Дежурство в праздничные дни
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЖУРНОМ АДМИНИСТРАТОРЕ
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №4 общеразвивающего вида
1. Общие положения
1.1. Дежурный администратор назначается из числа персонала дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) на основании приказа заведующего.
1.2. Дежурный администратор подчиняется непосредственно заведующему ДОУ.
1.3. Дежурному администратору по организационным вопросам непосредственно подчиняются все работники, находящиеся на территории ДОУ.
1.4. В своей деятельности дежурный администратор руководствуется законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, локальными актами ДОУ, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Функции
2.1.Дежурный администратор работает по графику, утвержденному заведующим ДОУ. Информирует заведующего и соответствующие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.
2.2. Основными направлениями деятельности дежурного администратора являются:
— руководство контрольно-пропускным режимом;
— обеспечение безопасных условий пребывания детей и работников в ДОУ в течение своего дежурства.
3. Обязанности
Дежурный администратор учреждения:
3.1. Организует:
— выполнение работниками, родителями (законными представителями) воспитанников и партнерами учреждения норм положения о контрольно-пропускном режиме;
— деятельность сотрудников и воспитанников учреждения в случае непредвиденных ситуаций;
— вызов аварийных и специальных служб в случае необходимости.
3.2. Координирует совместную деятельность сотрудников, воспитанников, посетителей детского сада, аварийных и специальных служб в случае непредвиденных ситуаций.
3.3. Руководит в случае непредвиденных ситуаций:
— организацией работы аварийных и специальных служб;
— деятельности сотрудников, воспитанников и посетителей детского сада;
— эвакуации сотрудников и воспитанников.
3.4. Контролирует:
— выполнение условий положения о контрольно-пропускном режиме;
— соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и режима работы сотрудниками детского сада;
— выполнение правил поведения воспитанниками учреждения.
3.5. Корректирует расписание занятий и кружков и т. п. в случае непредвиденных ситуаций.
3.6. Консультирует сотрудников учреждения, воспитанников, их родителей (законных представителей) по вопросам организации контрольно-пропускного режима и правилам поведения в случае непредвиденных ситуаций.
3.7. Обеспечивает:
— эффективное взаимодействие работников учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников с аварийными и специальными службами в случае непредвиденных ситуаций;
— получение письменного объяснения от работников ДОУ о причинах нарушения режима работы детского сада, условий положения о контрольно-пропускном режиме и расписания занятий во время своего дежурства.
4. Права
Дежурный администратор имеет право в пределах своей компетенции:
— принимать любые управленческие решения, касающиеся организации безопасных условий пребывания детей и работников в детском саду во время своего дежурства;
— требовать от сотрудников ДОУ соблюдения режима работы учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, положения о контрольно-пропускном режиме;
— давать обязательные распоряжения сотрудникам ДОУ;
— выдвигать на совет учреждения предложения о наказании работников за нарушения правил безопасности, внутреннего трудового распорядка и поощрении за проявление активности при возникновении чрезвычайных ситуаций.
5. Ответственность
Дежурный администратор несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, в т. ч. за неиспользование прав, предусмотренных настоящим документом, а также за принятие управленческих решений, повлекших за собой дезорганизацию жизнедеятельности учреждения.
Приложение 1.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Чеховского муниципального района
Московской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида
Приказ № 12-ОД
от «12» января 2015 г.
«О назначении дежурного администратора МАДОУ д/с №4 на 2015 календарный год»
В целях усиления мер по обеспечению пожарной, антитеррористической безопасности и ГО в МАДОУ д/с №4 на 2015 календарный год, ПРИКАЗЫВАЮ:
- Установить постоянное дежурство в МАДОУ д/с №4 и назначить дежурных администраторов согласно приложению №1.
Понедельник: Храмова Юлия Константиновна – зам. по безопасности
Вторник: Славецкая Елена Викторовна – старший воспитатель
Среда: Морозова Анастасия Михайловна- зам. по АХР
Четверг: Лобанова Татьяна Валерьевна – главный бухгалтер
Пятница: Мурадова Наталья Абдулмеджидовна – педагог-психолог
Установить время дежурства с 8.00-17.00
- Вменить в обязанности дежурного администратора:
2.1. Организует:
— выполнение работниками, родителями (законными представителями) воспитанников и партнерами учреждения норм положения о контрольно-пропускном режиме;
— деятельность сотрудников и воспитанников учреждения в случае непредвиденных ситуаций;
— вызов аварийных и специальных служб в случае необходимости.
2.2. Координирует совместную деятельность сотрудников, воспитанников, посетителей детского сада, аварийных и специальных служб в случае непредвиденных ситуаций.
2.3. Руководит в случае непредвиденных ситуаций:
— организацией работы аварийных и специальных служб;
— деятельности сотрудников, воспитанников и посетителей детского сада;
— эвакуации сотрудников и воспитанников.
