Дискриминация труда

Дискриминация труда

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Запрещение дискриминации в сфере труда

Дискриминация в сфере труда означает иное обращение с людьми в сфере труда из-за характеристик, отличающих их от других, которые не имеют отношения к заслугам или работе.

Понятие дискриминации в сфере труда

Дискриминация в сфере труда означает иное обращение с людьми в сфере труда из-за характеристик, отличающих их от других, которые не имеют отношения к заслугам или работе. Например, религия, цвет кожи, раса, пол и другое.

Трудовой кодекс не содержит полный перечень дискриминационных обстоятельств, но кроме выше перечисленных, к таким относятся происхождение, имущественное, семейное, социальное положение, должностное положение, возраст, место жительства, убеждения, непринадлежность, принадлежность к социальным объединениям, социальным группам. Это обстоятельства, которые не связаны с деловыми качествами женщин или мужчин.

В РФ действует запрещение дискриминации в сфере труда, но на сегодня эта проблема является нерешённой. Это означает, что любой мотив, кроме указанного в статье 3 ТК РФ, нарушает осуществление равных возможностей в сфере труда, при условии что этот мотив не относится к профессиональным качествам работника.

В РФ ежедневной практикой является дискриминация трудовых прав работников на основе места жительства. Отсутствие регистрации места проживания не может стать официальной причиной отказа при приеме на работу, на практике такое часто встречается.

Виды дискриминаций в трудовой сфере

Существует несколько видов дискриминации в трудовом праве:

  • Дискриминация заработной платы. Эта проблема знакома экономике каждой страны, когда работников равной квалификации и знаний, различают в заработной плате. Часто это случается в странах рыночной экономики, где существует значительный приток трудовых мигрантов, как првило, мужчин. Именно против такой незащищенной части населения и осуществляется дискриминация. К таким дискриминируемым группам населения можно отнести приезжих против местных, женщин против мужчин.
  • Дискриминация приема на работу и увольнения. Этот вид дискриминации касается, в первую очередь, молодежь с образованием, но без опыта работы, инвалидов, бывших заключённых, лиц предпенсионного возраста и других работников.
  • Дискриминация продвижения по карьерной лестнице. Этот вид больше касается женщин, иммигрантов, национальных меньшин. В этом виде дискриминации можно отдельно выделить профессиональную сегрегацию – подразделение профессий женщин и мужчин.
  • Дискриминация образования и профподготовки. Этот вид дискриминации основан на материальной и финансовой разнице и является латентным (его тяжело проследить, ведь дискриминация происходит ненамеренно, просто у людей из малообеспеченных семей меньше вероятности получить хорошее образование).

Что не является дискриминацией

Не является дискриминацией разница в обращении, или же вознаграждении, но лишь в случае, если такая разница основана на различии в производительности труда.

Это связано с тем, что некоторые профессии и специальности отличаются по сравнению с другими производительностью. Также разный уровень общения и оплаты труда можно объяснить разницей в знаниях, в образовании, в квалификации, способностях работников. Чем выше все эти уровни, тем выше заработная плата. Ведь чем выше эти уровни, тем выше производительность.

Также стоит отметить, что на основе таланта, знаний, способностей, умений человека, неважно женщин или мужчин, формируется профессиональное мнение о нем и, следовательно, обращение. Разное обращение не дискриминационное. Ведь это субъективная оценка лица сформирована естественными отличиями между людьми.

Самое главное, чтобы при различном обращении людям предоставлялись в трудовой сфере равные возможности для реализации своих профессиональных качеств.

Тогда обращение не считается дискриминационным. Например, не считается дискриминацией особое отношение к работнику с ограниченными возможностями и предоставление ему для работы особых механизмов или инструментов. Также не является дискриминацией женщин отказ в работе на производстве с вредными условиями, это касается и беременных. Что же касается мужчин, речь идёт, например, о прохождении медкомиссии летчиком.

Защита отдельных категорий граждан

ТК РФ имеет нормы. Цель которых – не дискриминировать, а защитить отдельные категории граждан. Их назначение в том, чтобы была обеспечена охрана труда, здоровья для лиц, которые нуждаются в повышенной правовой и социальной защите. Закон при этом учитывает объективные различия в физических данных, поэтому делает ограничения в видах труда. Это часто касается женщин в отношении профессий с тяжелыми условиями труда, беременных женщин.

К таким нормам относятся нормы, которые запрещают приём на некоторые виды работ без медицинского заключения. Или нормы, которые предъявляют дополнительные требования для занятия определенной должности. Чаще всего это профессии мужчин — пилот, машинист и т.д.

Особое отношение законодателя выражается в квотировании рабочих мест для инвалидов.

Закон РФ дополнительно установил, что различия, а также предпочтения и исключения и ограничение прав работников обуславливаются и правовым положением граждан в РФ. То есть различное отношение будет к людям, которые работают согласно квоте, к тем, которые работают согласно разрешению на работу. Специфические требования при приеме работников — иностранных граждан. Они должны знать русский язык. Но это не является дискриминацией. Это всего лишь поддерживает баланс нормального функционирования страны и это не проблема.

