Финансовая ревизия
Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности составляется по факту ее проведения. Это самый глубокий из методов финансового контроля организаций. Чаще их практикуют в государственных и бюджетных учреждениях.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта ревизии финансово хозяйственной деятельности .docСкачать образец акта ревизии финансово хозяйственной деятельности .doc
Содержание
Подготовка
Обязательно перед составлением программы нужно определиться с периодом, который должна охватить проверка. А также необходимо выделить тему ревизии. Подготовительный этап также включает в себя изучение участниками ревизии необходимой документации. К ней можно отнести:
- Локальные нормативные акты организации.
- Законодательные акты конкретного округа (либо иной территориальной единицы), к которому относится компания.
- Другие нормативные и правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с указанной темой.
- Статистические данные. Это касается, прежде всего, физических показателей, которые организации могут указывать в своей документации.
- Отчетную информацию по ведению и регулированию финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.
Инициатором может быть как сама организация, так и внешние контролирующие организации. К ним относятся контрольно-счетная палата, налоговая и пр.
Ревизия проводится также по требованию правоохранительных органов. Программа ревизии составляется сотрудником и заверяется руководителем контрольно-ревизионного органа. Составление акта – это обязательный и один из наиболее ответственных этапов во всей программе.
Проведение ревизии должно регулироваться и упоминаться в учетной политике организации. Без этого все предпринимаемые действия не будут считаться законными.
Элементы акта
Документ достаточно длинный. Обычно он располагается на нескольких листах. В нем должно быть подробно прописаны все подлежащие ревизии сферы, в которых подлежит контролю организация.
При составлении акта должны быть отражены:
- Объект ревизии.
- Методы осуществления проверки. Какими способами проводилась проверка.
- Полученный результат, выводы.
Начало документа, как и все его содержание, должно соответствовать в плане присутствующей информации 9-ой статье закона «О бухучете». Она подразумевает, что акт должен содержать:
- Наименование населенного пункта.
- Название документа.
- Номер.
- Период ревизии.
- Дату составления документа.
После этой шапки идет тело акта. Оно начинается с констатирующей части документа. Последняя включает в себя:
- Ссылку на Положение о порядке проведения проверок и ревизий Управления финансов администрации конкретно взятого района. Для каждого документа он будет зависеть от территориального расположения организации.
- Информацию о ревизоре (фамилия, инициалы, а также номер и дата выдачи удостоверения, которое дает ему право осуществлять этот вид деятельности).
- Если проверка осуществляется по инициативе контролирующих органов, то здесь же приводятся номер и дата соответствующего распоряжения главы администрации или подобного распорядительного документа.
- Период, за который проводилась проверка. Обычно это несколько лет.
- Ссылку на разработанный структурой план контрольно-ревизионной работы.
Отдельно прописывается, когда было начато изучение документации, а когда ревизия завершилась.
Далее в акте должны перечисляться основные моменты, которые установлены ревизией. Для удобства они разделены на пункты:
- Общие положения.
- Сметные значения.
- Рассматривается оформление смет расходов.
- Если это бюджетная организация, то рассматривается, насколько расходование предоставленных средств соответствует их целевому назначению.
- Проверка расчетов организации с дебиторами и кредиторами.
- Расходование средств на заработную плату сотрудников.
- Банковские операции.
- При наличии – кассовые операции. Сюда же входят операции с кассовыми аппаратами, имеющейся денежной наличностью и пр.
- Расчеты с подотчетными лицами.
- Оформление расходования средств на содержание служебного транспорта.
- Операции с основными средствами и товарно-материальными ценностями организации.
- Состояние бухгалтерского учета.
В конце каждого из пунктов делается запись о том, выявлены нарушения или нет.
Общие положения
К общим положениям акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности относятся:
- перечисление полномочий компании;
- статус организации (юридическое лицо);
- на основании чего она осуществляет свою деятельность;
- какими законодательными актами руководствуется;
- какие реквизиты значатся на ее документации;
- код причины постановки на учет организации;
- когда проводилась предыдущая ревизия финансово-хозяйственной деятельности;
- кто наделен правом первой, второй подписи.