2.4. Контролирует:
— выполнение условий положения о контрольно-пропускном режиме;
— соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и режима работы сотрудниками детского сада;
— выполнение правил поведения воспитанниками учреждения.
2.5. Корректирует расписание занятий, кружков, секций и т. п. в случае непредвиденных ситуаций.
2.6. Консультирует сотрудников учреждения, воспитанников, их родителей (законных представителей) по вопросам организации контрольно-пропускного режима и правилам поведения в случае непредвиденных ситуаций.
2.7. Обеспечивает:
— эффективное взаимодействие работников учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников с аварийными и специальными службами в случае непредвиденных ситуаций;
— получение письменного объяснения от работников ДОУ о причинах нарушения режима работы детского сада, условий положения о контрольно-пропускном режиме и расписания занятий во время своего дежурства.
- В случаи возникновения чрезвычайной ситуации руководствоваться инструкциями «инструкции по пожарной безопасности» — №1, №2, №2.1, №6
«инструкции по антитеррористической безопасности» — №4
«инструкции по организации мероприятий гражданской обороны» — №2
- Обо всех чрезвычайных ситуациях незамедлительно докладывать заведующему МАДОУ д/с №4.
- Контроль за исполнением оставляю за собой.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «20» апреля 2015 г. № 252-ПА Об утверждении Положения об ответственном дежурном Администрации городского округа Королёв Московской области и Регламента ответственного дежурного Администрации городского округа Королёв Московской области
В целях оперативного реагирования на обращения граждан в аварийные диспетчерские службы и совершенствования системы контроля за деятельностью служб жизнеобеспечения населения, координации проведения мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности городского округа Королёв Московской области по предупреждению аварийных (нештатных), чрезвычайных ситуаций, происшествий, технологических и иных нарушений (сбоев), в том числе на объектах жилищно-коммунального хозяйства и жизнеобеспечения, а также экстренному реагированию в случае их возникновения, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Королёв Московской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение об ответственном дежурном Администрации городского округа Королёв Московской области (прилагается).
2. Утвердить Регламент ответственного дежурного Администрации городского округа Королёв Московской области с перечнем номеров телефонов экстренных и дежурно-диспетчерских служб (прилагается).
3. Управлению по информационной политике и общественным связям Администрации городского округа Королёв Московской области (Конышев И.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Калининградская правда» и разместить на официальном сайте Администрации городского округа Королёв Московской области «Наукоград Королёв».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Руководитель
Администрации города Ю.А. Копцик
Утверждено
постановлением Администрации
города Королёва Московской области
от «___» февраля 2015
Положение об ответственном дежурном Администрации городского округа Королёв Московской области
Целью реализации настоящего Положения и назначения ответственного дежурного Администрации городского округа Королёв Московской области является координация действий по обеспечению эффективного взаимодействия соответствующих служб города в области сбора и обмена информацией, защиты населения и территории городского округа Королёв Московской области от чрезвычайных ситуаций, а также проведения совместных работ по предотвращению, ликвидации и минимизации последствий аварий, происшествий и чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) на территории городского округа Королёв Московской области (далее – города).
В целях реализации настоящего Положения применяются следующие термины и понятия:
-«Происшествия» – административные правонарушения и события, угрожающие личной или общественной безопасности, в том числе связанные с пожарами, информация о которых поступила по телефону, телеграфу, факсимильной и иным видам связи, а также сведения об этом, содержащиеся в жалобах и иных обращениях граждан, должностных лиц и организаций;
-«Чрезвычайная ситуация» – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
-«Предупреждение чрезвычайных ситуаций» – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
-«Ликвидация чрезвычайных ситуаций» – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Ответственный дежурный Администрации городского округа Королёв Московской области (далее – ответственный дежурный) назначается для оперативного реагирования на обращения граждан в аварийные диспетчерские службы и совершенствования системы контроля за деятельностью служб жизнеобеспечение населения, координации проведения мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности городского округа Королёв Московской области путём предупреждения чрезвычайных и аварийных ситуаций, происшествий и экстренному реагированию в случае их возникновения, в том числе на объектах жилищно-коммунального хозяйства и жизнеобеспечения, для координации деятельности ответственных и дежурных лиц объектов жизнеобеспечения на территории городского округа Королёв Московской области.
