Формы реорганизации юридического лица

Формы реорганизации юридического лица

Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц.

Виды реорганизации:

Правовые нормы, регламентирующие процедуру реорганизации, позволяют выделить следующие формы (виды) реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

1. Реорганизация в форме слияния. Слияние – это форма реорганизации юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из этих лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Реорганизация юридического лица путем слияния считается завершенной с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о создании нового юридического лица. При этом созданное в процессе слияния юридическое лицо становится полным правопреемником всех прав и обязанностей слившихся организаций.

Также следует учитывать, что к отношениям, возникающим при слиянии, в результате которого создается хотя бы одно юридическое лицо в идентичной ранее существовавшей форме, применяются соответственно нормы о слиянии в рамках одной организационно-правовой формы, а в отношении сливающихся юридических лиц, в результате чего создается юридическое лицо иной организационно-правовой формы, — соответствующие нормы, относящиеся к слиянию того юридического лица, которое получается в результате слияния. Таким образом, в процессе слияния необходим учет требований, предъявляемых при слиянии двух и более видов юридических лиц.

В процессе реорганизации путем слияния не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых или выводить старых участников необходимо либо до реорганизации, либо после.

Так как при слиянии происходит ликвидация участвующих в реорганизации юридических лиц с передачей всех прав и обязательств вновь создаваемому юридическому лицу, о предстоящей реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов сливающихся юридического лица, а также опубликовать сведения о предстоящей реорганизации в специализированным периодическом издании — Вестнике государственной регистрации. Уведомить кредиторо в необходимо в течение 5 дней со дня принятия решения о реорганизации.

Кредиторы участвующих в реорганизации юридических лиц в течение тридцати дней со дня направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств юридического лица и возмещения им убытков.

Участвующие в реорганизации юридические лица передают все свои права и обязательства вновь создаваемому юридического лицу. Все права и обязательства сливающихся юридических лиц, а также положения о правопреемстве должны быть отражены в передаточных актах, которые утверждаются соответствующим органом управления каждого из участвующего в реорганизации юридического лица (в ООО – Общим собранием участников, в АО – общим собранием акционеров).

2. Реорганизация в форме присоединения. Данная форма реорганизации рассматривается в качестве частного случая слияния юридических лиц. Суть данной формы реорганизации заключается в том, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Статус последнего не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав. Таким образом, реорганизация в форме присоединения относится к универсальному правопреемству.

Детально порядок и условия присоединения определяются договором о присоединении, который подписывается соответствующими представителями от каждой организации, участвующей в присоединении.

В настоящее время не существует серьезных препятствий к присоединению юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида. Допускается и одновременное присоединение нескольких лиц к другому юридическому лицу, в том числе различных организационно-правовых форм. Вместе с тем присоединение возможно лишь к одному юридическому лицу, при этом в рамках присоединения не допускается смена организационно-правовой формы организации, к которой осуществляется присоединение, — это возможно лишь при слиянии.

3. Реорганизация в форме разделения. При реорганизации в форме разделения происходит разделение юридического лица на два и более юридических лиц, при этом само юридическое лицо, которое реорганизуется, прекращает свое существование в результате проведения реорганизации. При разделении юридического лица к каждому из возникших юридических лиц переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

О возможности разделения, в результате которого создаются юридические лица в форме, отличающейся от организационно-правовой формы реорганизованного юридического лица, в действующем законодательстве практически ничего не говорится. Как правило, допускается разделение юридического лица, если в результате такого разделения создаются два и более юридических лица в форме, как и ранее существовавшей.

4. Реорганизация в форме преобразования. Такая форма предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица с переходом прав и обязанностей от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида. При преобразовании всегда присутствует один правопредшественник и один правопреемник, что отличает преобразование от всех других форм реорганизации.

Можно выделить следующие отличия преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом – передаточным актом.

