Дисквалификация это административное наказание

Дисквалификация это административное наказание

Статья 3.11. Дисквалификация

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 413-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся , к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 413-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )


Ст. 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация

Дисквалификация должностных лиц

В последнее время административное наказание в виде дисквалификации получило широкое применение. Что же такое дисквалификация и чем она грозит? Ответы на этот и многие другие вопросы вы найдете в статье.

Дисквалификация как вид административной ответственности

Что такое административная ответственность? Это вид юридической ответственности, которую применяют к лицу, совершившему правонарушение. Основанием для административной ответственности является наличие административного правонарушения, которое согласно ст. 2.1 КоАП РФ является противоправным виновным действием (бездействием) физического или юридического лица.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Кроме граждан и организаций к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. Его ответственность наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.

Кто относится к должностным лицам применительно к административным правонарушениям, определено в ст. 2.4 КоАП РФ. Это руководители, главные бухгалтеры (бухгалтеры), индивидуальные предприниматели и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (независимо от формы собственности).

К должностным лицам применяют различные виды административных наказаний, но наиболее серьезным является дисквалификация. Этот вид ответственности впервые был предусмотрен в новом КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г.

Что такое дисквалификация?

Определение дисквалификации приводится в ст. 3.11 КоАП РФ — это лишение физического лица следующих прав:

  • занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет);
  • вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
  • осуществлять управление юридическим лицом.

Основания дисквалификации

Перечень нарушений, за которые можно дисквалифицировать, приведен в таблице на с. 133.

Таблица

Причина дисквалификации Основание
Нарушение законодательства о труде и охране
труда лицом, ранее подвергнутым
административному наказанию за аналогичное
административное правонарушение
Часть 2 ст. 5.27
КоАП РФ
Незаконные действия по получению и (или)
распространению информации, составляющей
кредитную историю
Статья 5.53 КоАП
РФ
Фиктивное или преднамеренное банкротство.
Речь идет о заведомо ложном объявлении
руководителем организации о
несостоятельности, в том числе его обращение
в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о
признании банкротом при наличии у него
возможности удовлетворить требования
кредиторов в полном объеме. Наказание также
предусмотрено за умышленное создание или
увеличение неплатежеспособности
Статья 14.12 КоАП
РФ
Неправомерные действия при банкротстве.
Предусмотрены различные составы
правонарушения, например сокрытие имущества
или имущественных обязательств, неисполнение
обязанности по подаче заявления о признании
юридического лица банкротом в арбитражный суд
и др.
Статья 14.13 КоАП
РФ
Представление в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических лиц,
документов, содержащих заведомо ложные
сведения
Часть 4 ст. 14.25
КоАП РФ
Заключение ограничивающего конкуренцию
соглашения или осуществление ограничивающих
конкуренцию согласованных действий
Статья 14.32 КоАП
РФ
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во
введении в оборот товара с незаконным
использованием результатов интеллектуальной
деятельности и приравненных к ним средств
индивидуализации юридического лица, средств
индивидуализации продукции, работ, услуг
Статья 14.33 КоАП
РФ
Невыполнение в срок законного предписания
(постановления, представления, решения)
органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор
Статья 19.5 КоАП
РФ
Незаконные действия по получению или
представлению кредитного отчета либо
информации, составляющей кредитную историю и
входящей в кредитный отчет
Статья 14.29 КоАП
РФ

Рассмотрим подробно ст.

5.27 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Что считать аналогичным нарушением, за которое можно дисквалифицировать? КоАП РФ не раскрывает это понятие. Например, представители трудовой инспекции могут посчитать аналогичными такие нарушения, как неоплата листков нетрудоспособности и отсутствие трудового договора с совместителем.

Однако судьи не поддерживают контролеров. Об этом свидетельствует Постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1. Судьи сослались на п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В нем сказано, что под аналогичным правонарушением (в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее — при увольнении другого работника.

Описание процедуры

Для назначения наказания в виде дисквалификации необходимо соблюсти определенные правила.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например, протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.

Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении

Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.

Решение суда о дисквалификации

Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только суд. Об этом говорится в ст. 3.11 КоАП РФ.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Примечание. Что считать длящимся нарушением

В ч. 3 ст.

4.5 КоАП РФ указано, что должностное лицо могут дисквалифицировать не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения. Например, в случае нарушения законодательства о труде и охране труда длящимся нарушением считается непрерывное осуществление единого состава противоправного деяния. Например, невыплата компенсации за неиспользованный отпуск сопряжена с длительным невыполнением организацией возложенных на нее обязанностей, следовательно, такое нарушение является длящимся. Исполнение этой обязанности работодателем прекращает правонарушение.

Исполнение решения суда о дисквалификации

Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом. Об этом говорится в п. 8 ст. 83 Трудового кодекса. Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления. Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно ч. 1 ст. 14.23 Кодекса об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц

Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ компания, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. Такая возможность появилась с 1 апреля 2007 г. (Приказ МВД России от 22.11.2006 N 957). Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в 1 МРОТ (100 руб.). Так сказано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц.

Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание — ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Какие сведения хранятся в реестре

Реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации должностных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации.

После внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице в десятидневный срок управление МВД направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В частности, в Федеральную инспекцию труда, органы внутренних дел (милицию), Федеральную налоговую службу.

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса.

Информация из реестра поможет избежать неблагоприятных налоговых последствий

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, будет важна всем организациям как для проверки своих потенциальных руководителей, так и для руководителей организаций-контрагентов. И дело не только в штрафных санкциях, установленных КоАП РФ. В случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, подписанных генеральными директорами, срок дисквалификации которых не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС. Поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом.

Налоговые органы могут усомниться в достоверности данных компаний и отказать в обоснованности расходов по налогу на прибыль. В обоих случаях то, что налогоплательщик не проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, будет аргументом налоговых органов в суде. Кроме того, сделки могут быть признаны недействительными в связи с подписанием неуполномоченным лицом. Последствия таких действий могут быть крайне неблагоприятными.

Р.Е.Дозоров

Юрист-эксперт по налогам

консалтинговая группа

«Родичев и партнеры»

См. Лекция 2.

Самый строгий вид юридической ответственности медицинских работников – это уголовная ответственность.

Основанием для уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом (УК) РФ под угрозой наказания. Термин «деяние» предусматривает как активный (действие), так и пассивный (бездействие) способ совершения преступления. Наиболее опасны умышленные преступления, направленные на причинение вреда жизни и здоровью.

В составе преступления традиционно выделяют следующие четыре признака:

объект — это то благо, тот общественный интерес, которые защищаются (например, жизнь и здоровье человека);

объективная сторона – это совокупность внешних черт преступления: деяние; причинно-следственная связь; время, место, обстановка и другие детализирующие данные;

субъект – физическое лицо, которое совершает преступление (для целей настоящей статьи – во всех случаях это будет медицинский работник);

субъективная сторона характеризуется виной, мотивом и целью. Вина лица может быть в виде умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (преступное легкомыслие или преступная небрежность).

Вина медицинских (фармацевтических) работников.

Как уже было сказано выше, субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Прямой умысел — это такой вид вины, при котором лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Косвенный умысел — это такой вид вины, при котором лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и, хотя и не желало их, но допускало либо относилось к ним безразлично.

Нередко в средствах массовой информации употребляются такие словосочетания как «преступное легкомыслие» и «преступная небрежность». Что же это такое с точки зрения законодательства?

Преступное легкомыслие – лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но не желает их наступления, и без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Преступная небрежность – лицо не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Уголовная ответственность возникает только, если присутствуют все вышеуказанные четыре признака в действии/бездействии лица (состав преступления). Если хотя бы один элемент отсутствует, то уголовная ответственность не возникает.

Важно также отметить, что уголовная ответственность наступает только за правонарушения, которые прямо предусмотрены Уголовным кодексом. Если лицо совершило действие/бездействие, которое не указано в Уголовном кодексе, то привлечь его к уголовной ответственности не возможно.

Нарушения, которые могут повлечь уголовную ответственность.

Уголовный кодекс предусматривает достаточно широкий перечень оснований, при которых может возникнуть ответственность медицинского работника.

Так согласно действующему Уголовному кодексу следующие действия/бездействия медицинского работника могут привести к его уголовной ответственности:

Преступления против жизни и здоровья

причинение смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ);

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ);

умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ);

умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ);

причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (статья 118 УК РФ);

принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (статья 120 УК РФ);

заражение ВИЧ-инфекцией (статья 122 УК РФ);

незаконное проведение искусственного прерывания беременности (статья 123 УК РФ);

неоказание помощи больному (статья 124 УК РФ);

оставление в опасности (статья 125 УК РФ).

Преступления против свободы, чести и достоинства личности незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (статья 128 УК РФ).

Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ).

Преступления против семьи и несовершеннолетних

Ø подмена ребенка (статья 153 УК РФ).

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности:

Ø незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 228 УК РФ);

Ø хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 229) УК РФ;

Ø незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233 УК РФ);

Ø незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (статья 234 УК РФ);

Ø незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности (статья 235 УК РФ);

Ø нарушение санитарно-эпидемиологических правил (статья 236 УК РФ);

Ø сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (статья 237 УК РФ).

Ø производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (статья 238 УК РФ).

Экологические преступления:

нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (статья 248 УК РФ).

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ);

превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

получение взятки (статья 290 УК РФ);

служебный подлог (статья 292 УК РФ);

халатность (статья 293 УК РФ).

Как видно из вышеизложенного, действующее законодательство предусматривает очень широкий перечень правонарушений, за которые может быть предусмотрена уголовная ответственность медицинских и фармацевтических работников.

Более того выше означенный список преступлений был не полон и не содержал ряд составов, которые могут быть применены к работникам медицинской организации.

Меры уголовного наказания

Мера уголовного наказания за совершения преступления может быть разной – от денежного штрафа до лишения свободы.

