44 ФЗ контрактный управляющий

44 ФЗ контрактный управляющий

Содержание

Создание контрактной службы

Контрактная служба — это, скорее, возлагаемый функционал, чем название подразделения, осуществляющего закупки для государственных и муниципальных нужд. Контрактная служба действует на основании оформленного Положения о контрактной службе (регламенте), которое разрабатывается на основе Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития № 631 от 29 октября 2013 года.

Контрактная служба заказчика создается в случае, если совокупный годовой объем закупок, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Если у заказчика отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей, назначается контрактный управляющий (ч. 2 ст. 38 44-ФЗ).

Не обязательно создавать специальное структурное подразделение: контрактная служба может работать и без образования такового (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В последнем случае заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы (пп. 2 п. 6 Типового положения).

Вопрос: может ли один заказчик создать несколько контрактных служб?

Ответ: Законом № 44-ФЗ, а также Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года № 631 не предусмотрено право заказчика создавать несколько контрактных служб. Следовательно, заказчик не вправе создавать несколько контрактных служб.

Состав контрактной службы заказчика

Заказчик должен самостоятельно утвердить структуру и определить численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).

Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.

Контрактная служба и контрактный управляющий Кадровые аспекты, организация работы Посмотреть видео

Важно! Если включение отдельных сотрудников в состав контрактной службы связано с изменением или расширением их трудовой функции, а, следовательно, с изменением трудового договора, то такое включение может осуществляться только с согласия указанных сотрудников и при условии внесения соответствующих изменений в их должностные инструкции.

Вопрос: Вправе ли заказчик включить лицо в состав контрактной службы (назначить контрактным управляющим) на основании гражданско-правового договора (договора ГПХ)?

Ответ: Нет, не вправе. Согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика. То есть, функции сотрудников контрактной службы не могут быть возложены на лиц, не состоящих в трудовых или служебных отношениях с заказчиком. С этим мнением согласен Минэкономразвития России в Письме от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834.

Требования к образованию сотрудников контрактной службы

Минэкономразвития России в Письме от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539 разъяснил, что после 1 января 2017 года все работники контрактной службы должны будут иметь либо высшее образование (без учета профиля), либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (Письма Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, от 13.05.2016 № Д28и-1220). В совместном письме Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций» есть рекомендация установить минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Требования к уровню образования членов комиссии по осуществлению закупок менее строги. В состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются:

  • лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок,
  • лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

То есть, в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик может включать лиц, не имеющих высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок, но обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (Письма Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070, п. 1 письма Минэкономразвития России от 22.05.2014 N Д28и-777).

Обучение для поставщиков по 44-ФЗ Повышение квалификации онлайн, 128 ак.часов, Удостоверение Посмотреть программу

Вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 № Д28и-1129). Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Приказ о создании контрактной службы заказчика

Организация приняла решение о создании контрактной службы. Форма принятия такого решения Законом № 44-ФЗ не установлена. Как правило, оно оформляется в виде приказа: в произвольной форме, на бумажном носителе.

Что необходимо указать в приказе:

  1. фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;
  2. структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;
  3. срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Чем занимается контрактная служба и контрактный управляющий

Контрактная служба и контрактный управляющий осуществляют организацию всего цикла закупок для нужд заказчика: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ – вебинар в Школе электроных торгов

На этапе планирования закупок контрактная служба (контрактный управляющий) разрабатывает план закупок, план-график закупок, вносит изменения, размещает документацию в ЕИС. Кроме того, контрактная служба обеспечивает подготовку обоснования закупок, определяет и обосновывает НМЦ, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Функции контрактной службы при определении поставщиков:

  • выбор способа, уточнение НМЦ, организация подготовки описания объекта закупки;
  • подготовка извещений, документации, проектов контрактов, протоколов заседаний комиссий;
  • организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий;
  • обеспечение предоставления преимуществ уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов, закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНО);
  • разъяснение положений документации;
  • обеспечение сохранности конвертов, обеспечение аудиозаписи, хранение документов;
  • обеспечение согласования с единственным поставщиком;
  • обеспечение заключения контрактов, включение в РНП уклонившихся участников закупок.

