Акт 0504101 образец заполнения

Акт 0504101 образец заполнения

Акт о списании объектов нефинансовых активов формы 0504104 применим ко всем видам активов, кроме транспортных средств. Он нужен для завершения операции по списанию основных средств организации.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта о списании объектов нефинансовых активов форма 0504104 .xlsСкачать образец акта о списании объектов нефинансовых активов форма 0504104 .xls

Элементы документа

Форма 0504104 заполняется на одном листе, но с двух сторон. Прилагаемый файл содержит документ в программе Excel, состоящий из двух страниц.

В самом начале документа предусмотрены графы для отметок руководителя. Они включают в себя строки для подписи, расшифровки этой подписи и даты. Помимо этого, первая страница должна содержать:

  • Номер акта о списании объектов нефинансовых активов.
  • Дату.
  • Наименование правообладателя.
  • Наименование структурного подразделения.
  • Вид описываемого имущества. Оно может быть движимым, недвижимым, особо ценным.
  • ФИО и должность материально ответственного за описываемое имущество лица.
  • Единицы измерения. Их код здесь указывать нет необходимости.

Помимо основных данных, в верхней части первой страницы находится небольшая таблица. В ней должны быть вписаны: номер формы по ОКУД, дата, код по ОКПО, КПП, а также аналитическая группа, учетный номер и дата списания описываемого имущества с бухгалтерского учета.

Все это относится к водной части документа. После него идет основная, которая состоит из двух таблиц. Первая содержит столбцы и строки. В каждой строке должны прописываться данные об одном наименовании материального объекта. Столбцы имеют следующие наименования:

  • Название объекта нефинансовых активов.
  • Инвентарный, реестровый и заводской номера. Одна строка поделена на три, но в них может содержаться информация и об иных номерных знаках, если они у материальных ресурсов есть. Важно: автомобили не могут описываться в этой форме документа.
  • Даты. Их в большинстве случаев указывается несколько. Отдельно прописываются число ввода в эксплуатацию, число принятия объекта на бухгалтерский учет организации, число выпуска или изготовления.
  • Фактический срок службы. Подобные данные в акте о списании объектов нефинансовых активов указываются в месяцах.
  • Балансовая стоимость. Ее еще называют восстановительной.

Остальные строки заполняются уже после поступления акта в бухгалтерию организации. В них описываются амортизация и остаточная стоимость. Словом, все, что касается финансовой стороны вопроса.

Если перечень наименований объектов нефинансовых активов превышает 11 строк и не помещается на первой страницы, то описанная таблица вместе с наименованием строк переносится на вторую. Также на второй странице акта располагаются данные о:

  • Документах о согласовании списания. В ряде компаний такая процедура является обязательной при списании. Если это не обязательно, то можно оставить эту графу пустой.
  • Том, каким из распоряжений назначена комиссия. Указываются назначенное и назначившее лица, дата регистрации приказа или распоряжения, а также его номер.
  • Причине списания. Формулируется заключение комиссии: почему объект не пригоден к дальнейшему использованию, возможен ли ремонт и пр.
  • Приложениях. Обязательным пунктом являются инвентарные карточки перечисленных объектов. Указываются их количество и количество листов, на которых они расположены.

Обязательным пунктом для второй страницы акта являются подписи членов комиссии с расшифровкой. Отдельно расписывается председатель. Общая численность членов комиссии не должна быть меньше трех человек.

Отметка бухгалтерии

В самом низу акта находится отметка бухгалтерии. В ней графы заполняются в последнюю очередь. Но они – самые важные. Должен быть указан номер по счету по дебету по кредиту, а также общая сумма. Отражаются результаты мероприятия по выбытию. В частности, утилизация различными способами. В конце отметки бухгалтерии подписываются исполнитель и ответственное лицо. Подписи расшифровываются, указываются должности и даты постановки подписей.

Правила заполнения

Помимо общепринятых правил для оформления официальных документов, никаких дополнительных норм к актам подобного рода не применяется. Поэтому организация вправе заполнить его в соответствии со своими предпочтениями и удобством. Самое главное – не забыть зафиксировать наличие документа в учетной политике компании либо в заранее созданном регламенте документооборота.

