Езда с фаркопом без прицепа

Езда с фаркопом без прицепа

Самостоятельная установка фаркопов на автомобили в РФ достаточно распространённое явление. Многие автовладельцы устанавливают данную не предусмотренную основной конструкцией деталь для буксирования лёгких прицепов и трейлеров. Однако с точки зрения закона данные конструктивные изменения в ТС трактуются неоднозначно. Поэтому во многих случаях водители рискуют получить штраф за фаркоп, если его установка не согласована с ГИБДД.

Содержание

Фаркоп на автомобиле: предназначение и правила установки

Что такое фаркоп на машине, как показывает практика, знают не все автомобилисты. Зачастую некоторые из них приобретают подержанное авто, а затем искренне удивляются, если инспектор назначает штраф за наличие этой дополнительной детали.

Фаркоп – это конструктивная деталь, использующаяся для крепления прицепных элементов к кузову. Фаркоп состоит из поперечной балки, прикреплённой к кузову авто сзади, и шарового узла на этой балке, предназначенного для присоединения к автомобилю прицепа или трейлера.

Присоединить дополнительное прицепное оборудование к кузову автомобиля без фаркопа невозможно. Поэтому многие водители, передвигающиеся на большие расстояния за городом монтируют фаркопы к автомобилям самостоятельно.

Виды фаркопов

В зависимости от типа крепления к кузову и конструктивных особенностей фаркопы делятся на два типа:

  • Съёмный – монтируется на импортные внедорожники. Преимущество таких конструкций состоит в том, что их можно прикрутить или открутить по мере необходимости. Съёмные фаркопы не портят внешний вид автомобиля, и при поездках по городу их можно снять за ненадобностью.
  • Фиксированный – более приемлемый вариант с точки зрения надёжности и функционала. Такие фаркопы привариваются к кузову. Демонтаж их без нарушения эстетики кузова невозможен.
  • Фланцевый – представляет собой небольшую площадку для крепления к днищу авто. Такой фаркоп легко снимается и устанавливается по мере необходимости.

Нужна ли регистрация фаркопа на легковой автомобиль в ГИБДД

90 процентов современных моделей автомобилей предусматривают возможность установки фаркопа. Для установки этой детали на данные модели машин регистрировать их в органах ГИБДД нет необходимости.

По закону регистрировать фаркоп не нужно если:

  • Он обозначен в руководстве по эксплуатации.
  • Он установлен по инструкции, без изменения конструкции автомобиля и имеет сертификат соответствия и паспорт.

Другими словами, не нужно регистрировать фаркоп, если его установку производит официальный дилер или специалисты СТО.

Но при установке мастера должны снабдить автомобилиста пакетом документов, который предъявляется инспекторам ГИБДД:

  • Паспорт фаркопа с отметкой о его установке.
  • Копия сертификата.
  • Чеки или накладные, оформленные при покупке.

Фаркоп, не имеющий сертификата и паспорта, установленный самостоятельно, необходимо зарегистрировать. Предварительно необходимо получить на него сертификат соответствия в авторизованном автоцентре. На СТО будет произведена диагностика и проверка технического состояния машины с фаркопом. Если приспособление будет признано безопасным, специалисты выдадут сертификат.

Регистрация в ГИБДД состоит из этапов:

  • Прохождение специальной экспертизы перед установкой и после неё.
  • Выдача акта о безопасности.
  • Получение Свидетельства и протокола экспертизы.

Если установка фаркопа на авто не предусмотрена руководством по эксплуатации, после получения сертификата на СТО нужно будет обратиться в ГИБДД. Наличие фаркопа, после осмотра авто и проверки документов, будет внесено в виде пункта в ПТС и техталон. С этого момента фаркоп будет считаться зарегистрированным, и сотрудники ГИБДД не будут иметь претензий к владельцу автомобиля, на котором он установлен.

Основания для наказания за фаркоп

Не все водители имеют представление о том, есть ли штраф за фаркоп. Многие устанавливают эту деталь на ТС, совершенно не задумываясь о правилах её установки. При этом, получив штраф, многие искренне удивляются, даже не подозревая, что фаркоп может быть признан несанкционированным внесением изменений в конструкцию авто.

Не зарегистрированный и не сертифицированный фаркоп признаётся небезопасным. Закон также запрещает устанавливать не предусмотренные конструкцией авто детали, которые выступают за задние габариты кузова. Причина запрета – возможное ухудшений последствий столкновения двух ТС.

