Аудит материалов
Содержание
- Цели и задачи аудита материально-производственных запасов
- Подготовка к аудиту и составление плана
- Что включает аудит учета материально-производственных запасов?
- Аудит операций с материально-производственными запасами
- Особенности аудита учета производственных запасов
- Характерные ошибки в учете
- Итоги
- Цель, задачи и программа аудита товарно-материальных запасов
- Введение
- Требования
- Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
- Присутствие при проведении инвентаризации запасов (см. пункт 4(a))
- Оценка указаний руководства и процедур (см. пункт 4(a)(i))
- Наблюдение за выполнением установленных руководством процедур подсчета (см. пункт 4(a)(ii))
- Проверка запасов (см. пункт 4(a)(iii))
- Выполнение контрольных пересчетов (см. пункт 4(a)(iv))
- Проведение инвентаризации запасов по состоянию на дату, отличную от отчетной даты (см. пункт 5)
- Присутствие при проведении инвентаризации запасов является практически неосуществимым (см. пункт 7)
- Запасы на ответственном хранении и под контролем третьего лица
- Иные аудиторские процедуры (см. пункт 8(b))
- Полнота претензий и судебных разбирательств (см. пункт 9)
- Проверка данных на счетах учета расходов на юридические услуги (см. пункт 9(c))
- Общение с внешним юристом организации (см. пункты 10 — 11)
- Информация по сегментам (см. пункт 13)
- Понимание методов, применяемых руководством (см. пункт 13(a))
- Что такое инвентаризация материально-производственных запасов: кратко о главном
- Основные цели инвентаризации производственных запасов
- Какие особенности проведения инвентаризации материальных запасов стоит выделить
- Виды проверок при инвентаризации запасов
- Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов
- Оформление документов
- Можно ли провести переоценку и в каком порядке
- Учет недостачи
- Учет излишков
- Составление сличительных ведомостей
- Когда инвентаризация основных средств и материальных запасов обязательна
- Инновации в области инвентаризации МПЗ
Цели и задачи аудита материально-производственных запасов
В зависимости от вида деятельности предприятия финансовый результат может напрямую зависеть от закупки и дальнейшего применения материально-производственных запасов (далее — МПЗ). Хорошо организованный синтетический и аналитический учет МПЗ и правильный расчет себестоимости продукции ведут к корректному формированию налогооблагаемой базы, а также играют большую роль в сохранности материальных запасов.
Целью аудита материально-производственных запасов является проверка подлинности данных бухгалтерской отчетности, реального состояния учета, хранения и эффективности использования МПЗ.
Во время проведения проверки аудитор должен получить необходимые доказательства точного отражения в финансовой отчетности бухгалтерских данных о наличии и движении всех запасов. Осуществить тотальную проверку документооборота на крупном предприятии невозможно, поэтому применяют выборочный аудит. Перед составлением плана проверки аудитору необходимо изучить, в каком состоянии находится бухгалтерский учет и система внутреннего контроля, и затем принять решение о размере аудиторской выборки.
Таким образом, аудиторская работа будет состоять из 3 частей:
- Изучение условий для выполнения поставленной задачи и планирование аудита.
- Действия, связанные непосредственно с самой проверкой.
- Составление заключения об ошибках и рекомендаций по их устранению.
Основные НПА, которыми необходимо руководствоваться при проведении аудиторской работы по контролю наличия и движения МПЗ:
- ПБУ «Учет материально-производственных запасов» № 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н;
- Методические указания по инвентаризации имущества (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49);
- Методические указания по бухучету МПЗ (приказ МФ от 28.12.2001 № 119н);
- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей МПЗ в бухотчетности, утвержденные Минфином от 23.04.2004;
- ФПСАД № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» от 23.09.2002 № 696.
В п. 2 Методических рекомендаций определены критерии, по которым должна проводиться аудиторская работа относительно материальных ценностей:
- Существование. Определить фактическое наличие запасов, указанных в отчетности.
- Права и обязательства. Проверить наличие документов, в которых указано, что проверяемые МПЗ действительно принадлежат организации.
- Возникновение. Выяснить, что операции по поступлению и выбытию запасов действительно были осуществлены в течение отчетного периода.
- Полнота. Убедиться в том, что нет материалов, принадлежащих предприятию и не учтенных документально.
- Стоимостная оценка. Узнать, как формируется цена поступления и стоимость списания сырья и материалов, отметить в этом соответствие учетной политике и законодательству.
- Измерение. Проверить, что МПЗ имеют правильную оценку и соответствуют отчетному периоду.
- Представление и раскрытие. Проконтролировать, чтобы классификация материалов и отражение операций с ними осуществлялись согласно действующему законодательству, что вся необходимая информация о материально-производственных запасах раскрыта в отчетности полностью.
В ходе проверки аудитор может применять такие способы, как определение количественного состава, устный опрос, встречная проверка, изучение необходимых документов, проведение различных видов экспертиз, контрольного технологического процесса с участием МПЗ и т. д. Какие методики применять, проверяющий определяет в процессе подготовки к аудиту, исходя из поставленных перед ним задач и хозяйственно-коммерческой деятельности проверяемой организации.
В соответствии с ПБУ 5/01, к материально-производственным запасам относятся следующие активы:
- используемые сырье, материалы и т. п. в процессе производства продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ и услуг);
- готовая продукция;
- МПЗ, приобретенные для реализации;
- применяющиеся для хозяйственных нужд организации.
При выполнении аудита материально-производственных запасов проверке должны подвергаться все виды запасов: сырье, материалы, готовая продукция, товары, закупленные для продажи.
Более подробно о правилах ведения бухгалтерского учета МПЗ читайте в статье «ПБУ 5/01 — учет материально-производственных запасов».
С 2021 года фирмы обязаны применять новый ФСБУ 5/2019 «Запасы», т.к. ПБУ 5/01 утрачивает силу. Начать применять стандарт можно и раньше, закрепив это положение в учетной политике. Как правильно применять новый ФСБУ объяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы не допускать ошибок, получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите к Обзору.
Подготовка к аудиту и составление плана
Для определения предстоящего объема работ аудитору в первую очередь необходимо познакомиться с организацией работы материального отдела. Для этого изучается:
- перечень и квалификация кадров;
- наличие договоров о материальной ответственности;
- ведение журнала приходно-расходных документов;
- состав приказов о проведении инвентаризаций МПЗ.
Далее оценивается система хранения запасов:
- наличие, объем, специализация складских помещений;
- состояние охранной и пожарной сигнализации;
- наличие весоизмерительных приборов.
После этого рекомендуется провести тестирование систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета по определенной схеме, чтобы понять, какую часть и в каком объеме нужно проверить в обязательном порядке, а в какой части можно доверять данным бухгалтерии предприятия.
Примерный список вопросов, на которые должен получить ответы аудитор, выглядит следующим образом:
- каким образом организовано место хранения запасов (соблюдение правил хранения во избежание порчи и завышенных технологических потерь, наличие охраны и пожарной сигнализации, доступ к материальным ценностям посторонних людей);
ВНИМАНИЕ! Запасы, находящиеся на ответственном хранении, могут включаться в инвентаризацию собственных запасов, а собственные запасы, находящиеся на складах третьих сторон, в ревизию можно не включать.
- как происходит прием и выдача МПЗ: какие оформляются документы и какие используются приборы и инструменты для измерения материалов и сырья;
- заключены ли договоры о материальной ответственности с лицами, непосредственно работающими с материальными запасами;
- какие виды инвентаризации проводятся (обязательная, запланированная, внезапная), как оформляются результаты проверки (актами, описями, распоряжениями) и каким образом они отражаются в бухгалтерском учете;
- соблюдается ли порядок оформления приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, все ли обязательные реквизиты заполняются при этом;
- выделяется ли отдельной строкой НДС в расчетно-платежных документах, счетах-фактурах;
- применяется ли система нормирования расхода материала и определен ли сверхнормативный лимит приказом по предприятию;
- какие методы ведения учета, списания и движения материалов закреплены в учетной политике;
- проводится ли бухгалтерией сверка отчетов материально ответственных лиц с первичными документами;
- организовано ли автоматическое ведение учета МПЗ с помощью программных устройств и как оно осуществляется;
- устанавливаются ли лица, виновные в выявленных недостачах по результатам проведенных инвентаризаций;
- существует ли в организации служба внутреннего контроля, как она работает и как учитываются в бухгалтерии результаты работы этой службы;
- разработаны ли должностные инструкции для работников службы контроля и других материально ответственных сотрудников.
