Аварийный комиссариат

Аварийный комиссариат

Авария для любого участника дорожного движения – это психологическая травма, независимо от того, выступает он потерпевшей стороной либо виновным лицом. Многие водители теряют концентрацию в момент ДТП и не знают, как себя вести и не допустить ошибки при составлении сопровождающих бумаг. В такой ситуации сможет прийти на помощь страховой комиссар.

Кто такой страховой комиссар

Аварийный комиссар (аварком) – лицо, являющееся экспертом в вопросах ПДД и страхового закона, предоставляющее консультационную поддержку водителям во время оформления ДТП. Данное лицо не имеет каких-либо специальных полномочий, а также не может выступать свидетелем при оформлении документов на месте аварии.

Данные специалисты могут подразделяться на 3 типа в зависимости от их статуса:

  1. Независимые эксперты. Данные представители являются самостоятельными субъектами хозяйствования. Оплата услуг такого специалиста будет дороже, поскольку он не является штатным сотрудником какой-либо компании. Однако можно рассчитывать, что в ситуации, когда требуется помощь и независимая оценка, самостоятельно действующий аварийный комиссар окажется лицом не заинтересованным и объективным.
  2. Представитель компании-страховщика. Такой специалист будет являться штатным сотрудником страховой компании. Чаще всего его услуги включаются в стоимость оформляемого полиса, например, КАСКО. Причем цена на страховку будет тем выше, чем больше услуг оказывает аварком.
  3. Эксперты, сотрудничающие со страховщиками по договорам подряда. Данные представители не являются сотрудниками страховой компании, но предоставляют свои услуги от их имени в соответствии с договором.

Роль в страховании

Профессию страхового комиссара и его роль в оформлении ДТП трудно переоценить, особенно водителям, которые оказываются в сложном психологическом состоянии. Именно посещение места ДТП аваркомом способно вывести участника ДТП из психологической ямы.

Действия растерянного водителя в этот момент могут быть нелогичны, наполнены суетой и непоследовательностью действий. Присутствие страхового комиссара позволяет провести спокойную и трезвую оценку произошедшего события, выявить основные факторы, приведшие к ДТП, задокументировать событие и ущерб, возникший в результате происшествия.

Функции и полномочия

В перечень основных обязанностей аваркома входит:

  • осмотр места ДТП и оказание первичной помощи;
  • вызов службы спасения, в случае необходимости;
  • содействие представителям ГИБДД во время оформления всех фактов ДТП;
  • фиксация самого происшествия, поврежденных транспортных средств, фотографирование документации участников аварии;
  • оказание психологической поддержки при необходимости;
  • опрос свидетелей;
  • помощь в оформлении документации, необходимой для получения страхового возмещения;
  • первичная оценка масштабов понесенного ущерба;
  • составление сертификата и консультация участников аварии относительно возможности обращения в страховую компанию;
  • вызов эвакуатора (если автотранспорт, пострадавший при ДТП, не может передвигаться самостоятельно).

По сути, роль страхового комиссара полностью совпадает с тем перечнем действий, которые должен выполнить участник ДТП. В связи с тем, что водитель прибегает к услугам третьих лиц, все его действия выполняет аварком.

Вызов аварийного комиссара при ДТП

Вызов страхового комиссара на место аварии может происходить таким образом:

  1. Звонком в страховую компанию по контактным телефонам, если данная услуга оформлена у клиента, а сам специалист является штатным сотрудником страховщика. Если у страхователя оформлен полис ОСАГО, то бесплатный выезд специалиста на место аварии не предусмотрен. В таком случае возможно оказание услуг за отдельную плату.
  2. Вызов через службу аварийных комиссаров, действующую в регионе.
  3. С помощью обращения к частному эксперту, заключив разовое соглашение на оказание услуг либо договор на долгосрочное сотрудничество.

В среднем, с момента вызова эксперта до момента его прибытия на место проходит 20-30 минут.

После вызова и приезда аваркома на место ДТП начинается оформление самого происшествия, которое должно происходить в строгом соответствии с определенной процедурой.

