Система законодательства

Система законодательства

В наиболее общем виде законодательство– это совокупность формально-юридических источников права, используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.

Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.

Систему законодательства характеризует следующие признаки.

Публичностьнормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции субъекта правотворчества.

Формальностьзаконодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т. д.).

Иерархичностьнормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.

Непосредственная связь с государством законодательные акты принимаются от имени государства или с его разрешения, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.

Непосредственная связь законодательства с пространством и временем в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким-либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».

Относительная субъективность означает зависимость построения системы законодательства от воли и усмотрения государства. Объем отраслей законодательства определяется в России в соответствии с Классификатором правовых актов, одобряемым Указом Президента Российской Федерации и публикуемым в Собрании законодательства РФ. В настоящее время Классификатор выделяет 20 массивов отраслей законодательства.

Внутренняя согласованность предполагает действие нормативно-правовых актов не изолированно, а последовательно. Например, применяя Уголовный кодекс, мы не можем не применить нормы, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе и т. д.

Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.

1. Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.

Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).

В России существует следующая система законодательных актов, построенная в зависимости от юридической силы акта:

I. Федеральный уровень

1.

Законы Российской Федерации:

а) Конституция;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации:

а) указы Президента;

б) постановления Правительства;

в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти РФ (приказы министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. п.).

II. Уровень субъектов Российской Федерации

1. Законы субъектов РФ:

а) конституционные акты субъектов РФ (в том числе уставы);

б) иные законы субъектов РФ.

2. Подзаконные акты субъектов РФ:

а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ;

б) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

2. Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким-либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т. п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.

Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.

Текущее законодательствопредставляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.

Чрезвычайное законодательствопредставляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру, ст. 15 Федерального конституционного закона о чрезвычайном положении от 30 мая 2001 г. закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом ст. 26 этого же закона устанавливает порядок, по которому «органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».

Законодательство общего характерапредставляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.).

Законодательство специального характера объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т. д.).



Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 8200 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Содержание

Что такое система законодательства?

Система законодательства – система нормативно-правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Данная система является формой выражения системы права. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих гра­ницах они существуют самостоятельно, т. к. обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Общеправовым классификатором отраслей российского законодатель­ства, утвержденным Указом Президента РФ от 16.12.93 г., охватывалось 48 отраслей. В настоящее время данный Указ утратил, юридическую силу. Указом Президента РФ от 15 марта 2000г. №511 (последняя редакция от 28.06.05г. №736) одобрен «Классификатор правовых актов». Сегодня он является единственным официальным источником классификации российского законодательства. В основных своих параметрах он соответствует структуре базовых законов, предназначение которых – существенно реформировать наиболее значимые сферы общественных отношений. Это прежде всего новые Гражданский, Уголовный, Семейный, налоговый, Бюджетный, Трудовой кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Проблема юридической квалификации, таким образом в настоящее время перестает быть чисто научной. Она получает самое непосредственное практическое значение.

Существуют различные основные классификации правовых актов. Наряду с предметно-функциональным (или предметно-тематическим) основанием выделяются такие критерии классификации, как алфавитный, хронологический, по типам и видам актов, органу, принявшему акт и т.п. Соответственно и в основу построения классификаторов, в зависимости от целей создания, могут быть положены разнообразные принципы: по отраслям права, сферам (предмету правового регулирования), хронологии принятия правового акта, видам актов и т.п.

Как соотносятся система права и система законодательства?

Взаимосвязь между системой права и системой законодательства со­стоит в том, что они – две стороны одного и того же явления, в котором система права – это внутренняя организация, а система законодательства – это внешнее оформление правового содержания.

Различие этих систем, по мнению В.М. Обухова, состоит в следующем:

· первичный элемент системы права — норма, а системы законода­тельства – нормативный правовой акт;

· система права — это содержание, система законодательства – форма правового содержания;

· система права формируется объективно в соответствии с развитием общественных отношений, система законодательства во многом субъективна, т. к. зависит от воли законодателя;

· система права имеет горизонтальное (отраслевое) деление, система законодательства — еще и вертикальное (федеративное) построение;

· круг источников различен: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, т. к. право оформляется и в судебных прецедентах, правовых обычаях и др.);

· объем законодательства шире, т. к. он включает в себя преамбулы, названия разделов и др.);

· система законодательства не обладает однородностью своих отрас­лей, т. к. онине имеют метода правового регулирования: им при­сущ только предмет;

· система права имеет первичный характер, а система законодатель­ства – производный (первая служит исходной базой для второй).

Какие существуют виды систематизации законодательства?

Систематизация законодательства – процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания, работа по приведению всего многообразия нормативно-право­вых актов в упорядоченную совокупность, систему.

Виды систематизации нормативно-правовых актов:

1) учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности, поддержа­ние нормативного материала в контролируемом состоянии;

2) инкорпорация – издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов. Процесс сведения к единству нормативно-правовых актов без применения каких-либо изменений их содержания.

Как простейшая форма упорядочения законодательства, инкорпо­рация может осуществляться в хронологическом, алфавитном и ином порядке. Инкорпорировать нормативно-правовой материал может любой орган, организация, частное лицо. Примером могут служить различные сборники по отраслям законодательства. В юридической литературе выделяют три вида инкорпорации: официальная; полуофициальная (официозная – встречается, когда сборники законодательства готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официального утверждения); неофициальная;

3) консолидация – объединение совокупности актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один ук­рупненный акт. Содержание норм практически не изменяется, но форма изменяется полностью. Это разновидность правотворческой деятельности;

4) кодификация –форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт. Всегда носит официальный характер. Новый акт создается путем переработки действующих норм, а также дополнения их новыми нормативными установлениями.

