Что такое монополизация

Что такое монополизация

Содержание

МОНОПОЛИЯ

исключительное, монопольное право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д.

Оцените определение:

Монополия

исключительное право на осуществление какой-либо деятельности, предоставляемое одному лицу, группе лиц или государству.

Оцените определение:

Монополия

форма производственных отношений, связанная с заключением договора об особой политике на рынке производства и сбыта продукции с целью достижения привилегированного положения в рамках определенной отрасли производства за счет монопольной цены на продукцию.

Оцените определение:

Монополия

греч. — один продаю) — 1. Исключительное право на что-либо. 2. Союз капиталистов, захвативших исключительное право на производство и реализацию определенных товаров для господства на рынке, установления высоких монопольных цен, регулируемых рынком. Формирование монополий связано с перерастанием капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм в конце XIX в. Основные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн. В России монополии возникли в 80-е гг. XIX в.

Оцените определение:

Монополия

(греч. monopole, лат.

monopolium, от греч. mono –один и poleo –продано). В древности монополистич. тенденции носили случайный и врем, характер. Известны такие виды М., как М.

1. Монополия: определение, история возникновения, виды и формы

на производство (Кирена монополизировала изготовление лекарств, растения сильфий; Арреций — арретинской керамики) или М. на сбыт (закупка Афинами македонск. древесины). В Греции и Риме был монополизирован сбыт китайского шелка и индийских пряностей. Традиции др.-вост. государств особенно наглядно проявились в период эллинизма (особенно в государстве Птолемеев), где цари владели монополией на производство и продажу различных изделий (масло, пиво и пр.).

Оцените определение:

1.2. Международные монополии

Международная монополия – крупная фирма с активами за рубе­жом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанав­ливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяй­ства с целью максимизации прибыли. По своим формам международ­ные монополии делятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны (транс­национальные или многонациональные монополии) и межфирменные союзы (картели и синдикаты).

Транснациональные тресты и концерны – компании, находящи­еся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Международны они по сфере своей деятельности. Ком­пании этого типа существовали уже в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.

В отличие от транснациональных монополий хозяевами многона­циональных трестов и концернов являются предприниматели не од­ной, а двух и более стран. Их характерная особенность – международ­ное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.1

1.3. Монополизация экономики

Монополизация экономики – это процесс захвата фирмами клю­чевых позиций в области производства и реализации продукции, уста­новление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение.

Низшими формами монополизации экономики являлись времен­ные соглашения о ценах – их участники обязывались в течение изве­стного периода продавать свои товары по единым ценам (такие согла­шения именовались конвенциями, пулами, рингами).

Такие соглашения могут возникать и сегодня. Но основными фор­мами монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тре­сты и концерны.

Картель – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою соб­ственность на средства и результаты производства, вступая между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о деле­нии рынков по потребителям и продукции и т. п.

Синдикат – это объединение предприятий одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката (т. е. сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность). Трест – это объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства.

Концерн – корпорация, воз­никающая на основе акционерного капитала (или капитала общества с ограниченной ответственностью) и объединяющая под эгидой голов­ной компании («холдинга») формально независимые предприятия пу­тем установления финансового контроля над ними.

В хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой монополиза­ция экономики связывается с овладением монополиями рыночной вла­сти, т. е. сосредоточением в руках корпораций такой доли продаж, которая позволяетим навязывать обществу и иным хозяйствующим субъектам свои интересы. В США, например, уровень монополизации производства и реализации товара одной фирмой равной 40%, рас­сматривается как концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60% – как выражение полной монополии.

§ 2. Монополизм и конкуренция

2.1. Баланс «монополия» – «конкуренция».