Ответственный дежурный:
-организует и поддерживает информационное взаимодействие между населением, ответственными лицами за работу объектов жизнеобеспечения, обобщает и оперативно реагирует на имеющуюся информацию об аварийных (нештатных), чрезвычайных ситуациях, происшествиях, технологических и иных нарушениях (сбоях), в том числе на объектах жилищно-коммунального хозяйства и жизнеобеспечения;
-своевременно представляет руководителю Администрации городского округа Королёв Московской области полную и достоверную информацию об аварийных (нештатных), чрезвычайных ситуациях, происшествиях, технологических и иных нарушениях (сбоях), сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, данных, необходимых для принятия решений по локализации и ликвидации нарушений (сбоев) в системах жизнеобеспечения населения;
-несет персональную ответственность за своевременно принятые меры по реагированию на аварийные (нештатные), чрезвычайные ситуации, происшествия, иные нарушения (сбои) в работе объектов, в том числе объектов жилищно-коммунального хозяйства и жизнеобеспечения населения.
Источниками информации об аварийных (нештатных), чрезвычайных ситуациях, происшествиях, технологических и иных нарушениях (сбоях) или угрозе их возникновения служат:
-должностные лица Администрации городского округа Королёв Московской области, предприятий, организаций;
-население;
-средства массовой информации;
-ДДС (дежурные службы) организаций, предприятий и учреждений;
-Единая диспетчерская служба ЖКХ (ЕДС ЖКХ);
-Единая дежурно-диспетчерская служба города (ЕДДС).
Ответственный дежурный функционирует в 2 режимах – режиме повседневной деятельности и режиме чрезвычайной (аварийной) ситуации:
1. В режиме повседневной деятельности ответственный дежурный действует в соответствии с настоящим Положением, имеет соответствующие средства связи (сотовая и обычная телефонная), компьютерную, оргтехнику, служебный автомобиль. Ответственный дежурный при получении сообщений об аварийных (нештатных), чрезвычайных ситуациях, происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении технологических нарушений (сбоев), ограничении коммунальных услуг населению и функций жизнедеятельности населения, немедленно передает информацию руководителю Администрации городского округа Королёв Московской области, в ЕДДС и в ЕДС ЖКХ.
2. В режиме чрезвычайной (аварийной) ситуации ответственный дежурный:
*немедленно доводит информацию до руководителя Администрации городского округа Королёв Московской области, ЕДДС и ЕДС ЖКХ городского округа Королёв Московской области о характере и масштабах аварийной (нештатной), чрезвычайной ситуации, происшествия, технологического и иного нарушения (сбоя), сложившейся обстановке и принимаемых мерах;
*осуществляет контроль за убытием (прибытием) к месту проведения работ привлекаемых сил и средств, ходом устранения (ликвидации) ситуации;
*уточняет обстановку, готовит и представляет информацию о ходе ликвидации аварийных (нештатных), чрезвычайных ситуаций, происшествий, технологических и иных нарушений (сбоях), последствиях, при необходимости докладывает руководителю Администрации городского округа Королёв Московской области каждые два часа.
________
Утверждён
постановлением Администрации
города Королёва Московской области
от «___» февраля 2015
Регламент ответственного дежурного Администрации городского округа Королёв Московской области
1. Общие положения
1.1. В Администрации городского округа Королёв Московской области ежесуточно организуется дежурство ответственных дежурных в соответствии с графиком. График дежурства ответственных дежурных на следующий месяц составляется организационным отделом Администрации городского округа Королёв Московской области до 25 числа текущего месяца. В графике указывается период и время дежурства, ФИО, занимаемая должность, домашний адрес и телефоны постоянной доступности ответственного дежурного. График, после его утверждения руководителем Администрации городского округа Королёв Московской области, доводится до каждого должностного лица, назначаемого ответственным дежурным, копия графика передается в ЕДДС, с целью:
-организации и поддержания информационного взаимодействия между населением, ответственными лицами за работу объектов жизнеобеспечения, обобщения и оперативного обмена имеющейся информацией об аварийных (нештатных), чрезвычайных ситуациях, происшествиях, технологических и иных нарушениях (сбоях) в работе жилищно-коммунального хозяйства и на объектах жизнеобеспечения;
-своевременного представления руководителю Администрации городского округа Королёв Московской области полной и достоверной информации о технологических нарушениях, сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, данных, необходимых для принятия решений по ликвидации технологических нарушений в системах жизнеобеспечения населения городского округа;
-контроля оперативного реагирования на обращения граждан в аварийные диспетчерские службы городского округа Королёв Московской области (жилищно-коммунальные, транспортные, энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и др.).
1.2. Задачей настоящего Регламента является упорядочение действий ответственного дежурного Администрации городского округа Королёв Московской области, организация взаимодействия с ЕДДС, с ДДС ЖКХ городского округа Королёв Московской области, Правительством Московской области, с ответственными должностными лицами за работу объектов жизнеобеспечения на территории городского округа Королёв Московской области, установление единого порядка дежурства.
1.3. К дежурству привлекаются руководитель Администрации городского округа Королёв Московской области, первые заместители и заместители руководителя Администрации городского округа Королёв Московской области, иные должностные лица, способные принять действенные меры в случае возникновения происшествий, чрезвычайных, аварийных (нештатных) ситуаций, других нарушений, в том числе в работе объектов коммунального хозяйства и жизнеобеспечения населения.