5. Реорганизация в форме выделения. При реорганизации в форме выделения происходит такое разделение юридического лица, при котором из его состава «отделяется» одно или несколько юридических лиц, а само реорганизуемое юридическое лицо продолжает существование и после завершения процесса реорганизации. При выделении одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При выделении как в одном из способов реорганизации меняется лишь состав имущества данного юридического лица. По сути в этом и заключается отличие выделения от разделения юридического лица. При последнем способе реорганизации разделенное юридическое лицо перестает существовать, вместо него появляются два или более новых юридических лица, к которым переходят права и обязанности разделенного юридического лица.

Прекращение деятельности организации

Прекращение деятельности организации происходит по окончании срока, на который она создавалась или на добровольных основаниях. Прекращение деятельности осуществляется путем реорганизации или ликвидации.

Реорганизация – это изменение юридического лица, при котором все права и обязанности или часть их переходят к вновь образованному юридическому лицу. Реорганизация может проводиться добровольно по решению учредителей или принудительно по решению уполномоченного органа или суда.

Реорганизация осуществляется в формах: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Слияние– возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций с прекращением деятельности последних. Передача прав и обязанностей происходит в соответствии с передаточным актом. Организации, участвующие в слиянии заключают договор, где определяют порядок и условия слияния. Вновь образованная организация заново проходит процедуру государственной регистрации и встает на учет в налоговом органе.

Присоединение – прекращение деятельности одной или нескольких организаций с передачей их прав и обязанностей другой организации на основе передаточного акта. Присоединяемая организация и организация, к которой осуществляется присоединение, заключает договор, в котором определяются порядок и условия присоединения. В отношении присоединяемой организации в едином государственном реестре юридических лиц делается запись о прекращении ее деятельности.

Разделение – прекращение организации с передачей ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям, которые проходят процедуру государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе.

Выделение – создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения последней. Передача прав и обязанностей происходит в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование – изменение организационно-правовой формы ориентации. К вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием учредителей или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются в месте с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица или внесения изменений в документы существующих юридических лиц.
4.2. Ликвидация юридического лица
Ликвидация юридического лица, осуществляется в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.

Ликвидация юридического лица влечет его без прекращения, без перехода прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1. по решению учредителей либо уполномоченного органа в связи с истечением срока, на который создавалось юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создавалось, с признанием судом недействительной государственной регистрации юридического лица, с допущенными нарушениями закона при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;

1. по решению суда в случае осуществления деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом, либо и иными неоднократными нарушениями закона и правовых актов;

2. по решению арбитражного суда в случае признания организации несостоятельной (банкротом).

При принятии решения о ликвидации организации об этом незамедлительно ставится в известность орган государственной регистрации. Назначается ликвидационная комиссия, устанавливается порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия в обязательном порядке публикует сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований кредиторов. Данный срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Ликвидационная комиссия должна осуществить меры по выявлению кредиторов, письменно сообщить им о ликвидации организации, добиться получения дебиторской задолженности.

По истечении 2-х месяцев ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражается состав имущества ликвидируемой организации, перечень объявленных кредиторами требований. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с регистрирующим органом.

Если у ликвидируемой организации недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов.

Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:

1. требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2. выплаты по выходным пособиям и оплате труда работникам, работающим по трудовому договору или контракту, выплаты вознаграждений по авторским договорам;

3. требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;

4. задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5. расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований каждой последующей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой организации оно распределяется между кредиторами пропорционально сумме требований.

После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или уполномоченным органом по согласованию с органом государственной регистрации.

Ликвидационная комиссия работает в контакте с налоговым органом, где принимается решение о проверке промежуточного ликвидационного баланса, происходит снятие ликвидируемой организации с налогового учета.
4.3. Несостоятельность (банкротство) организаций
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворять в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Признаком банкротства организации считается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанности не исполняются в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства организации-должника принимается во внимание размер денежных обязательств (размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов). Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 500 МРОТ.

До проведения процедуры банкротства может быть назначен арбитражный управляющий. Им может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным органом о банкротстве и финансовому оздоровлению. Арбитражным управляющим не может быть назначено; лицо, осуществляющее ранее управление делами должника; лицо, в отношении которого имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и имуществом других лиц; лицо, имеющее судимость.

