ДТП страховой случай

ДТП страховой случай

  • Понятие и законодательная база
  • Виды страховых случаев
  • Нестраховые случаи
  • Что делать при автопроисшествии
  • Алгоритм действий
  • Как составить заявление
  • Список документов
  • Варианты обращения
  • Сроки
  • На какие выплаты можно рассчитывать
  • Подводим итоги

Наличие обязательного полиса автострахования не гарантирует компенсационную выплату в случае дорожно-транспортного происшествия, потому что компании не спешат возмещать убытки. Чтобы получить деньги, обязательно признание аварии страховым случаем. Но многие водители не знают, по каким критериям он устанавливается. Чтобы защитить собственные права, необходимо изучить, что такое страховой случай по ОСАГО, каким образом он определяется и как получить компенсацию от своей СК.

Понятие и законодательная база

В соответствии с ч. 11 ст. 1 «Закона об ОСАГО», Страховой случай (СС) – это наступление гражданской ответственности автомобилиста вследствие нанесения ущерба имуществу, жизни либо здоровью иного лица при эксплуатации транспортного средства. У всех участников аварии должно быть действующее соглашение со страховой компанией.

Для определения страхового случая при ДТП используется два критерия:

  • объект страхования – автогражданская ответственность виновника;
  • субъект страхования – движение транспортного средства по определенной траектории.

Чтобы признать случай страховым, должна присутствовать совокупность 3-х факторов:

  • страхование ОСАГО – у каждого водителя должен быть действующий полис;
  • факт движения во время аварии;
  • нанесение ущерба имуществу либо здоровью.

Примеры:

  1. Машина загорелась от другого автомобиля на стоянке, у каждого водителя имеется полис ОСАГО. Два условия признания случая страховым налицо, но отсутствует факт движения ТС. Значит, на выплату можно не рассчитывать. Если юристы докажут, что все-таки было какое-то движение, например, дверей (как конструктивной части автомобиля), то есть шанс получить деньги. Но по общему принципу этот случай не входит в список страховых.
  2. Машина пострадала от удара об ограждение, совершая маневр, чтобы уйти от другого ТС. В данном случае ущерб нанесен не другим автомобилем, и СК может классифицировать это как нестраховой случай. Фактически это бесконтактная авария, и компенсация здесь положена, однако для ее получения понадобится проведение дополнительных экспертиз, доказывающих факт совершения маневра и виновность другой машины.

Таким образом, ДТП может произойти при разных обстоятельствах, и в некоторых случаях необходимо точно знать, как нужно действовать, чтобы получить денежные средства.

Виды страховых случаев

Выделяется два типа страховых случаев:

  • в результате ДТП;
  • без ДТП.

В первом случае все ясно – необходимо движение хотя бы одного ТС, в результате которого возникает авария. Страховая защищает интересы потерпевшего, выплачивая ему компенсацию полученного ущерба.

Обратите внимание! Условие об обязательном движении будет соблюдено, если двигалась хотя бы часть автомобиля (например, был нанесен ущерб при открытии двери близко к другой машине на стоянке).

Второй вариант страховых случаев возможен только при условии, что имеется соответствующий пункт в договоре либо дополнительно оформлено КАСКО. Это может быть:

  • кража;

  • угон;

  • стихийное бедствие;

  • возгорание при пожаре либо поджог;

  • иной вред, причиненный третьими лицами.

Нестраховые случаи

Законодательство определяет случаи, при возникновении которых отказ компании в выплате будет правомерным. Согласно ч. 2 ст. 6 № 40-ФЗ перечень страховых рисков следующий:

  • нанесение ущерба водителем, не внесенным в соглашение с СК;

  • причинение морального ущерба;

  • появление обязательства о компенсировании упущенной выгоды;

  • нанесение ущерба во время учебной поездки, соревновательных либо испытательных мероприятий;

  • загрязнение природы;

  • причинение вреда грузом, на который должна быть оформлена отдельная страховка;

  • нанесение вреда работникам во время исполнения трудовых функций при условии, что данный ущерб возмещается иными видами страховок;

  • нанесение водителем ущерба перевозимому грузу или оборудованию;

  • нанесение ущерба при разгрузке или погрузке транспорта;

  • нанесение дефекта либо полное уничтожение уникальных предметов;

  • нанесение вреда пассажирам при их перевозке, если ущерб компенсируется иным видом страхования.

Что делать при автопроисшествии

Алгоритм действий

Порядок действий после автопроисшествия следующий:

  1. Проверка наличия пострадавших во всех машинах, участвующих в ДТП. Если они есть, требуется вызов «Скорой помощи».

  2. Вызов сотрудников Госавтоинспекции, которые оформят справку, и оповещение своего страховщика.

  3. Фиксация всех обстоятельств аварии на фото или видео (при этом важно, чтобы все оставалось на своих местах).

  4. Беседа со свидетелями, если они есть. Фиксация на камеру их показаний и получение контактных данных.

  5. Освобождение дороги от автомобиля после приезда сотрудников Госавтоинспекции и составления протокола.

  6. Проверка и подписание протокола. Особое внимание нужно обратить на правильное указание личных данных участников происшествия, информации об авто и реквизитов полисов.

