Аудит в сфере закупок осуществляется

Аудит в сфере закупок осуществляется

Регламентация

Понятие и принципы осуществления аудита в сфере закупок определены в ст. 98 44-ФЗ.

Аудит в сфере закупок — это комплекс мероприятий, направленных на проверку, контроль и надзор за процессом исполнения контракта, поставки ТРУ и этапами реализации закупочной деятельности в целом.

Тем не менее основное направление контроля — это оценка итогов проведения госзакупки.

Аудит контрактов и закупочной деятельности в целом в первую очередь направлен на создание условий прозрачного и безопасного ведения торгов всеми участниками.

Аудит позволяет выявить как уже совершённые нарушения, так и неблагоприятные условия, способные привести к неблагоприятным последствиям.

Кто проводит

Аудит по 44-ФЗ могут осуществлять следующие субъекты:

  • счётная палата;
  • контрольно-счётные органы субъекта РФ;
  • представительные органы власти субъекта РФ;
  • контрольно-счётные органы муниципального образования.

О проведении аудиторских мероприятий заказчик должен быть уведомлен не менее, чем за три рабочих дня при плановой проверке и не менее, чем за сутки при внеплановой.

Что подлежит проверке

Мероприятия по аудиторской проверке могут проводиться в отношении всех государственных заказчиков, независимо от того, представляют они собой юридическое лицо или государственное учреждение.

Проверка может быть как плановой — то есть направленной на оценку эффективность субъекта, так и внеплановой — при подозрении на наличие в действиях субъекта нарушений.

В процессе контроля оценивается эффективность проведения закупочных мероприятий, целевая направленность расходования бюджетных средств, а также результативность деятельности внутренних должностных лиц заказчика, закупочных комиссий и т. д.

Таким образом при проведении аудита могут быть проверены любые обстоятельства и деятельность, связанные с осуществлением торгов. При этом анализируются все этапы проведения закупки.

Порядок проведения

Проведение аудита состоит из трёх этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе составляется план проверочных мероприятий, а также собирается информация об объекте проверки.
  2. Основной. На этом этапе производятся непосредственно контрольные мероприятия, направленные на выявление нарушений и недочётов.
  3. Заключительный. На этом этапе результаты аудита обобщаются и собираются в единый отчёт, содержащий в том числе рекомендации по дальнейшей работе и устранению нарушений, если таковые имелись.

При осуществлении своей деятельности аудитор может запрашивать документы, обосновывающие необходимость проведения закупки, реестры заключённых контрактов и банковских гарантий, отчётную документацию по завершённым контрактам, а также любые иные документы, имеющие отношение к закупочной деятельности субъекта, в отношении которого осуществляется проверка.

Результат

По результатам проверки контролирующим органом составляется акт проверки, содержащий выводы аудитора о деятельности заказчика, её эффективности, наличии или отсутствии нарушений.

Отчёт обязательно должен содержать критерии, по которым производилось оценивание, при ограничении доступа проверяющего к информации, указание на факт таких ограничений, обнаруженные нарушений и недостатки, негативные риски, связанные с ними, характеристика недочётов и методические рекомендации по их разрешению.

Акт аудита публикуется в ЕИС и доводится до руководства проверяемых структур.

При обнаружении в деятельности проверяемого признаков административного правонарушения аудитором инициируется внеплановая комплексная проверка. При выявлении признаков коррупции или финансовых преступлений, аудитор направляет обращение в прокуратуру с указанием на признаки таких преступлений.

Аудиторская проверка – это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в целях выражения мнения о ее достоверности. По результатам аудиторской проверки организация получает аудиторское заключение. В настоящее время аудитом часто называют проверки в других, не финансовых областях (например, пожарный аудит). Однако официально понятия аудита относится именно к финансовым проверкам и определено в Законе «Об аудиторской деятельности».

Кто проводит аудиторскую проверку

Аудиторскую деятельность осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Аудитором может именоваться только лицо, сдавшее экзамен и получившее аттестат аудитора. В штате аудиторской фирмы должно быть не менее 3-х аудиторов. Все аудиторы и аудиторские фирмы должны состоять в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов. Сейчас в России 5 аудиторских СРО. Всего в России по состоянию на май 2013 года насчитывалось ок. 4,8 тыс. аудиторских фирм и 23 тыс. аудиторов.

