорта РФ (РГ ВКК).
  5. После прохождения аттестации выпускнику будет вручено свидетельство пилота-любителя PPL (Private Pilot License). С данным документом у вас появляется право летать на частных суднах.

Стоимость обучения

  • Оплата полного курса обучения может производиться целиком или частями, наличным или безналичным расчетом.
  • Стоимость теоретического курса школы пилотов составляет 36000 рублей. Если вы пропустили занятие, то можно без проблем посетить аналогичную лекцию в другой день в другой группе.
  • Средняя стоимость летного курса составляет около 450000 руб. или 180 руб./мин. Окончательная цена зависит от нескольких факторов, среди которых особую роль играют индивидуальные психофизиологические особенности учлета – тип нервной системы, свойства темперамента. Впрочем, практика показывает, что главными являются все же мотивационные особенности – интерес к полетам, желание научиться, а также настойчивость в усвоении учебного материала, регулярность налета. Словом, пилотами не рождаются, а становятся. Мы вам в этом поможем!

Узнать подробности обучения на пилота-любителя и получения PPL (Private Pilot License) можно по телефонам: 8-916-677-55-94 или (49663) 51-800.

Московская Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского

Обсудить на форуме

Адрес академии: 125190, г. Москва, ул. Планетная, дом № 3.

Телефоны: Отдел кадров: (495) 155-1048, 155-1044. Учебный отдел: (495) 155-1080, 155-1173. Группа профессионального психологического отбора: (495) 155-1019.

Сайт академии:  vvia.org

Электронная почта: vvia@inbox.ru

История академии

Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменная академия имени профессора Н.Е. Жуковского — высшее военное учебное заведение, осуществляющее подготовку и переподготовку инженеров для авиации Вооруженных Сил Российской Федерации; научный центр по разработке проблем авиационной техники, ее эксплуатации и боевого применения. Базой академии послужил Московский авиатехникум, организованный в сентябре 1919 г. по инициативе Н.Е. Жуковского в системе Наркомпроса. В июле 1920 г. Московский авиатехникум передан в ведение Главного управления Красного Воздушного Флота. 26 сентября 1920 г. Реввоенсовет Республики в ознаменование 50-летия ученой деятельности Н.Е. Жуковского реорганизовал Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (дата основания академии установлена директивой Генерального штаба Вооружённых Cил № 52 от 17 февраля 1960 г.).
 
23 ноября 1920 г. было утверждено Положение об Институте инженеров Красного Воздушного Флота, что явилось основанием для определения даты ежегодного праздника. Первым ректором института был Н.Е. Жуковский. 8 августа 1922 г. Институт переименован в Академию Воздушного Флота имени профессора Н.Е. Жуковского.

В 1920-1922 гг. академия размещалась в небольшом 2-этажном доме в Малом Козловском переулке, в центре Москвы, но вдали от аэродрома. Летом 1923 г. она переехала в Петровский дворец и бывший ресторан Скалкина вблизи Ходынского аэродрома, что существенно отразилось на улучшении учебного процесса. В Петровском дворце академия просуществовала до 1998 года, после чего штаб академии переехал в здание по улице Планетная, дом 3.

27 сентября 1923 г. за академией закрепляются прилегающие к Петровскому парку территории, на которых в последующие годы строятся учебные и жилые корпуса академии. 2 апреля 1925 г. произведен первый выпуск инженеров-механиков Воздушного Флота.

17 апреля 1925 г. академия переименована в Военную воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского. В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный, который просуществовал до 1927 г. и в 1930 г. вновь открыт). 29 января 1927 г. произведен первый выпуск слушателей командного факультета.

В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились еще четыре: авиационного вооружения (1934 г.); оперативный (1935 г., проработал 2 года и вновь окрылся в 1939 г.); заочного обучения (1937 г.), штурманский (1938 г.).