Выступающий фаркоп нанесет более значительные повреждения другому автомобилю в случае столкновения.

Некоторые водители, устанавливающие фаркоп, ошибочно полагают, что он сможет послужить дополнительной защитой от въехавшего в их автомобиль сзади другого ТС. Но такое мнение ошибочно. При ударе сзади по фаркопу кузов получит ещё большие повреждения, чем при его отсутствии. Именно поэтому инспектора требуют снимать эту деталь в тех случаях, когда она не используется по назначению.

Размер штрафа за фаркоп

Регламент наложение штрафа за несанкционированную установку фаркопа содержится в статье 12.5 КОАП РФ. В документе перечислены все случаи, когда автомобиль не может использоваться для передвижения. В их число входят нарушение конструкции ТС, негативно отразившиеся на безопасности движения. Фаркоп, не имеющий сертификата, закреплённый подвижными соединениями относится к подобным конструкциям.

В 2018 году установлены следующие виды наказаний:

  • штраф за несанкционированную установку фаркопа равен 500 руб;
  • штраф за фаркоп без прицепа также назначается в размере 500 рублей.

Важно. Если установку фаркопа инспектор квалифицирует как внесение изменений в конструкцию ТС без согласования с органами ГИБДД, размер штрафа увеличится до 5000 рублей.

Как избежать штрафа

В перечне мер наказания за установку фаркопа или использования его без прицепа есть одна достаточно мягкая и практически символическая – предупреждение. Водителю стоит постараться убедить остановившего его инспектора в том, что нарушение будет устранено в кратчайшие сроки. Именно вызывающее поведение владельца автомобиля зачастую приводит к тому, что сотрудник ГИБДД выписывает штраф. Конечно, больше шансов избежать наказания у тех автомобилистов, которые не попадали в поле зрения инспекторов в последние полгода.

Идеальный вариант решения проблемы – съёмный фаркоп. Если данная деталь используется только с прицепом или трейлером, а за ненадобностью удаляется с кузова, никаких претензий со стороны ГИБДД не будет.

Не последует наказания за фаркоп и в том случае, если он установлен ещё при производстве автомобиля или в авторизованном сервисном центре. Правда в этом случае автовладельцу нужно будет доказать, что деталь установлена на заводе. Но в любом случае такой фаркоп не будет признан внесением изменений в конструкцию ТС, следовательно, выписать штраф в 5 тысяч рублей инспектор не сможет.

Особенности продажи авто с фаркопом

Прежде чем устанавливать фаркоп на собственный автомобиль, его владельцу нужно предусмотреть ситуацию, когда авто понадобится продавать. Если при эксплуатации автомобиля «лишние детали» инспектор может и не заметить, то при перерегистрации во время продажи скрыть фаркоп от эксперта не удастся.

Поэтому если фаркоп не предусмотрен заводом-изготовителем ТС, необходимо пройти процедуру регистрации его в ГИБДД. Разумеется, это будет возможно сделать, если фаркоп сертифицирован и установлен профессиональными мастерами.

Важно. Зарегистрировать «самоделку» кустарного производства не получится. Поэтому такой фаркоп перед продажей автомобиля необходимо будет демонтировать. Иначе перерегистрация Тс на другого владельца будет невозможна.

Перед установкой фаркопа на собственный автомобиль владелец должен заглянуть в Руководство по эксплуатации и убедиться, что данная деталь предусмотрена заводом-изготовителем. Если конструкция авто не допускает установку фаркопа, можно устанавливать исключительно съемную модель и использовать её в комплекте с прицепом или трейлером. За езду с несертифицированным или неправильно установленным фаркопом можно «заработать» штраф в 500 или 5000 рублей.

Статьи Сохранить у себя: Время чтения: 3 мин.

Фаркоп — это сцепной крюк сзади под кузовом машины, с шаром для крепления прицепа. За незарегистрированный фаркоп автомобилиста могут оштрафовать. Рассказываем, какие документы нужны для правильного оформления и установки фаркопа и чем грозит неисправность прицепного оборудования.

Штраф за фаркоп

до 500 руб.

Статья 12.5 КоАП

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Номер автомобиля Свидетельство о регистрации ТС Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Водительское удостоверение Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Электронная почта Для бесплатных уведомлений о новых штрафах. Проверить штрафы Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты.

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что такое фаркоп

Фаркоп, или тягово-сцепное устройство — это деталь для крепления прицепа к кузову автомобиля. Она подходит для буксировки прицепов и трейлеров, позволяет перевозить на машине снегоходы, квадроциклы, устанавливать велокрепления.

