Хищение государственного имущества

Хищение государственного имущества

Внимание! В этом тексте не проставлен шаблон заголовка.Тексты, включенные в Викитеку, должны иметь заполненный шаблон {{Отексте}} ({{Обавторе}} — для страниц авторов) или один из более специальных шаблонов аналогичного назначения (см. Шаблоны:Заголовки).
Вы можете отредактировать эту работу, добавив соответствующий шаблон и убрав это предупреждение.

Глава вторая. Преступления против социалистической собственности Статья 89. Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи Тайное похищение государственного или общественного имущества (кража) — наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года. Кража, совершенная повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или с применением технических средств, — наказывается лишением свободы на срок до шести лет. Кража, совершенная особо опасным рецидивистом или в крупных размерах, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой. Примечание. Повторным в статьях 89, 90, 92 и 93 признается преступление, совершенное лицом, ранее совершившим какое-либо из преступлений, предусмотренных этими статьями либо статьями 77, 91, 144 — 147 настоящего Кодекса.

Статья 90. Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем грабежа Открытое похищение государственного или общественного имущества (грабеж), совершенное без насилия, — наказывается лишением свободы на срок до четырех лет или исправительными работами на срок до одного года. Грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни и здоровья, либо совершенный по предварительному сговору группой лиц, либо повторно, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет. Грабеж, совершенный особо опасным рецидивистом или в крупных размерах, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Статья 91. Разбой с целью завладения государственным или общественным имуществом Нападение с целью завладения государственным или общественным имуществом, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению, или с угрозой применения такого насилия (разбой), — наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Те же действия, если они совершены: а) по предварительному сговору группой лиц; б) с применением оружия или других предметов, используемых в качестве оружия; в) с причинением тяжких телесных повреждений; г) особо опасным рецидивистом; д) лицом, ранее совершившим разбой с целью завладения государственным или общественным имуществом или личным имуществом граждан, либо бандитизм, а равно е) если эти действия были направлены на завладение государственным или общественным имуществом в крупных размерах, — наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет со ссылкой или без таковой, с конфискацией имущества или без таковой.

Статья 92. Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления служебным положением Присвоение, либо растрата государственного или общественного имущества, вверенного виновному, а равно завладение с корыстной целью государственным или общественным имуществом путем злоупотребления должностного лица своим служебным положением — наказывается лишением свободы на срок до четырех лет, или исправительными работами на срок до одного года, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, — наказываются лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового. Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, причинившие крупный ущерб государству или общественной организации, — наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 93. Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем мошенничества Завладение государственным или общественным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) — наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года. Мошенничество, совершенное повторно или по предварительному сговору группой лиц, — наказывается лишением свободы на срок до шести лет. Мошенничество, причинившее крупный ущерб государству или общественной организации или совершенное особо опасным рецидивистом, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Статья 94. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием Причинение имущественного ущерба государству или общественной организации путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения — наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или увольнением от должности либо влечет применение мер общественного воздействия.

Статья 95. Вымогательство государственного или общественного имущества Требование передачи государственного или общественного имущества или права на имущество под угрозой насилия над лицом, в ведении или под охраной которого находится это имущество, насилия над его близкими, оглашения позорящих сведений о нем или его близких или истребления их имущества (вымогательство) — наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.

Статья 96. Мелкое хищение государственного или общественного имущества Мелкое хищение государственного или общественного имущества путем кражи, мошенничества, присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением, совершенное лицом, которое уже подвергалось мерам общественного воздействия за мелкое хищение или хотя и не подвергалось таким мерам, но совершало мелкие хищения более двух раз, а равно совершенное лицом, к которому по обстоятельствам дела меры общественного воздействия не могут быть применены, — наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок.

Статья 97. Присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного государственного или общественного имущества Присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного ценного имущества, заведомо принадлежащего государству или общественной организации, — наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев или исправительными работами на срок до одного года либо влечет применение мер общественного воздействия.