При рассмотрении дела о банкротстве применяются следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры.

Прежде чем приступать к процедуре банкротства, важно осуществить меры по его предупреждению, по финансовому оздоровлению должника, восстановлению его платежеспособности.

Меры по восстановлению платежеспособности должника – это досудебная санация. Она осуществляется собственником имущества унитарного предприятия, учредителями, кредиторами в форме представления финансовой помощи в размере, достаточном для погашения задолженности. Досудебная санация может проводиться за счет федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

Основанием для досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстановления платежеспособности организации – должника.

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется в строгом соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом и законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Заявление о банкротстве юридического лица подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.

В деле о банкротстве участвуют: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные органы по требованиям и платежом, в ряде случаев прокурор, государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению и некоторые иные лица (представитель работников должника, представитель собственника имущества). Дело о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления должника, кредитора, прокурора, налогового органа или иного уполномоченного органа. В заявлении должны быть указаны:

1. наименование арбитражного суда, куда подается заявление;

2. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;

3. сумма задолженностей по видам (согласно очередности платежей при ликвидации организации);

4. обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

5. сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику; об исполнительных и иных документах, предъявляемых к бесспорному списанию денежных средств;

6. сведения об имеющимся у должника имуществе, денежных средствах и дебиторской задолженности;

7. номера счетов в банках и иных кредитных организациях с указанием их почтовых адресов;

8. сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных издержек;

9. перечень прилагаемых документов.

Если дело возбуждается по заявлению кредитора, то в нем указываются:

1. наименование арбитражного суда;

2. наименование и почтовый адрес должника;

3. наименование и почтовый адрес кредитора;

4. размер требований кредитора с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);

5. обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;

6. доказательства обоснованности требований кредитора;

7. доказательства, подтверждающие основание заявления кредитора;

8. перечень прилагаемых заявлений.

Дело о банкротстве должно рассматриваться в срок не более 3-х месяцев со дня поступления заявления в суд.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд может принять один из следующих актов:

1. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

2. решение об отказе в признании должника банкротом;

3. определение о введении внешнего управления;

4. определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Одновременно с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, как правило, вводится процедура наблюдения. Действие этой процедуры продолжается до признания должника банкротом и принятия соответствующего решения (акта). Она необходима для обеспечения сохранности имущества должника и анализа его финансового состояния. С момента введения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатов, предложенных кредиторами, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Введение наблюдения не означает отстранение руководителя организации — должника от управления. Однако, сделки совершаются с согласия временного управляющего (сделки с имуществом, получение и выдача займов).

В период наблюдения организация – должник не может принимать решения:

1. о реорганизации;

2. о создании юридических лиц или об участии в других юридических лицах;

3. о создании филиалов и представительств;

4. о выплате дивидендов;

5. о размещении должником ценных бумаг и их эмиссия;

6. о выходе из состава участников должника;

7. о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Арбитражный суд может отстранить руководителя организации – должника в случае, если он не принимает мер по обеспечению сохранности имущества, чинит препятствия временному управлению.

Временный управляющий обязан:

1. принимать меры по сохранности имущества;

2. проводить анализ финансового состояния должника;

3. определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

4. устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;

5. созывать первое собрание кредиторов.

По окончании процедуры наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложениях о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Первое собрание кредиторов созывается не позднее 10-ти дней до заседания арбитражного суда. К компетенции первого собрания кредиторов относится:

1. принятие решения о введении временного управления;

2. принятие решения об обращении а арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

3. определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов и нек. др.

Арбитражный суд на основании первого собрания кредиторов принимает решение о признание должника банкротом, об открытии конкурсного производства или выносит решение о введении внешнего управления или утверждает мировое соглашение.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Полномочии по управлению имуществом передаются внешнему управляющему, который назначается арбитражным судом. Внешнее управление вводится немедленно после определения арбитражного суда на срок не более 12 месяцев с возможным продлением на 6 месяцев.

