Функции государственной думы

Функции государственной думы

Функции Государственной Думы РФ

Тема 5. Государственные органы управления финансами в Российской Федерации

Функции Государственной Думы РФ:

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении бюджета

прогноз федерального бюджета

принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Функции Совет Федерации Федерального Собрания:

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении бюджета

прогноз федерального бюджета

принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Функции Президента РФ:

исполнение федерального бюджета

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении бюджета

прогноз федерального бюджета

принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год

Функции Министерства финансов РФ:

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении бюджета

прогноз федерального бюджета

принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Государственные органы управления финансами в Российской Федерации:

финансовые органы на уровне субъекта Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

территориальные органы Федерального казначейства Российской Федерации

кредитные организации

муниципальные финансовые органы

Полномочиям Министерства финансов РФ соответствуют функции:

составление проекта федерального бюджета

рассмотрение и утверждение федерального бюджета+

разработка программ государственных заимствований

принятие финансового законодательства

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют функции:

составление проекта федерального бюджета

рассмотрение и утверждение федерального бюджета

разработка программ государственных заимствований

принятие финансового законодательства

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

Правительство РФ реализует задачи в системе управления государственными финансами:

разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой политики

осуществляет оперативный финансовый контроль

рассматривает и утверждает проект федерального бюджета

представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета

Налоговые инспекции выполняют функции в системе управления общегосударственными финансами:

определяют суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет и внебюджетные фонды

исполняют решения судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного получателям бюджетных средств

применяют санкции к нарушителям налоговой дисциплины

проводят расследования налоговых преступлений в особо крупных размерах

осуществляют валютный контроль

Органы управления финансами, принимающие участие в оперативном управлении межбюджетными отношениями в РФ:

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство

Федеральная служба налоговой полиции

Правительство РФ

Парламент РФ

Главное управление Федерального Казначейства реализует следующие функции:

осуществляет учет операций и управление движением бюджетных средств на счетах казначейства

регулирует межбюджетные отношения в процессе исполнения федерального бюджета

осуществляет методическое руководство в налоговой сфере

þ осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства получателями бюджетных средств

¨ регламентирует деятельность всей финансовой системы страны

Установить соответствие

Министерство финансов РФ Исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об его исполнении
Налоговые инспекции Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой внесения налогов и сборов в бюджет
Счетная палата РФ Проводит экспертизу отчетов об исполнении федерального бюджета
Федеральное Собрание РФ Принимает финансовое законодательство

Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролируют:

государственные налоговые инспекции

органы Федерального казначейства РФ

отделения Пенсионного фонда РФ

территориальные финансовые органы

контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств

К ведению Комитета по бюджету Совета Федерации относятся вопросы законодательного обеспечения:

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации

инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

валютного регулирования и валютного контроля, трансграничных финансовых операций

государственного финансового контроля

К ведению Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению относятся вопросы законодательного обеспечения:

денежно-кредитной политики;

системы платежей и расчетов;

государственного фонда формирования, хранения, отпуска и использования драгоценных металлов и драгоценных камней

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации

К ведению комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской относятся вопросы законодательного обеспечения:

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации

государственного финансового контроля

инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

системы платежей и расчетов

Подразделения по финансовым вопросам, которые образует Совет Федерации

Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению

Департамент межбюджетных отношений

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики

Комитет по бюджету

Подразделения по финансовым вопросам, которые образует Министерство финансов РФ

Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению

Департамент межбюджетных отношений

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

Комитет по бюджету

Тема 6. Финансовый контроль

Перенос сложившихся пропорций формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период осуществляется методом:

экстраполяции

нормативным

математического моделирования

Контроль, осуществляемый исполнительными органами власти субъекта РФ, относится к:

общегосударственному

внутриведомственному

внутрихозяйственному

общественному

аудиторскому

Формы финансового контроля (исходя из времени его осуществления):

ревизия

анализ

предварительный контроль

обследование

текущий контроль

последующий контроль

Основные вопросы финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ:

контроль за внебюджетными средствами, используемыми министерствами и ведомствами

финансовый контроль в процессе составления проекта бюджета и организации его исполнения

контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей в бюджеты разных уровней и федеральные внебюджетные фонды