1.4. Дежурство осуществляется понедельно, круглосуточно с 8.30 до 18.00 на рабочем месте, с 18.00 до 8.30 вне рабочего места (если в графике не предусмотрен другой режим дежурства) без выезда за пределы городского округа Королёв Московской области.
2. Порядок организации дежурства
2.1. Дежурство ответственных дежурных Администрации городского округа Королёв Московской области осуществляется круглосуточно. Ответственный дежурный имеет право:
-оценивать действия дежурных служб и соответствующих должностных лиц по принятию ими управленческих решений в чрезвычайных, аварийных ситуациях, происшествиях и при фактах нарушений и сбоев в работе коммунального хозяйства и систем жизнеобеспечения населения городского округа, давая при этом соответствующие распоряжения руководителям вышеназванных служб, с указанием имеющих место недостатков и замечаний;
-вызывать на рабочие места руководителей подразделений Администрации городского округа Королёв Московской области и служб экстренного реагирования в случае непринятия своевременных мер дежурными службами в чрезвычайных, аварийных, нештатных ситуациях, происшествиях и при иных нарушениях (сбоях) в работе;
-обращаться в городские и областные дежурные службы, к ответственным должностным лицам областных структур, Правительства Московской области с целью принятия оперативных адекватных мер по устранению аварийных (нештатных) ситуаций.
2.2. Ответственный дежурный обязан:
-перед заступлением на дежурство получить соответствующий инструктаж и задачу на период дежурства лично или по телефону от руководителя Администрации городского округа Королёв Московской области;
-при возникновении либо угрозе возникновения чрезвычайных, аварийных, нештатных ситуаций, происшествий и иных серьезных нарушениях в работе коммунального хозяйства, систем жизнеобеспечения, на социальных и объектах с массовым пребыванием людей, немедленно информировать руководителя Администрации городского округа Королёв Московской области, находиться на месте проведения аварийных работ, контролировать своевременность и качество их проведения;
-в дневное время (при необходимости и ночью, при сложных климатических условиях) проверять нормативную работу и соответствующие регламенты подрядных дорожных организаций, соблюдение графиков мусоровывозящих организаций, ритмичность движения пассажирского автомобильного транспорта, а также совместно с сотрудниками отдела ГИБДД контролировать нормативное содержание автомобильных дорог областного и местного значения.
Телефоны ОДС и ДДС города Королёва МО и Министерств (ведомств) Правительства Московской области
Оперативный дежурный (круглосуточно)
Городские службы
1 Единая дежурно-диспетчерская служба города (ЕДДС) 8(495) 516-89-88
2 Единая диспетчерская служба ЖКХ (ЕДС ЖКХ) 8(499) 929-99-99
8(495) 512-00-11
3 ПЧ-80 11-ОФПС ГУ МЧС России по МО 8(495) 516-88-32
8(495) 512-75-78
4 МУ МВД «Королевское» 8(495) 511-59-00
5 МУ «Станция скорой медицинской помощи» 8(495) 516-55-27
6 Королёвская служба газового хозяйства 8(495) 511-89-94
7 ОАО «Теплосеть» 8(495) 511-21-65
8 ОАО «Водоканал» 8(495) 519-23-92
9 ЗАО «Королёвская электросеть» 8(495) 516-64-51
10 Уличное освещение «Электрика-С» 8(495) 516-58-11
11 МУП «Автобытдор» 8(495) 516-88-80
12 ОАО «Жилкомплекс» 8(495) 512-00-11
13 ОАО «Жилсервис» 8(495) 511-75-08
Правительство Московской области
1 Дежурная служба Губернатора МО 8(495) 668-00-18
2 Министерство ЖКХ МО 8(495) 694-36-39
3 Министерство энергетики МО 8(498) 602-60-90
4 Министерство экологии МО 8(498) 602-21-21
5 Министерство инноваций МО 8(498) 602-08-78
6 Главное управление МЧС России по МО 8(495) 542-21-01
7 Главное управление региональной безопасности 8(498) 602-04-61
8 Территориальный Центр медицины катастроф 8(495) 631-74-17
Так как у нас наступают новогодние праздники,можно для примера взять приказ о назначении ответственных на выходные и праздничные дни.
Пример приказа
Название организации, реквизиты
ПРИКАЗ № 65
16 декабря 2017 г.