При исполнении, изменении, расторжении контракта контрактная служба занимается:

  • приемкой товаров, работ, услуг (ТРУ), организацией оплаты и экспертизы ТРУ;
  • взаимодействием с поставщиком при изменении, расторжении контракта, применением мер ответственности, в том числе включение в РНП;
  • размещением в ЕИС отчета об исполнении контракта; составлением и размещением в ЕИС отчета об объеме закупок у СМП и СОНО;
  • организует консультации с поставщиками, а также обязательное общественное обсуждение закупок;
  • участвует в обсуждении требований к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам;
  • разрабатывает проекты контрактов, в том числе типовых;
  • проверяет банковские гарантии и информирует об отказе в принятии гарантии; организует уплату денежных сумм по банковской гарантии;
  • организует возврат средств, внесенных в качестве обеспечения.

Комиссии заказчика

Для процедуры определения поставщиков заказчик создает комиссию по осуществлению закупок — это орган, работающий на коллегиальной основе, который создается заказчиком для определения поставщиков, если закупки осуществляются конкурентными способами.

Для закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 44-ФЗ).

Согласно действующему законодательству, заказчик вправе создать комиссию как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика (единая комиссия).

Законом 44-ФЗ ограничено только минимальное число членов комиссии, в то время как максимальное их число не ограничено. Требования к минимальному числу членов комиссии: не менее пяти человек для конкурсных, аукционных, единых комиссий, не менее трех человек — остальные комиссии.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ) – то есть большинство членов комиссии должны обладать знаниями и опытом в сфере закупок.

Если планируемые закупки не имеют конкретной специфики, а также не требуется участие в работе комиссии определенных специалистов, рекомендуется создать единую комиссию для осуществления всех закупок, вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Время чтения: 6 минут(ы)

С недавних пор в сфере государственных закупок была введена система нововведений, которая регламентировала не только механизм действия Федеральной Контрактной службы, но и определенные кадровые трансформации. С тех пор в должностные обязанности заказчика входит формирование профессионального уровня контрактных управляющий, контрактной службы и комиссий по закупкам. В данной статье речь пойдет о том, кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ, и в чем заключается его работа.

Кто это такой и чем занимается контрактный управляющий?

В чем заключается работа?

Для ведения закупочной деятельности на должном профессиональном уровне заказчикам необходимо создание такой должностной единицы как «контрактный управляющий» или «контрактная служба». К данной работе привлекаются только высококвалифицированные специалисты.

Недавние изменения в законодательстве направлены на урегулирование расходов из бюджетных средств, что позволяет контролировать коррупцию, а значит, частично освобождать заказчика от последствий выявления нарушений, ведь вся ответственность перекладывается на плечи контрактного управляющего.

Работа данной службы определяется положением заказчика, которое разрабатывается в соответствии действующим законодательством и официальными письмами Министерства Экономического Развития. Формировать несколько Федеральных контрактных служб запрещено – допускается существование только одной. Минимальная численность персонала – 2 сотрудника. При этом оформлять на работу сотрудников контрактной службы по гражданско-правовому договору заказчикам также запрещено, разрешается лишь заключение трудового договора или назначение на должность контрактного управляющего по 44-ФЗ.

Согласно закону о контрактной системе 44-ФЗ обязанности контрактного управляющего могут быть возложены на нескольких сотрудников, так как прямого запрета на данное действие нет. Важно при этом понимать, что контрактный управляющий контролирует и сопровождает всю закупку от начала и до конца, без какого-либо дробления или распределения этапов закупки между другими сотрудниками.

Иными словами, по 44-ФЗ контрактный управляющий – это сотрудник, реализующий закупки только своего сегмента или все закупки предприятия. В должностную инструкцию управляющего входит сопровождение всех этапов, в том числе закрытие сделки по контракту. При этом если у заказчика на службе имеется несколько контрактных управляющих, то каждый из них должен вести свои закупки от начала и до конца. В связи с этим специалисты рекомендуют распределить обязанности между управляющими по какому-то характерному признаку, например виду или предмету закупок. В то время как один сотрудник может заниматься закупками работ и услуг, в должностной круг обязанностей может входить работа с поставками.

Может ли совмещать должность?

Согласно действующему законодательству при совокупном годовом размере закупок на сумму менее 100 миллионов рублей и отсутствии контрактной службы заказчику необходимо назначить лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта.

Данное поручение работнику могут осуществляться путем совмещения должностей. Иными словами, наряду с основной работой по трудовому договору в обязанности сотрудника будет входит выполнение дополнительной работы по другой профессии.

Запрета на совмещение должностей конкурсным управляющим в разных организациях также не предусмотрено. Главным условием при этом является назначение на должность контрактного управляющего лица, состоящего в штате работников данного заказчика.