Анализируя взаимную роль конкуренции и монопольно-регулирующих сил в рамках высококонцентрированных олигополистических рынков, необходимо учитывать их двойственную роль. Конкуренция воплощает в себя прежде всего стихийно-регулирующее (или, часто говорят, саморегулирующее) начало применительно к тому или иному рынку. Силы конкуренции направлены в сторону максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности, но при этом они носят стихийный характер, следо­вательно, могут вести и часто ведут, особенно в тяжелых условиях, из безраздельного господства на рынке, к ряду тяжелых – экономи­ческих, социальных и других последствий. Монопольно-регулирующие силы в свою очередь в состоянии, с одной стороны, ограничи­вать разрушительное влияние стихийных сил конкуренции и в этом смысле способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей. С другой стороны, такое регулирование в случае чрезмерного ограничения конкуренции, на­пример, ценовой – на базе сговоров ведущих производителей, ведет к застойным явлениям, в том числе к сдерживанию научно-техническо­го прогресса и понижению эффективности производства. Наиболее ярко такие отрицательные процессы проявляются в условиях мо­нопольного господства в отрасли одного или нескольких производи­телей.

Поэтому основная цель государственной политики по отношению к отдельным отраслям и производственным рынкам состоит в сохране­нии баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии. При этом антимонопольное законодателство является ос­новным средством сохранения этого баланса путем недопущения чрез­мерного проявления монополистических тенденций, т.е. как бы сохра­нения в «оптимальном режиме» механизма олигополии.

В основе современного промышленного законодательства лежит концепция антимонопольного регулирования отраслевых промыш­ленных рынков на базе подхода «структура-поведение-функциониро­вание».

При этом:

  • Структура – это организация производства и распределения продукта, детерминирующая содержание и формы конкурентной борьбы, а именно, число и размер продавцов и покупателей, свободу входа и выхода предприятий-поставщиков, степень развития профсо­юзного движения в отрасли, контрактные и законодательные отношения, связывающие покупателей и продавцов (например, через верти­кальную или конгломеративную интеграцию).

  • Поведение – это преобладающая в отрасли стратегия конкурен­ции и специфическая тактика предприятий в области ценообразования, развития продукта, рекламы, инноваций, инвестиций.

  • Функционирование – это цели и результаты деятельности предприятий, а именно, преследование технической и аллокационной эффективности, технологический прогресс, доступность товаров, пол­зя занятость, эффективность использования ресурсов и т.п.

Баланс «монополия – конкуренция» заметно изменился в антимонопольном законодательстве на протяжении XX века. В анализ вовле­каются все факторы повышения эффективности производства: эконо­мия на масштабах производства и экономия на масштабе сферы дея­тельности, экономия транзакционных издержек, связанных с осуществлением сделок, договоров, контрактов и, наконец, собственно конкурентный прессинг, связанный с соперничеством за долю рынка и за получение максимальной прибыли. Монополизм перестал отожде­ствляться с ростом концентрации производства, в ряде случаев моно­полия получила «теоретическую санкцию» на существование, особенно, когда связанное с ней повышение эффективности перекрывает издержки от уменьшения конкуренции.

Что такое монополия почему возникли монополии

Все большее внимание уделя­ется определению экономической категории монопольной рыночной власти, границ продуктовых и географических рынков, методов цено­вой и неценовой конкуренции и т.п. Отраслевая конкуренция, накал конкурентной борьбы на отраслевом рынке рассматривается через ме­тодологическую призму взаимодействия целого ряда факторов. В час­тности, М. Портер выделяет пять основных факторов или «сил», опре­деляющих состояние конкуренции и уровень прибыльности в отрасли.

Значение этой модели состоит в том, что на основе общетеоретиче­ских подходов в рамках несовершенной конкуренции в анализ вовле­кается сложная совокупность чисто экономических и психологических факторов, определяющих силу конкурентного прессинга на отрасле­вом рынке, а именно: реальной конкуренции внутри отрасли, потен­циальной конкуренции со стороны новых фирм-агрессоров (ценовая потенциальная конкуренция) и со стороны товаров и услуг – замени­телей (неценовая потенциальная конкуренция), воздействия постав­щиков и покупателей. Из этого общего подхода следует целый шлейф новых практических мер антимонопольного регулирования экономи­ки, которые заслуживают специального изучения в отдельном докла­де. Для целей данного параграфа важно отметить, что и реальная и потенциальная конкуренция на равных правах сосуществуют в теоретической основе современного антимонопольного законодательства, и что понятие «концентрация» автоматически не ассоциируется с понятием «монополизм».

Это и не удивительно, учитывая, что в развитых странах преобладают именно высококонцентрированные олигополистические рынки со сравнительно небольшим числом производите­лей.