Орган управления организации — должника в течение 3 дней с момента назначения внешнего управляющего должен передать ему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы и иные ценности. Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, водится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по обязательствам и платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий не распространяется на обязательства и платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления; на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментам, о возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью.

Внешний управляющий обязан:

1. принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;

2. открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;

3. разработать и представить собранию кредиторов план внешнего управления;

4. вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

5. заявлять возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

6. принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

7. рассматривать требования кредиторов;

8. предъявлять собранию отчеты по итогам реализации плана внешнего управления.

План внешнего управления разрабатывается внешним управляющим не позднее месяца с момента назначения и выносится на утверждение собрания кредиторов. План должен содержать меры по восстановлению платежеспособности должника и сроки ее восстановления. Мерами восстановления платежеспособности могут быть:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельного производства;

ликвидация дебиторской задолженности;

продажа имущества;

уступка части требований должника;

исполнение обязательства должника – унитарного предприятия собственником его имущества или третьим лицом;

продажа предприятия (бизнеса) должника.

Конкурсное производство – процедура, применяется к должнику в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства не может превышать 12 месяцев и может быть продлен на 6 месяцев.

Для конкурсного производства назначается конкурсный управляющий. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника в том числе по распоряжению имуществом. Конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, которое составляет конкурсную массу. Конкурсный управляющий осуществляет следующие функции:

принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по его сохранности;

анализирует финансовое состояние должника;

предъявляет к третьим лицам, имеющие задолженности перед должником, требования к ее взыскания;

уведомляет работников организации – должника о предстоящем увольнении;

заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям;

заявляет в ряде случаев отказ об исполнении договора должника;

принимает меры по поиску, выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц;

передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.

В ходе конкурсного производства используется только один (основной) счет организации – должника. Все другие счета закрываются и средства с них перечисляются на основной, с которого оплачиваются:

1. расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему;

2. текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника;

3. расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий может приступить к продаже имущества должника на торгах в форме аукциона. После торгов производятся расчеты с кредиторами в установленном порядке (см. тему ). По завершении расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения этого отчета суд выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Мировое соглашение – процедура банкротства, которую могут заключить организация – должник и кредиторы на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.

Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательства, прощением долга. Мировое соглашение может содержать и такие условия: об отсрочке или рассрочке обязательств, об уступке прав требований должника, об исполнении обязательств третьими лицами, о скидке с долга, об обмене требований на акции. Мировое соглашение составляется в письменной форме и подписывается всеми участниками, решившими заключить мировое соглашение.

Мировое соглашение в 5-ти дневный срок после его заключения представляется в арбитражный суд с соответствующим заявлением для утверждения. К заявлению прилагаются текст соглашения, протокол собрания кредиторов, список всех кредиторов с указанием их адресов и сумм задолженности, документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов 1-й и 2-й очереди, письменные возражения.

В ряде случаев арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглашения, признать его недействительным или расторгнуть его.

Добровольное объявление о банкротстве организации – должника может объявить руководитель при наличии признаков банкротства. Для этого необходимо решение собственника имущества при наличии письменного согласия всех кредиторов.

При рассмотрении вопроса о банкротстве может быть фиктивное или принудительное банкротство, за что устанавливается уголовная ответственность и соответствующие штрафные санкции.
Фиктивное банкротство – заявление о банкротстве подается при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Штраф устанавливается в размере 500-800 МРОТ или в размере заработной платы руководителя или собственника организации. Уголовная ответственность может быть определена в виде лишения свободы до 6 лет со штрафом в размере 100 МРОТ.

Принудительное банкротство – это умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, что влечет штраф в размере 500-800 МРОТ.

Кто принимает решение о реорганизации?

Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ, реорганизация может проводиться по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Кроме того, в установленных законом случаях, реорганизация в форме разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Такие случаи предусмотрены, например, законодательством о защите конкуренции — в частности, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации или реорганизации коммерческой организации, занимающей доминирующее положение на рынке, в связи с систематическим осуществлением ею монополистической деятельности.