По госту фаркоп состоит из двух частей:

  • поперечной балки, которая крепится к кузову машины;
  • шарового узла на этой балке.

Фаркопы бывают трех видов: съемные, условно-съемные и несъемные. Разберем, для каких ситуаций они подходят.

Несъемный. Шаровый узел приваривается к балке, снять его невозможно. Это наиболее надежное решение для тяжелых прицепов.

Условно-съемный. В таком фаркопе шар прикручивают к балке болтами. Его можно снять с помощью инструментов, балка останется на месте.

Съемный. В таких системах шар фаркопа можно установить и снять без инструментов — просто открутить рукой гайку с пластиковой ручкой. После этого фаркоп на машине не будет видно со стороны.

Фаркоп устанавливают под бампер и подключают к электрике, если в нем предусмотрена розетка. Фото с flickr.com/photos/zieak/

Категория прав для машины с фаркопом

Категория прав зависит от того, какой прицеп водитель планирует крепить к фаркопу. Мы писали о категориях в статье о прицепах:

Машина

Вес
прицепа, кг

Общий
вес, кг

Категория

легковая

до 750
или
веса машины

до 3500

от 750

от 3500

грузовая

до 750

C, C1

от 750

от 750

до 12 000

автобус

до 750

D, D1

от 750

от 750

до 12 000

Какие документы нужны на фаркоп

Регистрировать фаркоп не придется, если вы ставите устройство на машину, для которой он предусмотрен. Это можно проверить в руководстве по эксплуатации модели.

Работы должны выполнить в сертифицированном центре — у дилера или в СТО. Тогда хватит трех документов:

  • паспорт фаркопа с отметкой об установке;
  • копия сертификата соответствия на фаркоп. Ее должны заверить в магазине или сервисном центре;
  • товарные чеки или накладные.

Водитель не обязан регистрировать фаркоп, если может предъявить инспектору ГИБДД эти документы. Это прописано в п. 77 технического регламента 018/2011.

Какой штраф за фаркоп без документов

За самодельный фаркоп. Фаркоп кустарного производства, который не предназначен для конкретной модели, опасен для автомобилиста и других участников движения. Если инспектор решит проверить фаркоп и не обнаружит нужных документов, он назначит штраф 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.

Если вам удастся убедить инспектора, что вы исправите нарушение в ближайшее время, можно отделаться предупреждением.

За неисправный фаркоп. За неработающее сцепное устройство штрафуют по ч. 2 той же статьи КоАП. Размер штрафа тот же — 500 рублей. При этом инспектор имеет право отправить машину на штрафстоянку.

Как узаконить фаркоп

Если модель машины не предусматривает фаркоп или вы используете устройство без сертификата, это будет считаться изменением конструкции автомобиля, то есть тюнингом. Фаркоп придется зарегистрировать и получить отметку об этом в свидетельство о регистрации ТС (СТС). Для этого действуйте по шагам.

Выбрать лабораторию. Мы подробно рассказали о том, как это сделать, в статье об автотюнинге.

Получить заключение в лаборатории. Отправьте заявку в лабораторию и, если все в порядке, вам выдадут заключение.

Согласовать изменения с ГИБДД. Подайте заключение лаборатории вместе с заявлением в отдел технадзора Госавтоинспекции.

Установить фаркоп. Можете сделать это самостоятельно, обращаться в авторизованный сервис необязательно.

Получить в лаборатории протокол. Сотрудники сравнят планируемые изменения с тем, что получилось.

Получить свидетельство о соответствии конструкции и протокол экспертизы. Для этого подайте в ГИБДД документы по списку:

  • заявление,
  • паспорт гражданина,
  • СТС и паспорт ТС,
  • заявление-декларация от производителя работ,
  • копии сертификатов соответствия на фаркоп,
  • квитанцию об оплате госпошлины — 800 рублей.

Обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД. Там вам внесут отметку в СТС и ПТС.

Запомнить

  1. Фаркоп — сцепной крюк под кузовом, он бывает съемным и несъемным.
  2. Чтобы управлять машиной с фаркопом и прицепом до 750 кг, достаточно прав категории B.
  3. Если для модели машины предусмотрен фаркоп, установите устройство в сертифицированном центре. Регистрация не нужна.
  4. Штраф за самодельный или неисправным фаркоп — 500 рублей. Инспектор имеет право отправить машину на штрафстоянку.
  5. Если для машины фаркоп не предусмотрен, готовьтесь платить аккредитованной лаборатории и идти в ГИБДД. После этого вам сделают отметки о фаркопе в СТС и ПТС.