В эти же годы воспитанники и сотрудники академии приняли непосредственное участие в героических делах того времени:
   — рекордный подъём в стратосферу (свыше 19 км) в составе экипажа стратостата "СССР-1" (1933 г.);
   — спасение экспедиции парохода "Челюскин" со льдины в Карском море лётчиками — первыми Героями Советского Союза — выпускниками академии;
   — участие начальника кафедры штурманской службы А.В. Белякова в Чкаловском перелёте из Москвы в США через Северный полюс (1937 г.);
   — флагштурманом воздушного рейса по высадке экспедиции И.Д. Папанина на Северный полюс в 1937 г. был И.Т. Спирин (с 1938 г. начальник штурманского факультета);
   — получившая в академии путёвку в авиацию М.М. Раскова участвовала в качестве штурмана в беспосадочном перелете женского экипажа из Москвы на Дальний Восток (1938 г.).
 
29 марта 1940 г. из состава академии выделились оперативный, командный и штурманский факультеты, образовав Военную академию командно-штурманского состава с месторасположением в поселке Монино Московской области (ныне Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина). До начала 30-х годов академия была первым и единственным высшим авиационным учебным заведением в СССР, готовившим командиров и инженеров для авиации ВС, инженеров для авиационной промышленности и научно-исследовательских учреждений гражданской авиации.

Усложнение авиационной техники требовало осуществлять подготовку по новым специальностям. В апреле 1941 г. сформирован факультет электроспецоборудования.

В связи с началом Великой Отечественной войны академия 26 июля 1941 г. начала эвакуацию в г. Свердловск, где уже через неделю после прибытия возобновила учебный процесс. Одновременно, по потребностям фронта, прошел ряд ускоренных выпусков инженеров. В Москву академия вернулась в 1943 г. Всего за годы войны было выпущего почти две с половиной тысячи военных авиационных инженеров, не считая окончивших различные курсы переподготовки кадров при академии.

Училища авиации, университеты авиации, колледжи авиации.

Кроме того, учёные академии оказали большую помощь фронту такими разработками, как совершенствование эксплуатации авиатехники и вооружения в полевых и зимних условиях, размагничивание бронекорпусов самолётов-штурмовиков, новые фугасные авиабомбы и кумулятивные боеприпасы, методы повышения точности бомбометания, выбора оптимальных режимов полета и работы двигателя для увеличения дальности.

В августе 1946 г. сформирован радиотехнический факультет.

В первые послевоенные годы была развернута работа по подготовке специалистов реактивной авиации, средствам радиоэлектронной борьбы и автоматизированным системам управления.

В 1976 году академия наряду с традиционной подготовкой военных авиационных инженеров перешла на подготовку руководящего инженерного состава для частей, соединений и объединений ВВС.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ, Постановление Правительства РФ от 29 августа 1998 г. № 1009), но в 2002 году вновь было возвращено название Военно-воздушная инженерная академия (Постановление Правительства РФ от 26 июня 2002 г. № 464) и имя профессора Н.Е. Жуковского (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 807).

Широко известны Генеральные конструкторы авиационной техники – выпускники академии: С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, А.С. Яковлев, Н.Д. Кузнецов, С.К. Туманский. В академии работали известный творец ракетных двигателей – В.П. Глушко, Генеральные конструкторы авиадвигателей – В.Я. Климов и А.А. Микулин. Академию окончили сподвижник С.П. Королева – М.К. Тихонравов, создатель авиационного дизеля – А.Д. Чаромский. Получили инженерную подготовку многие летчики-испытатели. Среди них: Г.А. Седов, В.С. Ильюшин, С.А. Микоян, А.Г. Кочетков.

Среди воспитанников и профессорско-преподавательского состава академии 11 дважды Героев Советского Союза, 109 Героев Советского Союза и России, 29 Героев Социалистического Труда (из них — 1 трижды и 9 — дважды). В академии подготовлено 600 доктора наук, свыше 3000 кандидатов наук; 206 воспитанников и сотрудников академии являются лауреатами Ленинской и Государственной премий СССР и России. В 1993 г. учреждено звание Почетного профессора ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского. За это время звание было присвоено 26 лучшим профессорам академии. 

