Банкротство некоммерческих организаций

Банкротство некоммерческих организаций

В настоящее время законодательство о банкротстве не содержит исключений для НКО. Некоммерческие организации наделены правом заявить о своем банкротстве в любой момент при наличии признаков несостоятельности.

Содержание

Условия для банкротства

Некоммерческая организация, или НКО – это особый тип организаций, деятельность которых не связана с получением прибыли. Такая особенность не означает, что НКО не вправе получить прибыль от своей деятельности. Это говорит только о том, что все вырученные ею средства направляются на достижение некоммерческих целей, указанных в уставе. Например, ТСЖ из вырученных средств производит расчеты с поставщиками коммунальных услуг, занимается капитальным ремонтом, убирает территорию и пр. Благотворительные фонды из полученных средств в виде пожертвований помогают лицам, которые находятся под их опекой.

НКО, или некоммерческие организации банкротятся в стандартном порядке наряду с другими типами юридических лиц. Никаких ограничений для них не предусмотрено. Но по нормам 127-ФЗ о банкротстве не вправе заявлять о своей банкротстве НКО, функционирующие в виде политических партий, религиозных организаций и контролируемых государством учреждений: им стоит избрать иные способы для решения проблемы долга.

Если указанное выше условие соблюдено, то некоммерческая организация может заявить о своей финансовой несостоятельности.

Обычно с необходимостью подать заявление о банкротстве НКО сталкивается в процессе ликвидации. НКО ликвидируется в стандартном порядке по нормам ГК. Здесь сказано, что при невозможности погасить задолженность НКО за счет принадлежащего ей имущества организация обязана пройти процедуру банкротства. В этом случае положения Гражданского кодекса перестают действовать, а к организации применяются положения 127-ФЗ от 2002 года «О несостоятельности».

Если НКО соответствует признакам банкротства, а руководство не подало соответствующее заявление в арбитражный суд в течение месяца, то его можно привлечь к субсидиарной ответственности за бездействие в размере причиненного ущерба.

Банкротство НКО является необходимой процедурой при невозможности исполнить свои долговые обязательства:

  1. По оплате услуг, работ и товаров перед контрагентами.
  2. По долговым обязательствам по кредитам и займам, в том числе залоговым.
  3. По оплате обязательных платежей в виде налогов, сборов во внебюджетные фонды.
  4. По оплате административных штрафов и пр.
  5. По выплатам в пользу работников по трудовым договорам.

Организация вправе и самостоятельно продать часть своего имущества для погашения задолженности, но не всегда это оказывается достаточным для удовлетворения всех требований кредиторов НКО. Поэтому возникает необходимость воспользоваться процедурой банкротства. Для признания НКО банкротом ее финансовая ситуация должна характеризоваться следующими признаками:

  1. Наличие просроченной задолженности в размере 300 тыс. р. и более (речь в 127-ФЗ идет о совокупной задолженности перед всеми кредиторами).
  2. Наличие просрочки по долговым обязательствам в течение 3 месяцев и более.

Особенностью банкротства НКО является то, что данная организация функционирует не в целях извлечения прибыли. Поэтому у нее может вовсе не быть никаких активов на балансе.

В этом случае банкротство не запрещено, но у кредиторов будут минимальные шансы на взыскание задолженности.

Порядок добровольного банкротства некоммерческой организации

Для начала процесса банкротства некоммерческой организации она должна обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о банкротстве. В нем необходимо изложить следующие сведения:

  1. Наименование арбитражного суда.
  2. Сведения о кредиторах организации: наименование, реквизиты, контактные данные.
  3. Сведения об НКО: наименование, реквизиты, контактные сведения.
  4. Сведения о сумме долговых обязательств, дате их возникновения и сумме (в разбивке на величину основного долга и начисленные штрафные санкции).
  5. Сведения о кандидатуре арбитражного управляющего или СРО, из числа которых его предстоит выбрать.
  6. Сведения о величине активов НКО.
  7. Просьба к суду о введении процедуры банкротства и назначении кандидатуры управляющего.
  8. Дата подачи заявления.
  9. Перечень приложенных документов.
  10. Подпись заявителя.

Помимо искового заявления, в арбитражный суд передаются следующие документы:

  1. Общая документация на НКО: выписка из ЕГРЮЛ со сроком давности не более 30 дней, копия устава.
  2. Документы, подтверждающие полномочия заявителя: копия устава, приказ о назначении на должность директора, доверенность на представление интересов.
  3. Документы, подтверждающие отправку копий искового заявления всем кредиторам НКО.
  4. Документы, которые подтверждают уплату госпошлины за рассмотрение заявления в суде в размере 6000 р.
  5. Документы, которые служат основанием возникновения задолженности: исполнительные документы, гражданско-правовые или кредитные договоры и пр.
  6. Документы в отношении активов должника: сведения о банковских счетах, принадлежащей собственности (недвижимости, ТС и пр.).
  7. Прочие документы, которые сочтет необходимым приложить заявитель.

Этапы процедуры признания финансовой несостоятельности

Инициировать банкротство вправе сама НКО в лице ее руководства, кредиторы организации или уполномоченный государственный орган, перед которым у НКО образовалась задолженность по обязательным платежам. В зависимости от того, кто являлся инициатором процесса, банкротство НКО можно разделить на две крупные группы:

  1. Добровольное банкротство.
  2. Принудительное банкротство.

При добровольном банкротстве НКО заявление подается самим должником. Плюсом данного варианта является возможность влияния на выбранную кандидатуру арбитражного управляющего и снижение рисков привлечения к субсидиарной ответственности.

Рассмотрим процесс признания финансовой несостоятельности НКО поэтапно:

  1. В арбитражный суд по месту нахождения должника передается исковое заявление о признании банкротства НКО.
  2. При признании заявления обоснованным арбитражный суд вводит в отношении должника процедуру банкротства и назначает арбитражного управляющего.
  3. Первым этапом банкротства является период наблюдения. Он длится 7 месяцев, после чего юрлицо не прекращает своей работы, а вводится один из следующих этапов. Базовыми задачами на этапе наблюдения является проведение финансового анализа деятельности организации, подготовка реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. В ходе финансового анализа временный управляющий оценивает активы и собственность должника, ищет решения для погашения долговых обязательств, анализирует деятельность должника и принимает прочие действия для оперативной оплаты задолженности юрлица. На данном этапе управляющий делает свое заключение по вопросу наличия или отсутствия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
  4. На этапе наблюдения управляющий формирует реестр требований кредиторов. Для включения в реестр у кредиторов есть месяц после вынесения определения арбитражным судом о переходе к процессу банкротства. Включение в реестр дает кредиторам право на участие в первом собрании кредиторов.
  5. Первое собрание кредиторов необходимо для определения дальнейшей судьбы должника. На нем кредиторы могут вынести решение о необходимости обращения в суд с ходатайством о переходе к внешнему управлению, финансовому оздоровлению или конкурсному производству. Первые две процедуры вводятся для предоставления возможности должнику восстановить свою финансовую динамику и вернуть долги без ликвидации. Они считаются реабилитирующими.
  6. По итогам наблюдения и с учетом поступившего ходатайства от кредиторов судом выносится определение о переходе к одному из следующих этапов банкротства.
  7. Финансовое оздоровление – это необязательная реабилитирующая процедура при банкротстве НКО. Данный этап вводится при наличии у должника плана погашения задолженности (при отсутствии поручительства или гарантий со стороны других организаций) и детального графика. По сути, это рассрочка по исполнению долговых обязательств, которая вводится на определенный период. Если в ходе финансового оздоровления должнику удалось погасить всю задолженность, то процесс банкротства сворачивается и ликвидации НКО не происходит.
  8. Внешнее управление внедряется в организации при наличии основания полагать, что до банкротства НКО довел неумелый менеджмент. Данный этап вводится на период до 1,5 лет. В рамках внешнего управления все руководящие функции передаются внешнему управляющему. Он должен разработать и согласовать с кредиторами план внешнего управления, которому в дальнейшем должен неукоснительно следовать. В комплекс мер может входить продажа имущества, увольнение персонала, закрытие непрофильных подразделений и пр. На данном этапе может быть введен мораторий на погашение задолженности перед кредиторами.
  9. В случае отсутствия у должника возможностей для восстановления платежеспособности или если этапы внешнего управления, финансового оздоровления остались неэффективными, судом вводится конкурсное производство. Это финальная стадия банкротства НКО, по результатам которого она подлежит ликвидации (исключению из ЕГРЮЛ). На стадии ликвидации выявляются все активы, которые принадлежат организации, в целях формирования конкурсной массы и ее последующей продажи. Назначенный конкурсный управляющий на данном этапе берет на себя все руководящие функции. Он производит инвентаризацию имущества, его оценку и организует торги. Имущество продается с помощью открытых или закрытых торговых процедур. Все вырученные средства от продажи направляются на погашение требований кредиторов. Такие требования погашаются в порядке очередности, которая содержится в ст. 134 127-ФЗ.
  10. Управляющий отчитывается перед судом о результатах погашения требований кредиторов.
  11. При принятии отчетности конкурсного управляющего арбитражным судом выносится определение о завершении процедуры банкротства.
  12. Данное определение служит основанием для внесения в ЕГРЮЛ отметки о ликвидации НКО (исключения ее из реестра).

С этого момента НКО перестает официально существовать, а все непогашенные долговые обязательства подлежат списанию.

Возможность подписания мирового соглашения

На любом этапе банкротства кредиторы и НКО вправе подписать мировое соглашение и предусмотреть свой вариант разрешения проблемы с непогашенными долговыми обязательствами. Мировое соглашение подписывается на свободных условиях, которые удовлетворяют обе стороны, и после утверждения арбитражным судом процесс банкротства прекращается.

Нужно ли проходить все этапы, если банкротится ликвидируемая НКО

В случае если банкротится ликвидируемая НКО, то прохождение всех этих этапов не требуется. Применение процедур реабилитации НКО лишено смысла, так как организация все равно подлежит закрытию.

Банкротство ликвидируемой НКО производится в упрощенном порядке, и суд сразу переходит к этапу конкурсного производства. После продажи всего имущества НКО ликвидируется. Закрыть НКО с долгами без банкротства не получится.

Таким образом, признать свою финансовую несостоятельность в части оплаты по счетам вправе как коммерческая, так и некоммерческая организации. НКО должна соответствовать признакам банкротства: размер ее задолженности должен составлять 300 тыс. р. и более, а продолжительность просрочки – 3 месяца и более. НКО банкротится на общих основаниях с другими юрлицами и предполагает прохождение аналогичных этапов. Но по нормам 127-ФЗ запрещено заявлять о своем банкротстве политическим и религиозным организациям.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Банкротство некоммерческой организации

Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ
(ред. от 04.11.2019)
«О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. В целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками долевого строительства, в том числе финансирования и осуществления мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, для строительства которых привлекались денежные средства участников долевого строительства, Фонд создает унитарную некоммерческую организацию в организационно-правовой форме фонда (далее — некоммерческая организация Фонда), которой переходят имущество застройщика, в том числе права на земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, объекты инфраструктуры, земельные участки (права на земельные участки), предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, и обязательства перед участниками строительства в порядке, определенном статьями 201.15-1, 201.15-2 и 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Деятельность некоммерческой организации Фонда осуществляется за счет своего имущества, а также за счет денежных средств, предоставляемых Фондом. Указанные в настоящей части мероприятия осуществляются некоммерческой организацией Фонда за счет своего имущества, а также за счет денежных средств, предоставляемых Фондом, и денежных средств, предоставляемых Фондом в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона. Деятельность некоммерческой организации Фонда и указанные в настоящей части мероприятия могут осуществляться за счет денежных средств, предоставляемых Фондом, полученных в качестве имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований в соответствии со статьей 13.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, решением иного публично-правового образования о передаче Фонду в качестве имущественного взноса имущества.

Процедура банкротства некоммерческой организации

Банкротство – процедура, актуальная в условиях невозможности рассчитаться с долгами. Как правило, к ней прибегают коммерческие фирмы. Однако и некоммерческая компания имеет право заявить о своем банкротстве.

Законодательное обоснование

Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

  • Образования религиозного характера.
  • Политические партии.

Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:

  • Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
  • Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.

Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

Признаки банкротства НКО

Банкротство можно объявлять при наличии этих условий:

  • Невозможность оплатить свои долги перед кредиторами.
  • Невозможность совершать обязательные платежи в бюджет и фонды.
  • Просрочка задолженностей сроком более 3 месяцев.

Инициировать признание несостоятельности может руководитель НКО, его владелец, кредиторы субъекта, государственные прокуроры.

Порядок инициирования банкротства

Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

  • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
  • Учредительные бумаги.
  • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
  • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

  • Отказ.
  • Назначение финансового оздоровления.
  • Достижение мирового соглашения.
  • Признание субъекта банкротом.

Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

Основные этапы банкротства

НКО не ликвидируется сразу же. Как правило, предварительно проводятся дополнительные процедуры. Направлены они на погашение существующих задолженностей.

Наблюдение

Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

  • Оценка стоимости собственности НКО.
  • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
  • Анализ работы НКО.

В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

Финансовое оздоровление

Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

  • Взыскание долгов перед НКО.
  • Прекращение работы убыточного производства.
  • Продажа ненужной собственности.
  • Изменение профиля работы.

Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

В рамках процедуры фигурируют эти документы:

  • График погашения задолженностей.
  • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

Внешнее управление

Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

  • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
  • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
  • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
  • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

Ликвидация

Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

  • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
  • Исполнение требований кредиторов.
  • Ликвидация.

Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

  • Расчеты с кредиторами НКО.
  • Отмена начислений процентов по задолженности.
  • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

  1. Принятие решение о закрытии НКО.
  2. Создание ликвидационной комиссии, выбор ликвидатора.
  3. Направление уведомления о ликвидации в Единый государственный реестр.
  4. Размещение в «Вестник государственной регистрации» сообщения о том, что компания объявлена банкротом. Нужно это для того, чтобы кредиторы НКО узнали о положении своего дебитора и смогли направить требования по покрытию задолженности.
  5. Направление уведомления каждому из кредиторов.
  6. Утверждение ликвидационного баланса.
  7. Расчеты со всеми кредиторами, которые предъявили свои требования.
  8. Составление заключительного ликвидационного баланса.
  9. Регистрация ликвидации.

ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

Дополнительная информация

Банкротство считается крайней мерой. Оно выгодно НКО только при больших долгах, которые невозможно выплатить. Поэтому руководитель некоммерческого объединения имеет право на принятие предупредительных мер, о чем сказано в статье 30 ФЗ «О банкротстве». К примеру, это может быть реорганизация, распродажа собственности, смена руководящего состава.

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций

Заявить о своём банкротстве может любое юридическое лицо, действующее законодательство предусматривает также процедуру несостоятельности для некоммерческих учреждений.

НКО — это организация, кооператив или фонд, которые выполняют социальную, гражданско-правовую или благотворительную деятельность, не приносящую прибыль. Существуют исключения, когда подобная компания может получать прибыль, но расходовать её она должна только на обеспечение своей деятельности. Как правило, такие организации выступают в статусе юрлица, а изредка в качестве индивидуального предпринимателя.

Банкротство коммерческих организаций

Понятие банкротства НКО

Ещё совсем недавно признание несостоятельности некоммерческих фирм не было предусмотрено законом. Однако, в 2012 году в Закон «О несостоятельности» были внесены изменения и банкротство некоммерческих организаций стало доступным, как и для других юридических лиц. Данная процедура у НКО имеет много общего со стандартным процессом признания несостоятельности юрлиц, но существуют определённые ограничения.

Например, некоторые некоммерческие учреждения не могут объявить себя несостоятельными, к ним относятся:

  • политические партии;
  • религиозные организации;
  • учреждения, контролируемые государством.

Если юридическое лицо не имеет возможности рассчитываться по своим денежным обязательствам оно может реализовать часть своих активов и получить дополнительные средства для погашения долгов. Однако, если принятые меры не помогли погасить задолженность, руководство запускает банкротство некоммерческой организации.

Признаки

Несостоятельность некоммерческих фирм определяется неспособностью расплачиваться по своим обязательствам, таким как: выплаты обязательных платежей, оплата за услуги, товары или работы. Задолженность НКО может сформироваться перед заимодателями, государственными органами и другими фондами.

Учреждение может быть признано несостоятельным в следующих ситуациях:

  • если общий размер просроченных обязательств превысил 100 тыс. рублей;
  • если просрочка по финансовым обязательствам составила больше 90 дней.

Особенности

Некоммерческие учреждения имеют свои особенности функционирования и могут получить статус банкрота только в судебном порядке. То есть, НКО не могут прекратить свою деятельность добровольно без соответствующего судебного решения. Кроме этого, существуют категории юрлиц, которые не допускаются к данному процессу и не могут объявить о своей несостоятельности, к ним относятся организации религиозного характера, политические партии.

Заявление о банкротстве

При наступлении всех признаков несостоятельности заинтересованные лица могут инициировать банкротство некоммерческих организаций.

Направить заявление в суд, находящийся по месту регистрации должника, могут следующие лица:

  • руководство или владелец компании;
  • заимодатели;
  • государственные органы.

В зависимости от инициатора процесса банкротство может быть добровольным или принудительным.

Заявление о начале процедуры должно быть подкреплено документально и содержать необходимые доказательства. Ходатайство является отправной точкой сложного и продолжительного процесса, в котором дальнейшую судьбу должника решает арбитражный суд.

Несостоятельность НКО проходит поэтапно по определённому сценарию, в котором учитываются все особенности возникновения неплатёжеспособности предприятия и его правовой статус. В любом случае исходом процедуры должно стать погашение обязательств организации. Таким образом, при помощи процесса банкротства государство стремится защитить интересы заимодателей и других лиц, имеющих финансовые претензии к должнику.

Как только судья изучит заявление и прилагаемые материалы, он должен вынести своё решение. Если суд заявил о начале производства, вводится следующая стадия производства.

Намерение подать заявление на банкротство – публикация заявления

Этот период банкротства некоммерческих организаций длится 7 месяцев, на протяжении которых юридическое лицо не прекращает свою деятельность. На предприятии проводится насколько мероприятий, необходимых для выявления возможностей и средств погашения обязательств должника.

На время проведения процесса наблюдения судья назначает конкурсного управляющего, который выполняет следующие функции:

  • оценка активов и собственности должника;
  • поиск решений для погашения задолженностей;
  • анализ деятельности должника;
  • подготовка собрания кредиторов и прочие дополнительные действия, направленные на выплату долгов юридического лица.

Субсидиарная ответственность учредителя и директора

Эта стадия производства вводится с целью реабилитации платёжеспособности предприятия. В течение проведения финансового оздоровления НКО все выполняемые процедуры имеют одну цель – выявление средств для погашения кредиторских требований и прочих обязательств должника. На предприятии составляется план оздоровления и схема расчётов с заимодателями.

На этом этапе назначенным управляющим выполняются следующие мероприятия:

  • выявление должников НКО и взыскание с них задолженностей;
  • реорганизация, закрытие убыточных подразделений;
  • реализация имущества должника;
  • корректировка работы компании с целью улучшения её финансового положения.

Продолжительность этой стадии несостоятельности зависит от возможностей восстановления платёжеспособности должника. Наилучшим результатом оздоровления считается полная выплата долгов предприятия.

Весь период оздоровления руководство фирмы обязано согласовывать свои действия и решения с управляющим.

Стадия внешнего управления внедряется на фирме при выявлении возможностей реабилитации платёжеспособности должника. Этот процесс длится до полутора лет, а при необходимости срок может быть продлён ещё на полтора года. Решение о продлении стадии внешнего управления принимает суд.