Статья 98. Умышленное уничтожение или повреждение государственного или общественного имущества Умышленное уничтожение или повреждение государственного или общественного имущества — наказывается исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до ста рублей, или возложением обязанности загладить причиненный вред. Умышленное уничтожение или повреждение государственного или общественного имущества, совершенное путем поджога или иным общеопасным способом, или повлекшее человеческие жертвы, или причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия, а также умышленное уничтожение или существенное повреждение лесных массивов путем поджога — наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Статья 99. Неосторожное уничтожение или повреждение государственного или общественного имущества Неосторожное уничтожение или повреждение государственного или общественного имущества, повлекшее человеческие жертвы или иные тяжкие последствия, а также уничтожение или существенное повреждение лесных массивов в результате небрежного обращения с огнем или источниками повышенной опасности — наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года.

Статья 100. Недобросовестное отношение к охране государственного или общественного имущества Недобросовестное отношение лица, которому поручена охрана государственного или общественного имущества, к своим обязанностям, повлекшее расхищение, повреждение или гибель этого имущества в крупных размерах, при отсутствии признаков должностного преступления, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на срок до одного года, или общественным порицанием.

Статья 101. Преступления против государственной или общественной собственности других социалистических государств Преступления против государственной или общественной собственности других социалистических государств, совершенные в отношении имущества, находящегося на территории РСФСР, — наказываются соответственно по статьям настоящей главы.

Хищение – это изъятие чужого имущества незаконным способом при наличии преступного умысла. Кража является частным случаем хищения. Данное преступление подразумевает скрытность преступления, т. е. тайное совершение. Имущество, которое тайно похищается преступником, может быть любой формы собственности – от частной до государственной.

Ответственность за подобное преступное деяние рассматривается Уголовным Кодексом (УК) РФ в статье 158.

К формам хищения также относят присвоение чужой собственности посредством обмана или злоупотребления служебным положением. Уголовным кодексом данное преступление трактуется как мошенничество и описывается 159 статьей.

Отличие кражи от присвоения и растраты

Обратите внимание Наказание за нецелевое использование бюджетных средств по ст.285.1 — штраф до полумиллиона, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. Подробнее читайте

Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК).

Предметом преступлений по вышеуказанным статьям является имущество, не принадлежащее обвиняемому по праву собственности. Если при краже (ст. 158) предметом преступного деяния выступает имущество в его материальном выражении, то ст. 159 подразумевает, что предметом хищения может выступать как само имущество, так и право на него.

Объективная сторона преступного деяния:

  • кража (ст. 158) – хищение имущества;
  • мошенничество (ст. 159):
    1. хищение;
    2. приобретение права.

Способ совершения преступления:

  • кража – тайное хищения имущества;
  • мошенничество:
    1. получение имущества (или права на него) посредством обмана,
    2. получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.

Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.

Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.

Рассмотренные преступления одинаково часто встречаются как в сфере частной собственности, так и в государственной. Воровство в России среди чиновников приобрело беспрецедентные масштабы. Отличительными квалифицирующими признаками хищения госимущества и бюджетных средств являются:

  • использование при совершении преступления служебного положения;
  • крупные и особо крупные размеры хищения, т. е. свыше 3 и 12 миллионов рублей соответственно.

Меры ответственности за хищение госимущества

Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража».

Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ, в зависимости от размера хищения.

Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:

Статья УК РФ Состав и квалификация преступления Меры наказания
158.1 тайное хищение
  1. штраф до 80 тыс. рублей или доход осужденного до 6 мес.;
  2. обязат. работы до 360 часов;
  3. исправ. работы до 12 мес.;
  4. принуд. работы, либо огранич. свободы, либо лишение свободы до 2 лет;
  5. арест до 4 мес.
158.2 то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение
  1. штраф до 200 тыс. рублей или доход за 1,5 года;
  2. обязат. работы до 480 часов;
  3. исправ. работы до 2 лет;
  4. принуд. работы, либо лишение свободы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1 года
158.3 тайное хищение в крупном размере
  1. штраф до 500 тыс. рублей или доход до 3 лет;
  2. принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1,5 лет;
  3. лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и возможным органич. свободы до 1,5 лет
158.4 тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет
159.3 хищение имущества с использованием служебного положения
  1. штраф до 500 тыс. рублей или заработок за 3 года;
  2. принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 2 лет;
  3. лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и с возможным огранич. свободы до 1,5 лет
159.4 то же деяние в организованной группе или в особо крупном размере лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей и возможным огранич. свободы до 2 лет

Пример из судебной практики

Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4, а именно – лишение свободы на 5 лет.