«О назначении ответственного
в выходные и праздничные дни»
В целях обеспечения контроля за производством строительно-монтажных работ, снижения рисков возникновения нарушений техники безопасности и обеспечения пожарной безопасности на объекте «название» в выходные и праздничные дни с 25.12.2017г. по 15.01.2018г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Назначить ответственных:
№ Наименование объекта дата ответственный Контактный телефон
1 Производственная база 25.12.17-30.12.17 Иванов Иван
Иванович ХХХХХХХХХХХХ
31.12.17-03.01.18 Петров Иван Петрович ХХХХХХХХХХХХ
04.01.18-15.01.18 Сидоров Петр Иванович ХХХХХХХХХХХХ
- Гараж ….. ….
- Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Директор подпись ФИО
М.п.
С приказом ознакомлены: подпись Иванов Иван Иванович
подпись Петров Иван Петрович
подпись Сидоров Петр Иванович
В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности многие работодатели сталкиваются с необходимостью организации на предприятии или в учреждении дежурства работников. Дежурство, как правило, осуществляется в целях обеспечения стабильной бесперебойной работы организации, оперативного разрешения текущих вопросов в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, до начала или после окончания рабочего времени основной части персонала предприятия и т.п.
К сожалению, действующее трудовое законодательство не дает необходимого представления ни о понятии, ни о порядке организации и осуществления дежурств. ТК РФ — основной документ, регламентирующий трудовые отношения, вообще не упоминает о возможности привлечения работников к дежурствам; отсутствует полное единообразное и четкое правовое регулирование дежурств и на уровне иных нормативных правовых актов. Последние к тому же носят ведомственный характер и имеют узкоотраслевую направленность. Единственный действующий документ, касающийся организации дежурств в целом, безотносительно к отраслевой или ведомственной принадлежности предприятия — постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» — не отвечает современному уровню развития законодательства и регламентирует вопросы организации дежурств весьма отрывочно.
Вместе с тем потребность в организации дежурств — объективная реальность и названные отношения, фактически складывающиеся в ходе осуществления трудовой деятельности, остро нуждаются в правовом регулировании. С учетом отсутствия полноценной правовой базы на уровне законодательства основным документом, регламентирующим порядок осуществления дежурств, должен стать соответствующий локальный нормативный акт, создаваемый организацией самостоятельно. Представляется, что с этой целью целесообразно принять специальный документ, посвященный вопросам осуществления дежурств, например, положение об организации дежурств на предприятии (в учреждении). Порядок осуществления дежурств может включаться в качестве составной части и в положение об организации рабочего времени и времени отдыха либо в соответствующий раздел коллективного договора. Дополнением к названному документу должны стать составляемые периодически (на месяц, квартал, год) графики привлечения к дежурствам конкретных работников.
Очевидно, что условия локальных нормативных актов должны соотноситься с задачами, которые ставит перед собой работодатель, вводящий дежурства, и не ухудшать положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством. В тех случаях, когда отдельные вопросы организации дежурства регламентированы на уровне законов или подзаконных нормативных актов, их положения также должны учитываться при формировании соответствующего локального нормативного акта. Так, на сегодня некоторые правила осуществления дежурств установлены законодательством в отношении сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб, предприятий связи, педагогических, медицинских работников, работников железнодорожного транспорта, предприятий энергетического, нефтяного, газового комплексов и горнодобывающей промышленности.
Содержание локального нормативного акта, принимаемого работодателем, должно включать в себя все необходимые элементы, определяющие порядок привлечения работников к дежурствам.
ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЖУРСТВА
Как уже было отмечено выше, современное трудовое законодательство не содержит единого понятия дежурства. Термин «дежурство» употребляется в нормативных правовых актах в нескольких значениях.
Первое значение предполагает выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. Термин «дежурство» используется здесь в силу сложившихся традиций правового регулирования. Так, например, традиционно в законодательстве дежурствами именуется деятельность медицинского персонала, охранников, лиц, несущих вахту на речном и морском транспорте, членов аварийных бригад предприятий коммунальной сферы и др. Представляется, что использование в данных случаях термина «дежурство» обусловлено спецификой трудовой функции, заключающейся в готовности в необходимый момент совершить определенные действия (пресечь правонарушение, устранить аварию и т.п.). Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.
Второе значение рассматриваемого термина также связано с готовностью работника, но уже не к совершению определенных действий, а к выполнению в случае необходимости своих непосредственных трудовых обязанностей в целом по требованию работодателя. При этом работник пребывает вне места нахождения работодателя и является к месту выполнения работы по вызову. Такое дежурство, как правило, именуется «дежурством на дому» и нуждается в установлении специальных правил его осуществления. Цель данного вида дежурств — оперативное выполнение организацией стоящих перед нею задач, обеспечение ее бесперебойной работы, устранение последствий аварий и т.п.
Третий вид дежурства — выполнение в пользу работодателя действий, прямо не связанных с трудовой функцией работника, направленных на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Именно в этом значении исследуемое понятие изначально использовалось законодателем и именовалось ответственным дежурством. На ответственных дежурных возлагаются задачи оперативного управления организацией в периоды, когда ее главные административные органы не функционируют, — в ночное время, нерабочие праздничные или выходные дни.