В статье читатель найдет ответы на следующие вопросы: разрешается ли в России устанавливать фаркоп на легковые машины; в каких случаях нужно регистрировать его в ГАИ и что для этого необходимо.

Вы узнаете также, когда запрещено использование ТСУ, и какое административное наказание предусмотрено за нарушение регламента.

Разрешена ли установка фаркопа на легковой автомобиль: российское законодательство об установке фаркопа

Фаркоп — это тягово-сцепное устройство (ТСУ), которое устанавливается на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа.

Фаркоп можно установить в предусмотренные для него штатные места в сервис-центре или самостоятельно, если это не требует нарушения конструкции машины. То есть, не применяется сварка, сверление и т. д.

С 01.01.2015 начал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (далее — Техрегламент). Он регламентирует процесс внесения конструктивных изменений в структуру автомобиля.

Установка фаркопа к подобным изменениям не относится, если завод-изготовитель предусмотрел места для его крепления и внес его в перечень дополнительного оборудования для данной модели авто.

При отсутствии данных о ТСУ в одобрении типа ТС (ОТТС) и документации предприятия-производителя его установка будет являться изменением конструкции машины. В этом случае разрешение на его монтаж дает ГИБДД. Об этом свидетельствует п. 7.18 ПДД и Закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995.

Важно. Если автомобиль не эксплуатируется, никто не вправе оштрафовать владельца за его переоборудование.

При эксплуатации машины с тягово-сцепным устройством (ТСУ) нужно иметь в наличии следующие бумаги:

  1. Паспорт (инструкцию по монтажу) фаркопа с отметкой автосервиса о его монтаже.
  2. Копию сертификата ТСУ.
  3. Акт о проделанной работе.

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД: новые правила установки фаркопа на легковой автомобиль

Многих водителей волнует вопрос: как законно установить тяговое устройство?

Регистрировать в ГИБДД нужно любые изменения, внесенные в конструкцию автомобиля. Установка фаркопа практически на всех моделях авто разрешена производителем. Это указывается в руководстве по эксплуатации.

Монтаж ТСУ не относится к конструктивным изменениям транспортного средства.

Фаркоп не нужно регистрировать в ГИБДД в следующих случаях:

  1. Установка ТСУ предусмотрена предприятием-изготовителем.
  2. На фаркоп имеется паспорт и сертификат соответствия.
  3. Устройство для прицепа установлено согласно инструкции, приведенной в паспорте, т. е. конструкция машины не изменена.

При установке фаркопа на авто следует руководствоваться сведениями из эксплуатационных документов на машину. Если в них отражено, что устанавливаемое ТСУ сертифицировано для использования в составе данного автомобиля, то регистрировать изменения не нужно.

Новые правила устанавливают: ТСУ не проверяют и не согласовывают в ГИБДД (п. 77 Техрегламента) в следующих случаях:

  1. Фаркоп предназначен для данного авто.
  2. Произведена оценка соответствия ТСУ автомобилю, имеются подтверждающие документы.
  3. Установка предусмотрена заводом-изготовителем.

Информация о том, разрешена ли данному автомобилю буксировка прицепа, указана в его нагрузочной таблице. Она находится на правой средней стойке автомобиля или под капотом. В ней сообщается о возможности подсоединения прицепа.

Если соответствующая строка не содержит данных, фаркоп нужно регистрировать в ГАИ.

Требует оформления ТСУ, присоединенное болтами или приваренное к силовым элементам машины, и необходимое для серьезных тяговых нагрузок.

При установке фаркопа своими руками следует соблюдать следующие правила:

  1. Выбор устройства, подходящего для конкретной марки и модели авто.
  2. Прочтение инструкции к ТСУ.
  3. Подготовка необходимых инструментов.
  4. Демонтаж бампера и его усилителя.
  5. Монтаж балок и кронштейнов к лонжеронам кузова согласно указанной в инструкции схеме.
  6. Крепление подрозетника к балке; присоединение жгута электропроводки к балке пластиковыми шнурами.
  7. Протягивание жгута через проем в задней панели.
  8. Электромонтаж, разъем для него есть на схеме авто.
  9. Соединение двух колодок.
  10. Установка снятых деталей машины.

Внимание! Болты, соединяющие элементы ТСУ с кузовом, должны быть тщательно затянуты. Если места крепления заржавели, следует обработать их антикором.