Чем руководствуются аудиторы

Аудиторские проверки проводятся на основании Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральных стандартов аудиторской деятельности. Кроме того, существует Кодекс профессиональной этики аудиторов, определяющий основные принципы поведения аудиторов, его взаимоотношений с клиентом.

Кому обязательна аудиторская проверка

Аудит бывает инициативным (по желанию клиента) и обязательным, когда законодательство обязывает организацию ежегодно подтверждать достоверность своей бухгалтерской отчетности. Закон требует обязательное прохождение аудиторской проверки крупными и общественно значимыми организациями – см. полный перечень предприятий и случаев, когда требуется проведение аудита.

Что бывает за уклонение от обязательного аудита

В настоящее время в российском законодательстве нет штрафов за уклонение от обязательной аудиторской проверки.

Качество аудиторских проверок

Качество работы аудиторской фирмы контролирует СРО, в котором она состоит, а в некоторых случаях и Росфиннадзор. Это – внешний контроль качества. Кроме того, в каждой аудиторской фирме существует система внутреннего контроля качества работы.

Ключевые вопросы

Как обосновать бюджет закупок?

Как выбрать поставщика?

Как провести инвентаризацию остатков на складе и производственных участках?

Как противодействовать «откатам»?

Как наладить взаимодействие между отделами внутри компании?

Какие формы отчетности использовать для анализа работы отдела снабжения?

Компании ежегодно теряют сотни тысяч рублей из-за злоупотреблений и недобросовестного выполнения своих должностных обязанностей сотрудниками. Нормы управленческого и финансового учетов не позволяют вовремя выявлять подобные случаи. Чтобы надежно защитить и максимально эффективно использовать собственные активы, предприятия внедряют систему внутрихозяйственного контроля (аудита), которая, конечно, имеет свои особенности в зависимости от сферы деятельности и стратегических целей.

Планирование закупок. Недобросовестные менеджеры по снабжению закупают сырье и материалы у «правильных» предприятий в количествах, превышающих объемы для выполнения производственной программы. Поэтому при планировании закупок важно учитывать не только плановые количественные показатели (количество тонн цемента, метров кабеля и т. д.), но и суммы, предназначенные для закупки данных объемов сырья и материалов, то есть должен быть составлен бюджет закупок.

Важно!

Для предупреждения злоупотреблений менеджерами по закупкам на предприятии должен быть утвержден экономически обоснованный, соответствующий производственной программе бюджет закупок.

Выбор поставщика. Начинаем с формирования лота, то есть определяем, что именно и какими партиями будет приобретаться. Правила формирования лота должны пресекать возможность разделения относительно крупных партий на несколько мелких. Даже если при закупках разнородной продукции цены некоторых поставщиков окажутся ниже, чем цены основного поставщика, следует придерживаться лотов, сформированных для конкретного вида товара — незначительный выигрыш в цене товара может обернуться существенными расходами на доставку.

Утверждать перечень поставщиков, среди которых будет проводиться выбор, должна комиссия (рис. 1).

Комиссия по выбору поставщиков

Сотрудники отдела снабжения (закупок)

Сотрудники подразделения внутрихозяйственного контроля

Сотрудники экономической и финансовой службы

Рис. 1. Состав комиссии по выбору поставщиков

Комиссия утверждает окончательный перечень наиболее перспективных поставщиков. По утвержденному списку менеджер отдела снабжения рассылает одинаковые запросы, чтобы исключить вероятность получения от одного поставщика прайс-листа на розничные продажи, а от другого — на оптовые.

Коммерческие предложения от поставщиков необходимо привести к единому виду, составить так называемый лист альтернатив. Для этого цена продукции пересчитывается с учетом доставки, а все условия отсрочек платежа стандартизируются (например, устанавливается, что оплата производится по факту поставки в тот же день).

Важно!

Решение о выборе поставщиков должно приниматься коллегиально и утверждаться вышестоящим руководством.

Замена поставщика. Ничего нельзя предусмотреть со 100%-й гарантией, поставки — не исключение. Для таких случаев заранее должны быть прописаны все процедуры и порядок действия менеджеров. «Аварийные» поставки открывают широкие возможности для нарушений со стороны менеджеров по снабжению. В связи с этим решения о замене поставщика, не выполнившего условия договора, нужно принимать на уровне коммерческого либо генерального директора.

