Государственные контракты

Государственные контракты

Госконтракт на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных и государственных заказчиков заключается по результатам конкурсной процедуры, регламентированной 44-ФЗ, при этом сроки подписания документа и условия исполнения зависят от способа определения поставщика и специфики деятельности госзаказчика.

Правовые основания для заключения госконтракта

Контракт между госзаказчиком и победителем отборочной процедуры заключается на основе итогового протокола рассмотрения заявок, закупочной документации и содержании заявки победителя.

Юридические основания для заключения госконтракта приведены в ст. 527 Гражданского кодекса. Согласно положениям ст. 527, госзаказчик обязан подписать контракт с победившим в конкурсе или иной процедуре исполнителем, если извещение о госзаказе было размещено в соответствии с требованиями 44-ФЗ (в системе ЕИС или местных СМИ).

Победитель конкурса вправе отказаться от заключения контракта с заказчиком, оплатив убытки, понесенные заказчиком на проведение отборочной процедуры. При этом п. 4 ст. 527 устанавливает, что взыскание убытков с победителя не происходит, если будет доказано, что заказчик умышленно занизил цену контракта.

Процедура оформления

Существует два типовых способа заключения госконтракта:

  • по результатам стандартной очной процедуры;
  • по результатам электронной процедуры.

При стандартной конкурсной или аукционной процедуре отбора исполнителя заключение госконтракта происходит в следующем порядке:

  1. Определяется победитель закупочной процедуры и подписывается итоговый протокол.
  2. В течение 10 дней после подписания протокола победитель подписывает две копии контракта и передает их заказчику.
  3. Заказчик подписывает полученные документы в течение 10 дней после их получения и передает один экземпляр подписанного контракта победителю – контракт считается заключенным.
  4. После исполнения подрядчиком условий контракта заказчик выплачивает его стоимость, и контракт считается закрытым.
  5. Сумма обеспечения возвращается подрядчику.

Вместе с подписанными экземплярами протокола победитель должен также передать госзаказчику документы, подтверждающие внесение денежного обеспечения заявки, если такое обеспечение предусмотрено закупочной документацией или положениями 44-ФЗ. Если предметом госзаказа является строительство с привлечением частных инвестиций, то победившая в отборочной процедуре сторона также предоставляет заказчику обоснование предложенных в заявке условий госконтракта.

Если сторона победителя или госзаказчика не подписывает контракт в установленные сроки, то она считается уклонившейся от заключения контракта, для госзаказчика это грозит санкциями со стороны контролирующих органов, а для исполнителя – потерей права исполнения контракта и внесением в список недобросовестных исполнителей.

При наличии непреодолимой силы, препятствующей подписанию госконтракта, стороны вправе известить об этом судебные органы в течение трех дней с момента начала действия такой силы, чтобы избежать юридических последствий уклонения от подписания контракта.

Электронная процедура

Если выбор поставщика происходит через интернет путем размещения госзаказа в ЕИС, то процедура заключения госконтракта с победителем происходит так:

  1. Протокол с итогами отборочной процедуры размещается в ЕИС.
  2. В течение 5 дней после публикации протокола заказчик размещает в ЕИС неподписанный проект контракта.
  3. В течение следующих 5 дней победитель изучает проект и при отсутствии претензий к условиям подписывает усиленной электронной подписью и размещает подписанный проект в ЕИС вместе с документом о внесении обеспечения в электронном виде.
  4. После размещения подписанного победителем проекта контракта в течение 3 дней его подписывает заказчик, и контракт считается заключенным.
  5. Происходит исполнение контракта, формирование отчета и возврат суммы обеспечения исполнителю.

Если у победителя есть претензии к условиям проекта госконтракта, то он может в течение 5 дней с момента размещения проекта заказчиком в ЕИС составить протокол разногласий. В протоколе указываются претензии к отдельным условиям будущего контракта, они могут касаться несоответствия проекта изначально заявленным условиям, требованиям закона 44-ФЗ и т. д.

Заказчик обязан доработать проект контракта в течение трех дней с момента публикации прокола разногласий, а при отказе принимать во внимание отдельные замечания победителя – указать письменную причину отказа по каждому пункту. Доработанный проект приказа победитель должен подписать в течение 3 дней после его публикации в ЕИС, после чего контракт будет считаться заключенным.

Сроки подписания

Исходя из положений ст. 83.2 44-ФЗ, учетом всех промежуточных периодов максимальный срок подписания госконтракта по результатам очной процедуры составляет 20 дней, а по результатам электронной процедуры – 13 дней при отсутствии претензий победителя к проекту контракта и 19 дней при наличии протокола разногласий. Данные сроки могут быть увеличены по решению суда при условии, что стороны, нарушившие сроки, предоставили суду ходатайство об их продлении по уважительной причине в течение 3 дней с момента возникновения такой причины.

Контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после размещения в ЕИС следующих видов протоколов:

  • о результатах открытого конкурса в электронной форме;
  • о подведении итогов электронного аукциона;
  • об уклонении победителя электронной отборочной процедуры от заключения контракта.

В последнем случае контракт подписывается с участником процедуры, заявке которого присвоен второй порядковый номер (для конкурса) или который предложил следующую по возрастанию цену после победителя, уклонившегося от подписания контракта (для аукциона).

Минимальный срок подписания контракта составляет 7 дней, если победитель был определен через онлайн-запрос котировок или онлайн-запрос предложений. Срок отсчитывается с момента публикации в ЕИС протокола с окончательным предложением или с результатами оценки котировок.

Госконтракт заключается после публикации протокола с результатами отборочной процедуры. Сначала контракт подписывает победивший участник процедуры, потом заказчик, возвращая исполнителю один экземпляр контракта. В случае уклонения от подписания контракта без уважительных причин стороны несут гражданскую и административную ответственность.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Определение

С точки зрения закона государственный контракт по 44-ФЗ — это разновидность договора, подписываемого заинтересованными сторонами в сфере государственных закупок, которые осуществляются по правилам 44-ФЗ.

Главная цель контракта — удовлетворить государственные потребности в товарах, работах, услугах в рамках действующего законодательства.

Правовая база контракта зиждется на положениях:

  • 44-ФЗ;
  • Гражданского кодекса РФ;
  • Бюджетного кодекса РФ.

Госконтракты делятся на:

  • государственные, подписываемые федеральными властями или руководством субъектов РФ;
  • муниципальные, которые подписываются местными органами власти от имени муниципалитетов.

Участником исполнения госконтракта может быть любое юрлицо, кроме оффшорных компаний, а также физлицо, включая ИП.

Отличие от договора

Являясь разновидностью гражданско-правового договора, госконтракт тем не менее обладает некоторыми отличиями от собственно договора, которые вызваны участием в контракте государственного заказчика. Эти отличия наглядно заметны в следующей таблице:

Госконтракт Договор
Подписывается только на основании итогов тендера, за исключением редких случаев, законодательно оговорённых. Договор может быть подписан без поведения торговых процедур.
Сроки подписания госконтракта напрямую зависят от положений 44-ФЗ. Сроки подписания стандартного договора обуславливаются соглашением сторон.
Регламентированные ГК существенные условия дополняются иными положениями. Никаких дополнений существенных условий сторонними положениями не предусмотрено.
Не подлежащая пересмотру ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта регламентируется ст. 34 44-ФЗ. Стороны устанавливают ответственность по ГК РФ или по обоюдному соглашению.
Строго запрещается менять существенные условия контракта, кроме случаев, оговорённых в ст. 95 44-ФЗ. Стороны вправе вносить изменения в договор посредством подписания допсоглашений.
Протоколы разногласий к госконтракту составляются в случаях несоответствия положений проекта документации или при наличии противоречия между положениями и заявленными победителем торгов сведениями. Обычный договор подписывается без учёта подобных аспектов.

Основные правила

Существенные условия госконтракта по 44-ФЗ состоят из:

  • предметов госконтракта в виде товаров, работ, услуг, приобретаемых заказчиком;
  • цены;
  • сроков и способов оплаты;
  • сроков поставки, выполнения работ, оказания услуг;
  • ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Прочие условия в виде порядка оплаты, авансирования, обеспечения сделки и т. п. оговариваются сторонами отдельно.

Госконтракт составляется непременно в письменном виде с предоставлением одного экземпляра каждой из сторон.

Конкурсная регламентация, как правило, предусматривает обязательное условие, по которому исполнение контракта обеспечивается внесением определённых сумм.

Обычно контрактное обеспечение вносится в конкурсные документы по умолчанию, однако в случаях, к примеру, котировочных или закупочных запросов у единственного поставщика заказчик имеет право самостоятельно определять необходимость обеспечения торгов.

При законодательно обусловленной обязательности внесения обеспечения заключение госконтракта возможно лишь при выполнении этого условия.

Если обеспечение контракта не осуществляется в установленные сроки, то это действие считается равным уклонению от подписания контракта. При этом величина контрактного обеспечения не может быть ниже аванса.

При нарушении поставщиком принятых обязательств заказчик может компенсировать свои потери посредством удержания обеспечения в свою пользу.