Необходимость формирования контрактной службы определяется самим заказчиком и его годовым объемом закупок. Согласно действующему законодательству после превышения суммарной суммы годовых закупок, превышающей планку в 100 миллионов рублей, заказчик обязан сформировать такую службу.

При меньших объемах закупок допускается создание лишь должности контрактного управляющего, формирование контрактной службы не обязательно. Но при любом из описанных вариантов необходим руководитель.

Обязанности по 44-ФЗ

В базовые обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ входит:

  • разработка, своевременное формирование и размещение в ЕИС плана-графика закупок;
  • сопровождение и подготовка закупок;
  • обоснование начальной максимальной стоимости закупок;
  • оформление закупки у поставщика;
  • составление извещений в ЕИС;
  • оформление документации по проводимым сделкам и иным процедурам;
  • оформление проектов контрактов и протоколов заседаний комиссий;
  • поиск потенциальных поставщиков;
  • рассылка приглашений потенциальным поставщикам для участия;
  • консультация с поставщиками от имени заказчика на этапе планирования закупок;
  • участие в оценке конкурентной среды;
  • заключение договора по итогам закупки;
  • разъяснение положений имеющейся документации, контроль и обеспечение корректности процедуры вскрытия конвертов;
  • документальное оформление включения в черный список участников, не выполнивших условия подписанного контракта или уклонившихся от его подписания;
  • участие в подготовке ответа на запросы ФАС.

Согласно 44-ФЗ в комиссию заказчика могут входить лишь граждане, обладающие достаточным уровнем профессиональной подготовки либо обладающие необходимыми профессиональными навыками.

Иными словами, претенденты на должность контрактного управляющего должны обладать документами, подтверждающими наличие высшего и дополнительного профессионального образования согласно требуемой работе.

Требований о регулярном повышении квалификации контрактного управляющего в Федеральном законе теперь нет, однако по-прежнему существуют понятия профессиональной подготовки и переподготовки.

Удостоверение о повышении квалификации выдается сотрудникам, получивших образование контрактного управляющего на курсах или семинарах продолжительностью от 72 до 100 часов.

Для получения свидетельства о повышении квалификации необходимо пройти обучение продолжительностью более 100 часов. При прохождении обучения длительностью от 1 тысячи часов сотрудник получает диплом о профессиональной переподготовке.

Должностная инструкция контрактного управляющего: образец

На данный момент в Законе 44-ФЗ никаких ссылок и указаний на обязательность должностной инструкции нет, вследствие этого руководитель заказчика вправе выбирать документ, определяющий функции контрактного управляющего.

Также допускается вариант, при котором должностные инструкции контрактного управляющего излагаются в трудовом договоре или изменениях к нему, однако составлены они должны быть в соответствии профессиональному стандарту контрактного управляющего. Поэтому если такой вариант не является удобным для заказчика, то он может составить должностную инструкцию на саму должность, а не конкретного сотрудника.

Унифицированная форма инструкции на данный момент не установлена, так как четких требований к структуре или содержанию закон не предусматривает. Однако ознакомиться с примером должностной инструкции контрактного управляющего можно по ссылке: https://yadi.sk/i/_2HDMGV-3KmcWG.

Ответственность и штрафы

И контрактный управляющий, и рядовой сотрудник контрактной службы несет ответственность перед законом, а значит, может быть оштрафован в соответствии с совершенным деянием.

В связи с этим в должностной инструкции необходимо указывать не только должностные обязанности сотрудника, но и ответственность за их неисполнение.

Согласно трудовому кодексу контрактный управляющий несет ответственность за полное неисполнение или ненадлежащее исполнение собственных должностных обязанностей, прописанных в инструкции, а также за нанесение материального вреда работодателю.

Кроме того, контрактный управляющий несет гражданскую, административную и уголовную ответственность за совершенные им деяния.

Важно: При совершении административного правонарушения контрактный управляющий несет административную ответственность как должностное лицо.

При этом должностное лицо Заказчика несет персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок.

Где обучают на контрактного управляющего?

Институты и академии

Получить профессию контрактного управляющего можно в таких учреждениях, как:

  • Институт Профессиональных Контрактных Управляющих — http://www.ipku.ru/;
  • Академия Контрактных Управляющих — http://a-k-u.ru/;
  • Институт отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации — http://www.ism.ranepa.ru/.

Курсы контрактного управляющего по 44-ФЗ

Курсы менее продолжительны и все обучение может занимать всего лишь несколько дней.