контроль за исполнением федерального бюджета

экспертиза проектов бюджетного и финансового законодательства

Контроль, осуществляемый местными органами власти, относится к ___________ контролю

общегосударственному

аудиторскому

общественному

внутрихозяйственному

Контроль, осуществляемый на стадии составления финансовых планов – это _______________ контроль

текущий

предварительный

последующий

независимый

Контроль, проводимый по требованию законодательства или по решению компетентных органов – это _____________ контроль

текущий

обязательный

инициативный

независимый

Государственный финансовый контроль осуществляют…

прокуратура РФ, органы внутренних дел

центральный банк РФ и федеральная служба безопасности

министерство финансов РФ, казначейство, федеральная налоговая служба

финансовые отделы и бухгалтерии предприятий

… … представляет собой совокуп­ность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а так­же оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произве­денных расходов.

финансовый надзор

финансовый контроль

финансовое управление

финансовый мониторинг

… модель предусмат­ривает возможность наделения отдельных контрольных органов некото­рыми судебными функциями в определении виновности лиц в финансовых наруше­ниях и требовании возмещения ущерба

англосаксонская

латиноамериканская

азиатская

французская



Парламент России называется Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат. Их принято разделять на верхнюю и нижнюю. Верхняя – это Совет Федерации. Нижняя палата парламента – Государственная дума.

Парламент России называется Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат.

Объектами в системе управления финансами являются

Их принято разделять на верхнюю и нижнюю. Верхняя – это Совет Федерации. В Совфед делегируются по два представителя от исполнительного и представительного органов каждого субъекта страны. Нижняя палата парламента – Государственная дума, в которую входят 450 депутатов.

Двухпалатное устройство парламента

Деление на две палаты не было придумано в России. Парламент существует для принятия и утверждения законов. Двухпалатная система парламента предполагает, что нижняя палата эти законы разрабатывает и предлагает к рассмотрению, а верхняя их одобряет. Две парламентские палаты существуют во многих странах Европы и Америки.

Разделение на две палаты было введено для того, чтобы все регионы страны имели своего представителя в главном законодательном органе страны, а также для того, чтобы одна палата контролировала деятельность другой. Совет Федерации может утвердить закон только после того, как его одобрили в Госдуме. При этом верхняя палата не может ничего изменять в законе, а только согласиться с его принятием или не согласиться.

Верхняя палата (Совет Федерации) также носит неофициальное название «сенат», по аналогии с иностранной системой разделения государственной власти. В нее входят члены Совета Федерации (они не являются депутатами). Депутаты составляют Государственную думу (нижнюю палату). Каждый созыв в думу набирается 450 депутатов.

Чем занимается Совет Федерации

Совфед принимает решения в случаях, когда речь идет о важном геополитическом вопросе – изменении границ внутри страны. Они же утверждают в стране чрезвычайное положение, если решение о его введении принимает президент. Совет Федерации регулирует участие вооруженных сил РФ, если война ведется не на территории страны. Совфед может объявить импичмент президенту, когда 2/3 состава Госдумы выражают свое недоверие президенту. Верхней палатой назначаются на должности судьи главных судов страны (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного), Генпрокурор РФ и зампред Счетной палаты, а также 50% ее аудиторов.

Совфед в обязательном порядке рассматривает принятые Госдумой законы, касающиеся бюджета страны; федеральных налогов и сборов; финансового регулирования, выпуска в обращение новых денег; заключение и расторжение Россией международных договоров; вопросов границ страны и участия ее в военных действиях.

Если закон утвержден верхней палатой, дается пять дней на его отправку президенту. У главы страны есть две недели на то, чтобы подписать закон и проинформировать о нем население.

Распустить Совет Федерации президент и глава правительства не могут. В свою очередь, для назначение президента необходимо заручиться согласием Совфеда. Отрешение президента от должности тоже входит в полномочия верхней палаты парламента.

Совет Федерации сейчас

У верхней палаты есть свой председатель. Им с 2011 года является Валентина Матвиенко, которая стала первой в истории России женщиной на этом посту.  В соответствии с правилами формирования состава верхней палаты, когда от субъекта страны делегируется два человека, петербурженка представляет в Совфеде исполнительный орган (в данном случае городское правительство) государственной власти Санкт-Петербурга. Представительный орган (в данном случае это Законодательное собрание Петербурга) этого же региона в Совет делегировал Андрея Кутепова.

