Функции государственного управления

Функции государственного управления

Понятие и сущность государственного и муниципального управления.

Стремление понять социальное явление, тем более масштабное, сложное и социально значимое, как государственное управление, обязывает обратиться к его природе и сущности, истокам и эволюции управления и государства.

Управление — целенаправленное воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.

Управление — процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

Управление “старше” государства.

Оно возникает, когда появляется социальная потребность в нем. Поэтому генезис управления в социальных общностях можно понимать как исторически вычлененный из групповой совместной деятельности вид труда.

Государственное управление — социальный феномен политически организованной цивилизации. Оно неразрывно связано с эволюцией индустриального общества, является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства.

Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Общественная обусловленность государственного управления вытекает из сложности организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан.

Его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой — от места и роли государства в обществе, взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств.

Природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах общества путем согласовывания требований и форм деятельности, где государственный аппарат выступает механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Система государственного управления включает:

1) организационные структуры государственного аппарата (государственные органы),

2) систему государственной бюрократии (персонал государственной службы),

3) совокупность реализуемых функций,

4) используемый комплекс методов, средств и ресурсов,

5) прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления,

6) необходимые информационные потоки и документооборот.

Процесс государственного управления — сознательная и целенаправленная деятельность, связанная с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированная юридическими нормами.

Место и роль государственного управления определяются следующими характеристиками (признаками):

1. Государственное управление — это исполнительно распорядительная деятельность, направленная на исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, Правительства РФ, законов и других нормативных актов субъектов Федерации. Исполнительный характер деятельности заключается в том, что органы государственного управления обязаны исполнять правовые акты, обеспечивая реализацию прав и свобод граждан, установленных Конституцией РФ. Распорядительный характер органов государственного управления заключается в том, что от имени государства они дают предписания (распоряжения), обязательные для граждан и юридических лиц.

2. Государственное управление — подзаконная деятельность, направленная на признание, соблюдение, защиту прав и свобод человека, гражданина.

3. Государственное управление — это правотворческая деятельность. Органы исполнительной власти (федеральные — Правительство РФ и министерства; региональные — правительства субъектов Федерации) принимают нормативно-правовые актов, направленные на исполнение законов.

4. Государственное управление — это подконтрольная деятельность со стороны Президента РФ и Федерального собрания РФ (на федеральном уровне) и законодательных (представительных) органов на уровне субъектов Федерации.

5. Государственное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению исполнительной власти, отличающейся по функциям, формам и методам реализации государственной власти.

6. Государственное управление — организующая деятельность по обеспечению слаженной работы государственных служащих.

Государственное управление — деятельность по реализации законода-тельных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения организационно-регулирующих и служебных функций.

Муниципальный уровень управления распространяется в пределах местных самоуправленческих сообществ.

Муниципальное управление— составная часть местного самоуправления, связанная с воздействием органов муниципального управления на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Предыдущая123456789101112Следующая


Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 696;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Классификация функций государственного и муниципального управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Основы государственного и муниципального управления»

Механизм взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления (на примере Волгоградской области)

Выполнила:

студентка группы ГМУ-111

Аржанова Анастасия Александровна

Научный руководитель:

к.э.н.

доцент кафедры ГМУ

Кайль Яков Яковлевич

Волгоград, 2013

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….

1.1. Сущность и содержание государственного и муниципального управления………………………………………………………………………

1.2. Классификация функций государственного и муниципального управления………………………………………………………………………..

1.3. Формы взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления……………………………………..

2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………

2.1. Правовая и организационная основы формирования и функционирования механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления…………………………………..

2.2. Анализ процесса взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с органами местного самоуправления………………

2.3. Проблемы взаимодействия органов государственной власти субъекта с органами местного самоуправления……………………………………………

3. СОВРЕШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Сущность и содержание государственного и муниципального управления

Государственное и муниципальное управление – это широкая политическая трактовка управления. В нем участвуют все ветви власти. Оно представляет собой сферу деятельности органов государственного и муниципального управления, а также администрации.

Это деятельность государства и органов муниципальных образований, которая выражается в направлении, организации и упорядочивании с использованием всех ветвей власти, органов, лиц и служащих.

Управленческую деятельность в государственной сфере можно распределить на три вида. Они делятся по признаку их нахождения в системе реализации государственной власти, содержанию, а также по формам их проявления.

Называя управленческую деятельность «видами», мы подразумеваем их как «ветви» власти. К таким ветвям относятся исполнительная, законодательная и судебная власти. Каждая из ветвей власти имеет сложную объединенную структуру, которая включает в себя различные формы, но не все эти формы являются определяющими и главными. Законодательные органы власти, или представительные, имеют следующий вид деятельности – законодательная. Однако, существуют органы власти, которые могут осуществлять деятельность и в других сферах. Примером является Федеральное собрание. Оно может принимать решения о назначениях и освобождениях должностей государственных органов, объявлять амнистии и принимать участие в процессе импичмента. Как правило, импичмент – это привлечение к ответственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конституции и совершении преступлений. Аналогично, органы исполнительной власти занимают следующую нишу управленческой деятельности – управленческая исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительная власть является представительным органом РФ в иностранных государствах, принимает участие в законотворчестве, разрабатывает концепции, как внешней политики, так и внутренней.

