2 экологический аудит

2 экологический аудит

Содержание

Экологический аудит

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Процедура проведения и содержание экологического аудита схожи с оценкой воздействия на окружающую среду в части оценки воздействий и самих процессах исследования. Экологический аудит также имеет и черты экологической экспертизы в части проверки документации и соответствия деятельности законодательству в области экологической безопасности.

Стоить отметить, что результаты инициативного экологического аудита не имеют юридической силы как в случае с решением экологической экспертиз, и в настоящий момент не являются обязательными для исполнения или подачи в государственные органы как результаты оценки воздействия на окружающую среду.

Объектами экологического аудита могут быть: деятельность предприятия и его отчетность; экологическая программа организации; техническая и технологическая документация; отчетность о природоохранной деятельности; проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, консервацию и ликвидацию производственного объекта; технологические процессы; экологические риски и многое другое.

Формы экологического аудита:

  1. Инициативный экологический аудит– проводится по инициативе самих предприятий. Экологический аудит, будучи частью внутренних процессов управления предприятием носит добровольный характер (инициативный аудит).

Причины проведения добровольного экологического аудита:

  • снижение рисков получения штрафных санкций в отношении платежей за природопользование, нанесение ущерба окружающей среде; за нарушение налогового законодательства в сфере природопользования;
  • повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и инвестиционной привлекательности бизнеса;
  • развитие производства и приведение его в соответствие с международными стандартами.
  1. Обязательный экологический аудит– проводится по сторонней инициативе: по решению суда, арбитража, органов государственного экологического контроля и экспертизы, правоохранительных и природоохранных органов, в случаях:
  • предписания государственными органами при проведении государственного экологического контроля;
  • реализации международных обязательств и соглашений в области охраны окружающей среды;
  • приватизации государственных и муниципальных предприятий с целью учета экологических факторов;
  • лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности;
  • обязательного экологического страхования;
  • банкротства хозяйствующего субъекта;
  • подготовки инвестиционных проектов и т.д.

Различают также внешний и внутренний экологический аудит:

Внешний экологический аудит проводится с целью получения объективной оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта, требованиям природоохранных законодательных актов, а также получения рекомендаций, направленных на совершенствование природоохранной деятельности предприятия и повышение ее эффективности.

Внешний экологический аудит проводится экономическим субъектом аудиторской деятельности (аудитором) для поддержания объективности и независимости аудиторской проверки.

Внутренний экологический аудит – это независимая деятельность штатного сотрудника (группы штатных сотрудников) предприятия по проверке и оценке работы хозяйствующего субъекта в интересах руководства предприятия. Основная задача внутреннего аудита – мониторинг корпоративных расходов и разработка мероприятий по их снижению.

Экологический аудит проводится поэтапно:

  1. Проверка первичной документации, в которой регистрируются показатели природоохранной деятельности.
  2. Сбор данных, включая собеседования с работниками предприятия.
  3. Производится визуальное обследование объекта (проверяется состояние технических средств, зданий, сооружений и пр.).
  4. Инструментальный анализ параметров и характеристик окружающей среды, а также факторов негативного воздействия.
  5. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование природоохранной деятельности предприятия.
  6. Формирование аудиторского заключения.

Как правило, продолжительность проведения визуального обследования объекта составляет 2-3 дня, а подготовка отчета с оценкой имеющейся документации и рекомендациями — от 1 недели.

Результаты аудиторской деятельности оформляются в экологическом аудиторском заключении, содержащим сведения о соответствии отчетности и деятельности предприятия действующему экологическому законодательству и рекомендации по устранению обнаруженных недостатков.

Экологический аудит, в случае заинтересованного отношения со стороны хозяйствующего субъекта, служит высокоэффективным средством, повышающим качество работы компании при решении природоохранных проблем. Проведение экологического аудита – современный подход, способствующий более высокой ответственности компаний за последствия своего хозяйствования в плане влияния на природную среду.

Что такое экологический аудит

Термин экологический аудит предприятия раскрыт в Законодательном акте «Об охране окружающей среды». Здесь он определен как комплексное исследование выполнения компанией мировых нормативов, направленных на защиту экологии, которое сопровождается документальным оформлением и рекомендательными разработками по устранению выявленных недоработок.

Применительно к субъектам хозяйствования экологический аудит проводится специализированными организациями либо физлицами эколог-аудиторами. Задача такого мероприятия включает анализ соответствия производственно-технологических и других процессов и существующей отчетности природоохранным законам, действующих в рамках национальных законодательных актов и нормах природоохранных организаций. Процесс проведения таких мероприятий должен включать консультирование предприятий и формирование рекомендательных мер, направленных на преодоление проблемных ситуаций по защите экологии.

Цели экологического аудита включают также оценку воздействия деятельности компаний на экологическую обстановку с последующим составлением прогнозов относительно возможного ущерба для природной среды.

Кто и для чего придумал экологический аудит

Первоначально система экологического аудита действовала в Соединенных Штатах и использовалась в качестве контролирующей функции в отношении корпораций, работающих в промышленно-производственных отраслях. Понимая важность природоохранных мероприятий, такие корпорации проводили внутренний экологический аудит для оценки угрозы, которую несет их производственная деятельность для природы. В то время экологический менеджмент и аудит решал задачи предоставления объективной информации акционерам и правлениям о потенциальных рисках аварий, а также о мероприятиях, которые позволят предотвратить негативные ситуации.

Основы внутреннего экоаудита были заложены Международной торговой палатой (МТП) в 1989 год при разработке международного документа, определяющего экологический аудит окружающей среды в качестве важного элемента самоконтроля хозяйствующих субъектов. Он является неотъемлемой составляющей природоохранных систем предприятий. Процедура экологического аудита включает регулярные исследования, тестирование и анализ влияния производственной деятельности на экологию. Документ МТП определяет аудит систем экологического менеджмента как добровольное мероприятие. Такой подход получил положительные оценки промышленников и производственников, так они получали эффективный инструмент, обеспечивающий контроль экологической обстановки с соблюдением природоохранных нормативов на предприятии.
Комиссия европейских сообществ (КЭС) годом позже после появления документа МТП предложила первый проектный сборник экологических правил обязательного характера. Данный проект был раскритикован МТП, некоторыми государствами ЕС, а также межнациональными организациями.
Основная критика проекта звучала по вопросу потенциальной угрозы вмешательства в производственные процессы, а также тот факт, что заключение экологического аудита может быть открыто для общественности. С учетом критики в 1991 году КЭС выдвинула обновленные предложения, которые позволили сформировать итоговый вариант документа. Отредактированные правила указывают, что экологический аудит организации должен способствовать формированию системности мероприятий по охране экологии.
К 1993 году вышла директива ЕС (1836), а также были утверждены правила и стандарты экологического аудита. Компании, которые реализуют такие правила в своей хозяйственной деятельности, получают возможность использовать для маркировки своих продуктов экологическую эмблему. Параллельно с экологическими Правилами в Великобритании был внедрен Стандарт систем экологического управления BS 7750. Кроме того, были разработаны нормативы управления компаниями ISO 14000.