В западной экономической теории считается, что когда доля четырех крупнейших предприятий отрасли достигает 40% (CR-4>40% становится вероятным олигополистический ценовой сговор. Именно в этом плане сформировался такой основой принцип анти­монопольного законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе, и даже не большая величина контролируемого рынка, а наличие у ком­пании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для осуществления этих намерений. Наиболее радикальным наказа­нием в связи с обвинениями в монополизации является расформирова­ние компаний. Но такие решения принимаются редко. До настоящего времени их насчитывалось около трех десятков, причем лишь 7 из них было принято за 1950 — 70-е годы.

Представленный выше анализ свидетельствует о необходимости известной осторожности в отношении возможностей практического использования западного антимонопольного законодательства в на­ших условиях. Это законодательство рассчитано на уже существую­щую множественность производителей, оформившихся в олигополию. Именно по этой причине антимонопольное законодательство обычно не распространяется на те отрасли, в которых устойчиво не складыва­ется олигополистическая структура (сельское хозяйство), либо, наобо­рот. единство является обязательной основой их производственной организации (транспорт, производство и распределение электроэнер­гии и пр.).

Что касается большинства остальных отраслей, то предваритель­ный вывод, который может следовать из приведенных выше данных, связан с тем, что основным путем усиления конкурентной составляю­щей в экономическом поведении российских предприятий может, видимо, являться не деконцентрация производства и разукрупнение предприятий, а усиление иностранной конкуренции, для чего необходимо создание адекватных условий: конвертируемость рубля, целенаправленное регулирование тарифных барьеров входа в отрасли, хождение оптимального баланса между укрупнением предприятий, позволяющим экономить на масштабах производства, и усиление конкуренции на основе увеличения числа соперничающих и независимых производителей. Таким образом, можно предположить, что параллельное проведение мер по приватизации российской экономики по ее открытию для внешней конкуренции позволит радикально перестроить свойственную ей структуру прав собственности без запретительных издержек, связанных с негативными последствиями монополизма.

В то же время, очевидно, что ряд отраслей может не выдержать конкуренции иностранных производителей, по крайней мере в течение какого-то периода необходимой адаптации. Игнорирование минимальной длительности такого адаптационного периода неизбежно приведет к дезинтеграции промышленности и будет означать деиндустриализацию народного хозяйства, сопровождающуюся безработицей и разрушением промышленного потенциала. В этих случаях большинство экономистов обычно рекомендуют применение государством антимонопольных мер другого порядка, а именно: 1) создание параллельных аналогичных производств; 2) использование в качестве средства преодоления монополистических тенденций импорта аналогичных товаров; 3) осторожная деконцентрация производств, разукрупнение некоторых предприятий-гигантов; 4) использование методов прямого и косвенного государственного контроля за доходами, уровнем рентабельности, заработной платой, а отчасти и за распределением производимой продукции.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

123456789Смотреть все

Похожие страницы:

Похожие главы из других работ:

Анализ безработицы в России и меры по ее снижению

1.1 Безработица: определение, формы, виды и причины

Статья 37 Конституции Российской Федерации провозглашает, что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; каждый имеет право на труд в условиях…

Естественные монополии в России: история, перспективы развития, реформирование

3. Естественная монополия в России: история создания и перспективы развития

Электроэнергетика. В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС…

Малый и средний бизнес

1.1 Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса

В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть его не выделяют, как самостоятельную единицу экономических отношений…

Малый и средний бизнес в России

1.1 Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса

Понятию «средний бизнес», в нашей стране нет четкого определения, его не выделяют, как самостоятельную единицу экономических отношений…

Монополизм в российской экономике: причины, последствия и пути преодоления

2. Монополия и ее формы

Этот термин можно связать и с определенной структурой рынка или производства, и с соответствующим типом экономических отношений…

Монополия, ее виды и социально-экономические последствия

1 Монополия: понятие, виды, основные черты и факторы монополизации. Монополия и монопольная власть

Монополия есть крупный хозяйствующий субъект, располагающий определенными экономическими преимуществами и доминирующий на рынке отрасли…

Монополия, ее современные виды и формы

Глава 1. Определение монополии, ее формы и виды

Монополия — (от моно… и греч. Poleo — продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Монополия — это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее)…