Борьба с «откатами». Сфера снабжения — «золотое дно» для нечистых на руку менеджеров. При взаиморасчетах между юридическими лицами на стоимость приобретаемого или реализуемого товара влияет не только сложившаяся конъюнктура рынка, но и величина «отката». Да, окончательное решение о выборе поставщика обычно принимается высшим руководством компании (собственником, генеральным или финансовым директором), но подготовительной, аналитической и организационной частью занимаются менеджеры. «Благодаря» усилиям последних в список рекомендуемых поставщиков могут попасть только те, кто проявит готовность предложить «интерес», а лицо, принимающее окончательное решение, будет медленно, но верно подводиться к выбору «нужного» поставщика.

Если величина «отката» не влияет на закупочную стоимость товаров или услуг, то негативных последствий для компании не будет. Куда хуже, если «откат» отражается на закупочной стоимости товаров, особенно если сумма сделки велика или речь идет о выборе стратегического поставщика.

В каждой уважающей себя компании высшее руководство уделяет внимание расходной части бюджета и зачастую лично контролирует подобные сделки. Но такой контроль осуществляется, как правило, по ряду показателей. Эту информацию готовят менеджеры отдела снабжения и ее можно преподнести в любом свете. Лично контролировать детали всех сделок невозможно, так же, как и быть специалистом во всех областях.

Меры противодействия «откатам» (мотивация сотрудников, введение многоступенчатых процедур дополнительного контроля) не исключают сговора внутри коллектива. Поэтому можно предложить схему, которая опирается на услуги сторонних организаций и предполагаеи два этапа (рис. 2).

Противодействуем откатам

Что делаем?

Что проверяем?

Мониторим рынок

Если вы подозреваете снабженцев в получении «откатов», стоит поручить сотруднику из другой службы (безопасности, внутреннего аудита или финансового отдела) провести блиц-аудит условий закупок. Например, сравнить ваши цены на закупки с публичными или запросить предложение на основные закупаемые товары или услуги от лица вымышленной фирмы (или другой компании в холдинге, если поставщик не знает о родстве компаний). В процессе такого исследования можно узнать не только реальные цены поставщика, но и получить представление о методах лоббирования своих интересов работниками отдела снабжения. Эту же работу можно поручить независимому предприятию, которое будет мониторить рынок по оговоренному перечню номенклатуры товаров или услуг с заданными качественными характеристиками (в том числе и самих поставщиков). Результаты мониторинга периодически в виде обобщенного прайс-листа направляются в компанию, заказавшую мониторинг

Контролируем договоры

Цены в заключенных с поставщиком договорах, оформляемых заказах на закупку или заявках на оплату сравниваются с данными, полученными по результатам мониторинга (аудита). При попытке менеджеров заключить договор или оформить заказ, в котором стоимость конкретной товарной позиции превышает заданное отклонение от среднерыночной или минимальной цены, документ блокируется и направляется на утверждение вышестоящему руководству (финансовому директору, собственнику и т. д.). Использование информационной системы в этом случае позволит выявлять расхождения в ценах автоматически

Рис. 2. Схема противодействия откатам

К сведению

Данный подход позволяет выявить превышение закупочных цен над среднерыночными или минимальными как в момент оформления заказа, так и на стадии заключения договора.

Основная задача отдела снабжения — обеспечить и поддерживать оптимальный уровень запасов, который будет способствовать минимизации издержек, связанных с их заготовкой и хранением. Неликвидные и малоиспользуемые запасы на складе — признак неконтролируемого и неэффективного процесса снабжения. Причиной большого количества неликвида могут быть:

  • отмена проектов, под которые закупались данные запасы, материалы, запасные части, оборудование;

  • переход на другой ассортимент продукции;

  • моральное устаревание неликвидов;

  • несогласованность работы отдела снабжения и других служб, несвоевременное информирование службы закупок об отмене или сокращении производственной программы по видам продукции и пр.

Выявить неликвид или избыток запасов поможет инвентаризация. Обычно на производственном предприятии кроме центрального склада есть цеховые и участковые склады, кроме того, материалы и другие запасы могут храниться у бригадиров и мастеров. Отдел снабжения может следить только за центральным складом, а все остальное, как правило, оказывается бесконтрольным. Всеобщая инвентаризация поможет выявить реальные размеры запасов и оптимизировать последующие закупки. Для большей эффективности такую инвентаризацию необходимо проводить периодически с привлечением работников независимой службы внутреннего аудита или сторонних организаций.