Последнее требование четко отражено в письме Минфина №02-05-05/40633 от 28.06.2017 года.

Алгоритм списания

Все нюансы списания подробно расписаны в Методических указаниях, которые были утверждены Приказом Минфина №49 от 13 июня 1995 года. В них отмечено, что правила списания объектов нефинансовых активов определяются собственником этого имущества. Если этим собственником является организация, то в большинстве случаев этот процесс происходит следующим образом:

  1. Проводится инвентаризация. В результате выявляется перечень имущества, которое не используется, пришло в негодность или по каким-либо другим причинам нуждается в списании. Они должны относиться к основным средствам компании.
  2. Составляется инвентаризационная опись, которая включает этот перечень с инвентаризационными номерами объектов нефинансовых активов.
  3. Созывается отдельная комиссия по вопросу списания объектов нефинансовых активов.
  4. Составляется акт о списании объектов нефинансовых активов, формируется пакет документов для отчета в вышестоящие организации.

Комиссия

Важный нюанс: инвентаризационной комиссии для принятия окончательного решения будет недостаточно.

Даже если состав сотрудников в них идентичен, все равно будет требоваться отдельный приказ о назначении. Члены комиссии должны обладать достаточными знаниями для того, чтобы решать, подлежит списанию объект нефинансовых активов или нет. Иногда для этой цели привлекаются эксперты со стороны.

Материально ответственные за имущества лица не могут входить в состав комиссии.

В любом случае акт о списании объектов нефинансовых активов является завершающей и принципиально важной процедурой во всем алгоритме списания.

Форма 0504104 заполняется на одном листе, но с двух сторон. Прилагаемый файл содержит документ в программе Excel, состоящий из двух страниц.

Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) составляется по утвержденной форме 5054104. Составляется комиссией по факту поступления или выбытия активов. Акт оформляется на один или несколько объектов по одной группе имуществ. На объекты недвижимости составляется акт с указанием сведений, содержащихся в кадастровом паспорте объекта.

Страница 1

В самом начале документа предусмотрены графы для отметок руководителя. Они включают в себя строки для подписи, расшифровки этой подписи и даты.

Помимо этого, первая страница должна содержать:

  • Номер акта о списании объектов нефинансовых активов.
  • Дату.
  • Наименование правообладателя.
  • Наименование структурного подразделения.
  • Вид описываемого имущества. Оно может быть движимым, недвижимым, особо ценным.
  • ФИО и должность материально ответственного за описываемое имущество лица.
  • Единицы измерения. Их код здесь указывать нет необходимости.

Помимо основных данных, в верхней части первой страницы находится небольшая таблица. В ней должны быть вписаны: номер формы по ОКУД, дата, код по ОКПО, КПП, а также аналитическая группа, учетный номер и дата списания описываемого имущества с бухгалтерского учета.

Первая таблица

Все это относится к водной части документа. После него идет основная, которая состоит из двух таблиц. Первая содержит столбцы и строки. В каждой строке должны прописываться данные об одном наименовании материального объекта. Столбцы имеют следующие наименования:

  • Название объекта нефинансовых активов.
  • Инвентарный, реестровый и заводской номера. Одна строка поделена на три, но в них может содержаться информация и об иных номерных знаках, если они у материальных ресурсов есть. Важно: автомобили не могут описываться в этой форме документа.
  • Даты. Их в большинстве случаев указывается несколько. Отдельно прописываются число ввода в эксплуатацию, число принятия объекта на бухгалтерский учет организации, число выпуска или изготовления.
  • Фактический срок службы. Подобные данные в акте о списании объектов нефинансовых активов указываются в месяцах.
  • Балансовая стоимость. Ее еще называют восстановительной.

Остальные строки заполняются уже после поступления акта в бухгалтерию организации. В них описываются амортизация и остаточная стоимость. Словом, все, что касается финансовой стороны вопроса.