Сенаторские кресла в 2016 году получили 18 новых представителей 39 регионов страны. Они сменили предшественников, полномочия которых были прекращены. Некоторые члены Совета возвратились после перерыва в их деятельности. Например, вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова возобновит свою деятельность в СФ, прерванную в 2012 году. Нарусова будет представлять Туву по назначению ее главы Шолбана Кара-оолы.

Чем занимается Государственная дума

В первую очередь, Госдума существует, чтобы принимать законы и утверждать бюджет страны. Кроме того, в соответствии со статьей 103 Конституции Государственная дума обладает следующими полномочиями:

  • дает согласие президенту на назначение премьер-министра РФ (второе название для председателя правительства);
  • решает вопрос о доверии правительству;
  • каждый год слушает отчеты правительства о его деятельности, в частности по вопросам, поставленным нижней палатой;
  • назначает на пост председателя Банка России и освобождает его от должности;
  • назначает на пост председателя Счетной палаты и 50% состава ее аудиторов, а также освобождает от должности;
  • назначает на пост Уполномоченного по правам человека, а также освобождает от его должности;
  • производит освобождение от судебного наказания или замене его на более мягкое (амнистию);
  • при принятии решения об отрешении от должности президента формулирует обвинения против него.

Только Государственная дума принимает решение о доверии правительству.

Правительство РФ (которое состоит из председателя, его заместителей и министров) и сам президент отчитываются о своей работе перед нижней палатой. Однако по указу президента Госдума может быть распущена. Это происходит, когда дума три раза подряд не согласилась к предложенным президентом кандидатом на должность председателя правительства и три месяца подряд выражала недоверие правительству. Единственный случай, когда при соблюдении указанных условий думу нельзя распустить, это если она работает первый год.

Государственная дума сейчас

Седьмой созыв нижней палаты парламента принес свои изменения. Спикером Госдумы назначили бывшего заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина. Он занял место Сергея Нарышкина, который председательствовал в думе шестого созыва, а теперь занял должность главы Службы внешней разведки.

«Единая Россия» в данный момент имеет абсолютное число голосов в нижней палате. Это означает, что с представителями других фракций при принятии законов и решении других важных вопросов единороссы уже могут не советоваться. В целом в думе седьмого созыва представлены шесть партий. КПРФ достались 42 мандата, ЛДПР — 39, «Справедливая Россия» получила 23 мандата. Также в Госдуме получили места представители двух непарламентских партий. Это «Родина», получившая один мандат, еще один – у «Гражданской платформы».

В Госдуме в 2016 году стало меньше комитетов. Их осталось 26, когда в прошлом созыве было 30. В думе объединили в один комитеты по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, слили комитеты по транспорту и строительству, та же участь постигла комитеты по образованию и науке. 13 комитетов, то есть ровно половину, возглавили представители «Единой России».

Автор: Администратор.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

1) В Российской империи в 1906-1917 законосовещательное, представительное учреждение с ограниченными законодательными правами, учреждена Манифестом 17 октября 1905 г.

Избиралась по куриальной системе, выборы были неравными и непрямыми. Депутаты не были подотчетны избирателям, но могли быть отстранены Правительствующим Сенатом. Т.д. не имела права изменять основные государственные законы Российской империи (Конституцию 1906), ее решения могли быть отменены Государственным советом

Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, обладал правом досрочного роспуска Думы: первая (1906) и вторая (1907) Т.д. были распущены из-за своего оппозиционного состава, четвертая (1912-1917) — распущена на перерыв. Депутаты последней Думы создали Временный комитет, распущенный вместе с самой Думой решением Временного правительства в октябре 1917г. из-за подготовки выборов в Учредительное собрание.

2) Нижняя палата Федерального Собрания — парламента РФ. Состоит из 450 депутатов: половина из них избирается на основе партийных списков (по пропорциональной избирательной системе), а половина — по одномандатным избирательным округам (по мажоритарной избирательной системе относительного большинства). Г.Д. избирается сроком на четыре года. Депутатом Г.Д. может быть избран любой гражданин, достигший 21 года. Главными полномочиями Г.Д. являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контроль за деятельностью Правительства РФ. Кроме этих полномочий в компетенцию Г.Д., согласно Конституции РФ, входят: назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, ратификация или денонсация международных договоров РФ; вопросы войны и мира. Г.Д. может быть распущена Президентом РФ в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур

Председателя Правительства РФ или повторного в течение трех месяцев выражения ею недоверия Правительству РФ. В случае роспуска Г.Д. Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Г.Д. собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Оцените определение:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

нижняя палата российского парламента — Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно ст. 11 на федеральном уровне Государственная Дума вместе с Советом Федерации представляют законодательную власть Российской Федерации. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от их места проживания на территории России.

