Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ

Таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются одним из видов неналоговых платежей. Правовые основы тарифного регулирования определяются Законом о таможенном тарифе, согласно которому существуют такие виды ставок таможенных пошлин, как адвалорные (начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров), комбинированные. Таможенный тариф Российской Федерации -свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа). применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура определяется Правительством РФ исходя из систем классификации товаров, принятых н международной практике. Применяемые в настоящее время Таможенный тариф РФ и Товарная номенклатура, утв. Постановлением Правительства РФ от30 ноября 2001 г. № 8301.

В области тарифного регулирования действует система льгот. В частности, ввозные таможенные пошлины могут уменьшаться в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ предоставляет режим наибольшего благоприятствования, или преференциальный режим. Страна происхождения товара подтверждается сертификатом. Кроме того, тарифные льготы могут предоставляться в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от пошлины. В частности, товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами в порядке, определенном ст. 34 и 37 Закона о таможенном тарифе.

Количественные ограничения экспорта и импорта

По общему правилу, импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений. В исключительных случаях Правительство РФ может устанавливать:

— временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации.

Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ,

— ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде.

Количественные ограничения экспорта и импорта осуществляются через квотирование.

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Лицензирование

Лицензирование представляет собой выдачу компетентным государственным органом разрешения на ввоз или вывоз какого-либо товара, т.е. на оборот товара. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

— введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

— реализация разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

— предоставление исключительного права на экспорт и (или) им порт отдельных видов товаров;

— выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Основанием для экспорта и импорта отдельных видов товаров в указанных случаях является лицензия, выдаваемая Минэкономразвития РФ. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации. Минэкономразвития РФ формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Выдача лицензий осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона.

Экспортный контроль

Экспортный контроль представляет собой комплекс мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством порядка вывоза за пределы РФ определенных видов товаров, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Экспортный контроль применяется при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении:

— вооружения и военной техники;

— отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения);

— средств доставки оружия массового поражения, вооружений, военной техники;

— оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, вывоз которых запрещен.

Номенклатура подпадающих под экспортный контроль товаров определяется перечнями, утверждаемыми Указами Президента РФ. Эти акты вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Порядок вывоза данных товаров определяется Правительством РФ.

Методами осуществления экспортного контроля являются:

— идентификация контролируемых товаров и технологий, то есть установление их соответствия товарам и технологиям, включенным в перечни;

— разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций;

— таможенный контроль и таможенное оформление, валютный контроль.

На основании ст. 21 Закона об экспортном контроле, в целях определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам РФ и государственным интересам, межведомственными экспертными советами, образуемыми при Министерстве экономического развития и торговли РФ, проводится государственная экспертиза сделок. Экспертиза осуществляется на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической сделки в Минэкономики России для получения лицензии или разрешения, предусмотренных законодательством РФ в области экспортного контроля. Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. Правила проведения государственной экспертизы установлены Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2001 г.№ 294.

В целях соблюдения правил экспортного контроля организации могут вводить внутрифирменную программу экспортного контроля, включающую в себя мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера.

Правовое регулирование реализации товаров, работ, услуг.


Читайте также:

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ

Согласно ст.13 ФЗ от 13.10.95 г. «О государственном регулировании ВЭД» государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Задачи государственного регулирования ВЭД:

· декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;

· нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование, квотирование и др.);

· оперативное регулирование ВЭС, включая тарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование — это совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых (в установленном законодательством порядке) государственными органами и направленных на регулирование ВЭД.

Таможенно-тарифные меры — это такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот.

Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза (вывоза) товаров на таможенную территорию РФ.

Основной принцип таможенно-тарифного регулирования — это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процессе таможенного контроля за их перемещением через границу России.

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф (ТТ).

Слово «тариф» (араб. «перечень», «реестр»). Понятие «таможенный тариф» имеет два значения. Чаще всего оно употребляется в смысле «документ, содержащий систематизированный перечень ставок таможенных пошлин». Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, а также перечень товаров, пропускаемых беспошлинно. Против каждого из подлежащих таможенному обложению товаров в ТТ указывается ставка таможенной пошлины с указанием метода ее исчисления.