Академия готовит инженеров по следующим специальностям:

 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».
«Робототехнические системы авиационного вооружения».
«Электроника и автоматика физических установок».
«Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов».
«Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».
«Метрология и метрологическое обеспечение».
«Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования».
«Средства радиоэлектронной борьбы».
«Исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами».

В настоящее время обучение в академии осуществляют более 100 докторов и 420 кандидатов наук, свыше 80 профессоров, 130 доцентов и старших научных сотрудников, 6 лауреатов гос. премий, 18 заслуженных деятелей науки и техники РФ. Все они продолжают традиции основоположников научных школ и проводят фундаментальные научные исследования перспектив развития военной авиации.

Условия приема

(для офицеров со средней военно-специальной подготовкой)

В Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е.Жуковского для получения полной военно-специальной подготовки подлежат отбору офицеры, состоящие на действительной военной службе в Вооруженных Силах РФ, имеющие среднюю военно-специальную подготовку (среднее профессиональное образование) по родственной (смежной) гражданской специальности, в воинских званиях «старший лейтенант» и выше, имеющие право заключить контракт на время обучения в вузе и пять лет военной службы после его окончания.

Офицеры, желающие поступить в академию и удовлетворяющие условиям приема, до 1 января, предшествующего года поступления, подают рапорта по команде, в котором указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и с какого года, год и месяц рождения, общее и военное образование и специальность, по которой он желает обучаться.

К рапорту прилагаются: копии документов об образовании, три заверенные фотографии (без головного убора, размером 4,5 x 6 см.)

Подлинный документ об образовании представляется в приемную комиссию по прибытии.

Предварительный отбор офицеров на учебу в академию проводится постоянно действующими аттестационными комиссиями воинских частей на конкурсной основе до 20 января года поступления с учетом результатов их служебной деятельности.

Личные дела офицеров, предварительно отобранных в качестве кандидатов для поступления в академию с документами (протокол заседания аттестационной комиссии, служебные карточки, карта окончательного медицинского освидетельствования, справка о форме допуска, рапорт, копии документов об образовании, фотографии) направляются соответствующими кадровыми органами в академию до 20 мая года поступления.

Профессиональный отбор кандидатов осуществляется приемной комиссией академии и включает:

определение годности кандидатов к поступлению по состоянию здоровья;
определение категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования;
оценку уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов;
оценку уровня физической подготовленности кандидатов.    
  
Оценка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов в академию проводятся по следующим предметам: математика (письменно);  физика (письменно); русский язык (письменно, изложение).

Приемная комиссия академии работу по профессиональному отбору проводит в период с 01 июля по 20 июля.

Результаты уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов, категории профессиональной пригодности и уровня физической подготовленности кандидатов определяются оценками: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Офицеры, получившие неудовлетворительную оценку по одному из пяти элементов вступительных испытаний или признанные не годными к поступлению в вуз по состоянию здоровья, подлежат откомандированию к местам прохождения ими военной службы.

Решение о приеме на учебу в вузы офицеров для получения полной военно-специальной подготовки на основании рассмотрения конкурсных списков принимается приемной комиссией военно-учебных заведений.

Сумма баллов в конкурсном списке складывается по результатам вступительных экзаменов, оценок категории профессиональной пригодности и уровня физической подготовленности кандидатов.

Офицеры, имеющие среднюю военно-специальную подготовку (среднее профессиональное образование) и окончившие эти учреждения с отличием, проходят собеседование по соответствующим предметам выносимым на экзамены. Офицерам не прошедшим собеседование, предоставляется право сдавать экзамены по общеобразовательным предметам на общих основаниях.

Очередной отпуск офицерам-кандидатам на учебу предоставляется с таким расчетом, чтобы он был использован ими до начала сдачи экзаменов.

Перед убытием в академию офицеры-кандидаты на учебу сдают установленным порядком занимаемые ими должности, но из списков частей до зачисления их слушателями не исключаются.