  7. Визит в Госавтоинспекцию для получения справки о возбуждении дела либо отказе от него.

  8. Передача пакета документов в страховую компанию (до истечения пятидневного периода после ДТП).

Далее будет назначен день проведения экспертизы, до которого нельзя проводить никакие ремонтные работы. Размер страховой выплаты будет установлен на основании данного акта технического осмотра.

Если все сделано правильно и происшествие действительно попадает в категорию страховых случаев, возможно получение компенсации в виде:

  • денежных средств;

  • оплаты ремонтных работ.

Важно! Если компания отказывает в возмещении ущерба, но случай является страховым, можно добиваться выполнения обязательств через суд.

Как составить заявление

Заявление о том, что наступил страховой случай, не имеет законодательно регламентированной формы. У каждой СК есть свои критерии, по которым должен быть составлен документ, поэтому лучше написать его уже в офисе компании.

Также имеются общие требования к информации, которая должна содержаться в заявлении. Это:

  • реквизиты страховщика;

  • сведения об участниках ДТП (личные, паспортные и контактные данные);

  • информация о ТС;

  • описание страхового случая – структурировано с максимальным количеством подробностей;

  • перечисление наступивших последствий;

  • реквизиты обязательного полиса;

  • подпись и дата составления документа.

Обратите внимание! Перед написанием документа стоит связаться со своим страховщиком и узнать требования к оформлению заявления.

Список документов

Вместе с заявлением необходимо представить следующий перечень документов:

  • личный паспорт;

  • водительское удостоверения страхователя и всех лиц, указанных в соглашении и имеющих право управлять ТС;

  • извещение о ДТП;

  • справку из Госавтоинспекции о возбуждении дела или отказе;

  • действующий полис;

  • документы на машину – СТС и/или ПТС;

  • квитанции о понесенных расходах (например, оплата стоянки до проведения экспертизы);

  • реквизиты счета для перечисления выплаты;

  • доверенность, если интересы заявителя представляет третье лицо.

В зависимости от политики конкретного страховщика данный список может быть дополнен.

Варианты обращения

Перечисленный перечень документов можно представить компании:

  • посетив лично офис страховщика;

  • отправив заказным письмом.

Ходатайствовать о возмещении ущерба можно:

  • обратившись в страховую компанию виновника;

  • подав заявление своему страховщику (о прямом возмещении ущерба).

Второй вариант актуален, если:

  • количество ТС, участвовавших в автопроисшествии, составляет не менее двух;

  • у каждого водителя имеется действующий ОСАГО;

  • ущерб нанесен только машинам.

Обратите внимание! Неоформленные происшествия не оплачиваются страховыми компаниями. Это значит, что если водители решили спор на месте и виновник сразу передал компенсацию, обращаться за выплатой бесполезно.

Сроки

Пакет документов вместе с заявлением должен быть направлен страховщику не позднее, чем через 5 дней после автопроисшествия. На рассмотрение обращения у компании есть 20 дней, по истечении которых владелец полиса должен быть поставлен в известность о принятом решении.

Если получен отказ в получении выплаты либо размер компенсации не устраивает потерпевшего, можно инициировать судебное производство.

На какие выплаты можно рассчитывать

В соответствии со ст. 7 № 40-ФЗ при автопроисшествии потерпевшая сторона может получить:

  • до 500 тыс. рублей, если вред причинен жизни либо здоровью;

  • до 400 тыс. рублей, если пострадало только транспортное средство.

Окончательная сумма компенсации зависит от:

  • результатов экспертиз: технической, медицинской, трасологической, дорожной и т. д. (в зависимости от конкретных обстоятельств происшествия);

  • размера ущерба;

  • числа пострадавших;

  • характеристики машины: марка, модель, год выпуска, фактическая изношенность на момент происшествия;

  • класса водителя, региона его прописки и других коэффициентов ОСАГО.

Ущерб может быть возмещен в виде:

  • денежных средств;

  • проведения ремонтных работ.

В последнем случае речь идет об СТО-партнерах страховщика. Решение о самостоятельном выборе мастера может привести к проблемам при получении оплаты проведенных работ.

Подводим итоги

Наличие ОСАГО предполагает получение компенсационной выплаты в случае происшествия. Однако для этого случай должен быть признан страховым.

Основные условия для получения компенсации:

  • наличие объекта (автогражданская ответственность) и субъекта (движения ТС) страхования;

  • совокупность 3-х условий: наличие действующего полиса у всех участников происшествия, факт движения машин и причинения вреда имуществу или жизни/здоровью;

  • возможно получение компенсации без ДТП (угон, кража, поджог и иной вред, причиненный третьими лицами), если подобное указано в соглашении.

Для получения выплаты по страховому случаю необходимо известить о нем Госавтоинспекцию и страховщика, а также представить последнему ходатайство о компенсации вместе с установленным пакетом документов.

