Юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты прав. — Студопедия

Юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты прав. — Студопедия

Неюрисдикционные формы защиты

Урегулирование и разрешение споров во внесудебном порядке означает, что спор разрешается без непосредственного участия и руководства процессом со стороны арбитражного суда. К таковым, в частности, относят разбирательство дела в третейском суде, заключение внесудебных мировых соглашений, проведение переговоров, обращение к посреднику и т.д. Общей объединяющей для всех обозначенных видов является то, что процесс разрешения и урегулирования правового спора во внесудебном порядке определяется не арбитражной процессуальной формой, а самими спорящими субъектами, а также иными лицами, принимающими участие в разрешении и урегулировании спора.

Действующее законодательство (ч. 5 ст. 4 АПК РФ) предусматривает в качестве условия для обращения в суд соблюдение не только претензионного, но и иного досудебного порядка урегулирования спора, что дает право рассматривать институт досудебного урегулирования экономических споров в целом как единое и автономное правовое явление, как самостоятельную форму защиты права.

Третейские суды

Третейские суды — это негосударственные органы, создаваемые сообществом предпринимателей для разрешения споров в сфере частных экономических отношений, как правило, до обращения спорящих сторон в государственный суд. Данные суды являются формой примирения конфликтующих сторон, одним из альтернативных способов разрешения экономического спора в сфере гражданско-правовых отношений.

В Российской Федерации функционируют третейские суды, рассматривающие споры российских предпринимателей, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", и международные коммерческие арбитражи, рассматривающие споры с участием иностранных предпринимателей, деятельность которых регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже", в котором учтены положения Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже".

Согласно статьям 2, 3 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" третейский суд может быть постоянно действующим или быть образованным сторонами для решения конкретного спора.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Это соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Посредничество

АПК РФ не содержит определения посредничества, поэтому его качественные характеристики представляют собой обобщение мирового судебного опыта и точек зрения ученых цивилистов.

Посредничество (или медиация) является деятельностью по оказанию содействия спорящим сторонам в разрешении споров, осуществляемой рекомендованным судом лицом — посредником (медиатором).

Посредничество — примирительная процедура, которая не подлежит принудительному исполнению, направлена на урегулирование правового спора и выработку взаимоприемлемого решения самими сторонами с участием третьей стороны (посредника). Посредник — это физическое лицо, обладающее опытом и знаниями в определенной области экономического оборота, не связанное какими-либо отношениями с участниками спора.

Посредничество осуществляется в виде переговоров сторон, организуемых посредником и при его участии. Поскольку посредник не обладает какими-либо властными полномочиями и, соответственно, не связан какими-либо процедурными правилами, переговоры проводятся в свободной форме, отличной от судебного заседания. При этом посредник не столько разъясняет сторонам юридические последствия урегулирования спора, сколько помогает им сосредоточиться на экономической или личностной основе их конфликта, разъясняет возможности и последствия урегулирования спора с учетом интересов всех сторон, используя в основном свой профессиональный и жизненный опыт. Одной из основных обязанностей посредника является сохранение тайны переговоров.

Этапы развития процедуры посредничества:

— заключение соглашения об урегулировании правового конфликта с помощью посредника;

— изучение посредником представленных материалов, уяснение сути спора между сторонами;

— переговоры с каждой из сторон;

— выяснение позиций каждой стороны по спорным вопросам (определение спорных проблем и разработка плана их разрешения);

— выработка совместно со сторонами нескольких вариантов их разрешения;

— обсуждение предложенных вариантов (достоинства и недостатки каждого);

— поиск взаимоприемлемого решения спорных проблем и пути его реализации;

— оформление достигнутого соглашения;

— реализация достигнутого соглашения.

Результатами посредничества является: заключение сторонами мирового соглашения, либо отказ истца от иска.

Услуги посредника оплачиваются по соглашению сторон.

Самозащита

В юридической литературе самозащита рассматривается как разновидность защиты прав, при которой она (самозащита) осуществляется самим его обладателем, когда помощь государства в виде судебной защиты, осуществляемой органами власти государственной, может явиться слишком поздно. В большей степени ученые придерживаются точки зрения, что самозащита — это и есть единственная внесудебная форма защиты прав, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя и самостоятельно защищает и восстанавливает свои права, не прибегая к помощи правоохранительных органов.



Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 387 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Гарантии прав и свобод человека и гражданина – те условия и средства, которые обеспечивают реализацию прав и свобод.

Гарантии:

Общие (Экономические или Материальные), политические, идеологические;

Специальные (собственно-юридические)

Юридические гарантии:

— обязанность государства защищать права и свободы (означает участие в данном процессе всего государственного механизма, всех органов государственной власти);

— самозащита прав и свобод;

— судебная защита прав и свобод (любые законы, иные нормативные или правоприменительные акты, действия могут быть обжалованы в судебном порядке);

— административная форма защиты;

— прокурорская форма защиты прав и свобод;

— международная защита прав и свобод;

— возмещение вреда;

— неотъемлемость прав и свобод.