Также, согласно ГК РФ, законом могут быть установлены случаи, когда реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования требует согласия уполномоченных государственных органов. В настоящее время такой случай установлен опять же законом о защите конкуренции – например, слияние организаций, общая стоимость активов которых превышает определенный размер, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

📌 Реклама

В каком порядке проводится реорганизация по решению суда?

Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, принудительная реорганизация юридического лица включает следующие этапы:

  1. Уполномоченный государственный орган, по решению которого может проводиться принудительная реорганизация, выносит решение о такой реорганизации и устанавливает срок для её проведения.
  2. Если в вышеуказанный срок учредители не проведут реорганизацию – государственный орган обращается в суд с соответствующим иском.
  3. Суд по иску о реорганизации назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию.
  4. Арбитражный управляющий составляет документы о реорганизации (в том числе передаточный акт) и передает их на рассмотрение суда. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

С какого момента юридическое лицо считается реорганизованным?

Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Исключение составляет реорганизация в форме присоединения – в этом случае присоединяемое юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности такого лица.

Сложившиеся рыночные условия побуждают отечественных предпринимателей принимать радикальные меры, направленные на оптимизацию бизнес-процессов. Одним из таких шагов является решения о реорганизации предприятия.

Эта процедура зачастую является альтернативой полной ликвидации предприятия и служит отличным инструментом, когда процедура банкротства нецелесообразна, а сохранение активов еще возможно.

Реорганизация унитарного предприятия предусмотрена российским законодательством, в частности ст. 57 Гражданского кодекса РФ.

Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия – сложный многогранный процесс, коренным образом меняющий структуру юридического лица.

Понятие и причины реорганизации

Реорганизация – преобразование юридического лица, в результате которого происходит возникновение одного либо нескольких предприятий, или ликвидация одного либо нескольких предприятий.

Прибегнуть к такому шагу, как реорганизация и ликвидация унитарных предприятий, могут юридические лица разных организационно-правовых форм: ООО, ЗАО, ОАО и др.

Создание новых юридических лиц происходит согласно принципу правопреемства.

Этот принцип подразумевает полную ответственность вновь образованных предприятий перед контрагентами и кредиторами первоначального юридического лица, а также соблюдение всех обязательств по налоговым отчислениям.

Причины реорганизации предприятия, как правило, заключаются в следующем:

  • нерентабельность бизнеса;
  • совершенствование партнерских отношений со своими контрагентами;
  • оптимизация налоговых отчислений.

Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредительным органом на общем собрании участников.

Законодательство требует обязательного уведомления регистрирующего органа в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации.

Законом также предусмотрено информирование кредиторов о принятом решении путем его публикации в печатных СМИ.

Учредители реорганизуемого предприятия обязаны письменно проинформировать своих кредиторов о своем решении в срок, не превышающий 30 рабочих дней.

За принятием решения о реорганизации следует создание инвентаризационной комиссии, целью деятельности которой является подсчет всего имущества юридического лица.

Итогом работы инвентаризационной комиссии является составление разделительного баланса и передаточного акта – обязательных документов процесса реорганизации.

Передаточный акт – документ, определяющий правопреемство вновь созданных юридических лиц во взаимоотношениях с кредиторами и должниками первоначального юридического лица.

Ошибочным является распространенное мнение о том, что применение разных способов реорганизации позволяет бизнесу избегать погашения налоговой задолженности.

Нормы действующего налогового законодательства предусматривают четкие контрольные меры по взысканию всех обязательств перед фискальными органами.

Виды реорганизации предприятия

Характер и размеры передаваемых прав и обязанностей определяются выбранной формой реорганизации. Законодательством предусмотрено пять возможных форм реорганизации:

  • присоединение;
  • разделение;
  • слияние;
  • преобразование;
  • выделение.

Вне зависимости от своей формы, реорганизация являет собой длительный и трудоемкий процесс, включающий в себя большую подготовительную работу.

Диаграмма 1. На схеме представлены все основные типы реорганизации предприятия

В особо сложных случаях рекомендуется воспользоваться помощью специализированных юридических контор, занимающихся предоставлением консультационных услуг по реорганизации предприятия.

