Социальное государство

Социальное государство

Понятие «социальное государство»………….……………………………….3

Типы социального государства………………………..………………………7

Признаки социального  государства……………………………………………8

Функции социального государства………………………………………….…9

Список используемых источников……………………………………………11

Понятие «социальное государство».

Понятие «социальное государство» – новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в  Конституции РФ 1993 г.

На Западе идея социального  государства возникла вслед за идеей  правового государства, и это  объясняется тем, что либеральный  вариант правового государства  проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства  людей, невмешательства государства  в дела гражданского общества. Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства  проведения социально ориентированной  политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия  в этих целях государства на распределительные  процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства  между членами общества.

Сущностью этого типа государства  является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей  в единое целое, объединенное в понятие  «гражданское общество».

Основной целью  социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое  государство построено на признании  прав, свобод и законных интересов  человека в качестве высшей ценности. Социальное государство проявляет  повышенную заботу о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются  государственные пособия, пенсии, субсидии, дотации.

Часть населения любой  страны не участвует в рыночных отношениях.

В их интересах государство вмешивается  в рыночные отношения, перераспределяя  доходы наиболее состоятельных категорий  населения к менее состоятельным  гражданам и изымая средства на пополнение государственного бюджета.

Термин «социальное государство» был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890) в 1850 г. Большое влияние на его творчество оказало философия Гегеля. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно служить интересом народа. Уничтожить классы не представляется возможным; власть выражает интересы господствующего класса — класса имущих, класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является «поднятие» низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами, как верно заметил Дж. Кеннеди, если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых.

Идея о социальном государстве  зародилась давно, имея к этому множество  предпосылок. Долгое время различные  политические направления обсуждали  вопрос о том, хорошо или плохо  быть социальным государством, кому и в какой мере это необходимо: насколько это нужно обществу, а насколько государству, возможно ли вообще выполнение социальной роли государства при определенной государственной политике и т.д. В ходе долгих исторических дискуссий к середине ХХ в. все-таки устоялась точка зрения об абсолютной необходимости социального функционирования государства. Но понятие «социальное государство» столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению.

Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности  сформировалось в конце XIX — начале ХХ в. как результат социально-экономических  процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в. по территории многих стран прошло мощная волна революций  и кризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательство государства  в экономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическим режимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность  социального взрыва, правящей элите  не оставалось другого выбора, как пойти на уступки и провозгласить новую миссию государства.

Постепенное развитие принципов  демократии привело к появлению  понимания государства в качестве посреднического института, который  от имени и посредством взносов  всего населения поддерживает жизнеспособность наиболее уязвимой его части.

В основе концепции социального  государства находится проблема ценности общества и личности, публичного и частного, позднее трансформировавшаяся в противоречие между обществом  и государством. Результатом же его  разрешения должна стать социальная гармония и справедливость — снятие противоречия и согласование интересов  отдельной личности с интересами общества (равновесие между личным и общественным).

Современное российское государство  характеризуется сложным и противоречивым состоянием. Кардинальное реформирование, охватившее практически все сферы  жизнедеятельности российского  общества, заметно повлияло на переоценку социальной роли и предназначения государства. В качестве приоритетов провозглашены  общечеловеческие ценности: демократия, свобода и равенство, гражданское  общество, социально-правовая защищенность личности.

Современное социальное государство — это институт, направленный на организацию  достойной жизни и развития всего  общества в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан  и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.

Социально государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому  статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических  и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие  обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или  свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. в ч.1 ст.2: ФРГ — социальное государство. Этот принцип в Основном законе не конкретизируется.

Социальное государство — это такое государство, которое  помогает слабому повлиять на распределение  благ в духе справедливости, чтобы  обеспечить каждому достойное человека существование. Государство должно гарантировать прожиточный минимум, помогать социально слабым, брать  на себя ответственность за доступ каждого к таким жизненно важным благам, как жилье, питание, образование, помощь в случае болезни и т.п.

Социальным может стать  только уже правовое государство, т.е.

такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.

Типы социального  государства.

Ряд европейских и российских авторов выделяют три типа социального  государства, и эта типология  тесно связана с типологией социальной политики, которая будет подробно рассмотрена ниже.

1. Либеральное (или ограниченное) социальное государство. Государство через бюджет финансирует «источники существования» (пособия) малообеспеченной части населения. Правила предоставления пособий достаточно строги, пособие невелико, а трудоспособных получателей власти стараются трудоустроить — перевести с пособия на заработную плату. Традиционный пример — США, в недавнем прошлом — Великобритания, Канада и Австралия.

