Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность

Компетентность и компетенция: понятие и сущность

 

Компетентностное образование — проблема, которая на сегодняшний день остается сверхактуальной, однако недостаточно исследованной. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции, хотя уже можно говорить о складывающейся концепции компетенции.

В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются неоднозначно. До последнего времени ни в философском, ни в психологическом, ни в педагогическом полных и кратких словарях толкование терминов «компетентность» и «компетенция» не было обнаружено. Это свидетельствует о том, что компетентность специалиста приобретает актуальность в исследовании проблем в современном психолого-педагогическом контексте. В 1998 году О.Е. Ломакина в своем исследовании «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков» провела дефиницию этих терминов, что во многом прояснило теорию вопроса.

И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов считают, что понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. При этом И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов условно отделяют профессиональную компетентность от других личностных образований: усвоение знаний (накопление информационного фонда) они считают не столько самоцелью, сколько необходимым условием для выработки «знаний в действии», то есть умений и навыков как главного критерия профессиональной готовности. В связи с этим в исследовании возникает необходимость провести анализ данных терминов с позиций их использования в теории и методике профессионального образования.

Анализ обсуждаемого понятия мы начали с изучения его лингвистического толкования. Так, понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo — совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словаре трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность». Практически все составители словарей проводят разграничение категорий «компетентность» и «компетенция».

Английское слово «competence» обозначает квалифицированность, способность, годность и компетентность.

В различных отраслях психолого-педагогического знания термин «компетентность» трактуется с разных позиций.

В психологии преобладает точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А.Л. Журавлев, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.). Л.М. Митина трактует это понятие как «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей». Л.М. Митина считает, что компетентность является интегральной характеристикой конкурентоспособной личности. По ее мнению, понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Данное определение дало автору возможность представить в структуре компетентности конкурентоспособной личности две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления делового общения).

В трудах педагогов (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, В.В.Трунаев) уровень компетентности рассматривается как система знаний в противовес понятию профессионального уровня, понимаемого как степень сформированное умений и навыков.

Дж. Равенн рассматривает компетентность как совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельности. При этом предполагается, что наиболее важную роль при определении компетентности играет именно ценность деятельности для субъекта. Для ее оценки предполагается вначале измерять ценность деятельности и лишь затем — совокупность внутренних средств, с помощью которых субъект достигает определенного результата в данной деятельности.

В.М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний.

B.C. Безрукова под компетентностью понимает владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения.

В.А. Демин дает свое определение компетентности: «компетентность -это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях». Ученый выделяет особо общекультурную компетентность как основу профессиональной компетентности, считая, что основными направлениями общекультурной компетентности обучающегося при личностно-ориентированном подходе являются личностные потенциалы.

Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает понятие «компетенция», которое происходит от латинского слова competere и обозначает квалификацию и пригодность в какой-то должности.

Авторы П. Вейлл, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, представляют компетентность как способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстро меняющихся требований внешней среды; интегральным понятием, в котором могут быть выделены несколько уровней.

Поскольку данное исследование предполагает уточнение понятий «компетентность» и «компетенция», следует проделать также лингвистический анализ последнего. Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией — кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) — компетентный, правомочный. Competens (лат.) -соответствующий, способный. Competere — требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) — способность (компетенция).

Определения компетентности сходны и дублируют друг друга, в то время как для «компетенции» нет единого толкования, это понятие трактуется как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями», «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен». Можно найти такие определения «компетенции» как «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитарностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений», «личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать, благодаря наличию определенных знаний, навыков».

Толковый словарь СИ. Ожегова определяет термин «компетенция» как:

Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Круг чьих-то полномочий, прав.

Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д.Н. Ушакова дает следующее определение слова компетенция: Компетенция — (латин. competential) (книжн.)

Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений.

При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Следовательно, компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой деятельности.

Таким образом, общей для всех попыток дать определение компетенции является понимание ее как способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы. При этом должны взаимодействовать когнитивные и аффективные навыки, наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностными установками. Слаженное взаимодействие этого множества частных аспектов приводит нас к комплексному пониманию компетенции, которое проявляется в контексте условий и требований, как внешних, так и внутренних.

В современной дидактике под «компетенцией» также понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, приобретенные благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.

Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова и В.М. Шепель считают, что профессиональная компетентность -одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются: профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех.

Поскольку понятие компетенции связано с профессиональной деятельностью, в педагогической литературе активно употребляется понятие «ключевые компетенции». В большинстве публикаций «ключевые профессиональные компетенции» рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей.

Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными и применимыми в разных ситуациях. На вопрос, какие компетенции следует рассматривать в качестве ключевых, невозможно дать однозначный ответ, этот вопрос подлежит общественному обсуждению.

Актуально значимыми являются рекомендации Совета Европы по определению пяти групп ключевых компетенций, овладение которыми и выступает основным критерием качества образования:

Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов.

Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружать» молодежь такими межкультурными компетенциями, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий.

Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К такой группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение.

Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Архиважной задачей современной педагогической теории и практики является овладение ключевыми профессиональными компетенциями. Анализ имеющихся и проектируемых ключевых компетенций позволяет определить индивидуальные образовательные стратегии, выбрать адекватные технологии обучения, определить механизмы внутреннего и внешнего оценивания как студента, так и преподавателя. Образовательным результатом при таком подходе выступает комплекс ключевых компетенций, отражающих личностно-профессиональное развитие.

М.С. Каган считает, что при характеристике ключевых компетенций важным является учет пяти основных потенциалов, которыми должна владеть личность. Это познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, задающие направленность процессу развития личности.

Как показал дефиниционный анализ О.Е. Ломакиной, «компетенция» является производным понятием от «компетентности» и, на взгляд ученого, обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, в то время как «компетентность» — семантически первичная категория и представляет их интериоризированную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий знаниевый «багаж» человека.

Однако, термин «компетенция» давно используется в лингвистике и методике преподавания иностранного языка. Он был введен Н. Хомским в 1965 г., точнее, возвращен в понятийный аппарат лингвистики, так как еще раньше встречался в работах В. Гумбольдта и других языковедов, в связи с исследованием проблем генеративной грамматики. Сначала этот термин обозначал способность, необходимую для выполнения преимущественно языковой деятельности в родном языке. Поэтому неслучайно лингвисты чаще говорят о соответствующей компетенции, принадлежащей языковой личности, психологи ведут речь о компетентности как о психологическом новообразовании личности.

Термин «языковая личность» широко используется в лингвистической и психолого-педагогической литературе и означает «человека как носителя языка, порождающего и воспринимающего речь, обладающего «языковой компетенцией», носителя общепринятой языковой нормы, стремящегося к ее сохранению и постоянно воздействующего на нее, проявляя креативные способности».

В своей статье «Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций» М.К. Кабардов и Е.В. Арцишевская под компетенцией подразумевают «характеристики поведения, доминирующую форму активности личности, сформированность соответствующих навыков и умений, степень владения, например языком и речью».

На основании изучения принципов системного представления о компетентности и компетенции, а также на основании концепции А.И. Мищенко, возможно предложить следующие модели компетентности и компетенции:

Таким образом, становится очевидным, что компетентность предполагает способность к анализу, планированию и прогнозу. Она включает в себя также элементы теоретического уровня знаний: знание теории актуализации личности, теории развивающего обучения, мотивации, теории отбора содержания обучения.

Достигнув уровня компетентности, преподаватель поднимается на следующую ступень профессионализма: он способен ее реализовать на уровне компетенции.

Компетенция в данном случае рассматривается как наделение правом реализовать свою компетентность.

В категориях философии такое соотношение понятий как «компетентность» и «компетенция» выглядит как диалектика категорий возможного и действительного. Компетенция предполагает действительное, в то время как компетентность предполагает лишь возможное в педагогическом действии.

 

АВТОР: Фоменко Н.А.

 

Как повысить компетентность персонала

(Практический опыт)

Процесс «Управление человеческими ресурсами» состоит из приема персонала на работу, определения компетентности и опыта специалистов, обучения (повышения квалификации), оценки результатов обучения, перевода сотрудников на другую работу, мотивации производственной деятельности.

Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом. Организация должна определить необходимую компетенцию персонала. В энциклопедическом словаре компетенция определяется «как круг полномочий кого-либо, учреждения или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает знаниями, опытом».