Ограничения дискриминационного характера

Проблема разделения понятия дискриминации в чистом виде и ограничений дискриминационного характера прослеживается четко. Если согласно ст. 5.62 КоАН РФ дискриминацией является нарушение прав, свобод и законных интересов человека в зависимости от его пола, цвета кожи, национальности, расы, языка, происхождения и т.д., то ограничениями дискриминационного характера в трудовой сфере являются ограничения, которые влекут за собой дискриминацию.

К таким ограничениям можно отнести, например, объявление о приеме на работу работников с указанием возраста и пола. При этом указание качества образования не считается ограничением дискриминационного характера. Оно может повлиять на производительность труда. А вот указание пола или семейного положения, или количества детей, принадлежности к определенной политической партии являются дискриминационными в полной мере. Однако эта проблема пока не решена, несмотря на то, что за неё предусмотрена административная ответственность.

Чаще всего ограничения дискриминационного характера в трудовой сфере связаны с определенными стереотипами в сознании людей. Это может быть связано как с предубеждением в неспособности людей определённого пола, образования, расы выполнять качественно, продуктивно свою работу, до религиозной нетерпимости. Это касается женщин и мужчин определённого возраста, национальности.

Когда возникают ограничения дискриминационного характера

Ограничения дискриминационного характера могут возникать как по отношению к конкретному лицу, так и по отношению к неизвестной группе лиц. Так, если работодатель выдал объявление о занятии вакантной должности, в которой среди требований к кандидату указал пункты, являющиеся ограничением дискриминационного характера, то такие ограничения не направлены против конкретного лица.

Если же работодатель не продвигает вверх по служебной лестнице или замедляет такое продвижение работников из-за ограничений дискриминационного характера, то, как правило, такое ограничение направлено против конкретного человека.

Конечно, с точки зрения последствий и мотивов, страшнее дискриминация к уже имеющемуся сотруднику. Ведь первичная дискриминация, возможная в связи с тем, что работодателю необходимо опираться на какие-то сведения при приеме на работу сотрудника, поэтому женщин он берет или мужчин, в этом есть и его право.

Но если работодатель уже знает о способностях и умениях сотрудника, но пренебрегает ими из-за предубеждений и опирается на ограничения дискриминационного характера, то такие действия опаснее и должны иметь соответствующее наказание со стороны законодателя. Тем более что в РФ действует запрещение дискриминации в сфере труда. Однако на сегодняшний момент в этом проблема.

Защита прав в суде

Права граждан, которых касается дискриминация в сфере труда, защищаются в суде. Ранее исковое заявление о дискриминации можно было подать в органы системы инспекции труда РФ. Однако статья 3 ТК РФ, которая действует, на сегодняшний момент не предусматривает такого права. Эти органы не имеют сегодня юрисдикции, которая присуща лишь судебным органам. Юридическая ответственность за дискриминацию может наступить только в случае решения суда.

В судебной практике сегодня нередко встречаются случаи, когда труд не оплачивается в соответствии с квалификацией работника и его профессиональными умениями. Это настоящая проблема, которая влечёт ответственность за свои действия.

После рассмотрения заявления, судебная инстанция приходит к выводу, что в отношении таких работников допущена дискриминация в соответствии с ТК РФ.

После этого суд назначает взыскание недополученной суммы оплаты работником, исходя из среднестатистической зарплаты такого работника в этой же сфере в том же регионе на аналогичной должности. За это может наступить ответственность в суде.

Также, при взыскании такой суммы, суд может назначить и компенсацию морального ущерба, который возник вследствие причинённой работнику дискриминации. При определении степени дискриминации во внимание берутся многие факторы от уровня квалификации сотрудников, их уровня образования, до обстоятельств, касающихся вины лица, допустившего дискриминацию и иные обстоятельства, важные в деле.

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 136 УК РФ

1. Запрет дискриминации человека установлен на международном уровне. В частности, он предусмотрен ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод . Этот же запрет, гарантирующий защиту прав и свобод человека, устанавливается и российским законодательством.
———————————
Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. С. 3 — 44.

Согласно Конституции (ст. 19) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

2. Объективную сторону преступления составляют действия (бездействие), выраженные в дискриминации (нарушении) прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от расовой, национальной принадлежности, от пола, языка и т.д., например, увольнение с работы по признакам принадлежности к определенной политической партии, отказ в приеме на учебу по признакам национальности и т.п.

Виды нарушений могут быть многообразны и зависят от характера нарушаемого права, свободы, законного интереса, но с нашей точки зрения все их можно объединить понятием воспрепятствования в реализации имеющегося права и т.д.

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям не образует рассматриваемого состава преступления.

3. Рассматриваемый состав преступления будет иметь место только в том случае, если деяние совершено с использованием служебного положения, т.е. с использованием тех возможностей, прав и полномочий, которыми лицо обладает в связи с занимаемой должностью. При этом не имеет значения, занимает ли лицо должность в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ или в коммерческих или общественных организациях. Для наличия состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, важно лишь то, что лицо по службе обладает полномочиями или возможностями, которые позволяют ему ущемлять права свободы и законные интересы граждан, нарушая тем самым принцип равенства граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, не имеющих на это право других лиц, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности, предоставление льгот лицам определенного вероисповедания и др.).