Период, на который заключается госконтракт, законодательно не установлен, поскольку сроки его действия напрямую связаны с действующими условиями и закупочным объектом.

Контракт сохраняет свою дееспособность до полного исполнения всех предусмотренных в нём обязательств.

Однако законодательством предусмотрены проверочные процедуры, осуществляемые после подписания контракта. Они состоят из:

  • приёма товара, выполненной работы или оказанной услуги с проведением экспертизы, определяющей соответствие товара заявленному качеству;
  • привлечения заказчиком экспертных организаций или независимых экспертов, которым надлежит проверить качество выполненной работы, после чего составляется специальное заключение, публикуемое в ЕИС в открытом доступе.

Порядок заключения

В целом порядок заключения государственного контракта по 44-ФЗ выглядит следующим образом:

  1. Определение победителя конкурсных торгов.
  2. Публикация итогового протокола закупки и размещение его в системе.
  3. Публикация заказчиком в ЕИС в течение 5 дней со времени публикации итогового протокола незавизированного проекта контракта.
  4. Подписание исполнителем контракта на протяжении 5 дней со времени обнародования проекта. В случае согласия с его условиями победитель торгов визирует документ посредством ЭЦП и помещает его на специализированную электронную площадку. Если в контракте присутствуют поправки, то в системе публикуется протокол разногласий.
  5. После подписания документа поставщиком свою ЭЦП оставляет заказчик, на что ему отводится 3 дня. Ещё 3 дня ему даётся на изучение протокола разногласий при его наличии и на внесение в случае необходимости изменений в контакт. При этом поставщик на протяжении 3 дней должен подписать изменённый документ и поместить его в систему.

Закон приравнивает дату подписания контракта ко времени заключения госконтракта.

В ситуации, когда победитель закупки уклоняется от подписания госконтракта в надлежащие сроки без смягчающих обстоятельств, он включается в реестр недобросовестных поставщиков. В этом случае заказчик имеет право заключить контракт с участником, занявшем второе место. Тому передаётся проект документа на протяжении 5 дней после подписания протокола с признанием победителя торгов уклонившимся от них.

Если от подписания контракта уклонится второй участник, то это не грозит ему никакими последствиями. При обнаружении каких-либо нарушений в ходе закупочного процесса со стороны заказчика победитель имеет возможность обжаловать его действия в ФАС.

Поскольку государственный контракт — это договор, заключенный государственным заказчиком, он имеет уникальные особенности, отличающие его от обыкновенного гражданско-правового соглашения. Скрупулёзное соблюдение норм, предписываемых 44-ФЗ, гарантирует при исполнении госконтракта корректное соблюдение интересов как заказчика, так и участников госзакупочного процесса.

Буравчик писал(а):Государственное бюджетное учреждение выступая заказчиком заключает ДОГОВОР. Согласна:
Ст. 1 Закона № 44-ФЗ:
«1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт);…»
Ст. 3 Закона № 44-ФЗ:
«Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки;
8) государственный контракт, муниципальный контракт — договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;…»
Следовательно, бюджетное учреждение (оно не является гос. или мун.заказчиком) заключает договор. Просто в Законе № 44-ФЗ и гос. (мун.) контракт, и договор по тексту 44-ФЗ именуется как «контракт».

Как следует из смысла норм Закона № 44-ФЗ, стадия любой закупки, независимо от способа выбора поставщика – стадия заключения государственного либо муниципального контракта.

Понятие контракта содержится в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. По большому счету, государственный (муниципальный) контракт – это не что иное, как договор, сторонами которого выступает заказчик и исполнитель (поставщик), выбранный строго установленным законодательством способом.

Виды контрактов

В зависимости от заказчика закупки, можно выделить 3 основных вида контрактов, заключаемых в порядке Закона № 44-ФЗ:

  1. Государственный контракт — заключается от имени Российской Федерации либо ее субъекта, предметом контракта выступает поставка товаров или услуг для обеспечения государственных нужд;
  2. Муниципальный контракт – заключается от имени муниципального образования, и, соответственно, в целях обеспечения муниципальных нужд;
  3. Гражданско-правовой контракт (договор) – заключается от имени бюджетных учреждений и юридических лиц в рамках бюджетного финансирования в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Следует отметить, что возможность заключения гражданско-правового договора в рамках госзакупки регламентировано пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

Форма контракта

Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в особо исключительных случаях возможно заключение контракта и в устной форме. К таким исключительным случая относятся закупки на сумме не более 100 тысяч рублей, посещения зоопарков, цирков, театров и др., а также закупка лекарственных средств для пациента при наличии соответствующего решения врачебной комиссии.