Налаживание взаимодействия между отделами внутри компании. Отдел снабжения должен следить за рынком и информировать производственные подразделения (или отдел продаж, если это торговая компания) о новых товарах с улучшенными свойствами, большей потребительской ценностью, которые предлагают поставщики. Коллеги из других отделов могут не знать о таких товарах и потому не заказывать их. Это особенно важно для производственной компании, нацеленной на технологическое развитие: снабженцы от поставщиков получат информацию о новых технологиях и товарах, от технологов — об их ценности, а технологи станут учитывать ценовые факторы, сообщенные снабженцами, в своих запросах и при составлении бюджетов на будущие периоды.

Важно!

Для эффективного процесса снабжения нужно наладить взаимодействие между подразделениями компании.

Контролировать процесс закупок позволяют формы отчетности отдела снабжения. Из них можно получить информацию об изменении цены, качестве поставляемой продукции и выполнении сроков закупок (табл. 1).

Таблица 1. Анализ работы отдела снабжения по цене

Менеджера по снабжению, у которого при существенных объемах закупки цены растут быстрее, чем у других, необходимо дополнительно контролировать.

Отделы снабжения основывают свою работу на железном аргументе — цене закупаемого сырья. Купил дешевле — молодец. Купил дорого — плохо, не умеешь работать. То, что потом происходит на производстве, в службе технического контроля и продажах, — проблема уже не отдела снабжения. Поэтому при поставках очень важно проверять качество поставляемой продукции, от которого зависят потребительские качества изготавливаемой на предприятии продукции.

Как это сделать?

Мы рекомендуем

Рекомендуем вести статистику проблем с закупленным сырьем при входном контроле, во время хранения и во время использования на производстве. Вести учет несложно: база формируется из учета каждой единичной проблемы в поставках сырья. На каждую проблему составляем акт, в котором пишем, кто, когда и в какой форме поставил проблемное сырье/комплектующие. Объедините все эти акты в виде отчетов с возможностью сортировки в программе 1С или простом файле Excel — и база данных готова (табл. 2).

Таблица 2. Анализ работы отдела снабжения по качеству

Наименование поставщика

Дата поставки

Номер договора

Количество поставленного товара, кг

Вид несоответствия

ООО «Росток»

12.01.2015

№ 25 от 25.12.2014

1700

В процессе приемки и входного контроля было обнаружено, что влажность муки составляет 18 % (норма — 15 %)

ОАО «Агробизнес»

26.02.2015

№ 20 от 20.12.2014

2100

В процессе приемки и входного контроля было обнаружено, что зольность муки высшего сорта в данной партии составляет 0,6 % (норма — 0,55 %)

ООО «Зерноторг»

05.03.2015

№ 18 от 15.12.2015

1500

В процессе приемки и входного контроля у муки данной партии выявлен затхлый запах

На основании таких данных принимается решение о том, стоит ли дальше сотрудничать с проблемными поставщиками.

Чтобы производственная программа была выполнена в срок, своевременно должны быть доставлены все необходимые компоненты. Проанализировать факторы, препятствующие своевременной доставке, позволяет следующая форма (табл. 3).

Таблица 3. Анализ работы отдела снабжения по соблюдению сроков поставок

Ф.И.О. менеджера по закупкам

Выполнение плана по наименованию (артикулам) продукции

Несоблюдение сроков поставок

План

Факт

Количество раз

Причина

Сухоруков М. И.

80

75

2

неблагоприятные погодные условия (снежные заносы на дорогах, гололед)

5

отсутствие финансирования

1

авария на ж/д переезде

Логинов В. М.

80

85

1

неблагоприятные погодные условия (снежные заносы на дорогах, гололед)

4

отсутствие финансирования

1

забастовка работников на предприятии поставщика

Итого по отделу

160

160

14

Данная форма отчетности дает возможность проанализировать причины «срывов» сроков поставок, выявить, какие из них зависят от внешних факторов (недобросовестность поставщиков, природные факторы, форс-мажорные обстоятельства и т. д.), а какие — от внутренних (например, отсутствие своевременного финансирования) и принять меры по предупреждению данных ситуаций в будущем.

