Тяжесть труда

Тяжесть труда

Виды трудовой деятельности

Эргономические основы безопасности

космоэнергетика книги .

Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке.

Виды трудовой деятельности человека

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический трудвыполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой.

Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20…25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

Наполуавтоматическомиавтоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формыинтеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

автоматическое производство, бесплатно, виды, курсовая, механизированный труд, полуавтоматическое производство, реферат, скачать, творческий труд, труд на конвейере, трудовая деятельность, умственный труд, учебник, физический труд, формы интеллектуального труда

Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса

Эргономические основы безопасности

Отдых в евпатории 2018 санатории евпатория отдых 2018 санаторий prometey.nayuga.com.

.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10…12 МДж, работников механизированного труда и сферы обслуживания – 12,5…13 МДж, работников тяжелого физического труда – 17…25 МДж.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды (Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»).

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы, выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Классификация условий труда по тяжести и напряженности

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный – 1-й класс, допустимый – 2-й класс, напряженный – 3-й класс – труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

  • степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;
  • нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;
  • эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;
  • монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;
  • режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Например, труд авиадиспетчера требует большой интеллектуальной нагрузки, связанной с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров в условиях дефицита времени и при повышенной ответственности за конечный результат. Труд характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.

Таким образом, физический труд классифицируетсяпо тяжести труда, умственный – по напряженности.

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения aнализаторов и т.д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда.

К таким видам труда можно отнести труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации и т.д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всегозрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т.д.

Труд спасателей характеризуется большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизньлюдей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.

Гигиена труда – это область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм, разрабатывающая меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний. Задачи гигиены труда: определение предельно допустимых уровней вредных производственных факторов, классификация условий трудовой деятельности, оценка тяжести и напряженности трудового процесса, рациональная организация режима труда и отдыха, рабочего места, изучение психофизиологических аспектов трудовой деятельности и т. д.

При оценке качества окружающей среды необходимо изучить не только влияние различных параметров, но и их взаимодействие и выработать соответствующие комплексные показатели (например, показатель теплового стресса).

Методы гигиены включают инструментальные исследования факторов окружающей среды, физиологические и клинические наблюдения, а также методы санитарного обследования и медицинской статистики.

бесплатно, гигиена труда, классификация, курсовая, монотонность труда, нагрузка на анализаторы, напряженность труда, напряженность трудового процесса, режим работы, реферат, скачать, степень интеллектуальной нагрузки, тяжесть трудового процесса, тяжесть физического труда, условия труда, учебник, эмоциональная нагрузка

Производственными факторами, характеризующими условия труда, могут быть физические факторы — температура, влажность и подвижность воздуха, неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, лазерное и др.), статические, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, производственный шум, вибрация, ультразвук и т.п.; химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты); биологические факторы — патогенные микроорганизмы, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты; факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда (интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы); факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве).

Наличие факторов трудового процесса, характеризующих тяжесть физического труда в объеме, превышающем допустимые физические нагрузки, позволяет говорить о тяжелом физическом труде. Например, вынужденные наклоны корпуса более 50-100 раз за смену считаются допустимой (средней по тяжести) физической нагрузкой. Те же самые наклоны корпуса свыше 300 раз за смену позволяют считать выполняемый труд физически тяжелым, могущим вызвать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, к повышению частоты общей заболеваемости и появлению начальных признаков профессиональной патологии.

Условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм профессиональных поражений, считаются опасными (экстремальными). Возможность негативного воздействия на работников вредных производственных факторов в процессе трудовой деятельности обусловила необходимость разработки и утверждения предельно допустимых уровней воздействия указанных факторов. Например, установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны; санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах; санитарные нормы вибрации рабочих мест и др. Наряду с этим законодательством запрещено применение труда лиц моложе 18 лет, а также женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, указанных в специальных списках таких работ; на подземных работах предусмотрено предоставление компенсаций и льгот работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Вредные производственные факторы — это факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства /30/.

Условия труда — это совокупность элементов (факторов)производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние нафункциональное состояние организма человека — здоровье, работоспособность,удовлетворенность трудом и его эффективность.