Действия комиссара

Порядок действий аваркома при оформлении последствий аварии на месте происшествия выглядит так:

  • Приезд на место происшествия в течение получаса.
  • Выполнение работ по оформлению происшествия и заполнению необходимых документов. В данный раздел входит фиксация произошедшего события, опрос свидетелей, фотографирование документов участников ДТП. Кроме того, комиссар должен составить схему происшествия, предварительно оценить масштабы ущерба, подготовить и заполнить европротокол.

Важно! В отдельных случаях оценка комиссаром размеров ущерба позволяет не проводить дополнительную оценку у компании-страховщика. Таким образом ускоряется выплата покрытия по возмещению ущерба.

Действия участника ДТП

В случае когда последствия ДТП фиксируются страховым комиссаром, сами участники выполняют минимум функций. Если произошла авария, они должны:

  1. Вызвать аварийного комиссара.
  2. Дождаться его приезда и только после этого начинать процедуру оформления документов.
  3. Способствовать его действиям, рассказать о деталях аварии, при необходимости.
  4. Представить документы, подтверждающие право управлять автотранспортом, а также документацию на сам автомобиль.

Как выбрать комиссара

Существует несколько способов, как подобрать страхового комиссара, который окажет необходимую поддержку в случае необходимости. Основные варианты выбора:

  • Приобретение услуги в страховой компании при оформлении полиса. Как правило, страховщики могут предлагать пакетное обслуживание, оформляя услуги добровольного страхования, и покупку отдельной услуги, выбирая среди обязательных страховок.
  • Покупка ассистанса в специальных компаниях либо у страховых брокеров. Здесь также есть разные по стоимости предложения, которые предполагают различный уровень сервиса (количество выездов комиссара на место аварии, эвакуация авто и его содержание на охраняемой стоянке, сбор необходимых справок для подачи запроса на возмещение в страховую компанию и т.д.).

Наиболее востребованным видом услуг является выезд эксперта на место происшествия и помощь в заполнении документации. Поэтому наиболее правильным решением является приобретение недорого пакета, который имеет определенный лимит на количество выездов к месту происшествия.

Ответственность комиссаров

В российском законодательном поле отсутствует правовое регулирование и лицензирование деятельности страховых комиссаров. Любое лицо, оформившее ИП с соответствующим видом деятельности, либо оформившее трудовые взаимоотношения со страховой компанией, может выступать в качестве аварийного комиссара.

Главное, чтобы он соответствовал таким требованиям:

  • Четко разбирался в действующих ПДД и законодательстве в области страхования.
  • Имел опыт проведения оценки автотранспорта, пострадавшего при дорожном происшествии.
  • Разбирался в психологии и мог наладить взаимоотношения с лицами, которые пребывают в стрессовом состоянии.

Наиболее часто данную профессию осваивают:

  1. Бывшие представители ГИБДД.
  2. Юристы, а также сотрудники компаний-страховщиков.

Все взаимоотношения между комиссаром и лицом, которому оказывается помощь, фиксируются в договоре услуг. Он может заключаться на разовую консультацию либо предусматривать поддержку в течение конкретного временного промежутка. В этом же договоре прописывается и ответственность сторон.

Важно! Если страховым комиссаром является действующий сотрудник страховой компании, то его ответственность предусматривается перед работодателем, а не перед водителем.

Обучение и вакансии комиссаров

Если человек не имеет соответствующего профильного образования, но желает работать страховым комиссаром, он может пройти соответствующее обучение. Для этого существуют специальные сертифицированные центры обучения, где проводятся курсы по подготовке страховых комиссаров. Каких-либо специальных требований к кандидатам на прохождение обучения не выдвигается.

По результатам проведенного обучения центры переподготовки выдают соответствующие дипломы и подтверждающие документы, в которых указаны результаты прохождения обучения и подтверждается возможность работать в соответствующем направлении. Данные документы соответствуют стандартам и требованиям Министерства образования.

Если человека заинтересовала возможность работы страховым комиссаром, он может заняться поисками соответствующей вакансии. Как правило, о доступных должностях можно поинтересоваться в офисах страховых компаний и контор, которые оказывают экстренную помощь водителям. Можно найти вакансию и на сайтах, где размещены объявления работодателей.