Если в ходе такой оценки аудитор понимает, что может доверять предоставленным организацией данным, то проверку допустимо проводить менее детально и с большой выборкой. В противном случае аудитором может быть предложено руководству предприятия проведение выборочной инвентаризации определенных групп запасов. Во время проверки аудитор должен наблюдать за соблюдением правил ведения инвентаризации.
После подписания акта инвентаризации аудитором и всеми членами инвентаризационной комиссии документ передается в бухгалтерию, где сверяется с данными бухучета. При несоответствии каких-либо показателей оформляется сличительная опись. Далее корректируются данные бухучета: излишки приходуются с учетом выявленной пересортицы, недостача списывается согласно установленной причине.
Как должна проводиться инвентаризация и какие документы необходимо составлять, узнайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».
Что включает аудит учета материально-производственных запасов?
Весь объем аудиторской работы, связанной с непосредственной проверкой материальных ценностей, можно разделить на три части:
- аудит фактического существования и сохранности МПЗ;
- аудит перемещения запасов, сырья, товаров;
- проверка операций с МПЗ, связанных с налогообложением.
Для проведения аудита материально-производственных запасов понадобятся следующие источники информации, которые необходимо запросить у организации:
- бухгалтерский баланс;
- сводные регистры синтетического учета (главная книга, оборотно-сальдовая ведомость и т. д.);
- регистры аналитического учета по счетам материалов и запасов (аналитические ведомости и др.);
- положение об учетной политике предприятия;
- первичные документы на прием и отгрузку МПЗ (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты приемки-передачи, накладные на отпуск материалов, учетные складские карточки и др.);
- договоры на поставку сырья, материалов;
- приказы о проведении инвентаризации;
- документы по результатам проведения инвентаризации (акты, сличительные описи, решения по принятию результатов проверки);
- договоры с поставщиками всех видов МПЗ.
В методических рекомендациях по сбору рекомендуется проводить проверку по предварительно составленному плану и в определенной последовательности.
- Начать работу проверяющему следует с изучения методов учета материальных ценностей, принятых на предприятии и отраженных в учетной политике, так как от них зависит правильность составления бухгалтерской отчетности. Необходимо проверить соблюдение на предприятии каждого этапа учета выбранной политики, а также ее соответствие законодательству.
- Собственно аудит начинается с проверки сальдо по счетам МПЗ в регистрах бухучета на начало проверяемого периода и конец предшествующего для того, чтобы убедиться, что остатки перенесены верно, если аудитор осуществляет проверку организации не впервые. Если проверка проводится первый раз, то проверяющий должен действовать в соответствии с требованиями МСА 510 «Первичные задания — начальные сальдо» и получить доказательства того, что остатки не имеют искажений, влияющих на отчетность, и сальдо по счетам перенесены правильно. В случае существования незначительных искажений это должно быть учтено при дальнейшей проверке и составлении аудиторского мнения. Если несоответствие остатков значительное, то проверку нужно будет проводить также и за предшествующий период.
- Далее следует сверить остатки по аналитическим и синтетическим счетам МПЗ с показателями бухгалтерской отчетности. Это позволит оценить достоверность отражения данных бухучета в отчетности.
- Нужно обязательно убедиться в том, что принятые к исполнению документы оформлены надлежащим образом и содержат все предусмотренные законодательством данные.
- Следует изучить способы определения стоимости материальных ценностей для их постановки на учет и списания в производство, а также методику расчета себестоимости готовой продукции, порядок создания резерва для снижения стоимости МПЗ.
- Необходимо сопоставить результаты проведения предыдущих инвентаризаций и их отражение в бухгалтерском учете, ознакомиться со списком членов комиссии и материально ответственных лиц.
Процесс закупки сырья и материалов — ответственная часть на любом предприятии и требует особого внимания со стороны работников предприятия и проверяющих. Аудитору здесь нужно проконтролировать наличие необходимых документов, выполнение условий договоров на поставку и отгрузку, а также работу сотрудников организации.
Посмотреть, как составляется договор с материально ответственным лицом, и скачать его образец можно здесь: «Договор о материальной ответственности — образец 2019-2020».
Аудит операций с материально-производственными запасами
Для проведения проверки полного отражения в бухгалтерском учете движения МПЗ аудитор должен обратить внимание на следующие операции:
- Своевременность и корректность оприходования запасов при любом виде их поступления в собственность организации. Эта операция может быть проведена по фактической себестоимости или по учетной, с использованием счетов 15 «Приобретение и заготовление материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».
- Правильность учета материалов, не принадлежащих предприятию, но находящихся в его пользовании или распоряжении. В таком случае используются забалансовые счета 002 «ТМЦ на ответственном хранении» и 003 «Материалы, принятые в переработку».
- Правомерность расчетов по НДС по приобретенным материальным ценностям. Контроль проводится по фактическому наличию и правильности оформления расчетно-платежных документов на приход.
- Обоснованное списание МПЗ согласно документам на отпуск. В зависимости от цели выбытия материалов должны быть оформлены соответствующие первичные документы: накладные, акты приемки-передачи, требования на отпуск и т. д. Методика списания должна быть зафиксирована в учетной политике. Это один из способов: метод фактической себестоимости каждой единицы, ФИФО, метод средней себестоимости. Возможно использование одного из выбранных способов на одно наименование материала на протяжении отчетного периода.
- Оприходование излишков или списание недостач, выявленных по результатам инвентаризации. Излишки относят на прибыль предприятия. Недостача в пределах норм естественной убыли — на издержки, сверх норм — на виновных лиц, а при их отсутствии — на убытки организации.
- Соблюдение законодательства при оформлении нетипичных операций с МПЗ: оприходование материалов, образовавшихся при ликвидации основных средств, передаче материальных ценностей в залог и др.
Все операции с МПЗ условно можно разделить на типичные и нетипичные. Аудитор к проверке типичных операций подходит выборочно, а нетипичные проверяет сплошным методом, так как они имеют особенности, корректное отражение которых должно быть проведено в учете.
Если в течение отчетного периода была проведена уценка материалов, сырья или товаров, то в наличии должны быть акты инвентаризации, справки о рыночной стоимости, приказ руководителя, на основании которого проводилась переоценка.
Проверка правильности применяемых схем корреспонденции счетов для списания материалов проводится выборочно по записям в учетных регистрах счетов затрат и в соответствии с инструкцией по применению плана бухгалтерских счетов.
Посмотреть проводки при списании материалов можно в работе «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете».
Особенности аудита учета производственных запасов
Производственными считаются материалы, участвующие в производстве продукта, особенностью которых является включение их стоимости в цену выпускаемой продукции в течение одного производственного цикла. Производственные запасы подразделяются на основные — составляющие основу изготавливаемой продукции и вспомогательные — косвенно отражающиеся на характеристиках выпускаемого товара.
Аудит производственных запасов считается одним из самых сложных, так как номенклатура материалов и сырья может исчисляться тысячами единиц, а информация по их учету и движению составлять до 50% всей информации по управлению производством. При проверке материалов, отпускаемых в производство, задачей аудитора является оценить:
- правильность оприходования по бухгалтерским счетам и списания в производство в соответствии со статьями затрат;
- определение стоимости производственных материалов согласно способам, указанным в учетной политике;
- полноту документального отражения движения запасов и правильную корреспонденцию счетов;
- соблюдение необходимых условий хранения;
- обоснованность того количества закупаемого сырья и материалов, которое проводит предприятие;
- отражение результатов ранее проведенных инвентаризаций.
Чтобы эффективно провести проверку материальных ценностей, используемых в производстве, аудитор должен внимательно ознакомиться с технологическим процессом, порядком хранения и отпуска материалов со складов, отражением особенностей производства в учетной политике. Такой подход поможет проверить правильность отражения в бухгалтерской отчетности и формирования финансового результата предприятия.