Можно выделить следующие группы факторов условий труда:1. Санитарно-гигиенические, характеризующие микроклимат (температуру,влажность и скорость движения воздуха), освещение, шум, вибрацию исопряженную с освещением окраску служебных помещений и оборудования;2. Эстетические, включающие цветовую отделку интерьеров, озеленение служебных помещений, использование в интерьерах помещений произведений живописи и произведений прикладного искусства;3. Психофизиологические, связанные с осуществлением мер психофизиологического характера, обеспечивающих условия высокоэффективной деятельности и сохранения здоровья служащих (постепенное вхождение в труд, ритмизация труда, нормальное чередование труда и отдыха, смена форм деятельности, активные формы труда и отдыха и ряд других факторов);4. Социально-психологические, связанные с осуществлением мер, направленных на формирование психологической готовности человека к работе с новой техникой, к различного рода нововведениям (снятия психологических барьеров), с созданием нормального психологического климата в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителя и подчиненных и, в частности, с использованием выработанных наукой и практикой принципов общения руководителей с подчиненными.

Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Оптимальные условия труда – предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Безопасные условия труда – условия труда , при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают установленные нормативы.

Вредные условия труда – условия труда , характеризующиеся наличием вредных производственных факторов , оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК , ПДУ ) – уровни факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение здоровья у лиц с повышенной чувствительностью”.

В гигиене труда выделяются опасный и вредный факторы рабочей среды. Опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Вредный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Вредные факторы рабочей среды делятся на следующие группы:

• физические факторы – температура, влажность, скорость движения воздуха, все виды излучений (тепловое, электромагнитное, лазерное,ультрафиолетовое, ионизирующее и др.), производственный шум, вибрация (локальная, общая), ультразвук, инфразвук, аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия, отсутствие или недостаточность освещенности, наличие в воздухе аэроионов;

• химические факторы – химические вещества, смеси, в т. ч. вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты);

• биологические факторы – патогенные микроорганизмы, живые клетки и споры;

• факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда ;

• факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда .

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса.

1-й класс – оптимальные условия труда , при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2-й класс – допустимые условия труда , характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

3-й класс – вредные условия труда , характеризуются наличием вредных факторов , уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомства.

Третий класс подразделяется на 4 степени вредности:

1-я степень (3.1) – условия труда с такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами , и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень (3.2) – условия труда с уровнем вредных факторов , вызывающим стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально-обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных вредных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет работы);

3-я степень (3.3) – условия труда с такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, легких и средней степени тяжести профессиональных болезней (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально-обусловленной) патологии;

4-я степень (3.4) – условия труда , при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваний с временной утратой трудоспособности.

4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда , характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития тяжелых форм острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

Тяжесть и напряженность трудового процесса

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда определяется энергетическим (силовым) компонентом и характеризуется определенными показателями: физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклонов корпуса, перемещениями в пространстве.

По показателям тяжести все физические работы делят (на основе общих энерготрат организма) на три класса условий труда :

• оптимальные (легкая физическая нагрузка);

• допустимые (средняя физическая нагрузка);

• вредные (тяжелый труд) – в градациях 1-й и 2-й степеней.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

Факторы , характеризующие напряженность труда : интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы (по специальным шкалам).

По показателям напряженности трудового процесса все работы делят на три класса условий труда:

• 1-й класс – оптимальные (напряженность труда легкой степени);

• 2-й класс – допустимые (напряженность труда средней степени);

• 3-й класс – вредные (напряженный труд).

Критерии оптимального труда (1-й класс напряженности) – отсутствие необходимости принятия решений, односменная работа (без ночной смены), работа по индивидуальному плану, степень риска для собственной жизни исключена, фактическая продолжительность рабочего дня 6–7 ч, степень ответственности за безопасность других лиц исключена и др.

К категории этих работ (раньше их определяли как связанные с незначительным нервно-психическим напряжением) относятся такие, которые характеризуются малой изменчивостью ситуации, сосредоточением внимания чаще на одном объекте, небольшим объемом производственной деятельности (счетно-канцелярская, административно-хозяйственная работа малого объема, работа табельщицы, секретаря, машинистки и т. п.).