Этот период производства имеет следующие особенности:

  • прежнее руководство теряет свои права управления;
  • судебным решением на предприятии назначается управляющий, которому переходят право руководства компанией;
  • назначенный управляющий контролирует выполнение графика внешнего управления;
  • на этом этапе могут вводиться отсрочки по оплате задолженностей НКО.

При завершении этой стадии управляющий обязан отчитаться о результатах своей работы. Специалист составляет отчётность и предоставляет её на рассмотрение кредиторов и судьи.

Этот этап производства внедряется по результатам внешнего управления. Если финансовое состояние организации не улучшилось, суд запускает конкурсное производство, которое считается основанием для официального признания юрлица банкротом.

На стадии ликвидации фирмы управляющим выполняется следующие действия:

  • выявление и продажа активов и собственности юрлица;
  • формирование конкурсной массы, состоящей из имущества должника;
  • выполнение расчётов с кредиторами должника;
  • ликвидация фирмы.

В процессе конкурсного производства все начисления процентов по обязательствам должника приостанавливаются.

Этот этап может длится 1 год и продлён судебным решением ещё на полгода. За весь период производства на предприятии последовательно выполняются следующие мероприятия:

  1. После принятия решения о ликвидации НКО создаётся специальная комиссия.
  2. Управляющий направляет в Единый госреестр уведомление о закрытии юрлица.
  3. Так как необходимо снять конфиденциальность с процесса банкротства, управляющий размещает соответствующую публикацию в СМИ.
  4. Каждому заимодателю направляется индивидуальное уведомление о ликвидации фирмы.
  5. На предприятии формируется ликвидационный баланс.
  6. Регистрация закрытия предприятия.

При завершении процедуры управляющий составляет отчёт о проделанной работе и предприятие ликвидируется.

Это нужно знать: Ликвидация ООО в 2020 году пошаговая инструкция: порядок действий, сроки

Банкротство не является неизбежным процессом при выявлении неплатёжеспособности НКО. Иногда руководству достаточно предупредить несостоятельность компании путём её реорганизации или смены управления, чтобы предотвратить закрытие фирмы.

Допускается ли прохождение процедуры банкротства некоммерческой организацией? Этапы процедуры по признанию некоммерческой организации банкротом

В настоящее время законодательство о банкротстве не содержит исключений для НКО. Некоммерческие организации наделены правом заявить о своем банкротстве в любой момент при наличии признаков несостоятельности.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Порядок и основания для признания банкротом некоммерческой организации

Состояние банкротства НКО характеризуется неспособностью отвечать по своим финансовым обязательствам перед кредиторами в размере более ста тысяч рублей в течение более чем три месяца. Если же такое состояние наступило, тогда необходимо действовать следующим образом.

Банкротство некоммерческой организации проводится по определенному сценарию, которой учитывает социальные задачи НКО и правовой статус. В любом случае все мероприятия направлены на реализацию имущества организации, на поиск дополнительных финансовых схем, чтобы удовлетворить кредитные требования. Если доход, полученный от продажи имущества, не покрывает обязательства перед кредиторами, инициируется банкротство НКО с долгами.

Все, что вы хотели знать о банкротстве НКО: пошаговая инструкция банкротства некоммерческой организации

Итак, банкротство некоммерческой общественной организации ориентировано сегодня на защиту кредиторов. Государство не просто признает НКО банкротом, но делает все, чтобы должник рассчитался в соответствии со своими обязательствами.

  1. Заявление о банкротстве. Первый шаг, который вы должны сделать, инициируя банкротство, — оформление и подача заявления в Арбитражный суд по месту юридического адреса компании.
  2. Стадия наблюдения подразумевает собой проведение анализа финансовой ситуации в конкретной НКО, целью её является сохранение активов должника.
  3. На стадии финансового оздоровления назначается специальное ответственное лицо, которое будет осуществлять контроль за погашением задолженности и препятствовать выводу имущества должника из-под его контроля. Если финансовое оздоровление не помогает – тогда вводится процедура внешнего управления, при которой новый руководитель – внешний управляющий пытается вывести финансовое состояние на положительный уровень.
  4. Конкурсное производство. За финансовым оздоровлением следует конкурсное производство, где конкурсный управляющий, понимая неизбежность ликвидации НКО определяет размер конкурсной массы и распродаёт всё имущество НКО с целью удовлетворения требований кредиторов.

При этом необходимо помнить о том, что при выведении НКО из кризиса если должник отсутствует или подлежит ликвидации, то некоторые процедуры банкротства являются не нему неприменимыми, а именно финансовое оздоровление, внешнее управление или наблюдение. Для таких должников применяется только процедура конкурсного производства. Как видите, все не так просто, вот почему услуги юриста по банкротству юридических лиц нашего бюро так востребованы со стороны наших клиентов.

Заявление о банкротстве некоммерческой организации

К заявлению прилагаются документы — бухгалтерский баланс за последний отчетный период, список кредиторов с суммой финансовых обязательств, учредительные, сведения о задолженности. Подать иск может как сам должник, так и заинтересованное лицо. В качестве заинтересованных лиц, помимо должников, могут выступать кредиторы, государственные органы, должностные лица, учредители НКО и другие лица.

Копии заявления в обязательном порядке направляются кредиторам, налоговым инспекторам и другим лицам, заинтересованным в исполнении финансовых обязательств должника. Данное требование является обязательным так как суд может возвратить заявления об инициации процедуры банкротства, если заявитель не уведомил лиц, поименованных в законе о банкротстве. Подробнее про иск о банкротстве юридического лица от кредитора или по собственной инициативе фирмы по ссылке на нашем сайте.

Получение ответа на исковое заявление от Арбитражного суда. Суд может отказать в удовлетворении требования и не начать процедуру, признать его и открыть конкурсное производство, а может принять меры по выведению НКО из финансового кризиса, предложив наблюдение, внешнее управление, реабилитирующее финансовое оздоровление, мировое соглашение.

Особенности банкротства некоммерческих организаций

Особенности банкротства некоммерческих организаций могут составить внушительный список, но суть сводится к одному — все усилия направляются на то, чтобы свести ответственность учредителей при ликвидации НКО к минимуму: изыскиваются способы восстановления платежной способности, ищется и реализуется имущество для расчета по долговым обязательствам, после чего проводится процедура ликвидации НКО.

Очередность удовлетворения требований кредиторов сводится к одному простому правилу: удовлетворение требований работников, государства и кредиторов.

Может ли общественная организация быть признана банкротом?

Нашим доверителям не следует забывать, что не все некоммерческие организации могут быть обанкрочены и признаны несостоятельными по решению суда. К примеру, религиозные общества и политические партии согласно гражданского законодательства и законодательства о банкротстве не могут быть признаны несостоятельными. Так как они являются общественными организациями.