Выводы

  • Система внутреннего аудита эффективна только в том случае, если разработанные регламенты и рекомендации выполняются сотрудниками компании.
  • Работники должны искать лучшие предложения, варианты получения значительных скидок, своевременно проверять остатки на складе, учитывать ожидаемые существенные колебания цен на поставляемые товары.
  • Функции сотрудников компании должны быть четко определены.
  • Необходимы эффективные механизмы контроля работы отдела поставок.

Мероприятия по проведению аудиторской проверки операций в сфере закупок регламентированы Законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в ст. 98 и Законом от 05.04.2013 г. под № 41-ФЗ. Аудиторы дают экспертную оценку эффективности работы закупочной системы и ценообразования, уровню профессионализма участников сделок.

Проведение аудита в сфере закупок

Инициирование аудиторских мероприятий – один из элементов государственного контроля эффективности и правильности реализации всех этапов госзакупок. Через экспертное мнение аудитора определяются слабые места системы, ошибки, допущенные участниками процедур, и причины возникновения недочетов.

СПРАВОЧНО! Аудит может выступать и как самостоятельная проверка, и как один из этапов комплексной проверки деятельности заказчиков.

Проверка может быть направлена на проверку обоснованности действий государственных органов, унитарных учреждений, бюджетных предприятий и автономного типа организаций. Аудит состоит из трех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Основные проверочные мероприятия.
  3. Подведение итогов.

Подготовительные процедуры представлены действиями по изучению предмета и объекта проверки, анализу их специфики. Формирование такой информационной базы необходимо для определения методики исследования и уточнения потенциальных рисков. Аудиторы в процессе подготовки к работе составляют перечень нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере закупок, список вопросов для анализа, определяют источники получения данных.

После обобщения предварительных задач и целей проверка разбивается на условные этапы. Для каждого действия устанавливается срок выполнения, назначаются ответственные аудиторы. На подготовительном этапе вся информация берется проверяющими из публичных источников:

  • сведений из единой инфосистемы в сфере закупок;
  • официальных сайтов компаний и контролирующих органов;
  • торговых площадок в интернете.

Итогом подготовительного этапа является разработка программы аудита. Следующий шаг – проведение основных аналитических работ. Их суть заключается в проверке законности действий вовлеченных в процессы закупок участников, обоснованности понесенных издержек и их эффективности. Проверке подлежит прогнозируемая результативность по расходным операциям. Аналитические выводы основываются на итогах проверки информации по всем реализованным закупкам в рассматриваемом периоде.

Закупочные мероприятия для целей аудита должны быть систематизированы:

  • по контрактам;
  • по количественным и стоимостным признакам;
  • с учетом количества поданных заявок и процента их отклонения.

ВАЖНО! Если закупки были произведены у единственных поставщиков, то их надо разделить на две группы: с общей ценой сделки до 100 тысяч рублей и свыше этого лимита.

Аудиторы после обобщения предоставленной им информации осуществляют проверку целесообразности затрат в рамках закупочной деятельности: определяются государственные нужды, для устранения которых была реализована закупка, сверяется соответствие трат нормируемым ограничениям и плановым показателям. При оценке обоснования аудиторы анализируют объемы поставок, оценивают качество продукции.

Дополнительным элементом анализа является проверка своевременности производимых расчетов между контрагентами. На этом этапе анализируются условия контрактов, порядок их исполнения, реальность оговоренных сторонами сроков, изучаются пути минимизации бюджетных затрат. Аудиторы при проведении мониторинговых мероприятий должны корректировать получаемые результаты на фактор сезонности, продолжительности производственного цикла и необходимость обеспечения непрерывного технологического цикла по отдельным предметам сделок.

Эффективность затрат оценивается путем анализа плановой и контрактной документации.

Аудиторы проверяют надежность выбираемых предприятием поставщиков, обоснованность устанавливаемых ими цен.

На этом этапе проводится сравнительная сверка условий сотрудничества с избранными и потенциальными контрагентами. При оценке результативности издержек фиксируется степень удовлетворения нужд организации в экономическом и социальном аспектах.

На заключительной стадии аудита происходит обобщение аналитической информации, ее отражение в отчете. В итоговом документе обозначаются обнаруженные проблемы и риски, нарушения. Задачей аудитора является не только поиск недостатков, но и путей их устранения. В отчетной форме должны содержаться предложения по совершенствованию деятельности в сфере закупок.