Т.Н. Рахманина и В.М. Сырых возражают против попыток некоторых учёных-юристов рассматривать консолидацию в качестве наиболее совершенной разновидности инкорпорации. По их мнению, это качественно различныеприёмы систематизации консолидация входит в арсенал правотворческих методов.

Что такое правотворчество?

Правотворчество – форма государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

Необходимо различать правотворчество в собственном смысле слова и более широкое и многоаспектное понятие – формирование права, правообразование. Правообразование – это процесс формирования государственной воли. Правотворчество представляет собой решающий этап формирования права, его логическое завершение.

Принципы правотворчества:

· научность – в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию в стране и за ее пределами, чтобы выявить объективные потребности общества;

· демократизм – активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти, характеризует степень участия граж­дан в этом процессе;

· законность – правотворческая деятельность осуществляется в рам­ках и на основе Конституции и иных законов государства;

· гуманизм – направленность на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение ими материальных и духовных потребностей;

· профессионализм – обязательное участие квалифицированных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса;

· гласность – открытость правотворческого процесса для широкой ответственности;

· принцип постоянного технического совершенства принимаемых актов — использование эффективных методов и приемов разработ­ки проектов новых нормативных актов.

Основные стадии законодательного процесса:

1) законодательная инициатива;

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие и утверждение закона (иногда данную стадию рассматри­вают как две относительно самостоятельных стадии);

4) обнародование принятого закона (опубликование в средствах массовой информации).

А.Г.

Гузнов, Т.А. Рождественская, А.А. Кененов рассматривают понятие «законодательная процедура» расширительно, фактически приравнивая его к законодательному процессу. А.Р. Парамонов исходит из того, что законодательный процесс – это последовательность действий уполномоченных субъектов по разработке, принятию и опубликованию законов; законодательная процедура – это урегулированная нормативными правовыми актами деятельность, выражающаяся в последовательном осуществлении этапов по внесению в уполномоченные органы проектов законов, их принятие и обнародование. На наш взгляд, из приведенных определений А.Р. Парамонова весьма сложно сделать вывод о том, что законодательную процедуру нельзя фактически к законодательному процессу.

Читайте также:

  1. COM-серверы, какие они бывают и о том, что дал нам Microsoft, чтобы управлять ими
  2. IV. О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ СВОБОДА
  3. LANGUAGE IN USE — Повторение грамматики: система времен английских глаголов в активном залоге
  4. Linux — это операционная система, в основе которой лежит лежит ядро, разработанное Линусом Торвальдсом (Linus Torvalds).
  5. S: Что такое секуляризация общества?
  6. SWIFT как система передачи данных.
  7. VI. Приемно-комплексная система
  8. А что произойдет с наибольшей долей вероятности?
  9. А что сейчас не тот террорист пошёл? Рожей не вышел? Гойская?
  10. А чтобы быть достойным моря,
  11. Автоматическая система сепарирования Алькап. Назначение, принцип действия.
  12. Автор наконец-то объясняет, почему интервью – понятие философское, и советует, как вести беседу, чтобы открыть для себя другого человека


Похожие главы из других работ:

Законы и их иерархия

4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

Законы и их иерархия

4.2 Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства и законы в ней

Горизонтальная структура законодательства создается на основе вычленения предмета правового регулирования, т.е. определенного круга общественных отношений и метода правого регулирования…

Законы и их иерархия

4.3 Федеральная структура системы законодательства и законы в ней

Федеративное строение системы законодательства основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства…

Законы РФ, их виды и соотношение

2.

Законы субъектов Российской Федерации в системе законодательства

Российская Федерация — федеративное государство, в состав которого входят республики, автономная область, автономные округа, созданные в результате реализации права народов на самоопределение, края и области…

Морское законодательство США

2. Федеральные законы США в области морского законодательства

Кроме основ морского законодательства, заложенных в Конституции США, существуют федеральные законы, так называемые Общие законы (Public Law), связанные с торговым мореплаванием и морским правом…

Нормативно-правовой акт в системе источников права

2.1 Иерархическая система нормативно-правовых актов

В Российской Федерации установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов: · в зависимости от юридической силы: · Конституция РФ · Федеральные конституционные законы · Федеральные законы · Законы · Подзаконные…

Система законодательства

1 Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

Система права и система законодательства

4. Соотношение системы права и системы законодательства. Систематизация законодательства.

Система права и система законодательства

2.1 Понятие и структура системы законодательства

Определение понятия законодательства — проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием и характером правового регулирования…

Система права и система законодательства

Глава 2. Система законодательства. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства

Глава II. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства.

Система права и система законодательства

2.2 Структура системы законодательства

Структура системы законодательства — внутренняя организация упорядоченных нормативно-правовых актов, которая выражается в их согласовании и разделении на отрасли и институты законодательства…

Система права и система законодательства в сравнении

1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

Система российского права

3. Общая характеристика системы российского права. Соотношение системы права и системы законодательства

Правовые отрасли — основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений…

Становление системы Российского законодательства

Глава 2.

Понятие системы законодательства и её структура

Система законодательства — понятие и структура

Система законодательства — это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

— отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

— комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

— общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

— законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

— конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

-отраслевая («горизонтальная») — отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д.

законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства — трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

-иерархическая («вертикальная») — законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» — федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

admin