Бухгалтерский бюджетный учет

Бухгалтерский бюджетный учет

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

В феврале 2019 года были внесены правки в некоторые КОСГУ. Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений, узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Номер разряда счета

1–17

19–21

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы, расходы, источники. В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

группа

подгруппа

элемент

Приложение 2 к указаниям № 85н

Приложение 3 к указаниям № 85н

Приложение 4 к указаниям № 85н

Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

1–2

3–4

5–14

Соответствующий номер разряда КБК

4–5

6–7

На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

О ведении бухучета в КУ подробнее читайте в материале «Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях».

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Задачами бюджетного учета являются:

  • · Обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения выполнения плана по доходам и расходам местных бюджетов, республиканского бюджета и в целом государственного бюджета страны;
  • · Формирование на счетах бухгалтерского учета полных и достоверных данных о состоянии и движении активов, состояния имущественных прав и обязательств;
  • · Обобщение данных бухгалтерского учета в целях эффективного управления государственными финансами;
  • · Составление отчетов об исполнении бюджетов всех уровней, финансовой, налоговой и иной отчетности в органах, участвующих в исполнении государственного бюджета страны.

Задачами бухгалтерского учета в органах, участвующих в исполнении государственного бюджета являются:

  • · Формирование на счетах бухгалтерского учета полных и достоверных данных о состоянии и движении активов, состоянии имущественных прав и обязательств;
  • · Обобщение данных бухгалтерского учета в целях эффективного управления;
  • · Составление финансовой, налоговой и иной отчетности.

Задачей бухгалтерского учета в бюджетных организациях является формирование на счетах бухгалтерского учета полных и достоверных данных о состоянии и движении активов, состоянии имущественных прав и обязательств; обобщение данных бухгалтерского учета в целях эффективного управления, а также составление финансовой, налоговой и иной отчетности.

Целью бюджетного учета является обеспечение пользователей полной, достоверной, своевременной финансовой и другой бухгалтерской информацией о ходе выполнения плана по доходам и расходам местных бюджетов, республиканского бюджета и в целом государственного бюджета страны и сметы расходов органах, участвующих в исполнении государственного бюджета страны.

Целью бухгалтерского учета в бюджетных организациях является обеспечение пользователей полной, достоверной, своевременной финансовой и другой бухгалтерской информацией о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Предметом бухгалтерского учета исполнения государственного бюджета является процесс исполнения бюджета. При помощи бухгалтерского учета исполнения государственного бюджета осуществляется учет исполнения всех самостоятельных бюджетов и учет исполнения смет расходов бюджетных учреждений страны.

бухгалтерский бюджет учет

Понятие, задачи и принципы бюджетного учета.

Задачи бюд-го учета:

— формир-е полной и достовер-й инфор-и о гос(мун.) имущ-ве, об его измен-е, о фин.рез-х учр-ях;

— формир-е ух.отч-ти необх-ой внешним и внутр-м пользователям;

— представ-е инфор-ии внешним и внутр.польз-м в целях осущ-я контроля за соблюд-м закон-ва РФ.

Основные принципы бухгалтерского учёта:

— Принцип двойной записи — двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределённое использованием двойной записи на счетах, то есть одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счёта и кредиту другого бухгалтерского счёта.

— Принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учёт.

— Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция.

— Принцип денежного измерения, то есть количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов; в качестве единицы измерения выступает валюта страны.

Правовое регулирование бюджетного учета.

-БК РФ;

-ФЗ №402ФЗ «О бух.учете»;

— Приказ Минфина РФ №174н «Об утвер-и плана счетов бух.учета бюд-х учр-й и инстр-я по его примен-ю»;

— Приказ Минфина РФ №183н «Об утвер-и плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

Инструкция №157н содер-т обяз-ые общие треб-я к отраж-ю в учете хоз.операции общии способы и правила орган-и и ведение бух.учета.

Инстр-я №174н распр-ся на бюд-е учр-я и гос.академии наук (получ-е субсидии из соотв-го б-та).

Инстр-я №183н предназначена для автоном-х учр-й.

Локальный норм-й акт к-й реглам-т орг-ю бюд-го учета в конкрет-м учр-и – учетная политика.

Первичные учетные документы.

Первичный учетный документ д.б. составлен в момент совершения операции, …

Первичные документы содержат реквизиты:

— наименованиедок-а;

— код формы;

— дату составления;

— наимен-е орг-и от имени к-й составлен док-т;

— содер-е хоз-й операции;

— измерители в натур-м и ден.выражении;

— наимен-е долж-ей лиц ответ-х за совер-е хоз.операции и правильности ее оформления;

— личные подписи указ-х лиц и их расшифровки.