Ветви власти являются прародителями специализированных форм государственной деятельности. Формами такой деятельности является прокурорская власть, Счетная палата, органы Центральной избирательной комиссии и другие элементы системы государственного аппарат. Деятельность специализированных органов государственной власти регулируется действующей Конституцией РФ и федеральными законами, направленными на их деятельность.

Существуют функциональные формы государственной деятельности, которые включают в себя специфические функции правоохранительных и других государственных органов.

В функции данных органов входит дознание, следствие, оперативно-розыскная деятельность и другие разнообразные функции в определенных сферах ведения(контрольные, разрешительные, регулирующие, исполнительные и др.).

Одной из важнейших функций организационной управленческой деятельности является организация всех названных выше видов государственной деятельности, их сопровождение, обеспечение и обслуживание.

Государственное управление является определяющей и главной формой реализации исполнительной власти. Как и любая деятельность, она имеет определенные признаки.

Признаки государственного управления:

1) Умение и способность органов исполнительной власти обеспечивать исполнение норм и правил федеральных органов и субъектов Федерации, президентских указов и актов руководителей субъектов Российской Федерации.

2) Непрерывность и цикличность. Государственное управление имеет непрерывный характер. Управленческие процессы имеют начало и конец, но за одним управленческим процессом следует другой. Государственное управление является постоянным.

3) Государственное управление несет исполнительно-распорядительный характер. Именно этот признак определяет особенности исполнительных органов власти, которые действуют согласно требованиям и предписаниям законов и актов власти Президента РФ.

Местное самоуправление в современной России – непростое многогранное общественное понятие. Это явление, которое невозможно определять одним термином, поэтому местное самоуправление как термин стоит рассматривать с различных сторон. В книге С. Ю. Наумова приведены следующие аспекты понятия местное самоуправление:

1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи такие признаки, как самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

2) это институт гражданского общества;

3) это специфический уровень власти — власти, осуществляемой населением муниципального образования;

4) это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность и автономность местных органов;

5) это форма народовластия;

6) это одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. Не случайно положение о гарантированности местного самоуправления изложено в главе I Конституции РФ — "Основы конституционного строя". Из установления необходимости существования местного самоуправления на конституционном уровне следует признание важности, весомости и государственной значимости местных интересов;

7) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования;

8) это право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации также закреплено, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Для того, чтобы обобщить все аспекты, в современном российском законодательстве был принят следующий закон:

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления действуют в рамках дозволенного той власти, которую принято называть местной или муниципальной. Муниципальная власть имеет те же признаки, что и государственная власть. Данные признаки отражают государственное начало муниципальных органов и подчеркивают ее уровень публичности. В то же время, местная власть не является видом публичной власти. Как и любая другая власть, местная власть имеет отличительные признаки:

1) территориальная ограниченность;

2) более широкий круг форм непосредственной демократии;

3) более мягкую систему принуждения в местном самоуправлении;

4) законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства;

5) подконтрольность государству реализации передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

6) преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной. Возможность принимать решения нужна муниципальным органам местного самоуправления для того, чтобы эти решения гарантировали работу муниципального хозяйства и давали возможность для создания условий проживания граждан в данном поселении.

Следовательно, управленческую деятельность в государственной сфере можно распределить на три вида. Называя управленческую деятельность «видами», мы подразумеваем их как «ветви» власти. К таким ветвям относятся исполнительная, законодательная и судебная власти. Каждая из ветвей власти имеет сложную объединенную структуру, которая включает в себя различные формы, но не все эти формы являются определяющими и главными.

Государственное управление является определяющей и главной формой реализации исполнительной власти. Как и любая деятельность, она имеет определенные признаки.

Местное самоуправление – это явление, которое невозможно определять одним термином, поэтому местное самоуправление как термин стоит рассматривать с различных сторон.

Местное самоуправление:

· Особый способ организации власти на местах

· Институт гражданского общества

· Специфический уровень власти

· Децентрализованная форма управления

· Форма народовластия

· Основа Конституционного строя

· Форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования

· Право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

Органы местного самоуправления действуют в рамках дозволенного той власти, которую принято называть местной или муниципальной.

Муниципальная власть имеет признаки, схожие с признаками государственной власти. Однако она имеет и отличительные черты: ограниченную территорию, широкий круг форм непосредственной демократии, мягкую систему принуждения, законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства, подконтрольность государству реализации передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.

Классификация функций государственного и муниципального управления

Как и любой предмет или явление, государственное и муниципальное управление имеет функции. Свои функции государственное и муниципальное управление реализует непосредственно через сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную.

