Виды референдума — Студопедия

Виды референдума — Студопедия

Большинство европейских конституций, употребляя термин "референдум", не раскрывает его содержание. К ним относятся конституции Греции, Ирландии, Италии, Албании, Молдовы, Польши, Словакии, Словении, Франции, Хорватии.

В конституциях ряда государств используется выражение "всенародное голосование" (Австрия, Беларусь, Лихтенштейн, Люксембург, Венгрия, Латвия). Наряду с этим в отдельных конституциях встречаются такие термины, как "совещательный референдум" (Финляндия, Швеция), "народный опрос" (Австрия, Германия), "обязательный" и "факультативный" референдум (Швейцария).

Базируясь на анализе соответствующих конституционных положений, можно констатировать, что термин "всенародное голосование" юридически идентичен термину "референдум".

Совещательный (консультативный) референдум, характерный для скандинавской конституционной модели и упоминаемый конституциями Финляндии и Швеции, так же, как и обязательный, связан с выявлением воли избирателей. Однако вынесенное им решение не является обязательным для государственных органов, обладает исключительно моральной силой, содействуя выяснению преобладающей позиции избирателей по конкретному вопросу.

Народный опрос также представляет собой форму изучения общественного мнения рекомендательного характера. Однако иногда он может нести элемент обязательности. Например, согласно конституционным нормам ФРГ, в стране применяется два вида народного голосования: собственно референдум, имеющий обязывающий (решающий) характер, и народный опрос, который является по существу консультативным референдумом, однако влекущим определенные правовые последствия. Так, если референдум назначается для утверждения федерального закона, регулирующего новое деление федеральной территории, то народный опрос осуществляется с целью предварительного выяснения мнения населения заинтересованных территорий по предлагаемому федеральным законом изменению статуса отдельных земель или их частей.

По результатам народного опроса конституцией предусмотрено принятие в течение двух лет федерального закона, учитывающего мнение граждан соответствующих территорий (ст. 29).

Обязательный (контрольный, решающий) референдум отличается от факультативного. Это различие заключается в том, что основания для его проведения четко определены конституцией и не предполагают каких-либо дополнительных условий. Иными словами, конституция в этом случае устанавливает, что решение по определенному кругу вопросов должно быть принято исключительно путем референдума.

Осуществление факультативного референдума предполагает определенные, зафиксированные конституцией условия, при наступлении которых он проводится. Например, для "запуска" процедуры референдума требуется предложение определенного числа депутатов парламента либо выдвижение народной инициативы по соответствующему вопросу. Следовательно, возможность проведения факультативного референдума ставится в зависимость от наличия определенных условий, которые могут и не возникнуть. Это означает, что в подобной ситуации вероятность назначения референдума не носит безусловного характера. Очевидно, что в этом случае решение может быть принято не только путем референдума, но и иными способами, указанными в конституции, например обычным парламентским путем.

Для иллюстрации рассмотрим ст. 140 Конституции Швейцарии, согласно которой ее присоединение к организациям коллективной безопасности или наднациональным сообществам должно быть предметом обязательного референдума. Эта статья, озаглавленная "Обязательный референдум", содержит и другие конкретные вопросы, составляющие исчерпывающий перечень, по которым референдум обязателен, причем отсутствуют какие-либо дополнительные условия, которые могли бы потребоваться для его проведения.

В то же время ст. 141 "Факультативный референдум" предусматривает условия, необходимые для осуществления этого вида референдума. Так, для вынесения на народное голосование определенных международно-правовых договоров, в частности, являющихся бессрочными и не подлежащих денонсации, предусматривающих вступление в международные организации, вводящих многостороннюю унификацию права, необходимо выдвижение требования об этом 50 тысячами избирателей или восемью кантонами.

Несмотря на указанные различия обязательного и факультативного референдумов, результаты того и другого являются обязательными.

