Акциза

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ — установленные в ст. 183 НК операции с подакцизными товарами. Объектами налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. Передача прав собственности на подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на возмездной и (или) без возмездной основе, а также использование их при натуральной оплате, признается реализацией подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья;

2) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков — производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций. Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;

3) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государст венных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

4) передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

5) передача в структуре организации произведенных подакцизных това ров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением операций, не подлежащих налогообложению акцизами;

6) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

7) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

8) передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарище ства (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, на ходящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

9) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

10) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

11) первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на территорию РФ с территории государств — участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве);

12) реализация природного газа за пределы территории РФ;

13) реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории РФ газораспределительным организа циям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в пп. 8—12 п. 1 ст. 183 РФ; 14—16) передача природного газа (за исключением операций, не подлежащих налогообложению акцизами):

— для использования на собственные нужды;

— на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции;

— в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов (п. 1 ст. 182 НК). Операции с природным газом признаются объектом налогообложения в случае, если этот газ добыт (выработан) на территории РФ, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны (п. 2 ст. 182 НК). В целях главы 22 НК к производству приравниваются:

— розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативнотехнической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

— любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар (п. 3 ст. 182 НК). При реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику (п. 4 ст. 182 НК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

Общие сведения о подакцизных товарах

Подакцизные товары — это вид товаров, которые облагаются особым налогом — акцизом. Акциз — разновидность косвенного налога в виде надбавки к стоимости товара, вводимой государством для наполнения госбюджета, а также для регулирования спроса на тот или иной вид товаров.

Подакцизные товары обладают общей чертой: все они являются высокорентабельными и обладают низкими производственными издержками, что делает их очень привлекательными с точки зрения налогообложения. На сегодняшний день доходы бюджета от налоговых поступлений по акцизам составляют около 5–8% от общей суммы налоговых поступлений, что, несомненно, очень высокий показатель. Подакцизными признаются как товары, произведенные на территории РФ, так и ввозимые.

Плательщиком акциза в бюджет является организация, ИП или иное лицо, которое осуществляет операции по реализации или производству подакцизного товара.

Подробнее о том, кто должен платить налог, читайте в статье «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Как платить акцизы, подробно разъясняется в КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Какие товары относятся к подакцизным

Группа подакцизных товаров в РФ постоянно меняется. Однако есть ряд товаров, которые входили в нее всегда и в ближайшее время не покинут. Эти товары являются подакцизными не только в нашей стране, но и практически во всех странах мира. Перечень таких товаров установлен в ст. 181 НК РФ, согласно которой к подакцизным товарам относятся:

  1. Этиловый спирт.
  2. Спиртосодержащие товары, в которых доля этилового спирта составляет более 9%, за исключением алкогольной продукции. Также к исключениям в данном случае относятся:
  • лекарственные средства;
  • продукция ветеринарного назначения, разлитая в емкости, по объему не превышающие 100 мл;
  • парфюмерно-косметические товары, объем емкости которых не превышает 100 мл, а доля спирта составляет 80 и 90%, при наличии пульверизатора, а также с долей этилового спирта до 90% и объемом, не превышающим 3 мл;
  • отходы производства этилового спирта, а также ликероводочной продукции при условии их дальнейшей переработки и использования в технических целях;
  • виноматериалы, винное, фруктовое и пивное сусло.
  1. Алкогольная продукция.
  2. Табачная продукция.
  3. Легковые автомобили.
  4. Мотоциклы, мощность которых превышает 112,5 кВт (150 л. с.).
  5. Автомобильный бензин.
  6. Дизельное топливо.
  7. Моторные масла для инжекторных и дизельных двигателей.
  8. Прямогонный бензин.
  9. Авиационный керосин.
  10. Ортоксилол, параксилол, бензол.
  11. Иные смеси углеводородов в жидком состоянии.
  12. Природный газ.
  13. Электронные сигареты.
  14. Жидкости для электронных сигарет.
  15. Табак и изделия из него, употребляемые путем нагрева.
  16. Нефтяное сырье.
  17. Виноград, использованный для производства вина (с 01.01.2020).

Разновидности подакцизных товаров

Весь перечень подакцизных товаров можно разделить на 2 основные группы:

  1. Подлежащие обязательной маркировке.
  2. Не подлежащие обязательной маркировке.

К 1-й группе, как правило, относят табачную продукцию, расфасованную для розничной продажи, и алкогольную продукцию в емкостях от 50 мл до 100 л, за исключением пива, сидора, медовухи, о чем говорится в п. 2 ст. 12 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» от 22.11.1995 № 171.