Какие цели и задачи экологического аудита можно выделить

Эффективность и полезность экоменеджмента и системного аудита очевидна, поскольку эта процедура позволяет:
— Рационально распределить материальные издержки организаций на основании определенных экологических факторов;
— Предотвратить вероятность финансовых потерь, связанных с нерациональным использованием ресурсов природы и загрязнением экологии;
— Установить доверительные взаимоотношения с местным населением и органами природоохранной сферы;
— Получить возможность пользоваться определенными льготами и субсидиями для компаний, вносящих значительный вклад в охрану природы;
— Выйти на международные стандарты управления по вопросам экологии, связанных с вкладом отечественных предприятий в систему международной экономики и экологической безопасности.
Правила и порядок ведения документации по экоаудиту, внедрение новаторских аудиторских программ и применение полученных данных поможет существенно изменить ситуацию экологии в стране. В основном это касается предприятий промышленности, организаций и субъектов, которые могут нести угрозу загрязнения природной среды.
В комплексе экоаудит представляет собой независимую документальную проверку с оценкой хозяйствования и выполнения всех нормативов в области экологии с последующими рекомендациями, направленными на корректировку природоохранной политики.

Что дает экологический аудит для бизнеса

Программа экологического аудита дает возможность владельцам предприятий:
— Определить экологическую стратегию и политику руководства предприятия;
— Выгодно использовать льготы по налогообложению с использованием инновационных ресурсосберегающих технологий;
— Минимизировать негативные последствия, связанные с остановкой производства;
— Уменьшить вероятность чрезвычайных ситуаций по загрязнению окружающей среды;
— Установить благоприятные отношения с местными властями, органами надзора и населением;
— Повысить спрос на производимые товары и услуги на внешнем и внутреннем рынке;
— Сделать предприятие привлекательным для инвесторов;
— Вывести предприятие на международный уровень по мировым стандартам экологии.

  • Руководящие бизнес-принципы ICC France в сфере климата

Примеры экологического аудита

Большую заинтересованность в осуществлении экоаудита и во внедрении экоменеджмента проявляют владельцы нефтегазовых предприятий таких, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Юкос», Лукойл, «Сибур», где создаются специальные отраслевые экологические управленческие системы на уровне международной стандартизации ISO 14000.
Программа по развитию экоаудита была принята еще в 1997 году. Она включает в себя создание методической и нормативной документации в соответствии с мировыми нормативами, а также разработку обучающей программы по подготовке кадров для проведения экоаудита и научных исследований.
Анализируя экологический аудит, примеры которого приведены выше, можно утверждать, что еще в девяностых годах велись попытки его внедрения, и только в конце девяностых была создана система подготовки и аттестации соответствующих кадров.
Отечественные компании относятся ответственно и серьезно к сохранению природной среды и эко-безопасности, поэтому соблюдают ряд установленных нормативов и стараются использовать опыт зарубежных предприятий. Как правило, для работы формируется команда собственных аудиторов либо оплачиваются услуги сертифицированных экоаудиторов. Благодаря этому аудиторские экологические проверки можно проводить регулярно, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы и дает возможность избежать лишних затрат.

Какие различают типы экоаудита

На практике существует такие виды экологического аудита:
1. Аудит соблюдения стандартов. Осуществляется методом сравнения качества состояния экологии и положений из международных и национальных стандартов. Целью методики сопоставления является выработка мероприятий по приведению эко-ситуации к соответствующим стандартам и повышение эффективности деятельности компании.
2. Аудит ответственности. Задачи экологического аудита этого типа включают исследования по установлению ответственности за нанесенный урон окружающей среде.
3. Аудит при экологическом страховании. Проводится на этапе подготовки страхового договора, основанного на разработке превентивных мер с целью уменьшения экологических рисков. Проводится при определении степени ущерба, при страховых случаях, при поступлении исков о загрязнении предприятием природы.
4. Аудит в системе экологической сертификации. Применяется для установления соответствия сертифицируемой компании, установленным эко-стандартам.
5. Аудит территории. Производится для оценки реальной экологической обстановки на территории компании.
6. Аудит при подготовке соглашений о разделе продукции. Применим для детального изучения ситуации с экологией на предприятии как объекта для предполагаемых инвестиций. Аудиторская проверка включает анализ грунта, растительности, животных. Также экоаудиторы оценивают ранее причиненный данным предприятием экологический ущерб, стоимость поврежденных экологических объектов и затраты на их восстановление.
Также существуют и другие виды экологического аудита, которые применяются на всех предприятиях, несущих угрозу природе и непосредственно воздействующих на нее. Это касается строительных программ, работ по реконструкции, ликвидации и консервации хозяйственных сооружений и проектов освоения новых территорий.

Какие виды экологического аудита нужно знать

Согласно существующим положениям, экоаудит включает две категории мероприятий – обязательные и инициированные.
Обязательный экологический аудит осуществляется:
— При выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;
— По инициативе госорганов для определения степени экосанации промышленной компании или производства;
— Для анализа эко-факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;
— При оформлении банкротства предприятия;
— Для получения предприятием страхового эко-полиса;
— В процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.

Обязательный экоаудит инициируется национальным органом эко-экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.
Инициативное аудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.
Следует отметить, что инициативный экоаудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экоаудит:
— внешний (проводимый в обязательном порядке);
— внутренний (по решению руководства самого предприятия).

Объекты экологического аудита

Выделяют следующие объекты экологического аудита:
1) Материалы и сырьё;
2) Продукты питания, пищеблок;
3) Технологические процессы;
4) Продукция;
5) Выбросы в атмосферу;
6) Сточные воды;
7) Отходы;
8) Средства индивидуальной и коллективной защиты;
9) Техника безопасности;
10) Положение о политике Компании по охране труда и природной среды;
11) Экопаспорт предприятия и др.