Эта часть на усмотрение ревизиониста может содержать и другие принципиально важные моменты. Например, если это бюджетное учреждение, то в этой части документа обязательна будет ссылка на то, за счет чьих средств осуществляется финансирование учреждения.
Смета расходов
Отчет по сметам располагают по каждому из отчетных периодов отдельно. В прилагаемом образце это сделано по годам. Рассматривается, кем утвержден бюджет, как, кем и в какой период устанавливалась смета расходов. Упоминаются вносимые в нее изменения.
Характерные черты акта
Все остальные пункты акта раскрывают соответствующие им сферы финансово-хозяйственной жизни организации. Принципиально важной чертой этого документа является перечисление конкретных цифровых данных по пунктам. Информация подается структурировано.
Также документ пестрит ссылками на нормы существующего законодательства. Это неудивительно, так как проводящий ревизию специалист должен, прежде всего, знать, каким документам должна соответствовать деятельность организации. Это ему необходимо для того, чтобы сделать выводы относительно того, имеются ли нарушения. И если есть, то в какой области и почему.
В целом можно сказать, что акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации является главным отражением ее результатов. Без него процесс потерял бы смысл.
РЕВИЗИЯ РЕВИЗИЯ (от позднелат. revisio — пересмотр) — 1) проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или должностных лиц за определенный период; основной метод финансового контроля. Р. проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления, проверяющие подведомственные организации. Р. могут быть проведены и по их плану, и по указанию других компетентных органов, в т.ч. правоохранительных. По объекту проверки различают Р. документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами). При проведении документальной Р. проверяются документы, в особенности первичные (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая Р. означает проверку и документов, и наличия денег, материальных ценностей. Под полной Р. понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной Р. контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (напр., проверка командировочных расходов). Результаты Р. оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером; 2) в России XVIII — первой половины XIX в. переписи населения, главным образом податного. Начались с введением подушной подати. Было проведено 10 Р. (последняя — в 1857 г.). В ходе Р. учитывались «ревизские души».
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
Акт ревизии – это документ, который составляется несколькими лицами, и подтверждает факт проверки. Для контроля исполнения предписаний , правил, норм или в целях безопасности иногда создают уполномоченную комиссию, которая проверяет обстоятельства или объект.
Что представляет собой ревизия на предприятии
Ревизия предприятия – это комплекс действий, с помощью которых выявляются правомерные и законность выполнения тех или иных финансового-хозяйственных операций. Инспектируется обоснованность и законность проведения операций, правильность бухгалтерских проводок, отражение информации в документах.
Цель проведения ревизии:
- Сопоставление учетных данных с реальными для выявления разницы;
- Определение причин выявления расхождений данных и пресечения их в дальнейшем;
- Составления списка ошибок и рекомендации по их исправлению;
- Правка учетных данных на основании составленного акта, а именно оприходование излишка или списание недостачи.
Очень важно понимать, что ревизия и инвентаризация это не тождественные понятия. Одними из главных отличий между данными действия это:
- Любая ревизия со стороны контролирующих органов не согласовывается с руководством предприятия в отличии от проведения инвентаризации. Прежде чем провести инвентаризацию необходимо с начало издать приказ, и только после этого может быть проведена инвентаризация;
- Инвентаризация проводиться только внутренними контролирующими органами, а ревизия внешними;
- С помощью ревизии производиться контроль за законным проведением операций на предприятии, а инвентаризация это все во лишь выявления разницы между реальным наличием имущества на предприятии с данными, которые имеются в бухгалтерском учете.
Читайте также статью: → Акт ревизии кассы: образец.
Ревизия контролирующими органами (внешняя проверка)
Внешние проверки регулируются законом № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и частью 1 НК РФ.
Ревизию могут проводить федеральные и региональные органы, а именно:
- Федеральная налоговая служба;
- Ростехнадзор;
- Органами МВД;
- Трудовая инспекция;
- Роспотребнадзор;
- Подарнадзор и т.д.