Новая классическая теория

2.1 История возникновения

Широкое признание новая концепция получила не сразу. Ее исходный тезис (или собственно гипотеза рациональных ожиданий) был выдвинут еще в 1961 г. ученым из Университета Карнеги-Меллона Джоном Мутом. Суть гипотезы сводилась к тому…

Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

1.1 Монополия: сущность, формы и виды

По мере развития общества и производственных сил возрастало обобществление производства, что привело к появлению в индустриально развитых странах монополий. Монополия как экономическое явление означает…

Преимущества и недостатки приватизации

2. История возникновения

Рассмотрение истории возникновения и развития приватизации в России имеет большое значение в рамках данной работы, поскольку она раскрывает основные идеи приватизации и особенности их реализации в экономической системе государства…

Проблема расчета ВВП как макроэкономического показателя

1.1 История возникновения и развития СНС

СНС возникла около 60 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах (США, Англии, Франции, Голландии, Норвегии, Швеции) в связи с потребностью органов государственного управления в информации…

Развитие малого предпринимательства в России

1.1 История российского предпринимательства. Виды и формы современной предпринимательской деятельности

Эволюция предпринимательства прошла сложный путь, на котором можно выделить следующие этапы: 1 этап — зарождение.

Монополия (Monopoly) — это

Предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. 2 этап — становление…

Состояние и перспективы развития Российского страхового рынка

Глава 1. Теоретические основы сущности страхового рынка: определение, виды, формы

Финансовые аспекты лизинга

1.1. История возникновения лизинга

Принято считать, что все экономико- правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют…

Экономические показатели деятельности кафе «На бульваре»

1. История возникновения, основные цели, задачи и виды деятельности предприятия

Возрождение животноводства, содействие занятости населения, наполняемость районных бюджетов собственными доходами, – это лишь часть вопросов, поставленных Губернатором Курганской области Олегом Богомоловым во время проведения традиционных совещаний с главами администраций районов в среду, 7 апреля.

Руководители муниципальных образований — Альменевского, Каргапольского, Петуховского и Лебяжьевского районов отчитывались перед Губернатором о проделанной с начала года работе.

Один из вопросов повестки дня – снижение неэффективных расходов районного бюджета. В среднем по области этот показатель составляет три процента, и если в Каргапольском районе он даже ниже данного уровня, то в остальных трех превышает в два раза и более. Прежде всего, речь идет о неэффективных расходах в системе образования и сфере муниципальной службы.

Губернатор потребовал, чтобы в срок до первого мая главы районов представили в финансовое управление планы снижения данных расходов. Кроме того, Олег Богомолов обратил внимание на необходимость системной и постоянной работы по снижению кредиторской задолженности и недоимке налогов.

В преддверии весенне-полевых работ, вновь остро встал вопрос о структуре посевных площадей. Несмотря на то, что монопроизводство в нынешнем году показало полную несостоятельность, во всех четырех районах вновь собираются возделывать пшеницу.

— Меняйте структуру посевных площадей в соответствии с требованиями рынка, важно, чтобы от работы была отдача, чтобы результат крестьянского труда был востребован. Монопроизводство – это тупиковый путь, и нынешний год это доказал. Сегодня в цене бобовые, масличные, технические культуры, а у вас их нет, только пшеница. Люди наработались до пота и мозолей, а урожай невостребован, — резюмировал Губернатор.

Особое внимание было уделено животноводческой отрасли, увеличению поголовья скота. Практически во всех районах отмечено снижение надоев и слабая организация закупа молока у населения. Всем главам Олег Богомолов дал поручение разработать программы возрождения животноводства и представить их в Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Главе Каргапольского района Виктору Сухневу, кроме того, было дано поручение, лично заниматься вопросами животноводства.

— По вашим отчетам получается, что надой у коровы три литра молока в день, ни один разумный человек не станет держать такую корову, а у вас большинство скота — на частных подворьях. Разбирайтесь с вашими отчетами, занимайтесь вплотную животноводством и организуйте закуп молока у населения — дайте людям возможность зарабатывать деньги за сданное молоко!

Что такое монополия?

– с таким требованием Губернатор обращался к главе каждого района.