На денежные средства не стоит рассчитывать, если:

  • случай указан в ч. 2 ст. 6 № 40-ФЗ;

  • машины не были в движении в момент аварии;

  • за рулем находилось лицо, не указанное в договоре, либо у водителя отсутствует полис;

  • пропущены сроки подачи заявления;

  • автомобиль был отремонтирован до проведения экспертизы страховщиком;

  • машина направлена на ремонт на СТО, не являющуюся партнером страховщика (если нет предварительной договоренности).

Таким образом, получение компенсации при наступлении страхового случая имеет свои особенности. Водителю важно о них знать, чтобы уметь защищать свои права и иметь возможность оспорить действия компании, которая не хочет исполнять свои обязательства по договору.

Наши законы настолько сложно написаны, что многие владельцы автомобилей оформляют страховку по договору ОСАГО, совершенно не представляя себе, как она работает при ДТП. Мы попробуем перевести Правила ОСАГО на человеческий язык и понятно расскажем, как поступать автовладельцу при наступлении страхового случая (СС).

Зная, как работает страховка при ДТП, вы не пропустите срок обращения в СК, правильно составите заявление на выплату и получите компенсацию. Если же вы не встретили понимания у страховщика или подозреваете обман с его стороны, обращайтесь к автоюристу — он составит досудебные претензии и поможет исправить допущенные ошибки.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 62 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Что покрывает страховка

Выплаты по ОСАГО в 2019 г. увеличены. Теперь застраховавший свою ответственность владелец автомашины вправе получить:

  • до 400 тыс. рублей на возмещение имущественного вреда;
  • до 500 тыс., если пострадало здоровье.

Когда в ДТП виновны оба водителя, страховка также работает — все участники аварии имеют право на половинную компенсацию. Увеличили сумму страхового покрытия и при составлении европротокола, то есть без обращения в ГИБДД — до 100 тысяч рублей. Как составить европротокол, читайте в нашей отдельной статье.

Это не значит, что будет выплачена вся сумма полностью. Страховщики проводят экспертизу, оценивают сумму ущерба и, если возможен ремонт авто, направляют пострадавшую машину на восстановление. Чтобы страховка по ОСАГО заработала, владелец ТС должен знать свои права и соблюдать обязанности, налагаемые на него договором страхования.

Главные принципы страховки по ОСАГО

ОСАГО страхует ваше поведение за рулем: если авария совершена по вашей вине, ущерб пострадавшим в ДТП будет возмещен из средств СК в пределах лимитов страхования. Для потерпевшей стороны наличие страховки — гарантия того, что причиненный ущерб будет возмещен в любом случае.

Еще один принцип страховки ОСАГО — наличие виновной и пострадавшей сторон. Это обязательно для установления страхового случая. ОСАГО страхует ответственность на дороге. Если нет виновных и потерпевших — значит, нет факта наступления ответственности. В такой ситуации страховка не работает.

Пример 1: машину занесло на обледеневшей трассе, она попала в кювет. Здесь есть пострадавший, но нет виновных — это не страховой случай. Если же эта машина заденет другие ТС, повредит их — СС налицо, страховка будет выплачена.

Если виновный в происшествии скроется с места аварии, это не означает отсутствие страхового случая. Факта наличия виновника ДТП достаточно для получения страховки.

Страховка по ОСАГО не работает на возмещение морального вреда после ДТП. Страховым случаем для выплат признается только материальный вред.

Пример 2: одна машина подрезала другую на запрещающем сигнале светофора. Второй водитель резко затормозил, за ним то же самое сделали другие участники движения, возник затор. Участники происшествия, не зная причины резкого торможения, обрушились на второго водителя с обвинениями в создании аварийной ситуации. Эта ситуация — административное происшествие. Возможно наложение штрафа на виновника, но СС нет, так как нет повреждений, и страховка здесь не работает. Второй водитель может обратиться за компенсацией морального вреда, но не в страховую компанию, а в суд. Иск он будет подавать против виновного водителя.

И еще одно важное правило — страховка ОСАГО не работает на покрытие ущерба виновной в ДТП стороны. То есть, если виновник аварии также повредил свой автомобиль, страховая возместит ущерб только потерпевшей стороне. Ремонтировать свою машину он будет за свой счет. Если максимального лимита в 400 тысяч не хватает на покрытие ущерба, оставшаяся сумма взыскивается с виновного лица в судебном порядке.

Что такое безальтернативное возмещение

Это новшество вступило в силу в 2014 году. Почему «новшество»? Потому что многие водители до сих пор обращаются в компанию виновника ДТП за страховкой, теряя время для подачи заявления на компенсацию вреда. Между тем, к этому правилу тоже введено дополнение.

Итак, начиная с 2014 года водитель, попавший в ДТП, должен подавать заявку на возмещение ущерба только в свою СК — туда, где купил полис обязательного страхования. Здесь есть ограничения — прямое возмещение ущерба (ПВУ) возможно, если:

  • застрахованы все участники ДТП;
  • вред причинен только транспортным средствам.

До 2017 года механизм прямого возмещения работал только при столкновении двух ТС, сейчас количество участников аварии двумя не ограничено.