Акты, принятые путем обязательного референдума, подлежат исполнению всеми органами государства, должностными лицами, учреждениями, организациями, гражданами. Отдельные авторы, например Е.В. Чиркин, считают, что юридическая сила таких актов выше силы закона, принятого парламентом *(76). Разделяя эту позицию, следует признать, что такие акты должны подлежать изменению или отмене тем же способом, каким они были приняты, то есть народным голосованием.

Относительно факультативного референдума некоторые ученые высказывали мнение, что его решение может быть изменено или отменено не только народным голосованием, но и представительным органом *(77). Тот или иной подход к данному вопросу, по-видимому, не должен влиять на признание обязательного характера соответствующих решений. Независимо от того, каков порядок изменения или отмены решений факультативного референдума, представляется, что такие решения обязательны в той же мере, что и решения обязательного, то есть способ изменения или отмены соответствующих решений не должен отражаться на обязательности их исполнения. Следует, однако, заметить, что вопрос о юридической силе актов, принятых референдумом, в сравнении с юридической силой актов, принятых парламентским путем, остается дискуссионным в науке конституционного права и анализ исключительно конституционных текстов не позволяет однозначно на него ответить.

Референдум РФ — это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим федеральным конституционным и федеральным законам и иным вопросам государственного значения.

Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения˸

1) изменение статуса субъектов РФ;

2) досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а равно проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы, досрочное формирование Совета Федерации либо отсрочка этих выборов;

3) принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств государства;

4) введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты;

5) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистия и помилование.

Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Особенностью всероссийского референдума является то, что он проводится на всей территории РФ.

В РФ принимают участие все граждане РФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ.

Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов.

Референдум РФ проводится по инициативе˸

1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них;

2) Конституционного Собрания.

Инициатива референдума не должна быть подана в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) ᴇᴦο результатов, а также в период избирательной кампании, проводимой по поводу выборов в федеральные органы власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ), либо если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФСРФ.

Не допускается проведение всероссийского референдума в случае введения военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ на весь период такого положения, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Принципы проведения всероссийского референдума˸

1) всеобщность;

2) равенство права всех граждан РФ на участие в референдуме;

3) волеизъявление граждан должно быть прямым на референдуме;

Читайте также

  • — Порядок проведения референдума в РФ.

    Назначает референдум Российской Федерации Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президентом, Конституционный Суд Российской Федерации проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца… .

  • суть референдума

    Варианты ответов к вашему кроссворду

    ОПРОС

    • Опрос о политическом будущем Каталонии (кат.

      Consulta popular no referendària sobre el futur polític de Catalunya; исп.

    • Суть референдума
    • Суть интервью
    • Референдум
    • Анкетирование по сути
    • Что скрывается за референдумом

    НАРОД

    • Наро́дный комиссариа́т вну́тренних дел СССР (НКВД СССР, Наркомвнудел) — центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка, в 1934—1943 годах (с перерывом с 3 февраля по 20 июля 1941 года) — также и по обеспечению государственной безопасности.
    • Чью волю выясняют, проводя референдум

    ПЛЕБИСЦИТ

    • Опрос всего населения для решения особо важного вопроса, референдум
    • Референдум
    • Всенародное голосование, референдум

    АДРЕС

    • Адрес-календарь — официальный справочник, издававшийся как централизованно, так и в губерниях и областях Российской империи.
    • Суть фразы "на деревню дедушке"
    • URL по сути

    АЛМАЗ

    • Алма́з (от др.-греч.

      ἀδάμας «несокрушимый», через араб. ألماس‎ и тур. elmas) — минерал, кубическая аллотропная форма углерода.