Образец формы 0504104 (скачать)

Форма 0504104

Страница 2

Если перечень наименований объектов нефинансовых активов превышает 11 строк и не помещается на первой страницы, то описанная таблица вместе с наименованием строк переносится на вторую. Также на второй странице акта располагаются данные о:

  • Документах о согласовании списания. В ряде компаний такая процедура является обязательной при списании. Если это не обязательно, то можно оставить эту графу пустой.
  • Том, каким из распоряжений назначена комиссия. Указываются назначенное и назначившее лица, дата регистрации приказа или распоряжения, а также его номер.
  • Причине списания. Формулируется заключение комиссии: почему объект не пригоден к дальнейшему использованию, возможен ли ремонт и пр.
  • Приложениях. Обязательным пунктом являются инвентарные карточки перечисленных объектов. Указываются их количество и количество листов, на которых они расположены.

Обязательным пунктом для второй страницы акта являются подписи членов комиссии с расшифровкой. Отдельно расписывается председатель. Общая численность членов комиссии не должна быть меньше трех человек.

В самом низу акта находится отметка бухгалтерии. В ней графы заполняются в последнюю очередь. Но они – самые важные. Должен быть указан номер по счету по дебету по кредиту, а также общая сумма. Отражаются результаты мероприятия по выбытию. В частности, утилизация различными способами. В конце отметки бухгалтерии подписываются исполнитель и ответственное лицо. Подписи расшифровываются, указываются должности и даты постановки подписей.

Важный нюанс: инвентаризационной комиссии для принятия окончательного решения будет недостаточно.

Даже если состав сотрудников в них идентичен, все равно будет требоваться отдельный приказ о назначении. Члены комиссии должны обладать достаточными знаниями для того, чтобы решать, подлежит списанию объект нефинансовых активов или нет. Иногда для этой цели привлекаются эксперты со стороны.

Материально ответственные за имущества лица не могут входить в состав комиссии.

В любом случае акт о списании объектов нефинансовых активов является завершающей и принципиально важной процедурой во всем алгоритме списания.

Сложно представить работу какого-либо государственного (муниципального) учреждения без использования объектов нефинансовых активов, к которым относятся основные средства, нематериальные активы и материальные запасы. О том, какие нарушения в учете и в организации сохранности таких активов выявляются в ходе проведения проверок финансово-экономической деятельности государственных (муниципальных) учреждений, мы поговорим в этой статье.

В ходе проверки учета объектов нефинансовых активов проверяющие сопоставляют соответствие фактических результатов деятельности учреждения с требованиями:

  1. Инструкции № 157н;
  2. Инструкции № 174н(если проверка проводится в отношении бюджетного учреждения);
  3. Инструкции № 162н(если проверка проводится в отношении казенного учреждения);
  4. Инструкции № 183н(если проверка проводится в отношении автономного учреждения);
  5. Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ(поскольку период проверки, проводимой в 2014 году, может охватывать 2013, 2012 и 2011 год, а данный закон вступил в силу только 1 января 2013 года, то при проведении проверки правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности учреждения в 2011 – 2012 годах проверяющие руководствуются нормами Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»(далее – Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ);
  6. иных документов.

Как показывают результаты проверки, нарушения, совершаемые работниками учреждения при ведении бухгалтерского учета, касаются несоблюдения общеизвестных норм законодательства РФ. Зачастую в текучке ежедневных дел, в ходе которых решаются сложные вопросы, бухгалтер упускает из виду мелочи, которые потом не остаются незамеченными при проверке. Осветим некоторые нарушения, которые достаточно часто допускаются бухгалтерами государственных (муниципальных) учреждений.

Инвентаризация имущества

Нарушение. При составлении годовых форм отчетности или при смене руководителя учреждения не была произведена инвентаризация активов и обязательств.

Согласно нормам ст. 11 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательной инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения при инвентаризации руководствуются положениямиПриказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»(далее – Методические указания). Заметим, что ст. 12 Закона о бухгалтерском учете № 129-ФЗ содержит тот же перечень случаях, когда проведение инвентаризации обязательно, что и п. 1.5 Методических указаний.