Пройти курсы контрактного управляющего можно в следующих организациях

Возможно ли дистанционное обучение?

Согласно действующему законодательству требования к образованию контрактного заключаются в наличии высшего образования без учета профиля и дополнительного профессионального образования в сфере закупок. Указаний в отношении формы обучения нет, поэтому дистанционное обучение на контрактного управляющего не только возможно, но и довольно широко практикуется.

Профессиональный стандарт

В соответствии с 44-ФЗ Заказчики должны принимать на должность контрактного управляющего сотрудников, обладающих соответствующими профессиональными навыками. Именно поэтому в интересах любого заказчика является обеспечение достаточного уровня подготовки и повышения квалификации собственных сотрудников.

Вследствие этого работников, которые будут получать профессию контрактного управляющего, направляют в профильные высшие или средне-специальные учреждения. Обучение может проводиться как в очной, так и в заочной форме.

Весь курс обучения состоит из двух частей – теоретических и практических занятий. Действующее законодательство предоставляет будущим контрактным управляющим как минимум 16 часов для прохождения обучения, а при прохождении программы переподготовки выделяется срок от 250 часов.

Для того чтобы определиться с должностью контрактного управляющего по 44-ФЗ рекомендуется обратиться к Единому Квалификационному Справочнику Должностей, содержащих не только названия должностей, но и профессиональные стандарты контрактных управляющих.

На данный момент профессиональных стандартов контрактного управляющего два:

  1. Специалист в сфере закупок;
  2. Эксперт в сфере закупок.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» был утвержден в 2015 году приказом Минтруда России №625н. Согласно данному документу существует четыре варианта квалификации:

  • 5 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • старший специалист по закупкам;
      • работник контрактной службы;
      • консультант по закупкам;
      • контрактный управляющий.
    • допустимо привлечение к работе молодых специалистов или выпускников любого вуза по любой специализации без опыта работы;
    • основная задача – обеспечение закупок.
  • 6 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • старший специалист по закупкам;
      • работник контрактной службы;
      • консультант по закупкам;
      • контрактный управляющий.
    • необходимо наличие высшего и дополнительного профильного образования;
    • обязателен трехлетний опыт в сфере закупок.
  • 7 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • старший специалист по закупкам;
      • работник контрактной службы;
      • консультант по закупкам;
      • контрактный управляющий.
    • необходимо наличие высшего (не ниже специалитета) и дополнительного профильного образования;
    • обязателен четырехлетний опыт в сфере закупок;
    • основная задача – экспертиза результатов закупок.
  • 8 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • заместитель руководителя;
      • советник/руководитель.
    • необходимо наличие высшего (не ниже специалитета) и дополнительного профильного образования;
    • обязателен пятилетний опыт в сфере закупок, из которых два года – на руководящей должности;
    • основная задача – аудит и контроль в сфере закупок.

В отношении профстандарта «Эксперт в сфере закупок» действует официальный приказ Минтруда России №626н, согласно которому претендовать на звание эксперта могут сотрудники не ниже шестого уровня классификации.

Названия вакансий могут быть следующими:

  • 6 уровень квалификации:
    • контрактный управляющий​​​​​​;
    • старший специалист по закупкам;
    • консультант по закупкам.
  • 7 уровень квалификации:
    • контрактный управляющий;
    • эксперт по закупкам;
  • 8 уровень квалификации:
    • контрактный управляющий;
    • заместитель директора/руководителя;
    • директор/руководитель;
    • руководитель контрактной службы.

Важно: Для работы на восьмом уровне сотруднику необходим опыт работы на руководящей должности продолжительностью от трех лет.

Несмотря на такое строгое деление квалификаций, все приведенные примеры наименований вакансий являются ориентировочными, так как работника принимают на должность согласно утвержденному штатному расписанию. Главным условием является соответствие занимаемой должности выполнению обязанностей, обеспечивающих закупочную деятельность заказчика.

Сколько зарабатывает контрактный управляющий: зарплата

Согласно статистике, средняя заработная плата контрактного управляющего в столице находится в районе 50 тысяч рублей в месяц. В то же время в регионах оплата труда сотрудников того же профиля существенно ниже – около 15 тысяч рублей.

Вакансии: где можно работать?

В соответствии с действующим законодательством, контрактный управляющий по 44-ФЗ – специалист, предназначенный для работы в государственных и муниципальных структурах в области планирования, обеспечения и контроля закупок товаров и услуг.

