Госслужащие уведомление работодателя

Госслужащие уведомление работодателя

Когда работодатель заключает трудовой договор с гражданином, который замещал определенную законодательством должность государственной или муниципальной службы, и с момента увольнения которого с такой службы не прошло более двух лет, этот новый работодатель обязан сообщать о заключении трудового договора бывшему работодателю служащего в соответствующий государственный или муниципальный орган (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ). О том, как составить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, расскажем в нашей консультации и приведем пример заполнения такого уведомления.

Содержание

Как узнать, что новый работник – бывший госслужащий?

Законодательство обязывает бывшего госслужащего в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать новому работодателю о своем последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Такая обязанность распространяется на бывших служащих, чьи должности были включены в перечни, определенные в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Это, к примеру, перечень, утвержденный Указом Президента от 18.05.2009 № 557, перечень, утвержденный Приказом ФССП от 26.01.2018 № 38, и даже перечни, утвержденные актами органов власти субъектов РФ.

А где работодателю найти перечни профессий госслужащих для уведомления о приеме? Хотя правильнее, конечно, говорить о должностях служащих.

Чтобы работодателю убедиться, что должность бывшего служащего входит в перечни, и, следовательно, такому работодателю нужно подавать уведомление на нового работника, он может (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций, утв. Письмо Минтруда от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943):

  • ознакомиться с данными перечнями в справочно-правовых системах;
  • зайти на официальном сайте федерального государственного органа в раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции;
  • воспользоваться официальным сайтом органа госвласти субъекта РФ или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил государственную (муниципальную) службу;
  • обратиться с запросом в федеральный госорган, орган госвласти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Если должность бывшего служащего в таких перечнях не поименована, представлять на него уведомление работодателю не придется.

В то же время, если ваш работник уже трудился до вас на негосударственной службе (к примеру, в коммерческой организации), подать уведомление придется и вам, если со дня увольнения работника с госслужбы не прошло более 2 лет.

А если со служащим заключается гражданско-правовой договор?

Если работодатель заключает не трудовой договор, а договор ГПХ с бывшим служащим, это не означает, что представлять уведомление не придется. Однако здесь необходимо учитывать некоторые особенности. Если по служащему, должность которого включена в перечни, и с которым заключается трудовой договор, уведомление представляется всегда, то по договору ГПХ – только при определенных условиях. Уведомление по заключенному ГПД нужно будет подать, если (ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46):

  • или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей в месяц;
  • или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей, но такой договор (договоры) заключен на срок менее месяца.

Сроки уведомления о приеме на работу госслужащего

А какие для уведомления о приеме бывшего госслужащего сроки представления?

Работодатель должен представить однократно уведомление о приеме госслужащего в срок, равный 10 календарным дням, следующим за днем заключения трудового договора или договора ГПХ (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).

Если последний день срока приходится на нерабочий день, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Обращаем внимание, что если бывший служащий принимается на работу на условиях совместительства, то уведомление нужно подать только на внешнего совместителя. Если бывший служащий трудится у одного и того же работодателя как основной работник, а затем еще и принимается как внутренний совместитель, подавать отдельное уведомление на совместителя не нужно (п. 6 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Оформляем уведомление о приеме государственного служащего

Чтобы правильно составить уведомление о приеме на работу государственного служащего, необходимо обратиться к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29.

Уведомление (также часто именуемое сообщением) оформляется на фирменном бланке организации, подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, который подписал трудовой договор или ГПД со служащим. При наличии печати подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29).

В уведомлении должны содержаться следующие сведения (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29):

  • Ф.И.О. бывшего служащего (если изменялись, то указываются прежние данные);
  • число, месяц, год и место его рождения;
  • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (сведения берутся из трудовой книжки);
  • полное и сокращенное наименование организации.

Также, в зависимости от того, заключен трудовой договор или договор ГПХ, в уведомлении нужно указать:

Дополнительные данные, указываемые в уведомлении в зависимости от того, заключен
трудовой договор: договор ГПХ
— дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
— дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия);
— наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
— должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
— дата и номер гражданско-правового договора;
— срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
— предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
— стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору

Уведомление направляется по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении) или передается лично (в этом случае необходима отметка о получении на экземпляре работодателя).

Приведем заполняемый при приеме на работу бывшего госслужащего образец уведомления. Также вы можете ознакомиться с образцом уведомления, подготовленным специалистами системы КонсультантПлюс.