ТН ВЭД РФ является основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования ТТ РФ, определения мер государственного регулирования ВЭД, ведения таможенной статистики.

В основу таможенного тарифа положен принцип "тарифной эскалации" — повышения размера ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции.

Развитие ТТ проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а, во-вторых, — по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины в зависимости от страны происхождения товара.

В этой связи различают два типа ТТ: простой и сложный.

Простой (одноколонный) ТТ предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространен (Мексика, Боливия и др.)

Сложный (многоколонный) ТТ по каждому товару устанавливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный ТТ в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

Современные ТТ включают в себя тысячи наименований товаров. Общее число товарных позиций в ТТ развитых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная позиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции. Это является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Основные цели ТТ (ст.1 Закона РФ «О таможенном тарифе»):

— рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

— поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на ее территории;

— создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране;

— защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

— обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику;

— получение государством доходов от экспорта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значительной (взимание Т-пошлин, налогов, сборов и других платежей).

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование реализуется с помощью таможенных платежей, выполняя роль ценообразующего фактора и инструмента торговой политики, а также источника пополнения доходов федерального бюджета.

Порядок применения ввозных (импортных) пошлин регламентируется Законом РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г.

Эти пошлины являются традиционным и одним из наиболее эффективных способов регулирования ВЭД.

В России до 15 января 1992 г. союзный ТТ был отменен и введен режим беспошлинного ввоза товаров "в целях создания условий для насыщения потребительского рынка". Однако полная свобода ввоза вместо того, чтобы содействовать стабилизации экономической ситуации, создала дополнительные трудности для российской экономики. Поэтому указом Президента РФ от 14 июня 1992 года № 630 в России был введен Временный импортный ТТ. Далее было издано очень много нормативных актов, устанавливающих ставки ввозных таможенных пошлин.

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая


Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 344;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Статья 3. Общие принципы регулирования тарифов и надбавок

1. Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:

1) достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см.

текст в предыдущей )

2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;

6) установление условий обязательного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

2.

Регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и , утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 289-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

3. Расчеты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.

(в ред. Федерального от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. В целях обеспечения прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса, открытости регулирования деятельности организаций коммунального комплекса и защиты интересов потребителей организации коммунального комплекса обязаны обеспечивать свободный доступ к информации об услугах, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о надбавках к ценам (тарифам), которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — регулируемые услуги).

(часть четвертая введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Свободный доступ к информации о регулируемых услугах обеспечивается организациями коммунального комплекса в соответствии со раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых услуг.

(часть пятая введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 289-ФЗ, от 04.10.2014 )

(см. текст в предыдущей )

6. К информации о регулируемых услугах, подлежащей свободному доступу, относятся:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1) сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);

2) сведения о ценах (тарифах) на регулируемые услуги организаций коммунального комплекса и надбавках к ценам (тарифам) на регулируемые услуги;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых услуг организаций коммунального комплекса и их соответствии установленным требованиям;

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) — 6) утратили силу. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 289-ФЗ;

(см. текст в предыдущей )

7) сведения об инвестиционных и о производственных программах (о проектах программ) и отчеты об их реализации;

8) сведения о способах приобретения, стоимости и об объеме товаров и услуг, необходимых для оказания услуг.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7. Информация, отнесенная в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, не включается в состав сведений, подлежащих раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

8. Информация о регулируемой деятельности, подлежащая свободному доступу и отнесенная в соответствии с настоящим Федеральным законом к стандартам раскрытия информации, не может быть признана коммерческой тайной организацией коммунального комплекса.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)


Одним из главных направлений деятельности таможенных органов Украины является взимание и перечисление в полном объеме в Государственный бюджет таможенных платежей. Этот показатель постоянно возрастает: с 1995 года по 2010 год он увеличился с 340 млн. грн. до 14 млрд. грн. За счет чего достигнуто такое существенное увеличение таможенных поступлений в Государственный бюджет? Прежде всего это результат осуществления эффективной таможенно-тарифной политики, направленной на защиту отечественного товаропроизводителя и усиления таможенного контроля за экспортно-импортными операциями.