Резюме: скачать образец

Как показывает практика, грамотно составленное резюме привлекает к себе гораздо больше внимания со стороны потенциальных работодателей. Именно поэтому необходимо правильно отразить в резюме собственные профессиональные навыки и преимущества перед конкурентами.

Образец резюме контрактного управляющего по 44-ФЗ размещен здесь: https://yadi.sk/i/eFwredq43Kmcvs

Положение (регламент) контрактного управляющего по 44-ФЗ: образец

Положение контрактного управляющего должно составляться заказчиком в соответствии с действующим законодательством и официальными разъяснениями Министерства Экономического Развития. Пример регламента контрактного управляющего по 44-ФЗ можно скачать по одной из ссылок:

Таким образом, профессия контрактного управляющего подразумевает полное сопровождение всех этапов сделки, включая заключение контракта. Именно поэтому сотрудник, занимающий данную вакансию, должен обладать достаточными уровнем профессиональной подготовки и специализированными навыками.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку: 0 0

В бюджетных учреждениях для того, чтобы осуществлять госзакупки, должны быть назначены ответственные лица или создано специальное структурное подразделение. Данное положение прописано в соответствующем документе — 44-ФЗ. Постараемся разобраться во всех нюансах и тонкостях данного вопроса.

Сфера деятельности контрактной службы (КС) и контрактного управляющего (КУ)

Контрактная служба (контрактный управляющий) занимается закупкой. Деятельность начинается со стадии планирования и определения исполнителя (поставщика, подрядчика). Завершающий этап — анализ эффективности результата и выполнения обязательств всех сторон контракта.

Следовательно, работа контрактного управляющего (контрактной службы) — осуществление полного закупочного цикла. Он включает в себя также претензионно-исковую стадию.

Но это только верхушка айсберга. Основных позиций, за которые отвечают данные специалисты, очень много. Постараемся разобраться в базовых нюансах данного процесса.

Создание контрактной службы, или назначение КУ

Данный процесс состоит из нескольких этапов.

Для начала руководитель должен заняться изучением правовых актов 44-ФЗ. Далее происходит создание службы. Руководитель определяет начальника и количество сотрудников.

Следовательно, заниматься этим процессом будут более двух человек. Непосредственный начальник может каждому из них предоставить свой фронт работы и особую специализацию. Подобные ситуации развиваются обычно в двух основных вариантах.

Во-первых, начальник может поделить профессиональные обязанности сотрудников по функционалу государственных закупок. Например, один занимается ТЗ, другой — отчетностью, третий осуществляет процесс взаимодействия с поставщиками, четвертый производит мониторинг и прочее.

Второй вариант. У каждого сотрудника появляется возможность совершать весь цикл закупочных процедур. Но начальник определяет для каждого определенный перечень направлений.

В противном случае, если нет необходимости в создании отдельного подразделения (на этом остановимся ниже), осуществляется назначение контрактным управляющим того или иного сотрудника. Последний будет один выполнять обязанности целого подразделения. Действовать специалисты должны строго в соответствии с прописанными правами и обязанностями.

Именно таким образом выделенные этапы должны быть реализованы.

Руководителю необходимо помнить еще один немаловажный факт. При работе с госзакупками возникает масса действий, неправильное решение которых может привести к негативным юридическим последствиям, штрафам и разного вида ответственности. Поэтому деятельности только сотрудников КС или контрактного управляющего недостаточно. Они должны иметь возможность получать квалифицированную консультацию юриста, специализирующего на данных вопросах (постоянную или по мере возникновения необходимости). При возможности такой сотрудник должен быть в штате организации, особенно в крупной.

Естественно, руководителю необходимо уделить внимание обучению или переобучению сотрудников службы. Остановимся на этом более подробно.

Обучение сотрудников. Необходимо ли оно?

Неважно, будет ли это специальное структурное подразделение или просто контрактный управляющий. Обучение, согласно федеральному закону (44-ФЗ), является обязательным для тех, кто занимается закупками в государственном учреждении. Сотруднику необходимо иметь среднеспециальное профессиональное или высшее образование.

До момента вступления в силу указанного выше закона контрактный управляющий или контрактная служба должны были грамотно составлять заявку и проследить, чтобы заказ правильно разместили. Нередко на этом все основные дела заканчивались.

В настоящее же время в обязанности сотрудников КС входит обеспечение всего процесса закупки, начиная от планирования до утилизации. Более того, контрактный управляющий обязан теперь просчитывать риски и возможные последствия его решений. Речь идет нередко о стратегических управленческих решениях этих сотрудников. Поэтому работа становится сложнее, появились многие дополнительные обязанности и тонкости.