Конституционный контроль:

Термин «конституционный контроль» подразумевает любую форму проверки на соответствие конституции актов и действия органов публичной власти, а так же общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.
К ведущим принципам конституции. Контроля относятся: 1) принцип приоритета прав и свобод чел-ка и гражданина, закреплённый в конституции РФ.

2) принцип связанности гос-ва правами и свободами. 3) введение прямого запрета антиправового закона.
Система конституционного контроля обеспечивает достижение след.целей: 1) защиты основ конституционного строя. 2) защиты осн.прав и свобод чел-ка и гражданина. 3) обеспечения верховенства и прямого действия конституции РФ.

Все 3 указанные цели органически связаны правами и свободами, защита к-ых становится важнейшей ф-ией Конституционного суда.
В усл-иях становления в РФ демократического правового гос-ва права и свободы чел-ка и гражданина явл-ся в сфере дея-ти Конституц.Суда доминирующей ценностью. Они выступают основополагающим критерием в сис-ме конституц.контроля. По данному критерию суд оценивает соответствие законов и иных нормативных актов Конституции РФ
В РФ первые шаги в становлении конституц.контроля были сделаны в направлении учреждения Конституционного Суда. Суды всегда отличаются одной особенностью, они никогда не начинают действовать по собственной инициативе. Суд, осуществляя правосудие, должен сохранять свое независимое положение, потому что именно его независимое положение обеспечивает объективность его решений, объективность и справедливость. Суд действует в строгих судебных процедурах. Судебные процедуры как обязательный признак правосудия являются необходимыми для суда, потому что именно судебные процедуры, построенные на том, что в споре перед судом все стороны приобретают равные права и несут равные обязанности, построенные на том, что суд в этом споре остается решающей стороной, не присоединяясь ни к кому из участников, ни к кому из сторон конфликта — только эти процедуры могут обеспечить в результате вынесение объективного решения независимым судом.

Судебная защита:

Предусмотрена положениями Кон­ституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46): каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосу­дарственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Гарантии реализации права на судебную защиту:

• — закрепление презумпции невиновности (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49));

• — право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

• — невозможность придания обратной силы закону, который устанавливает или отягчает ответственность (ст. 54);

• — право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47);

• — никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление (ст. 50);

• — никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников (ст. 51);

• — право на компенсацию причинённого ущерба и на возмещение причинённого вреда (ст. 52, 53);

• — незаконно полученные доказательства недействительны;

• — право на пересмотр приговора вышестоящим судом

Административно-правовые формы защиты:

Административно-правовые формы защиты прав человека и гражданина предопределяются прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой сфере играет законодательство субъектов РФ.



Формы защиты гражданских прав. Понятие и виды подведомственности

Гражданских дел.

Каждый способ защиты гражданского права может применяться в определенном процессуальном или процедурном порядке. Этот порядок именуется формой защиты гражданского права.

Беря за основу своей классификации форм защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов круг субъектов, управомоченных осуществлять защиту, Г. П. Арефьев выделяет государственную, общественную, самозащиту, смешанную и третейскую формы. При этом, по мнению автора, к государственным формам защиты субъективных прав следует отнести судебную, арбитражную и административную, а к общественной форме — деятельность по защите прав и интересов, осуществляемую товарищескими судами, профсоюзными комитетами, правлениями колхозов, товарищества, общества и кооператива.

В. П. Воложанин выделяет самостоятельную защиту права, защиту, осуществляемую юрисдикционными органами, общественную защиту. Защиту, осуществляемую юрисдикционными органами автор подразделяет на защиту в спорном и бесспорном порядке.

С. В. Курылев классифицирует формы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов по характеру связи юрисдикционного органа со спорящими сторонами, выделяя при этом: 1) разрешение спора юрисдикционным актом одной из сторон спорного правоотношения; 2) разрешение спора актом органа, не являющегося участником спорного правоотношения, но связанного с одним или обоими участниками спорного правоотношения определенными правовыми или организационными отношениями; 3) разрешение спора органом, не являющимся участником спорного правоотношения и не связанным с ним правовыми или организационными отношениями помимо процессуальных].

Исходя из природы юрисдикционного органа, Д. М.

Чечот выделяет судебную, арбитражную, административную, нотариальную и общественную формы защиты.

По аналогичному основанию классифицирует формы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов и Ю. К. Осипов, выделяя государственную, общественную, смешанную и третейскую формы разрешения юридических дел. При этом государственную форму вышеуказанный автор делит на административную, арбитражную и судебную; общественную – на профсоюзную, колхозную и кооперативную; смешанную – на паритетную (орган, рассматривающий спор о праве, состоит из равного количества представителей заинтересованных сторон) и совместную (спор рассматривают несколько самостоятельных органов одновременно), третейскую — на разрешение дел судом, образованным по соглашению между гражданами и по соглашению между организациями.