Это подразумевает что независимо от размера кредиторской задолженности религиозной организации и сроков её неисполнения в отношении не может быть инициирована процедура банкротства. Однако учредители религиозной организации, могут принять решение о её добровольной ликвидации и после такого решения имущество, принадлежащее религиозной организации, кроме имущества, предназначенного для богослужебных целей, может быть направлено на удовлетворение финансовых требований кредиторов.

Политическая партия также юридически не может считаться несостоятельной, так как это обуславливается её юридическим и общественно-политическим статусом. Запрет на признание банкротом обуславливается простой причиной: поддержание политической жизни партии и её идей.

Наши адвокаты по регистрации и ликвидации помогут Вам в процедуре, составят все необходимые документы, будут отстаивать Ваше право в суде и на стадии досудебного урегулирования спора. Давайте заключим с Вами договор на сопровождение процедуры банкротства прямо сегодня?

Отзыв о наших услугах по банкротным делам в Екатеринбурге

Банкротство некоммерческих организаций – процесс сложный. В соответствии с действующим законодательством РФ признать в суде свою несостоятельность по оплатам счетов могут как коммерческие фирмы, так и НКО.

Что представляет собой некоммерческая организация? Это фирма, деятельность которой не связана с получением прибыли для собственных целей. Это не означает, что прибыль получать организация не может, просто направляются все полученные средства на достижения некоммерческих целей, то есть для целей, предусмотренных в уставе. Например, если это ТСЖ, с помощью полученных средств осуществляются расчеты с поставщиками коммунальных услуг, капитальный ремонт домов, уборка территории и прочее. В случаях, когда НКО не справляется со своими финансовыми обязательствами, возможна инициация процедуры банкротства некоммерческой организации.

ВНИМАНИЕ: если Вам требуется не ликвидация, а регистрация некоммерческой организации, то пройдите по ссылке, наши адвокаты оказывают и такую услугу: профессионально и в срок

Банкротство бюджетного учреждения

Банкротство – это официальное признание должника несостоятельным перед своими кредиторами. Закон предусматривает возможный вариант банкротства государственных учреждений. При этом должны одновременно выполниться 3 условия:

  • Сумма долга для организации составляет 300000 рублей или выше;
  • Должник не выполняет свои обязательства перед кредитором, работниками или государством в течение 3-х месяцев;
  • Сумма долга выше, чем стоимость имущества должника.

Если все условия, перечисленные выше выполнены, то заемщик может быть признан банкротом и нести ответственность перед кредитором. Причем до недавнего времени арбитражный суд РФ мог признать банкротом абсолютно любое юридическое или физическое лицо, кроме казенных учреждений. Чем же отличается казенное учреждение, от остальных государственных организаций?

Банкротство муниципального казенного предприятия

  1. справки, подтверждающие банкротство некоммерческой организации – неспособность оплатить задолженность;
  1. учредительная документация предприятия;
  1. бухгалтерский баланс за последний отчетный квартал;
  1. перечень кредиторов и сумма долга каждому из них.

Как только исковое заявление будет подано, суд может вынести следующий приговор:

  1. признать банкротом и начать процесс конкурсного производства;
  1. отказать в признании несостоятельным;
  1. ввести такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление или мировое соглашение;
  1. закрыть дело о банкротстве.

Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.

8 мая 2010 года был принят закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.

Это расширяет права учреждений, даёт им большую финансовую свободу и способствует развитию и улучшению качества оказываемых населению услуг.

В соответствии с этим законом все бюджетные учреждения РФ могут иметь различную степень финансовой свободы. Она будет зависеть от эффективности управления дирекции предприятий своими денежными ресурсами.

Бюджетное подразделение может относиться к одной из трёх регламентированных законом форм:

  • автономная;
  • бюджетная;
  • казенная.

Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму. Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.

Законом предусматривается усиление ответственности первых руководителей за результаты коммерческой деятельности вверенных им предприятий и учреждений.

Например, если задолженность учреждения бюджетной формы выше установленного норматива, то законом предусматривается императивное требование увольнения руководителя.

Самая финансово независимая – автономная форма (АУ). Она даёт возможность предприятиям самим формировать заказы для своей деятельности и позволяет открывать счета в коммерческих банках.

Бюджетная форма (БУ) ограничивает свободу размещения заказов и разрешает иметь счет только в Федеральном казначействе.

Казенная организационная форма (КУ) учреждения имеет самую жесткую регламентацию хозяйственной деятельности. Её финансирование осуществляется в полном соответствии с бюджетом. Обычно к ней относятся учреждения министерства обороны и государственной пенитенциарной системы и все доходы, полученные КУ

Все три эти формы предполагают одно: собственником их является государство в лице Федеральной власти либо муниципальной. И либерализация их финансовой деятельности совсем не исключает финансирование их из бюджета.

Бюджет по-прежнему остается главным источником нормального функционирования таких организаций. Закон лишь создал условия для более гармоничного их развития.

Изменился только порядок участия государства в финансировании учреждений. Лишь для казенных он остался прежний. А предприятия автономной и бюджетной формы по новому закону финансируются в форме субсидий на основе Госзадания.

Что относится к бюджетным учреждениям? По российскому законодательству это организации, которые создали сами органы государственной власти для научно-технических, культурных, социальных и прочих некоммерческих видов деятельности.

Они финансируются из средств бюджета государственного или местного и бывают двух типов:

  • государственные;
  • муниципальные.

С появлением нового закона, регламентирующего их деятельность, возникли опасения, что директора при получении финансовой свободы заиграются в самостоятельность. И это может привести их к банкротству. Особенно это касается учреждений автономной правовой формы администрирования.

У них по новому законодательству:

  • расширены права по распоряжению имуществом;
  • упрощен порядок пользования бюджетными средствами;
  • появилась возможность привлечения внебюджетных источников;
  • возникают новые связи и ответственность перед новыми партнерами;
  • меняется форма взаимодействия с учредителем, которым является государство.

Возможно ли, что бюджетные учреждения, получив привилегии от государства, разорятся, пойдут с молотка, будут отданы в частные руки? Сам закон N 83-ФЗ и другие нормативные акты РФ категорически исключают такие риски. Хотя, на этапе принятия закона, по этому поводу были серьезные споры специалистов. Ни одно дело о банкротстве в судебной практике пока не зафиксировано. Значит механизм, заложенный в законах, работает. В чем же он состоит?

Предлагаем ознакомиться Может ли муниципальный служащий (госслужащий) работать по совместительству

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 4, статья 61) банкротство бюджетных учреждений невозможно. Они являются государственными учреждениями и не могут быть учреждениями частными.

Распоряжаться их собственностью может только учредитель, а учредителем в данном случае является государство либо в лице федеральной власти, либо власти местной, муниципальной.

