Государственная охрана труда
В самом начале деятельности любой организации (и далее) возникает вопрос, кем осуществляется управление охраной труда в организации. Интересно, что на каждом этапе жизненного цикла организации ответ на этот вопрос может быть разным. Так, в зависимости от своих целей предприятие увеличивает штат своих сотрудников или сохраняет постоянное их число. Как Вы уже догадались, орган управления охраной труда напрямую зависит от количества работников Вашей организации. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.
Содержание
- Кем осуществляется управление охраной труда в организации (менее 50 работников)
- Кем осуществляется управление охраной труда в организации (от 50 до 700 работников)
- Подведём итог
- Статья 216. Государственное управление охраной труда
- Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
- Статья 217. Служба охраны труда в организации
- Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
Кем осуществляется управление охраной труда в организации (менее 50 работников)
В случае, когда штат организации насчитывает менее 50 работников, ответственность ложится на одного из них. Как правило, этим работником является непосредственный руководитель организации. Однако, если было принято решение возложить ответственность на иного работника, то следует это закрепить локальным нормативным актом — приказом о назначении ответственного за охрану труда. Если такой акт отсутствует, то ответственным автоматически становится руководитель (генеральный директор, заведующий и др.) организации.
Кем осуществляется управление охраной труда в организации (от 50 до 700 работников)
Как только Ваша организация вырастает до 50 человек, согласно трудовому Законодательству, штатная расстановка должна включать, как минимум, ещё одну единицу — специалиста по охране труда, кем осуществляется управление охраной труда в организации. Впрочем, если предприятие масштабное, и имеет разветвленную структуру, больший смысл имеет организовать службу охраны труда. О том же говорил и п. 15 рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных Постановлением Минтруда от 08.02.2000 N14.
«…В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.»
Позднее данное требования было «перекрыто» Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, а минимальный размер численность работников, когда создается служба охраны труда или вводится должность инженера по охране труда, был сокращен со 100 до 50 человек.
Вне зависимости от того, кем осуществляется управление охраной труда в организации, ответственный (будь то рядовой работник, специалист или служба охраны труда) несет определённую ответственность, которая закреплена в соответствующих документах:
- для ответственного по охране труда в локальном документе по охране труда, устанавливающем данную ответственность;
- для специалиста по охране труда
- для службы охраны труда в специальном положении о службе охраны труда в организации.
в отдельной должностной инструкции для специалиста по охране труда;
Содержание указанных зон ответственности подробно раскрывается в процедуре системы управления охраной труда «Распределение обязанностей по охране труда» и является одним из ключевых элементов СУОТ.
Подведём итог
Определить, кем осуществляется управление охраной труда, совсем несложно. Если штат организации не превышает 50 человек, то ответственность за охрану труда возлагается на руководителя (автоматически), или на любого работника (приказом). Если же организация настолько велика, что штатная численность превышает 50 работников, то Закон уже требует вводить отдельную должность специалиста по охране труда, или организовывать службу охраны труда.
В иерархическом построении системы государственного управления охраной труда объектами управления являются организации всех организационно-правовых форм собственности (работодатели). Все вышестоящие управляющие органы выступают как субъекты управления. Внутри организации действует своя система управления охраной труда. Здесь объектами управления являются рабочие места работников, а все службы, обеспечивающие охрану труда на рабочих местах, выполняют роль субъектов управления. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда. В целом же безопасность труда в организации возлагается на работодателя. Его обязанности четко изложены в ст. 212 ТК РФ.
Функции управления охраной труда на предприятии включают:
· планирование работ по охране труда;
· организацию работы по охране труда;
· контроль за состоянием охраны труда;
· учёт, анализ, оценку показателей и стимулирование за состояние охраны труда.
Задачи управления системой охраны труда на предприятии должны включать:
· обучение работающих безопасности труда, пропаганду вопросов охраны труда;
· обеспечение безопасности производственного оборудования;
· обеспечение безопасности производственных процессов;
· обеспечение безопасности зданий и сооружений;
· нормализацию санитарно-гигиенических условий труда;
· обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха, предоставление льгот и компенсаций;
· организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;
· санитарно-бытовое обслуживание работающих;
· профотбор по отдельным специальностям, обучение, пропаганду, информационное обеспечение.
Назначением системы управления охраной труда на предприятии является организация и координация деятельности по охране труда структурных подразделений. Система управления охраной труда должна быть одним из звеньев общей системы управления хозяйственной деятельностью в организации. Управление – это система взаимосвязанных видов производственной деятельности людей с помощью различных информационных и технических средств для достижения цели. Любая система формально складывается из совокупности таких элементов, как выход, объект управления, управляющие воздействия, информационные потоки. Входящий поток должен трансформироваться на выходе как результат определённых воздействий на объект управления.
В качестве объекта управления рассматриваются условия безопасности труда, а точнее управление этими факторами, в сторону положительного их воздействия на работающих и нейтрализации негативных факторов.