Реорганизация предприятия и оценка ее эффективности возможна только по истечении одного года с момента окончания всех регистрационных процедур.

Рассмотрим разные виды реорганизации предприятия подробнее.

Присоединение предприятия

Реорганизация предприятия путем присоединения представляет собой вхождение одного юридического лица в состав другого, с передачей тому всех своих прав и обязанностей.

Такое вхождение подразумевает прекращение самостоятельного существования одного или нескольких малых предприятий, которые вливаются в структуру другого, более крупного.

Реорганизация предприятия в форме присоединения юридического лица имеет еще одно современное название – поглощение. Однако стоит отличать эти понятия.

Поглощение понимает под собой приобретение какого-либо бизнеса у конкурентов. Учредители же присоединяющегося предприятия имею свою долю в новом предприятии.

Кадровые вопросы, порядок принятия стратегических решений и другие принципиальные моменты определяются гласными и негласными договоренностями между руководством юридических лиц.

Разделение предприятия

Разделение подразумевает прекращение единого юридического лица, с образованием двух, или нескольких новых предприятий.

При этом, исходная организация исключается из единого государственного реестра юридических лиц.

Как правило, такой вид реорганизации применяется в ситуациях, когда учредители предприятия желают разделить бизнес и вести дальнейшую самостоятельную деятельность.

Основополагающий документ разделения бизнеса – передаточный акт. Он определяет величины активов и обязательств каждого конкретного учредителя.

Решение о реорганизации путем разделения принимается на общем собрании учредительного органа.

Дальнейшая реорганизационная процедура происходит согласно действующим нормам гражданского и налогового права.

Слияние предприятий

Слияние означает прекращение деятельности двух и более юридических лиц с целью образования нового хозяйствующего субъекта.

При этом в обязательном порядке происходит регистрация вновь образованного юридического лица в государственных налоговых органах.

Слияние, как и присоединение, часто ассоциируется с поглощением. Но это неверно.

Отличительной чертой реорганизационной процедуры слияния является образование новой экономической единицы, чего не происходит в случаях поглощения.

Характеристика прав и обязанностей сторон слияния отображается, как и в других формах реорганизации, в передаточном акте и разделительном балансе.

Величины влияния во вновь организованном предприятия определяются величинами активов первоначальных предприятий.

Преобразование предприятий

Наиболее распространенным примером преобразования предприятия является реорганизация акционерных обществ.

С 2014 года данные хозяйствующие субъекты могут существовать в двух формах: публичные и непубличные акционерные общества.

К примеру, когда изменившиеся обстоятельства непубличного акционерного общества больше не соответствуют параметрам этой организационно-правовой формы – оно реорганизуется в публичное акционерное общество.

Преобразование означает только изменение структуры работающего предприятия.

Преобразование является единственной формой реорганизации, при которой не происходит создания новых организаций или ликвидации действующих предприятий.

Выделение предприятия

При данной форме реорганизации из существующего предприятия происходит обособление части имущества, в результате чего регистрируется одно или несколько новых юридических лиц.

Права и обязанности определяются на основании передаточного акта и разделительного баланса. Важно понимать, что первоначальная организация в этом случае не прекращает своих бизнес-деятельности.

Решение о реорганизации путем выделения нового юридического лица из существующего, принимается на общем собрании учредителей предприятия, либо же решением специального органа предприятия, который имеет такое право согласно учредительным документам.

Увольнение работников при реорганизации

Реорганизация предприятия, в большинстве случаев, приводит к изменению штатной численности работников.

Если реорганизация принимает форму слияния или присоединения, дублирование некоторых штатных позиций становится неизбежным. В таком случае придется сократить «лишних» сотрудников.

Вопросы ухода в отпуск при реорганизации и особенности декретного отпуска при реорганизации предприятия четко описываются нормами трудового права (статьи 75, 77, 81, 178, 180 и другие ТК РФ).

Шансы не попасть под сокращение каждого работника определяются конкурентными принципами. В приоритете работодателей всегда были и будут квалифицированные и высокоэффективные работники.