Руководитель должен уделить важному вопросу обучения сотрудников значительное внимание. Данные сотрудники, как было отмечено выше, осуществляют закупки по контрактам организации, отвечая за каждый этап данного процесса до самого конца. Они несут ответственность за товар (услугу), за осуществление оплаты своевременно, документацию и составление плана закупок для данной организации. Эти позиции являются основными.

Благодаря качественной работе контрактных управляющих, компания сможет повысить свою производительность, конкурентоспособность и эффективность. Поэтому каждая организация должна позаботиться об обучении контрактных управляющих.

Согласно закону, у каждого такого сотрудника, имеющего опыт работы в данной области и профильное высшее или среднее специальное образование, есть право и обязанность повышать свою квалификацию каждые три года. Объем часов может быть различным, от шестнадцати до двухсот пятидесяти.

В том случае, если есть опыт работы, но отсутствует профильное образование, повышения квалификации будет недостаточно. Рекомендуется пройти профессиональную переподготовку. Длительность курса должна быть не менее двухсот пятидесяти часов. Допустимо прохождение стажировки на своем рабочем месте.

Профессиональное очно-заочное обучение осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное). Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя как лекционные курсы, так и практический блок.

В последние годы большое распространение получило дистанционное обучение. Это особый вид дополнительного образования. Слушатель не посещает учебное заведение и общается с преподавателями с помощью Интернета. В современных условиях, когда сотрудники не всегда могут оторваться от работы или уйти в отпуск, данная возможность является оптимальной. Слушатель сможет самостоятельно распоряжаться своим временем и учебным процессом, изучая полученные от преподавателя методические материалы. После освоения материала он отчитывается, сдавая зачеты и экзамены. При дистанционном образовании нередко этот процесс также осуществляется с помощью сети Интернет.

В последние годы все большее количество учебных заведений предлагают такие программы и курсы.

Когда необходимо создание контрактной службы (КС)?

Согласно указанному выше закону, определяющим при создании КС является один-единственный показатель. Речь идет о совокупном годовом объеме закупок в соответствии с планом-графиком.

Заказчик обязан создать контрактную службу, если данный показатель превышает сумму в сто миллионов рублей. Но по закону у него есть выбор. Заказчик может внести изменения в организационную систему компании, создав новый отдел. Однако практика такова, что обычно не создается специальное структурное подразделение. Сотрудники работают по приказу на условиях совместительства. Это является допустимым.

Если же показатель совокупного годового объема равен или меньше ста миллионов рублей, то заказчик имеет право создать КС или же нет. В противном случае должен быть назначен контрактный управляющий, который будет выполнять все функции. Это также прописано в законе.

Способы создания КС

Первый способ. Заказчик может сформировать, как было отмечено выше, отдельное структурное подразделение, возглавляет которое руководитель КС. Такой подход применяется обычно в очень крупных компаниях. Обычно в подобных ситуациях служба состоит из большого количества постоянных сотрудников, которые работают в ней в штате, на постоянном месте.

Второй способ. Заказчик издает приказ о постоянном составе работников. В результате формируется отдельная служба, но не отдельное структурное подразделение. Возглавляет ее обычно заместитель руководителя. Основным достоинством создания такого отдела является то, что при необходимости он может быть очень быстро расформирован.

Традиционно в контрактную службу должно входить два и более сотрудников.

В том случае, если нет необходимости создавать КС, руководитель издает приказ о контрактном управляющем. Назначается сотрудник, который выполняет указанные выше позиции. С одной стороны, работы для него немного. Но повозиться приходится. Специалисту придется изучить законодательство и практику. Главное же заключается в том, что обычно такая нагрузка является дополнительной. Поэтому ответственность остается такой же, как и в крупных организациях, а оплачивается достаточно скудно.

Функциональные обязанности и требования к квалификации руководителя и работников КС

Такие специалисты должны иметь среднее специальное или высшее образование либо пройти профессиональную переподготовку по программам ДПО в сфере закупок. Данное требование прописано в законе. Естественно, руководитель и сотрудники должны обладать специальными знаниями и навыками в сфере закупок.

Контрактный управляющий. Функциональные обязанности и требования к квалификации

Контрактный управляющий является должностным лицом, который всегда входит в КС. Но если совокупный годовой объем заказчика менее ста миллионов рублей, то по закону он может не иметь отдельную структуру. В этом случае им назначается контрактный управляющий. Естественно, данный специалист должен иметь соответствующее образование, как было указано выше, а также обладать профессиональными качествами.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ является должностным лицом, который отвечает за процесс осуществления всех закупок. В организации он может быть только один.