Если вы — потерпевший в столкновении, надо уведомить о произошедшем свою страховую организацию. В течение 5 рабочих дней после происшествия обратитесь к ней с заявлением о получении прямого возмещения вреда. Для этого подготовьте комплект необходимых документов. Если же вы — виновная сторона, оставьте потерпевшему номер и серию своего полиса ОСАГО. Объясните, что обращаться за возмещением он должен в свою страховую компанию.

Если есть пострадавшие или кто-то из участников не застрахован, то прямое возмещение по договору страхования не работает, обращаться надо в СК виновника ДТП. Бывает так, что уже получены выплаты в своей СК по ПВУ, но впоследствии обнаруживается дополнительный ущерб здоровью. Потерпевшая сторона имеет право обратиться в СК виновника за возмещением.

Как действовать после ДТП, чтобы получить страховку

Прежде всего, готовим пакет документов. В него входит:

  • заверенная копия паспорта или доверенность, если подает документы другое лицо;
  • справка о ДТП и другие документы ГИБДД: копии протоколов, постановления и др;
  • заполненный бланк ДТП;
  • реквизиты счета для получения выплат.

Можно приложить результаты независимой экспертизы, если вы ее заказывали, а также чеки о дополнительных расходах в связи с происшествием.

Если нанесен вред здоровью, то также прикладывайте подтверждающие его документы и чеки, доказывающие понесенные расходы. Документы можно принести лично или отправить по почте. Максимальный срок передачи документов для оформления страховки — 5 дней с момента ДТП.

Далее следует выбрать вид возмещения. Изменения, внесенные в закон об ОСАГО, позволили страховщикам не компенсировать ущерб после ДТП деньгами, а отправлять ТС на ремонт. Формально, страхователь имеет право выбрать между деньгами или восстановлением, но на практике это не работает — решающее слово принадлежит страховой компании. Перечень СТО, осуществляющих ремонт по договору с СК, должен быть размещен на странице ее сайта. И ремонт, и денежное возмещение могут быть сильно занижены страховой организацией. Как поступить, чтобы правильно оценить ущерб по страховке, читайте в другой нашей статье.

Для получения компенсации по страховке необходимо предоставить поврежденное в ДТП авто для экспертизы в СК. Потерпевший не должен самостоятельно ремонтировать машину, иначе в возмещении будет отказано. Если машина не будет передана для проведения экспертизы, в выплате также откажут. Можно дополнительно пригласить независимого эксперта и провести свою экспертизу.

Не позднее чем через 20 дней после извещения об СС компания-страховщик должна отправить машину на ремонт или произвести выплату. СК сообщит вам о принятом решении по телефону, по смс или письмом по почте. Страховщик может и отказать в возмещении. Это решение можно оспорить в суде.

Если вы согласны с ремонтом, его детали вы обсудите на станции техобслуживания. Ремонт по страховке должен быть произведен за 30 дней. На практике СТО часто задерживают срок ремонта и пытаются уговорить страхователя подписать дополнительное соглашение о продлении срока. За это отвечает СК, она платит неустойку за превышение сроков. Здесь закон об ОСАГО работает на стороне пострадавшего в ДТП владельца авто. Все нюансы восстановительных работ должны быть изложены в направлении на ремонт. Вы можете не согласиться с некоторыми пунктами и потребовать возмещение в денежной форме.

Если у СК отозвана лицензия

Как работает страховка по ОСАГО, если у страховщика отобрали лицензию? Как быть в других случаях, когда автовладелец добросовестно застраховал ответственность, а у СК возникли проблемы?

В случае, когда у страховщика отозвана лицензия или проходит процедура банкротства, потерпевшему в ДТП надо обратиться в компанию, застраховавшую ответственность причинителя вреда. Алгоритм обращения аналогичен.

Также нужно знать, куда обращаться, если не работает прямое возмещение по страховке после ДТП. Если СК виновника не может возместить ущерб по разным причинам, а обстоятельства ДТП не соответствуют условиям страхования для применения ПВУ, обращаться нужно в РСА. Написать заявление, приложить документы, доказывающие причинение ущерба и необходимость компенсации. РСА в срок до 20 дней выносит решение о выплате возмещения по страховке или в его отказе.

Страховой случай по договору ОСАГО – наступление гражданской ответственности владельца автомобиля за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Наступление страхового случая влечет за собой обязанность страховой компании виновника происшествия осуществить страховую выплату потерпевшим.

Существуют обстоятельства, наличие которых освобождает страховщиков от выплат по договору ОСАГО:

• эксплуатация автомобиля лицом, не указанным в полисе;

• нанесение морального вреда или компенсация упущенной выгоды потерпевшему;

• использование автомобиля на специально оборудованных площадках для учебной езды, испытаний или соревнований;

• экологический ущерб при загрязнении окружающей природной среды;

• причинение вреда от воздействия перевозимого груза;

• нанесение вреда жизни или здоровью сотрудников при исполнении ими своих трудовых обязанностей в случае, если такое возмещение предусмотрено иными видами страхования (социальным или специальным видом обязательного);

• возмещение убытков работодателю в случае причинения вреда жизни или здоровью работника;

• нанесение вреда транспортному средству и прицепу к нему либо перевозимому грузу и оборудованию водителем, управляющим им;

• движение транспортного средства по территории предприятия или осуществление погрузочно-разгрузочных работ;

• уничтожение/повреждение уникальных и антикварных предметов, сооружений и зданий, обладающих историко-культурным значением; повреждение или уничтожение предметов религиозного характера, наличных денег, изделий из драгметаллов, драгоценных и полудрагоценных камней, произведений искусства, науки и литературы, а также иных объектов интеллектуальной собственности;

• сумма причиненного вреда превышает максимальное покрытие по ОСАГО (она взыскивается в судебном порядке с виновника ДТП).