К товарам, не подлежащим маркировке, относят все остальные товары из перечня подакцизных. Перечислим некоторые из них:

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы, мощность которых превышает 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для инжекторных и дизельных двигателей.

Итоги

Таким образом, перечень подакцизных товаров в основе своей представляет список определенных товаров, присутствующих в нем постоянно. К ним относят табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты. Изменения этого перечня не редкость. Связаны они, как правило, с экономической ситуацией в стране.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Розничная торговля. Основной вид деятельности – продажа моторных масел. И немного сопутствующего – омыватель, ну и прочие безделушки. На УСН, так как подакцизный товар. По сопутствующему товару обязательно по ЕНВД отчет сдавать? Получается двойной налог. Приходится же на всю площадь магазина ЕНВД-отчет делать. Хотя там товара-то мизер. И еще – при УСН моторные масла с НДС надо продавать и соответственно сдавать декларацию по НДС?

Согласно ст. 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей применения ЕНВД признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 181 НК РФ к подакцизным товарам относятся моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Таким образом, поскольку моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей являются подакцизными товарами, в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности по розничной торговле моторными маслами система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.

Налогообложение указанной предпринимательской деятельности осуществляется в Вашем случае в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Розничная торговля неподакцизными товарами в обязательном порядке подлежит переводу на ЕНВД в случае, если эта торговля осуществляется через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.

Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого ЕНВД не применяется.

Если Вы осуществляете розничную торговлю неподакцизными товарами через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, то эта деятельность также подлежит переводу на уплату ЕНВД.

П. 7 ст. 346.26 НК РФ установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Согласно п. 8 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщики налога при УСН, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, должны вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.

В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

То есть при применении УСН Вы не должны предъявлять покупателям сумму НДС независимо от того, подакцизный или неподакцизный товар Вы реализуете.

Соответственно, у Вас не возникает обязанности представлять налоговую декларацию по НДС.

Минфин РФ считает, что при осуществлении на площади торгового зала розничной торговли, облагаемой ЕНВД, и предпринимательской деятельности по реализации товаров собственного производства, налогообложение которой осуществляется в рамках УСН, при исчислении суммы ЕНВД следует учитывать общую площадь торгового зала (письмо от 06.09.2010 г. № 03-11-06/3/123).

А в письме от 29.03.2011 г. № 03-11-11/74 финансовое ведомство указало, что порядок распределения площади торгового зала (или его части) при осуществлении на ней одновременно предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения (или УСН), и предпринимательской деятельности, в отношении которой уплачивается ЕНВД и в качестве физического показателя используется площадь торгового зала (в квадратных метрах), НК РФ не определен.

При этом в целях общего режима налогообложения (или УСН) для целей исчисления налога существенны исключительно стоимостные результаты предпринимательской деятельности.

Поэтому при осуществлении на одной и той же площади торгового зала предпринимательской деятельности по реализации моторных масел (подакцизных товаров), налогообложение которой осуществляется в рамках общего режима налогообложения (или УСН), и предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли прочими товарами, облагаемой ЕНВД, при исчислении суммы ЕНВД следует учитывать общую площадь торгового зала.

В постановленииПрезидиума ВАС РФ от 02.11.2010 г. № 8617/10 указано, что ст. 346.27 НК РФ предусмотрено, что площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) – площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Если реализация товаров в розницу осуществляется налогоплательщиком на территории всего торгового зала, а разделение торгового зала для продажи покупных товаров отдельно от продукции собственного производства отсутствует, то вывод о том, что при исчислении суммы ЕНВД необходимо учитывать всю площадь торгового зала, на которой осуществляется розничная торговля, является обоснованным.

То обстоятельство, что на площади одного торгового зала налогоплательщик осуществляет два вида деятельности, облагаемых налогами с использованием разных режимов налогообложения, не является основанием для изменения значений физического показателя либо базовой доходности по ЕНВД.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», введенным Федеральным законом РФ от 17.07.2009 г. № 162-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Хозяйствующие субъекты должны использовать контрольно-кассовую технику при осуществлении деятельности, доход от которой не облагается ЕНВД.

При совмещении деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения или УСН, налогоплательщик может выбирать, применять ККТ или нет, только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД.

При осуществлении деятельности, облагаемой в соответствии с общим режимом налогообложения или УСН, использование ККТ обязательно(Информация ФНС РФ от 29.09.2009 г. «О применении ККТ плательщиками ЕНВД»).