Круг полномочий для каждого специалиста определен в компании должностной инструкцией, а глубина знаний и опыт инженерно-технического работника (ИТР) уточняется при проведении мероприятий, перечисленных на схеме.

При приеме на работу специалист кроме сообщения обычных сведений (фамилия, имя, отчество, стаж работы и т.д.) отвечает на вопросы, определяющие его компетентность в соответствии с полученным образованием.

От претендента не требуют полных ответов на вопросы. В специальном бланке, содержащем перечисленные выше вопросы, в графе «ответ» представитель компании, ведущий беседу со специалистом, ставит плюс или минус. Большое число минусов вовсе не означает, что специалисту откажут в приеме на работу. Если он произвел благоприятное впечатление, ему предложат позаниматься самостоятельно по специальной программе и сдать экзамен в установленный руководством срок.

Нельзя сказать, что появление такой программы вызвало восторг у работающих. Но для подготовки к сдаче экзамена по этой программе были закуплены и собраны из личных библиотек учебники, приобретены стандарты. Через шесть месяцев по специально разработанным отделом качества экзаменационным билетам ИТР сдали экзамен (при составлении билетов учитывалась специфика деятельности каждого специалиста). Экзамен проходил в форме беседы, в ходе которой предлагалось решить производственные задачи.

В компании постоянно повышалась квалификация ИТР: 18 сотрудников прошли обучение по 78- и 105-часовым программам, разработанным специалистами отдела качества холдинга по направлениям «Внутренний аудит», «Управление системой менеджмента качества».

Для учета вклада каждого сотрудника в достижение целей в области качества и четкого планирования работ, связанных с созданием системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001, введены индивидуальные ежемесячные планы работ для всех ИТР, включая заместителя директора по организации эксплуатации и ремонту оборудования, технического директора, главного инженера. Планы составляются исполнителями и утверждаются руководителями подразделений, служб или директором предприятия. Мастера, начальники смен и начальник цеха работают по планам работ, составляемым на квартал.

Выполнение индивидуальных планов контролируется утвердившими их руководителями и учитывается при премировании сотрудников и их аттестации. О выполнении планов руководители сообщают на еженедельно проводимых днях качества.

Аттестация специалистов проводится комиссией, назначаемой директором компании, один раз в три года (кроме случаев, связанных с профессиональной непригодностью сотрудника или конфликтной ситуацией). Процедура аттестации общеизвестна и описана в рабочей инструкции. Аттестационная комиссия решает вопрос об изменении или сохранении должностного статуса сотрудника.

О необходимости и важности деятельности персонала в области качества директор предприятия напоминал на оперативных совещаниях, днях качества, на которых намечалось и оценивалось выполнение конкретных мероприятий, направленных на улучшение функционирования СМК. Дни качества являются действенной формой организационной работы. Практически на всех днях качества присутствовал директор предприятия. Дни качества начинались точно в назначенное время, продолжались не более двух часов. Проект решения готовился заранее, решения дня качества оформлялись протоколами. Каждый день качества начинался с проверки выполнения решений, принятых на предыдущем заседании.

Сложнее обстояло дело с подготовкой рабочих к внедрению СМК, соответствующей требованиям МС ИСО 9001. Был использован традиционный подход – разъяснение основных положений международного стандарта на всех этапах деятельности рабочих. Так при приеме на работу инспектор по кадрам рассказывал о политике и целях организации в области качества, о роли поступающего на работу в той коллективной деятельности, которая проводится в организации. Персонал компании может ознакомиться с информацией о качестве выпускаемой продукции, анализе производственных ситуаций с применением статистических методов, об основных положениях стандарта ИСО 9001 на многочисленных стендах.

При стажировке на рабочем месте рабочие знакомятся со специально подготовленной инженерами и отделом качества компании памяткой-брошюрой, в которой рассказано об истории предприятия, основных производственных участках, технологических процессах, организации контроля продукции и мероприятиях, проводимых инженерами по управлению качеством продукции.

Еженедельно проводили разъяснительные беседы в рабочих бригадах трех смен о сущности процессного подхода и основных положениях менеджмента качества.

Через несколько месяцев обучения членам рабочей бригады предложили письменно ответить на вопросы небольшой анкеты.

Непосредственно перед сертификационным аудитом СМК по просьбе рабочих каждому из них была выдана листовка, в которой разъяснялись политика и цели в области качества, а также перечислялись цеховые мероприятия по реализации целей, приводилось определение СМК и аудита системы.