Характерные ошибки в учете
Для того чтобы аудиторская работа была проведена результативно, аудитору в первую очередь необходимо обратить внимание на ошибки, которые наиболее часто допускаются при учете наличия и перемещения материальных ценностей в других организациях с аналогичным видом деятельности. В настоящее время статистически выявлены следующие типичные нарушения:
- нет договоров о материальной ответственности с лицами, непосредственно работающими с материальными ценностями;
- не оформляются или не полностью заполняются первичные документы на поступление материалов после покупки или на отпуск сырья в производство;
- для учета материалов не используются аналитические счета и не заполняются карточки складского учета;
- не проводится обязательная инвентаризация;
- не учитывается метод определения стоимости запасов, указанный в учетной политике;
- отсутствуют договоры с поставщиками на поставку материалов;
- не оформляются доверенности на сотрудников для получения МПЗ;
- неправильно учитывается НДС при поступлении и выбытии материалов;
- ценности, приобретенные через подотчетных лиц, не приходуются на счета материалов, а списываются сразу на затраты, таким образом может быть некорректно сформирована себестоимость определенного вида продукции;
- при автоматизированной системе учета не оформляются на бумажном носителе те документы, которые организация обязана иметь в распечатанном виде;
- не формируется резерв под снижение стоимости материальных ценностей;
- не создаются условия для соблюдения необходимых правил складского хранения.
По окончании проведения аудита материально-производственных запасов проверяющий должен систематизировать все выявленные нарушения, чтобы провести анализ и установить причину их возникновения. Также аудитору необходимо определить влияние ошибок на формирование достоверной финансовой отчетности.
Для чего проводится и из чего состоит аудит финансовых результатов, узнайте здесь: «Аудит учета финансовых результатов (нюансы)».
Итоги
Материально-производственные запасы играют важную роль в формировании себестоимости продукции. Поэтому аудит МПЗ позволяет выявить и устранить ошибки при определении финансового результата и, следовательно, налога на прибыль, сделать заключения о существующей системе хранения запасов, а также об эффективности их использования, дать рекомендации по усовершенствованию в работе с товарно-материальными ценностями.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Разработка программы проведения аудиторской проверки включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно – средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской группы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.
Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включает в себя детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах,- фактический материал для составления аудиторского отчета (информации руководству аудируемого лица) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
Программа проверки может составляться по форме, приведенной в таблице 2.2.
Так как проверка аудита материально-производственных запасов занимает очень много времени, то аудитор проверяет следующие участки МПЗ:
1.Аудит операций по поступлению материальных ценностей
2.Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия
3.Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений
4.Аудит сводного учета материальных ценностей
5.Проведение анализа использования материальных ценностей
При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки, т. е составить вопросник по проверяемому участку.
Выработка мнений по составленным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной «фильтрующей системы». Ответы на вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких-либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока они не будут подкреплены фактами.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.
Программа проведения аудита производственных запасов
На примере организации ООО «Алтайпрофиль»
Проверяемая организация Период аудита Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности | ООО «Алтайпрофиль» с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г. 240 Рудько Д.А. Рудько Д.А., Смирнова Е.А., Сосин А.Н. 4% 1) Качественно – соответствие норма-тивным актам 2) Количественно – 2% |
Таблица 2.2.
№ п/п | Наименование аудиторских процедур | Период проведения |
Исполнители |
Рабочие документы аудитора | |
1. Аудит операций по поступлению материальных ценностей |
|||||
1.1 | Аудит учета операций по приобретению материальных ценностей | 6 месяцев |
Рудько Д.А. Смирнова Е.А. |
Ведомости по учету поступления | |
1.2 | Аудит учета операций по пос-туплению-передаче материа-лов в порядке обмена (бартер) | 6 месяцев |
Рудько Д.А. Смирнова Е.А. |
Ведомости по учету поступления | |
1.3 | Аудит учета прочих операций по поступлению материалов (безвозмездно при взносе в уставный капитал и др.) | 6 месяцев |
Рудько Д.А. Смирнова Е.А. |
Ведомости по учету поступления | |
2.Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия |
|||||
2.1. | Изучение организации хране-ния материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стел-лажей и тары, состояние картотеки складски карточек) | II квартал |
Смирнова Е.А. |
Инструкция о приемке материалов, техпаспорта по весоизмерительным приборам, книги санитар-ного состояния склада. | |
2.2. | Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия. | II квартал |
Рудько Д.А. |
Книга регистрации пропусков, сообщения работников охраны и кладовщиков. | |
2.3. | Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки | В течении 6 месяцев |
Рудько Д.А. Смирнова Е.А. |
Таблицы сверки внутрен-них документов с доку-ментами поставщиков | |
2.4. | Установления соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета по складу, субсчетам и номенклатурным номерам материалов | В течении 6 месяцев |
Рудько Д.А. Сосин А.Н. |
Оборотные ведомости, карточки складского учета | |
2.5. | Проверка полноты и качества инвентаризации производственных запасов и МБП | Ноябрь 2006г., июнь 2007г. |
Рудько Д.А. Смирнова Е.А. |
Приказ о проведении ин-вентаризации, приказ об учетной политике, табли-цы по данным инвентари-зационных ведомостей | |
3. Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений |
|||||
3.1. | Проверка операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов |
В течении 6 месяцев |
Рудько Д.А. Смирнова Е.А. | Расходные документы по учету материалов, счета-фактуры | |
3.2. | Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции |
Один раз в квартал |
Рудько Д.А. | Акты и другие докумен-ты на списание расхода материалов | |
3.3. | Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценнос-тей |
Декабрь 2006г. |
Смирнова Е.А. | Акты на списание хищений, недостач | |
4. Аудит сводного учета материальных ценностей |
|||||
4.1. | Проверка данных аналитичес-кого и синтетического учета по синтетическим счетам, су-бсчета, направлениям затрат | Один раз в квартал |
Рудько Д.А. |
Сводные ведомости по расходу материалов, ве-домости незавершенного производства, ж/ор № 10 | |
4.2. | Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности | Один раз в квартал |
Рудько Д.А. |
Баланс (ф. № 1), прило-жение № 5, разработоч-ные таблицы, ж/орд № 10 | |
4.3. | Сверка оформления результатов инвентаризации | Ноябрь 2006г. |
Рудько Д.А. |
Инвентаризационные ведомости по счетам и группам материалов | |
5. Проведение анализа использования материальных ценностей |
|||||
5.1. | Выявление неиспользуемых материалов в течение проверяемого периода | 6 месяцев |
Смирнова Е.А. |
Карточки складского учета, оборотные ведомости | |
5.2. | Выявление неиспользуемых материалов свыше одного и более лет | Декабрь 2006г. |
Смирнова Е.А. |
Карточки складского учета, оборотные ведомости | |
Цель, задачи и программа аудита товарно-материальных запасов
Целью аудиторской проверки учета операций с производственными запасами является изучение правильности организации учета поступление и использование материально — производственных запасов на предприятии и формирование мнения относительно правильности классификации материально-производственных запасов, реальности их оценки и достижения отражения в учете и отчетности.
Для достижения поставленной цели аудитор должен решить следующие задачи:
§ установление законности и целесообразности приобретенных материалов, правильности их оприходования, хранения и расходования, выявление фактов нерационального использования, растрат, недостач и хищения;
§ выявление излишних и неиспользованных на предприятии средств;
§ оприходование потерь, обусловленных факторами естественного характера и факторами, произошедшими по вине МОЛ в результате несоблюдения условий хранения и транспортировки ТМЗ;
§ установление причин у должностных лиц, виновных в допущенных недостачах и нецелесообразном использовании средств.
Для решения поставленных задач аудит ТМЗ проводят в следующей последовательности:
во-первых, необходимо ознакомиться с организацией складского хозяйства, текущего учета и провести проверку сохранности МЦ;
во-вторых, на основе документальной проверки проверить полноту оприходования и целевое использование ТМЗ, качество синтетического и аналитического учета;
в-третьих, по результатам проверки следует выработать рекомендации по обеспечению сохранности ТМЗ и их рациональному использованию.
Аудит ТМЗ опирается на Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» .