Согласно п. 1.5 Методических указаний инвентаризация проводится в обязательном порядке в следующих случаях:

  • при передаче имущества учреждения в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина.

Таким образом, при составлении годовых форм отчетности и при смене руководителя учреждения проведение инвентаризации обязательно.

Нарушение. Проверкой правильности оформления и утверждения результатов инвентаризации основных средств установлено, что в нарушениеМетодических указаний № 173н по ряду объектов нефинансовых активов в инвентаризационных описях (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов формы 0504087 не были заполнены графы, отражающие фактическое наличие; соответствие фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета не проверено, тогда как подписи членов инвентаризационной комиссии под документами проставлены. Также в инвентаризационных описях состав инвентаризационной комиссии не соответствует составу, указанному в приказе руководителя учреждения, даты начала и окончания проведения инвентаризации не указаны, общее количество единиц на сумму фактически не прописано, итоги не подведены. Результаты инвентаризации, а также заключение инвентаризационной комиссии не отражены документально.

Методическими указаниями № 173н установлено, что инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (далее – инвентаризационная опись) (ф. 0504087) применяется для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов. Она составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам с указанием места проведения инвентаризации, распиской материально ответственного лица и отражает:

  • наименование и код объекта учета;
  • инвентарный номер;
  • единицу измерения;
  • сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество);
  • данные бухгалтерского учета (количество, сумма);
  • сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам – количество и сумма).

Инвентаризационная опись (ф. 0504087) подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.

Таким образом, замечания проверяющих вполне обоснованы. Требование к оформлению результатов инвентаризации установлено п. 4.1 Методических указаний № 173н. К сожалению, исправить такое нарушение можно только путем повторной инвентаризации, в ходе которой будут правильно оформлены инвентаризационные описи и результаты инвентаризации.

Нарушение. В ходе проверки было выявлено несоответствие наименований объектов основных средств, указанных в инвентаризационной описи, составленной при проведенной ранее инвентаризации с наименованиям объектов фактически осмотренного имущества и их техническим характеристикам. Повторная инвентаризация показала наличие неучтенных объектов.

Согласно нормам п. 3.3 Методических указаний № 173н при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др.; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т. п.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. Требование о том, что неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости с учетом амортизации, установлено п. 25,44 Инструкции № 157н.

Чтобы исправить данное нарушение, учреждению следует принять к учету выявленные в ходе проведения инвентаризации контрольными органами объекты нефинансовых активов, определив их рыночную стоимость, срок использования в учреждении. Напомним, что согласно нормам п. 25 Инструкции № 157н под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении на постоянной основе, использует: данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Инвентарные номера

Нарушение. Проверка показала, что учреждение нарушило требования п. 46 Инструкции № 157н – на некоторых объектах основных средств отсутствовали инвентарные номера, хотя проставление их было технически возможным. Согласно нормам этого пункта каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее – инвентарный номер) независимо от того, находится ли объект в эксплуатации, запасе или на консервации.

Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

Если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.

При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухучета без нанесения на объект основного средства.

Проставление инвентарных номеров на те объекты основных средств, на которых согласно нормам п. 46 Инструкции № 157н они должны присутствовать, позволит устранить данное нарушение.

Инвентарная карточка

Методическими указаниями № 173н утвержден перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств, в том числе инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. 0504031), в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» которой записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности (два-три наиболее важных для данного объекта качественных показателя, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект). Как показали результаты проверки, в нарушение указанного нормативного документа в некоторых учреждениях имели место случаи, когда вышеуказанный раздел не заполнялся. С целью устранения данного нарушения следует заполнить этот раздел инвентарных карточек учета объекта основных средств.

Учет имущества, полученного в пользование

Нарушение. В ходе инвентаризации установлено, что в учреждении находится имущество, принадлежащее работникам учреждения, а также имущество, переданное в пользование по договорам безвозмездного пользования. Данное имущество никак не учитывается в учреждении. Учреждение нарушило нормы п. 333 Инструкции № 157н. Напомним, что согласно его нормам на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученные учреждением в безвозмездное пользование, земельные участки, закрепленные за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также объекты движимого и недвижимого имущества, полученные в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя.