Законом специально оговаривается понятие крупных сделок. Совершение их возможно лишь с согласия учредителя. Любая сделка, которая может сорвать выплату зарплат работникам учреждения, считается крупной. Ведь зарплаты – самая большая статья расходов бюджетных учреждений.

Государство, через системы субсидий финансируя АУ, тоже является для него кредитором. Постановление 257 Правительства РФ от 29 мая 2004 года дает возможность контролировать движение финансов автономных учреждений и позволяет вовремя предотвратить ситуацию, угрожающую ему банкротством. Казначейство сообщает о проблеме учредителю, а тот уже принимает меры.

По результатам финансовой работы любое новое бюджетное учреждение может быть переведено с одной формы управления на другую.

Этот перевод осуществляется решением соответствующего органа власти:

  • правительством РФ для учреждений федерального подчинения;
  • высшей исполнительной властью субъекта РФ для предприятий субъектов РФ;
  • администрацией местного самоуправления для муниципальных учреждений.

Смена типа учреждения – это не его реорганизация, а лишь изменение степени его финансовой самостоятельности. Этот процесс не требует существенных организационных затрат. Нужно лишь внести изменения в учредительные документы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Дело о несостоятельности юр. лица может инициироваться самой организацией, ее должниками, также уполномоченными органами (например, ФНС).

При первом варианте такое решение принимается ее управляющим. В случае с унитарными предприятиями это делается обычно их собственниками.

Владелец чаще всего решает устранить предприятие, а в процессе уже находится его несостоятельность.

Несостоятельность ГУП либо МУП осуществляется при наличии установленным особым законодательством основаниям.

Предпосылкой банкротства юр. лиц, как было обозначено выше, является невозможность ублажение требований всех кредиторов.

При том законодательством инсталлируются аспекты неспособности выполнения должником собственных обязанностей.

Для выявления признаков несостоятельности принципиально учесть срок неисполнения обязательств, также их размер.

— Федеральный закон от 03.01.2006 N 6-ФЗ. 3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

С точки зрения реальных экономических процессов, до сих пор существуют доходные казенные предприятия и нерентабельные. Так как принципы деятельности казенного предприятия основаны на государственной собственности, то по всем финансово-экономическим изменениям собственнику (т.е.

До настоящего времени банкротство казенных предприятий осложнено действующим гражданским законодательством. И фактически доказать неплатежеспособность какого-либо казенного, очень сложно. Из истории банкротства известно, что банкротом считается тот, кто сам объявляет в судебных инстанциях о своей несостоятельности перед платежными требованиями кредиторов.

В чем разница процедур банкротства и ликвидации применительно к муниципальному унитарному предприятию (МУП)? Каковы сроки и этапы их проведения? Может ли учредитель МУПа принять решение о его ликвидации? Может ли учредитель МУПа подать заявление о признании его банкротом? Каковы последствия ликвидации и банкротства? Каковы операции с имуществом МУПа при его ликвидации и в случае признания его банкротом?

Решение об участии федеральных казенных предприятий в коммерческой или некоммерческой организации принимаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Казенное обладает специальной правоспособностью.

#Еслинебудетфондов: благотворительные фонды России просят о спасении

Мировой финансовый кризис и пандемия самым неблагоприятным образом отразились на деятельности некоммерческих организаций. Одними из первых в колокол забили представители благотворительных фондов. Они констатируют, что работа по сбору пожертвований и организации волонтеров в условиях пандемии оказалась на грани полного прекращения.

Пожертвования со стороны граждан в условиях всеобщей паники практически прекратились, а фандрайзинговая деятельность и контакты с крупными компаниями оказались невозможны в условиях самоизоляции и финансовых проблем потенциальных жертвователей. Выяснилось, что многие некоммерческие организации оказались не готовы к полному переходу в онлайн, как это сделал ряд коммерческих структур.

По мнению исполнительного директора благотворительного собрания «Все вместе» Киры Смирновой, кроме очевидного – уменьшения числа и объема пожертвований – на финансовом состоянии фондов отразилась отмена массовых мероприятий. То есть благотворительных ярмарок и распродаж, концертов и фестивалей, партнерских акций, лекций, забегов и т.д. Также есть некоммерческие организации, которые являются поставщиками социальных услуг и именно так получают прибыль – эту возможность они сейчас тоже потеряли.

Кира Смирнова отметила, что ухудшение положения фондов напрямую влияет на тысячи их подопечных, которым сейчас помощь нужна больше чем когда-либо.

«Бездомные люди во время пандемии особенно уязвимы. В условиях изоляции в кризисных семьях увеличивается угроза возврата детей в детские дома. Тяжелые заболевания нельзя поставить на паузу на время эпидемии. Люди с особенностями ментального развития могут особенно тяжело переносить стрессовые ситуации», — заявила представитель благотворительного собрания «Все вместе».

Кира Смирнова также сообщила «Русбанкроту», что льготы и меры господдержки для бизнеса уже введены, а для некоммерческих организаций нет, хотя они очень нужны. Поэтому фонды объединились и направили письмо премьеру Михаилу Мишустину и в Совет Федерации с просьбой принять меры по поддержке российских некоммерческих организаций.

«Чтобы получить спецпропуска для сотрудников и волонтеров, пришлось отправить в Департамент труда и социальной защиты населения Москвы официальное письмо, которое подписали почти 30 организаций. Нужно рассказать о ситуации людям — запускаем все вместе флешмобы, например, #еслинебудетфондов», — поделилась Кира Смирнова.

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Волонтеры. Помощь животным (@soba4ka_kak) 31 Мар 2020 в 9:15 PDT

Посты с этим хештегом иногда трогательные, а иногда очень страшные: если не будет вот такого фонда, то вот столько человек не получит лечение, столько человек умрет. Тяжелая правда. При этом фонды стараются не прекращать работу.

«Прогнозы строить очень трудно, но, кажется, что пройдут через этот кризис не все», — подытожила эксперт.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Фонд «Наши Дети» Уфа (@nashidetiufa) 3 Апр 2020 в 1:46 PDT

Куда более оптимистичной позиции придерживается Ольга Лазарева, президент Фонда поддержки и развития природоохранных и других социально-значимых проектов «Наш фонд». Она сообщила «Русбанкроту», что видит в карантине надежду.

«Люди и организации, поддерживающие природоохранные проекты России были большой редкостью, до карантина пожертвования составляли менее 1% от объема всех благотворительных средств. Надеюсь, теперь этих замечательных людей станет кратно больше — в заточении сознание россиян расширится, есть время глубже разобраться в вопросах экологии», — поделилась Ольга Лазарева.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Фонд «ДоброСвет» (@fonddobrosvet) 2 Апр 2020 в 11:07 PDT

Президент проекта «Наш фонд» также уверена, что сохраняя биоразнообразие, укрепляется иммунитет всего человечества, люди имеют шанс создать лекарство от любого мутирующего вируса.