Должностная инструкция контрактного управляющего. Полномочия и обязанности

Контрактный управляющий по 44-ФЗ в своей должностной инструкции обычно имеет ряд обязательных позиций. Но, естественно, руководитель имеет право ее дополнить.

Должностные контрактного управляющего включают в себя разработку закупочного плана, процесс внесения в него изменений и размещения в ЕИС.

Этот специалист осуществляет также составление плана-графика, а также внесение в него изменений с обязательным размещением.

Должностная инструкция контрактного управляющего включает подготовку и размещение документов по закупкам в ЕИС. Специалист занимается проектами контрактов, извещениями о проведении мероприятий и приглашениями поставщиков при определении их закрытым способом.

Контрактный управляющий должен обеспечивать осуществление закупок и, естественно, заключение сопровождающих контрактов. Он участвует в процессе рассмотрения жалоб от поставщиков и подготовке материалов для претензионной и исковой работы.

Это базовые позиции, которые должен выполнять контрактный управляющий. Обязанности предусмотрены и прописаны законом.

Следовательно, у контрактного управляющего много реальной и достаточно рутинной работы. Он должен подготовить документы, собрать информацию, проводить мониторинг и аудит, постоянно взаимодействовать с другими сотрудниками, консультироваться с поставщиками, размещать необходимую информацию в сети Интернет, контролировать и сопровождать процесс закупки. Помимо этого, при возникновении тех или иных проблем данный специалист обязан совершать визиты по контролирующим органам и судам и так далее. Поэтому работы достаточно, особенно для одного сотрудника.

Ответственность членов КС и контрактного управляющего (КУ)

Согласно закону, существует персональная ответственность для КУ и членов КС за то, насколько соответствуют проведенные ими госзакупки действующим актам. В том случае, если были обнаружены нарушения, то это основание для привлечения к ответственности. В зависимости от ситуации и тяжести это может быть дисциплинарная, гражданско-правовая и даже уголовная. Более того, должностные лица привлекаются также к административной ответственности. Данные положения подробно прописаны в законе.

Поэтому в современных условиях не так просто занимать должность «контрактный управляющий». Образец инструкции, ее обязательных пунктов, содержится на картинке.

Естественно, это базовый вариант, который руководитель может дополнить необходимой информацией.

Можно ли автоматизировать процесс государственных закупок?

Специалисты однозначно отвечают, что можно. Для этого необходимо использовать существующие в настоящее время программы. Они предназначаются для оказания помощи контрактному управляющему или контрактной службе государственного заказчика.

Программы позволяют специалистам оптимизировать процесс закупок по действующим в настоящее время федеральным законам. Это происходит благодаря тому, что они автоматизируют трудные и времязатратные операции. Специалисту бывает достаточно внести в программу только данные.

В последние годы сфера государственного заказа становится очень популярной, привлекая большое количество людей. Граждан, которые интересуются, кто такой контрактный управляющий (вакансии при этом — немаловажный фактор), становится все больше. Поскольку появляются специалисты, отвечающие требованиям 44-ФЗ по уровню образования и уровню профессионализма. Причем среди них имеются те, кто только сейчас решил выбрать данную специализацию. Но есть специалисты, которые уже имеют опыт за спиной в иной области, но меняют кардинально профессию, надеясь добиться признания и результатов в новой.

С чем связан такой ажиотаж?

Существует ошибочное представление, что работа контрактного управляющего несложная и высокооплачиваемая. Однако практика показывает, что это абсолютно не так. Работать в госзакупках сложно, но очень престижно.

На практике же все выглядит следующим образом.

Квалификационный справочник не содержит такую профессию, как контрактный управляющий. Поэтому у сотрудника, который будет работать в данной должности, не появится в трудовой книжке такое красивое словосочетание. Запись у него будет звучать как угодно: экономист, юрист, инженер, бухгалтер или специалист, но только не контрактный управляющий. Это является общепринятым фактом.

Самое же главное заключается в том, объявления «контрактный управляющий, вакансии открыты» встретить можно не так уж часто. Практика показывает, что руководители государственных предприятий делегируют данные полномочия обычно своим самым надежным сотрудникам.