Научно-исследовательские институты и центры авиационные — организации, проводящие теоретические и экспериментальные исследования в различных областях авиационной науки и техники. Сфера их деятельности охватывает аэродинамику, динамику полёта и системы управления летательных аппаратов, конструкционные материалы и прочность авиационных конструкций, силовые установки и бортовое оборудование летательных аппаратов, вопросы эксплуатации авиационной техники и т. д.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

В задачи авиационных Н.-и. и. и ц. входит определение перспективных направлений развития авиационной техники, изыскание новых эффективных методов и средств совершенствования летательных аппаратов и внедрение их в практику авиастроения, научное (в том числе экспериментальное) обеспечение опытно-конструкторских работ по созданию новой авиационной техники и т. п. Для выполнения этих задач исследовательские организации имеют развитую (во многих случаях уникальную) экспериментальную базу.
Первые организации такого профиля появились в начале XX в. Создание их в России связано с именем Н. Е. Жуковского — организованы первые аэродинамические лаборатории в Московском университете (1902) и Императорском техническом училище (1910), а в 1904 в Кучине под Москвой основан первый специализированный Аэродинамический институт. Также по инициативе Жуковского в 1918 был учреждён Центральный аэрогидродинамический институт. В последующий период в ходе развития отечественной авиации и авиационной промышленности сеть научно-исследовательских институтов авиационного профиля в СССР непрерывно расширялась. Были созданы Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, Центральный институт авиационного моторостроения, Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов, Лётно-исследовательский институт, Государственный союзный сибирский научно-исследовательский институт авиации, Научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства, Всесоюзный институт лёгких сплавов, Научно-исследовательский институт авиационного оборудования, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем и ряд других научно-исследовательских организаций.
Также к началу XX в. относится зарождение авиационных Н.-и. и. и ц. за рубежом. В 1909 основали аэродинамические лаборатории Л. Прандтль в Гёттингене, А. Г. Эйфель и О. Рато в Париже. В 1915 в США был образован Национальный консультативный комитет по аэронавтике (National Advisory Committee for Aeronautics, NACA), под эгидой которого стали формироваться исследовательские центры. В 1958 он был реорганизован в Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Одним из старейших является Королевский авиационный научно-исследовательский институт в Великобритании, образованный в 1918 на базе Королевского авиационного завода (Royal Aircraft Factory), на котором к тому времени получили широкое развитие проектные и исследовательские работы. Крупными исследовательскими организациями являются также Национальное управление авиационно-космических исследований во Франции и Научно-исследовательский институт авиации и космонавтики ФРГ. Подобные организации широкого профиля были созданы и во многих других странах: в Индии — Национальный авиационный институт (National Aeronautical Laboratory), основан в 1959; в Канаде — Национальный авиационный научно-исследовательский институт (National Aeronautical Establishment), основан в 1951; в КНР — Китайский аэродинамический научно-исследовательский центр (China aerodynamics research and development centre), образован в 1976; в Нидерландах — Национальный научно-исследовательский институт по авиации и космонавтике (National Luchten Ruimtevaar-laboratorium), основан в 1919; в Польше — Институт авиации (Instytut Lotnictwa), основан в 1926; в Румынии — Национальный институт научных и технологических исследований (Institut National de Creation Scientifique et Technique); в Чехословакии — Авиационный исследовательский и испытательный институт (Vyzkumny a Zkusebni Letecky Ustav), основан в 1922; в Швеции — Авиационный научно-исследовательский институт (Hygtekniska Forsoksantalten), основан в 1940; в Югославии — Институт воздухоплавательной техники (Vazduhoplovna tehnic’ki institut), основан в 1946; в Японии — Национальный институт по авиации и космонавтике (National Aerospace Laboratory), основан в 1955. И в указанных выше и в других зарубежных странах существуют научно-исследовательские организации более узкой специализации, работающие в области авиации и космонавтики.

Метки:Исследования, Наука, НИИ

admin