Приоритетное значение в практической деятельности таможенной службы придается тарифному и нетарифному регулированию. И то и другое является способом осуществления государством своих функций в рамках реализации таможенной политики.

Подобные средства государственного влияния, в большинстве случаев реализуются во время перемещения физ. и юр. лицами товаров через таможенную границу Украины. Они закрепляются соответствующими нормами законодательства, носят общеобязательный характер и обеспечиваются принудительной силой государства.

Таможенные тарифы являются классическим средством регулирования внешней торговли, а по своему характеру воздействия они относятся к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф Украины — это систематизированный согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности перечень ставок ввозной пошлины, взимаемой с товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины (ЗУ «О таможенном тарифе Украины» от 5.04.2001г.).

Товарной номенклатурой Таможенного тарифа Украины является Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД), которая базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень (свод) таможенных ставок, которые определяют размер оплаты по экспортным и импортным товарам, т.е. пошлины.

ГАТТ / ВТО не запрещает защиту национальной экономики. Согласно принципам ГАТТ / ВТО она должна строиться в целом на таможенных тарифах, а не на других коммерческих мероприятиях. Цель этого правила — четкое определение объема защиты и сведение к минимуму связанного с ним защиты торговли.

На протяжении всех восьми раундов переговоров ГАТТ / ВТО вопрос о сокращении тарифов было одним из основных. За это время ставка импортных тарифов уменьшилась с 40% в 1947 г. до 3,5% в начале 90-х гг Несмотря на снижение таможенных тарифов, роль их в регулировании ВЭД разных стран остается важной.

Таможенно-тарифное регулирование выполняет две функции:

1.

Протекционистскую (защита отечественных товаров от иностранной конкуренции).

2.Фискальную (пополнение государственного бюджета).

Кроме того, может влиять на приток валюты, развитие регионов страны, особенно, если речь идет о свободных экономических зонах и др..

Таможенные тарифы могут быть:

— Простыми, т.е. иметь единую ставку для одного товара или товарной группы независимо от страны происхождения;

— Сложными, когда устанавливаются две и более ставок по каждому товару в зависимости от страны происхождения.

Ставки подразделяются на:

— Максимальные — действуют для стран, с которыми отсутствуют торговые соглашения;

— Минимальные — устанавливаются по отношению к странам, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования

— Префенционные — устанавливаются по отношению ввоза отдельных товаров из отдельных стран, в том числе развивающихся.

Основным элементом таможенного тарифа является пошлина. По своему содержанию и характеру воздействия она также относится к экономическим регуляторам.

Пошлина представляет собой денежный сбор или налог, который берет государство с товаров, собственности и других ценностей при пересечении границы.

По своей структуре таможенный тариф делится на экспортный и импортный.

Экспортный тариф — инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны с целью получения дополнительных бюджетных поступлений и регулирования экспорта отдельных видов товаров.

Импортный тариф — главный инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности — выполняет такие основные функции:

— формирует оптимальную товарную структуру импорта путем дифференциации ставок на ввоз разнообразных товаров;

— влияет на хозяйственную деятельность предприятий и социальные условия в обществе, выступая составной частью механизма ценообразования;

— защищает отдельные отрасли национальной экономики (протекционизм) от возможного причинения им существенного ущерба иностранной конкуренцией;

— позволяет проводить активную внешнеэкономическую политику и влиять на партнеров в ходе торговых переговоров, формировать таможенные союзы;

— содействует оптимизации соотношения экспорта и импорта государства, валютных расходов и поступлений, достижению благоприятного торгового баланса.

Рассматривая тарифное и нетарифное регулирование, необходимо зайти вперед, и вкратце рассмотреть такое понятие, как пошлина, один из видов таможенных платежей.

Пошлина – налог на товары и другие предметы, перемещаемые через таможенную границу Украины.



Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 153 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Admin

Для отправки комментария необходимо авторизоваться.