Выводы

В качестве итога можно сказать следующее:

  • Страховой комиссар может оказать серьезную помощь в момент фиксирования и оформления результатов ДТП.
  • В функции страхового комиссара входит выполнение обязанностей водителя в момент оформления последствий аварии.
  • В качестве страхового комиссара может выступать отдельное юридическое лицо либо сотрудник страховой компании.
  • Ответственность аварийного эксперта регламентируется договором оказания услуг.
  • Чтобы получить профессию страхового комиссара, достаточно пройти обучение в специальном центре по переподготовке.

Если у вас остались вопросы относительно темы данной статьи, вы можете обратиться за консультацией к нашему онлайн-эксперту, используя специальную форму чата внизу страницы сайта.

Будем благодарны за подписку и репост материала!

Читайте далее: ТОП-10 страховых компаний России.

Аварийный сертификат (average certificate) – документ, подтверждающий характер, размер и возможные причины нанесенного застрахованному имуществу ущерба. Его составляет аварийный комиссар (аджастер) и выдает заинтересованному лицу (как правило, после оплаты его услуг). В аварийном сертификате, в частности, указывается, где застрахован груз или иное имущество, вид транспортного средства, место разгрузки, род тары и т.д.

Аварийный сертификат является не более чем свидетельством ущерба и не предрешает его обязательную оплату страховщиком, однако выводы аварийного комиссара о причине возникновения ущерба, изложенные в аварийном сертификате, принято считать вполне беспристрастными, поскольку он выполняет работу без какого-либо предрасположения к любой из сторон, заинтересованных в исходе дела.

На основании аварийного сертификата страховщик принимает решение об оплате или отклонении претензии страхователя. Часто именно аварийный сертификат становится единственным свидетельством, в котором отражены природа, степень и размер понесенного ущерба. Затраты страхователя, связанные с получением аварийного сертификата, могут быть включены в сумму страхового возмещения, подлежащего выплате со стороны страховщика (если указаны в заявленной претензии). Аварийный сертификат не является безусловным доказательством ответственности страховщика в силу ранее заключенного договора страхования (аварийный комиссар делает об этом особую оговорку в тексте аварийного сертификата).

В аварийном сертификате должно быть указано: кто и когда обратился с просьбой об осмотре, где застраховано имущество, вид транспортного средства, описание товаросопроводительных документов, производилась ли перегрузка в пути, соответствует ли упаковка груза характеру перевозки, описание имущества, описание ущерба, возможные причины его возникновения и т.д.

Требования, предъявляемые к аварийному сертификату, весьма высоки: он должен быть сформулирован четко и ясно, содержать детали, позволяющие получить всестороннюю информацию о причине и размере убытка, при необходимости сопровождается фотографиями, наглядно демонстрирующими состояние пломб, груза и упаковки. В аварийный сертификат могут быть включены отчеты сюрвейеров, результаты экспертиз и лабораторных испытаний, выполненных по указанию аварийного комиссара.

В практике страховой работы применяют стандартизированные формы аварийного сертификата в виде типографских бланков.

Давно назрела необходимость обсудить тему аварийных комиссаров. Приносят ли они пользу, либо вся их деятельность — сплошной развод водителей на деньги? Мнения на этот счет можно встретить самые противоположные. Поэтому, будем рады обсудить тему в комментариях к данному посту.

Скажем сразу, мы придерживаемся последней версии. В основе наших выводов лежит личный опыт встреч с «аваркомами», а также обобщенный опыт водителей, с которыми нам приходилось беседовать.

Кто такие аварийные комиссары?

С точки зрения страхового дела, аварийный комиссар — физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом.

Самое интересное здесь то, что в российском автостраховании «аваркомы» не являются представителями страховых компаний. Они никак не уполномочены ГИБДД, а прав у них меньше, чем у самого потерпевшего. На месте ДТП они могут выступать только как стороннее лицо, не более. Получается, что некие коммерческие структуры лишь заимствовали звучное название «аварийных комиссаров», являясь, по сути, очередными жуликами, деятельность которых не регламентирована ни одной нормой российского права.