Хищение государственного имущества статья УК РФ имеет важное значение для государства.Статьи УК РФ за хищение, по которым злоумышленники несут наказание– давняя проблема для Российской Федерации. Особенно широкомасштабно разворовывались ресурсы страны в 90-х, когда страна лишилась огромного количества гигантских предприятий, земель, отдав их практически за бесценок в руки предприимчивых бизнесменов.

Понятие хищения

На данный момент воровство сбавило сумасшедший темп, но стало системным, осуществляя захват гос.собственности по отработанным, налаженным схемам. Основной элемент в мошеннических манипуляциях с гос. имуществом – люди, способные использовать своё служебное положение для достижения личных выгод и связанных с ними предпринимателей.

Разрабатывая и реализуя эффективную политику в сфере борьбы с хищениями, перед законодателем и правоприменителем стоят следующие задачи:

  • работа в сфере законодательной базы, т.е. разработка законов, регулирующих управление собственностью страны и сделками в отношении гос.ресурсов;
  • подготовка эффективных экономических реформ, повышение качества законодательных антикоррупционных мероприятий;
  • эффективное применение существующей законодательной базы для раскрытия преступлений, грамотная классификация действий нечестных чиновников и бизнесменов, точное определение хищения государственного имущества статья УК РФ;
  • повышение подготовки правоохранительных органов, обеспечение возможности борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Одним из методов похищения собственности является её продажа по бросовой цене, которая объясняется тем, что действительная её стоимость не равна рыночной.

Разворовывание бюджетных средств происходит путём договорного участия в конкурсах на проведение работ или оказание услуг. «Победитель» подставного тендера получает сумму, выделенную властями страны на определённые задачи, а тратит на проведение работ/оказание услуг в 2 раза меньше денег.Что сказывается на сроках и качестве работ/услуг– вот и кража государственного имущества статья 159 ч.5 УК РФ, по которой выполнение работ низкого качества из-за снижения их стоимости стало частичным невыполнением обязательств по договору.

Часто применяется передача руководителями организаций средств коммерческим организациям, которые возглавляют их родственники.Спортивное стремление получить максимальную выгоду из сделки – вполне понятное желание любого предпринимателя. Бизнес не обязан заботиться о выгоде второго участника сделки – государства.

О рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств обязаны заботиться власти, заключающие подобные соглашения, конкретнее люди, наделённые полномочиями по организации расходования ресурсов.

Проблема именно в том, что эти уполномоченные лица злоупотребляют своим положением для достижения личных целей. Складывается ситуация, когда от сделки выигрывает подрядчик и конкретный чиновник, но не государство.

Контроль при борьбе с похищением и растратой гос. собственности

Несмотря на то что госимущество по закону должно охраняться также как и другие формы собственности, оно отличается от частной собственности методами использования, назначением.Поэтому укрепление контроля и уголовно-правовой охраны – приоритеты при борьбе с похищением и растратой гос. собственности. Не зря исследователи считают, что имущественные отношения, участником которых является государство, имеют особенности, в результате чего складываются предпосылки для признания их самостоятельным видом отношений.

Меры по контролю сделок, совершённых на заведомо невыгодных условиях, проводились ещё в 1922 году при РСФСР. По Уголовному кодексу тех лет существовала статья, подразумевающая ответственность предпринимателя, заключившего договор с властями и не выполнившего свои обязательства по нему в силу недобросовестного отношения к своим обязательствам.

Система действующих рыночных отношений сказалась на развитии экономики и на формировании отношения к государственному имуществу со стороны бизнеса. В данной системе каждый бизнесмен заинтересован в первую очередь в получении прибыли, а не в честной сделке.

Бизнес необходим государству для решения экономических задач и развития, но он требует работы под жёстким контролем, постоянного мониторинга ситуации для оперативного воздействия на «правила игры», которые исключают возможность растраты средств впустую и помогут наладить эффективное сотрудничество между властями и предпринимательством.

То есть, такая трактовка формально декриминализировала злоупотребление служебными правами для лиц, занимающих положение с такими полномочиями, злоупотребление которыми способствует организации преступления, что привело к проведению незаконной приватизации национальных предприятий. В таком же виде понятие существует в нынешнем Уголовном кодексе ст. 158 примечание 1.