По мнению М. С. Шакарян, законодательством предусмотрены судебная, общественная и административная формы защиты субъективных гражданских прав.

В.С. Белых проводит градацию форм защиты гражданских прав также по субъекту, реализующему охранительную функцию права. Он выделяет защиту, осуществляемую органами специальной юрисдикции (суд, арбитраж, третейские суды и т.д.), защиту, осуществляемую органами общей, отраслевой и межотраслевой компетенции (министерства, ведомства, государственные комитеты), а также непосредственную защиту нарушенных или оспариваемых прав (урегулирование хозяйственных споров в претензионном порядке, бесспорное списание задолженности по требованию кредитора, самозащита нарушенных прав в ситуациях крайней необходимости и т.д.).

А. П. Сергеев отмечает, что «защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты». Автор предлагает выделять юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты в качестве основных.

Выделяют две основные формы защиты:

неюрисдикционную;

юрисдикционную.

Неюрисдикционная форма защиты осуществляется самостоятельно частным лицом, чьи права нарушены или оспариваются. Юридсдикционная форма может быть реализована государственным или иным уполномоченным органом (судебный и административный порядок защиты гражданских прав).

Формы защиты прав:

административная;

судебная;

самозащита.

Подведомственность гражданских дел можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. Подведомственность гражданских дел в широком смысле – процессуальный институт, определяющий правомочия органов власти, управления, должностных лиц, общественных объединений по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Подведомственность в узком смысле определяется как отнесение гражданских дел к исключительной или неискючительной компетенции судебных органов, в частности судов общей компетенции. Таким образом, подведомственность гражданских дел можно определить как институт, определяющий пределы правомочных органов власти и управления и должностных лиц по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое бы признавалось большинством авторов и не вызывало дискуссий.

Например, подведомственность определяется как предметная компетенция судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы

С учетом сложности и разнообразия подведомственности по гражданским делам в научной литературе приводится возможная классификация подведомственности на виды – единичную (императивную) и множественную (альтернативную). При единичной (императивной) подведомственности законом указывается только один суд, который вправе разрешить дело. При множественной (альтернативной) – заинтересованное лицо вправе выбрать орган, в котором будет рассмотрено его дело. Например, гражданин по делам, возникающим из публичных (административных) правоотношений, вправе обратиться как в суд, так и в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу.

Исключительная подведомственность — подведомственность гражданских дел, исключающая возможность обращения за защитой своих прав в любой юрисдикционный орган, кроме суда.

Условная подведомственность — подведомственность, требующая соблюдения установленного законом предварительного внесудебного порядка урегулирования спора.

Альтернативная подведомственность — подведомственность, допускающая рассмотрение гражданских дел не только в суде общей юрисдикции, но и в другом юрисдикционном органе.

Договорная подведомственность — подведомственность, основанная на соглашении сторон о возможности рассмотрения дела в третейском суде.

Соотношение гражданского права с гражданским процессуальным

Правом.

Однако наиболее тесным образом гражданское процессуальное право связано с гражданским материальным, а также с родственными последнему семейным, трудовым и некоторыми другими «цивилистическими» отраслями права. В процессе рассмотрения и разрешения гражданских дел суд применяет соответствующие материально-правовые нормы. Последние определяют не только права и обязанности субъектов этих правоотношений, но также предмет судебного исследования (предмет доказывания), круг допустимых или недопустимых по конкретному делу судебных доказательств, а также распределяют обязанности по доказыванию подлежащих установлению по делу фактов.

Являясь частью общей системы российского права, гражданское процессуальное право находится в определенной связи с другими его отраслями.

Прежде всего гражданское процессуальное право состоит в тесной связи с гражданским материальным правом, поскольку гражданское процессуальное право обеспечивает принудительное осуществление нарушенного или оспариваемого гражданского права. Материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Судебный процесс и право так же тесно связаны друг с другом, как, например, формы растений связаны с расте-

ниями, а формы животных — с мясом и кровью животных. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни.

Гражданское процессуальное право служит формой принудительного осуществления гражданско-правовых, семейно-правовых, трудовых и других правовых обязанностей. «Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению его норм». Таким аппаратом принуждения во многих случаях выступает суд. Вместе с тем и гражданское процессуальное право без регулятивного права было бы бесцельным, так как служебная роль гражданского процессуального права состоит в защите и охране существующих прав. Связь между материальным и процессуальным правом проявляется непосредственно в отдельных институтах и нормах. В ряде случаев нормы материального права, устанавливая форму сделок, во многом предрешают вопрос о доказательствах, которыми могут быть установлены факты возникновения данного правоотношения.

Читайте также:


Admin

Для отправки комментария необходимо авторизоваться.