Стандарты экологического аудита

На основании международного стандарта ИСО 14012 был принят стандарт на экологический аудит в России ГОСТ Р ИСО 14012-98. Стандарты международного значения из раздела ИСО 14000, а также мировой опыт и другая международная документация — это основы экологического аудита для создания и внедрения нормативных стандартов и правил в российском законодательстве и определения сферы деятельности менеджмента экоаудита.
Экоаудиторские проверки осуществляются на основании требований ISO, внедряемых в работу компании. Всю ответственность за соблюдение нормативов предприятие берет на себя, их соответствие определяется аудиторской проверкой. Категория стандартов ISO 1400 является международной и относится к системе экоменеджмента. Нормативы ISO 1400 относятся к экологическим вопросам и существуют для оказания помощи производственным организациям. В категорию стандартов ISO 1400 входят:
— ISO 1401 Система экоменеджмента;
— Основные принципы руководства ISO 14004, входящего в систему экоменеджмента;
— Нормативы для обеспечения функционирования экоменеджмента ISO 14015 «Экоменеджмент»;
— Уровень состояния экологии на территориях и предприятиях оценивается ISO 14020 «Экологические декларации и этикетки»;
— Главные стандарты ISO 14031 «Управление экологией»;
— Эффективность экоменеджмента ISO 14040 «Управление окружающей средой»;
— Определение жизненного цикла. Структура и принципы. ISO 14050 «Управление окружающей средой»;
— Словарь. ISO 14062 «Менеджмент окружающей среды;
— Внедрение экологических факторов в разработку и создание продукции ISO 14063 «Экологический менеджмент»;
— Обмен информационными сведениями о состоянии окружающей среды. Рекомендации и практические советы ISO 14064 «Количественное определение и снижение выбросов в атмосферу парниковых газов».
Необходимо учитывать тот факт, что еще до конца девяностых годов в России процедура экологического аудита проводилась специалистами зарубежных компаний. В настоящее время в РФ состояние экоаудита находится в новой фазе своего развития благодаря потребностям многих предприятий. В основном это касается предприятий, стремящихся выйти на международный рынок и вынужденных проводить стандартную процедуру международного экоаудита, на основании которой выдается сертификат о безопасной для экологии работе предприятия и выпускаемой им продукции. При соответствии предприятия установленным требованиям ISO 14000 его продукция автоматически приобретает конкурентоспособность на мировом рынке.
На российском рынке к категории таких предприятий можно отнести нижегородское производство «РУМО», изготавливающее дизельные моторы, мотостроительный завод в Ярославской области, завод алюминиевых конструкций в Красноярске, завод «Сокол» и ряд других машиностроительных предприятий.

Как проходит процедура экологического аудита

Проведение экоаудита должно решать задачу по оценке соответствия исследуемого предприятия установленным для объектов такого типа нормативам. Процедура проведения экологического аудита отличается понятностью, простотой и доступностью.
На подготовительном этапе к процедуре следует:
— Провести идентификацию процессов хозяйственной и производственной деятельности;
— Объективно определить цели хозяйственной политики и задачи компании;
— Установить компетенцию анализа, его этапы и масштаб;
— Определить процедурный порядок экоаудита.

Этапы экологического аудита:

Этап 1. Проверка первичной документации, регистрационных книг и других документальных актов, отражающих текущие показатели природоохранных мероприятий;
Этап 2. Получение объективной информации из нескольких источников, включая интервьюирование сотрудников;
Этап 3. Визуальный осмотр объекта с анализом его состояния;
Этап 4. Исследование состояния природной среды с применением необходимых приборов;
Этап 5. Формирование предложений рекомендательного характера, направленных на улучшение природоохранных процессов и рачительное расходование экоресурсов.
Проведение экоаудита включает предоставление итогов анализа в форме заключения, которое передается руководителю предприятия. Такой акт является официальным и заверяется печатью компании или подписью экоаудитора. Этот документ содержит экспертные выводы о соответствии проверенной документации и принципов деятельности организации законодательным положениям в области экологии.

Как составляется заключение экологического аудита

Заключение экоаудита оформляется в стандартной форме, включающей:
1. Вывод по итогам проверки относительно соответствия природоохранной политики компании действующим законам, нормативам и требованиям;
2. Анализ состояния финансовых и хозяйственных отчетных документов, точность предусмотренных экологических выплат, целесообразность использования финансовых ресурсов, выделяемых на природоохранные мероприятия;
3. Оценку влияния исследуемого объекта на окружающую среду, экологическую ситуацию в регионе, на здоровье сотрудников. Анализ сведений о размере и наличии выбросов вредных веществ, ограничение которых предусмотрено международными соглашениями;
4. Итоги проверки роста объемов выпуска товаров с учетом изменения выброса загрязняющих веществ в окружающую среду, потребления природных и энергоресурсов;
5. Данные анализа при сравнении важнейших показателей экологической деятельности проверяемого предприятия с аналогичными отечественными и зарубежными объектами;
6. Оценка возможной угрозы в случае создания аварийной ситуации, правильность составленных планов предотвращения негативных последствий и ликвидации аварийных очагов, а также достаточность имеющихся для этого материальных ресурсов;
7. Выводы относительно квалификации и компетенции специалистов, ответственных за природоохранные мероприятия, наличие у них техсредств для контроля состояния объекта;
8. Заключение об уровне информированности руководства предприятия о размере загрязнения экологии в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Выводы о наличии мотивационных и стимулирующих программ, направленных на защиту окружающей среды и снижение энергозатратности и материалоемкости производимых товаров.

  • CIP Инкотермс 2010 – самый сложный базис поставки

Понятие экологического аудита

Экологический аудит (экологическое аудирование) — это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

  1. Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.
  2. Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:
    приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»;
    приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации».
  3. В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ «О создании системы аудита недропользования».
  4. Одними из немногих специальных нормативных правовых актов в этой сфере являются законы субъектов федерации (Томской области, Республики Башкортостан, Амурской области и др.).
  5. Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире.
Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.