Пред. / След.Скачать образец уведомления о приеме госслужащего на работу (бланк) можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Скачать форму уведомления о приеме госслужащего (образец 2017-2018) можно по ссылке ниже.

Ответственность работодателя за непредставление уведомления

Если работодатель был обязан сообщить о приеме на работу бывшего служащего, но не сделал этого, законодательством предусматривается наложение штрафа (ст. 19.29 КоАП РФ):

  • на руководителя – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на организацию – от 100 000 до 500 000 рублей.

Работодатель может быть привлечен к такой ответственности в течение 6 лет со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 15 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Конечно, если бывший служащий не сообщил вам сведения о своем предыдущем месте работы и такие сведения в трудовой книжке не были отражены, привлечь работодателя к ответственности нельзя (п. 12 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46, п. 68 Методических рекомендаций, утв. Письмом Минтруда от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).

Если вы принимаете на работу человека, который ранее работал в госорганах, вам нужно знать ряд важных нюансов. Рассмотрим их в этой статье.

В чем специфика приема на работу бывшего госслужащего?

Если ваш новый сотрудник ранее работал в госорганах, и с момента его увольнения не прошло более 2 лет, вы должны сообщить о найме такого человека его бывшему работодателю-госоргану (ст. 64.1 ТК РФ). Бывший бюджетник должен сам сообщить вам, что ранее трудился на государственной либо муниципальной службе (ст. 12 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Зачем это нужно?

Формальная цель процедуры уведомления госорганов о новом месте работы бывшего сотрудника — противодействие коррупции. На деле за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего для работодателя предусмотрен штраф по ст. 19.29 КоАП:

  • 20-50 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • 100-500 тыс. руб. для юридических лиц.

Согласитесь, внушительная сумма. Разберемся, как не получить штраф.

В каких случаях нужно сообщать о бывшем госслужащем?

Если с момента увольнения работника с государственной или муниципальной службы прошло менее 2 лет. И при этом должность бывшего госработника включена в специальный перечень.

Примерами таких перечней являются:

  • перечень, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557;
  • перечень, утв. Приказом ФССП от 26.01.2018 № 38;
  • перечни региональных и местных властей.

Обратите внимание: уведомление подавайте как на работника, устраивающегося на основное место, так и на внешнего совместителя. Внутреннее совместительство уведомления не требует (п. 6 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Минтруд советует работодателям при приеме на работу бывшего госслужащего выяснить у него, включена ли его должность в перечень должностей, предусмотренных ст. 12 Закона № 273-ФЗ.

Как правило, при увольнении госслужащим дают памятку, в которой указано, что они должны сообщить своему новому работодателю о работе на госслужбе. Если бывший чиновник не имеет такой памятки или не знает, входит ли его должность в соответствующий перечень, то, по мнению Минтруда, работодатель должен обратиться к справочной системе. Либо уточнить в госоргане, в котором ранее работал новый сотрудник, — надо ли сообщать им о новом месте работы их бывшего сотрудника (Памятка Минтруда России «О приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего»).

Мы советуем вам подавать уведомление на любого новичка, ранее трудившегося в госорганах в течение последних 2 лет. Составить уведомление и отправить его займет немного времени, но обезопасит вас от огромного штрафа. Рекомендуем вам разработать опросник для будущих сотрудников, в котором будет следующий пункт:

Трудились ли вы в последние 2 года на государственной или муниципальной службе? Если да, то в какой должности?

Зачем нужен этот вопрос, ведь данные о предыдущих местах работы есть в трудовой книжке? Если вы нанимаете внешнего совместителя — он может и не предоставлять вам трудовую книжку для внесения записей (ст. 65 ТК РФ). Трудовая книжка, как и ее копия, не входят в перечень обязательных документов для трудоустройства (ст. 283 ТК РФ). Следовательно, вы можете и не знать, что новый работник трудился недавно в госорганах. Но ваша неосведомленность (при наличии записи о госслужбе в трудовой) не освободит вас от штрафа по ст. 19.29 КоАП.