Могут быть как плановые, так и не плановые ревизии. Предприятия, в которых планируется проверка, можно узнать на официальном сайте соответствующих инспекций. Перечень проводимых мероприятий составляются в пределе будущего одного года.
Плановые ревизии проводятся один раз в три года. Первая плановая ревизия проводиться на предприятии через три года с момента его создания. Цель внеплановой ревизии – это своевременное реагирование на обращение, которое поступило в контролирующую службу или проверить, как устранили уже имеющее предписание.
Порядок оформления результатов проверки, какие особенности
Вся информация, которая была получена во время проведении ревизии, должна быть отражена в специальном бланке, который имеет название – акт ревизии. Исправление ошибок возможно только на основании акта ревизии.
Законодательством не предусмотрена унифицированная форма акта внутренней ревизии, поэтому предприятие должно самостоятельно разработать форму и утвердить ее в своей учетной политике. Его можно редактировать для разных целей.
Акт ревизии должен содержать такую информацию как: (нажмите для раскрытия)
- Полное наименование предприятия;
- День составления акта ревизии;
- Указывается причина проведения ревизии и издания самого акта;
- Перечень проводимых мероприятий;
- Наименование операций;
- В какой период проводилась ревизия;
- ФИО, должности ответственных лиц, а так же их подписи.
Так же не запрещается составлять к акту еще приложения. После проведения ревизии составляется список выявленных ошибок, нарушений, и ревизором дается ряд рекомендаций по их устранению. Виновные лица должны отчитаться в течении трех дней. Это так же должно быть зафиксировано в акте. Если в акте ревизии будет отсутствовать хоть один из обязательных реквизитов, тогда представленный акт потеряет юридическую силу. И в случае выявлении недостачи по данному акту не будет возможности взыскать недостачу с материально ответственного лица.
Образец составления акта ревизии
Акт ревизионной комиссии по ревизии финансово- хозяйственной деятельности ОАО «Цветочек»: магазин № 275
Цель проведения ревизии Проверка кассовой дисциплины за период 01.01.2016-31.12.2016
Основание проведения ревизии Приказ директора № 111 от 01.02.2017 г.
Задачи проведения ревизии Определение состояния и соблюдения требований законодательства по оформлению кассовых документов
Состав ревизионной комиссии:
- Иванов Иван Иванович (председатель комиссии)
- Сидорова Мария Ивановна
- Петрова Татьяна Алексеевна
в присутствии:
- кассира Зиминой Ольги Вячеславовны
- бухгалтера Вороновой Елены Николаевны
действует на основании Устава и _решения собрания акционеров № 123 от 25.12.2015
Проверке подверглись:
1) Кассовая книга
2) Приходные и расходные кассовые ордера
3) Журнал регистрации ПКО и РКО
4)Авансовые отчеты
5) Ведомости по 50 счету «Касса»
По результатам ревизии установлено:
ОАО «Цветочек» в вопросе ведения кассовой дисциплины руководствуется
Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций», Указанием Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н и др.
При проверке кассовой книги были обнаружены нарушения, а именно:
1) При составлении кассовой книги за 01.02.2016 г. была допущена арифметическая ошибка, повлекшая за собой в дальнейшем отрицательный остаток в кассе магазина № 275. Так по состоянию на 01.03.2016 г. остаток составил -10000 рублей Данное обстоятельство говорит об отсутствии должного контроля за движением наличности в этом магазине.
2) В период с 03.03.2016 по 01.07.2016 кассовая книга не заполнялась. Сведения о движении денежных средств можно восстановить только по имеющимся расходным и приходным ордерам. Это обстоятельство не дает достоверно установить размер полученных денежных средств.
…
Выводы
Кассовая дисциплина в магазине № 275 ОАО «Цветочек» за проверяемый период практически не соблюдалась, выявлено много нарушений.