4. Состав нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина формальный. Преступление считается оконченным с момента выполнения действия ограничивающего равноправие по признакам, указанным в законе, независимо от наступивших последствий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив преступления и его цель не имеют значения для квалификации деяния.

6. Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, занимающее должность в государственной, муниципальной, коммерческой или общественной структуре.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют виды дискриминации. Вы ознакомитесь со значением этого понятия. Выясните, какие факторы могут влиять на ее развитие. Рассмотрите, как она может проявляться.

Что собой представляет

В переводе с латыни «discriminatio» — это ущемление. Впервые данный термин появляется в разговорной речи в семнадцатом столетии в Англии, со временем перекачивает в наш язык. Если рассматривать США, то «дискриминацию» начинают упоминать после прохождения гражданской войны, демонстрируется наличием расовых разногласий у населения. С течением времени данное определение начинают употреблять в странах всего мира, обозначая ущемляющее, предвзятое, неправильное отношение, направленное в адрес людей, которых считают социально нежелательными.

Дискриминация – это:

  • осознанная ущемленность личности в ее правах и свободах;
  • невозможность говорить или определяться с выбором;
  • нечестное отношение к определенным людям;
  • предвзятость;
  • иногда, это и насилие.

Нередко появление дискриминации обуславливается принадлежностью к разным социальным слоям. Люди могут различаться по определенному признаку, это может быть и половая принадлежность, и физическое развитие, и нравственность, и финансовое благополучие. Статус может влиять, как на появление особого отношения, так и лишать определенных привилегий.

Вопрос с дискриминацией до сегодня остается открытым, продолжает волновать общественность.

Борьба против дискриминации представляет собой определенные цели и их достижение:

  • исключение предрассудков;
  • избавление от стереотипов;
  • приобретение равноправия;
  • получение личностью ее правовых возможностей и свобод;
  • необходимость исключить предвзятость в отношениях.

Дискриминация, которая процветает в семье, исключается посредством уравновешивания конфликта, распределением обязанностей между супругами и детьми, запретом на агрессию и домашнее насилие.

Классификация

Демонстрация расовой и гендерной дискриминации

Рассматривая явление дискриминации, выделяют целый ряд видов.

  1. Законодательная (обоснованная) или неофициальная. Правовая — носит официальный характер, устанавливается законодательством, которое может ограничивать свободу и права женщин, аборигенов определенных местностей и другие категории людей. Неофициальная, возникшая на основе предрассудков, когда над меньшинством преобладает большинство, доминирует над ним. Такой тип дискриминации с течением времени укореняется в обществе. Если рассматривать примеры дискриминации на законодательном уровне, то тут можно отметить создание в определенных странах резерваций, участков земли, на которых проживают коренные жители. Так, например, на территории США насчитывается около трех сотен таких резерваций. Первоначально население не имело возможности нормально выживать в таких условиях. Так, к примеру, в штатах, даже после того, как для индейцев была создана резервация, их продолжили убивать, отказывая в любой помощи, отбирая их земли.
  2. Косвенная или прямая. Прямая — когда принижение прав человека происходит открыто и целенаправленно, например, когда индивиду отказывают в приеме на работу, указывая на его принадлежность к определенной этнической группе. Косвенная — при установлении определенных условий кто-то оказывается ущемленным. Например, ситуация, когда при приеме на работу для соискателя указывается минимально допустимый рост. Конечно, есть сферы деятельности, в которых этот показатель действительно важен, но когда данный критерий устанавливают при поиске сотрудников в офис, это приводит к дискриминации большого процента возможных служащих и особенно женщин.
  3. Основанная на определенной сфере и виде деятельности: семейный очаг, политическая жизнь, работа.
  4. На основе социальной группы, к которой она применяется:
  • расовая — наиболее распространенная форма, когда ущемляются права людей, основываясь на их цвете коже, принадлежности, к той или иной расе;
  • гендерная — по принадлежности к определенному полу, мужскому или женскому (нередко наблюдается дискриминация женщин, проявляемая ущемлением их прав, недопуском к определенной работе, объясняемым особенностями женской физиологии);
  • национальная — основанная на той или иной национальности (теория данного вида дискриминации неоднократно практиковалась в государственной политике, и сегодня есть немало стран, в которых могут совершаться преступления против национальных меньшинств);
  • религиозная — относительно определенной религии, проявляется притеснением в правах представителей определенной религии, проповедующей на территории государства;
  • ущемление индивидов, имеющих отставание в развитии, серьезные физиологические проблемы или являющихся инвалидами;
  • возрастная — неправильное отношение к представителям определенной возрастной категории (как к пожилым людям, так и к детям). Чаще всего наблюдается на рынке труда, когда в вакансии указывается допустимый минимальный или максимальный возраст, тем самым уменьшая шансы людей, желающих устроиться на работу по достижению определенного возрастного периода.