В практике автора данной статьи была ситуация. На работу в ИП Смирнов приняли бухгалтера, ранее работавшего в ИФНС. Кадровый отдел ИП Смирнов не уведомил инспекцию о приеме на работу их бывшей сотрудницы. Девушка отработала всего месяц и уволилась. Следующий ее работодатель, ООО «Кадровик», оказался более ответственным и сразу же уведомил налоговиков о приеме на работу их бывшего инспектора. Налоговики получили уведомление, проверили данные отчетности ИП Смирнов и обнаружили, что ИП не подавал сведения о приеме на работу бывшей чиновницы. Инспекторы передали эту информацию в прокуратуру — и ИП Смирнова оштрафовали на 20 тыс. руб., так как ИП является должностным лицом согласно ст. 2.4 КоАП РФ.

А если нанимать бывшего госслужащего по договору подряда?

Уведомление по заключенному ГПД с бывшим госслужащим подавайте, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 тыс. рублей в месяц (ч. 1, 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Когда возникает конфликт интересов при приеме бывшего госслужащего?

Если к вам на работу устроится сотрудник, который ранее работал в госоргане, контролировавшем деятельность вашей фирмы, то возникнет конфликт интересов.

Примеры:

  • Бывший руководитель ИФНС № 1 устраивается к налогоплательщику, прикрепленному к ИФНС № 1.
  • Глава местного Санэпиднадзора переходит работать продовольственную компанию в своем городе.

В таких случаях надо не только уведомить бывшее место работы нового сотрудника, но получить согласие конфликтной комиссии. Обратиться в конфликтную комиссию госоргана — это обязанность бывшего госслужащего, но не его работодателя (ч. 1, 1.1 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, п. 16 Положения, утв. Указом Президента от 01.07.2010 № 821). Однако Верховный суд указал, что фирма может получить штраф за прием экс-госслужащего на работу без согласия конфликтной комиссии в случае, если такая комиссия была нужна (Обзор судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.11.2016).

Чтобы обезопасить себя от штрафа, уточните у экс-госслужащего, возможен ли конфликт интересов при приеме его на работу. Получите задокументированное свидетельство сотрудника, что он имеет разрешение конфликтной комиссии либо не обязан это делать.

Обратите внимание: бывшего чиновника надо уволить, если он был обязан пройти конфликтную комиссию, но не прошел ее, либо прошел, но не получил согласие (ст. 64.1, 84 ТК РФ; ч. 3 ст. 12 Закона № 273-ФЗ). Контроль над такими ситуациями возложен на прокуратуру. Если сотрудник нарушил порядок трудоустройства в части обращения в конфликтную комиссию — вам дадут представление об увольнении экс-госслужащего. Уволить бывшего госслужащего вы должны в течение месяца со дня выдачи представления. После чего вы обязаны отчитаться прокурору о выполнении его представления в письменной форме (ст. 64.1, 84 ТК РФ, ст. 24 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Какой порядок подачи уведомления о приеме на работу госслужащего

Законодательство устанавливает срок, в течение которого нужно сообщить о бывшем госслужащем на его прежнее место работы — 10 календарных дней после заключения трудового или гражданско-правового договора (ст. 64.1 ТК РФ). При этом на крайний срок уведомления действуют правила переноса дат: если последний день срока является нерабочим, он сдвигается на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Содержание уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29. Уведомление оформляйте на фирменном бланке компании.

Включите в уведомление следующие сведения:

  • ФИО бывшего служащего. При этом, если данные менялись и на прежней работе он известен под другими ФИО — указывайте и прежние данные;
  • число, месяц, год и место рождения сотрудника;
  • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы — сведения возьмите из трудовой книжки;
  • полное и сокращенное наименование госоргана.

Если договор трудовой, далее укажите:

  • дату и номер распорядительного документа (например, приказа), согласно которому гражданин принят на работу;
  • дату заключения трудового договора и срок, на который он заключен, — укажите дату начала работы (если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);
  • наименование должности, которую занимает бывший госслужащий по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение фирмы, если оно имеется;
  • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином, — полностью должностную инструкцию предоставлять необязательно, достаточно указать основные обязанности нового сотрудника.

Если вы заключаете ГПД, в уведомлении укажите:

  • дату и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия договора — то есть, сроки начала и окончания выполнения работ;
  • предмет гражданско-правового договора – предоставьте краткое описание предполагаемых услуг и ожидаемого результата;
  • стоимость услуг по гражданско-правовому договору.

Заверить уведомление должен руководитель фирмы или иное уполномоченное лицо, с которым бывший госслужащий подписал трудовой договор или ГПД. Если есть печать — надо ее поставить.