Депутат не связан жесткими правовыми обязательствами перед своими избирателями, и они не могут определять его позицию, поскольку в Конституции РФ отсутствуют такие институты как наказы избирателей депутатам и их отзыв избирателями. Вместе с тем депутаты ГД поддерживают связь с избирателями в регионе, рассматривают поступившие от них предложения и жалобы, способствуют решению содержащихся в них вопросов; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ.

Депутат ГД не может быть одновременно депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также членом Совета Федерации. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. 5 ноября 2008 г. в своем послании Федеральному собранию Президент РФ Д. Медведев предложил со следущих выборов увеличить срок полномочий депутатов Госдумы до 5 лет, а президента — до 6 лет. По его мнению, это даст дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти. В ноябре — декабре 2008 г. проекты поправок в Конституцию РФ утвердили Госдума и СФ и одобрили региональные парламенты. Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» вступил в силу 31 декабря 2008 г.

До 2007 г. ГД формировалась на основе выборов как по мажоритарным одномандатным округам, так и по партийным спискам (50/50%). В 2007 г. депутаты ГД впервые избирались только по партийным спискам. Проходной барьер составлял 7% (до 2005 г. — 5%).

Первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом Федерации в день референдума по Конституции 12 декабря 1993 г. сроком на 2 года. Работу Думы возглавляет Председатель (спикер) Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя ГД. Председателями Госдумы являлись И. Рыбкин (1994–1996), Г. Селезнев (1996–2003). С 2003 г. по настоящее время Председателем Госдумы является Б. Грызлов.

Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы, образуемых в начале первой сессии. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. Комитеты Государственной Думы разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции РФ и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности и т. д.

К полномочиям Госдумы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.

Депутат или группа депутатов ГД вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям органов исполнительной власти разного уровня по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Последние обязаны дать ответ на подобный запрос в течение 15 дней. 31 декабря 2008 г. вступил в силу Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», согласно которому Правительство РФ обязано предоставлять Государственной Думе отчеты о результатах его деятельности, в т. ч. по вопросам, поставленным Госдумой.

Депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами любой организации, расположенной на территории РФ, а также правом на получение и распространение любой информации, независимо от степени их секретности, касающейся вопросов, связанных с его депутатской деятельностью.

Материалы, представляемые СМИ депутатом по поручению палаты, подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней. В течение всего срока полномочий члены ГД обладают неприкосновенностью. Однако депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.

Госдума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания, но Президент РФ может созвать заседание ГД ранее этого срока. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя ГД председательствуют представители всех избирательных объединений. Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в СМИ; на них приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители СМИ и независимые эксперты, необходимые для дачи заключений по вопросам, рассматриваемым ГД.

Депутаты могут также принять решение о проведении закрытого заседания. Конституцией РФ предусмотрен роспуск Госдумы Президентом РФ в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, после чего президент вправе объявить об отставке правительства, либо не согласиться с решением депутатов.

Если ГД в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет об отставке правительства либо распускает Госдуму. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Выборы в Государственную Думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007 гг.

Депутатское объединение в ГД, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в ГД, называется фракцией.

10. Бюджетные полномочия Государственной Думы

Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Депутат ГД вправе состоять только в одном депутатском объединении. Основные парламентские фракции в ГД 5-го созыва: «Единая Россия» — 315 мест, 70% голосов; КПРФ — 57 мест, 12,7% голосов; ЛДПР — 40 мест, 8,9% голосов; «Справедливая Россия» — 38 мест, 8,4% голосов.

Оцените определение:

Государственный совет РФ

Одним из органов с особым статусом, который возглавляет Президент России, является Государственный совет Российской Федерации.

Он был образован в 2000 г.

Государственный совет РФ — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти .

Орган формируется Президентом России. Помимо председателя совета в его входят члены. Имеется и секретарь, который не входит в состав органа. Данные обязанности возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. Сейчас это Левитин И.Е.