Возможные причины развития

Давайте разберемся, какими могут быть факторы, влияющие на возникновение дискриминации. К ним относятся следующие варианты:

  • неудачный опыт прошлого;
  • общественный или личный эгоизм;
  • непонимание какого-то явления, страх перед ним;
  • отсутствие общих взглядов или интересов;
  • наличие социального неравенства;
  • отличительные особенности в состоянии здоровья, различия во внешнем виде.

Необходимо понимать, что дискриминация может проявляться в любой сфере существования социума: касательно рабочего места, личной жизни или политики. Для развития определенных видов дискриминации существуют свои причины. Так, например:

  • ограничения способны появляться, когда человек устраивается на работу в связи с тяжестью производства, сложностью рабочего процесса, графика;
  • если рассматривать семью, то факторами, влияющими на формирование дискриминации, могут являться домашние хлопоты, связанные с наведением порядка, воспитание детей.

Характерные проявления

Дискриминация может проявляться насилием

Понять, что имеет место дискриминация можно по наличию следующих признаков;

  • хамское, оскорбительное поведение, проявление унижения, насилия;
  • наличие предвзятости в отношениях;
  • нежелание принимать на рабочее место, без веских на то причин;
  • неуважительное отношение к политическим или религиозным взглядам, чужому мнению;
  • принижение достоинства других людей, возвышение своих достижений.

Дискриминация может иметь, как безобидные правления, так и быть жестокой.

Теперь Вы знаете, что собой представляет дискриминация, синоним этого определения – ущемление. Как видите, данное понятие уже долгие годы существует в мире. Это явление упоминается, когда притесняются чьи-то права, возникают лишения, основанные на каком-то критерии. Человек должен научиться одинаково относиться ко всем людям. Важно помнить, что никто не виноват в том, что у него другой цвет кожи, пол или проблемы со здоровьем, и в этом нет ничего ужасного, вызывающего презрение, как больших масс, так и отдельно взятых индивидов. Помните, несмотря ни на что, мы все равны и заслуживаем, чтоб нас уважали и любили.

Во многих объявлениях о работе можно встретить требования к возрасту или полу, носящие дискриминационный характер. Подобные проявления предвзятого отношения к специалистам пресекаются законодательством и могут иметь юридические последствия для работодателя.

Что относится к дискриминации в сфере труда?

Конвенция МОТ № 111 от 25.06.1958 г. и ТК РФ в ст. 3 устанавливают равные возможности для всех граждан при реализации ими своей трудовой функции. Здоровая конкуренция на рынке труда должна основываться на преимуществе в виде опыта, знаний и высокого уровня профессиональной подготовки. Дискриминационный характер могут носить требования работодателя к таким факторам:

  • расовой принадлежности сотрудника;
  • цвету кожи;
  • полу работника;
  • религиозным и политическим убеждениям;
  • происхождению;
  • языку общения;
  • возрасту;
  • имущественному положению;
  • месту проживания;
  • семейному статусу.

Если на собеседовании потенциальный работодатель в качестве условий для получения должности выдвигает требования по соответствию определенным пунктам из приведенного списка, это можно расценивать как трудовую дискриминацию. Другой формой ущемления прав работников является установление им меньшего размера заработка, по сравнению с другими членами коллектива по необъективным причинам (частое оформление больничных листов из-за болезней детей, религиозные убеждения, отказ от посещения корпоративных увеселительных мероприятий и др.).

СПРАВКА! Распространенной формой трудовой дискриминации является отказ в трудоустройстве ВИЧ-инфицированных людей. Диагноз не влияет на деловые качества человека, но пугает работодателей. Законодательно введен запрет на увольнение таких сотрудников или отказ им в приеме на работу из-за выявленного заболевания (Закон № 38-ФЗ от 30.03.1995).

Запрещение дискриминации

В ст. 2 ТК РФ запрет дискриминации в сфере трудовых отношений сформулирован несколькими положениями:

  1. Неприемлемым считается принудительный труд, при реализации которого мерой воздействия становится расовая принадлежность, социальное или имущественное положение, религиозные убеждения. Критерий принудительности оценивается по наличию угрозы жизни или здоровью работника и его близким, обещании применить к нему меры наказания при невыполнении отдельных поручений.
  2. Ликвидация трудовой дискриминации.
  3. Соблюдение принципа равенства специалистов при продвижении их по карьерной лестнице. На вероятность повышения могут оказывать влияние только показатели производительности труда, эффективности вносимых инициатив, уровень квалификации, наличие соответствующего образования.

Признаки дискриминации и ее примеры

Дискриминация в трудовой сфере может быть:

  1. Прямого типа. Проявляется при создании списка требований к потенциальным наемным работникам с указанием возрастного диапазона кандидатов, оказании предпочтения сотрудникам одного пола и исключение возможности сотрудничества с женщинами детородного возраста.
  2. Косвенного типа. Ярким примером является выплата зарплаты надомникам в меньшем размере, по сравнению с офисным персоналом, основываясь на возможности контролировать лично присутствие на рабочем месте сотрудников в офисе.
  3. Гендерного типа. Нежелание работодателей принимать на работу женщин с маленькими детьми и тех девушек, которые в скором будущем захотят иметь детей.