Экологический аудит проводится:

  • в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при реализации процедуры банкротства;
  • при проведении обязательного экологического страхования;
  • при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Содержание и цели экологического аудита:

  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Принципы экологического аудита:

  • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирования работ по проведению экологического аудита;
  • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение.
Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.
Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

В настоящее время экологический аудит активно внедряется на территории России во многих субъектах Российской Федерации, в том числе на территории Томской области (Методические…, 2002).

Экологическое аудирование получило широкое распространение в практике оценки деятельности на предмет соответствия экологическим нормативам, законам и правилам в области охраны окружающей среды с подготовкой рекомендаций по улучшению этой деятельности (Волков и др., 2006).

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14050-99 экологический аудит (environmental audit) – систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Проведение экологического аудита способствует получению достоверной информации, необходимой для экологически обоснованных решений и совершенствованию регулирующих мер в природоохранной деятельности и рациональном использовании природных ресурсов (Методические…, 2002).

Идея проводить экологический аудит принадлежит США, где в 70-х гг. XX в. произошло резкое ухудшение статистики аварий на химических предприятиях. В связи с этим предприятия получили предписание министерства охраны окружающей среды документировано доказать наличие внутренней системы ранней диагностики аварийно-опасных ситуаций.

Несмотря на то, что положительных результатов это предписание не дало, возрастающее внимание общественности к проблемам охраны окружающей среды привело в 1993 г. к утверждению «Постановления (ЕЭС) Nr. 1836/93 Совета о добровольном участии производственных предприятий в совместной системе экологического менеджмента и контроле производства на соответствие экологическим нормам ЕС» (Гринин и др., 2001). Это постановление чаще всего кратко называют «Постановлением об экологическом аудите ЕС» или также EMAS (Eco-Management and Auditing Scheme). Центральным элементом этого постановления является создание и развитие системы организации и управления производством, учитывающей строгое соблюдение действующих постановлений по охране окружающей среды.

В России понятие «экологический аудит» было введено постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.12.94 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 26.02.96 г. № 168 «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Этими постановлениями экологический аудит отнесен к лицензируемым видам деятельности, а функция органа по лицензированию закрепляется за Министерством природы.

В настоящее время названные выше документы утратили силу, однако, именно они дали толчок к формированию нормативной базы по экологическому аудиту.

Основные нормативные документы, регламентирующие проведение экологического аудита – это приказы Минприроды России № 412 «Об экологическом аудировании» и № 540 «Об организации экологического аудита».

В настоящее время основными документами, дающими правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации, являются Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000, утвержденные Госстандартом России:

— ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению;

— ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой.

Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования;

— ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента;

— ГОСТ Р ИСО 14041-98. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ;

— ГОСТ Р ИСО 14042-98. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия;

— ГОСТ Р ИСО 14043-98. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация;

— ГОСТ Р ИСО 140050-98. Управление окружающей средой. Словарь.

Экологическое управление на предприятии или в организации может быть мотивировано не только внешним давлением законодательства, но и внутренними побуждениями.

Цель экологического аудита – содействие субъекту хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

Кроме того, целями экологического аудита могут быть:

— получение объективной оценки о природоохранной деятельности предприятия, об уровне экологической безопасности предприятия;

— выявление приоритетов решения стоящих перед предприятием проблем природоохранного назначения;

— подготовка обоснованных решений по стратегии и тактике предприятия в решении задач по улучшению экологических показателей предприятия;

— выявление достоверности и полноты официально выдаваемой предприятием документации о своей деятельности;

— проверка наличия на предприятии необходимых норм, нормативов, планов мероприятий;

— выявление недостатков и ошибок в отчетной документации;

— определение полноты и своевременности выполнения природоохранных мероприятий и предписаний органов государственного контроля;

— проверка выполнения требований экологического законодательства;

— оценка уровня организационной работы и степени подготовленности (Тимофеева, 2004).

В зависимости от характера хозяйственной деятельности, объектами экологического аудита могут быть как природные объекты (водные объекты, атмосферный воздух), на которые может быть оказано воздействие в процессе деятельности, так и результаты хозяйственной деятельности, например, образование отходов и загрязнение компонентов окружающей среды при эксплуатации объектов или при аварийных ситуациях.

В процессе экологического аудита проверяется соответствие процесса, характера деятельности, продукции, системы управления экологическим требованиям.

Экологический аудит может использоваться при проведении экологического страхования хозяйствующих объектов, а также при сертификации по ИСО серии 14000 для оценки соответствия системы экологического управления требованиям стандарта и разработки программ подготовки экологической сертификации предприятия (Методические…, 2002).

В задачи аудита входят:

1) обоснование экологической стратегии и политики предприятия, определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия и выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

2) проверка соблюдения предприятием в процессе его хозяйственной деятельности экологического законодательства;

3) повышение эффективности мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду;

4) снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды (Гринин и др., 2001).

Цели и задачи экологического аудита должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства. По результатам экологического аудита могут быть внесены изменения в общую стратегию и политику развития.

4. Процедура проведения экологического аудита

В экологическом аудите отсутствуют жестко регламентированные процедуры его выполнения. Любая программа для каждого предприятия индивидуальна. Наиболее традиционными видами ЭА являются так называемый аудит загрязненной площадки и аудит потенциальной ответственности. Первый заключается в оценке характера и степени загрязнения территории хозяйственного объекта. Второй объединяет в себе и аудит загрязненной площадки, и проверку соответствия деятельности предприятия законодательным и нормативным экологическим требованиям. Кроме этого, существуют программы ЭА, связанные с конкретными экологическими проблемами (минимизация отходов, загрязнение различных природных сред и т. д.), отдельными видами деятельности (например, погрузо-разгрузочные или транспортные операции внутри компании), вопросами профессиональных заболеваний, оценкой безопасности производимой продукции ит.д. (Говорушко, 2009).

В наиболее общем случае программа аудирования промышленного предприятия включает следующие пункты (Макаров, Шагарова, 1997):

1) основные загрязняющие вещества и другие факторы воздействия на окружающую среду;

2) основные источники выделения загрязняющих веществ и системы их регулирования;

3) используемое сырье, материалы, реагенты;

4) используемые энергетические ресурсы;

5) готовая продукция;

6) основные виды отходов, системы их размещения и удаления;

7) система производственного экологического контроля;

8) локальные критические ситуации, связанные с изменениями компонентов окружающей среды и их последствиями;

9) локальная система мониторинга.