Органы аудита

Проверяющие органы должны руководствоваться федеральными законами и внутренними регламентами. В роли аудиторов могут выступать:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные структуры муниципального и регионального подчинения.

Для органов, наделенных контролирующими и счетными функциями, законодательно предусмотрена организационная автономность. Постоянно действующей структурой в области финансового мониторинга является высший орган госконтроля – Счетная палата. Ее представителям дано право использовать широкий набор аналитических приемов, запрашивать детальную информацию от лиц, вовлеченных в проверяемые процедуры. Этот орган обладает материальной независимостью, на его деятельность не оказывает влияние состояние политической конъюнктуры.

Задачи, методы

Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:

  • наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
  • степень правильности ведения бухучета;
  • оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
  • поиск путей оптимизации налоговой базы;
  • проверка правильности оформления договорных отношений:
  • анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
  • выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
  • анализ ценовой политики.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

КСТАТИ, дополнительно аудиторы могут оказывать консультационную поддержку руководящего персонала проверяемых учреждений.

Методика аудиторской проверки строится на определении ряда абсолютных и относительных показателей. В числе количественных критериев выводится уровень потенциальной экономии средств бюджета. При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.

Объекты проверки

Аудиторские проверки могут затрагивать деятельность таких структур:

  • государственные органы власти;
  • государственные корпорации;
  • казенные учреждения;
  • автономные и бюджетные организации;
  • внебюджетные фонды;
  • унитарные предприятия;
  • юридические лица, которые принимают участие в капитальном строительстве на основе инвестиций за счет привлечения средств из федерального бюджета.

Оформление результатов

Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:

  • критерии аудиторской проверки;
  • оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
  • характеристика отклонений;
  • факты ограничения доступа к информации (при наличии);
  • степень значимости недостатков в работе госоргана;
  • отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.

Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.

2.1. Аудит в сфере закупок — это вид внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой в соответствии с полномочиями, установленными частью 12 статьи 14 Закона N 41-ФЗ.

2.2. При проведении аудита в сфере закупок Счетная палата в пределах своих полномочий осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Закона N 44-ФЗ.

При этом Счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую, контрольную, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В процессе проведения аудита в сфере закупок оценке подлежат в том числе выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

2.3. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования объектом аудита (контроля) средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иных средств в пределах компетенции Счетной палаты (далее — бюджетных и иных средств) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Предметом аудита в сфере закупок также являются организация и эффективность функционирования контрактной системы в сфере закупок.

2.4. Задачами аудита в сфере закупок являются:

проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования закупок и обоснования закупок), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;

обобщение результатов осуществления деятельности по проверке, анализу и оценке результатов закупок, в том числе установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

подготовка предложений по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

систематизация информации о реализации предложений по устранению выявленных при проведении аудита в сфере закупок отклонений, нарушений и недостатков и совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

2.5. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий Счетной палаты проверяются, анализируются и оцениваются:

организация и процесс использования бюджетных и иных средств начиная с этапа планирования;

информация о законности, своевременности, обоснованности, целесообразности, эффективности, результативности расходов на закупки;

система организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) и результаты использования бюджетных и иных средств;

система ведомственного контроля в сфере закупок;

система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

При анализе и оценке порядка организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) могут рассматриваться вопросы централизации и совместного осуществления закупок, полноты правового регулирования, достаточности кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих организационных структур.

Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных и иных средств, обоснованности планирования, включая обоснование закупки, реализуемости и эффективности осуществления закупок.

Аудит в сфере закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с Законом N 44-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

2.6. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются:

государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющие закупки;

бюджетные, автономные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятиями и иные юридические лица, осуществляющие закупки с учетом особенностей статьи 15 Закона N 44-ФЗ;

государственные органы, казенные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения в соответствии с Законом N 44-ФЗ).

2.7. В рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оцениваются деятельность как заказчиков, так и формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и операторов электронных площадок, а также работа органов ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

При включении в программу мероприятия по аудиту в сфере закупок целей и вопросов, относящихся к иным видам аудита (контроля), применяются общие требования, правила и процедуры, установленные соответствующим стандартом внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.

2.8. В целях методологического обеспечения деятельности Счетной палаты разрабатываются и утверждаются Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок и иные методические документы.

admin

Добавить комментарий