В качестве источников информации используются первичные документы, связанные с приобретением, хранением и использованием ТМЗ, документы складского учета, отчетность МОЛ, оборотные и сальдовые ведомости, Ж — О №10, 11,6, ведомости №10,11.
При аудите материалов необходимо проверить правильность организации работы складского хозяйства.
Основная цель этой проверки выяснить соблюдены ли условия, обеспечивающие сохранность материалов; соблюдены ли условия пожарной безопасности; обеспечено ли помещение сигнализацией.
Во-вторых, необходимо проверить правильность применения первичных документов по учету материалов.
В-третьих, необходимо выяснить имеется ли приказ об установлении круга должностных лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада, образцы подписей этих лиц должны находиться на складе.
При проверке карточек складского учета могут быть выявлены следующие нарушения: наличие в карточках учета отрицательных, переходящих остатков «красное сальдо», что свидетельствует о неполном оприходовании поступивших ТМЗ, также о несвоевременном списании завышенного количества материалов производства против фактически отпущенного; оформлении бестоварных документов на расхождение материалов и исправленному подсчету переходящих остатков; отсутствие записей о поступлении материалов, расхождение между данными карточек складского учета и бухгалтерского учета .
Проверка сохранности МЦ проводится с помощью инвентаризации.
Вид инвентаризации сплошной или выборочны, определяется аудитором самостоятельно исходя из анализа состояния текущего учета.
Инвентаризации подвергается не только МЦ, находящиеся в подсчете МОЛ в момент инвентаризации, но и МЦ, учитывающиеся на счетах учета ТМЗ, материалы в пути, товары отгруженные, находящиеся на складах в других организациях.
Цель инвентаризации проверить обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
При аудите движения ТМЗ необходимо обратить внимание на качество состояния первичных документов по приходу и по расходу материалов, так как они являются основой материального учета. По ним проводится предварительный и последовательный контроль за сохранностью и движением ценностей.
При аудите движения ТМЗ следует выяснить:
качество составления первичных документов, особенно наличие подписей лиц, совершивших операцию;
наличие договоров на поставку МЦ, их качество и уровень организации контроля за выполнением договорных обязательств;
полноту и своевременность оприходования поступивших МЦ.
проверка проводится путем встречной сверки внутренних и внешних документов. Также необходимо проверить правильность оформления недостач, пересортиц и некомплектованности поступивших материалов .
Проверить правильность и своевременность предъявленных претензий поставщикам.
Проверить правильность соблюдения действующего законодательствам порядка получения доверенностей. Необходимо проверить журналы учета доверенностей.
Проверить целевое использование МЦ методом встречной сверки.
Фактический расход семян и других материалов по актам расхода следует сравнить с нормативным расходом семян, который определяется из объема осеменения и площади нормы высева по видам культур.
Нефтепродукты сопоставляют по данным выполнения т/им, расходы горючего на т/им и средний расход.
В ходе проверки ТМЗ могут быть обнаружены следующие нарушения:
списание сырья и материалов не по фактическому их расходу на выпуск учтенной продукции, а из расчета потребностей, установленной утвержденными нормами, которые во многих случаях являются завышенными;
применение средних норм расхода при списании сырья и материалов на производство;
нарушение технических условий при выпуске продукции;
необоснованное списание сырья и материалов на потери в количестве превышающих их фактически допустимых норм расхода, а также списание материалов на потери при определенных технологических циклах, которые фактически не выполнялись;
неполное оприходование материалов, поступивших из различных источников;
занижение качественных показателей сырья.
Для проведения аудиторской проверки учета ТМЗ можно составить программу аудиторской проверки ТМЗ, которая включает различные процедуры аудита (см. табл.5).
Для проведения углубленного аудита ТМЗ необходимо по приведенной ниже укрупненной программе аудиторской проверки разработать анкету тестов проверки состояния внутреннего контроля ТМЗ, на основании которых выводится аудиторское заключение продукция (товары).
По ним, прежде всего необходимо данные приведенные в балансе, сопоставить с данными Главной книги по счету 1320 «Готовая продукция», и затем проверить правильность ведения ведомости №2 и Ж-О №10 «Группировка расходов основного производства (вспомогательного производства) по местам возникновения, а также определение фактической себестоимости готовой продукции», Ж — О №1 — и другие учетные регистры, своевременность и правильность оформления документов на сдачу продукции из производства на склад.
Таблица 5
№ |
Процедура аудита |
Источник информации |
Проверка соответствия показателей баланса данным Главной книги |
Бух. баланс, Гл. книга по счетам подраздела 1300 «Запасы» |
|
Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета ТМЗ |
Главная книга, Ж-О №6, №7, №10 и другие учетные регистры (ведомость по учету движения материалов), первичные документы, карточки складского учета |
|
Проверка наличия и сохранности ТМЗ, своевременности проведения инвентаризации их |
Договоры с МОЛ, первичные документы, карточки складского учета, акты инвентаризации, инвент. описи, сличит. ведомости |
|
Проверка складского учета, правильности оформления первичных документов по движению ТМЦ и обеспеченности хозяйственного субъекта производственными запасами на последнюю отчетную дату |
Первичные документы, карточки складского учета, ведомость по учету движения материалов и др. |
|
Проверка полноты и своевременности оприходования поступивших материалов и правильности произведенных при этом бухгалтерских записей |
Первичные документы (акты о приемке, коммерческие акты, накладные, платежные поручения, счета-фактуры, приходные ордера и др.), карточки складского учета, ведомость по учету материалов, Ж-О №№1,2,3,4,6,7,8,9,10, Гл. книга и др.) |
|
Проверка обоснованности операций по отпуску производственных запасов на изготовление ГП и правильности их отражение на счетах бухгалтерского учета |
Первичные документы (лимитно-заборные, карты, накладные), ведомость по учету движения материалов, Ж-О №10, Гл. книги и др. |
|
Определение метода оценки ТМЗ |
Приказ по учетной политике, ведомость по учету движения материалов, Ж-О №6, №10 и др. |
Программа аудиторской проверки товарно-материальных запасов
Аудитор должен убедиться, что продукция, учтенная на счете 1320 «Готовая продукция», полностью укомплектована, прошла испытания и приемку и сдана на склад по накладной.
Важное значение для качественного проведения аудита готовой продукции имеет ознакомление с порядком осуществляемого оперативного контроля за ее выпуском, что обеспечивает своевременность исполнения обязательств субъекта по договорам. В этих целях в организации должны проводится систематические проверки исполнения обязательств субъекта по договорам. В этих целях в организациях должны проводиться систематические проверки исполнения технологических процессов, контроль выполнения плана по объему, ассортименту, качеству выпускаемой продукции, а также ритмичности производства.
Аудитор должен проверить правильность исчисления отклонения фактической производственной себестоимости от стоимости ее по учетным ценам и распределения его на отгруженную продукцию, остатки на складах; правильность определения производственной себестоимости отгруженной продукции по видам изделий или заказам. С этой целью исследуется правильность определения процентного отношения отклонений фактической себестоимости продукции от учетной цены и умножения его на стоимость отгруженной продукции и остатков готовой продукции на складе на конец месяца. В заключение аудитор проверяет правильность осуществления записей на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с отгрузкой и реализацией продукции .
Международный стандарт аудита (МСА) 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».
Введение
Сфера применения настоящего стандарта
1. Настоящий Международный стандарт аудита описывает отдельные вопросы, рассматриваемые аудитором при получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств в соответствии с МСА 330 , МСА 500 и прочими применимыми МСА в отношении определенных аспектов, касающихся запасов, претензий и судебных разбирательств с участием организации, а также информации по сегментам при проведении аудита финансовой отчетности.
МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски».
МСА 500 «Аудиторские доказательства».
Дата вступления в силу
2. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.
Цель
3. Цель аудитора состоит в том, чтобы собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении:
(a) существования и состояния запасов;
(b) полноты информации о претензиях и судебных разбирательствах с участием организации;
(c) представления и раскрытия информации по сегментам в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности.