Следует отметить, что часто довольно трудно провести границу между ОВОС и ЭА. Более чем в половине национальных и большинстве международных систем ОВОС предусмотрена послепроектная стадия этой процедуры, направленная на выяснение фактического учета в проектах экологических требований и реального воздействия на окружающую среду в процессе эксплуатации объекта. Например, в Болгарии предприятия, проекты которых проходили ОВОС, подвергаются обязательному экологическому аудиту через пять лет после одобрения проекта. В Чили все предприятия, бывшие объектом ОВОС, обязаны провести независимый экологический аудит за свой счет и представить его результаты государственным органам (Черп и др., 2001).

В России ситуация во многом похожа. В «Положении об оценке воздействия…» 2000 г. (ст. 3.2.2) говорится о необходимости проведения послепроектного анализа, определяемого как «комплекс мероприятий, проводимых на стадии осуществления намечаемой деятельности в целях оценки реальных воздействий осуществляемой деятельности на окружающую среду и их соответствия прежним прогнозам». В связи с этим во многих случаях ЭА определяется как ОВОС, проводимая в процессе действующего производства.

4.1. Процедура проведения экологического аудита в России

Процедура проведения экологического аудита в нашей стране значительно менее детализирована, чем процедура проведения экологической экспертизы. Первые опыты его выполнения относятся к середине 1990-х годов. Вначале ЭА не был подкреплен какими-либо нормативными актами на государственном уровне и проводился по инициативе отдельных организаций (как российских, так и международных). Например, с 1994 г. в Кемеровской области реализовывался проект по природоохранной политике и технологии, финансировавшийся Агентством США по международному развитию. В ходе его выполнения была сформирована команда экспертов, прошедшая соответствующее обучение, в т. ч. и в США. Затем силами подготовленных специалистов в 1994-1999 гг. был проведен ЭА ряда крупных производственных объектов (Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургический комбинаты, цементный завод, угольные котельные, а также энергетические объекты Междуреченска и Прокопьевска) (Купчик, 2001).

Кроме этого, процедура ЭА начала внедряться некоторыми крупными российскими организациями (РАО «Газпром»).

Начало работы по внедрению системы ЭА на федеральном уровне связано с постановлением Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Этот документ уполномочивал Госкомэкологии РФ и его территориальные органы на проведение лицензирования природоохранных видов деятельности, в т. ч. экологического аудита. Однако отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей соответствующие требования к этой деятельности, сдерживало реализацию указанного постановления. В последующем приказе Госкомитета по охране окружающей среды от 16.10.1997 г. «О системе экологического аудирования» были утверждены основные положения этого вида деятельности, план первоочередных мероприятий и другие вопросы экологического аудирования в РФ.

В более позднем приказе (№ 436 от 16.07.1998 г.) Госкомитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» был оформлен порядок аттестации и регистрации экоаудиторов и введены формы документации, квалифицирующей специальность «экологическое аудирование».

В 1998 г. Госкомэкологии России утвердил федеральную программу, в соответствии с которой была осуществлена централизованная подготовка трех групп профессиональных экоаудиторов общей численностью 156 чел. Все слушатели курсов, проведенных Госкомэкологии России, получили свидетельства о прохождении обучения по экологическому аудированию и удостоверения экоаудитора европейского образца. После аттестации они были внесены в Федеральный реестр экоаудиторов Госкомэкологии России (Методические и нормативно-аналитические основы, 1999 г.).

Пионерами в деле законодательного оформления ЭА на уровне субъектов Российской Федерации являются республики Татарстан, Хакасия и Удмуртия, Пермская и Томская области (Лимонова и др., 2001).

В октябре 1998 г. в России в качестве государственных стандартов были приняты международные стандарты ISO 14001, 14004, 14010, 14011, 14012, которые в настоящее время являются базовыми для развития ЭА в стране. Пока число российских компаний, сертифицированных по стандарту ISO 14001, невелико. Первым таким предприятием стало ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (Макаров, 2001). В начале 2005 г. в России насчитывалось 48 таких компаний.

Общая схема проведения экологического аудита.

Экологический аудит проводится экологическими фирмами, которые содержат в своем штате экологических аудиторов – специалистов, имеющих квалификационное свидетельство или аттестат на право проведения экологического аудита. Экологические фирмы должны иметь лицензию на право проведения экологического аудита. При проведении экологического аудита аудиторы должны быть объективны, независимы и компетентны.

Наряду с экологическими аудиторами в группу могут быть включены технические специалисты, эксперты, предоставляющие аудиторской группе консультации по специальным вопросам.

Ответственность за проведение экологического аудита, а также за составление отчета несет ведущий аудитор.

Экологический аудит проводится в несколько этапов(Экологическое…, 2009):

1) подготовительный;

2) этап планирования программы;

3) основной;

4) заключительный.

На подготовительном этапе определяются сроки проведения, необходимые материальные ресурсы, состав аудиторской группы, экологические приоритеты организации. Так как информация, полученная в ходе проведения экологического аудита, должна быть конфиденциальна, то на подготовительном этапе оговаривается степень конфиденциальности, а также при необходимости подписывается соглашение о конфиденциальности.

На этапе планирования определяются задачи программы. В ней описывается необходимая деятельность по экологическому аудиту, перечисляются ресурсы для качественного и результативного его выполнения в сроки, установленные договором, определяется количество и вид необходимых аудитов. На этом этапе осуществляется предварительный сбор и обобщение исходных данных по основной экологической документации, в качестве которых могут использоваться следующие документы:

— экологические паспорта, тома ПДВ и НДС;

— экологическая статистическая отчетность за несколько лет;

— справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение природной среды и размещение отходов;

— акты о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;

— данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;

— лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;

— территориальные экологические программы и планы;

— производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки о их фактическом выполнении;

— справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства и готовой продукции;

— существующие технологические регламенты по эксплуатации оборудования и природоохранных технологий;

— проекты строительства основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;

— существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы.

В Плане фиксируются цели и задачи аудита, критерии аудита, область аудита, сроки выполнения, место проведения и список исполнителей (в том числе, роли и обязанности членов аудиторской группы).

Основной этап программы экологического аудита осуществляется непосредственно на объектах.

При его выполнении проводятся:

— определение маршрутов и проведение обзорных туров на объекте аудирования;

— анализ рабочей документации;

— интервьюирование персонала;

— уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудита.