Ответственные дежурные могут также обеспечивать организационную подготовку к началу рабочей смены основной части персонала предприятия (учреждения) — проверять готовность оборудования, наличие материалов, обеспечивать доступ в производственные или иные помещения и т.п. Этот вид ответственного дежурства отличается от предыдущего и может быть выделен в качестве его самостоятельной разновидности.
Таким образом, вид и порядок осуществления дежурств определяются в первую очередь его целями. В случае когда организацией используются дежурства различных видов — дежурство на дому, ответственное дежурство по предприятию (учреждению, организации), ответственное дежурство перед началом или после окончания рабочей смены, для каждого из них должны быть установлены отдельные правила.
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДЕЖУРСТВАМ
Порядок привлечения к дежурствам должен включать в себя:
- круг субъектов, осуществляющих дежурство;
- периодичность дежурств;
- продолжительность;
· порядок формирования графиков дежурства и доведения их до сведения работников.
Круг лиц, на которых возлагается обязанность по осуществлению дежурств, зависит от вида дежурства, а также от наличия у некоторых категорий работников особого правового статуса. При решении вопроса о субъектах, подлежащих привлечению к дежурствам, целесообразно использование двух критериев: профессионального и социального. Так, например, ответственное дежурство по предприятию в целом может поручаться лишь лицам, обладающим определенными знаниями и опытом в сфере управления, а также имеющим комплексное представление о деятельности организации, т.е. менеджерам высшего и среднего звена. Дежурство перед началом или после окончания рабочей смены предполагает наличие у работника определенных профессиональных навыков, позволяющих ему осуществить надлежащую подготовку к выполнению работ.
Представляется, что при установлении круга лиц, привлекаемых к дежурствам, должны учитываться и дополнительные гарантии, предусмотренные законодательством для отдельных категорий работников. Так, полностью от ответственных дежурств должны быть освобождены беременные женщины, а также работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Не может возлагаться обязанность по прохождению дежурств такого рода и на работников, в отношении которых установлены специальные правила привлечения к сверхурочным работам, работам в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время: инвалидов, женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, родителей ребенка-инвалида, лиц, осуществляющих уход за заболевшим членом семьи. Несмотря на то что законодательство не предоставляет специальных гарантий в части регламентации рабочего времени и времени отдыха одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, данную категорию работников, на наш взгляд, также целесообразно освобождать от участия в дежурствах.
По общему правилу, дежурства могут устанавливаться для одного работника не чаще одного раза в месяц. Однако некоторые специальные нормативные акты предусматривают иную периодичность привлечения к дежурствам. Например, при стоянках в портах командный состав судов морского флота может привлекать к дежурствам с периодичностью один раз в три дня. Даты осуществления дежурства конкретными работниками должны фиксироваться в соответствующих графиках и своевременно доводиться до их сведения под роспись.
Продолжительность дежурства зависит от потребностей работодателя. Так, например, в отношении работников учреждений образования установлено, что длительность их дежурства не может быть более 20 минут до начала и 20 минут после окончания занятий. Если речь идет о дежурствах на дому или ответственных дежурствах по предприятию (учреждению), то она, как правило, равна продолжительности рабочей смены, хотя иногда может быть увеличена и до одних суток. Дежурства продолжительностью более 24 часов не допускаются.
Несмотря на то что дежурства преимущественно не связаны с выполнением работником своих непосредственных трудовых обязанностей, они осуществляются в пользу работодателя, входят в состав общей трудовой функции работника, предполагают временные затраты либо ограничения в использовании работником времени отдыха. С учетом этого время дежурства должно включаться в норму рабочего времени при его планировании на месяц. При ином подходе дежурства рассматриваются как сверхурочная работа.
В соответствии со ст. 103 ТК РФ работа в течение двух смен подряд запрещена. Поскольку дежурство представляет собой разновидность рабочего времени, не допускается привлечение к дежурству таким образом, чтобы ему непосредственно предшествовала или за ним непосредственно следовала другая рабочая смена. Между дежурством и рабочей сменой работнику должно предоставляться время отдыха, по общему правилу равное не менее чем двойной продолжительности рабочей смены.
При осуществлении дежурства в месте выполнения работ его продолжительность учитывается в составе рабочего времени в полном объеме. К сожалению, в законодательстве отсутствуют единые правила учета рабочего времени при дежурствах на дому. Однако из арсенала трудового права может быть использован следующий порядок расчета: время ожидания работника на дому учитывается как 0,25 часа нормального рабочего времени; в случае вызова на рабочее место время выполнения работы исчисляется по его фактической продолжительности.