Типичная схема управления охраной труда в организации представляется в следующем виде:
· разработка локальных документов по охране труда (стандарты предприятия по организации работы по охране труда с распределением обязанностей между руководством предприятия, руководителями структурных подразделений, установлением их ответственности, другая документация);
· организационная деятельность по внедрению системы управления охраной труда совместно или с участием профсоюзной организации (проведение всех видов инструктажей по охране труда, повышение квалификации работников и обучение их вопросам охраны труда, подготовка и заключение коллективного договора и соглашения по охране труда, организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т. д.);
· создание и укрепление служб охраны труда, обучение и аттестация специалистов по охране труда;
· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;
· обеспечение технической безопасности работ, реконструкция производственных объектов, улучшение санитарно-бытового обслуживания работников;
· обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
· контроль за соблюдением требований по охране труда;
· ведение документации по охране труда.
Внедрению систем управления охраной труда в организациях способствует ряд принятых ГОСТов в данной сфере деятельности работодателя.
В первую очередь это – Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», утверждённый Евразийским Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС), введённый в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) с 1 июля 2009 г. в качестве национального стандарта Российской Федерации. Настоящий стандарт идентичен документу Международной организации труда (МОТ) ILO-OSH 2001 (Руководство по системам управления охраной труда), является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда работников, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом и профессиональных заболеваний на производстве. Стандарт предназначен служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной в организации в качестве составной части общей политики и системы управления с активизацией деятельности всех работников, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей.
С 1 июля 2010 г. введены в действие следующие национальные стандарты:
§ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». Стандарт развивает положения ГОСТ 12.0.230-2007 с учётом требований национального законодательства РФ и нормативных правовых актов по охране труда, служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.
Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации.
§ ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)». Документ содержит руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов системы управления охраной труда, а также по компетентности и оценке аудиторов (экспертов). Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов (экспертов), организаций, внедряющих систему управления охраной труда; организаций, в которых необходимо провести аудит системы управления охраной труда согласно договорам организаций, участвующих в сертификации или в обучении аудиторов (экспертов).
§ ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению».
Этот стандарт является руководством по разработке и применению системы управления охраной труда на малом предприятии независимо от его организационно-правовой формы, позволяющий:
— сформулировать концепцию охраны труда;
— разработать и обеспечить эффективное функционирование, осуществить непрерывное совершенствование системы управления охраной труда;
— подтвердить соответствие системы управления охраной труда настоящему стандарту путём:
1) самостоятельного определения соответствия и подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта и информирования об этом в виде объявления;
2) подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта с получением сертификата соответствия у третьей стороны (аудита).
Система управления охраной труда и промышленной безопасностью (СУОТ и ПБ) создаётся с целью регулирования вопросов обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов и охраны труда персонала. СУОТ и ПБ представляет собой комплекс методов, способов и мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов (ОПО).
Система обеспечения безопасности производства определяет цели, задачи, организацию и порядок соблюдения на предприятии требований промышленной безопасности и охраны труда, содержащиеся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах.
Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда и промышленную безопасность ОПО, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в соответствии с установленными требованиями.
Для контроля за работой системы СУОТ и ПБ на предприятии должны проводиться внутренние аудиты по безопасности труда персонала. Разработка планов проведения внутренних аудитов должна основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы СУОТ и ПБ. Внутренние аудиты, по возможности, проводят лица, не несущие прямой ответственности за безопасность труда персонала.
Руководство организации должно определять политику, цели и задачи в области безопасности труда персонала, обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, её поддержку на всех уровнях управления и реализации, периодически рассматривать и координировать политику с целью обеспечения её постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации. Политика должна соответствовать характеру и масштабу рисков и быть увязанной с хозяйственными целями организации.
Внедрение системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, её функционирование в порядке, предусмотренном законодательством, может быть обеспечено только при условии, что в этом будут участвовать все звенья управления организации и её работники.
При решении задач в области охраны труда, благодаря внедрению системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, обеспечивается исполнение многих функций. Например, таких как: разработка для конкретных условий и исполнение правовых норм, определение обязанностей и ответственности конкретных работников за нарушение правил и условий техники безопасности и производственной санитарии; планирование и последовательная реализация комплекса мероприятий по охране труда; создание системы обучения, аттестации и повышение квалификации инженерно-технических работников и рабочих в области охраны труда и промышленной безопасности; широкое внедрение стандартов по безопасности труда; создание оперативного и эффективного контроля за состоянием безопасности производственных условий; повышение активности членов трудовых коллективов и общественных организаций в создании здоровых и безопасных методов труда; внедрение единой методики учёта и отчётности по охране труда.
Среди всех принципов формирования системы управления охраной труда следует выделить:
· методологический, позволяющий использовать общие законы теории управления применительно к конкретной обстановке;
· организационный, заключающийся в определении организационной и функциональной структуры управления и чёткости действия её звеньев;
· технический, использующий инженерное обоснование и сочетание в средствах труда единство максимальной безопасности, эффективности и качества труда;
· практический, обеспечивающий выполнение работ методами, предотвращающими опасность в трудовых процессах;
· социологический, реализующийся путем планомерной организации работ по профориентации, обучения рабочих кадров, воспитания творческого отношения к труду и повышения уровня охраны труда на рабочих местах;
· принцип самоконтроля, основанный на внедрении и воспитании управляющих воздействий в процессах производства работ;
· принцип самоуправляемости, позволяющий применять изменяемость, гибкость и адаптируемость системы при возможных переменах условий её функционирования.