Заключительный этап экологического аудита включает анализ и оценку полученных в ходе проведения аудита данных. После анализа информации разрабатываются конкретные рекомендации и предложения, что отражается в заключении по проведению экологического аудита.

4.2. Процедура проведения экологического аудита в зарубежных странах

Экологический аудит как механизм управления окружающей средой получил развитие в 1970-е годы. В отличие от ОВОС активную роль в его внедрении наряду с США и Канадой сыграли такие европейские страны, как Великобритания, Германия, Швеция и Нидерланды. В то же время ЭА начал развиваться как отрасль экологической предпринимательской деятельности (Лимонова и др., 2001). В качестве примера рассмотрим американскую систему экологического аудита.

Внедрение процедуры ЭА в США началось в первой половине 1970-х годов. В связи с тем, что многие американские компании привлекались к юридической ответственности за нанесение экологического ущерба, что влекло за собой штрафные санкции, некоторые из них стали оценивать соответствие своей деятельности нормам экологического законодательства. В числе первых компаний, разработавших свои программы экологического аудита, были US Steel, Allied Chemical и Occidental Petroleum (Серов, 1999). Первый законодательный акт об экологическом аудите на уровне штата был принят в 1983 г. в штате Нью-Мексико (Русецкая, 1997). К середине 1980-х годов эта процедура оформилась как метод внутреннего контроля деятельности предприятия, направленного на проверку соответствия норм природоохранного законодательства.

В 1984 г. Национальным агентством по охране окружающей среды была разработана концепция аудирования для агентств и ведомств федерального уровня. Около 40 из них к 1987 г. разработали собственные программы экологического аудита. Процедуры ЭА в разных ведомствах США отличались. Например, Национальное управление по аэронавтике и иссле­дованию космического пространства проводило ЭА своих объектов, используя внешних консультантов. Министерство энергетики США выполняло его самостоятельно, создав в 1985 г. управление по аудиту и законодательству. Аналогично поступило и министерство обороны, выполнившее ЭА своих военно-воздушных баз и предприятий заказчиков (Серов, 1999).

В настоящее время ЭА в США – это не только проверка состояния предприятия с точки зрения его соответствия требованиям экологического законодательства, но и основа для разработки мер, направленных на предотвращение его нарушений. Поэтому при проведении ЭА критерии соответствия организационной структуры и функционирования производства экологическим целям в большинстве случаев являются более жесткими, чем требования законодательства (Гусева, Дайман, 2000). Круг объектов ЭА сейчас стал существенно шире. Например, во многих штатах США обязательно проведение ЭА при купле-продаже недвижимости, в т. ч. земельных участков (Макаров, Шагарова, 1997).

  1. Цели экологического аудита
  2. Виды экологического аудита
  3. Проведение экологического аудита
  4. Экологический аудит в России
  5. Cистема экологического менеджмента
  6. Почему предприятия заказывают экологический аудит

Экологический аудит — комплексная независимая оценка, позволяющая установить объективную картину работы по защите окружающей среды на предприятии. В России это понятие впервые определено Федеральным законом 7-ФЗ, утвержденным в 2002 году. Но за рубежом экологический аудит развивается не одно десятилетие. Без его проведения невозможно, например, пройти сертификацию по ISO 14000 и получить другие международные сертификаты.

Аудит может быть необходим следующим категориям лиц:

  1. собственники, руководство объекта аудита
  2. другие лица (юридические и физические), заинтересованные в информации о состоянии объекта с точки зрения экологии
  3. государственные контролирующие органы и общественные организации

К услуге Экологический аудит прибегают из-за законодательной неопределенности. В России существует обширная законодательная база в сфере экологии и охраны окружающей среды. К природопользователям предъявляется огромное количество требований, и исполнить их в полном объеме довольно трудно.

Даже крупнейшим предприятиям, которые содержат в штате несколько экологов, бывает трудно перестроиться на новый режим экологического контроля, тем более что практика применения многих законов складывается в процессе многократных обращений – и при сотрудничестве – с органами власти.

Экологический аудит среди прочих используется как инструмент поиска проблем и решений в сфере охраны окружающей среды, помогающий взглянуть на них свежим взглядом.

Термин экологический аудит определён в федеральном законодательстве:

Заказать экологический аудит

Цели экологического аудита

Экоаудит позволяет осуществить:

  1. сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте
  2. проверка соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать)
  3. помощь объекту во внедрении системы экологического менеджмента, включая разработку экологической политики, приоритетов, экологических аспектов и т.д.

Все это помогает предприятию снизить риск нарушения экологического законодательства, возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовых потерь, связанных с ними.

На сегодняшний день экологический аудит – часть системы экологического контроля. Он может применяться добровольно и быть вспомогательным инструментом для подготовки предприятия к другим процессам, например, к получению лицензии на обращение с отходами, прохождению государственной экологической экспертизы объекта, а также различным проверкам, например, банковским или потенциальных инвесторов.

В зависимости от целей аудита в качестве критериев аудита могут быть использованы международные стандарты, внутренние нормативные документы, планы, программы и другая документация организации. Кроме того, аудит может проводиться по критериям государственного законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Чем выше категория опасности, тем скорее нужен экологический аудит

ФЗ-219 от 21.07.2014 внес изменения в главный закон об окружающей среде в виде категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду. Все объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня воздействия делятся на 4 категории:

  1. Объекты I категории теперь будут контролироваться наиболее тщательно. Для них предусмотрен особый вид нормирования — получение комплексного экологического разрешения, данная норма закона вступает в силу с 1 января 2019 г. При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности, они должны будут разработать технологические нормативы, программу производственного экологического контроля.
  2. Для природопользователей, эксплуатирующих объекты II категории, тоже введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду, для таких объектов так же разрабатывается программа ПЭК и, кроме того, план мероприятий по охране окружающей среды.
  3. Предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, разрабатывают для них программы ПЭК и предоставляют ежегодную отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросах в водные объекты, отчетность об обращении с отходами, при необходимости – план мероприятий по охране окружающей среды.
  4. Предприятия с объектами IV категории освобождаются от экологической отчетности, проверок со стороны государственных органов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Различают обязательный и инициативный аудит.

Обязательный, как правило, инициируется контролирующими органами и подразумевает проверку на соблюдение требований закона. Этот аудит может быть частью процесса лицензирования, реструктуризации, приватизации, банкротства и т.д.