По нашему мнению, основная цель их работы — срубить как можно больше деньжат с еще «тепленького», не отошедшего от стресса водителя. Появляются они сразу после ДТП, когда у человека еще не отошел шок, и начинают уговаривать воспользоваться своими услугами, рисуя страшную картину остаться без страховых выплат. Чего уж тут они только не обещают — и решить вопрос о виновности с ГИБДД, и «раскрутить» страховую на «бабки» и т.д. Козыряют знакомством с приехавшим экипажем ГИБДД и иными сотрудниками полиции, оценщиками и т.п.

Высокая оперативность комиссаров, обусловлена большим количеством «патрулей» и хорошо налаженной связью с дежурной частью ГИБДД города. Кроме того, они довольно успешно отслеживают информацию о дорожных событиях с помощью Яндекс.Карт.

Подумайте сами, кто будет работать бесплатно. Да еще в добавок к этому содержать многочисленный штат работников, солидный парк «авариек», платить аренду за офисы и т.п. «Аварийные комиссары» — это довольно прибыльный бизнес, хорошо продуманный и поставленный на поток. И основным источником его финансирования служим мы — автомобилисты.

Схема их работы проста. Комиссар на месте ДТП «помогает» оформить все документы и забирает их с собой. Далее документы передаются в контору, где специалисты делают оценку ущерба, готовят и отправляют документы в страховую компанию по почте. Если страховая отказывает и не платит, либо платит мало, комиссары подают иск в суд.

Казалось бы все хорошо и просто, но есть одно но — насколько выгодно это комиссарам, а также страховой компании и насколько не выгодно потерпевшему в ДТП.

Практически все комиссары обещают, что все расходы будут компенсированы страховой компанией. Однако, это не совсем так.

Вам придется заплатить им:

За работу комиссара на месте ДТП;
За проведение оценки ущерба;
За подготовку и отправку документов;
За подготовку иска и участие представителя в суде.
При этом, комиссары ведут дело так, что оно почти со 100-процентной вероятностью попадет в суд и безальтернативно выдают вам судебного представителя по завышенным расценкам. Хоть расходы на представителя истца должна оплачивать проигравшая сторона — страховая компания и/или виновник ДТП, суд может не взыскивать полную сумму таких расходов, если она покажется слишком большой. Эти деньги вам придется отдать из своего кармана.

При наличии свободного времени, не прибегая к помощи аварийных комиссаров, после ДТП у вас останется больше денег.

Кроме того, из всех услуг, которые предоставляют аварийные комиссары, сомнительнее всего выглядит именно подача документов. На самом деле это не такая уж и сложная процедура, как кажется.

В страховую нужно подать справку о ДТП, заверенную в ГИБДД, а также документ, подтверждающий виновность другого водителя (например, копию постановления об административном правонарушении). Эти бумаги в ГИБДД получить не трудно. В подавляющем большинстве случаев (если обстоятельства выяснены и нет пострадавших) их выдадут прямо на месте ДТП.

По закону об ОСАГО, документы в страховую компанию должен подавать либо собственник автомобиля, либо уполномоченное им лицо. Просто так у «аваркома» документы ни в одной страховой не примут. Он просто никто в этом деле. Не случайно в описанной выше схеме бумаги отправляются в страховую по почте вместе с результатами экспертизы. И отправляются они от вашего имени.

Поэтому ДТП лучше все-таки оформлять без комиссаров, вызвав инспекторов ДПС. И далее, взяв в ГИБДД все бумаги, обратиться в страховую и получить выплату ОСАГО, которую она насчитает, а уж потом, если сумма не устроит, проводить независимую экспертизу и подавать в суд, обратясь к любому юристу на свое усмотрение.

Оригинал .

От попадания в аварию не застрахован ни один автомобилист. Многие водители просто не понимают, что делать и как оформлять документы в случае возникновения ДТП. Оказать всестороннюю помощь и представлять интересы водителя в этом вопросе сможет аварийный комиссар.