2. Консервативное (или корпоративное) социальное государство. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финансируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень социального обеспечения зависит от стажа работы, уровня заработной платы и т. д. Особенно важная для государства работа; например, госслужба, нередко вознаграждается определенными льготами, чаще всего по пенсионному и медицинскому обеспечению. Классический пример — Германия. В целом это наиболее распространенный в Европе тип социального государства.

3. Социал-демократическое социальное государство. Его правовая основа — равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Если система соцобеспечения достаточна для поддержания благосостояния граждан, то она весьма дорогостоящая. Поэтому либо приходится держать на очень высоком уровне налоги, как в Швеции, либо создавать двухуровневую систему, при которой минимальный уровень благосостояния обеспечивается государством, а сверх этого может быть пенсия или пособие из страхового фонда или другого источника.

Признаки социального  государства.

Среди наиболее важных признаков  социального государства можно  назвать:

  1. высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;
  2. социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;
  3. формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;
  4. разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;
  5. утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;
  6. развитое социальное законодательство;
  7. социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т. е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи.

Исходя из этого можно  сказать, что социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.

Функции социального  государства.

Помимо названных свойств  социального государства выделяют его функции:

  1. поддержки социально не защищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов и др.);
  2. охраны труда и здоровья людей;
  3. поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
  4. сглаживания социального неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета и др.;
  5. поощрения благотворительной деятельности (посредством разнообразных льгот); финансовой и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  6. борьбы с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям);
  7. участия в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ;
  8. обеспечения компромисса в обществе, устранения социальной напряженности и конфликтов.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социальное государство — это государство, стремящееся  к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.

В Конституции РФ (ст. 7) закреплено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной  жизни и свободного развития человека.

Список используемых источников

  1. Волгин Н.А., Грищенко Н. Н., Шарков Ф.И.- Социальное государство — Учебник, Москва: Дашков и К, 2003.- С. 414.
  2. «Социальное государство: цели и функции» — Л.Н. Кочеткова., / Социально-гуманитарные знания № 3, 2008г.
  3. Родионава О.В.- Социальная функция современного государства.- Москва, 2007.- С. 42.
  4. http://www.be5.biz/pravo/p001/06.htm

Данный принцип Конституции носит в большей части декларативный характер, так как не соотносится с ключевым признаком социального государства, которое обязано обеспечивать достойный уровень жизни всем гражданам, относящимся к этому государству.

В современной России понятие достойный уровень жизни не определяется на законодательном уровне, но присутствуют некоторые смежные понятия: минимальный размер оплаты труда (чуть более 5000), прожиточный минимум в субъекте РФ, «потребительская корзина».

Социальное государство обязано сглаживать проявление социального неравенства, преодолевать его крайние формы:

· охрана труда,

· обеспечение общедоступности важнейших благ и услуг – бесплатное образование, бесплатная мед помощь, регулирование цен на некоторые товары, улучшение социального положения путём гос выплат (социальные пособия),

· сглаживание имущественного неравенства через систему налогов,

· устранение социального неравенства методами правового характера – уравнивание женщин и мужчин в оплате труда,

· привлечение к ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу,

Социальный характер государства проявляется в его социальной политике – основные её направления: сфера трудовых отношений (программы занятости, трудоустройства и переподготовки), гарантированный МРОТ, механизмы разрешения коллективных и индивидуальных трудовых спорах. Пенсионное обеспечение граждан. В этой сфере наблюдается очевидное неравноправие граждан, оно законодательно закреплено. Реализация специальных федеральных и региональных программ социальной направленности: национальные проекты в сфере образования, защите материнства и детства, в аграрном секторе.

Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовое регулирование.

Закон «О референдуме» (2004 год)

Референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.


Дата добавления: 2015-06-04; просмотров: 3269; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


Социальное гос-во — это особая модель гос-го развития, для которой характерно повышенное внимание к социальным обязательствам. Появилось в 50г.г. XX в. В ответ на преодоление проблем после II Мировой войны. В широком смысле — это гос-во которое заявляет для себя важнейшей целью социальные, страховые, мин з/п. В узком — исполнение текущей социальной функции гос-ва. Если исполнение этих ф-ций приводит к появлению устойчивой системы — то мы имеем социальное гос-во в широком смысле слова.

Модели социального гос-ва.

 скандинавский;

 континентально-европейский;

 англо-американский.