По закону, на основании признака «противоправности», классифицированы следующие разновидности хищения:

  1. Растрата.
  2. Кража.
  3. Грабёж.
  4. Присвоение.
  5. Мошенничество.

Развитием среды для процветания коррупции и краж в 90-е годы послужила некачественная разработка законодательной системы, которая приняла понятие «хищение» в такой формулировке, цитата: «согласно федеральному закону от 01.07.1994 понятие хищения обозначало противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, совершённое в корыстных целях».

По мнению части экспертов-правоведов, УК РФ компенсирует отсутствие акцента на хищении государственной собственности следующими статьями, накладывающими ответственность на чиновников и должностных лиц:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 286 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 285 УК РФ).

Рассматривая термин «хищение», следует обратиться к опыту законотворчества в СССР. Трактовку можно найти в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. По логике документа определена ответственность за растрату, кражу, присвоение или другое похищение гос. имущества. Интересный факт, вытекающий из данного документа: правоприменитель вправе классифицировать как похищение всякие методы захвата национальной собственности, даже не определённые Уголовным кодексом напрямую.

Статистика по применению 285 ст. УК РФ, по данным сайта «Росправосудие»:

  • 2010г. – 7 676 дел, из которых 994 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1132), Ставропольский край (289), Саратовская область (286);
  • 2011г. –14 895 дел, из которых 2391 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1791), Красноярский край (617), Саратовская область (556);
  • 2012г. –14 260 дел, из которых 2382 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1604), Красноярский край (531), Московская область (519);
  • 2013г. – 11 627 дел, из которых 72 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1257), Республика Хакасия (488), Красноярский край (466).

Очевидный минус: трактовка не делает акцент на правонарушении (завладение, похищение) в отношении гос. имущества при содействии должностного лица, злоупотребляющего своими рабочими функциями, правонарушение в отношении государственного имущества не получает особого статуса, так как все формы собственности должны охраняться на равных правах.

Представлено количество возбуждённых уголовных дел в первой инстанции суда, касаемо 286 ст. УК РФ:

  • 2010г. –6 279 дел, из которых 754 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (189), Ростовская область(173), Краснодарский край(167);
  • 2011г. – 12 063 дел, из которых 1983 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Москва (687), Московская область (66), Красноярский край (529);
  • 2012г. –11 530 дел, из которых 2170 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (606), Ростовская область(587), Красноярский край (524);
  • 2013г. –9 448 дел, из которых 55 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Ростовская область (525), Краснодарский край(432), Красноярский край (404).

Сложно говорить об эффективности применения данных нормправоприменителем: многочисленные выявленные случаи кражи гос. средств (например, растраты на строительство к Олимпиаде в Сочи) остаются безнаказанными до сих пор. Одной из мер, предложенных правоведами, является усовершенствование определения, дополнив его указанием способов хищения, в том числе со злоупотреблением служебными функциями.

Ответственность должностных лиц по УК РФ

Основными регуляторами действий должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственную, экономическую функцию со стороны государства, выступают статьи 285 и 286 УК РФ. По данным правовым нормам, ответственность предусматривается при злоупотреблении своими обязанностями (т.е. когда человек использует свои рабочие обязанности для достижения цели, при этом злоупотребление может заключаться и в проявляемом бездействии со стороны человека) и превышении полномочий (т.е. выход за рамки своих рабочих обязанностей).

Иногда классифицировать деяние по какой-либо из данных норм затруднительно. Правоприменители часто спотыкаются о признак «корыстной заинтересованности» при назначении статьи о злоупотреблении. Например, обвиняется государственный эксперт в том, что выдача его заключений по какому-либо вопросу проводилась с нарушениями. Выдавал заключения без оформления необходимой документации: статья 286 – превышение.

Но можно ли классифицировать его действия по данной норме, с учётом того, что эксперт обладает правом выдавать заключения, т.е. это входит в его полномочия? Правоприменитель отталкивается в конкретной ситуации от отсутствия корыстного интереса эксперта, но ведь виновный действовал согласно своим обязанностям, скорее злоупотребляя ими, выдавая заключения без должного правового оформления.