Членами Государственного совета РФ являются:

  • Председатель Совета Федерации ФС РФ;
  • Председатель Государственной Думы ФС РФ;
  • полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
  • высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов федерации;
  • руководители фракций в Государственной Думе ФС РФ;
  • могут включаться иные лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности .

Основными задачами совета выступают:

  • содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
  • обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;
  • обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту России;
  • содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • рассмотрение по предложению Президента России проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
  • обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
  • обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета;
  • обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
  • обсуждение по предложению Президента России иных вопросов, имеющих важное государственное значение .

Организационно Государственный совет РФ выглядит следующим образом.

Ключевую роль в деятельности совета играет его председатель. Помимо формирования персонального состава госсовета и его органов, он:

  • определяет место и время проведения заседаний Государственного совета РФ и его президиума;
  • председательствует на заседаниях совета и президиума;
  • формирует на основе предложений членов президиума план работы госсовета и повестку дня его очередного заседания;
  • дает поручения членам и секретарю Государственного совета  РФ .

Немалая нагрузка ложится на секретаря, который:

  • обеспечивает подготовку проекта плана работы совета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям, а также проектов соответствующих решений;
  • информирует членов госсовета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания, обеспечивает их необходимыми материалами;
  • подписывает протоколы заседаний Государственного совета РФ;
  • несет ответственность за обеспечение деятельности совета;
  • организует работу консультативной комиссии и обеспечивает деятельность постоянных и временных комиссий и рабочих групп, создаваемых Государственным советом РФ и президиумом;
  • исполняет иные поручения председателя госсовета .

Сегодня в совете 100 членов, плюс председатель и секретарь.

В целях решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета РФ в составе 9 членов совета. В частности, он рассматривает план работы госсовета, а также повестку дня очередного заседания и материалы к нему. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации раз в полгода. Заседания проводятся, как правило, не реже 1 раза в 3 месяца.

Консультативная комиссия оказывает консультационную помощь членам госсовета и президиума по вопросам, включенным в план работы Государственного совета РФ.

шпоры на тесты к экзамену

Отличием консультационной комиссии от других органов госсовета в том, что ее члены участвуют в работе совета.

Для подготовки материалов по вопросам, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета РФ или его президиума, создаются постоянные и временные комиссии и рабочие группы. Отдельные виды работ могут выполняться  учеными и специалистами на договорной основе.
Заседания госсовета проводятся регулярно, как правило, не реже 3-х раз в год. По решению председателя могут проводиться внеочередные заседания.

Обеспечение деятельности госсовета осуществляют подразделения Администрации Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

П. 1 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).
П. 7 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

П. 4 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

П. 9 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

П. 11 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

Без Государственной Думы не может быть осуществлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она выполняет три главные функции: законотворческую, контрольную и представительную. В современной ситуации, когда в нашей стране сформировался полупрезидентский стиль правления, а традиции парламентаризма в России невелики, рассмотрение места и роли Государственной Думы в политической системе РФ является актуальной темой для исследования.

-Дума является основным законодательным органом, ей принадлежит главная роль в законодательном процессе. Но, по сути дела, это право Думы ограничено с двух сторон: правом отклонить принятые ею законы обладает как Совет Федерации, так и Президент РФ. Государственная Дума может преодолеть решение Совета Федерации об отклонении закона, но только если за отклоненный закон проголосовало квалифицированное большинство депутатов – две трети от общего числа. Вето Президента может быть преодолено лишь квалифицированным большинством Совета Федерации и Государственной Думы. Единственным исключением являются федеральные конституционные законы, лишь они не могут быть отклонены Президентом.

За все время существования нижней палаты она рассмотрела и приняла огромное количество законов. Всего за 1996 – 1999 годы в Государственную Думу было внесено 3583 законопроекта. Было рассмотрено более 1700 законопроектов, из них принято около 1 тысячи законов, свыше 700 были подписаны Президентом.

Но в законодательном процессе наблюдаются и недостатки. Прежде всего, это касается ситуации, когда больше всего законопроектов на рассмотрение Думы вносят сами депутаты. Так, за 1993-1995 гг. депутаты внесли 55% законопроектов, Правительство – 20%, Президент – 10%. Это достаточно не типичное обстоятельство с точки зрения мировой практики. Такая лавинообразная реализация права индивидуальной законодательной инициативы во многом отрицательно сказывается на работе Государственной Думы. Из-за того, что многие депутаты соревнуются в выдвижении новых законопроектов, планы законотворчества становятся перегружены. Это приводит к их невыполнению, а время прохождения многих законопроектов затягивается.