Уведомление направьте одним из 2 способов:

  • Почтой России — с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • лично — не забудьте принести второй экземпляр, чтобы получить отметку о вручении уведомления.

Где скачать бланки уведомлений о госслужащем?

Примерные бланки уведомлений можно скачать ниже.

Бланк уведомления при заключении трудового договора (скачать):

Бланк уведомления при заключении гражданско-правового договора (скачать):

Чтобы свериться, не пропустили ли вы еще какие-то обязательные процедуры при приеме на работу, ознакомьтесь с нашей статьей.

Забыли уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего — можно ли избежать штрафа?

Если новоиспеченный работник не предъявил трудовую книжку из-за ее утраты либо сведения о госслужбе в ней отсутствовали, а сам работник не сообщил, что ранее трудился в госорганах, — штрафовать вас за непредставление уведомления нельзя. На это указал Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ, утв. Президиумом ВС РФ 30.11.2016.

В этом же обзоре Верховный суд акцентировал внимание на том, что если организация не сообщит о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего, то это нарушение нельзя признать малозначительным и обойтись без штрафа. Но есть шансы добиться снижения его размера — если нарушения работодателя выразились в следующем:

  • на 1-2 дня пропущен десятидневный срок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего;
  • есть недочеты в содержании сообщения.

Во всех остальных случаях при нарушении порядка уведомления о бывшем госслужащем штраф придется заплатить.

Обратите внимание: замена штрафа на предупреждение, актуальная для субъектов малого бизнеса, в таком случае не применяется (ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ). А срок давности, в течение которого компанию и руководителя могут наказать, составляет 6 лет с момента совершения нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Подводим итоги

При приеме на работу бывшего госслужащего надо помнить ряд правил:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эффективность процесса борьбы с коррупцией иногда вызывает сомнения, но необходимость соблюдать установленные законодателем процедуры бесспорна. Слишком весомые санкции предусмотрены за нарушения. Одна из таких процедур — уведомление о приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих. Рассмотрим порядок уведомления и дадим несколько советов, как снизить риски работодателя.

СУТЬ ВОПРОСА

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц.

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу1.

О КОМ УВЕДОМЛЯЕМ?

Контролировать нужно далеко не всех бывших служащих. Чтобы человека зачислили в эту особую категорию, должны совпасть два фактора1:

1. Отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления вашей организацией входили в должностные (служебные) обязанности принимаемого бывшего государственного или муниципального служащего.

2. Должность государственной или муниципальной службы включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Впрочем, на практике наличие первого фактора игнорируется. Например, Минтруд России в своих разъяснениях упоминает о наличии обоих факторов, но считает, что включение должности в утвержденный список автоматически означает, что у лица были полномочия по осуществлению «отдельных функций управления организацией».

Соответственно, организации лучше руководствоваться четким критерием: есть должность в списке — сообщаем, нет — можно и промолчать.

Перечень должностей

Перечень должностей, на которые распространяются ограничения, утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции”». Причем сделано это отсылкой к другому типу списков. Речь идет о должностях федеральной государственной службы, включенных в разделы I, II и III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Данные перечни, в свою очередь, утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (в ред. от 25.01.2017). В частности, в них входят такие должности, как следователь Следственного комитета РФ, прокуроры субъектов Российской Федерации и иных специализированных прокуратур и др.

Впрочем, и здесь есть нюанс. Он виден уже из наименования раздела III перечня: «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками». Наименования должностей определены там очень условно. В этот раздел включаются все должности гражданской, военной и государственной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, например, функции представителя власти или осуществление контрольных и надзорных мероприятий. Туда же входят все должности, подразумевающие управление государственным имуществом или хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Например, трудоустройство бывшего оперативного шофера 3 класса в звании прапорщика в УФСКН России по Владимирской области на должность монтажника кабельных и оптических сетей обернулось для организации длительными судебными тяжбами (Постановление Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 86-АД16-4).

Поэтому организации при приеме на работу бывшего служащего лучше немного перестараться, чем подпасть под санкции.

КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?

Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями, ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее — Конвенция).

Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.

Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия.

КОГДА, КАК И КОГО УВЕДОМЛЯЕМ?

Работодатель обязан направить уведомление в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора.

Уведомление направляется по последнему месту службы в порядке, определенном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или иным лицом, подписавшим договор с работником. При наличии в организации печатей подпись работодателя подлежит заверению печатью организации или печатью кадровой службы (примеры 1, 2).