Важные факты из статьи

  • В обращении по ОСАГО за возмещением есть большой ряд тонкостей, которые необходимо знать, чтобы сроки не затянулись, а вы получили достаточное возмещение.
  • Выплата деньгами у вас будет или направление ремонт, зависит от обстоятельств ДТП и других факторов, а не от вашего желания и даже не от выбора страховой компании.
  • Правильно сдать автомобиль в ремонт – целая наука на фоне последних поправок 2020 года.
  • Также изменения затронули и порядок направления претензии – теперь между требованием к страховщику и судом нужно обращаться к финансовому уполномоченному.

В этой статье будет описан полный и наиболее правильный порядок обращения в страховую компанию за выплатой ро ОСАГО в 2020 году. Расскажем, как отремонтировать свой автомобиль или же получить выплату. Как обращаться к финансовому уполномоченному, и как он рассматривает заявления потребителей финансовых услуг. Кажется, что всё это и так прописано в законах, но мало просто прочитать закон, надо уметь добиться его соблюдения. И это не считая того, что меняется он практически каждый месяц.

Если соблюдены следующие условия, то аварию можно оформить с помощью европротокола:

  • вред в ДТП причинен только транспортным средствам и этих ТС было два,
  • оба водителя согласны с обстоятельствами ДТП и перечнем видимых повреждений у автомобилей,
  • в происшествии нет пострадавших и погибших,
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО (имеются действующие полисы ОСАГО).

Для этого необходимо совместно заполнить извещение, при этом каждый водитель подписывает оба листа извещения с лицевой стороны. Оборотную сторону каждый из участников ДТП заполняет сам.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, если есть пострадавшие или причинен ущерб иному имуществу, тогда оформлением ДТП должны заниматься сотрудники ГИБДД. Они фиксируют все обстоятельства и выдают документы, с которыми потерпевший отправится в страховую компанию.

Иногда на ДТП приезжают так называемые аварийные комиссары. Это не сотрудники ГИБДД и они не имеют права оформлять аварию, но есть видимо некая договоренность между сотрудниками ГИБДД и этими комиссарами, поэтому последние фиксируют обстоятельства и потом передают материалы в ГАИ.

Доверять оформление аварийным комиссарам можно только на свой страх и риск… В случае, если при оформлении ДТП они что-то укажут или сделают неправильно, спросить уже будет не с кого.

Аналогично, если они потеряют или не передадут материал в ГАИ, то оформить ДТП заново будет крайне проблематично, иногда даже невозможно. Иногда комиссары не стесняются за свою работу еще и денег требовать, поэтому решите для себя заранее, будете ли вы, в случае ДТП, им доверять или же настоите на приезде сотрудников полиции.

Комплект документов для страховой компании будет зависеть от того, какое было ДТП и как его оформляли.

Полный их перечень при причинении ущерба имуществу потерпевших указан в пункте 3.10 и в пункте 4.13 Правил страхования. Самый минимальный комплект будет у потерпевшего, ДТП которого оформлено по европротоколу. Это:

  • заявление о выплате,
  • извещение о ДТП,
  • паспорт выгодоприобретателя (собственника) автомобиля,
  • а также документы, подтверждающие право собственности на машину (чаще всего подходит СТС, но формально таковым является договор купли-продажи).

Те потерпевшие, чьё ДТП оформляли сотрудники полиции, должны будут предоставить еще:

  • копию протокола об административном правонарушении,
  • постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

А те, кто пострадал в ДТП и их здоровью был причинен вред, вынуждены собирать самый большой комплект документов, поскольку необходимо будет предоставлять медицинские документы:

  • справки из медицинской организации,
  • заключение судебно-медицинской экспертизы,
  • документы при утрате заработка и в ряде случаев иные.

Полный перечень этих документов можно найти в 4 главе Правил страхования.

В Законе об ОСАГО, актуальном на 2020 год, срок на обращение указан лишь для случая оформления ДТП по европротоколу – в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после оформления ДТП. Но нарушение данного срока не может быть причиной отказа в страховом возмещении. Поэтому можно говорить о том, что в целом, срок обращения в страховую компанию строго не регламентирован.

Опираться стоит лишь на срок исковой давности, который начнёт исчисляться с 21 дня после обращения в страховую компанию с полным комплектом документов, и который составляет 3 года.

А для случаев причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего срока давности на обращение к страховщику по ОСАГО и вовсе нет.

Согласно ст. 208 ГК РФ срок исковой давности не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Но всё вышеизложенное скорее применимо в каких-то исключительных случаях, ведь каждый из нас будет стараться получить возмещение вреда как можно быстрее, ведь, даже обращаясь к страховщику в максимально короткие сроки, можно прождать выплату год и даже больше, но об этом мы расскажем дальше.