«Уверена, что вскоре вакцину против короновируса выделят из клеток какого-нибудь растения или животного, которого нам удалось сохранить. Надеюсь, еще удалось», — отметила Ольга.

Также эксперт выразила мнение касательно того, что с каждым потерянным видом человечество теряет шанс на выживание. Ольга Лазарева полагает, что вся ситуация с пандемией сделает людей ответственнее, а экологические благотворительные проекты получат масштабную поддержку.

Однако «Наш фонд» пока также сидит без помощи — эксперт сообщила, что выделенные Потаниным средства до них не дойдут, потому как проект не подходит по критериям. Во-первых, НКО нет 3-х лет, а во-вторых, направление «природоохрана» сейчас не является приоритетным. Так что организация временно ушла в отпуск.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от БФ «Дари Надежду» (@darinadezhdu) 2 Апр 2020 в 11:20 PDT

«Выживут крупные федеральные фонды-бренды, кэптивные фонды крупных корпоративных структур и олигархов и небольшие, но максимально диверсифицированные по каналам поступления средств, а также публичные проекты», — заявил независимый эксперт Михаил Ермаков.

По прогнозам экспертов, если при нынешних темпах в стране будет уменьшаться объем пожертвований, в то время как количество лиц, имеющих потребность в помощи, будет увеличиваться, многие благотворительные организации могут прекратить свое существование навсегда. В этой ситуации страну ждет уже не кризис или высокая смертность от коронавируса, а масштабная социальная трагедия. Надежды на то, что акции и флешмобы в социальных сетях (#еслинебудетфондов) позволят решить данную проблему хотя бы отчасти, конечно, есть. Однако и они стремительно тают на фоне разворачивающейся в стране неразберихи.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Янка-обезьянка

Банкротство благотворительного фонда

Благотворительные фонды БФ) относятся к Некоммерческим организациям. Соответственно, их деятельность регулируется несколькими положениями ГК. Любой фонд, с приставкой «некоммерческий» основан на работе, которая не приносит материальной выгоды. То есть, организация может получать определенный доход, но он направляется на определенные цели. В нашем случае, на благотворительность.

Регулирование деятельности НКО

Само определение закреплено в ст.50 ГК. Деятельность регулируется положениями п.1параграфом 7 гл.4 ГК.

Законодательство предусматривает возможность банкротства практически любой НКО. При этом, невозможно ликвидировать организации, которые имеют отношение к религии и политике.

Особенности банкротства фондов

В основе существования и деятельности БФ лежат индивидуальные, добровольные взносы членов общества. Соответственно, деятельность имеет свои особенности, которые отражаются на финансовой составляющей. Особенности могут отразиться и на процедуре ликвидации.

Варианты ликвидации благотворительных фондов

Банкротство и ликвидация в нашем случае могут считаться синонимами. Закрыть фонд можно двумя путями: по собственной инициативе и согласно решения суда. Это вид регламентируется положениями ст.61 — 64 ГК о банкротстве юр. лиц.

Важно! Добровольная ликвидация невозможна. При любых обстоятельствах процедура будет проходить через суд. Это предусмотрено ст.123.20 ГК.

Принудительный вариант регламентируется ФЗ №127-ФЗ, датируемым 26.10.2002, который касается несостоятельности фондов.

Основания принятия решения о банкротстве фонда

  1. Отсутствие материальных возможностей продолжать осуществление своей деятельности. Кроме этого, у учредителей и членов собрания нет вариантов найти необходимые средства, которые необходимы для нормального существования БФ.
  2. Учредители должны доказать, что фонд не в состоянии достичь поставленных целей, которые прописаны в учредительных документах.
  3. Основанием для принятия решения о ликвидации может стать отклонение от направления заявленного вида деятельности.
  4. Иные основания, которые указаны в статьях и пунктах законодательных актов. К примеру, накопление просроченных обязательств перед третьими лицами или организациями. В частности, при возникновении просроченных платежей на сумму, превышающую 100 тыс. руб. При этом, срок задолженности должен быть не менее 90 дней. В данном случае банкротство будет направлено на получение возможности реализации имущества фонда. Все средства, вырученные от продажи, будут направлены на погашение финансовых обязательств.

Причины ликвидации по инициативе государства

В некоторых случаях инициатором процедуры банкротства могут выступать гос. и региональные власти. К причинам можно отнести:

  • БФ работает без соответствующих лицензий и разрешительной документации (в том числе, при нарушениях, допущенных во время регистрации);
  • многократные доказанные факты нарушения законодательства страны в целом, и отдельного ФО в частности;
  • в случае, если БФ осуществляет деятельность, которая не отображена в уставе.

В данном случае фонд прекращает осуществлять свою деятельность тогда, когда уполномоченный государственный орган подал иск в суд.

Какие документы необходимы для банкротства фонда и порядок их подачи

Инициировать процедуру прекращения деятельности могут следующие лица:

  • попечительский совет (этот орган может стать инициатором только при добровольном варианте ликвидации);
  • органы самоуправления, прокуратура либо иные органы юстиции (они могут начать процедуру только при принудительном варианте).

Составление иска регламентируется гл.2ст.131 ГПК. Этот вид документации должен содержать следующие сведения.

  1. Наименование судебного органа, в который будут поданы исковая документация.
  2. Полные данные того, кто подает заявление. Для физ.лиц: личные данные, адрес, где зарегистрирован и проживает человек, данные для осуществления связи. Для ИП: личные данные, ИНН и полные реквизиты документов, выданных при постановке на учет. Для юр. лиц: полное название, которое включает в себя организационные и правовые формы. Данные записи, которая оформляется при получении статуса юр. лица. ИНН и данные того специалиста, который будет представлять интересы истца.
  3. Подробные данные ответчика.
  4. Причины и требования того, кто подает иск. Тут нужно детально описать все причины. Они должны быть подкреплены правдивыми доказательствами. Кроме этого, требуется указать, какие цели преследует истец. Какие именно требования подлежат удовлетворению.
  5. Рекомендуется сделать подробное описание всех событий, которые привели к появлению подобной ситуации.
  6. Стоимость обращения. Это необходимо только в том случае, если проведена финансовая оценка иска.