Что делать, если бывшее место службы нового работника реорганизовано или ликвидировано? Такое часто случается с государственными и муниципальными службами.

Законодатель не предложил решения для этого случая. Минтруд России, стремясь заполнить пробел, издал соответствующие разъяснения (письмо от 01.07.2016 № 18-2/В-421). По мнению ведомства, в период работы ликвидационной комиссии уведомление адресуется ей и направляется в упраздняемый государственный орган. Если ликвидация завершена, то уведомление направляется в орган-правопреемник.

А если функции распределены между разными органами? Минтруд России считает, что уведомление надо направлять в тот государственный орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. К сожалению, это далеко не всегда можно определить с легкостью. В этом случае рекомендуем направить несколько уведомлений, опять же исходя из того, что лучше немного перестараться, чем платить потом административный штраф.

Содержание уведомления

Единой формы для извещения нет, но есть общие требования к его содержанию.

В извещении в обязательном порядке должны присутствовать:

• фамилия, имя, отчество;

• число, месяц, год и место рождения;

• должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (проставляется по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

• наименование организации — полное и сокращенное (при наличии). Рекомендуем указывать и такие основные реквизиты как ОГРН и ИНН организации.

При заключении трудового договора дополнительно указывается:

• дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу;

• дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);

• наименование должности, а также структурное подразделение организации (при наличии);

• должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

При заключении гражданско-правового договора указываются:

• дата и номер гражданско-правового договора;

• срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));

• предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);

• стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

ЧТО ГРОЗИТ И КТО ОТВЕЧАЕТ?

Работодатель рискует

Ответственность за не уведомление о трудоустройстве бывшего чиновника достаточно жесткая.

В соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.;

• на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

• на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Вы уверены, что новый работник не был госслужащим?

Для того чтобы работодатель считался уведомленным о предыдущей службе работника, последнему достаточно представить свою трудовую книжку.

То есть работодатель может избежать административной ответственности, если докажет, что работник скрыл от него информацию о своей бывшей службе. Сделать это можно только в том случае, если трудовая книжка не была представлена работником либо в ней отсутствуют соответствующие записи.

Вместе с тем, любой работник кадровой службы отлично знает, что записи в трудовой книжке могут вообще не содержать никакой информации о должностях, в которых работал бывший служащий. В этом случае у работодателя также есть вероятность избежать ответственности.

Если в трудовой книжке есть специфические записи или ее нет вообще, можно предложить работнику составить расписку в свободной форме о том, что он в течение последних двух лет не состоял в должностях, подразумевающих особый коррупционный контроль (пример 3).

Ответственность бывшего госслужащего

Сам бывший госслужащий обязан как получить у государства разрешение на трудоустройство1, так и сообщить новому работодателю о своем предыдущем месте службы. Однако к такому работнику законодатель на удивление лоялен.

Несоблюдение обязательства об уведомлении работодателя (нанимателя) после увольнения с государственной или муниципальной службы влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Трудовой договор в этом случае прекращается по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Поскольку правила нарушены по вине работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу и выплачивать выходное пособие.

Вообще не установлена ответственность для служащего за нарушение требований о получении согласия в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Проблемы у него могут возникнуть только при попытке снова устроиться на госслужбу, если будет выявлен факт нарушения.

Выводы:

1. При приеме на работу нового работника нужно убедиться (в рамках законодательства), что он в течение последних двух лет не состоял на госслужбе.

2. Если работник недавно уволился с госслужбы, нужно уведомить его бывшего работодателя о том, что вы заключили трудовой или гражданско-правовой договор.

3. За нарушения в этой сфере для организации предусмотрены серьезные штрафы.

4. Работника, который скрыл от нового работодателя то, что он состоял на госслужбе, можно уволить на этом основании.

Пункт 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Пункт 2 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016; далее — Обзор судебной практики).

Письмо от 22.06.2012 № 17-1/10/1-248.

См. Постановление Верховного Суда РФ от 11.11.2016 № 9-АД16-17; п. 3 Обзора судебной практики.

Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Постановление Верховного Суда РФ от 22.09.2016 № 5-АД16-87.

Пункт 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 (в ред. от 09.08.2016).

См. Обзор судебной практики.

Пункт 2 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Пункт 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Абзац 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (в ред. от 15.07.2015).

admin

Добавить комментарий