В свою страховую не только можно обратиться, но, чаще всего, даже нужно обращаться исключительно туда. Исходя из количества и характеров ДТП, происходящих у нас в стране, чаще всего они удовлетворяют требованиям для прямого возмещения убытков.

Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
  • б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В иных случаях следует обращаться к страховщику виновника. А в некоторых случаях потерпевшим приходится обращаться и в РСА, за компенсационной выплатой.

Согласно Закону об ОСАГО страховщик обязан в течение 20 дней со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, произвести выплату страхового возмещения или выдать направление на ремонт вашего транспортного средства. В то же время срок ремонта машины не должен превышать 30 рабочих дней.

Бить тревогу уже на 21 день после дня подачи полного комплекта документов страховщику, можно, но не совсем правильно. Страховщик имеет полное право отправить вам направление на ремонт простым письмом, через почту, причем, сделав это на 19 день срока, ничего не нарушит. Поэтому разумнее всего подождать хотя бы 7 дней, на случай если вам было отправлено письмо, а уж только потом затевать спор со страховщиком.

Перед тем, как звонить, писать или ехать к страховщику настоятельно рекомендуем внимательно прочитать и изучить следующие материалы: Статью 16.1 Закона об ОСАГО и нашу статью про финансового уполномоченного.

Не стоит забывать и то, что ОСАГО на данный момент представляет собой «частичное страхование», то есть даже если страховщик всё правильно посчитает и оценит, произведенной выплаты вам или СТО может не хватить на ремонт. В таком случае остальной ущерб необходимо взыскивать с виновника ДТП.

В 2020 году для физических лиц, транспортное средство которых зарегистрировано на территории РФ, установлен приоритет натурального возмещения ущерба (ремонт на СТОА), нежели выплата стоимости восстановительного ремонта деньгами.

Но есть и исключения, при которых страховщик обязан произвести выплату деньгами. Такое происходит в случаях:

  1. полной гибели транспортного средства;
  2. смерти потерпевшего;
  3. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (нужно отдельно указывать в заявлении);
  4. если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 Закона об ОСАГО (нужно отдельно указывать в заявлении);
  5. если стоимость восстановительного ремонта превышает лимиты в 400 000 и 100 000 рублей в зависимости от способа оформления ДТП;
  6. если в соответствии с пунктом 22 Закона об ОСАГО вина признана обоюдной, а доплачивать в автосервисе участники аварии не согласны;
  7. если автосервис не удовлетворяет требованиям к ремонту вашего авто (например, у страховой организации нет договоров с официальными дилерами, а вашему автомобилю менее 2 лет);
  8. если страховщик не может организовать ремонт на станции, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
  9. наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Подробнее про выбор между выплатой и ремонтом читайте в нашей предыдущей статье: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Отдельно необходимо рассказать вам именно про этот случай возмещения деньгами, так как страховщики, пользуясь невнимательностью потерпевших и отсутствием у них полного представления о ситуации, склоняют к подписанию соглашений, которые зачастую не выгодны потерпевшим.

Внимательно читайте, то, что вам предлагают подписать. Соглашение может быть как просто на замену способа возмещения с ремонта на денежную выплату, так и соглашение на выплату конкретной суммы, которая прописывается в этом соглашении.

В случае замены формы возмещения с ремонта на выплату всё более или менее «безопасно», страховщик осматривает авто, считает ущерб и производит выплату, всё как было раньше.

Самое интересное, когда страховщик предлагает подписать соглашение с указанием конкретной суммы страхового возмещения. Данную сумму он указывает, исходя из осмотра транспортного средства, Но это не значит, что в соглашении указана полная сумма ущерба, которую насчитали.

Зачастую страховые компании осматривают машины поверхностно, без разбора и осмотра скрытых повреждений.

  • После такого неполноценного осмотра вы даже не будете знать весь перечень повреждений вашего автомобиля, не говоря уже о полной сумме восстановительного ремонта.
  • После такого осмотра в соглашении указывается не полная сумма ущерба, с которой вы соглашаетесь. А, подписывая такое соглашение, вы отказываетесь от дальнейших претензий к страховщику, об этом обязательно будет пункт, в тексте соглашения.

В итоге вы можете получить лишь малую часть страхового возмещения, которой не хватит на ремонт машины.

Оспорить данное соглашение в суде в 2020 году очень сложно, но можно… Нужно признавать такое соглашение недействительным и доказывать, что страховщик провел неполный осмотр ТС и указал не все повреждения, в результате чего вы не могли адекватно оценить ущерб и сделать правильный выбор.

Крупнейшие игроки на рынке ОСАГО, такие, как Росгосстрах, Ингосстрах, Альфа Страхование, РЕСО – практически все страховые компании активно производят выплаты страхового возмещения деньгами с подписанием соглашений, поэтому внимательно читайте бумаги, которые вам дают подписывать, и не принимайте необдуманных решений. Лучше возьмите паузу и проконсультируйтесь с юристом.