Лишь незначительное число профессий предполагает осуществление дежурств в качестве составляющей главной трудовой функции работника в силу законодательных установлений. Тарифно-квалификационные характеристики большинства профессий и должностей не предусматривают обязанности работника участвовать в осуществлении дежурства. Это вызывает настоятельную потребность во включении данной обязанности в состав трудовой функции работников на уровне должностных инструкций либо трудового договора. Только при таком условии у работодателя появляется право требовать от работника участия в дежурствах, а у работника — обязанность данному требованию подчиниться.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО
Дежурство само по себе представляет сложный процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных действий как самого дежурного, так и иных работников организации, ее структурных подразделений, органов управления. С учетом того, что ответственное дежурство по предприятию (учреждению, организации) является составляющей трудовой функции работников различных профессий и квалификации, появляется необходимость разработки в рамках организации единых универсальных правил осуществления ответственного дежурства. Положение об организации дежурств должно предусматривать алгоритм поведения ответственного дежурного, его права и обязанности, правила взаимодействия с другими структурными подразделениями, а в случае необходимости и с другими организациями. Например, в нем может определяться порядок ведения журнала дежурства, последовательность оповещения о возникновении каких-либо обстоятельств различных заинтересованных субъектов, конкретные меры, которые должны приниматься дежурным в тех или иных ситуациях, и т.п.
Поскольку дежурства на дому также предполагают отклонения от обычного порядка осуществления трудового процесса, для них аналогичным образом целесообразно разрабатывать специальные правила.
Участие в дежурствах является дополнительной трудовой обязанностью работника и, как правило, не охватывается рамками его основной квалификации. Кроме того, каждая организация имеет собственную специфику ведения дежурств, обусловленную своими потребностями и особенностями организации труда. Поэтому обязанность по обучению работников правилам осуществления дежурства лежит на работодателе.
КОМПЕНСАЦИЯ ДЕЖУРСТВА
Дежурства, включаемые в норму рабочего времени, дополнительной компенсации не подлежат.
В том случае, если дежурства осуществляются сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходной или нерабочий праздничный день, компенсация их должна осуществляться по общим правилам, установленным для этих случаев трудовым законодательством: повышенной оплатой либо, по желанию работника, предоставлением дополнительного времени отдыха (ст. 152, 153 ТК РФ).
Принимая во внимание, что дежурства выступают специфической разновидностью рабочего времени, в положении об организации дежурств порядок компенсации дежурства, включая правила его оплаты, должен оговариваться специальным образом.
При формировании соответствующего локального нормативного акта могут предусматриваться и иные положения об осуществлении дежурств, обусловленные его потребностями, а также спецификой деятельности организации. По аналогии с нормами, устанавливающими правила введения в организации режимов рабочего времени, положения об осуществлении дежурств должны приниматься с участием представительного органа работников.
Поскольку привлечение работников к дежурствам затрагивает наиболее существенные из их трудовых прав, введение, упразднение дежурств, изменение условий их осуществления должны производиться по правилам ст. 73 ТК РФ как изменения существенных условий трудового договора.
Приложение
Постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г.
«О дежурствах на предприятиях и в учреждениях»
(Бюллетень ВЦСПС, 1954, № 8)
Секретариат ВЦСПС отмечает, что на предприятиях и в учреждениях практикуется неправильное привлечение рабочих и служащих к дежурствам после окончания рабочего дня и в ночное время. Нередки случаи, когда на дежурных возлагаются обязанности сторожей, проверка пропусков, прием почты. К дежурствам также привлекаются матери, имеющие детей в возрасте до 12 лет, беременные женщины.
Работники, привлекаемые к дежурствам, лишаются нормального отдыха, снижается их трудоспособность.
В целях ликвидации излишних дежурств на предприятиях и в учреждениях Секретариат ВЦСПС постановляет:
1. Дежурства рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях после окончания рабочего дня, выходные и праздничные дни могут вводиться в исключительных случаях и только по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом. Не допускается привлечение работников к дежурствам чаще одного раза в месяц.
2. В случае привлечения к дежурствам после окончания рабочего дня явка на работу для работников с нормированным и ненормированным рабочем днем переносится в день дежурства на более позднее время. Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня.
Дежурства в выходные и праздничные дни компенсируются предоставлением в течение ближайших 10 дней отгула той же продолжительности, что и дежурство.
См. например: Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; Положение о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных предприятий связи, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 17 ноября 1997 г. № 58; приказ МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8-ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров»; письмо Минобразования и науки РФ от 26 октября 2004 г. и др.
См., например: ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; п. 1.8 приказа МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров» и др.
Работодатель перед длительными праздниками (например, перед новогодними) издает приказ об ответственных работниках в эти дни (например, Иванов 1 января, Петров 2 января и т.д.). Согласно этому приказу предполагается, что эти ответственные должны быть на телефоне (домашнем или мобильном), чтобы при необходимости суметь оперативно принять решение. При необходимости эти работники должны прибыть на работу для управления производственным процессом.