Грамотный монтаж ТСУ обеспечит длительность его эксплуатации, надежность в пути и безотказную работу.

Какие документы нужны для регистрации фаркопа в ГИБДД?

Для регистрации ТСУ в ГАИ и получения свидетельства сначала нужно пройти техническую экспертизу.

Этап 1. Предварительный осмотр в ГИБДД

Автовладелец должен посетить ГАИ и написать заявление на предварительную экспертизу конструкции машины, сдать в окошко документы и через определенный срок получить решение.

В инспекцию нужно подать следующие бумаги:

  1. Заявку установленной формы (выдает ГАИ).
  2. ПТС (двухстороннюю копию).
  3. Документы на фаркоп.
  4. Свидетельство о регистрации легковой машины.

Этап 2. Экспертиза после изменений с оценкой безопасности

На автомобиль устанавливается ТСУ.

Работу должен выполнять специализированный центр, который выдаст подтверждающие документы: акт выполненных работ, заявление-декларацию, копию сертификата соответствия.

Владелец отгоняет авто на осмотр, где проверяют безопасность конструктивных изменений и оформляют диагностическую карту.

Затем техэкспертизу проводит ГАИ и выдается свидетельство.

Для его получения автовладелец предоставляет:

  1. Карту диагностики.
  2. Договор покупки ТСУ и иные документы.
  3. Сертификат на фаркоп.
  4. Декларацию от автосервиса.
  5. Заявление и вынесенное предварительной экспертизой решение.

Когда установка фаркопа на легковой автомобиль запрещена — размер штрафа

Законодательство запрещает устанавливать фаркоп на машину, если он не указан в качестве дополнительного оборудования в ОТТС.

Копию документа можно запросить у дилерского центра или у завода-изготовителя авто. Ее получают фирмы, производящие или импортирующие в РФ автомобили.

Оснащать авто фаркопом нельзя, если на нем запрещено использовать прицеп.

Так, имея категорию «В», ездить с прицепом законно, если его масса не выше максимальной массы снаряженного авто. А разрешенные массы машины и прицепа в сумме не выше 3,5 тонны.

В иных случаях, либо для применения тяжелого прицепа, необходима категория «Е».

При осмотре машины с фаркопом инспектор может выписать штраф, если ТСУ:

  1. Нестандартное или неисправное.
  2. Закрывает госномер или оптику.
  3. Установлено в не предусмотренные производителем места.

При возникновении проблем при постановке машины на учет из-за наличия фаркопа, следует попросить у сотрудника ГИБДД письменное объяснение того, почему он наложил запрет на регистрацию.

На основании полученных разъяснений можно написать жалобу на имя начальника ГАИ.

Штраф за ТСУ предусматривает ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Его размер составляет 500 р. Его можно оплатить с 50% скидкой. Это разрешает ст. 32.2 КоАП. Это можно сделать в течение 20 дней с даты его выписки.

Все новые штрафы ГИБДД в 2017 году

Важно. Езда без регистрации конструктивных изменений авто подразумевает административную ответственность и повышает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.

Можно ли избежать штрафа за фаркоп без его регистрации в ГИБДД?

Можно ли избежать административного наказания?

Не допустить выписки штрафа за наличие прицепного устройства автовладелец может несколькими способами:

Сначала следует вести диалог с инспектором о том, что в ближайшем будущем все будет исправлено

Попросить его ограничиться предупреждением. Законность этого подтверждает ст. 12.5 КоАП.

Такая тактика особенно действенна, если водитель не нарушал ПДД за последние 6 месяцев или год.

Использование съемного фаркопа

При этом трудно логически заявлять о том, что данные конструктивные изменения повлияют на вероятность и исход аварии.

Любой разумный инспектор примет эту точку зрения, т. к. выступающий элемент отсутствует.

ТСУ установлено заводом, либо для него имеются крепления

При этом фаркоп не является конструктивным изменением автомобиля.

Ссылка на п. 77 Техрегламента

Если требования данного документа для авто выполнены — ТСУ сертифицировано для машины, на которой оно установлено — значит, тяговое устройство прошло оценку, и с ним можно ездить.

Итак, при наличии фаркопа на него нужен сертификат соответствия Техрегламенту. Благодаря сертификату, сотрудник ГИБДД не сможет оштрафовать автовладельца.

Если монтаж ТСУ не предусматривает конструктивных изменений машины, не закрывает номерной знак, его можно установить самостоятельно. Дополнительное оформление в ГИБДД не требуется.

admin

Добавить комментарий