Кроме того, на забалансовом счете осуществляется учет полученного недвижимого имущества в течение времени оформления государственной регистрации прав на него (до момента принятия к учету недвижимого имущества).

Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приемки-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

Таким образом, имущество, принадлежащее работникам учреждения, а также имущество, переданное в безвозмездное пользование по договору следует учитывать на забалансовом счете 01. Исправить данное нарушение можно приняв к учету такое имущество. Документом-основанием для постановки на учет личного имущества работников, как и для выбытия его с учета, является заявление работника. В свою очередь, документом-основанием для принятия к учету имущества, переданного учреждению в безвозмездное пользование, является договор безвозмездного пользования имущества.

Также в некоторых учреждениях проверяющие выявили нарушение п. 333 Инструкции № 157н, выразившееся в непринятии к учету программных продуктов.

Приведем еще пример нарушения учреждением норм п. 333 Инструкции № 157н. По лицензионному, заключенному учреждением (Лицензиат) с организацией (Лицензиаром), приобретена программа для ЭВМ. Согласно предмету договора Лицензиат предоставляет право на использование приобретенной программы. Срок действия договора определен в течение срока действия сертификата – ключа подписи с момента подписания сторонами. В нарушение п. 333 программное обеспечение в периоде действия сертификата ключа подписи в бухгалтерском учете учреждения на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» не числилось.

Принятие программных продуктов к забалансовому учету устранит данное нарушение и проверяющие в своем акте отметят: «В ходе проведения контрольных мероприятий нарушение было устранено».

Учет имущества, принятого на хранение

Нарушение. В ходе проведения контрольных мероприятий было выявлено, что учреждением согласно договору ответственного хранения, заключенному с ООО, приняты на хранение материальные ценности в количестве 17 штук (оборудование для пользования Интернетом). В нарушение п. 335 Инструкции № 157н вышеуказанное имущество не отнесено на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Согласно нормам п. 335 на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» ведется учет следующих материальных ценностей:

  • принятых учреждением на хранение, в переработку;
  • полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т. п.);
  • изъятых в возмещение причиненного ущерба, за исключением материальных ценностей, являющихся согласно законодательству РФ вещественными доказательствами и учитываемых обособленно, материальных ценностей, изъятых (задержанных) таможенными органами и не помещенных на склад временного хранения таможенного органа.

Таким образом, имущество, находящееся в учреждении на хранении, следует принять к учету. В этом случае нарушение будет устранено.

Учет материальных запасов

Нарушение. Учреждение в нарушение п. 38 Инструкции № 157н на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» учитывало баннеры. Баннеры приняты к учету как материальные запасы, а должны быть приняты к учету как основные средства. Пунктом 38 установлено, что материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств. Поскольку срок полезного использования баннера превышает 12 месяцев, его нужно учитывать как объект основных средств. Путем совершения исправительных записей в соответствии с п. 18 Инструкции № 157н учреждению следует перевести баннеры из объектов материальных запасов в состав основных средств. Бухгалтерские записи, отражающие принятие к учету баннеров как материальных запасов, сторнируются и делаются дополнительные записи по принятию их к учету как объектов основных средств.

Нарушение. При проверке правильности заполнения путевых листов на автомобиль УАЗ-396255 было установлено, что в некоторых путевых листах в показания спидометра были внесены исправления путем заклейки и нанесения новых данных о километраже и расходе ГСМ; не всем путевым листам присвоен номер. Также установлены факты расхождения данных путевых листов с данными журнала регистрации путевых листов. Например, согласно путевому листу от 09.06.2013 № 350 показания спидометра на момент выезда из гаража и при возвращении в гараж составляли 5 064 км и 5 164 км соответственно, по данным журнала регистрации путевых листов те же показания составили 3 245 км и 3 256 км.

На основании п. 5 Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» в 2011 году в учреждении к базовой норме расхода топлива при обкатке нового автомобиля УАЗ-396255 применялся поправочный коэффициент в размере 10%. Руководством по эксплуатации к данному автомобилю норматив обкатки установлен в количестве 2 500 км пробега. Однако по факту указанный коэффициент применялся при пробеге УАЗ 396255 свыше 2 500 км, что привело к необоснованному списанию ГСМ.