При приеме на работу признаками дискриминации будет отказ беременным женщинам или молодым мамам (ст. 64 ТК РФ), нежелание рассматривать кандидатуры из числа лиц с погашенной или условной судимостью. Законодательство запрещает отказывать в приеме инвалидам из-за их ограниченной дееспособности, если они могут справляться с предполагаемыми должностными обязанностями наравне со здоровыми людьми.

Пример дискриминационного отношения работодателя при приеме на работу. В газете была опубликована вакансия на должность администратора гостиницы. Гражданин П, имеющий высшее образование по специальности «Туризм и гостиничное хозяйство» с подтвержденным стажем работы по профессии, равным 5 годам, подал резюме для рассмотрения в качестве кандидата на указанную должность.

Работодатель отказал соискателю из-за обнаруженной во время проверки погашенной судимости. Мотивация отказа состояла в невозможности доверить ответственное дело человеку, который имел в прошлом проблемы с законом.

Дискриминация при оплате труда проявляется в:

  • занижении размера оклада, стимулирующих надбавок и премиальных;
  • установлении меньшей зарплаты сотрудникам, работающим на условиях испытательного срока.

ПРИМЕР. На предприятие был принят бухгалтер с испытательным сроком 3 месяца. На первый квартал зарплата ему была установлена в размере 15000 рублей, после окончания испытательного срока уровень заработка должен увеличиться до отметки 25000 рублей. Должностной инструкцией объем работы на протяжении всего периода (включая первые месяцы) не был изменен и соответствовал нагрузке опытных специалистов в этой компании.

Дискриминационный характер таких условий оплаты труда проявляется в нарушении норм ст. 22 ч. 2 ТК РФ, которая гласит, что оплата за реализацию трудовой функции должна быть равной ценности у разных сотрудников при идентичности объема и характера работы.

При увольнении признаками дискриминации со стороны работодателя будут:

  • инициирование в одностороннем порядке процедуры увольнения лиц пенсионного возраста и работников с детьми в возрасте до 3 лет;
  • настаивание на увольнении по собственному желанию женщин на ранних сроках беременности;
  • умышленное доведение до разрыва трудового контракта путем морального давления на работника;
  • наложение дисциплинарных взысканий без состава правонарушения с последующим увольнением.

ПРИМЕР. При сокращении штата в число увольняемых попали двое сотрудников: беременная П., занимавшая должность экономиста, и сантехник Г. пенсионного возраста. Данный факт в отношении обоих работников может рассматриваться как дискриминация. Им не была предложена возможность перевода на другие должности, что предусмотрено трудовым законодательством. А беременных сотрудниц запрещено увольнять по инициативе работодателя на общих основаниях.

ВАЖНО! Женщин, подтвердивших свою беременность, можно уволить без их согласия только при условии ликвидации компании.

В процессе работы к сотрудникам разных категорий и специальностей могут применяться такие меры дискриминации:

  • умышленный недопуск к курсам повышения квалификации;
  • препятствование в карьерном росте при наличии всех необходимых у работника профессиональных навыков и деловых качеств;
  • отказ в рассмотрении в качестве кандидатуры на более высокооплачиваемую должность из-за личной неприязни;
  • расширение перечня обязанностей одному сотруднику без изменения объема работы на других аналогичных должностях при сохранении прежнего уровня заработка.

Ответственность за дискриминацию в сфере труда

При уверенности в наличии дискриминации работник или соискатель на вакантную должность может обратиться с письменной жалобой в:

  • судебные органы;
  • прокуратуру;
  • трудовую инспекцию.

К заявлению обязательно необходимо приложить доказательства того, что действия руководителя предприятия носят дискриминационный характер и вызваны субъективными причинами. В качестве аргумента может использоваться диктофонная запись разговора, письменное пояснение отказа в приеме на работу, содержащее признаки гендерного, прямого или косвенного ущемления прав.

При отказе в трудоустройстве можно рассчитывать на возмещение морального ущерба в судебном порядке. Принудительный прием на должность не может быть осуществлен, так как подбор кандидатур для работы в компании является прерогативой самих организаций, относится к категории прав работодателей, а не обязанностей.

КоАП РФ в ст. 5.62 устанавливает размер штрафа для юридических и физических лиц при доказанном факте трудовой дискриминации:

  1. Граждане понесут наказание в виде штрафа в размере 1-3 тысяч рублей.
  2. Юридические лица вынуждены будут заплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

Спорные моменты

Не причисляются к разряду трудовой дискриминации ограничения при приеме на работу по качествам, не относящимся к деловым характеристикам, если:

  • мера продиктована особенностями труда в конкретной должности;
  • при выполнении обозначенного круга обязанностей работодатель не сможет по объективным причинам обеспечить повышенную социальную защиту (если это требуется в конкретном случае);
  • затрагиваются интересы национальной безопасности.