Язык листовки был прост, чтобы рабочие могли пересказать ее содержание. Во время подготовки к сертификации ежемесячно проводились рабочие собрания с участием руководства предприятия.

К сожалению, не все сотрудники выдержали напряженную работу по выполнению требований стандарта ИСО 9001: предприятие покинули по собственному желанию главный технолог и инженер по подготовке производства.

Когда к отдельным исполнителям стали предъявлять требования. сформулированные в стандарте ИСО 9001, они им показались жесткими и захотелось привычно спрятаться за надежное понятие «коллектив» и, по возможности, уклониться от их выполнения.

После получения сертификата директор предприятия приступил к выполнению мероприятий по реализации целей в области качества и увеличил зарплату всем работающим на 10%.

(Из журнала ММК 1-2004)



Похожие документы:

  1. Как повысить эффективность прохождения студентами производственной практики?

    Документ

    Как известно, в системе высшего образования важное значение имеет наличие достаточных условий для прохождения студентами производственной практики. В период плановой экономики России проблемы организации практики студентов на предприятиях,

  2. Как мы уйдем из нищеты и маразма эскиз политики ответственного правительства России

    Реферат

    Автор благодарен за материалы и ценные замечания В.Аристархову; А.Белоусову; К.Бендукидзе, С.Глазьеву, Л.Григорьеву, С.Караганову, Я.Кузьминову, А.Лаврову, А.

  3. Оплата труда как фактор мотивации персонала на предприятии Введение

    Документ

    Каковы бы ни были взгляды на трудовую мотивацию, невозможно отрицать, что компенсация (оплата труда) играет исключительно важную роль в привлечении, мотивировании и сохранении в адекватности рабочей силы.

  4. Как выбирать своих людей рут  Миншулл как выбирать своих людей

    Документ

    Я не знаю чем были заняты ваши мысли, когда вы были подростком; но я была всецело поглощена попытками одержать верх в ссорах с моими старшими братьями.

  5. Самооценка личности как основа компетентности руководителя

    Документ

    Самооценка – представление человека о себе (или образ самого себя), совокупность его мнений о своем характере, внешности, своих способностях и недостатках, своем месте в социуме и своем влиянии на окружающих.

Другие похожие документы..

компетентность Профессиональная

совокупность профессиональных знаний, умений, а также владение способами выполнения профессиональной деятельности [24, c. 62].

Оцените определение:

Профессиональная компетентность

это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности.

Оцените определение:

Профессиональная компетентность

уровень сформированности общих (социальных), и ключевых профессиональных и специальных компетенций, который является основанием для определения уровня квалификации работника

Оцените определение:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования.

Оцените определение:

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации. Оценка профессиональной компетенции проводится многими фирмами по специально разработанным программам. С этой целью применяются биографический метод, интервью, тестирование, групповые методы оценки персонала, психодиагностические методики.

Оцените определение:

Профессиональная компетентность

умения применять свои знания и умения на практике, используя при этом все свои умственные, психологические и даже физические возможности. Она включает в себя: специальную компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению профессионально-производственных заданий; умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельного приобретения новых знаний и умений), социальную компетентность (способность к групповой и коллективной деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты труда). Профессиональная компетентность – это еще и свойство личности, обеспечивающее высокий уровень саморазвития, переход от «неосознанной компетенции» к «осознанной некомпетентности».

Оцените определение:

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

важная составляющая и показатель высокого уровня профессионализма. К.п.

включает знания и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также качества личности, дающие возможность человеку действовать ответственно и самостоятельно.

К.п. проявляется в успешном решении определенного класса профессиональных задач, что лежит в основе различных видов компетентности (социально-перцептивная, коммуникативная, организационная и т д.).

Межпрофессиональная компетентность состоит во владении знаниями и качествами личности (способность к планированию, мотивация достижения, гибкое профессиональное мышление, способность к проектированию профессиональной деятельности, профессиональная обучаемость), необходимыми для выполнения ряда профессий.