Инициативный экологический аудит, соответственно, проводится по желанию руководства объекта аудирования.

Аудит может быть внутренний и внешний относительно организации.

Внутренний, или аудит первой стороны, проводится силами самого предприятия, как правило, систематически с целью проверки выполнения критериев аудита системы экологического менеджмента и/или требований законодательства в сфере экологии. Внутренний аудит помогает взглянуть на проблемы и возможности предприятия с другой стороны и найти пути решения.

Внешний (аудит второй стороны) проводится специалистами заинтересованных сторон, например, головной администрации компании, холдинга в отношении филиала.

Кроме того, бывает внешний аудит третьей стороны, проводимый аккредитованной независимой аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором в целях проверки требований законодательства или сертификации объекта по международным стандартам.

Принципы проведения экологического аудита

Главный критерий при проведении аудита – соответствие объекта аудита нормам законодательства. В частности, объект оценивается на соответствие требованиям следующих законов и кодексов:

Оцениваемые показатели при эко-аудите Контролирующий закон
Деятельность субъекта затрагивает лесные отношения Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ
Использование водных ресурсов Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Проверка на требования охраны земель при проведении хозяйственной деятельности Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Имеются источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ
Деятельность по обращению с отходами Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Использования недр Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1
Строительная деятельность Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Кроме того, приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» утверждены принципы экологического аудита: объективность и независимость экоаудиторов, профессионализм и компетентность экоаудиторов, достоверность и полнота информации, планирование работ по эко-аудиту, комплексность, конфиденциальность и ответственность аудиторов.

Принцип объективности подразумевает, что, например, аудитор не может быть родственником сотрудников, учредителей, руководителей аудируемого объекта, либо входить в штат этого объекта. Кроме того, размер гонорара аудиторов не может зависеть от результатов аудита. Профессионализм и компетентность должны быть подтверждены соответствующими документами о прохождении обучения, повышении квалификации, наличием лицензии аудитора и т.д. Аудиторы обязаны сохранять коммерческую тайну производства и иную конфиденциальную информацию объекта аудита.

Кто может проводить экологический аудит

Понятие экоаудита, как независимой деятельности по проверке соответствия ситуации по охране внешней среды предприятием и его производственными площадками, содержится в Статье 1 7-ФЗ. Оно менялось в различных редакциях от 2011, 2014 и 2016 годов, но основные моменты остались постоянными:

  • При экоаудите дается независимая комплексная оценка соответствия организации работы экологической службы предприятия всем действующим нормативным актам: федеральным и региональным.
  • Даются рекомендации по улучшению ситуации. В частности, могут быть предложены наилучшие технологии, позволяющие снизить объем отходов, выбросов и сбросов, уменьшить их опасность за счет более эффективной очистки.
  • Соответствие положения с экологией на предприятии международным нормам.

Внутренний экологический аудит, проводимый штатными экологами предприятия, не может в полной мере выполнить эти задачи. Прежде всего из-за невозможности обеспечить независимость обследования. Возможности по рекомендации лучших технологий очистки и сбора отходов для штатного сотрудника ограничены. Для того, чтобы быть в курсе внедрения новых типов очистных сооружений, нужно проходить регулярное обучение и повышение квалификации.

По этим причинам наиболее эффективный способ провести качественное обследование — заказать экологический аудит у сторонней компании, имеющей соответствующую специализацию, и сотрудников, способных его провести. Как правило, это команды экологов, имеющих опыт экоаудита.

В аудиторском заключении обязательно указываются координаты организации, его проводившей, перечисляются экологи, которые выполняли расчеты и обоснования. Поскольку этот документ будет предъявляться контролирующим органам, выбор аудитора имеет значение. В частности, заключения сотрудников ЭкоПромЦентра всегда принимаются Росприроднадзором, так как компания имеет авторитет и опыт в виде тысяч выполненных обследований.

Можно привлечь сторонних экологов для внутреннего обследования ситуации с экологией на предприятии. Поскольку работа проводится на основании договора, степень участия обеих сторон можно детально оговорить. Такая совместная форма аудита экологической и промышленной безопасности позволит сделать внутренний экоаудит более независимым и повысить качество самого обследования.

Проведение экологического аудита на предприятии

Процесс аудита можно разделить на несколько этапов.

Подготовка к аудиту

Подготовительный этап начинается по инициативе аудируемого предприятия либо другого инициатора с постановки целей и задач и выбора аудиторов, определяется группа аудиторов и Главный аудитор, срок проведения аудита.

На этом этапе специалисты изучают проектную документацию, определяются объекты аудита. Аудиторам предоставляют документацию обследуемого объекта для предварительного ознакомления и проверки их достаточности и адекватности.

По результатам утверждается план обследования, который затем привязывается к графику проекта с учетом занятости задействованных исполнителей со стороны Заказчика. Длительность этапа зависит от сложности объекта и качества проектной документации. Если данные утеряны или разрознены, их изучение займет больше времени.

Заключение об экологическом аудите

Основной этап аудита включает первичное совещание аудиторов и руководства аудируемой организации. Далее происходит собственно обследование предприятия – сбор и анализ необходимых сведений, свидетельств аудита, запись хода аудита и регистрация свидетельств.

В ходе аудита определяется структура производственного экологического контроля, анализируется работа эколога-производственника или отдела экологии при его наличии, анализируются планы и результаты деятельности по охране окружающей среды, устанавливаются экологические аспекты производства и направления.

Аудиторы тщательно проверяют документацию предприятия на ее адекватность, соответствие действующему законодательству. Найденные проблемы обсуждаются с целью поиска оптимального решения. Группа аудиторов обязательно производит осмотр производственных территорий и помещений, санитарно-защитной зоны предприятия. Все данные, свидетельства аудита, документация хранится у аудиторов и записывается ими в Протоколе аудита, чтобы впоследствии быть использованной для составления Отчёта и Заключения по аудиту.

Результатом основного этапа аудита является Заключение об экологическом аудите. Его структура и требования к нему приводятся в приказе Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181:

Финальное совещание

После проведения обследования предприятия и документации, составления Протокола на основании свидетельств аудита проводится финальное совместное совещание, где представители и руководство аудируемой организации знакомятся с Заключением об аудите.

Аудиторы аргументированно разъясняют, какие несоответствия критериям выявлены в ходе аудита, руководство обсуждает с аудиторами данные вопросы, в случае несогласия проблемные моменты рассматриваются подробнее.