Поскольку реализация подакцизных товаров не относится к розничной торговле, доходы от которой облагаются ЕНВД, то подакцизные товары должны реализовываться с применением ККТ.

Для обеспечения раздельного учета сумм выручки Вы вправе использовать разные секции применяемой ККТ.

В данном случае выручку от розничной торговли на ЕНВД и торговли на УСН Вы будете определять на основании отчетов кассира-операциониста, либо Вы можете использовать два кассовых аппарата.

Совмещать продажу товаров с применением ККТ и без таковой в одном магазине опасно.

Если в магазине будет применяться не снятый с учета в налоговых органах кассовый аппарат, налоговики посчитают, что от применения ККТ здесь не отказались.

И тогда продажа товаров без выдачи кассового чека, даже с предоставлением покупателю документа, подтверждающего прием денежных средств, может в соответствии со ст. 14.5 КоАП повлечь наложение административного штрафа на юридическое лицо от 30 000 до 40 000 рублей.

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, относятся к группе косвенных налогов, окончательным плательщиком которых является потребитель товаров.

В соответствии со ст. 181 НК РФ подакцизными признаются следующие товары:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. А Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

Не являются подакцизными товарами следующие товары:

1) лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

3) парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;

4) подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НКРФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе новации.

В целях главы 22 НК передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;

2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

3) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

5) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

6) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

7) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

10) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в собственность;

11) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность.

К производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.

При реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 «Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации» НКРФ.

3) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

Все перечисленные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.

2 Налоговая база по налогу на прибыль, порядок ее определения

Налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК «Объект налогообложения», подлежащей налогообложению.

Прибылью в целях настоящей статьи признается:

1) для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК;

3) для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 «Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников В РФ» НКРФ.

Все доходы организации подразделяются на:

— доходы от реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав);

— внереализационные доходы;

В доходам от реализации относят выручку от реализации товаров (работ,услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных товаров, а также выручку от реализации имущественных прав.

В
состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством; средств, полученных в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями; средств, полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре; средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов); средств, переданных между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий; средств, передаваемых на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица).

По предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные средства, товары и иное имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих средств и имущества, но не ниже их балансовой (остаточной — по основным средствам) стоимости, числящейся у передающих предприятий.

Не учитывается при налогообложении стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.

Суммы, внесенные в бюджет или в государственные внебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Приватизируемые предприятия, реализующие пакеты своих акций на конкурсах (торгах) и получающие по условиям таких конкурсов (торгов) от их победителей средства на инвестиции, отражают их в учете как целевое финансирование. Расходование указанных средств осуществляется в порядке, предусмотренном инвестиционной программой, разработанной в соответствии с условиями инвестиционных конкурсов (торгов). Суммы полученных инвестиций, используемые по прямому назначению в сроки, предусмотренные инвестиционной программой, не увеличивают налогооблагаемую базу. Если указанные средства использованы не по назначению, то в этой части они подлежат включению в налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке.

При увеличении уставного капитала в связи с переоценкой основных фондов акционерного общества стоимость дополнительно полученных акционерами акций не подлежит включению в налогооблагаемую базу.

Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, котируемому (публикуемому) Центральным банком Российской Федерации, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации продукции (работ, услуг) в соответствии с принятым методом определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

По предприятиям, осуществляющим экспортно-импортные товарообменные операции (в том числе осуществляемые на бартерной основе), выручка в валюте для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов.

При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

4) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

5) в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

6) в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;

7) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;

8) и другие доходы, предусмотренные ст. 251 НК.

В целях определения налоговой базы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 «Внереализационные расходы» НК, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

К расходам, связанным с производством и реализацией могут относиться расходы по изготовлению, хранению и доставке товаров; выполнение работ, оказание услуг, приобретение и реализация товара; расходы по содержанию, ремонту и обслуживанию ОС; расходы на научно-исследовательские разработки; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; материальные расходы (сырье, инвентарь, вода, электроэнергия и др.); прочие расходы (командировки, расходы по технике безопасности, арендные платежи и др.).

К внереализационным расходам, т.е. к затратам, не связанным с производством и реализацией могут относиться расходы на услуги банка, убытки отчетного года, судебные и арбитражные издержки, расходы на формирование резервов по сомнительным долгам…

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 главы 25 НК, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).

Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном НК.

Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 НК.

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со статьями 272 «Порядок признания расходов при методе начисления» и 273 «Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе» НК.

Суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

3. Задача 2

Рассчитать НДС, подлежащий уплате в бюджет за налоговый период.

В налоговом периоде выполнено и сдано законченных работ на сумму 298006 руб. (без НДС)

Оплачено 50 % выполненных работ.

Получено авансов в счет финансирования по ранее заключенным договорам на сумму 659801 руб.

Оплачено и оприходовано ТМЦ по счет-фактурам с учетом НДС по стандартной ставке на сумму 500087 руб., в том числе НДС-76284 руб.

Оплачено и оприходовано по сетам без НДС 22900 руб.

Перечислено авансов субподрядным организациям – 333000 руб.

Решение:

1. Вычислим сумму НДС по выполненным и сданным законченным работам в налоговом периоде:

298006*18%=53641,08

2. Вычислим сумму НДС по полученным авансам в счет финансирования по ранее заключенным договорам:

659801/118*100*18%=100647,61

3. Рассчитаем сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период:

Согласно п.12 ст.171 НКРФ вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. При получении от продавца счета-фактуры на сумму предоплаты покупатель получает право принять «входной» НДС с этой предоплаты к вычету. Условия для вычета перечислены в пункте 9 статьи 172 Налогового кодекса РФ: наличие счета-фактуры, документов, подтверждающих перечисление предоплаты, а также договора, содержащего условие о предоплате, то есть в договоре должно быть указано условие об уплате аванса. Следовательно, не важно, как произведена предоплата — наличными или в безналичной форме, при соблюдении всех вышеуказанных условий организация вправе принять НДС к вычету. Но т.к. в условии задачи нет подобных оговорок, то при расчете НДС мы не учитываем перечисленные авансы субподрядным организациям.

НДС=53641,08+100647,61-76284=78004,69 — НДС, подлежащий уплате в бюджет за налоговый период.

4. Задача 8

Предприятие имеет филиал в другом городе. По итогам первого квартала налогооблагаемая прибыль предприятия составила 3000 тыс. руб.

Остаточная стоимость всех основных средств предприятия на 31 марта составила 5500 тыс. руб. Из них 1800 тыс. руб. – стоимость имущества филиала. Расходы по оплате труда составили 2700 тыс. руб., в том числе работникам филиала выплачено 910 тыс. руб.

Определить, какую сумму налога на прибыль должны заплатить в федеральный и региональный бюджеты головное предприятие и его филиал.

Решение:

Особенность уплаты налога на прибыль при наличии обособленных подразделений состоит в том, что налог нужно распределить по федеральному бюджету и бюджетам регионов, на территории которых находятся подразделения.

Поэтому по месту нахождения головного офиса уплачивается:

— налог на прибыль в федеральный бюджет по всей организации в целом;

— налог на прибыль в бюджет региона, в котором находится головная организация.

А по месту нахождения подразделений налог следует перечислять в бюджет того субъекта, где находится соответствующий филиал (п. 1 ст. 288 НКРФ).

Налоговая база подразделения определяется исходя из его доли прибыли в базе по всей организации в целом. Несмотря на формулировку «доля прибыли» на самом деле при расчетах используются иные показатели. А именно:

— трудовой показатель (среднесписочная стоимость работников или величина расходов на оплату труда);

— остаточная стоимость амортизируемого имущества.

Прежде всего необходимо определить их величину по обособленному подразделению и по всей организации в целом ( у нас эти данные приведены в условии задачи).

Далее необходимо вычислить долю каждого из этих показателей в аналогичных показателях по всей организации в целом. А уже исходя из установленного размера долей можно рассчитать долю прибыли каждого подразделения. Формула расчета выглядит так:

Доля прибыли (%) = (доля трудового показателя обособленного подразделения + доля остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения) : 2

Последним шагом является определение налоговой базы филиала. Для этого величину налоговой базы по всей организации в целом следует умножить на рассчитанную долю прибыли обособленного подразделения.

Исходя из рассчитанной в таком порядке налоговой базы определяется сумма налога для уплаты в региональный бюджет.

1. Определим долю расходов на оплату труда по обособленному подразделению и головному предприятию:

1)2700000-910000=1790000руб.– расходы на оплату труда в главном предприятии;

2)1790/2700*100 %=66,3 % -доля расходов головного предприятия;

3)910/2700*100 %= 33,7 % — доля расходов филиала.

2. Определим удельный вес остаточной стоимости:

1) 5500000-1800000=3700000 руб.- остаточная стоимость имущества головного предприятия;

2)3700/5500*100%=67,27% — доля остаточной стоимости головного предприятия;

3) 1800/5500*100%=32,73%-доля остаточной стоимости филиала.