Ярким примером спорной ситуации в идентификации состава дискриминационных действий может быть трудоустройство женщины врачом в фирму, занимающуюся горнодобывающей деятельностью в подземных шахтах. Работодатель отказал женщине в приеме на вакантную должность медицинского сотрудника, сославшись на ТК РФ (ст. 253) и Постановление № 162 от 25.02.2000, подразумевающие запрет на привлечение женщин к тяжелым работам с вредными и опасными условиями труда.

Работодатель уверен в своей правоте. Спор может возникнуть, если обратить внимание на исключение для женщин, работа которых не будет связана с постоянным физическим трудом, а будет направлена на санитарное и бытовое обслуживание. То есть женщины могут трудоустраиваться врачами на предприятия, проводящие подземные работы – отказ в суде будет признан немотивированным и дискриминационным.

В России существует достаточно развитое антиэкстремистское законодательство, в то время как антидискриминационное только начинает формироваться.

Между тем, Конституция Российской Федерации уже в своей преамбуле гласит, что в России проживает многонациональный российский народ. Конституция гарантирует равноправие народов России. В ст. 13(5) Конституции сказано, что «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Статья 19(2) Основного закона устанавливает, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Статья 28 Конституции гарантирует каждому свободу слова, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой, а также «свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Ст. 148 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, а ст. 282 – за возбуждение ненависти и унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. В 2007 г. совершение преступления на почве ксенофобии было добавлено как отдельная квалификация в ряд статей УК о насильственных преступлениях.

В 1996 году был принят Закон «О национально-культурной автономии», который «определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития».

В 2002 году был принят Закон «О противодействии экстремистской деятельности», направленный, в том числе, против возбуждения расовой, национальной или религиозной розни.

В 2012 г. был принят закон «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации», которыми был введен запрет на работу с детьми (в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних), а также на регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, намеренных осуществлять предпринимательскую деятельность в названных сферах, для лиц, осуждённых или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности.

Владимир Путин 7 мая 2012 г. подписал Указ «Об обеспечении межнационального согласия», которым предписывалось, образовать при Президенте Российской Федерации Совет по межнациональным отношениям, разработать и утвердить Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации (стратегия была утверждена в декабре 2012 г.), обеспечить разработку комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений.

По предложению Правительства Госдума внесла изменения и уточнения в Кодекс об административных правонарушениях и Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Было принято положение о том, что использование нацистской или схожей с ней атрибутики и символики возможно в научных исследованиях и энциклопедических статьях, а также в аудиовизуальной и печатной продукции, не содержащей признаков пропаганды и (или) оправдания нацизма и фашизма. Под запрет подпали не только свастика и нацистские значки, но также изображения, которые схожи с официально зарегистрированной символикой организаций, признанных экстремистскими.

Нарушителям грозит до 15 суток ареста. Ответственность за публичную демонстрацию запрещённой символики возлагается, в том числе, и на тех, кто отвечает за состояние общественных мест. Для предпринимателей и чиновников закон предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 50 тысяч рублей.

3 июля 2013 г. Президент России Владимир Путин подписал поправки в статью 9 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно им религиозную организацию не может создавать лицо, в отношении которого решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

22 октября 2013 г. Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений».Законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены соответствующие полномочия в сфере межнациональных отношений, такие как укрепление межнационального и межконфессионального согласия; предотвращение дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности; социальная и культурная адаптация мигрантов. Федеральным законом также устанавливаются аналогичные по содержанию, но в пределах собственной компетенции полномочия в сфере межнациональных отношений муниципальных образований всех уровней. Кроме того, перечень оснований для удаления в отставку глав муниципальных образований дополняется неудачными действиями по предотвращению межнациональных конфликтов.

30 декабря 2013 г. Владимир Путин подписал закон о введении в Уголовный кодекс РФ статьи 280.1, которая предусматривает наказание за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России. Обычные призывы к сепаратизму будут наказываться штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот часов, либо лишением свободы на срок до трех лет. Такие же призывы, но совершенные с использованием СМИ, в том числе интернета, будут наказываться обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В 2014 г. также был принят или вступил в силу ряд законов, направленных на борьбу с ксенофобией и экстремизмом.

Согласно тексту Закона об информации, вступившего в силу 1 февраля, генпрокурор РФ и его заместители уполномочены обращаться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых публичных мероприятиях. После получения требований Генпрокуратуры Роскомнадзор будет направлять операторам связи требования об ограничении доступа к ресурсу или к размещенной на нем противозаконной информации. Операторы связи после получения этого требования обязаны выполнить его незамедлительно.

Доступ будет возобновлен после того, как Роскомнадзор получит от владельца сайта или хостинг-провайдера сообщение о том, что незаконная информация удалена, и удостоверится в этом. 4 февраля 2014 г. президент России Владимир Путин подписал закон, ужесточающий ответственность за преступления экстремистской направленности. Новый закон вносит изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России.