Следует отметить, что, несмотря на то, что форма документа произвольна, типовые формы и образцы контрактов различных видов и применимые для тех или иных видов госзакупок содержатся в Единой информационной системе.

Условия, обязательные к включению в контракт

К существенным условиям государственного (муниципального) контракта относятся следующие условия:

  • подробное описание объекта закупки;
  • количество поставляемого товара или объем оказываемых услуг;
  • сроки поставки товара или услуг;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты;
  • взаимные условия ответственности заказчика и поставщика;
  • порядок приемки товаров, услуг, работ и оформление результатов приемки;
  • банковское сопровождение, в порядке статьи 35 Закона № 44-ФЗ;
  • сроки возврата обеспечения исполнения контракта.

Для ряда госзакупок существуют специальные существенные условия, которые подлежат обязательному включению в текст контракта. Так, например, если срок выполнения работ или оказания услуг по закупке составляет более 3 лет, а цена – свыше 100 миллионов рублей, отдельно должен быть прописан график выполнения работ, поставки товара.

Закупки, предметом которых является поставка транспортных средств для пассажирских перевозок, проектирование и строительство автодорог и дорожных сооружений и т.д., предполагают обязательное включение в контракт условий, регламентирующих дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию предмета закупки.

Цена контракта

Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта должна иметь твердый характер и не подлежать изменению в течение всего срока его действия.

Вместе с тем, в ряде случаев цена может быть ориентировочной или определятся специальной формулой с установлением максимального значения цены. Такие случаи прямо определены Постановлением Правительства России от 13.01.2014 № 19.

Ответственность сторон

Законом № 44-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение условий контракта как заказчиком, так и поставщиком.

Ответственность заказчика определена в части 5 статьи 34 Закона. Мерами ответственности являются как пени, так и штраф.

Применение такого вида ответственности как пеня возможно в случае нарушения заказчиком своих обязанностей. Размер пени определяется исходя из 1\300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки с учетом суммы контракта.

Штраф может быть наложен на заказчика в случае ненадлежащего исполнения контракта, при этом размер штрафа устанавливается Правительством России. Размер штрафа на сегодняшний день установлен в пределах от 0,5% до 2,5% от цены контракта в зависимости от суммы госзакупки.

Ответственность исполнителя (поставщика) регламентирована частями 6-8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Аналогично применяются меры ответственности в виде штрафа и пени.

Пеня подлежит уплате поставщиком в том случае, если нарушены сроки выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг. Размер пени также определяется исходя из 1\300 ставки рефинансирования, но сумма, применяемая для расчета, уменьшается на сумму, в рамках которой обязательства поставщиком исполнены.

Штраф может быть наложен на поставщика также в размере, определенном Правительством. Основаниями для применения штрафа, кроме ненадлежащего исполнения контракта также являются неисполнения условий, в части порядка привлечения субподрядчиков и субисполнителей. Размер штрафа установлен Правительством в пределах от 0,5% до 10% от цены контракта, в зависимости от суммы закупки.

Исполнение контракта

Стадия исполнения контракта регулируется статьей 94 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме такая стадия включает в себя приемку товаров, работ или услуг, оплату их заказчиком, а также иные действия по взаимодействию сторон, в том числе изменение условий контракта, его расторжение, применение мер ответственности.

Кроме всего прочего, законодательством предусмотрено обязательное проведение экспертизы результатов закупки. Экспертиза может быть проведена как силами заказчика, так и путем привлечения независимых экспертов.

Законом установлен строгий перечень случаев, в которых проведение независимой экспертизы обязательно. Например, к таким случаям относятся закупки у единственного поставщика, закупок УИН, во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися.

Приемка товаров, работ или услуг

Приемка результатов закупки представляет собой мероприятия по проверке соответствия результатов количеству, качеству, комплектности, объему, качеству и безопасности. Для проведения приемки заказчиком может быть создана приемочная комиссия в составе не менее 5 человек.

По результатам таких мероприятий возможно два варианта развития событий – приемка результатов либо отказ от приемки. И в том, и в другом случае решение подлежит оформлению соответствующим документом.

По результатам приемки заказчик должен составить отчет об исполнении контракта и разместить его в ЕИС.

Консультация юриста по 44-ФЗ

Меня зовут Мурашова Любовь. Я юрист. Имею большой опыт работы в сфере госзакупок. Консультацию и помощь по составлению документов в рамках Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Вы можете получить на платной основе. Для связи адрес электронной почты myras-work@bk.ru.

admin

Добавить комментарий