Дума, как орган государственной власти, действует в сфере политики, но ее дееспособность, прежде всего, в ее законотворчестве, а не в политических баталиях. Законодательный процесс же излишне политизирован. Принимается немало законов по малозначительным вопросам. Сохраняется стремление идти путем принятия оперативных законов чрезвычайного характера по относительно частным, но злободневным вопросам, ускорить оформление кратких законов-поправок к существующему законодательству. Однако стремление бежать за событиями в условиях поляризации политических сил в парламенте не прибавляет ему дееспособности.

-Другой важной функцией Государственной Думы являются её контрольные полномочия. Но депутатские запросы часто не являются для органов исполнительной власти фактом, который подлежит обязательному рассмотрению и ответу на него. “Правительственный час” нередко превращается в политинформацию того или иного руководителя. Положительное решение вопроса о недоверии Правительству ставит Государственную Думу под угрозу роспуска. Выдвижение обвинения

против Президента РФ является очень сложным политическим процессом и конечное решение этого вопроса не входит в компетенцию Думы. Контроль Счетной палаты по отношению к органам исполнительной власти является “внешним”, он мог бы стать более эффективным, если бы был подкреплен постоянным “внутренним” контролем со стороны Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Государственного таможенного комитета. Контроль Уполномоченного по правам человека малоэффективен, так как существует слишком много нарушений. Другое дело, если его усилия направить на осуществление действенного контроля за исполнением федеральных законов, непосредственно защищающих права человека. Серьезным недостатком контрольных полномочий Государственной Думы является отсутствие парламентского контроля за исполнением федеральных конституционных и федеральных законов, а также отсутствие такого механизма, когда правительство должно регулярно отчитываться перед представителями народа – депутатами в своей деятельности. Только такой подход способен гарантировать ответственность за принимаемые решения. Кроме этого, парламентский контроль только тогда сможет обеспечить определенную степень эффективности, когда результаты его работы станут достоянием гласности. В этом плане нельзя игнорировать значение Государственной Думы как открытой политической трибуны в руках представительной власти. Но, к большому сожалению, данная сторона деятельности недооценивается. В определенной степени это связано с тем, что сами СМИ не способствуют такой стороне думской работы.

-Реальные полномочия Государственной Думы зависят от степени “равнозначности” разделения властей в РФ.

В Конституции фактически закреплена новая ветвь власти – “президентская”. В руках Президента находятся самые эффективные механизмы “сдержек и противовесов”. Президент оказывает реальное влияние на курс законотворчества Государственной Думы через ежегодные послания Федеральному Собранию и через свою многочисленную администрацию (Аппарат администрации Президента; Главное Государственно-правовое управление; Управление по вопросам внутренней политики; кроме того, время от времени рождаются такие формально-представительские структуры, как большая “четверка”, президентский “круглый стол”). Президент имеет полномочия издавать указы законодательного характера, при этом не определены границы такого нормотворчества. Часто они противоречат Конституции или вторгаются в компетенцию Госдумы. Президент назначает выборы в Государственную Думу, а также может распустить ее в определенных ситуациях. Механизм же отрешения Президента от должности чрезвычайно сложен и, как уже отмечалось выше, окончательное решение этого вопроса не входит в компетенцию Государственной Думы. Если прибавить ко всему вышесказанному выведение этого мощного управленческого аппарата, подчиненного непосредственно Президенту, из-под парламентского контроля, то формируются реальные условия авторитарной власти, ее бесконтрольности и безответственности.

-Отношения с Правительством у Государственной Думы тоже складываются не простые. Это связано, прежде всего, с тем, что Государственная Дума, не обладая правом формирования Правительства, сильно ограничена в своем воздействии на исполнительную власть. Поэтому взаимодействие исполнительной и законодательной властей было в последнее время противоречивым. Правительство и Государственная Дума воспринимали друг друга скорее как конкурентов, чем как партнеров. Выборы 1999 года в Государственную Думу вывели на первое место фракцию “Единство”. Ее руководитель Б. Грызлов отметил, что впервые согласие

admin

Добавить комментарий