К категории работ 2-го класса напряженности (связанных с умеренным нервно-психическим напряжением) относятся такие, которые связаны с выполнением заданий средней сложности, ответственностью только за определенные производственные операции, свойственные этой профессии (бухгалтер, экономист, рядовой инженер, юрисконсульт, врач, библиотекарь и т. д.). Эти работы доступны большинству больных с умеренными функциональными нарушениями, медленно прогрессирующим течением заболевания.

К категории работ 3-го класса напряженности (связанных со значительным нервно-психическим напряжением) относятся такие, которые требуют выполнения большого объема производственной деятельности, длительного напряжения внимания, быстрой ориентировки и переработки большого потока

информации (руководители крупных предприятий и учреждений, административно-хозяйственные работники с работой большого объема – главный бухгалтер, главный технолог, конструктор), а также работы, требующие восприятия большого и непрерывного потока информации, немедленной и точной реакции на нее (операторы пульта управления сложными процессами, диспетчеры аэродромов, поездные, узловые, локомотивные, маневровые диспетчеры и дежурные железнодорожных станций, операторы и дежурные метрополитена, режиссеры и ассистенты телевидения, телеграфистки и телефонистки междугородных и международных линий, лица, связанные с вождением транспорта, врачи скорой помощи, реанимационных отделений, палат интенсивной терапии и т. п.).

Критериями 3-го класса напряженности труда являются: работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат (авиадиспетчер), продолжительность рабочего дня более 12 ч, отсутствие перерывов, нерегулярная сменность с работой в ночное время, степень риска для собственной жизни – вероятна, степень ответственности за безопасность других лиц – возможна, и ряд других критериев.

Эти виды работ противопоказаны больным, у которых чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение может привести к прогрессированию или обострению заболевания, а в ряде случаев – к возникновению в связи с этим аварийной рабочей ситуации, а также больным, у которых основное заболевание протекает с частыми и длительными обострениями или явлениями декомпенсации сердечно-сосудистой, легочной систем и др.


⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 694 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Категории тяжести труда на рабочем месте

Расчет интегральной балльной оценки и определение

1.

Общие сведения

Рабочая среда человек – оператор представляет собой совокупность физических, химических, биологических, социально-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на оператора [1- 5].

Тяжесть труда — это характеристика трудовой деятельности, которая определяется по степени совокупного воздействия производственных элементов условий труда на функциональное состояние организма человека, его работоспособность, трудоспособность, здоровье, процесс воспроизводства рабочей силы и эффективность труда.

Разная реакция и разные изменения, возникающие в организме под влиянием конкретных условий труда на рабочем месте, являются основой для определения категории тяжести труда.

Различают четыре уровня воздействия факторов рабочей среды на человека, необходимые для их учета и нормирования [1]:

комфортная среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности оператора, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья;

относительно дискомфортная рабочая среда обеспечивает при воздействии в течение определенного интервала времени заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;

экстремальная рабочая среда приводит к снижению работоспособности оператора и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям или невозможности выполнения работы;

сверхэкстремальная среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений или невозможности выполнения работы.

Комплексную оценку факторов рабочей среды проводят на основе методики физиологической классификации тяжести работ [1, 5]. Таким образом, все выполняемые работы по тяжести подразделяют на шесть категорий тяжести труда.

 

К первой категории (I) относят работы, выполняемые в оптимальных условиях рабочей среды при благоприятной физической, умственной и нервно-эмоциональной нагрузке.

Ко второй категории(II)относят работы, выполняемые в условиях, при которых фактические уровни производственных факторов соответствуют предельно допустимым концентрациям по действующим санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

К третьей категории (III) относят работы, при которых вследствие не вполне благоприятных условий труда у работающего формируются реакции, характерные для пограничного состояния организма. При этом могут ухудшиться некоторые физиологические функции в процессе работы, особенно к концу рабочего дня — по сравнению с нормативным уровнем, что приводит к снижению производственных показателей.

К четвертой категории (IV)относят работы, при которых воздействие неблагоприятных (опасных и вредных) производственных факторов приводит к реакциям, характерным для более глубокого (предпатологического) пограничного состояния у практически здоровых людей. Большинство физиологических показателей при этом ухудшается, особенно в конце рабочих периодов; работоспособность и внимание поддерживаются только путем мобилизации дополнительных ресурсов (резервов) организма.