Фото 2. Государство предусмотрело множественные гарантии прав работников, оказавшихся без работы из-за реорганизационных мероприятий на предприятии

Нормами трудового права определен круг лиц, увольнение при реорганизации предприятия в форме присоединения недопустимо:

  • беременные женщины;
  • родители, находящиеся в декретном отпуске;
  • одинокие родители несовершеннолетних детей;
  • лица, на иждивении у которых есть инвалиды.

Если же сокращения штата в реорганизуемом предприятии не избежать, то увольнение в связи с реорганизацией предприятия должно проходить по следующей процедуре:

Издается приказ о реорганизации. Каждый сотрудник должен быть с ним ознакомлен под роспись.

Составляется уведомление с внесением в него данных об изменившихся условиях работы. В уведомлении должен быть обозначен срок, в течении которого сотрудник должен определиться, будет ли он работать дальше в новых условиях.

Работодатель обязан сделать предложение другой вакантной должности. Согласно трудовому законодательству допускаются предложения вакансий, требующих меньшую квалификацию и оплату труда.

Если сотрудник принял решение не продолжать работу, он подает заявление об увольнении установленной формы в отдел кадров. На основании этого заявлении издается приказ об увольнении сотрудника.

При увольнении каждый сотрудник получает следующие обязательные выплаты:

  • невыплаченный остаток заработной платы и премии;
  • компенсационная выплата за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие (в случае увольнения по соглашению сторон).

Видео о реорганизации предприятия:

Реорганизацией юридического лица — это способ прекращения деятельности организаций, влекущий создание новых юридических лиц или существенную перемену характера организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

Законодательством РФ предусмотрены следующие формы реорганизации юрлиц:

  • преобразование;
  • выделение;
  • разделение;
  • присоединение;
  • слияние.

Обратите внимание!

Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по общему правилу не предполагает правопреемства. В отличие от ИП, реорганизуемые юридические лица передают права и обязанности другим хозяйствующим субъектам — юридическим лицам (универсальное правопреемство).

Основным нормативно-правовым актом, регулирующих реорганизацию юридических лиц, является ГК РФ, статьи 57-60 которого регламентируют:

  • общие положения;
  • гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации;
  • порядок правопреемства при реорганизации юрлиц;
  • содержание передаточного акта и разделительного баланса.

Информацию о реорганизации фирмы содержит и Налоговый кодекс РФ. Налогообложение АО отличается от налогов, которые платит ООО. Какие есть формы реорганизации юридического лица и каков порядок реорганизации рассмотрим подробнее в представленном материале.

Формы реорганизации юридического лица

Для реорганизации юридических лиц существуют следующие пять форм (способов):

  • слияние — форма, при которой создается новое юрлицо на базе прекращения деятельности нескольких организаций с передачей всех обязанностей и прав;
  • присоединение — юридическое лицо увеличивает свои активы за счет вливания нескольких других организаций;
  • разделение — создается новое предприятие путем деления юридического лица, прекращающего деятельность, на несколько мелких фирм. Составляется разделительный баланс и осуществляется переход прав и обязанностей;
  • выделение — компания продолжает существовать, работает со сниженными объемами, меньшей численностью участников, сокращаются активы, а из ее состава выводится одна или несколько фирм. По разделительному балансу переходят права и обязанности от реорганизованного предприятия к каждой новой компании;
  • преобразование юрлица означает смену организационно-правовой формы компании. Новая организация получает права и обязанности по передаточному акту.

Все формы делятся на две категории, принадлежность к которым определяется волей учредителей:

  • разделение и выделение;
  • слияние, преобразование и присоединение.

Разделение и выделение

Реорганизация происходит по воле участников, учредителей, уполномоченного уставом органа или без их воли по решению государственного органа, наделенного специальной компетенцией. Срок реорганизации устанавливается решением. Если органы управления в установленный решением срок не уложатся, уполномоченный госорган через обращение в суд назначит внешнего управляющего, который проведет реорганизацию. Внешний управляющий получает права органа реорганизуемого юридического лица и занимается составлением разделительного баланса, учредительных документов вновь образованных юрлиц. Баланс, учредительные документы утверждаются судом, после чего проводится государственная регистрация новой организации в ЕГРЮЛ.