Оцените определение:

Компетентность профессиональная

характеристика личности, определяющая способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры. Ее содержание включает совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей: — Компетентности ключевые,  необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в современном мире. Проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации; коммуникации, в том числе на иностранном языке; социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. — Компетентности базовые,  отражающие специфику определенной профессиональной деятельности (управленческой, инженерной, педагогической, медицинской и т. д.). — Компетентности специальные,  отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Их можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в конкретной области профессиональной деятельности (например, в военной).

Оцените определение:

Дороничева Е.В.

В жизни человека общение играет важнейшую роль, так как позволяет человеку нормально развиваться и адаптироваться к жизни в социуме. Поэтому так важно изучать особенности общения на различных этапах развития человека. Мы считаем, что самым важным этапом развития навыков общения является старший школьный возраст. Значение процесса общения в старшем школьном возрасте трудно переоценить. От того, насколько эффективно будет складываться процесс общения со сверстниками, будет зависеть дальнейшее формирование личности старшеклассника. [2]

Феномен коммуникативной компетентности достаточно широко представ лен в психолого-педагогической литературе А. А. Бодалев, С. Л. Браченко, Ю. М. Жуков, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Кудрявцева, Н. В. Кузьмина, О. В. Крючкова, В. А. Лабунская, А. В. Мудрик, Л. А. Петровская, Е. В. Руденский, Г. С. Трофи мова, Ю. Л. Ханин и др.

Согласно определениям о компетентности из психологических трудов: коммуникативная компетентность — совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения и формируется не только в результате приобретения практического опыта взаимодействия с другими людьми, но и в процессе обучения [3]

Перечислим составляющие коммуникативной компетентности личности: знание норм и правил общения, высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию, понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик, умение убеждать собеседника, способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера, выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от такой оценки, способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.[5]

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Низкий уровень коммуникативной компетентности приводит к снижению учебной успешности, хуже протекает адаптация старшеклассника в новых коллективах, снижается эмоциональное благополучие.

Можно выделить несколько причин снижения уровня коммуникативной компетентности старшеклассников:

  1. Школьники в последнее время часто прибегают к общению в сети, некоторые полностью его заменяют на реальное взаимодействие со сверстниками. Общаясь «онлайн» они порой забывают о стараются сократить и упростить свою речь. Теряют свои индивидуальность и уникальность. Так же очень сложно выразить свои эмоции в общении.

    Часто юноши употребляют ненормативную лексику, забывают об уважении собеседника и правилах этикета.

  2. Снижение интереса к чтению приводит к общей безграмотности. Чтение положительно влияет на культуру речи школьников. Они перестают употреблять в речи ряд языковых оборотов, эпитетов, парафраз…Все это так же негативно влияет на уровень коммуникативной компетентности.

  3. Низкий уровень общения в семье. Эта проблема так же актуальна и влияет на общение подростков. Современные родители вынуждены много времени проводить на работе или же занимаясь своими делами не обращая внимания на важный аспект общения с ребенком. А где, как не в семье закладываются правила и нормы общения?!

  4. В учебном процессе очень плотно закрепилась методика тестирования в качестве проверки знаний. Предлагая, выбрать школьнику уже готовый вариант мы лишаем его возможности поразмыслить, выдвинуть свою точку зрения и озвучить ее.

  5. Так же есть ряд психологических причин снижение уровня общения. Это наличие личностных барьеров, низкий уровень эмоциональной регуляции, психофизические нарушения, темперамент, застенчивость, наличие стереотипов и многое другое.

Мы выделили лишь несколько причин уровня снижения коммуникативной компетентности старшеклассников. Решив данные проблемы в воспитательном и образовательном процессе мы повысим уровень коммуникации среди подростков и юношей, что будет очень значимым фактором в формировании разносторонней личности. В подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности. И у отечественных и зарубежных исследованиях в процессе обсуждения проблем общения, выявляются многие общие черты. Одной из них является признание того, что общение играет важную роль в формировании личности.

1. Батаршев, А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности -Талинн, 2010. — 189 с.

2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности — М.: Воронеж, 2005. — 138с.

3. Давыдов, В.В., Запорожец, А.В. Психологический словарь / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР- М.: Педагогика, 2013. — 148с.

4. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психологии детей /И.В. Дубровина — Москва: Просвещение, 2009. — 182 с.

5. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания — М., Пед. Об-во России, 2011. — 320 с.


admin

Добавить комментарий