К пятой категории (V) относят работы, при которых в результате воздействия весьма неблагоприятных условий труда у работающих в конце рабочего периода (смены, недели) формируются реакции, характерные для патологического состояния организма у практически здоровых людей, не имеющих медицинских противопоказаний к таким работам. Это особенно заметно при высоком нервно-эмоциональном напряжении. Резко ухудшаются производственные показатели, возможны профессиональные заболевания.

К шестой категории (VI)относят работы, при которых подобные реакции возникают вскоре после начала трудового периода. Возможен высокий уровень профессиональной заболеваемости, повышается уровень производственного травматизма.

2. Методика расчета

Определение категории тяжести работ проводят в несколько этапов.

На первом этапе каждый из факторов рабочей среды , оценивают по шестибалльной шкале (табл. 1). С учетом количественной или качественной оценки фактора, приведенных в варианте задания.

На втором этапе проводят уточнение балла по каждому из действующих факторов с учетов фактического времени его воздействия на человека ( i – продолжительность действия какого-то фактора в минутах).

Если какой-либо из факторов действует менее 8 ч (т.е.

менее 480 минут), то его фактическая балльная оценка определяется по следующей формуле:

, (1)

где – удельный вес времени действия i-го фактора в общей продолжительности рабочего дня;

i – продолжительность действия i-го фактора, мин.

 

 

Таблица 1. Критерии для балльной оценки элементов условий труда

(факторов рабочей среды)

 

Наименование элемента условий труда, и единица измерения   Оценка элемента условий труда,балл
оценка нормальная оценка допустимая недопустимая; требуется рационализация оценка недопустимая; возможно требование о ликвидации такого рабочего места  
А. Санитарно-гигиенические
Температура воздуха на рабочем месте в помещении, ºС: теплый. период холодный. период     18…20 20…22 21…22 17 …19 23…28 15…16 29…32 7…14 33…35 ниже +7 > 35 –
Токсичное веще-ство, кратность превышения ПДК, раз ≤ 1 1,0…2,5 2,6…4,0 4,0…6,0 > 6
Промышленная пыль, кратность превышения ПДК, раз ≤ 1,0 1…5 6…10 11…30 > 30
Вибрация, превы вышение ПДУ, дБ ниже ПДУ на уровне ПДУ 1…3 4…6 7…9 > 9
Промышленный шум, превышение ПДУ, дБА < 1 равно ПДУ 1…5 5…10 > 10 > 10 (с виб-рацией)
Ультразвук, превышение ПДУ, дБ < 1 равно ПДУ 1…5 6…10 11…20 > 20
Интенсивность теплового излучения, Вт/м2 ≤ 140 141…1000 1001…1500 1501…2000 2001…2500 > 2500
Освещенность рабочей поверхности, Е, лк (в зависимости от размера объекта различения, мм) Норма, ЕН, и размер > 1,0 мм Норма, ЕН, и размер 0,3 – 1,0 мм Норма, ЕН, и размер < 0,3 мм   Ниже ЕН, (от < ЕН до 0,5 ЕН), и размер ≥ 0,5 мм Ниже ЕН,, (Е < 0,5 ЕН) и размер < 0,5 мм  
Коэффициент пульсации осве-щенности,КП,, % Ниже нормы КП КПН Равен норме   Выше нормы   Значительно выше нормы

 

 

Б. Психофизиологические
Физическая динамическая нагрузка, Дж: общая (х 105) региональная х 105   < 4,2 < 2,1   4,2…8,3 2,1…4,2   8,3…12 4,2…6,2   12 …17 6,2…8,3   17…20 8,3…10   > 20 > 10
Физическая статистическая нагрузка, Н · с: на одну руку х 104 на две руки х 104 на мышцы корпуса (х 104)   < 18 < 43 < 61   18…36 43…86 61…123   36 …70 86…144 123…210   39…70 144…220 210…300   > 97 > 220 > 300 – – –
Рабочее место (РМ),поза человекаи перемещение в пространстве РМ ста-ционарное, поза сво-бодная, масса перемещаемого груза до 5 кг РМ ста-ционарное, поза сво-бодная, масса перемещаемого груза свыше 5 кг РМ ста-ционарное, поза не-свободная, до 25% времени – в наклон-ном поло-жении до 30º. Масса перемещаемого груза до 5 кг РМ стационарное, поза вынужденная – до 50% рабочей смены РМ стационарное поза выну-жденная, неудобная – свыше 50% рабочей смены РМ ста-ционарное, поза вынужденная, наклоны под уг-лом до 60º до 300 раз за смену
Продолжительность непрерывной работы в течение суток, ч   ≤ 8 ≤ 12 > 12
Длительность сосредоточенного наблюдения, % (% от продолжи-тельности рабочей смены) < 25 25…≤50 50…75 75…90 > 90
Сменность Утренняя смена Две смены Три смены Нерегуляр-ные смены
Число важных объектов наблюдения (одновременно) 1 -2 До 5 До 10 > 10
Темп (число движений в час): мелких (пальцы) крупных (руки) < 360 < 250 360…720 250…500 721…1080 501…750 1081…3000 751…1600 > 3000 > 1600 – –