Требования
Запасы
4. Если запасы существенны для финансовой отчетности, аудитор должен собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении наличия и состояния запасов путем:
(a) присутствия при проведении инвентаризации запасов, за исключением случаев, когда это практически неосуществимо, чтобы (см. пункты A1 — A3):
(i) оценить указания руководства и процедуры для учета и контроля за результатами инвентаризации запасов в организации (см. пункт A4);
(ii) провести наблюдение за выполнением установленных руководством процедур подсчета (см. пункт A5);
(iii) проверить запасы (см. пункт A6);
(iv) выполнить контрольные пересчеты (см. пункты A7 — A8);
(b) проведения аудиторских процедур в отношении итоговых данных о запасах в организации, чтобы определить, точно ли она отражает фактические результаты подсчета в ходе инвентаризации.
5. Если инвентаризация запасов выполняется на дату, которая не является отчетной датой, аудитор должен, в дополнение к процедурам, требуемым в соответствии с пунктом 4, провести аудиторские процедуры для получения аудиторских доказательств того, надлежащим ли образом учтены изменения в запасах между датой инвентаризации и отчетной датой (см. пункты A9 — A11).
6. Если аудитор не в состоянии присутствовать при инвентаризации в связи с непредвиденными обстоятельствами, он должен произвести пересчет некоторого количества запасов или пронаблюдать за его проведением в другой день, а также провести аудиторские процедуры в отношении операций за этот промежуток времени.
7. Если присутствие при проведении инвентаризации запасов является практически неосуществимым, аудитор должен провести альтернативные аудиторские процедуры, чтобы собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении наличия и состояния запасов. Если это невозможно, аудитор должен модифицировать свое мнение в аудиторском заключении в соответствии с МСА 705 (см. пункты A12 — A14) .
МСА 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».
8. Если запасы, находящиеся на ответственном хранении и под контролем третьего лица, являются существенными для финансовой отчетности организации, аудитор должен собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении наличия и состояния таких запасов путем выполнения одного или обоих следующих действий:
(a) запросить подтверждение у этого третьего лица относительно количества и состояния запасов организации, находящихся у него на хранении (см. пункт A15);
(b) провести инспектирование или иные аудиторские процедуры, уместные при таких обстоятельствах (см. пункт A16).
Претензии и судебные разбирательства
9. Аудитор должен разрабатывать и проводить аудиторские процедуры, нацеленные на выявление претензий и судебных разбирательств с участием организации, которые могут создать риск существенного искажения, включая следующие (см. пункты A17 — A19):
(a) направление запросов руководству и, если применимо, иным лицам в организации, включая внутреннего юриста;
(b) изучение протоколов заседаний лиц, отвечающих за корпоративное управление, а также переписки между организацией и ее внешним юристом;
(c) проверка данных на счетах учета расходов на юридические услуги (см. пункт A20).
10. Если аудитор оценивает риск существенного искажения в отношении выявленных претензий и судебных разбирательств или если проведенные аудиторские процедуры указывают на возможность существования других существенных претензий или судебных разбирательств, аудитор должен в дополнение к процедурам, требуемым другими МСА, стремиться установить непосредственное взаимодействие с внешним юристом организации. Аудитор должен использовать для этой цели письменный запрос, подготовленный руководством организации и направленный аудитором, в котором содержится просьба к внешнему юристу организации о непосредственном взаимодействии с аудитором. Если закон, нормативный акт или соответствующее профессиональное объединение юристов запрещают внешнему юристу организации взаимодействовать с аудитором непосредственно, аудитор должен провести альтернативные аудиторские процедуры (см. пункты A21 — A25).
11. В тех случаях, если:
(a) руководство отказывается дать аудитору разрешение на общение или встречу с внешним юристом организации, или внешний юрист организации отказывается отвечать надлежащим образом на письменный запрос, или ему запрещено это делать;
(b) аудитор не в состоянии собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства путем проведения альтернативных аудиторских процедур,
аудитор должен модифицировать свое мнение в аудиторском заключении в соответствии с МСА 705.
Письменные заявления
12. Аудитор должен направить запрос руководству и, если уместно, лицам, отвечающих за корпоративное управление, о предоставлении письменных заявлений на предмет того, что все известные существующие или возможные претензии и судебные разбирательства, воздействие которых должно быть принято во внимание при подготовке финансовой отчетности, были раскрыты аудитору, а также учтены и раскрыты в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности.
Информация по сегментам
13. Аудитор должен собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении представления и раскрытия информации по сегментам в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности путем (см. пункт A26):
(a) получения понимания методов, применяемых руководством при определении информации по сегментам (см. пункт A27):
(i) оценки того, приводит ли, возможно, применение этих методов к необходимости раскрытия информации в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности;
(ii) если целесообразно, проведения тестирования применения этих методов;
(b) проведения аналитических процедур или иных аудиторских процедур, которые являются надлежащими в сложившихся обстоятельствах.
* * *
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
Присутствие при проведении инвентаризации запасов (см. пункт 4(a))
A1. Руководство обычно устанавливает процедуры, в соответствии с которыми инвентаризация запасов проводится по крайней мере не реже одного раза в год, для того чтобы ее результаты служили основой дня подготовки финансовой отчетности организации и, если применимо, чтобы удостовериться в надежности системы непрерывного учета запасов организации.
A2. Присутствие при проведении инвентаризации запасов включает:
-
осмотр запасов с целью убедиться в их наличии и оценить их состояние, а также выполнение контрольных пересчетов;
-
наблюдение за соблюдением указаний руководства и выполнения процедур учета и контроля результатов инвентаризации;
-
получение аудиторских доказательств в отношении надежности установленных руководством процедур подсчета.
Эти процедуры могут выполнять функции тестирования средств контроля или процедур проверки по существу — в зависимости от оценки рисков аудитором, запланированного подхода к аудиту и конкретных выполненных процедур.
A3. Значимые аспекты (планирования присутствия при проведении инвентаризации запасов или разработки и проведения аудиторских процедур в соответствии с пунктами 4 — 8 настоящего стандарта), например, следующие:
-
риски существенного искажения, связанные с запасами;
-
характер системы внутреннего контроля, относящейся к запасам;
-
предположения, будут ли установлены адекватные процедуры и выпущены надлежащие инструкции для обеспечения проведения инвентаризации;
-
сроки инвентаризации запасов;
-
наличие или отсутствие в организации непрерывного учета запасов;
- расположения мест хранения запасов, включая существенность запасов и риски существенного искажения в различных местах — при принятии решения о том, в каких местах надлежит присутствовать. МСА 600 рассматривает участие других аудиторов, и, следовательно, может оказаться значимым, если такое участие связано с присутствием на инвентаризации запасов в каком-либо из удаленных территориальных подразделений;
МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)».
- необходимость помощи эксперта аудитора. В МСА 620 рассматривается использование эксперта аудитора для оказания помощи аудитору в сборе достаточных надлежащих аудиторских доказательств.
МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора».
Оценка указаний руководства и процедур (см. пункт 4(a)(i))
A4. Для оценки указаний руководства и процедур по учету и контролю результатов инвентаризации запасов уместно рассмотреть вопрос о том, предусматривают ли, например, эти указания и процедуры:
-
выполнение надлежащих контрольных действий, например, сбора заполненных ведомостей по результатам инвентаризации, учета незаполненных инвентаризационных ведомостей, а также процедур подсчета и пересчета;
-
точное определение степени готовности незавершенного производства, неликвидных, морально устаревших или поврежденных объектов, а также запасов, принадлежащих третьим лицам, например, запасов на консигнации;
-
процедуры, выполняемые, если применимо, для оценки физического количества запасов, например, процедуры, которые могут быть необходимы при оценке количества угля в штабеле;
-
контроль за движением запасов между регионами, а также за отгрузкой и получением запасов до и после даты закрытия.
Наблюдение за выполнением установленных руководством процедур подсчета (см. пункт 4(a)(ii))
A5. Наблюдение за выполнением установленных руководством процедур подсчета, например, связанных с контролем за движением запасов до инвентаризации, во время и после нее, помогает аудитору собрать аудиторские доказательства того, что указания руководства и процедуры подсчета надлежащим образом разработаны и внедрены. Кроме того, для содействия проведению в более поздние сроки аудиторских процедур в отношении учета движения запасов аудитор может собрать копии документов на дату закрытия, содержащих, например, детальную информацию о движении запасов.