Преобразование, присоединение и слияние

Процедура реорганизации юридического лица проводится:

  • в установленных законом случаях;
  • по решению юридического лица с предварительного согласия уполномоченного государственного органа.

Реорганизация бывает:

  • добровольной;
  • принудительной.

Основания принудительной реорганизации регламентированы в ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

Реорганизация считается завершенной после госрегистрации новых юрлиц, за исключением формы присоединения одного юридического лица к другому, когда первое из них завершает реорганизацию после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности присоединенной компании. При этих формах реорганизации обязательства разделяются передаточным актом или балансом с содержанием положений о правопреемстве по всем долгам, включая спорные обязательства. Разделительный баланс или передаточный акт подписывают участники, учредители юридического лица или органы, принявшие решение о реорганизации. Документы предоставляются государственному регистратору вместе с учредительными документами при внесении сведений о вновь возникших юридических лицах в Реестр и изменении учредительных документов существующих юрлиц.

По своей сути ликвидация и реорганизация — совершенно разные понятия. При ликвидации:

  • прекращается деятельность фирмы;
  • не происходит перехода прав и обязанностей к другому юридическому лицу;
  • собранием акционеров, учредителей принимается решение о ликвидации;
  • назначается ликвидационная комиссия.

При реорганизации происходит перерождение предприятия: одно юридическое лицо ликвидируется, вместо него появляются другие компании, проходящие регистрацию в органах юстиции.

Порядок реорганизации юридического лица

Реорганизацию юридического лица можно рассматривать как сделку или акт правопреемства со сложным юридическим составом, в который возможно включение договора слияния или присоединения, такого юридического факта, как сделка.

Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 27 Закона № 135-ФЗ).

Порядок реорганизации юридического лица сводится к следующему:

  • участники, учредители организации или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации;
  • составляется и утверждается передаточный акт или разделительный баланс;
  • создаются изменения к учредительным документам существующих юрлиц;
  • создаются учредительные документы для новых юрлиц;
  • размещение информации в официальном СМИ, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, о начале процедуры реорганизации.

Если реорганизуется предприятие, состоящее из двух и более обществ, публикацию объявления от имени всех участников осуществляет то общество, которое последним приняло решение о реорганизации, или определенное договором о присоединении, либо договором о слиянии.

Вне зависимости от способов реорганизации юридических лиц в течение 3 рабочих дней после принятия решения о реорганизации необходимо направить регистрирующему органу письменное уведомление о начале процедуры с приложенным решением.

После второй публикации информации о реорганизации в СМИ (30 дней со дня выхода первого объявления) необходимо в регистрирующий орган представить пакет документов, связанный с завершением реорганизации. Также должно пройти 3 месяца со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры.

При процедуре преобразования публиковать сведения не требуется, а при присоединении пакет документов нужно подавать в ИФНС РФ по месту нахождения юридического лица, к которому производится присоединение.

Документы при реорганизации в государственный орган подаются:

  • лично;
  • почтой — заказным письмом с уведомлением о доставке и описью документов;
  • в электронной форме.

Процедура завершается госрегистрацией:

  • вновь созданных юридических лиц;
  • ликвидации юрлиц, которые прекращают деятельность;
  • изменений к учредительным документам юрлиц, которые продолжают существовать (при выделении).

Целью изменения структуры предприятия может являться:

  • повышение эффективности бизнеса;
  • выделение или консолидация активов;
  • улучшение системы управления, налогообложения.

Для успешного проведения процедуры реорганизации предприятия обратитесь за помощью к нашим опытным юристам. Наши специалисты имеют значительный опыт в сфере реорганизации предприятий. Мы всегда владеем информацией о нововведениях в работе регистрирующих органов Минюста, ПФР, ИФНС, иных государственных органов, поэтому обеспечиваем проведение процедур и подготовку необходимых документов в кратчайшие сроки по четко определенному плану.

admin

Добавить комментарий