При применении наказания за мошенничество, выделяют следующие признаки правонарушения:

  1. Лицо заведует гос. имуществом в силу своего положения.
  2. Полномочия данного лица предусматривают возможность распоряжаться собственностью при помощи/через других лиц.
  3. Кража совершена обманным путём с использованием своих должностных правомочий.

Помимо указанных статей, законодателем предусмотрено выделение признака хищения с использованием своей должности в статьях за мошенничество, растрату и присвоение.

Растрата или присвоение с использованием служебного положения имеют схожие признаки:

  1. Правомочия использованы для реализации акта похищения.
  2. Лицо заведует имуществом, материально ответственно за расход.
  3. По своей службе лицо имеет функции по использованию государственного имущества.

Признаком, квалифицирующим вышеперечисленные правонарушения, является наличие и использование служебных функций. Это приводит к тому, что преступления приобретают дополнительный объект – интересы государства, организации, которые злоумышленник нарушает своими действиями.

Соответственно, правовой подход к формированию данной нормы должен учитывать специфику преступлений такого рода.

Проблематика определения субъекта при правонарушениях, связанных с использованием должностных полномочий

При изучении особенностей данного вида правонарушений,совершённых лицами, занимающими определённое служебное положение, возникает сужение понятия субъекта правонарушения и сужение определения способа мошенничества, так как налагаются дополнительные признаки.А именно: наличие служебного положения и доказательства использования должностных функций при реализации преступления.

В мире исследователей-правоведов на тему похищения с использованием служебного положения сложились две точки зрения касательно формулировки «хищения» в Уголовном кодексе:

  • поддержка отказа законодателя от восприятия и понимания хищения со злоупотреблением рабочих правомочий как от самостоятельной разновидности хищения. Главный аргумент сторонников данной позиции – суть такого правонарушения, как похищение, мошенничество или растрата, остаётся все той же, без привязки к использованию лицом служебных функций;
  • отрицание данной трактовки: использование должностного положения особо характеризует правонарушение.Не ставит его на одну доску с кражей или растратой – содержание методов хищения затрагивает вопросы, связанные с наличием должностных функций (обман подчинённых, кража имущества, находящегося в ведении преступника, наличие возможности отдавать распоряжения людям, несущим материальную ответственность за ресурс).

Отсутствие точных формулировок и единого мнения на этот предмет, разделило правоведов на три лагеря, дискутирующих по поводу субъекта правонарушения в данном случае.

Три точки зрения правоведов на понимание понятия субъекта, совершающего преступления с использованием должностных функций:

  1. Чаще всего судебная практика придерживается определения, под которое попадают как граждане, реализующие функционал представителей власти, работающие в государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях, институтах, так и лица, занимающиеся управлением в коммерческих организациях, не связанных с государством.
  2. Субъектами считаются лица, обладающие управленческим функционалом в коммерческих организациях.
  3. По третьей точке зрения, помимо вышеперечисленных типов должностных лиц, под определение попадают обыкновенные служащие (независимо от того работают они на государство или коммерческую организацию) без управленческого функционала.

Исследователи дают такой комментарий: субъект не просто должен совершить правонарушение, обладая некими, позволяющими организовать кражу средств полномочиями, а совершить противоправное действие, используя их при организации акта хищения.

Больше спорных вопросов вызывает тема об условиях, при которых можно точно определить факт правонарушения с использованием служебных полномочий: зачастую лица, занимающие какую-либо должность, обвиняются правоприменителем в использовании служебных функций, независимо от того, задействовали ли они свои полномочия при реализации правонарушения или нет.

Следуя букве закона, необходимо отметить, что реализация своих функций для организации правонарушения на этапе подготовки к нему (например, создание «липовой» справки о доходах для того, чтобы в будущем использовать этот документ для получения социальной выплаты) не даёт права говорить о расхищении с использованием служебных функций. Классифицировать преступление можно только тогда, когда изъятие и незаконный расход средств стал уже фактом, вытекающим из реализации своих полномочий.

Антикоррупционные мероприятия как способ решения проблемы хищения государственной собственности

Экономическое благополучие страны напрямую связано с уровнем коррупции, мерами противодействия взяточничеству, мошенническим схемам, разворовыванию богатств и ресурсов государства.