Приведённые принципы являются обязательными для формирования системы управления охраной труда и обеспечения её эффективного функционирования в динамических условиях современного производства. Несоблюдение всех указанных принципов при формировании системы или нарушение их при реализации управления в различных аспектах её действия приводят к снижению эффективности конечного результата.
Работа по улучшению условий и охраны труда в организации предусматривает совместные действия работодателя, работников, соответствующих профсоюзных органов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Обязанности, функции и права сторон, участвующих в данном процессе, определены законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.
Под государственным регулированием понимают воздействие государства через деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти на деятельность физических и юридических лиц (субъектов права) и тем самым — на экономические и социальные процессы. Государственное регулирование заключается:
1) в правоустанавливающем нормотворчестве;
2) в надзоре и контроле за правоприменительной практикой;
3) в правоприменительном оказании услуг организациям и гражданам.
Территориальная и национальная специфика Российской Федерации обусловила существование следующих уровней управления:
· федерального (общегосударственного),
· регионального (субъекта Федерации),
· муниципального (местного),
· частного (корпоративного).
Непосредственная работа по предотвращению производственного травматизма (несчастных случаев на производстве) и профессиональных заболеваний, т. е. мероприятия по обеспечению безопасности и гигиены труда, ведется на рабочих местах. Эту работу осуществляет через своих работников — должностных лиц и систему корпоративного управления охраной труда — работодатель, который отвечает перед обществом (в лице государства и в лице пострадавших работников) за ее результативность.
Сейчас в нашей стране государственное управление в сфере охраны труда содержит два уровня управления (федеральный и региональный) и исходит из того, что только сильная и последовательная государственная власть может обеспечить на необъятных российских просторах в сложных условиях рыночной экономики эффективную защиту жизни, здоровья и работоспособности граждан, их конституционных прав.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне непосредственно вопросами охраны труда занимается Отдел политики охраны труда Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В условиях сосредоточения практически всех полномочий в сфере охраны труда в федеральном центре важнейшими задачами и функциональными обязанностями регионального уровня управления охраной труда являются:
1) организация правоприменительной практики и адаптация правовой базы государственного управления охраной труда применительно к специфике региона;
2) координация деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, включая органы государственного надзора и контроля, региональных административных структур в сфере управления охраной труда и безопасностью производственной деятельности, социальных партнеров;
3) организация научно-внедренческой и образовательно-информационной инфраструктуры корпоративного управления охраной труда (создание и регулирование рынка услуг по охране труда);
4) оперативное (административное) управление всей этой деятельностью на территории региона.
Государство контролирует выполнение работодателем государственных нормативных требований охраны труда с помощью специально предназначенных для этого государственных органов (надзоры, инспекции, называемые ныне все чаще на федеральном уровне службами). Деятельность органов государственного надзора осуществляется на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности, уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением всего законодательства, в том числе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, куда входит охрана труда, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.
Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда (входящая в Федеральную службу по труду и занятости — Роструд).
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, наряду с органами федеральной инспекции труда, осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности, имеющие свои территориальные органы — инспекции.
К важнейшим из них (связанным с охраной труда) относятся:
· Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
· Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
· государственный пожарный надзор в системе МЧС России;
· Ространснадзор —Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
· ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России.
Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.
Важную роль играет государственная экспертиза условий труда. В статье 216.1 Трудового кодекса РФ определено, что «государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и за выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений. Такой контроль, часто называемый общественным контролем, осуществляется в трех формах.
Первая форма — это непосредственный общественный контроль, исполняемый на общественных началах уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда. Статья 370 Трудового кодекса РФ закрепила за уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями, предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Вторая форма — это внешний для работодателя контроль со стороны правовых и технических инспекций труда профсоюзов. Трудовой кодекс РФ в статье 370 установил, что для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Третьей формой общественного контроля является (в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ) принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа. Действительно, чтобы учесть мнение профсоюза, надо сообщить ему о готовящемся решении. Тем самым решения работодателя, затрагивающие работников и их безопасность, становятся не «бесконтрольными», а попадают под определенный контроль со стороны профессионального союза, т. е. работников. Проведение консультаций работодателя с работниками в сфере охраны труда согласно требованиям международных трудовых стандартов и других нормативных документов является желательным, важным и эффективным мероприятием социального партнерства.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации через свои исполнительные органы.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 2623;
Статья 216. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть пятая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(часть шестая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
(введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Положения, содержащиеся в части второй данной статьи, не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (часть 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
(часть вторая введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Статья 217. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ)
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 216 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 216. Государственное управление охраной труда
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 216 ТК РФ
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Часть вторая утратила силу.
См. текст части второй статьи 216
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
См. Паспорт подпрограммы «Безопасный труд» государственной программы РФ «Содействие занятости населения», утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298
обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Добавить комментарий