Отчет по аудиту

После совещания наступает Заключительный этап аудита, основная задача которого – составление и представление Отчёта по аудиту. В Отчёте отражаются результаты аудита, рекомендации по устранению несоответствий, возражения аудируемой организации по факту несоответствий.

Отчёт составляется по Плану аудита в соответствии с его пунктами. Отчёт предоставляется заказчику аудита и является официальным документом аудируемой организации.

Однако юридической силы в судебных процессах отчет об экологическом аудите и Заключение не имеют, за исключением случаев, когда аудит инициирован государственными органами.

Практика экологического аудита в России

Российская практика экологического аудита насчитывает всего пару десятков лет.

Одна из основных проблем в проведении аудита отечественных предприятий – негативное восприятие аудита аудируемой организацией.

В сознании сотрудников и руководства проверяемого объекта аудит – это такая же проверка контролирующих органов, поэтому аудиторам всячески стараются помешать обнаружить несоответствия, утаивают необходимую информацию, в случае обнаружения нарушений активно выражают несогласие с фактом несоответствия.

По результатам аудита, как правило, начинается поиск виноватых в несоответствиях с привлечением их к ответственности.

Но цель аудита – не наказание виновных, а поиск решений существующих проблем с минимальными затратами сил и финансовых средств, а желательно с перспективой той или иной выгоды для аудируемого объекта. Правда, это касается аудита, инициируемого первой или второй стороной.

Если объект аудируется с подачи третьей стороны – контролирующего органа, общественности, – тогда он действительно является чем-то сродни проверке Роспотребнадора ил Росприроднадзора.

Реестр аудиторов

В России существует Реестр аудиторов и аудиторских фирм. На сегодняшний день аттестовано и аккредитовано более 1000 индивидуальных аудиторов и порядка 20 аудиторских фирм.

Сейчас экологический аудит востребован на рынке экологических услуг, и на то существует несколько причин. В первую очередь, если предприятие, производящее ту или иную продукцию, хочет иметь конкурентное преимущество перед другими, наличие хорошего экологического имиджа – весомый козырь как для внутреннего рынка, так и для международного.

В случае выхода на рынок других стран, особенно западных, требования в сфере экологии к производству возрастают в разы. К сожалению, даже четкое выполнение всех действующих российских законодательных норм экологического надзора и контроля не дает гарантии, что предприятие будет «экологически чистым» и «зеленым» в глазах западного потребителя.

Европейские страны, США активно заботятся о состоянии окружающей среды и здоровье населения, правильный образ жизни, правильные «чистые» продукты, предметы быта пользуются все возрастающим спросом. Поэтому именно на Западе в конце прошлого века появилось понятие системы экологического менеджмента.

Система экологического менеджмента

Система экологического менеджмента (СЭМ) – лучший инструмент для того, чтобы помочь предприятию решить проблемы в сфере экологии и развиваться далее по пути экологически чистого производства. Система Экологического менеджмента подчиняется требованиям серии стандартов ISO 14000.

Внедрение СЭМ на предприятии предусматривает выработку экологической политики, целей и задач, идентификацию экологических аспектов, разработку необходимых внутренних стандартов и иных документов.

Главное, что необходимо сделать – изменить подход производственного предприятия к охране окружающей среды. Для того, чтобы предприятие было признано соответствующим требованиям международных и российских стандартов в области СЭМ, необходимо пройти сертификацию.

Именно на данном этапе проводится внешний экологический аудит сертифицирующей организацией. С помощью аудиторов проводится обследование и подготовка к сертификации по СЭМ, в дальнейшем производится периодический повторный аудит для подтверждения сертификата и определения дальнейших путей развития.

Аудиторы помогают предприятию в разработке политики, целей и задач, экологической программы, составлении стандартов и инструкций. В дальнейшем предприятие налаживает внутренние аудиты, проводимые сотрудниками предприятия, например, экологами.

Для проведения внутренних аудитов необходимо специальное обучение сотрудников основам системы экологического менеджмента. Аудиторы проводят тщательные обследования всех подразделений предприятия, знакомятся с внутренней документацией, технологиями производства, характеристиками сырья и продукции, по результатам аудита выявляются несоответствия критериям.

Смысл внутренних аудитов – не только проверка и наказание, но и попытка перестроить понимание своей работы каждого сотрудника предприятия, внедрить экологические ценности и осознание экологических последствий своего труда.

Экологический аудит как часть СЭМ или как способ проверить предприятие на соответствие закону – это инструмент будущего, прогрессивный способ ответственного управления производством, который в дальнейшем, надеемся, будет развиваться, вытесняя систему наказания и контроля.

Почему предприятия заказывают экологический аудит

Основные виды процедур экологического аудита на предприятии в России чаще всего обязательные. Они заказываются с целью получить заключение, которое можно было бы предъявить в Росприроднадзор и другие контролирующие органы.

Но постепенно набирает популярность добровольное обследование природоохранной деятельности, направленное на:

  • Снижение рисков. Регулярное обследование природоохранной деятельности позволяет снизить риск возникновения утечек опасных сбросов, попадание отходов в водные объекты и других аварий. Регулярная проверка документации уменьшает число вопросов у проверяющих.
  • Оптимизацию и снижение затрат. Использование более эффективных технологий очистки стоков и выбросов позволяет избежать штрафов за превышение нормативов. В рамках экоаудита рекомендуются и другие меры, которые позволят оптимизировать затраты.
  • Улучшение имиджа. Сегодня экология воспринимается как преимущество. Покупатели охотнее покупают продукцию предприятий, заботящихся о природе, потенциальные квалифицированные работники в приоритете рассматривают их предложения о работе.
  • Подтверждение работы по охране экологии мировым стандартам. В частности, сертификация по ISO 14000 требует от организации иметь программу постоянного совершенствования природоохранной деятельности, подтвержденной экологическим аудитом.

Для крупных компаний, особенно ориентированных на международных рынок, стало стандартом утверждать на своих заводах систему экологического менеджмента. Экоаудит позволяет получить рекомендации по ее созданию. Также регулярное проведение обследования подтверждает успешность прохождения очередных этапов этой программы, помогает получить дальнейшие направления ее развития.

Узнать цены и заказать экологический аудит в Санкт-Петербурге и по всей России можно в компании ЭкоПромЦентр.

Заказать экоаудит в ЭкоПромЦентре

admin

Добавить комментарий