Практика показывает, что в основной массе сотрудники, которые занимаются госзакупками в государственном учреждении, – это реально специалисты смежных профессий. Руководители дают им дополнительную работу и, естественно, головную боль. Причем дополнительный функционал работодатели не всегда достойно оплачивают. Естественно, последним необходимо пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку, чтобы занимать данную должность.

Поэтому найти такую должность человеку со стороны достаточно сложно.

Разделы:

  • Определение участника госзакупок
  • Получение электронной подписи
  • Создание контрактной службы
  • Назначение контрактного управляющего
  • Способы определения поставщика
    • Общие правила
    • Неконкурентные – закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
    • Конкурентные (конкурсы; аукционы; запрос котировок; запрос предложений)
  • Составление плана-графика
  • Изучение документации и подготовка заявки
  • Привлечение средств для закупки и ее осуществление
  • Заключение контракта
  • Обеспечение контракта
  • Исполнение контракта
  • Переходные положения

В соответствии с договором о централизованном бухгалтерском обслуживании, финансовые операции всех образовательных учреждений нашего района проходят через централизованную бухгалтерию отдела образования. Вправе ли директора образовательных учреждений назначить контрактным управляющим работника централизованной бухгалтерии, который занимался бы закупками всех образовательных учреждений? Читать ответ

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, нет должности «Контрактный управляющий». Как тогда на эту должность назначить человека и что должно быть указано в приказе о назначении и трудовой книжке? Читать ответ

Возможно ли возложить ответственность на специалиста (начальника отдела), назначенного контрактным управляющим? Читать ответ

Достаточно ли для назначения контрактного управляющего издания приказа руководителя о возложении этих полномочий на работника и внесения новых функций в его должностную инструкцию? Читать ответ

Если контрактному управляющему требуется пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то каким требованиям должны отвечать обучающие организации и выдаваемые ими документы об итогах обучения? Читать ответ

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, в случае, если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., и у заказчика отсутствует контрактная служба, должно быть назначено ответственное должностное лицо – контрактный управляющий. Обязательно ли бюджетному учреждению назначать контрактного управляющего, если основная часть закупок осуществляется у единственных поставщиков, оказывающих услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а остальная часть закупок относятся к «малым» (приобретение канцтоваров, обслуживание оргтехники и т.п)? Читать ответ

Может ли бухгалтер, работающий по гражданско-правовому договору, быть назначен контрактным управляющим? Читать ответ

Я буду контрактным управляющим в бюджетном учреждении, являющемся моим основным местом работы. Кроме того, я работаю по совместительству в другом бюджетном учреждении. Могу ли я быть контрактным управляющим и во втором бюджетном учреждении? Читать ответ

Может ли заказчик назначить не одного, а нескольких контрактных управляющих без создания контрактной службы? Читать ответ

Как поступить автономному образовательному учреждению с назначением контрактного управляющего, если оно не имеет своей бухгалтерии (есть централизованная – одна на 25 учреждений) и нет сотрудника с нужным уровнем квалификации? Управление образования собирается возложить эту ответственность на руководителей школ и садов, но мы педагоги, а не экономисты и не юристы. Как нам поступить в данном случае? Читать ответ

Может ли государственное автономное образовательное учреждение, выполняя требование Закона № 44-ФЗ о назначении контрактного управляющего, ввести в штатное расписание эту должность и принять нового работника? Читать ответ

Распространяется ли регламент о контрактной службе на контрактного управляющего? Читать ответ

Может ли директор учреждения заниматься закупками? У нас в штате – четыре специалиста (директор и три педагога-психолога). Как нам быть в свете принятого Закона № 44-ФЗ? Читать ответ

Может ли контрактный управляющий быть членом единой комиссии? Читать ответ

Можно ли контрактного управляющего назначить председателем комиссии по закупкам? Читать ответ

У нас в районе 40 школ и 20 детских садов. Бюджетных ассигнований на обучение работников каждой школы и сада для выполнения функций контрактного управляющего не предусмотрено. Можно ли двум контрактным управляющим работать от имени всех школ и садов по соглашениям или в каждом учреждении должен быть свой отдельный контрактный управляющий? Читать ответ

Трудовой коллектив нашего учреждения насчитывает всего два человека, и на 2014 год выделено финансирование в размере 24 тыс. руб., то есть общая сумма закупок в 2014 году не превысит 100 тыс. руб. Неужели мы должны утверждать контрактного управляющего, и на нашу организацию распространяется ограничение пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в размере 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, а на остальные 95% придется проводить процедуры (конкурс, аукцион, предложения и т.д.)? Читать ответ

admin

Добавить комментарий