Причинами сложившийся ситуации можно назвать:

  1. Отсутствие эффективных экономических реформ.
  2. Процесс криминализации верхов российского общества.
  3. Сращивание нелегального капитала с бизнесом, интеграция в государственные структуры предпринимателей, незаконно наживших богатства.
  4. Рост аппарата чиновников.

Разработка и реализация программ, регулирующих уровень коррупции, – приоритетная задача государства, ведь на сегодняшний день коррупция является проблемой национального масштаба.

Урон, наносимый воровством, выражен в следующих цифрах:

  • ежегодно экономика страны теряет примерно 400 миллиардов долларов;
  • бюджеты ряда правительственных программ разворовываются на 70%;
  • минимум 45% денег на развитие социальной инфраструктуры фактически украли.

На данный момент разработаны некие стратегически-программные меры, направленные на решение проблемы. Они являются как бы узаконенным планом действий государства по борьбе с коррупцией, составленным с учётом международных и внутренних норм, содержащим перечень необходимых задач, разработанные и утверждённые варианты мероприятий по решению вопроса.

Такими программными документами являются «Стратегия национальной безопасности РФ» и «Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы».

Приблизительная статистика по ситуации со взяточничеством такова:

  1. Треть прибыли крупных предпринимателей уходит в карман чиновникам разного уровня.
  2. Самые «хлебные» для получения взятки места – таможня и гос.компании.
  3. Социологические опросы экспертов показывают, что половина опрошенных респондентов готовы дать взятку для достижения своих целей в государственных органах, что красноречиво говорит о том, что общество фактически приводит к образованию «Культуры дачи взятки».

В правовом поле решением проблемы власти занимаются с начала 2000-х. Разработано два федеральных закона «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Положительным моментом можно считать криминализацию действий посредников, участвующих в организации взятки.

При должной защите интересов государства можно добиться впечатляющих результатов, положительно влияющих на экономику страны и уровень жизни её граждан:

  • снижение инфляции;
  • увеличение рабочих мест;
  • рост среднего дохода населения на 10%;
  • рост ВВП;

Коррупция напрямую связана со злоупотреблением чиновников своими служебными функциям, превышением полномочий и ведёт к хищению госимущества в особо крупном размере, обнищанию минимум 80% процентов населения.

Поэтому возникает вопрос: достаточно ли правоприменителю вышеперечисленных норм наказания? Судя по ежегодному росту «угона» денежных средств, напрашивается вывод о низкой эффективности применения закона, необходимости его дополнения, возможно ужесточения мер наказания в отношении гос. собственности.А главное, необходимо добиться регулярной и грамотной реализации мер по отношению к правонарушителям.

Многие эксперты сходятся в том, что создание правовой нормы, регулирующей действия чиновников, выполняющих государственную функцию – необходимая мера при борьбе с коррупцией и защите гос. имущества.

Именно чиновник, злоупотребляющий своим положением, является субъектом коррупционного правонарушения, действующим вопреки интересам общества и государства. Мероприятия по борьбе с коррупционерами и коррупционными отношениями должны проводиться на всех уровнях (от местного до федерального), при активном участии всех общественных институтов и организаций, органов власти.

Присвоение и растрата по УК РФ – это отдельные формы хищения имущества, характеризующиеся определенными признаками изъятия и дальнейшего использования предметов посягательства.

Внимание! Объединение двух преступных деяний в одну статью УК РФ обусловлено особым отношением преступника к имуществу (объекту деяния), выражающееся в том, что оно ему вверено.

В случае, если преступник воспользовался своими служебными полномочиями, чтобы похитить имущество или денежные средства, суд может дополнительно вменить ему статью за превышение должностных полномочий https://lexconsult.online/8617-prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochii

Предмет приобретает статус «вверенного», если оно передается собственником конкретному лицу, дополнительно получающему некоторые юридические правомочия:

  • пользование,
  • хранение,
  • извлечение полезных свойств,
  • заключение договоров доставки и др.

Понятие и особенности преступлений

Присвоение по УК РФ – противозаконное обращение преступником, преследующим корыстную цель, вверенных ему предметов. Особенностью преступления выступает использование предметов посягательства против воли их собственника.

Растрата по УК РФ – противозаконное потребление, расходование или передача преступником вверенных ему предметов. Если присвоение характеризуется как удержание, то растрата может рассматриваться в практическом смысле, как издержание (например, продажа, дарение и др.).