Уголовная ответственность теперь будет увеличена за преступления, предусмотренные статьями 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 282.1 (организация экстремистского сообщества) и 282.2 (организация деятельности экстремистской организации). Закон предусматривает увеличение штрафов, сроков лишения свободы, а также продолжительности срока принудительных работ. За публичные призывы к экстремистской деятельности теперь грозит наказание в виде принудительных работ до четырех лет или штрафа в размере от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Увеличивается и наказание за организацию экстремистского сообщества. Отныне за такую деятельность положено наказание в виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей (ранее штрафы назначались до 200 тыс. рублей) либо в размере дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет (в прошлой редакции статьи этот период ограничивался 18 месяцами). За участие в деятельности экстремистского сообщества максимальное наказание теперь составит четыре года лишения свободы, прежде было два года. В третьей части данной статьи штрафы установлены от 300 тыс. до 700 тыс. рублей (в прежней редакции штрафы составляли от 100 тыс. до 300 тыс. рублей), а максимальная санкция составит 7 лет лишения свободы (прежде было 6 лет заключения) с лишением права занимать определенные должности. За организацию деятельности экстремистской организации, запрещенной судом (ч. 1 ст. 282.1) увеличены штрафы от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (ранее санкция предусматривала до 200 тыс. рублей) или дохода осужденного за период от двух до трех лет. Максимальное наказание за данное преступление теперь составит до 6 лет лишения свободы (в прошлой редакции этот срок составлял до двух лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность на срок до десяти лет или без такового. За участие в такой организации (часть 2 ст. 282.2) теперь грозит наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет. Максимальное наказание за это преступление может составить до 4 лет лишения свободы.

5 мая 2014 года Владимир Путин подписал закон о введении уголовной ответственности за отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а также за распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. В УК РФ вводится ст. 3541. «Реабилитация нацизма». Согласно ей, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации, а равно с искусственным созданием доказательств обвинения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.». Также статья 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена частью 4: «Публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»), — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей».

30 июня Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется новой статьёй 2823, устанавливающей уголовную ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской деятельности. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьёй, освобождается от уголовной ответственности, если оно путём своевременного сообщения органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало, а равно способствовало пресечению деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, для обеспечения деятельности которых оно предоставляло или собирало средства либо оказывало финансовые услуги, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Законом также устанавливается уголовная ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также предусматривается конфискация имущества, полученного в результате совершения преступлений экстремистской направленности.

Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на уточнение подследственности и подсудности уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности, а также порядка наложения ареста и конфискации имущества лиц, признанных виновными в совершении указанных преступлений. 22 июля Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в статью 2801 Уголовного кодекса Российской Федерации «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», За публичные призывы к сепаратизму установлена ответственность в виде штрафа от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. За те же действия с использованием СМИ и Интернета предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок до 480 часов или лишение свободы на срок до пяти лет.

5 ноября Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон принят в целях уточнения оснований и усиления мер административной ответственности за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

В опубликованной 30 декабря «Военной доктрине РФ» среди внешних угроз был назван «глобальный экстремизм (терроризм)» и наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира. среди внутренних военных опасностей были названы «провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды».

В связи с вхождением Крыма в состав России, 21 апреля был подписан Указ Президента «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» . В нем «в целях восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации с территории Крымской АССР армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и допущенных нарушений их прав», правительству РФ предлагалось принять комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам, при разработке федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года предусмотреть меры, направленные на национально-культурное и духовное возрождение армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, а также на социальное обустройство территорий указанных субъектов Российской Федерации, определив источники финансирования программы, содействовать созданию и развитию национально- культурных автономий, иных общественных объединений и организаций армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, получению гражданами Российской Федерации, проживающими на территориях Республики Крым и г. Севастополя, основного общего образования на языках указанных народов, развитию традиционных промыслов и форм хозяйствования, а также решению других вопросов социально-экономического развития армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов.

На внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым 11 марта было принято постановление о придании крымско-татарскому языку статуса официального языка, гарантированном представительстве крымских татар в органах власти, признании органов национального самоуправления крымско-татарского народа – Курултая (общенационального съезда) крымско-татарского народа и формируемых им органов, утверждении пятилетних и ежегодных планов обустройства крымских татар, возвратившихся в Крым, с соответствующим финансовым обеспечением и т.д. Одновременно Верховный совет Республики Крым запретил деятельность на территории Крыма политических партий и общественных организаций профашистского и неонацистского толка.

В принятой в марте Конституции Республики Крым ст. 10 вводила три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. «В Республике Крым признается принцип многообразия культур, обеспечивается их равноправное развитие и взаимообогащение» — отмечалось в п. 3 ст. 10.

В 2015 г. возникла правовая коллизия вокруг нормы о возможности использования нацистской или схожей с ней атрибутики и символики в научных исследованиях и энциклопедических статьях, а также в аудиовизуальной и печатной продукции, не содержащей признаков пропаганды и (или) оправдания нацизма и фашизма. 3 марта 2015 г. Конституционный суд постановил, что любая демонстрация нацистской атрибутики или символики (а также атрибутики и символики, сходной с нацистской до степени смешения) «безотносительно к ее генезису, может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны», аннулируя тем самым принятые в 2013 г. поправки. Однако 15 апреля Роскомнадзор опубликовал разъяснение, согласно которому демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не должна трактоваться как нарушение закона о противодействии экстремизму.