Мало внимания уделяется на селе и переработке продукции, если в Каргапольском районе занимаются переработкой овощей, то остальным хвастать нечем. К примеру, Лебяжьевский район богат рыбой, однако большая часть ее вывозится за пределы области в непереработанном виде.

По мнению Губернатора решить подобные вопросы, а заодно и проблему сельской безработицы возможно благодаря программам самозанятости населения, тем более, что в ряде сельсоветов Лебяжьевского района уровень безработицы составляет 77%.

— Отрабатывайте вопросы трудоустройства, организации постоянных и временных рабочих мест. У вас должна быть конкретная картина по каждому безработному, кто не работает, почему не работает, кому нужна помощь, а кто просто бездельник. Правительство готово поддерживать тех, кто хочет работать и зарабатывать деньги, поэтому важно информировать их о действующих в регионе программах поддержки, — резюмировал Губернатор.

Понятие и виды монополий

Антиподом конкуренции выступает монополия.

Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле этот термин. Термин «монополия» имеет греческое происхождение, в дословном переводе означает «продаю один» или «единственный продавец».

Понятие «монополия» столь же многопланово, как и «конкуренция». Существуют различные его определения.

Так, в частности, К.Ю Тотьев выделяет несколько подходов к определению понятия «монополия» :

А. Системный (структурный) подход — сторонники данного подхода считают монополией исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на конкретном рынке. Исключительность положения состоит в том, что такой субъект сосредотачивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Это господствующее положение позволяет ему осуществлять диктат над потребителем и другими участниками рыночных отношений вплоть до установления монопольной цены и получения за счет этого монопольной прибыли. Монополист сам определяет цену, а не принимает ее как данную. Поэтому «именно монопольные цены выступают значимым рыночным явлением, в то время как монополия как таковая важна, только если может привести к формированию монопольных цен». В ряде случаев монополистом считают лишь того субъекта, который блокирует конкуренцию с помощью исключительного контроля над необходимыми ресурсами.

Б. Поведенческий подход в определении понятия «монополия» дозволяет считать таковой особое поведение господствующего на рынке субъекта с целью использования своего положения в своих интересах. Прежде всего, это проявляется в возможности отдельного производителя, занимающего доминирующее положение на рынке данного продукта или значительный сектор рынка, навязывать собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом.

В. Ролевой (функциональный) подход в исследовании «монополни» подчеркивает отрицательные последствия монопо­лизации той или иной сферы хозяйствования. Монополия способствует несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольно высоких цен. Монополия есть характеристика структуры товарного рынка, на котором поставки определенного продукта, не имеющего заменителей, или поставки определенного продукта и возможных его заменителей осуществляются единственным хозяйствующим субъектом. «Монополисты, поддержи­вая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы, — состоят ли они в заработной плате или прибыли, — значительно выше их естественной нормы».

Кроме того, монополисты, свободные от давления со стороны конкурентов, не имеют стимулов снижать издержки. Они не заинтересованы в технологическом прогрессе и нововведениях. Помимо этого монополисты склонны крайне неэффективно использовать свои ресурсы

Е.Ф. Борисов понимает под монополией захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нем своего господства.

Некоторые авторы понимают под монополией определенную структуру рынка, а именно — преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

Как видно, приведенные определения трактуют понятие монополии неоднозначно. Монополию следует понимать двояко: 1) как определенный тип рыночной структуры — исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на конкретном рынке; 2) как особое поведение господствующего на рынке субъекта — использование положения в собственных интересах путем получения монопольной прибыли.

В соответствии с юридическим подходом «монополию» принято определять как исключительное право на определенные действия или на что-либо.

Что касается легального определения понятия «монополия», то в действующем законодательстве Российской Федерации оно отсутствует.

Не смотря на различность мнений относительно трактовки термина «монополия», можно с уверенностью говорить о том, что монополией принято называть прежде всего исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Разновидность монополии — особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование им доминирующего положения в своих интересах. Монополией, безусловно, считается исключительное право на определенную деятельность, которое государство предоставляет одному или нескольким субъектам.

В американской практике выделяют такие разновидности, как чистые монополии, контролирующие весь рынок; ведущие фирмы, контролирующие более половины рынка; сильные олигополии, т.е. несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.

Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств, исходя из которых различные авторы выделяют виды монополий. Так, в частности, К.Ю. Тотьев выделяет три основных вида монополий:

1) закрытая (законная) монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений (например, государственная монополия, монополия, основанная на патентах);

2) естественная монополия – сфера экономики, эффективно функционирующая только тогда, когда весь рынок охватывается хозяйствующим субъектом (например, железнодорожные перевозки);

3) открытая (временная) монополия, при которой один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком продукта, его конкуренты могут появиться на рынке позже (например, предприятие, впервые предложившее совершенно новую продукцию).

В свою очередь, с экономической позиции О.А. Беляева и В.Б. Ляндрес выделяют следующие типы монополий:

1) временная монополия (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);

2) государственная монополия (эмиссия наличных денег, экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов, производство и оборот этилового спирта);

3) естественная монополия (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).

На наш взгляд более полную и точную классификацию монополий дает в своей работе И.В Князева, в частности, считает, что монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным признакам:

1) по характеру движущих сил:

— естественная монополия (представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка);

— продуктовая монополия (достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок товара);

— протекционистская монополия (достижение монопольного положения связано с активной политикой в рамках государственной помощи (прямые субсидии, льготы, включая освобождения от уплаты налогов, займы под гарантии государства и др.), направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создает для этого существенные административные барьеры.

2) по форме собственности:

— частная монополия (реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов, обладающих правами частной собственности и механизма защиты этих прав).

— государственная монополия (состоит в том, что деятельность находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта).

3) по территориальному признаку:

— экстерриториальная монополия (осуществляет свою деятельность на территории различных государств, например, компания «Де-Бирс», функционирующая на рынке добычи и обработки алмазов, производства бриллиантов);

— национальная монополия (осуществляет свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках, например, в России это ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром» и др);

— региональная монополия (действует в границах одного или нескольких административно-территориальных образований);

— местная (локальная) монополия (существует в границах района, города и других локальных территориальных образований.

4) по характеру возникновения:

— организационная монополия (возникает путем договоренностей и соглашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму картелей, синдикатов, конгломератов, вертикально интегрированных систем);

— технологическая монополия (существует чаще всего при наличии уникальных продукта, технологии производства или при ограниченности спроса);

— экономическая монополия (возникает в результате сделок слияния и поглощения).

Также нельзя не отметить и то обстоятельство, структура рынка, в которой отдельно взятая фирма может исказить эффективное распределение ресурсов, существует не только в условиях наличия продавца, но и покупателя. Такая ситуация, когда на рынке имеется один покупатель, полностью контролирующий спрос на определенный товар или услугу, получила название монопсония(например, закупка предприятиями пищевой промышленности сырья (зерна, мяса, шерсти и др.) у предприятий-сельхозпроизводителей). Рынок, на котором монополисту противостоит монопсонист, называется билатеральным (для советской экономики это явление было весьма распространенным).

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1015;

ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Монополии существуют во всем мире. Но монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии. Главными из которых можно назвать:

— РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

— ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

— МПС (железнодорожные перевозки);

Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

В общем, российские монополисты федерального уровня – это узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.

Особенностью современной монополизации является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему под контрактов, под поставщиков и т.п. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу.

Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.

Особенно, естественная монополия, которая вряд ли изживет себя, пока есть сферы потребления природных ресурсов. Но для того, чтобы монополизация отрасли не приводила к негативным последствиям необходимо проводить государственное регулирование монополий. Вследствие того, что в России наиболее развиты естественные монополии, которые являются жизненно важными для страны, государство должно контролировать цены, и с помощью законодательства не давать монополистам полной власти при установлении цены на данный вид ресурса. Так что мы можем сказать, что в свете развития монополий, должно происходить развитие антимонопольной политики.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Список использованной литературы

  1. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова, 1999 г.

  2. Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А. Российский монополизм // Экономист 2003. — № 4 4 Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г.С. Вечканова, 2000 г.

  3. Официальный сайт МАП Российской федерации.

  4. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. Учебник курс рыночной экономики, М.: Юрайт, 2003- 234 стр.

Просмотров работы: 942

Савенков Г.А.1Исачкова Л.Н.1

1Краснодарский Кооперативный Институт

admin

Добавить комментарий