Надо ли вызывать аварийного комиссара при ДТП?

Аварийный комиссар – это квалифицированный специалист, в обязанности которого входит всестороннее оказание помощи участнику ДТП. Следует помнить, что никаких прав и полномочий у него нет, он не является свидетелем. И всего лишь оказывает помощь водителям или одному из них в оформлении происшествия.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России.

Аварийные комиссары делятся на три вида:

  1. Независимые – это юридическое лицо, которое предоставляет свои услуге независимо от страховой компании. Это самый надежный и объективный вариант, ведь такой аварийный комиссар будет заинтересован только в том, чтобы помочь вам в оформлении ДТП. Безусловно, стоимость независимого эксперта будет на порядок выше. Зато вы сможете быть уверены в его непредвзятости и объективности.
  2. Работающие в страховой компании – это физические лица, которые числятся в штате страховой компании. Страховщикам выгодно иметь такого сотрудника. Его услуги включают в полис КАСКО. При этом в зависимости от его стоимости будет отличаться и пакету слуг, предоставляемый аваркомом. В полис ОСАГО включить такие услуги нельзя по закону, так как это расценивается как переманивание клиентов.
  3. Аварийные комиссары, сотрудничающие со страховой компанией, – это юридические лица, которые помимо независимости деятельности предоставляют свои услуги и страховой компании. К сожалению, если комиссар представляет страховую компанию, то он может специально допускать ошибки и неточности в оформлении дорожно-транспортного происшествия, чтобы уменьшить сумму страховой выплаты.

Обязательно ли вызывать аварийного комиссара при оформлении ДТП? Нет, если у участников нет разногласий по поводу виновника, если нет пострадавших, если есть понимание о том, как заполняются документы. Это лишь дополнительная услуга, которая предоставляется для помощи водителям. Только в некоторых случаях, если у одного из участников оформлено КАСКО в котором прописывается обязательное прибытие комиссара на место ДТП, необходимо вызвать этого сотрудника. Иначе страховая может отказать в выплате.

Порядок оформления аварии

Когда аварийный комиссар приезжает на место аварии, он должен действовать по определенной схеме, соблюдая нижеописанный порядок оформления ДТП.

  1. Приезжает на место дорожно-транспортного происшествия, тщательно осматривает место происшествия.
  2. Оказывает психологическую помощь водителям, если это необходимо. А также он может оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую.
  3. Далее аварийный комиссар начинает фиксировать детали происшествия. Проводит фото и видеосъемку, опрашивает свидетелей, при необходимости ищет камеры наружного наблюдения, которые могли зафиксировать аварию.
  4. После сбора информации он оценивает величину ущерба, нанесенного авто и имуществу. При этом он подробно описывает все повреждения при ДТП с подробностями.
  5. Аварийный комиссар заполняет документы, оформляет страховой сертификат.

Следует заметить, что этот расширенный план применим скорее к частным комиссарам, а не к сотрудникам страховой компании. Последние имеют весьма ограниченный план действий. Основная их цель – зафиксировать повреждения и уменьшить сумму стразовой выплаты.

Обязанности аварийного комиссара при ДТП

Ниже представлен список мероприятий, которые должен провести аварийный комиссар после прибытия на место ДТП.

  1. Осматривает место ДТП.
  2. При необходимости вызывает сотрудников ГИБДД и эвакуатор.
  3. Опрашивает свидетелей.
  4. Делает фото и видеосъемку места аварии и поврежденных автомобилей.
  5. Проводит оценку величины ущерба.
  6. Оформляет необходимые документы, в том числе и аварийный сертификат.

Аварийный сертификат – это отчет о проделанной аварийным комиссаром работе. В него входит: схема ДТП, фотоснимки, комментарии, полная информации о ситуации и участниках аварии. Таким образом, комиссар осуществляет действия, которые обязан выполнить водитель, причастный к ДТП, согласно пункту 2.6 ПДД. Закон не запрещает третьим лицам помогать участнику ДТП в его оформлении.