Рекомендации ревизионной комиссии по результатам проведенной проверки
1) Восстановить кассовую книгу
2) Привести в порядок ПКО и РКО и журнал по их регистрации
3) Привлечь к дисциплинарной ответственности кассира Зимину О.В. и бухгалтера Воронову Е.Н. на основании ст. 192 ТК РФ
…
Председатель комиссии Иванов И.И. Иванов
(подпись)
Члены комиссии Сидорова Мария Ивановна Сидорова
Петрова Татьяна Алексеевна Петрова
С актом ознакомлена кассир Зимина Ольга Вячеславовна Зимина 15.03.2017
С актом ознакомлена бухгалтер Воронова Елена Николаевна Воронова 15.03.2017
Читайте также статью: → Методы налогового планирования.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1 Что представляет собой акт ревизии?
Ответ: Акт ревизии – это документ, который составляется несколькими лицами, и подтверждает факт проверки. Для контроля исполнения предписаний , правил, норм или в целях безопасности иногда создают уполномоченную комиссию, которая проверяет обстоятельства или объект.
Вопрос №2 Что такое ревизия на предприятии? (нажмите для раскрытия)
Ответ: Ревизия предприятия – это комплекс действий, с помощью которых выявляются правомерные и законность выполнения тех или иных финансового-хозяйственных операций. Инспектируется обоснованность и законность проведения операций, правильность бухгалтерских проводок, отражение информации в документах.
Вопрос №3 Какие цели могут быть у проверяющих при проведении ревизии?
Ответ: Цель проведения ревизии:
- Сопоставление учетных данных с реальными для выявления разницы;
- Определение причин выявления расхождений данных и пресечения их в дальнейшем;
- Составления списка ошибок и рекомендации по их исправлению;
- Правка учетных данных на основании составленного акта, а именно оприходование излишка или списание недостачи.
Вопрос №4 какие основные требования к составлению акта ревизии?
Ответ: При составлении акта ревизии с начало указывается цель проведения ревизии, а потом уже на каком основании проводиться ревизия. Руководитель проверяемого предприятия должен составить комиссии, которая будет присутствовать во время проведения ревизии. После проведения ревизии акт должны подписывать все члены комиссии с обязательным указанием фамилии и инициалов, а так же с указанием должности.
Вопрос №5 Сколько экземпляров актов ревизии необходимо составлять после проведения ревизии?
Ответ: Акт ревизии составляется в нескольких экземплярах, необходимых для всех пользователей и заинтересованных лиц.
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 17
Результаты-ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.
Акт ревизиисчитается документом, обобщающим результаты ее проведения и имеющим юридическую силу, т.е. принимаемые в качестве источников доказательства. Такие свойства акта ревизии обусловливают необходимость соблюдать общий порядок его оформления.
Акт ревизии должен быть также лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком.
Акт составляется, как правило, в трех экземплярах. Один экземпляр оформленного акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. Другой — направляется руководителю организации, назначившей ревизию, а третий — остается в делах контрольно-ревизионного отдела. Все приложения к основному акту ревизии нумеруются: в конце акта необходимо перечислить все приложения к нему.
Для ознакомления с актом ревизии отводится, как правило, 5 рабочих дней. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии.
Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные замечания.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизуемой группы в конце акта проводит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте (заказным письмом) или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления акта.
Акт ревизии состоит из вводной (общей) и описательной (основной) частей.
Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:
— наименование темы ревизии;
— дату и место составления акта ревизии;
— кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
— проверяемый период и сроки проведения ревизии;
-полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
— ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
-сведения об учредителях;
— основные цели и виды деятельности организации;
— имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
— перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях;
— кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто является главным бухгалтером; У кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений. Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В описательной части акта ревизии могут быть выделены следующие разделы (построение этой части строго не регламентируется):
— Денежные средства, кассовые и банковские операции. Расчетные и кредитные операции.
— Производство и реализация продукции.
— Основные средства.
— Товарно-материальные ценности.
— Труд и заработная плата.
— Затраты производства и себестоимость.
— Прибыль, фонды и резервы.
— Инвестиции.
— Бухгалтерский учет, отчетность и внутрихозяйственный контроль.
— Выполнение решений по результатам предыдущей ревизии.