3. Определим долю прибыли:

1) (67,27+66,3) : 2=66,79 % — по головному предприятию;

2) (33,7+32,73) : 2=33,21 %- по филиалу.

4. Определим налоговую базу:

1) 3000000*66,79%= 2003700 руб.- по головному предприятию;

2) 3000000*33,21%=996300 руб.- по филиалу.

5. Определим сумму налога на прибыль, которую должны заплатить в федеральный и региональный бюджеты головное предприятие и его филиал:

1) 3000000*2%=60 000 руб. – сумма налога, причитающаяся уплате в федеральный бюджет по всему предприятия в целом;

2) 2003700*18%=360666 руб.- сумма налога, причитающаяся уплате в региональный бюджет головного предприятия;

3)996300*18%=179334 руб. – сумма налога, причитающаяся уплате в региональный бюджет филиала.

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть 2) (в последней редакции)

2. Справочно-правовая система «ГАРАНТ»

3. Правовая система «Консультант плюс»

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем чтении закон, который предусматривает, в частности, установление акциза на виноград для производства вина, виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло, а также рост ставок акцизов на отдельные виды алкогольной продукции. Закон инициирован правительством РФ.

Документом унифицируются ставки акцизов на спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, а также на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% — на 2020 год они составят 544 рубля за 1 л, на 2021 год — 566 рублей, на 2022 год — 589 рублей, а на денатурированный спирт — 111 рублей, 115 рублей и 120 рублей соответственно. Устанавливаются единые налоговые ставки акциза на вина, игристые вина (шампанские), производимые на территории РФ и ввозимые на территорию РФ. В итоге в 2020 году ставки акцизов на тихие вина вырастут с 18 рублей до 31 рубля за 1 л, на игристые — с 36 рублей до 40 рублей за 1 л.

Ставка акциза на винные газированные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, устанавливается на уровне ставки акциза на игристые вина (шампанские): 40 рублей за 1 л — на 2020 год, 41 рубль — на 2021 год, 43 рубля — на 2022 год. Для негазированных винных напитков и других вин, в том числе фруктовых, ставка на 2020 год составит 31 рубль, на 2021 год — 32 рубля, на 2022 год — 33 рубля. Для виноматериалов, виноградного сусла и фруктового сусла (которые также становятся подакцизными товарами) ставка акциза на 2020 год составит 31 рубля за 1 л, на 2021 год — 32 рубля, на 2022 год — 33 рубля, для винограда — 30 рублей, 31 рубль и 32 рубля за 1 т соответственно.

Закон относит к подакцизным товарам виноматериалы (за исключением предназначенных для производства дистиллятов), виноград, используемый для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина, спиртных напитков, изготовленных по технологии полного цикла. При этом документом предусматривается предоставление налогоплательщикам, производящим такие напитки и жидкости, права на получение налоговых вычетов при условии надлежащего использования подакцизного сырья.

Не будут рассматриваться как подакцизные товары спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости, а также продукция ветеринарного назначения и пивное сусло.

Согласно финансово-экономическому обоснованию закона, его принятие обеспечит получение дополнительных доходов бюджетов бюджетной системы РФ в сумме около 22 млрд рублей в год.

Закон вступит в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по акцизам за исключением отдельных положений.

Поправки ко второму чтению

Поправки, принятые во втором чтении документа, относят к подакцизной продукции устройства для нагревания табака, а также жидкости для электронных систем доставки никотина. Ставка акциза на них в 2020 году составит 50 рублей, аналогично ставке на электронные системы доставки никотина. В 2021 году акциз на все устройства будет уже 52 рубля на одну штуку, в 2022 году — 54 рубля. Дается новое определение электронных систем доставки никотина — ими будут признавать электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.

Также, согласно поправке, свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, выдается, в том числе организациям, производящим лекарственные средства, в качестве сырья для которых используется этиловый спирт.

Кроме того, принятыми во втором чтении документа поправками устанавливается ставка акциза на средние дистилляты с 1 января по 31 марта 2020 года на уровне 9 535 рублей за 1 т. Дистилляты нефти — продукты многостадийного разделения нефти на фракции (без химического изменения веществ, входящих в состав фракций) посредством ее перегонки или ректификации.

Средние дистилляты стали подакцизным товаром с 2016 года, к средним дистиллятам для целей исчисления акцизов относятся смеси углеводородов в жидком состоянии — речь идет о судовом маловязком топливе, используемом судоходными компаниями.

admin

Добавить комментарий