Перечень предусмотренных мер уголовного наказания можно суммировать следующим образом:

Ø штраф (например, за неоказание помощи больному);

Ø лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации);

Ø обязательные работы (например, за незаконную выдачу рецептов);

Ø исправительные работы (например, вследствие халатности);

Ø ограничение свободы (например, за незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности);

Ø принудительные работы (например, за незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях);

Ø арест (например, вследствие халатности);

Ø лишение свободы (например, за причинение смерти по неосторожности).

Размер наказания зависит от конкретного состава преступления, наличия смягчающих или отягчающих признаков.

В определенных случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом, возможно наложение несколько мер уголовного наказания одновременно.

 

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒



 

Одним из видов административного наказания является дисквалификация.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Правом назначать данный вид административного наказания, который применяется только в качестве основного, обладают исключительно судьи.

Наказание в виде дисквалификации предусмотрено достаточно широким перечнем статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, дисквалификация может быть назначена за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ); незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53 КоАП РФ); нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 5.63 КоАП РФ); нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним (ст. 6.18 КоАП РФ); нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (ст. 7.23.1 КоАП РФ); нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ); ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9 КоАП РФ); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст.

14.12 КоАП РФ); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ); незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29 КоАП РФ) и другие правонарушения.

В целях учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу судебных постановлений о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах Федеральной налоговой службой ведется реестр дисквалифицированных лиц.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, могут быть предоставлены заинтересованным лицам за плату в размере 100 рублей.

 

По материалам, предоставленным управлением правовой статистики прокуратуры Пензенской области.

Все вопросы

Главная » Юристу » Дисквалификация как административное наказание


Дисквалификация как административное наказание



Вернуться назад на Административные наказания

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении компетентными органами административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Под административным правонарушением понимается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из видов административного наказания, предусмотренного КоАП РФ, является дисквалификация. Данный вид наказания является новым в Российском административном праве и применяется.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Данный вид административного наказания применяется к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права лица на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности за грубое или неоднократное злоупотреблением указанным правом и обеспечивает применение меры административной ответственности, соразмерной совершенному правонарушению и личности правонарушителя. Дисквалификация может устанавливаться только в качестве основного административного наказания на срок от шести месяцев до трех лет.

За административные правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения, данное наказание может быть назначено только судом.

Административное наказание в виде дисквалификации исполняется незамедлительно лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

Решение суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, является безусловным основанием для прекращения действия договора с дисквалифицированным лицом на осуществление деятельности по управлению организацией. Неисполнение лицом, уполномоченным прекратить договор с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом и самим лицом, подвергнутым дисквалификации, решения о дисквалификации может повлечь наложение административного штрафа согласно ст. 14.23 КоАП РФ. Так, ч. 1 указанной нормы предусматривает наложение административного штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом. Причем, в данном случае не имеет значения, продолжает ли правонарушитель управлять тем же юридическим лицом, где им было совершено правонарушение, повлекшее дисквалификацию, или же он осуществляет управленческие функции в другой организации. В соответствии с ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом, а также за неприменение последствий его действия может быть подвергнуто административному штрафу в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Угроза привлечения к административной ответственности не единственное неблагоприятное последствие для субъектов, злостно уклоняющихся от исполнения решения о дисквалификации. Согласно ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда, а равно за воспрепятствование их к исполнению к уголовной ответственности может быть привлечено не только дисквалифицированное лицо, но и лицо, уполномоченное заключать либо расторгать договор на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом.

Согласно Постановлению Правительства РФ «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» № 483 формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц возложено на Министерство внутренних дел РФ. Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу решений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Копии указанных решений направляются вынесшими их судами в уполномоченный федеральный или территориальный орган.

Должностные лица Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю (далее – Управление) наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих. Реализуя данные полномочия, Управлением составляется протокол об административном правонарушении и направляется заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности в Арбитражный суд.

Арбитражным судом Алтайского края (далее – суд) по заявлениям Управления за неоднократное неисполнение арбитражными управляющими обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве) были дисквалифицированы одиннадцать арбитражных управляющих.

Управлением было направлено заявление в Арбитражный суд г. Москвы о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ арбитражного управляющего «Л.», который, будучи дисквалифицированным, осуществлял полномочия конкурсного управляющего предприятия-банкрота.

Также имеются случаи, когда арбитражный управляющий уже дисквалифицирован, а на него продолжают поступать жалобы, содержащие информацию о нарушениях законодательства о банкротстве на иных предприятиях-банкротах в период его деятельности до момента дисквалификации. Так, например, судом был дисквалифицирован один из арбитражных управляющих, затем на него поступила жалоба уполномоченного органа, Управлением проведена проверка, составлен протокол об административном правонарушении, заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности направлено в арбитражный суд, по результатам рассмотрения которого арбитражный управляющий был привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа.

Состав преступления
Судебная власть
Мировое соглашение

Назад | | Вверх





©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

admin

Добавить комментарий