Если ваш страховой случай не подпадает под указанные выше исключения из общего правила, а соглашение на выплату вам или не предложили, или оно невыгодное, то это еще не все способы как можно получить выплату деньгами.

Потерпевший имеет право изменить форму страхового возмещения с ремонта на денежную выплату если страховщик или станция нарушают его права.

Вспомните, какой срок дается страховщику на выдачу направления на ремонт, правильно, 20 дней. Если срок прошёл, а направления всё нет, разве потерпевший обязан ждать, когда СК соизволит организовать ремонт – нет. В таком случае, потерпевший имеет право потребовать выплату деньгами.

Если же СК отправила направление в двадцатидневный срок, но оно пришло за пределами этого 20 дневного срока, тогда вы обязаны предоставить автомобиль на СТО, причем в течение срока, указанного в направлении.

Если указанный в направлении срок уже истёк, пока шло письмо или скоро истекает, и вы не успеваете сдать машину на СТО, то вы обязаны в разумный срок после получения данного направления предоставить машину на ремонт. Об этом указал Верховный Суд РФ в п. 60 Постановления Пленума ВС РФ № 58 от 26 декабря 2017 года.

Если машину у вас в сервисе на ремонт не примут, а срок в 20 дней уже прошёл, и страховщик не сможет выдать вам новое направление, тогда у вас также появляется право требовать выплату деньгами.

Машину могут принять, но потребовать доплату за ремонт, поскольку суммы, согласованной со страховщиком явно недостаточно для нормального ремонта. Вы вправе отказаться от доплаты, какой бы она ни была и получить выплату страхового возмещения деньгами.

Еще возможна ситуация, когда машину все же примут в ремонт и доплату не потребуют. Но к ремонту так и не приступят. В таком случае, если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. (п. 53 ППВС РФ № 58 от 26.12.2017 года).

На эту тему можно было написать отдельную статью, потому что сколько сервисов по ремонту, столько и различных ситуаций может быть, а универсального способа сдать машину нет.

Остановимся на неких фундаментальных правилах, которых следует придерживаться в любом сервисе.

  1. Приезжая на СТО сдавать машину в ремонт, необходимо, понимая, что слова к делу не подошьешь. Если дойдет до суда, то у вас должны быть доказательства того, что и как происходило на станции, кто что говорил и что делал. Для этого необходимо с самого начала вести аудиозапись и видеосъемку, причем таким образом, чтобы было видно, когда, и куда вы приехали, по какому адресу, в какой сервис, какую машину собираетесь сдавать в ремонт, по какому направлению. С кем вы общаетесь, и кто присутствует, кроме вас. Лучше, если вы будете со свидетелем, который, кстати, и может вести видеосъемку. Съемку можно производить как скрытую, так и открыто, в зависимости от ситуации, главное, чтобы не было конфликта и вы не пострадали.
  2. Запись в автосервис – забудьте об этом! Если вы позвонили на СТО договориться о своём визите? и вам говорят, что ближайшая дата, когда вас смогут принять – через неделю/две/месяц, то к этой информации можно прислушиваться только в одном случае – если срок, который указан в направлении на ремонт, позволяет приехать, допустим через неделю. Если же срок уже вышел или предлагают даты за пределами срока, то на них не стоит ориентироваться. В любом случае, вы должны сдать машину в ремонт или в указанный в направлении срок или же в разумный срок с момента получения направления (7 дней), о чем писалось выше. Приезжайте без приглашения. Вам всегда рады!
  3. Страховщик выдает вам направление на ремонт. Именно на ремонт – это важно. Ведь, когда вы приедете на станцию техобслуживания с этим направлением, вам в большинстве случаев скажут, что машину надо сперва разобрать, осмотреть, посчитать стоимость ремонта, согласовать эту стоимость со страховщиком, заказать запчасти, и только после всего этого смогут у вас принять машину непосредственно в ремонт. Но всё это сделать и согласовать должен был страховщик, причем в те 20 дней, которые на это отведены законом. Не считая заказа запчастей. Но и это уже заботы сервиса, где и что заказывать.
  4. Срок восстановления начинает исчисляться только с момента сдачи машины непосредственно в ремонт. Срок этот по закону не должен превышать 30 рабочих дней. Это необходимо помнить и учитывать при общении с сотрудниками СТО. Если вы просто покажете машину и потом уедете, то срок ремонта исчисляться не начнет, и ждать согласования суммы со страховщиком вы можете не один месяц, а отремонтированную машину – почти вечность.
  5. Показать машину и уехать на ней обратно, не оставляя в сервисе, можно только в одном случае – если вам в направлении или каком-либо акте напишут, что машину вы на СТО предоставили такого-то числа, что срок ремонта начинает исчисляться с этого дня. Просто, чтобы ваша машина не занимала место, её примут позже, непосредственно на ремонт, который из этих тридцати может занять 2-3 дня.
  6. Направление. Единой формы нет, ЦБ не удосужился её утвердить, чем воспользовались страховщики. У каждой страховой компании своё направление и, конечно же, свой текст в нём. Внимательно читайте всё направление. Особенно то, что маленьким шрифтом. Очень часто в документе указано, что вы даёте своё согласие на увеличение срока ремонта, на использование б/у или неоригинальных запчастей, что готовы за что-то там заплатить, доплатить и тому подобное. Вас просто просят подписать направление и ничего этого не рассказывают. Необходимо самостоятельно, письменно в направлении написать, что с такими-то условиями вы не согласны и своего согласия на что-то не даёте. Каждую такую запись необходимо заверить своей подписью. (Например: «Согласия на увеличение срока ремонта не даю. Срок ремонта не может превышать 30 рабочих дней. Согласия на использование бывших в употреблении, восстановленных, неоригинальных или контрафактных запчастей при ремонте не даю».) После такого вероятность того, что машину у вас примут в ремонт, стремится к нулю.
  7. Страховщик обязан не просто выдать направление на ремонт, но и согласовать с вами и с сервисом стоимость и перечень ремонтных работ. Если этого сделано не было, тогда это возможно сделать и после, но главное, чтобы уже начал исчисляться срок ремонта. Если в процессе ремонта обнаружатся еще какие-то скрытые повреждения, то их они также должны быть согласованы и с вами, и со страховщиком. Каким образом это будет осуществляться, должно быть прописано в направлении на ремонт или акте-приема передачи машины или в заказ-наряде – в любом документе, который вам выдадут в момент принятия машины для ремонта.
  8. На станции вам могут дать на подпись не только направление на ремонт, но какое-либо соглашение или договор. Обычно договор уступки права требования (цессии). По этому договору вы своё право требования страхового возмещения к страховщику (а возможно и к причинителю вреда) передаёте станции и лишаетесь возможности вообще что-либо требовать, как от станции, так и от страховщика. Будьте внимательны, не подписывайте такие договоры на СТО.