Для государственного и муниципального управления функции – определенные способы воздействия государственного аппарата, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способам сохранения и реконструкции объектов, которыми управляет государство.

Прежде всего, необходимо отметить главные функции государственного и муниципального управления:

· Проведение мероприятий, обеспечивающих контроль и наблюдение процессов, которые проходят в управляемой или регулируемой сфере.

· Предоставление возможности реализовать свои права физическим и юридическим лицам в сфере государственного и муниципального управления.

· Регулирование работы негосударственных секторов.

· Управление объектами государственного сектора.

· Разработка и претворение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни.

· Планирование и реализация политических основ, имеющих место в государственных программах различного масштаба.

По содержанию, характеру и объему влияния государственных органов и органов местного самоуправления функции можно классифицировать как общие и специфические.

Общие функции раскрывают сущность взаимодействия тех или иных объектов: планирование, организация, регулирование, контроль.

Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая вырабатывает цели и задачи управления, разрабатывает способы реализации установленных целей.

Организационная деятельность уделяет внимание распределения процедур и управленческих стадий между соответствующими органами или должностями.

Упорядочивание работы созданной системы и сохранение ее баланса выполняет функция регулирования.

Контроль обеспечивает взаимодействие тех или иных органов, проверяет претворение в жизнь разработанных планов для достижения поставленных задач.

Специфические функции показывают особое содержание конкретных способов реализации воли государства: налогообложение, финансирование, лицензирование, кредитование.

Для кредитования характерен процесс финансирования кредитором заемщика.

В компетенции органов, несущих ответственность за налогообложение, изымать имущество у подчиненных.

Функция финансирования предусматривает предоставление денежных средств субъектам для достижения необходимых результатов.

Лицензирование является подтверждением соответствия каких-либо услуг.

Оно является проявлением контроля государственных органов за определенными видами деятельности.

Также можно выделить особую подгруппу функций управления составляют управленческие функции внутреннего регулирования: повышение квалификации, подготовка кадров и учение законности.

Повышение квалификации существует для подготовки кадров, соответствующих необходимым требованиям.

Подготовка кадров отвечает за устранение нехватки рабочих в управленческой сфере деятельности.

Учение законности формирует у квалифицированных рабочих чувство долга и ответственности, что немаловажно в нынешних условиях управления.

Системы государственного и муниципального управления имеют собственные функции:

· Институциональная

· Регулятивная

· Целеполагающая

· Функциональная

· Идеологическая

Данные функции государственное и муниципальное управление реализует следующим образом.

· Институциональную – реализует через принятие соответствующих институтов, регулирующих вопросы, возникающих в процессе существования сфер жизни общества. Институты разделяются по соответствующим управленческим органам.

· Регулятивную – выполняет через нормы права и законы, устанавливающие порядок поведения для регуляции отношений.

· Целеполагающую – осуществляет через создание и подбор наилучших путей развития сфер жизни общества с использованием проектов, которые поддержала большая часть населения.

· Функциональную – притворяет в жизнь через деятельность, которая предусматривает развитие хозяйственной сферы страны в виде ее передовых отраслей.

· Идеологическую – материализует через разработку общей мысли для объединения общества на территории государства.

Таким образом, государственное и муниципальное управление выполняет различающиеся между собой функции. Каждая функция затрагивает определенные аспекты управленческой деятельности.

Свои функции государственное и муниципальное управление реализует непосредственно через сферы жизни общества.

Государственное и муниципальное управление имеет главные, общие, специфические, управленческие функции общего регулирования и функции управления как системы.

Общие функции раскрывают сущность взаимодействия тех или иных объектов: планирование, организация, регулирование, контроль.

Специфические функции показывают особое содержание конкретных способов реализации воли государства: налогообложение, финансирование, лицензирование, кредитование.

Управленческие функции внутреннего регулирования – это повышение квалификации, подготовка кадров и учение законности.

Как система, управленческая деятельность придерживается следующих функций: идеологической, функциональной, регулятивной, целеполагающей, а также институциональной.

Рады Вас приветствовать!

Информационно-образовательный портал «Государственное и муниципальное управление» – это информационный ресурс, рассказывающий о крайне актуальной проблематике в Российской Федерации – государственном и муниципальном управлении (ГиМУ).

На страницах данного интернет-ресурса Вы сможете узнать: о системе государственного и муниципального управления в России; отдельных ее институтах, органах и организациях; государственной и муниципальной службах; людях, занятых в ней; ученых и педагогах в данной области; образовании «ГиМУ» и о том, где получают качественные знания; а также сможете найти ответы на самые разные вопросы.

В частности: Что такое государственное управление? Что такое муниципальное управление? В чем отличие муниципального управления от местного самоуправления? Какие вступительные экзамены нужно сдавать на направление «Государственное и муниципальное управление»? И многое др. Также Вы можете обратиться в справочную и получить ответ на интересующий вопрос.

Мы открыты для сотрудничества!

admin