В пакет документов должны быть включены следующие бумаги:

  • заверенные копии установочной документации: регистрационные бумаги и устав;
  • квитанция, которая выдается на основании оплаты госпошлины установленного размера (согласно пп.3. п.1. ст.333.19 ГК она составляет 300 руб. для физ.лиц и 6 тыс. для юр.);
  • справки о том, что были произведены выплаты во все необходимые органы;
  • выписка из государственного реестра;
  • протокол заседания, на котором было принято решение о проведении процедуры ликвидации БФ;
  • полный перечень всего имущества, которое принадлежит НКО (к списку крепят документ, с оценкой стоимости каждого предмета, в качестве подтверждения ведется фото-видео-съемка);
  • приложения;
  • подпись и печать (для юр.лиц) истца и число, когда этот документ был подан на рассмотрение.

Пошаговая инструкция осуществления процедуры ликвидации

  1. На первом этапе необходимо составить иски и подать их в канцелярию суда. Именно там они регистрируются и принимаются к рассмотрению. Документы могут подать любые лица, которые заинтересованы в решении вопроса.
  2. Этот вид заявления должен быть рассмотрен в течении 5 рабочих дней. По нему выносится решение. Это может быть:

  • принять к рассмотрению;
  • оставить заявление без движения;
  • отклонить.

После рассмотрения и вынесения решения оформляется соответствующий ответ истцу.

  1. Если документы приняты, тогда назначается комиссия по ликвидации.
  2. После начала процедуры информация о начале ликвидации БФ должна быть опубликована в специальном издании: «Вестник госрегистрации». При этом, в сообщении нужно указать сроки рассмотрения. Они не могут быть меньше 60 дней.
  3. Устанавливаются все существующие кредиторы. Принимаются требования от каждой организации и частных лиц. Составляется список претензий. Одновременно с этим производится подготовка документации, которая необходима для увольнения всего штата сотрудников.
  4. Подготовка предварительного баланса. Сюда включаются все средства, которыми обладает БФ. Это: счета, имущество и так далее. Кроме этого, фиксируется весь объем обязательств БФ. Все эти данные оформляются по форме РН 0007. Полный пакет финансовых и имущественных документов передаются представителям Минюста.
  5. Удовлетворение интересов всех кредиторов. В то же время, в этот период проводится взыскание средств со всех дебиторов.
  6. Подготовка и утверждение ликвидационного баланса. Этим документом фиксируются суммы задолженности по обязательствами после реализации имущества и проведения всех взаиморасчетов. Этот вид документации, вместе с регистрационными бумагами нужно подать в налоговую для того, чтобы БФ сняли с учета.
  7. На этом этапе требуется закрыть все счета, которые функционировали в тех или иных финансовых организациях.
  8. Уничтожение печати. Процедура фиксируется при помощи осуществления съемки и в присутствии свидетелей.
  9. Передача всей собранной документации в архив.

БФ снимается с учета. Отметка о ликвидации ставится в регистрационной документации после того, как будут предоставлены следующие бумаги:

  • заявление о решении ликвидировать БФ;
  • решение судебного органа о том, что БФ прекратил свое существование;
  • бумаги с ликвидационным балансом;
  • устав;
  • документы, которые являются свидетельствами уничтожения штампов и печатей.

Все мероприятия производятся на основании ст.21 ФЗ №7-ФЗ, который касается деятельности и банкротства НКО, датированный 12.01.1996 г.

Некоторые особенности банкротства фонда

В некоторых случаях суд может принять решение об осуществлении ряда мероприятий, направленных на улучшение финансовой обстановки внутри БФ. В данном случае устанавливаются сроки проведения наблюдения. В этот период производится наблюдение за работой НКО. Цель этого комплекса мероприятий заключается в том, что нужно сохранить все существующие активы фонда.

Стадия финоздоровления. На этом этапе назначается лицо, которое будет производить контроль за финансовой активностью БФ. Этот специалист отвечает за то, чтобы заинтересованные лица не смогли обнулить счета. Он отвечает за выполнение долговых обязательств перед кредиторами. Если эти меры не приносят должного результата, тогда вводится внешнее управление. В данном случае сторонний специалист начинает осуществлять полноценный контроль над БФ. Цель: вывод финансового положения в положительное русло. Только если эти меры не помогают, тогда продолжается процедура осуществления ликвидации и признании банкротства.

Сразу же начинается конкурсное производство. На этом этапе управляющий старается распределить существующее имущество таким образом, чтобы удовлетворить интересы каждого кредитора.

Важно! Если принимается решение о попытке вывода БФ из кризиса, но при этом, должник отсутствует, тогда становится невозможным проводить некоторые мероприятия. В частности, это касается финоздлроовления и внешнего руководства. В этом случае применяется только последний пункт: конкурсное производство.

Взаиморасчеты с кредиторами

После того, как комиссия опубликовала информацию о принятии решения про ликвидацию БФ, кредиторы должны подготовить свои финансовые требования. В частности, подсчитать общую сумму задолженности. Это необходимо осуществить в течении 2-х мес. с момента выхода публикации о банкротстве. Этот срок можно увеличить путем обращения в суд.

Важно! Если кредитор не смог вложиться в указанные сроки, тогда в дальнейшем он сможет взыскать задолженность только в судебном порядке. При этом, ему нужно будет указать веские причины, по которым он не смог вложиться в 2-месячный срок.

Сколько стоит процедура банкротства фонда

В общем, в 2019 г. для ликвидации БФ своими собственными силами понадобиться всего 7 тыс. 800 руб. Эта сумма состоит из:

— 6 тыс. — госпошлина, которая оплачивается во время подачи заявления в судебные органы;

— 800 руб. — сумма, которую нужно будет уплатить при подаче документации в Министерство юстиции;

— 1 тыс. руб. — это стоимость услуг нотариуса, который понадобится для того, чтобы заверить форму РН0008.

В данном случае не учитываются услуги профильных юристов.

Последствия банкротства НКО

Обратите внимание на то, БФ является одним из видов НКО. Соответственно, общий объем имущества и счетов формируется на основе добровольных пожертвований его членов. В связи с этим, нужно помнить, что учредители не несут ответственность по обязательствам БФ своим собственным имуществом. То есть, ответственность НКО ограничивается имущественными размерами самого БФ.

Таким образом, не стоит забывать о том, что Благотворительный фонд является одним из видов НКО. Соответственно, его деятельность регламентируется положениями законодательства, который касается НКО.

При запуске процедуры ликвидации и признании организации банкротом нужно учитывать специфику работы и финансирования этой НКО. Для того, чтобы ликвидировать БФ нужно придерживаться законодательных актов и порядка проведения всей процедуры. Не забываем о том, что фонд можно признать банкротом и ликвидировать только в судебном порядке. Это касается и добровольного прекращения деятельности. Для того, чтобы вопрос решился в самые короткие сроки, рекомендуется внимательно и ответственно подойти к оформлению всех необходимых бумаг.

admin

Добавить комментарий