Плюсы оформления дорожно-транспортного происшествия аваркомом

Стоит ли вызывать аварийного комиссара на место аварии решает участник ДТП. Какие преимущества от таких действий?

  1. Ожидание сотрудников ГИБДД порой длится не один час. Аварийный комиссар прибудет на место в самые короткие сроки и начнет оформление.
  2. Многие водители или пассажиры получают во время ДТП серьезные психологические травмы или просто начинают теряться в незнакомой им ситуации. Комиссар может оказать психологическую поддержку и успокоить.
  3. До приезда инспекторов он осмотрит место аварии, проведет фотосъемку и видеозапись, опросит участников и свидетелей, составит схему аварии.
  4. Аварийный комиссар подробно зафиксирует и оформит все повреждения в отличие от инспекторов, которые только отмечают поврежденные детали без детального описания. Это очень пригодится во время обращения в страховую компанию.
  5. Он будет общаться с представителями ГИБДД от вашего имени, представляя ваши интересы.
  6. В дальнейшем независимый комиссар сможет представить ваши интересы в суде, если это будет необходимо.
  7. В случае подставной аварии он сможет противодействовать мошенникам.

Кто оплачивает аварийного комиссара при ДТП?

Как уже упоминалось ранее, вызов аварийного комиссара является обязательным лишь в том случае, если у одного из участников ДТП оформлено КАСКО с соответствующим условием. Таким образом, расходы по оплате ложатся на того водителя, кто решил вызвать аварийного комиссара. Безусловно, участники могут договориться и разделить эти расходы на двоих. Стоимость вызова аварийного комиссара будет варьироваться в зависимости от региона.

Особенности оформления аварии

Как правило, аварийный комиссар приезжает на место происшествия, спустя 10-20 минут. Точное время будет зависеть от региона, ситуации на дороге и занятости специалиста. Среднее время оформления ДТП профессионалом составляет от 20 до 40 минут.

Несмотря на то что аварийный комиссар – это высококвалифицированный специалист, рассчитывать на то, что он все сделает за вас нельзя. Ходить по пятам и вмешиваться в его работу не стоит, но следить за его действиями придется. Если, по вашему мнению, он что-то упустил или сделал не так – обратите на это внимание. Конечно, если комиссар представляет страховую компанию, то может легко не обращать внимания на ваши замечания. Но если аварийного комиссара вызвали вы сами для оформления ДТП, то требуйте от него полного соблюдения всей процедуры оформления.

Следует помнить, что комиссар ни в коем случае не заменяет сотрудника ГИБДД. Он лишь помогает участнику аварии оформить дорожно-транспортное происшествие согласно законодательству РФ. Обойтись без полиции можно лишь в том случае, если участники происшествия решили оформить Европротокол.

ДТП оформил аварийный комиссар, что дальше?

После того как авария оформлена, на руках у участников должны остаться следующие документы от инспекторов ГИБДД: справка о ДТП, протокол и постановление. Аварийный комиссар должен отдать страховой сертификат. Пострадавший должен обратиться в страховую компанию в течение 15 рабочих дней. В страховую компанию необходимо взять следующие документы:

  • заявление;
  • справка о ДТП;
  • протокол;
  • постановление;
  • паспорт;
  • СТС и ПТС на поврежденный автомобиль;
  • водительское удостоверение;
  • страховой сертификат, заполненный аварийным комиссаром.

Если ДТП оформлял комиссар от страховой, то дополнительного осмотра машины не требуется. Если оформление производилось частным комиссаром, то в страховой вам могут назначить дату осмотра, которую произведет оценщик. При этом если автомобиль на ходу, вы обязаны предоставить его для осмотра в согласованный день. Если авто не на ходу, то оценщик выезжает на место, где хранится авто.

В соответствии с новым законом об ОСАГО, который вступил в силу 27.04.17, получить денежную компенсацию можно только в крайнем случае. В большинстве ситуаций машины будут направляться на ремонт в авторизированный автосервис. В течение 20 дней с момента подачи документов в страховую, они обязаны выдать направление на ремонт или возместить сумму ущерба, если ситуация попадает под определенные условия.


admin

Добавить комментарий