Ремонт по ОСАГО ничем не отличается от обычного и к нему предъявляются схожие требования. Ремонт должен осуществляться по технологии производителя, рекомендованными производителем запчастями. Допустимо использовать только сертифицированные технологии ремонта, нельзя постучать молотком, ляпнуть шпатлевки и сказать, что так и было.

В Законе об ОСАГО и Правилах страхования указаны лишь требования к станциям, на которых можно производить ремонт.

Так, например:

  • срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
  • максимальная длина маршрута до СТО по дорогам общего пользования от места ДТП или от места жительства потерпевшего не должна превышать 50 км.

Причем именно потерпевший выбирает откуда эти 50 км отсчитывать, от места ДТП или от дома. Исключением служит случай, когда страховщик организовал и(или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения ремонта и обратно. ТС с года выпуска которого прошло менее 2х лет, должно ремонтироваться только на сервисах ОД. Если вам предлагают иной сервис, вы вправе отказаться и получить выплату деньгами.

Как сдавать машину в ремонт, мы уже рассказали, необходимо рассказать и как её забирать из ремонта. Казалось бы, машина готова, забрал и поехал, но не тут-то было.

В Законе об ОСАГО указано, что при приеме отремонтированного ТС подписывается акт-приема передачи в 3 экземплярах. И после подписания такого акта все обязательства страховщика считаются исполненными.

О своём несогласии с качеством ремонта, о выполнении всех ремонтных воздействий и т.п. нужно указывать непосредственно при подписании данного акта приема-передачи. Если вы подпишите этот документ без замечаний, то доказать потом, что ремонт осуществлен некачественно, и предъявить это страховщику будет весьма затруднительно. Исходя из этого есть 2 или даже 3 варианта действий.

  1. Вы эксперт и самостоятельно можете осмотреть машину и указать все замечания и недочеты произведенного ремонта в акте.
  2. На приемку машины вы приезжаете с экспертом, с которым заранее договорились.
  3. Вы самостоятельно принимаете машину, практически не глядя, но в акте приема-передачи указываете все возможные замечания, которые в дальнейшем сможет обнаружить эксперт, к которому вы пригоните машину. Например: окраска бампера выполнена не по технологии, присутствует разнотон; нарушение технологии ремонта; при ремонте были использованы б\у, восстановленные, неоригинальные или контрафактные запчасти; ремонтные воздействия выполнены не в полном объеме. С такой записью в акте можно ехать в экспертную организацию, где уже эксперт проверит качество выполненного ремонта, посчитает стоимость устранения недостатков и выдаст экспертное заключение, с которым вы и будете предъявлять требования страховщику.

Напомним, что если срок 30 рабочих дней истечет, а машина не будет надлежащим образом отремонтирована, то страховщику будет начисляться неустойка по 0.5% в день от суммы восстановительного ремонта, но не более суммы такого ремонта.

Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 Закона об ОСАГО – это одно из последних изменений в законодательстве 2020 года.

О спорах со страховщиком и о взаимодействии с финансовым омбудсменом мы уже писали в отдельной статье Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому.

Если же ситуация не разрешится финупом, тогда придется судиться со страховщиком и требовать страховое возмещение.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о финансовом уполномоченном:

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.

К сожалению, все эти манипуляции занимают очень много времени, а суд и вовсе может длиться около года, поэтому необходимо сразу настраиваться на то, что быстро получить страховое возмещение от страховщика, который не исполняет свои обязательства не получится.

admin

Добавить комментарий