Кроме того, 2 мая 2015 г. был подписан закон «О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно увеличивший размеры возможных штрафов за производство и выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и (или) экстремистской деятельности (с прежнего «потолка» в 100 тысяч до миллиона рублей). Ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации) дополняется частью шестой, вводящей для юридических лиц штрафы за «производство и выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и (или) материалы, публично оправдывающие терроризм, и (либо) другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности».

11 июня постановлением правительства РФ были утверждены «Правила определения перечня организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Нюрнбергского трибунала либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, организаций отрицающих факты и выводы, установленные приговором Нюрнбергского трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на его приговоре». Согласно Правилам, документы на включение в реестр представляются в Минюст МВД, МИДом, ФСБ, Генпрокуратурой. Включение организаций, их символики и атрибутики в перечень осуществляется в течение 30 дней со дня представления документов в Министерство юстиции.

23 ноября Президент РФ Владимир Путин подписал закон запрещающий признавать экстремистскими главные священные тексты христиан, мусульман, иудеев и буддистов. Действие закона распространяется на полные тексты и цитаты из Библии, Корана, Танаха и Ганджура .

С 1 января 2015 года было также упрощено регулирование трудовой деятельности иностранных граждан, в частности для мигрантов, въехавших в Россию в безвизовом порядке, механизм квотирования заменен на работу по патенту . Принятие этих законов — следствие стремления властей к детализации антиэкстремистского законодательства.

В то же время, непосредственно антидискриминационное законодательство, т.е. законодательство, направленное на предупреждение неравного обращения с представителями отдельных групп населения, в России только формируется.

Так, в 2003 году в Уголовном кодексе РФ появилось определение дискриминации (статья 136) как «нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам». Запрещающие дискриминацию статьи содержатся в Трудовом кодексе, Налоговом кодексе и некоторых других федеральных законах.

В то же время, по мнению экспертов, данное законодательство нуждается в дальнейшей разработке и развитии, поскольку само понятие «дискриминации» содержится только в УК РФ и раскрывается не через ее конкретные формы, а путем отождествления с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан. Между тем по смыслу международно-правовых актов нарушение прав и свобод может быть одной из целей или следствий, но не формой дискриминации.

Законодатель также не поясняет, что в данном контексте включается в термин «нарушение прав», не говорится о формах дискриминации, о различиях между прямой и косвенной дискриминацией, а также о запрете дискриминации со стороны частных лиц или публичной власти, равно как и о дискриминации по основанию гражданства. Целый ряд важных законодательных документов вообще не содержат запретов на дискриминацию. Тем не менее, работа в этом отношении законодателем не проводится. В то же время, несмотря на недоработанность понятия «дискриминации», основ антидискримианционного законодательства и пр., в России в 2014 году принимались законы, запрещающие дискриминацию, в частности, на рабочем месте.

4 июля 2013 г. Президент Владимир Путин подписал разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ закон, запрещающий указывать в сообщениях о вакансиях дискриминационные требования. Работодатели отныне не имеют право указывать в объявлениях о поиске сотрудников ограничения по полу, возрасту, отношению к религии, месту жительства, семейному положению и национальности.

24 июня 2016 года в стране вступил в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части упорядочения распространения информации в сети «Интернет»)». Согласно закону, владельцы агрегаторов новостей обязаны не допускать их использования в целях «распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм». Также закон запрещает распространение информации «с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями».

Днем ранее президент РФ В. Путин подписал закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», одним из направлений которой значилось противодействие терроризму и экстремистской деятельности.

6 июля 2016 года Президент России Владимир Путин подписал два Федеральных закона: «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (Федеральный закон № 374-ФЗ) и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (Федеральный закон № 375-ФЗ).

Данные Федеральные законы были направлены на совершенствование правового регулирования в сфере противодействия терроризму. Были введены изменения в 12 федеральных законов и кодексов. Например, было уточнено понятие «финансирование терроризма», были установлены дополнительные требования к операторам связи и организаторам распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также к осуществлению транспортно-экспедиционной деятельности.

Федеральным законом № 375-ФЗ расширяется перечень преступлений террористической направленности, ответственность за которые наступает с 14-летнего возраста, предусматривается усиление уголовной ответственности за преступления террористической и экстремистской направленности. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) дополнился статьёй 205.6 «Несообщение о преступлении», устанавливающей ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности. При этом было установлено, что лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Помимо этого, УК РФ дополняется новой статьёй 361 «Акт международного терроризма», выделяющей в отдельный состав совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан России, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации.

Кроме того были внесены изменения в целый ряд статей УК, в частности в ст. 208, которая криминализирует участие в незаконных вооруженных формированиях, в т.ч. за рубежом.

Были внесены изменения и в федеральные законы «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие правовое регулирование миссионерской деятельности.

Возврат к списку

admin

Добавить комментарий