Отличия рассматриваемых деяний представлены в таблице:

Критерий сравнения Присвоение Растрата
Суть деяния противозаконное владение обращение в собственную пользу (преступника) или третьих лиц
Момент признания деяния оконченным в момент изъятия и обособления предметов от общей массы и присоединения их к личному имуществу в момент противоправного распоряжения вверенным имуществом (т.е. завершение процесса его отчуждения)
Рассмотрение в практическом смысле удержание издержание

Состав преступных деяний

Несмотря на то, что растрата и присвоение выступают самостоятельными (отдельными) преступлениями, они объединены по составу.

Состав преступления по ст. 160 УК РФ:

  1. Субъект. Им является лицо, получившее имущество от юридического или физического лица, являющегося собственником.
  2. Субъективная сторона. Вина, выражающаяся прямым умыслом. Важно, что преступником движет корыстная цель.
  3. Объект. Вверенное имущество, которым могут выступать движимые и недвижимые предметы.
  4. Объективная сторона. Под ними рассматриваются способы совершения преступления (например, передача имущества в счет собственного долга).

Отдельными пунктами ст. 160 УК РФ выделены признаки, отягчающие ответственность преступника (к ним относится применение служебного положения, осуществления деяния в составе организованной группы и др.).

Применяемые санкции

Наличие состава преступления присвоения или растраты – правовое основание привлечения виновного гражданина к ответственности.

Рассмотрим применяемые санкции подробнее

Обратите внимание Согласно ст. 158 УК РФ, за хищение бюджетных средств, применяются санкции, начиная от штрафа 80 тыс. руб и до лишения свободы на срок до 10 лет (в случае совершения деяния в организованной группе или в особо крупном размере). Подробнее читайте в этой статье

  1. Присвоение или растрата (общая конструкция)
    • штрафная выплата – до 120.000 руб.,
    • назначение обязательных работ – до 240 ч.,
    • привлечение к деятельности исправительного характера – до 6 мес.,
    • ограничение свободы лица – до 2-х лет,
    • привлечение к принудительной работе – до 2-х лет,
    • лишение свободы – до 2-х лет.
  2. Перечисленные выше деяния, осуществляемые группой граждан, состоящих между собой в сговоре либо повлекшие ущерб, выражающийся в значительном размере:
    • выплата в сумме до 300.000 руб.,
    • работы обязательного характера – до 360 ч.,
    • привлечение к исправительной деятельности – до 1 года,
    • назначение принудительной работы – до 5 лет,
    • лишение свободы – на период, не превышающий 5 лет.
  3. Указанные ранее деяния, при выполнении которых виновное лицо воспользовалось собственным служебным положением либо повлекшие ущерб, выражающийся в крупном размере:
    • выплата – до 120.000 руб.,
    • привлечение к обязательным работам – на срок, не превышающий 240 ч.,
    • привлечение к исправительной рабочей деятельности – до 6 месяцев,
    • привлечение к принудительным работам – до 2-х лет,
    • лишение свободы – на срок, составляющий не более 2-х лет.
  4. Указанные деяния, выполненные организованной преступной группировкой либо повлекшие особо крупный ущерб:

    лишение свободы – на срок вплоть до 10 лет (важно, что суд может возложить обязанность по выплате до 1.000.000 руб. или назначить ограничение свободы – на период, не превышающий 2-х лет).

Обзор практики

Преступным деянием, часто встречающимся в судебной практике, выступает растрата бюджетных средств должностным лицом. Так, Ленинским районным судом г. Кирова несколько лет назад было рассмотрено дело в отношении общественного помощника губернатора.

В соответствии с занимаемой должностью помощнику передавались полномочия по управлению бюджетными средствами в конкретном секторе. Спустя некоторое время после назначения, виновным лицом был разработан план растраты имущества в пользу созданной им организации. Общая сумма причиненного ущерба – 16. 165. 826 руб.

Виновное лицо осуждено к 5 годам лишения свободы с назначением дополнительной санкции в виде штрафа в сумме 500.000 руб.

Итак, растрата и присвоение, объединенные в одну статью УК РФ, выступают самостоятельными преступными деяниям. Юридическая ответственность за их осуществление наступает по ст. 160 УК РФ.

admin

Добавить комментарий