Нарушение. Как выяснилось в ходе проверки по актам выполненных работ формы КС-2, проводились разборка трубопроводов из водогазопроводных труб, разборка трубопроводов из чугунных канализационных труб и демонтаж радиаторов отопления весом. В соответствии с п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н материальные запасы, остающиеся в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, принимаются к учету и отражаются на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы».

Материальные запасы (металлолом), полученные при проведении демонтажных работ систем отопления и водоснабжения, на счетах бухгалтерского учета оприходованы не были. Как следует из объяснительной заместителя главного бухгалтера, демонтированные радиаторы и трубы были вывезены как строительный мусор фирмой-подрядчиком.

  1. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
  2. Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
  3. Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
  4. Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».
  5. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  6. Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц в вопросах применения нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности при осуществлении конкретных хозяйственных операций.

Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица федерального казенного учреждения, сообщаем, что подобные запросы следует направлять надлежащим образом оформленные на бланке учреждения с подписью уполномоченного лица.

Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) и положениям бюджетного законодательства бюджетный учет объектов нефинансовых активов (как находящихся в оперативном управлении, так и составляющих государственную казну Российской Федерации (казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну) регламентируется федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и актами Минфина России, регулирующими ведение бюджетного учета.

Порядок отражения в бухгалтерском учете информации об объектах основных средств определен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — Стандарт, СГС «Основные средства»).

В соответствии с пунктом 24 СГС «Основные средства» объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) — по стоимости, отраженной в передаточных документах.

Положения СГС «Основные средства» применяются при ведении бухгалтерского учета основных средств, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (результатах операций с ними), если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Согласно пункту 29 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации на дату передачи объекта (события по изменению правообладателя). Указанные положения распространяются как на операции с объектами имущества, составляющими государственную (муниципальную) казну, так и на объекты, находящиеся (закрепляемые) на праве оперативного управления.

Согласно пункту 20 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов.

В соответствии с Законом N 402-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 264.1) информация об активах и обязательствах, а также об операциях, изменяющих указанные активы, подлежит обязательному отражению в бюджетном учете и бюджетной отчетности, при этом пропуск и искажение информации не допускается.

Положениями Закона N 402-ФЗ и СГС «Концептуальные основы» установлены требования к составу реквизитов, обязательных при оформлении первичных учетных документов. Согласно таким требованиям указание денежного измерения факта хозяйственной жизни (сделки) в документе, оформляющем сделку с имуществом, является обязательным.

Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы, к которым относятся органы государственной власти, устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации нормативными правовыми актами Минфина России, регулирующими единую методологию бюджетного учета (пункт 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Первичным учетным документом в целях принятия к бюджетному учету объектов нефинансовых активов при их передаче между организациями бюджетной сферы является Акт о приеме-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), форма и правила заполнения которого установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению».

Форма Акта о приеме-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) является унифицированной формой первичного учетного документа, применяемой организациями бюджетной сферы, и ее составление в произвольной форме бюджетным законодательством не предусмотрено.

В Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) обязательно отражается первоначальная (балансовая) стоимость объектов нефинансовых активов, вовлеченных в процесс передачи (приемки), на дату перехода права владения.

Следует отметить, что начисление амортизации на объект основных средств осуществляется передающей стороной до месяца фактической передачи указанного объекта, поскольку издание распоряжения, согласно которому осуществляется передача объекта, не является основанием для прекращения начисления амортизации. В связи с изложенным, расхождение данных о величине накопленной амортизации (данных об остаточной стоимости) в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и в распоряжении в случае возникновения временного разрыва при оформлении передачи права собственности (владения) на объект, составляющего более одного месяца, соответствует положениям нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обращаем внимание, что передача объектов основных средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривает формирование передающей и получающей стороной бухгалтерских записей с отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей взаимосвязанных расчетов.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

admin

Добавить комментарий