 Отличаются они уровнем налогооблажения и отчислений на социальные нужды и уровнем вмешательства гос-ва — от прямых гос-ных гарантий до регулирование деятельности организаций по исполнению их социальных обязательств.

условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении мира в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.

Проблемы создания социального государства в России.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);

7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.


Читайте также:

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

Признаки социального государства.Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении мира в обществе.

Типы социального государства:

* первичное социальное государство;

* государство социальных услуг;

* государство социального благоденствия;

* социальное государство.

Периодизация развития социального государства:

первый этап (с 70-х годов ХIХ в.

до 30-х годов ХХ в.) — социалистический;

второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) — правового социального государства;

третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) — государство социальных услуг;

четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) — государство всеобщего благоденствия;

пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) — деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) — либеральное социальное государство.

Первый тип социального государства — первичное социальное государство был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым ("социалистическим") и вторым ("правовым") этапами развития социального государства. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождает специфические функции, не свойственные иным государствам.

На третьем этапе развития, обозначенном как государство социальных услуг, происходит переход государства к активной социальной политике, выражающейся в появлении таких функций, как предоставление социальных услуг и обеспечение занятости.

Для второго типа государства – государство социальных услугсвойственно уже не только удовлетворение индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и прочее, но и активная социальная политика создания социально комфортной жизненной среды, удовлетворения социальных потребностей, не регулируемых рынком, создание полезностей для всего государства. Государство становится субъектом удовлетворения социальных потребностей человека, государством, которое служит обществу и отдельному человеку. К государству социальных услуг сегодня относятся многие страны Европы и Америки и некоторые страны Азии и Африки. Для них характерны наличие всего комплекса функций первичного социального государства, предоставление государством социальных услуг, усилия по обеспечению полной занятости и активная (предупреждающая) социальная политика.

Третий тип – государство всеобщего благоденствия. Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обусловливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики. Последний выделенный этап развития социального государства был обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики.

Четвертый Тип социального государства, формирующегося на данном уровне, содержит все признаки такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство. Только в таком государстве совпадают социальные цели и механизмы их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.



Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 9627 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Слово "социальный" в латинском языке означает "общий", "общественный", то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому "социальным" в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под "социальным государством" понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

— Демократическая организация государственной власти.

— Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

— Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

— Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

— Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

— Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

— Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

— Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

— Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

— Закрепление формулы "социальное государство" в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции. К последним, в частности, относятся: поддержка социально незащищенных категорий населения; охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность); финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; забота о сохранении мира в обществе.

Считается, что среди основных законов идея социального государства впервые получила отражение в Веймарской конституции 1919 г. Ее называют нередко первой социальной конституцией. Такие конституции после Первой мировой войны стали заменять прежние инструментальные конституции, содержавшие главным образом, а то и исключительно статьи об органах государства, а также о политических и личных (но не социально-экономических) правах человека и гражданина. В Веймарской конституции говорилось, что частная собственность должна "в то же время" служить общему благу (ст. 158), что человеку необходимо обеспечить достойное существование, было сказано о рабочих советах на предприятиях, содержалась глава об образовании.

После Второй мировой войны первыми конституциями, имевшими отчетливо выраженный социальный характер, стали Конституции Франции 1946 г. (не действует, кроме преамбулы, где содержатся положения о социально-экономических правах) и Италии 1947 г., провозглашавшая Италию республикой, основанной на труде (ст. 1). Нужно отметить также, что социальными конституциями, действовавшими до Второй мировой войны и после нее, были все советские конституции, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. Более поздние советские конституции, начиная с 1936 г., провозглашали широкий объем социально-экономических прав граждан. Эти основные законы исходили из постулатов классовой борьбы, ликвидации частной собственности и "эксплуататоров", "диктатуры пролетариата", а государство тоталитарного социализма (особенно в его практической деятельности) по существу было антиподом социального государства.

Словосочетание "социальное государство" впервые появилось в Конституции (Основном Законе) ФРГ 1949 г.

Позже оно вошло в Конституции Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г., ряда других стран. Есть этот термин в ст. 7 Конституции РФ 1993 г.

Но во многих новейших европейских конституциях (например, Польши 1997 г., Финляндии 1999 г., Швейцарии 1999 г.) его нет. Содержание этого термина, как правило, не раскрывается. Обычно лишь констатируется, что данное государство — социальное (правда, в дальнейших статьях обычно назван более или менее полный объем социально-экономических прав, присущих современным условиям, говорится о некоторых мерах адресной социальной защиты определенных групп населения). В Конституции РФ содержание термина "социальное государство" раскрывается через целеполагание: "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст. 7).



Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1281 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

admin