Проверка запасов (см. пункт 4(a)(iii))
A6. Проверка запасов во время присутствия при инвентаризации помогает аудитору убедиться в существовании запасов (хотя не обязательно в наличии прав собственности на них), а также выявить, например, устаревшие, поврежденные или просроченные запасы.
Выполнение контрольных пересчетов (см. пункт 4(a)(iv))
A7. Выполнение контрольных пересчетов, например, путем выборочной сверки инвентаризационных ведомостей с физическим наличием запасов и выборочной сверки физического наличия запасов с инвентаризационными ведомостями обеспечивает аудиторские доказательства полноты и точности данных учета.
A8. В дополнение к документированию контрольных пересчетов аудитора получение копий заполненных инвентаризационных ведомостей помогает аудитору в проведении последующих аудиторских процедур с целью установления того, точно ли отражены в итоговых данных о запасах организации фактические результаты инвентаризации.
Проведение инвентаризации запасов по состоянию на дату, отличную от отчетной даты (см. пункт 5)
A9. По практическим соображениям инвентаризация запасов может проводиться на дату или даты, которые не совпадают с отчетной датой. Это может происходить независимо от того, проводит ли руководство организации подсчет количества запасов путем ежегодной инвентаризации или пользуется системой непрерывного учета запасов. В любом случае от эффективности структуры, внедрения и поддержания в рабочем состоянии средств контроля за изменениями запасов зависит, уместно ли для целей аудита проведение инвентаризации на дату или даты, которые не являются отчетными датами. МСА 330 устанавливает требования и содержит указания относительно процедур проверки по существу, проводимых на промежуточную дату .
МСА 330, пункты 22 — 23.
A10. В тех случаях, когда в организации применяется система непрерывного учета запасов, руководство может провести физический подсчет или иные тесты, чтобы убедиться в надежности информации о количестве запасов, содержащейся в системе непрерывного учета запасов организации. В некоторых случаях руководство или аудитор могут выявить расхождения между данными системы непрерывного учета запасов и фактическим количеством запасов; это может указывать на неэффективность функционирования средств контроля за изменениями запасов.
A11. При разработке аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств того, отражаются ли надлежащим образом изменения в величине запасов между датой или датами инвентаризации и итоговыми данными о запасах, значимы следующие факторы:
-
наличие надлежащих корректировок в записях системы непрерывного учета запасов;
-
надежность бухгалтерских записей в системе непрерывного учета запасов;
-
причины значительных расхождений между информацией, полученной в ходе инвентаризации, и данными системы непрерывного учета запасов.
Присутствие при проведении инвентаризации запасов является практически неосуществимым (см. пункт 7)
A12. В некоторых случаях присутствие при проведении инвентаризации запасов может оказаться практически неосуществимым. Это может быть обусловлено такими факторами, как характер и местоположение запасов, например, если запасы хранятся в таком месте, которое может представлять угрозу для безопасности аудитора. Однако общие неудобства для аудитора не являются достаточным основанием для того, чтобы обосновать решение аудитора о практической неосуществимости его присутствия. Кроме того, как это разъясняется в МСА 200 , такие проблемы, как трудность, недостаток времени или высокая стоимость сами по себе не являются оправданием для того, чтобы аудитор отказался от проведения такой аудиторской процедуры, альтернативы которой не существует, или для того, чтобы он довольствовался менее убедительными аудиторскими доказательствами.
МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита», пункт A48.
A13. В некоторых случаях, когда присутствие при инвентаризации является практически неосуществимым, достаточные надлежащие аудиторские доказательства наличия и состояния запасов могут обеспечиваться при помощи альтернативных аудиторских процедур, например, инспектирования документации о последующей продаже тех или иных конкретных объектов запасов, которые были получены или закуплены до проведения инвентаризации.
A14. Однако в иных случаях может оказаться невозможно собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении наличия и состояния запасов путем проведения альтернативных аудиторских процедур. В таких случаях МСА 705 требует от аудитора модифицировать мнение в аудиторском заключении вследствие ограничений объема аудита .
МСА 705, пункт 13.
Запасы на ответственном хранении и под контролем третьего лица
A15. МСА 505 устанавливает требования и содержит указания по проведению процедур внешнего подтверждения.
МСА 505 «Внешние подтверждения».
Иные аудиторские процедуры (см. пункт 8(b))
A16. В зависимости от обстоятельств, например, когда получена информация, ставящая под сомнение честность и объективность конкретного третьего лица, аудитор может счесть целесообразным провести иные аудиторские процедуры вместо получения подтверждения от этого третьего лица или в дополнение к получению такого подтверждения. Примеры прочих аудиторских процедур:
-
если это практически осуществимо, присутствие при проведении инвентаризации третьим лицом или привлечение другого аудитора для присутствия при проведении этой инвентаризации;
-
получение отчета другого аудитора или отчета аудитора обслуживающей организации в отношении адекватности средств внутреннего контроля третьего лица для обеспечения надлежащего подсчета и должной сохранности запасов;
-
изучение документации в отношении запасов, находящихся на хранении у сторонних лиц, например, складских квитанций;
-
запросы подтверждений от иных лиц в тех случаях, когда запас передан в залог в качестве обеспечения.
Полнота претензий и судебных разбирательств (см. пункт 9)
A17. Претензии и судебные разбирательства с участием организации могут оказать существенное влияние на ее финансовую отчетность и, следовательно, должны быть раскрыты или отражены в финансовой отчетности.
A18. В дополнение к процедурам, указанным в пункте 9, другие уместные процедуры включают, например, использование информации, полученной в результате проведения процедур оценки риска, выполняемых в рамках получения понимания организации и ее окружения для того, чтобы помочь аудитору получить сведения о претензиях и судебных разбирательствах, в которых участвует организация.
A19. Собранные аудиторские доказательства для целей выявления судебных разбирательств и исков, которые могут создать риск существенного искажения, могут также обеспечить аудиторские доказательства для иных значимых вопросов, касающихся претензий и судебных разбирательств, таких как оценка стоимостных или иных показателей. МСА 540 устанавливает требования и содержит указания в отношении анализа аудитором претензий и судебных разбирательств, требующих расчета оценочных значений или соответствующего раскрытия информации в финансовой отчетности.
МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации».
Проверка данных на счетах учета расходов на юридические услуги (см. пункт 9(c))
A20. В зависимости от обстоятельств аудитор может счесть целесообразным в рамках проверки расходов на юридические услуги изучить соответствующие первичные документы, такие как счета на оплату юридических услуг.
Общение с внешним юристом организации (см. пункты 10 — 11)
A21. Непосредственное общение с внешним юристом организации помогает аудитору получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно осведомленности о возможных существенных претензиях и судебных разбирательствах, а также об обоснованности выполненной руководством оценки их финансовых последствий, включая судебные издержки.
A22. В некоторых случаях аудитор может попытаться установить непосредственное взаимодействие с внешним юристом организации путем направления общего письменного запроса. Для этих целей общий письменный запрос содержит просьбу аудитора к внешнему юристу организации сообщить аудитору о любых известных юристу претензиях и судебных разбирательствах, а также оценить возможный результат и финансовые последствия каждой претензии и судебного разбирательства, включая соответствующие расходы.
A23. Если имеются основания полагать, что внешний юрист организации не ответит на общий письменный запрос надлежащим образом, например, если профессиональное объединение юристов, к которому принадлежит внешний юрист организации, запрещает отвечать на такие письменные запросы, аудитор может попытаться установить непосредственное взаимодействие с юристом путем направления в его адрес специального письменного запроса. Для этих целей специальный письменный запрос включает:
(a) список претензий и судебных разбирательств;
(b) если уместно, оценку руководством возможного результата и финансовых последствий каждой выявленной претензии и судебного разбирательства, а также расчетную оценку их финансовых последствий, включая соответствующие расходы;
(c) просьбу к внешнему юристу организации подтвердить обоснованность оценок руководства организации и предоставить аудитору дополнительную информацию, если внешний юрист организации сочтет список претензий и судебных разбирательств неполным или неточным.