 

Число информационных сигналов в час < 75 75…175 176…300 > 300
Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходим техпроцесса в % от времени смены)   Менее 75   76-80   81-90   Более 90    
Монотонность действия: число приемов в операции длительность повторяющихся операций, с     —   —       6…10   31…100     3…5   20…30     3…5   10…19     2…1   5…9     2…1   1…4
Интеллектуальная нагрузка Решение простых альтернативных задач Решение сложных задач по алгоритму (по инструкции) Активный поиск информации при ее недостатке. Решение сложных и новых задач при наличии помех. Эвристическая (творческая) деятельность, рабо -та по созданию новой информации (изо-бретений и др.). Едино-личное руководство в сложных ситуациях  
Нервно-эмоциональнаянагрузка Простые действия по индивидуальному плану; не-большая ответственность за выполнение отдельных элементов заданий Простые действия по заданному плану с воз-можностью коррекции; благоприятный психологический климат Сложные действия по заданному плану с воз-можностью коррекции Сложные действия по заданному плану при дефиците времени.

Контакты с другими людьми.

Ответственность за безопас-ность людей.Личный риск при дефиците времени  
Режим труда и отдыха Обоснованный, с включением музыки и гимнастики (перерывы 7 % и более рабочего времени) Обоснованный, без включения музыки и гимнастики (перерывы от 3 до 7 % рабочего времени) Отсутствие обоснованного режима труда и отдыха, (дополнительные перерырывы до 3 % рабоче-го времени) Перерывы отсутствуют    

 

Исходные данные из варианта задания, элементы условий труда в баллах (из табл. 1) и результаты оценки тяжести фактора рабочей среды, необходимо заносить в таблицу 2.

Таблица 2. Форма для оценки удельной тяжести факторов

рабочей среды , необходимых при расчете

Оценка условий труда по напряженности трудового процесса является составной частью общей оценки условий труда на конкретном рабочем месте, проводимой при аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест – это система учета, анализа и комплексной оценки на рабочих местах всех факторов производственной среды: химических, биологических, виброакустических факторов, электромагнитных полей и неионизирующего излучения, работы с источниками ионизирующего излучения, микроклиматических условий, параметров освещенности рабочих мест, воздействия аэроионизации, содержания в воздухе рабочей зоны пылей и аэрозолей; тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работника в процессе трудовой деятельности. Аттестация проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии с [26] условия труда разделены на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (класс 1) – такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддер­жания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы про­изводст-венных факторов установлены для микроклиматических парамет­ров ифакторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприят­ные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качест­ве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (класс 2) характеризуются такими уров­нями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают уста­новленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные из­менения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (класс 3) характеризуются наличием вред­ных производственных факторов, превышающих гигиенические нормати­вы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и (или) его потомство.

Оценка напряженности условий труда в соответствии с [26 – 28] осуществляется по таблице 1 при оценке всех 19 показателей, независимо от профессии. При этом не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей. Если по характеру профессии какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами, отсутствует степень риска для собственной жизни), то по данному показателю в графе 3 таблицы 1 ставится класс 1 (оптимальный), а в графе 2 таблицы 1 ставится прочерк. При наличии показателя напряженности трудового процесса его оценка проводится в соответствии с таблицей 2. В графы 2 и 3 таблицы 1 вносится характеристика показателя в соответствии с критериями оценки напряженности трудового процесса и его оценка.