— Приложения к акту.
В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.
В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации квалифицировать их поступки, намерения и цели (в частности «расхитил денежные средства», «присвоил государственное имущество»).
Вскрытые ревизией факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, объяснениями и т.д. При изъятии подлинных документов на место изъятого помещают копию с указанием на обороте основания и даты изъятия подлинника или изъятые подлинные документы оформляют описью, подписанной ревизором и главным бухгалтером ревизуемого предприятия. Подлинные документы прилагаются к акту ревизии в тех случаях, когда они являются и средством преступления и доказательством совершенного злоупотребления. Прежде всего к таким документам будут относиться подложные документы, содержащие материальный и интеллектуальный подлог, сохранность которых на ревизуемом предприятии вызывает опасение.
Выявленные факты однородных массовых нарушений (например, по результатам проверки авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) группируются в ведомостях, прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующее приложение. В этих случаях в прилагаемом к акту ревизии перечне нарушений указываются: проверяемый период, дата и номер документа, наименование нарушенного законоположения, содержание нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного лица, сумма ущерба.
Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации кассы, материальных ценностей, готовой продукции, основных средств, состояния расчетов и по другим операциям. Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обстоятельном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.
Материалы каждой ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подписывается.
Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
39.Особенности проведения ревизий по требованию правоохранительных органов
В случае выявления ревизорами признаков преступления материалы ревизий передаются правоохранительным органам и могут служить поводом к возбуждению уголовного дела.
Учитывая широкие возможности относительно выявления и Предупреждение преступлений, следственные органы часто прибегают к организации ревизии во время расследования преступлений, содеянных в сфере производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Порядок их проведения регламентируется соответствующими предписаниями следственных работников.
При возникновении необходимости проведения документальной ревизии в процессе следствия судебно-следственные органы направляют постановление соответствующим органам экономического контроля, на основании чего издается приказ (распоряжение) о ее назначении. В постановлении кратко указывается суть дела, объем ревизии, за какой период и в какой срок она должна быть проведена, какие виды операций и у каких материально ответственных лиц следует их проверить, перечень вопросов, подлежащих проверке.
Срок проведения ревизии не должен превышать одного месяца, поскольку промедления с расследованием уменьшает актуальность и вероятность полного выявления всех злоупотреблений.
Задание следственных органов затем принимается в качестве программы ревизии, план проведения которой разрабатывается контролерами в строгом соответствии с поставленными вопросами.
В ходе проведения такой ревизии контролеры призваны дать объективный ответ на все вопросы, поставленные следственными органами. То есть работать с ними в постоянном контакте, уточняя при необходимости объем проверяемых объектов, приемы контроля, состав привлекаемых лиц для получения информации или экспертизы контрольных данных. Большое внимание должно уделяться точности определения характера нарушения, размера материального ущерба, виновных лиц, ссылок на законодательные и нормативные акты и документальному подтверждению ответов на вопросы следователя.
Будучи бухгалтером, строителем, технологом, менеджером или другим специалистом, ревизор не только исследует представленные ему материалы и строит заключения на основании специальных знаний, а и сам активно собирает материалы, проводит инвентаризации, обследования, обмеры выполненных работ, запуски сырья и материалов в производство, встречные проверки в других организациях и т.п. Другими словами, ревизор не только применяет специальные знания, опыт, но и выполняет функции, присущие в криминальном процессе лишь следователю. Как результат, следователь получает акт ревизии с приложенными к нему документами и другими материалами (изъятые документы, письменные объяснения материально ответственных лиц, свои заключения на них, промежуточные акты инвентаризации, расчеты потерь в пределах норм естественной убыли, расчеты материального ущерба и т. д.). С его помощью следователь устанавливает фактические данные, которые важны для дела, и использует их для обоснования соответствующих обстоятельств.
Как и при обычных ревизиях, в акте данной ревизии не допускаются правовые и морально-этические оценки и формулировки, квалифицирующие действия должностных и материально ответственных лиц.