A24. В некоторых обстоятельствах аудитор может также счесть необходимым встретиться с внешним юристом организации, чтобы обсудить вероятный результат претензии или судебного разбирательства. Это может иметь место, например, когда:
-
аудитор определяет, что рассматриваемое дело представляет собой существенный риск;
-
рассматриваемое дело является сложным;
-
имеются разногласия между руководством и внешним юристом организации.
Обычно для проведения таких встреч необходимо разрешение руководства организации, и они проводятся в присутствии представителя руководства организации.
A25. В соответствии с МСА 700 аудитор должен устанавливать дату аудиторского заключения не ранее даты, когда он собрал достаточные надлежащие аудиторские доказательства, которые послужат основанием для его аудиторского мнения о финансовой отчетности. Аудиторские доказательства в отношении состояния дел с претензиями и судебными разбирательствами до даты аудиторского заключения могут быть собраны путем запросов у руководства, включая внутреннего юриста организации, ответственного за решение соответствующих вопросов. В некоторых случаях аудитору может понадобиться получить обновления информации от внешнего юриста организации.
МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», пункт 41.
Информация по сегментам (см. пункт 13)
A26. В зависимости от применимой концепции подготовки финансовой отчетности организация может быть обязана или может иметь право раскрывать в своей финансовой отчетности информацию по сегментам. Ответственность аудитора в отношении представления и раскрытия информации по сегментам определяется тем, что финансовая отчетность рассматривается как единое целое. Следовательно, от аудитора не требуется выполнять аудиторские процедуры, которые оказались бы необходимы для выражения мнения об информации по сегментам, представляемой обособленно по каждому сегменту.
Понимание методов, применяемых руководством (см. пункт 13(a))
A27. В зависимости от обстоятельств вопросы, которые могут применяться для получения понимания методов, применяемых руководством при определении информации по сегментам, а также того, обеспечат ли, скорее всего, такие методы раскрытие информации в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, включают следующее:
-
продажи, передачи и расходы между сегментами, а также элиминирование межсегментных оборотов;
-
сравнение с бюджетами и другими ожидаемыми показателями, например, с операционной прибылью, выраженной в процентах от объема продаж;
-
распределение активов и расходов между сегментами;
-
последовательность данных отчетности и достаточность раскрытия информации в отношении несоответствий.
За цикл выпуска продукции основные материальные запасы могут быть частично потрачены или даже полностью преобразованы. Понять, в каком они состоянии, поможет инвентаризация МПЗ. Поэтому мы хотим подробно рассмотреть, что она из себя представляет, как и зачем проводится.
Сразу отметим, что со стороны руководителя должно быть полное содействие в вопросе ее осуществления: гораздо удобнее, когда первые лица организации сразу назначают ответственных проверяющих, предоставляют весь необходимый инвентарь, технику, приборы, а также ведут контроль и незамедлительно анализируют результаты. При этом важно, чтобы ревизоры были особенно точны в своих оценках и подкрепляли их соответствующей документацией, которую впоследствии можно будет поднять из архива.
Что такое инвентаризация материально-производственных запасов: кратко о главном
В общем случае это процедура проверки тех активов компании, которые можно либо использовать при выпуске собственной продукции, либо продать, либо сдать в аренду. Рассматривает сырье, топливо, тару, спецтехнику, оборудование, готовые материалы – из числа тех, что по документам находятся во владении предприятия.
Проводится как на добровольных началах, так и в обязательной форме. В первой ситуации ее выполняют по инициативе руководства, во втором – при наступлении одного из случаев, описанных в приказе № 119 Минфина РФ от 28 12 01 (их мы укажем ниже).
Всегда необходимо совершать планирование, во время которого учитываются особенности складской структуры организации. А вслед за ним – подготовку: опломбировать склады, убедиться в том, что мерная тара есть в достаточном количестве, а весы максимально точны, собрать отчетность о перемещении активов, посмотреть расписки о сдаче нужных бумаг для бухгалтерского учета и тому подобное. Сделать это должны представители комиссии.
Основные цели инвентаризации производственных запасов
- достоверное установление факта наличия/отсутствия имущества – как принадлежащего компании, так и временно находящегося во владении – для скорейшего принятия мер по его сохранности;
- подсчет текущего количества ресурсов, задействованных в течение единого цикла выпуска продукции;
- сопоставление реальных сведений с теми, что указаны в отчетности – для точного выявления недостач или излишков;
- проверка на предмет того, достаточно ли хорошо выдерживаются условия и соблюдаются ли правила хранения МПЗ;
- выяснение, насколько полно и правильно в учетных документах осуществлено отражение стоимости активов и обязательств по отношению к ним; определение возможности переоценки ресурсов на основании изменения их физического состояния и текущей ситуации на рынке.
Отдельно отметим, что в последнем случае буквально нужно руководствоваться положениями ФЗ № 129, подчеркивающего, что в результате необходимо установить именно достоверные данные, а не те, которые руководитель организации посчитает выгодными или удобными.
Какие особенности проведения инвентаризации материальных запасов стоит выделить
Мы уже упомянули, что возможна как добровольная, так и обязательная ревизия, но здесь же стоит добавить, что по срочности выполнения она бывает как внеплановой, так и запланированной (по графику). Также есть разделение на выборочную проверку, когда рассматривается какое-то конкретное складское помещение, и на полную. При этом активы могут храниться на объектах, считающихся отдельными структурными подразделениями, приписанных к конкретному цеху (отделу, филиалу) или не классифицированных.
Проводить такой аудит вправе одна из следующих комиссий:
- Постоянная – должна являться самостоятельным внутрикорпоративным органом, обладающим всеми функциями, позволяющими оперативно выполнять любые виды ревизий. Обычно работает на больших предприятиях, для которых актуален регулярный пересмотр резервов.
- Постоянная рабочая – своего рода помощница предыдущей, обязанная содействовать той на каком-то определенном объекте. Чаще всего создается на базе филиала или представительства крупного производителя, реже – для оценки части активов (когда общий их объем очень существенен).
- Временная – учреждается под каждый отдельный случай, но с конкретной периодичностью и действует в течение ограниченного срока. Обычно актуальна для средних и малых компаний.
Виды проверок при инвентаризации запасов
Мы выяснили, что они могут быть добровольными и нет, запланированными и нет, но также есть еще один важный классификатор: метод оценки. И по нему выделяют два варианта ревизий.
Натуральная
Под нее подпадают те объекты, которые можно наблюдать непосредственно: их количество подсчитывается, а состояние устанавливается при визуальном осмотре, их геометрические параметры определяются в результате обмера и взвешивания и так далее.
Внимание, фактическое наличие/отсутствие активов определяется только при непосредственном присутствии лиц, несущих материальную ответственность. Данное правило прописано в методических указаниях № 49, п. 2.8.
Если ценности являются весовыми товарами и представлены в большом или даже огромном количестве, при их ревизии следует заполнять ведомости, причем в двух экземплярах и независимо: одну составляет член комиссии, вторую – сотрудник, которому было доверено хранение. По окончании работ данные сличаются и вносятся в опись, к которой прилагаются все сопутствующие акты и отчеты.
Документальная
Возможна в тех случаях, когда товары (сырье, материалы) содержатся в неповрежденной заводской упаковке и нужно оценить только их количество. В такой ситуации допустимо проводить подсчет по бумагам, хотя оговорка все-таки есть.
Следует в обязательном порядке вещественно проверить выборку – небольшую часть МПЗ, – сделав все обмеры. На основании полученной информации должны быть выполнены технические расчеты габаритов, веса и объема.
При выявлении каких-либо ошибок в описях требуется незамедлительно заявить председателю комиссии о фактическом несоответствии данных. Как только глава в этом убедится, он обязан инициировать исправление – в соответствии с МУ № 49 (п. 2.13).
Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов
Все его положения и особенности регламентированы вышеназванными методическими указаниями, утвержденными 13 07 95 Минфином РФ. В соответствии с ними выделяют такие этапы:
1. Подготовка – опломбирование хранилищ и складов, сбор расписок и отчетов от материально ответственных лиц.
2. Проверка наличия товарных ценностей сплошным методом, то есть путем наружного осмотра и пересчета (причем не делая ни одного исключения).
3. Взвешивание и обмер для определения массы, объема, соответствия нормальным геометрическим характеристикам – с обязательной фиксацией результата.