Итоговая оценка напряженности трудового процесса, проставляемая в последней строке таблицы 1, устанавливается следующим образом. По каждому из 19 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. Затем подсчитывается количество показателей в каждом классе условий труда. В зависимости от полученных значений по таблице 3 определяется общая оценка условий напряженности труда, т. е. устанавливается класс условий труда.

Результаты оценки напряженности трудового процесса оформляются протоколом, в котором указываются профессия, производство, дается краткое описание выполняемой работы, заполняется таблица 1 и производится итоговая оценка напряженности трудового процесса.

После выполнения оценки условий напряженности труда необходи­мо предложить мероприятия по их улучшению (при необходимости), экономическое обоснование.

Таблица 1 – Результаты оценки напряженности трудового процесса

Показатели напряженности трудового процесса Характеристика показателей в соответствии с гигиеническими крите-риями (см. таблицу 2)   Класс (степень условий труда)
1 Интеллектуальные нагрузки
1.1 Содержание работы    
1.2 Восприятие сигналов (информации) и их оценка    
1.3 Распределение функций по степени сложности задания    
Окончание таблицы 1
1.4 Характер выполняемой работы    
2 Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены)    
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы    
2.3 число производственных объектов одновременного наблюдения    
2.4 размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (процент времени смены)    
2.5 работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т. п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (процент времени смены)    
2.6 наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): – при буквенно-цифровом типе отображения информации – при графическом типе отображения    
2.7 нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов)    
2.8 нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)    
3 Эмоциональные нагрузки
3.1 степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибок    
3.2 степень риска для собственной жизни    
3.3 степень ответственности за безопасность других лиц    
4 Монотонность нагрузок
4.1 число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях    
4.2 продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций, с    
4.3 монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в процентах от времени смены)    
5 Режим работы
5.1 сменность работы    
Итоговая оценка напряженности трудового процесса
Количество показателей в каждом классе Итоговая оценка условий напряженности труда
Класс 1 Класс 2 Класс 3.1 Класс 3.2
           
             

Таблица 2 – Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Показатель напряженности трудового процесса   Класс условий труда
Оптимальный Допустимый Вредный
1 класс 2 класс 3 класс
1 степени 2 степени
1 Интеллектуальные нагрузки
1.1 Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, едино-личное руководство в сложных ситуациях
1.2 Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями.

Заключительная оценка фактических значений параметров

Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
1.3 Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам  
1.4 Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2 Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (процент от времени смены)   До 25 26–50 51–75 Более 75
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы До 75 76–175 176–300 Более 300

Продолжение таблицы 2  
 
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения До 5 6–10 11–25 Более 25
2.4 Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (процент времени смены) Более 5 мм –100 % 5–1,1 мм – более 50 %;   1–0,3 мм – до 50 %;   менее 0,3 мм – до 25 % 1–0,3 мм – более 50 %;   менее 0,3 мм – 25–50 % Менее 0,3 мм – более 50 %
2.5 Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т. п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (процент времени смены) До 25 26–50 51–75 Более 75
2.6 Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов за смену): – при буквенно-цифровом типе отображения информации – при графическом типе отображения информации   До 2     До 3   2–3     3–5   3–4     5–6   Более 4     Более 6
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов 100–90 %.

Помехи отсутствуют

Разборчивость слов и сигналов 90–70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов 70–50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) До 16 16–20 20–25 Более 25
Окончание таблицы 2  
 
3 Эмоциональные нагрузки  
3.1 Степень ответственности за результат собственной деятельности.

Значимость ошибки

Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т. п.) Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т. п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса, может возникнуть опасность для жизни  
3.2 Степень риска для собственной жизни Исключена     Вероятна  
3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена     Возможна  
4 Монотонность нагрузок  
4.1 Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях Более 10 9–6 5–3 Менее 3  
4.2 Продолжитель-ность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций   Более 100 100–25 24–10 Менее 10  
4.3 Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в процентах от времени смены) Менее 75 76–80 81–90 Более 90  
5 Режим работы  
5.1 Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа с ночной сменой, трехсменная работа (работа в ночную смену), суточные дежурства Работа только в ночное время  
                       

Таблица 3 – Результаты оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

admin

Добавить комментарий