В качестве приемов контроля широко используются изучение документов, их встречная сверка, письменные объяснения соответствующих лиц, инвентаризация, а при необходимости экспертная оценка бухгалтерских документов и записей, письменный запрос соответствующих организаций. Как правило, подлежащие проверке вопросы, изучаются сплошным методом, что позволяет более точно определить сумму материального ущерба.
При поиске подложных (недоброкачественных) документов необходимо учитывать следующие обстоятельства:
— при попытке сокрытия в учете следов преступления интеллектуальный подлог совершается более простым способом, т.е. путем «подгонки» и информационной увязки данных в документах, «наглядно» связанных между собой и, как правило, в пределах непосредственной доступности исполнителя;
— ряд взаимосвязанных документов по времени составляется раньше сомнительного, следовательно, для «увязки» их исправляют задним числом. Это может вызвать потребность в проведении криминалистической экспертизы по техническому исследованию документов;
— часть документов защищена системой нумерации в прошнурованных журналах, которая затрудняет приведение всей системы документальных данных в состояние взаимоувязки. В связи с этим возможны технические подделки, т.е. материальный подлог, также требующий проведения криминалистической экспертизы;
— так называемые первичные документы в общей информационной цепи не являются истинно первичными, т.е. изначальными (у первичного документа — расходного кассового ордера на выплату перерасхода подотчетной суммы — обязательно должен быть источник информации: запись в сводном учетном регистре, авансовый отчет, приказ на командировку).
Поэтому все указанные связи должны быть проверены. При обнаружении разрыва цепи последовательного оформления документов встает вопрос о достоверности не только первичных документов, но и данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. В тоже время отсутствие документов еще не означает, что их вообще не было. Документы могли быть утеряны, похищены, уничтожены.
Криминалистическая экспертиза документов осуществляется в специальных лабораториях путем исследования доказательств с целью установления преступлений и предотвращения их в будущем. С помощью этого способа можно обнаружить подделанный (фальшивый) документ. Подделка документов выражается в дописках, зачеркиваньях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравления, вырезания и вклеивания, в подделке почерков лиц.
Подчисткой называют механическое изъятие штрихов текста путем вытирания или соскребания острым предметом. Основные признаки подчистки: нарушения структуры верхнего пласта бумаги, уменьшения толщины бумаги в месте подчистки, расплыв чернильных штрихов, повреждения знаков, линовки.
Вытравлением называется изъятия штрихов документа путем химического разрушения или обесцвечивания чернила. Ревизор может установить признаки вытравления путем внимательного обзора документа. Основные признаки вытравления: матовые пятна на бумаге, пожелтелые, локализованные участки белой бумаги, изменение цвета и расплывания штрихов.
Документы, подлинность или правильность составления которых вызывает сомнения либо требует дополнительной проверки, подлежат изъятию.
При необходимости изъятия документов из дел ревизуемой организации контролеры должны получить письменное распоряжение соответствующих судебно-следственных органов и проводить указанное изъятие с разрешения руководителя этой организации.
В соответствием с «Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и организаций», утвержденном Министерством финансов СССР 18 октября 1983 г. изъятие может проводиться двумя способами: путем помещения на место изъятого документа его машинописной или фотографической копии с указанием на обороте основания и даты изъятия данного документа, либо путем составления акта на изъятие тех или иных документов с указанием их вида, даты, номера и суммы.
Изъятые документы прилагаются только к первому экземпляру акта ревизии, направляемому судебно-следственным органам. Передача ревизионных материалов осуществляется органом, назначившим данную ревизию, путем направления письма с указанием в нем перечня документов.
Так как ревизионные материалы приобщаются к уголовному делу, контролеры должны особенно тщательно проверять все сомнительные операции, имеющие различное толкование проверяющих и проверяемых лиц. В ходе проведения этой ревизии в обязательном порядке должно быть обеспечено присутствие материально ответственных лиц, деятельность которых подвергается проверке. При наличии у них возражений или замечаний по существу проверяемых вопросов контролеры должны провести повторную проверку, ознакомив эти лица с ее результатами.
Добавить комментарий