За своеврем-е и качеств-е оформл-е первичных док-в, передачу их в установ-е сроки в бухглатерию, а также за достовер-ть содержащихся в них данных несет ответ-ть лица, составившие и подписавшие эти док-ты.

Записи в первич-х учет-х док-х производятся способом, обеспечив-им сохранность записей: чернилами, шариков-й ручкой, автоматизировано.

Первичные док-ы состав-е не на русском языке, должны иметь построчный перевод на русском языке.

Регистры бюджетного учета.

Данные проверен-х и принятых учету первичных учетных док-в систематизир-ся

— журнал операций по счету «Касса»;

-ж.опер-й с безналич-ми ден.ср-ми;

— ж.опер-й расчетов с подотчет-ми лицами;

— ж.опер-й расчетов с поставками и подрядчиками;

— ж.опер-й расч-в с дебиторами дох-м;

— ж.опер-й расч-в опл.труда др.

Записи в журналы опер-й осущ-ся по мере совершения опер-й, но не позднее след-го дня после получ-я пер.уч.док.

Корреспонденция счетов в ж/о запис-ся по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы опер-й подпис-ся глав-м бухг-ом и бухгал-ом, состав-им ж.опер-й.

Правильность отражения хоз-х опер-й в регистрах бух.учета обеспеч-т лица, составившие и подписав-е их.

Ответ-ть за орган-ю хранения первич-х учет-х док-в, регистров бух.учета и бухгал.ответ-ти несет руководитель учр-я.

По завер-и месяца первич-е учет-е док-ы, относящиеся к соотв-им ж/о, д.б.подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы.

Исправление ошибок в регистре:

— если ошибка обнаружена в текущем отч-м периоде исправ-ся путем зачеркивания и написание правильной надписи, на полях ставится ИСПРАВЛЕНО, дата и подпись;

— если ошибка обнаружена в конце отчет.периода, ошибка исправ-ся по способу «красное сторно», далее делается правильная запись и прикладыв-ся справка содер-ая инфор-ию по обоснованию внесения исправления.

8.Структура плана счетов бюджетного учета, утвержденного в соответствии с инструкцией № 157н, отличительные особенности.

План счетов охват-т не только объекты учета, но и отраж-т их изменение (+ или -).

Счет бюд-го учета состоит из 26 знаков:

1-17 – аналит-ий код по классифик-му признаку поступ-й и выбытий;

18 разряд – код вида фин-го обеспеч-я (деят.);

1-деят-ть, осущ-я за счет ср-в соотв-го бюд-а БС РФ (бюд-я деят-ть);

2-приносящая дох-д деят-ть (собст-е дох.учр-я);

3-ср-ва во времен-м распоряж-ии;

4-субсидии на выпол-е гос(мун) задания;

5-субсидии на иные цели;

6-бюд-е инвестиции;

7-ср-ва по обяз-му мед.страх-ию;

8-ср-ва некоммерч-х орг-й на лицевых счетах;

9-ср-ва некоммер-х орг-й на отд-х лицевых счетах.

В 19-23 разрядах номера счета рабочего плана счетов отраж-я синтетич-й код счета единого плана счетов.

19-21 – код синтетич-го счета

22-23 – код аналитич-го счета (22-группа, 24 – вид)

24-26 – аналитич-й код вида поступл-й, выбытий объекта учета.

План счетов состоит из 5 разделов:

1)нефинан-ые активы;

2)финан-е активы;

3)обязательства;

4)фин.результат;

5)санкционир-е расх-в хоз-го субъекта.

Общие положения по порядку ведения кассовых операций в РФ.

Порядок ведения касс.опер.утвержд.Положением ЦБ РФ от 12.10.2011 №373-П «о порядке ведения касс.опер.с банкнотами и монетой Банка России на терр.РФ»

Для осущ.расчетов налич.деньгами кажд.учреж.должно иметь кассу и вести кассов.книгу по установл.форме

Учрежд.могут иметь в своих кассах нал.деньги в пределах лимитов, т.е.max допустимую сумму нал.денег, кот.может хранится в месте для проведения касс.опер.

L = r/p*Nn – лимит остатка нал.денег

Указ.пер.вр.не должен превышать 7 раб.дн., а при располож.учр.в насел.пункте, в кот.отсуств.банк – 14 раб.дн.

Учр.имеют право хранить в своих кассах нал.деньги ,сверх установл.лимитов только для: 1)оплаты труда 2)выплаты пособий по соц.страх. 3) выплаты стипендий

Не свыше 5 раб.дн., включ.день получения денег в банке

Если учр.не установило лимит, то лимит счит.нулевым. Вся наличность должна сдаваться в банк, не сданная наличность – явл.сверхлимитной

Учет кассовых операций.