4. Выяснение полноты пакета сопутствующих деловых бумаг – устанавливается, есть ли все необходимые инструкции по монтажу и эксплуатации, в порядке ли технические паспорта, полна ли заявленная комплектация.
5. Составление актов, описей, сличительных ведомостей – для подтверждения итогов натуральной или другой ревизии, а также при обнаружении расхождений (для их дальнейшего исправления).
Оформление документов
Они заполняются строго по формам, утвержденным Постановлением №88 Госкомстата РФ, выпущенным 18 08 98. Причем:
- ИНВ-3 отражает информацию о фактическом наличии активов, а также обо всех их перемещениях в пределах одного предприятия. В случае обнаружения испорченных или негодных ценностей в дополнение к ней также составляются акты (о ломе, порче, списании, бое). Члены комиссии заполняют главы № 1-9.
- ИНВ-4 прозрачно показывает, что за товары отгружены, но еще не оплачены (как в срок, так и нет). При этом сумма сделки, дата отпускания, номер расчетного счета заносятся в акт, составляемый сразу в паре экземпляров: первый отправляется в бухгалтерию, второй – передается ответственному лицу.
- ИНВ-5 наглядно отражает, какие активы взяты на хранение. В данном случае ревизия материальных запасов также включает в себя составление описей, каждая из которых дублируется – для передачи копии специалистам по аудиту.
- ИНВ-6 предоставляет сведения о том, какие материалы находятся в пути на момент проведения проверки.
- ИНВ-8 содержит данные о драгметаллах и об изготовленных из них ценностях, а ИНВ-8а – о тех драгоценных металлах, которые в определенных количествах присутствуют в функциональных узлах, сборочных единицах приборов, оборудования, техники. Здесь же стоит упомянуть и ИНВ-9, посвященную природным алмазам, другим камням и изготовленным из них предметам.
- ИНВ-19 задает правила составления сличительных ведомостей, заполняемых при обнаружении несоответствий между реальными результатами и заявленными в бухучете цифрами. Оформляются в двух экземплярах, и каждый рассматривается отдельно, а выводы и решения по ней подробно протоколируются.
- ИНВ-26 емко отражает данные об итогах проверок за календарный год.
Для минимизации ошибок и общего упрощения инвентаризации МПЗ документы строго стандартизированы.
Можно ли провести переоценку и в каком порядке
Да, но только в случаях, оговоренных законом (а именно пунктом 12 ПБУ 5/01), то есть при реальном устаревании активов или при значительном уменьшении их фактической себестоимости. В каждой из двух этих ситуаций они могут быть уценены, но отражать их удешевление в балансе допустимо только в конце отчетного периода. При этом следует вычесть резерв, предусмотренный специально для этой цели п. 25 все того же Положения по бухучету.
Обратите внимание, дооценку текущие стандарты не предполагают, поэтому стоимость уже хранившихся объектов не увеличивается до актуального рыночного уровня.
Учет недостачи
Ее необходимо разделять на две принципиально разные категории:
- возникшая из-за естественной убыли сырья и материалов или из-за стихийного бедствия;
- появившаяся в результате деятельности человека: как ответственного лица, так и кого-либо другого.
Списание недостачи при ревизии материально-производственных запасов (проводки)
Происходит по состоянию на дату выполнения проверки.
В тех случаях, когда виновных нет (или они не могут быть найдены), в качестве причины принимаются издержки на выпуск и обращение активов. Тогда процедура осуществляется в соответствии с:
Д 94 |
К 10 (41, 43) |
Характер списания |
Д 20 (25, 26, 44) |
К 94 |
с учетом естественной убыли |
Если же недостача выше нормы, это оборачивается взысканием с ответственного лица, или (если доказано или очевидно, что этот человек ни при чем) проводкой в прочие расходы. Тогда, в зависимости от ситуации, будет использоваться:
Д 94 |
К 10 (41, 43) |
Характер списания |
Д 73 (76) |
К 94 |
стоимость отнесена на виновника |
Д 50 (51, 70) |
К 73 (76) |
денежный эквивалент недостачи взыскан |
Д 91 |
К 94 |
осуществлено списание в прочие расходы |
Обратите внимание, когда виновный определен, разница в стоимости определяется по состоянию на тот день, когда человек признал свой проступок, если же он отпирается, то по факту вступления судебного решения в силу. А естественную убыль нужно документально подтвердить — обязательным составлением отчета, подписанного представителями компетентных органов.
Учет излишков
В ряде случаев инвентаризация материально-производственных запасов на всей организации дает неожиданные результаты, например, показывает, что активов на деле больше, чем по документам. Тогда данные товарно-имущественные ценности требуется как можно раньше оприходовать, отразив этот факт при сведении баланса. И отдельно следует выяснить, по какой же причине они появились.
Важно также вписать их в счет 91, объясняющий совокупность прочих доходов и расходов, или в 99, содержащий сведения о прибылях и убытках. Проводка здесь: Д10 – К 91. Согласно ей, учет нужно проводить строго по рыночной цене объекта, что впоследствии повлияет на налоговые показатели.
Составление сличительных ведомостей
- Заполняются по форме ИНВ-19, при обнаружении расхождений в ходе ревизии.
- Результаты любой из них в конце отчетного периода обобщаются в акте, соответствующем ИНВ-26.
К каждому такому документу прилагается выписка из бухгалтерии, в которой специалисты указывают возможные варианты списания недостач: на естественную убыль, порчу при хранении, стихийное бедствие, хищение, действия злоумышленников и так далее.
При оформлении данных бумаг необходимо принимать во внимание пересортицу и образовавшуюся благодаря ей разницу в стоимости товара. Суммы недостач или излишков стоит указывать исходя из того, как они оценены в бухучете.
Если какие-либо объекты не принадлежат компании, но временно находятся у нее на балансе (в аренде, для переработки, на хранении), по ним следует составить отдельные сличительные ведомости и предоставить их владельцам справки-подтверждения и копии описей.
Когда инвентаризация основных средств и материальных запасов обязательна
- Любые сделки, связанные с куплей и продажей МПЗ, а также со сдачей их в аренду.
- При реорганизации ранее государственного либо муниципального юрлица.
- При смене лиц, по документам несущих ответственность за активы (в такой ситуации в жизнь претворяется внеочередная ревизия – непосредственно в день передачи дел).
- При фактической порче ценностей, установлении факта наличия недоимки или хищения, злоупотребления, неправомерного использования МПЗ, поломки.
- При аварии или катастрофе на предприятии, затоплении хранилищ, возгорании, масштабном пожаре, стихийном бедствии или возникновении иного чрезвычайного происшествия.
- Заполнение отчетности сроком за год (не считая те объекты, которые проверялись позже 01 10 текущего года).
- При ликвидации или реорганизации компании, но строго до сведения баланса.
А также другие ситуации, регламентированные актуальными законами РФ.
Исключения из обязательных случаев
- проверка основных средств проводится раз в 3 года;
- ревизия библиотечных фондов — один раз в 5 лет;
- пересмотр выполняется тогда, когда товары, материалы заканчиваются (на Крайнем Севере).
Инновации в области инвентаризации МПЗ
Ее давно уже проводят при помощи специализированных программ, стараясь выбирать такие, которые постоянно поддерживаются и регулярно совершенствуются. Например, определенную популярность в данной сфере завоевала «1С: Бухгалтерия» (самая используемая ее версия – 8я). Она позволяет загружать в качестве шаблонов документы типовой конфигурации. Это решение серьезным образом экономит время на заполнение и позволяет избежать целого ряда распространенных ошибок.
Сейчас появляется все больше ПО, помогающего правильно начислять цену объектов, отражать прямые расходы, грамотно распределять их между готовыми товарами и незавершенной продукцией и так далее.
Мы рассмотрели порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов (МПЗ), и можем сделать вывод, что эта процедура выполняется с использованием стандартных форм и реквизитов, а значит поддается автоматизации. Поэтому мы разработали решения, существенно облегчающие процессы проверки. Обращайтесь в «Клеверенс», заказывайте наши программные продукты и пользуйтесь ими при ревизиях — это удобно.
Количество показов: 1996
Добавить комментарий