Как оплачивать такой день/дни (когда они были ответственными) и оплачивать ли вообще, или же предоставить дополнительный день отдыха?
Можно ли обязать работника быть на телефоне в выходной/праздничный день?
Как быть, если работник, чья фамилия была в приказе как ответственного в выходной день, не взял трубку, когда ему звонили?
Как оплачивать работнику работу в нерабочий праздничный день, если он был привлечен к дежурству на телефоне 24 часа?
19 ноября 2018
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Время дежурства «на телефоне» учитывается в качестве отработанного и подлежит оплате в соответствии со ст. 153 ТК РФ, ночные часы оплачиваются согласно ст. 154 ТК РФ. По желанию работника, работавшего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.
Работа в нерабочие праздничные дни запрещается (в том числе дежурство «на телефоне»), за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ: привлечение к работе в нерабочий праздничный день допускается либо с письменного согласия работника, либо при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в части третьей ст. 113 ТК РФ.
Если работник в одностороннем порядке, без согласования с работодателем отказался от взятых на себя обязательств и без уважительных причин не вышел на работу в праздничный день (в рассматриваемом случае, не ответил на телефонный звонок), такие его действия будут являться дисциплинарным проступком, за совершение которого работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание.
Обоснование вывода:
1. Прежде всего отметим, что трудовое законодательство не предусматривает такой общей формы организации труда, как дежурства «на телефоне»*(1). В отсутствие специальных норм для рассматриваемой ситуации работодатель должен учитывать общие нормы трудового законодательства.
Нерабочие праздничные дни относятся ко времени отдыха работника, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106, ст. 107, ст. 112 ТК РФ). Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (часть первая ст. 113 ТК РФ). Так, допускается привлечение к работе в нерабочий праздничный день, однако либо с письменного согласия работника, либо при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в части третьей ст. 113 ТК РФ.
В рассматриваемой ситуации осуществление работником в нерабочий праздничный день дежурства ограничивает право работника распоряжаться данным временем отдыха по своему усмотрению и, как следствие, свидетельствует о привлечении указанного сотрудника к работе в нерабочий праздничный день. Соответственно, указанное время дежурства учитывается в качестве отработанного и подлежит оплате в соответствии со ст. 153 ТК РФ*(2).
Порядок оплаты работы в нерабочий праздничный день установлен ст. 153 ТК РФ, согласно которой работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Двойная оплата производится за часы, фактически отработанные в нерабочий праздничный день. Если в праздничный день отработано 24 часа, то в двойном размере оплачиваются часы, фактически проработанные в праздничный день (от 0 часов до 24 часов). Сказанное следует из части третьей ст. 153 ТК РФ. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть вторая ст. 153 ТК РФ).
По желанию работника, работавшего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (часть четвертая ст. 153 ТК РФ).
Из вопроса следует, что дежурство «на телефоне» составляет 24 часа. Очевидно, что в этом случае часть смены попадает на ночное время, которым согласно ст. 96 ТК РФ считается время с 22 часов до 6 часов. В соответствии со ст. 149 ТК РФ за работу в нерабочие праздничные дни и за работу в ночное время сотрудникам полагаются доплаты. По смыслу закона это самостоятельные основания повышения оплаты труда. Таким образом, работник, трудившийся в ночное время в нерабочий праздничный день, имеет право как на доплату, установленную ст. 153 ТК РФ, так и на доплату, установленную ст. 154 ТК РФ.
Согласно части первой ст. 154 ТК РФ в повышенном размере оплачивается каждый час работы в ночное время. Минимальный размер повышения установлен постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 и составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть третья ст. 154 ТК РФ).
2. В том случае, если работник дал согласие на привлечение его к работе в праздничный день или он привлечен к такой работе в связи с наличием обстоятельств, указанных в части третьей ст. 113 ТК РФ, выполнение такой работы становится его обязанностью. Если работник в одностороннем порядке, без согласования с работодателем отказался от взятых на себя обязательств и без уважительных причин не вышел на работу в праздничный день (в рассматриваемом случае — не ответил на телефонный звонок), такие его действия будут являться дисциплинарным проступком, за совершение которого работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание из числа предусмотренных частью первой ст. 192 ТК РФ*(3).
Вместе с тем полагаем, что, если работник, находясь на дежурстве в праздничный день, не ответил на «рабочий» звонок, такое бездействие не может рассматриваться в качестве прогула. Как следует, из пп. «а» п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ, под прогулом понимается отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены). Из буквального толкования данной нормы следует, что прогулом является отсутствие на рабочем месте в течение именно рабочего дня. Согласие работника дежурить в праздничный день не отменяет того факта, что данный день является для него нерабочим праздничным*(4).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
29 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Добавить комментарий