Для учета поступл.в кассу нал.денег учр.ведут кассову книгу

Записи в кас.книгу осущ.по кажд.РКО (ПКО) оформленному на выдачу/получ.нал.денег

Кассир сверяет данные содержащ.в касс.книге с данными касс.док., выводит в касс.книге сумму остатка нал.денег на конец раб.дня и проставляет подпись

Записи в кассовой книге сверяются с данными кас.док.гл.бух.или бух(рук.)и подпис.лицом проводившим сверку

Счет 201.34 – для учета нал.ДС. Дт-поступл.в кассу, 510 (ПКО)

Кт – выдача ДС из кассы, КОСГУ – 610 (РКО)

Учет опер.движ.нал.ден.на счете вед.в Ж/О по счету «Касса» на основании док., прилаг.к отчету кассира.

Учет расчетов по доходам.

Дох.бюд-ми признаются поступающ.в бюд.ДС за искл.ср.явл.источ.фин.деф.бюд.

ДС счит.поступивш.в дох.бюд.в тот момент их зачисл.на един.счет бюд.

Контроль за прав-тью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисл., уччет дох.осущ.админ-ми дох.бюд.

Адм-ми дох.бюд.явл.ОГВ, МСУ ,мест.адм-ции, управл.ПФ, ЦБ, Казен.учрежд.

Учр.выступ.в роли админ.дох.бюд.в случ, когда гл.адм-ры дох.бюд.в ведении кот.они наход.наделяются их полномоч.адм-ров дох.бюд.

Учр.админ.след.виды расх: 1)налог 2)неналог. 3)безвозмезд.поступл.

В учете адм-в дох.бюд.начин.суммы поступл.в бюд., а т.ж.поступ.по приносящ.дох.д-ти учит.на счете 205

Начисл.сумм поступл.в бюд.производ.в момент возникнов.треб.к плательщикам поступлений в бюд., а т.ж.поступивших от плат-в предварит оплат

Дох.бюд.и автоном.учр.

Дох., получ.бюд.(авт)учр.явл.источ.формир.им-ва бюд.учр.

Аналитич.учет дох.ведется в карточке учета ср.расч.и журнале опер. «Расч.с деб.по доходам», т.ж.отраж.опер.по счету

Начисл.зад.деб-ру за оказ.плат.услуг: 2.205.31.560 – 2.401.10.130

Поступила оплата за оказ.услугу на счет учр.: 2.201.11.510-2.205.31.660

Оценка основных средств.

ОС приним-ся к учету по первоначал-й стоим-ти (ПС).

Вложениями на преобр-ие, сооруж-е и изготов-е объектов ОС явл-я:

— сумма уплачив-х продавцу;

— сумма уплачив-я за строит.подряда, за организ. и инфор-е услуги, посредн.услуги и т.д.

— таможен-е пошлины;

— регистрацион-е сборы.

Первонач-я ст-ть ОС формир-ся на счете 106.01.

ПС объектов ОС, получен-х учрежд-м по договору дарения, признается их текущая рыноч-я ст-ть.на дату принятия к бух.учету увелич-е на стоим-ть услуг, связ-х с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для испол-я.

Текущая рыноч-я ст-ть – это сумма ден.ср-в, к-я м.б. получена в рез-те продажи указ-х активов на дату принятия их к учету.

Балансовая ст-ть явл-я их первонач.ст-ть с учетом измен-й.

Измен-е первонач.(баланс.) ст-ти произв-ся в случаях достройки дооборудования, реконструкции …

Остаточная ст-ть разница м-у БС и суммой начислен-й амортизации.

Объекты ОС, ст-ть к-х при преобрет-и выражена в иностр.валюте, приним. к учету в валюте РФ путем пересчета.

Понятие, задачи и принципы бюджетного учета.

Задачи бюд-го учета:

— формир-е полной и достовер-й инфор-и о гос(мун.) имущ-ве, об его измен-е, о фин.рез-х учр-ях;

— формир-е ух.отч-ти необх-ой внешним и внутр-м пользователям;

— представ-е инфор-ии внешним и внутр.польз-м в целях осущ-я контроля за соблюд-м закон-ва РФ.

Основные принципы бухгалтерского учёта:

— Принцип двойной записи — двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределённое использованием двойной записи на счетах, то есть одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счёта и кредиту другого бухгалтерского счёта.

— Принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учёт.

— Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция.

— Принцип денежного измерения, то есть количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов; в качестве единицы измерения выступает валюта страны.

admin

Добавить комментарий