    • Суть "Орлова"

    АНАЛИТИК

    • Анали́тик — специалист, занимающийся изучением аналитических исследований и обобщений в определенной сфере деятельности, который в совершенстве владеет методами анализа, обычно способен прогнозировать процессы и разрабатывать перспективные программы развития.
    • Заглядывающий в самую суть явлений

    БЕГ

    • Бег — один из способов передвижения (локомоции) человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей.
    • Суть марафона

    БУФЕР

    • Буфер ассоциативной трансляции (англ. Translation lookaside buffer, TLB) — это специализированный кэш центрального процессора, используемый для ускорения трансляции адреса виртуальной памяти в адрес физической памяти.
    • Суть бампера
    • Бампер по сути

    ВВОЗ

    • Ввозы (в старинных документах — также «Увозы») — деревня в Дубровском районе Брянской области, в составе Рябчинского сельского поселения.
    • Суть импорта

    ВЕНТИЛЬ

    • Вентиль Фредкина (CSWAP от англ. Controlled SWAP — управляемый обмен) — универсальный трехвходовый логический вентиль класса C-U (контролируемые операции U), достаточный для построения схем любой степени сложности.
    • Суть водопроводного крана
    • Водопроводный кран по сути

    Эти слова находили также по запросам:

    Введение
    Глава 1. Референдум и плебисцит – понятия
    Глава 2. Виды референдумов
    Глава 3. Значение и особенности института референдума в некоторых государствах

    Заключение

    Библиография

    Введение

    Право напрямую участвовать в политической жизни своей страны закреплено практически в каждой конституции стремящихся к демократии государств. Граждане имеют право принимать прямое участие в выработке решений по ключевым вопросам посредством общенародного голосования, – как по своей собственной инициативе, так и вследствие исполнения обязательных положений конституции. И это право реализуется путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный (в некоторых странах совещательный) характер. О референдуме и плебисците как о видах народного голосования, о тонкостях их различи и о значении института референдума идет речь в настоящей курсовой работе.

    Задачи:

    Дать определение понятиям референдум и плебисцит;

    Дать сравнительную характеристику этим понятиям;

    Определить по каким принципам различаются референдумы;

    Определить значение референдума;

    Рассказать о некоторых особенностях институтов референдума в разных государствах.

    Глава 1. Референдум и плебисцит – понятия

    В мировой государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково.

    Поэтому надо сказать, что понятие плебисцит и референдум не вполне равнозначные и не всегда синонимичные.

    Понятие референдума:

    Рефере́ндум (от лат.referendum— то, что должно быть сообщено)— механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

    Референдум— важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум— это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

    Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

    Понятие плебисцита:

    «Плебисцит лат. plebiscitum, от plebs — простой народ и scitum — решение), постановление)- в Древнем Риме постановление, принимаемое собранием плебеев. Один из видов народного голосования. В международных отношениях применяется при опросе населения территории о ее принадлежности к тому или иному государству. В формально-юридическом смысле то же, что референдум. » «В некоторых странах (напр., во Франции) считается синонимом референдума. С формально-юридической точки зрения процедуры П. и референдума совпадают» . «Однако стилистическое различие имеется: плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона, как принято говорить, судьбоносный характер. Например, если голосованием избирателей формально и/или по существу решается вопрос о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.п., то такой референдум нередко официально или неофициально называют плебисцитом.»

    Итак, у понятия «плебисцит» как минимум два значения:

    1.

    Закон или решение, принятые собранием плебеев (в Древнем Риме).

    2. Один из видов всенародного голосования, устраиваемого для решения каких-либо особенно важных вопросов.

    Выборы президента, особенно если избирателям предлагается одна кандидатура, в развивающихся странах называют и референдумом (Египет), и плебисцитом. (Пакистан). Как видно из этого примера четкости по этому вопросу в мировой практике нет. Нельзя так же не отметить, что используя эти термины, нужно иметь в виду точность их перевода с иных языков, особенно неевропейских, поскольку смысловые обозначения не всегда совпадают.

    Хотя понятия «плебисцит» и «референдум» нередко отождествляются, все же можно найти ряд условных сходств и отличий.

    Как уже было сказано, многие авторы юридической литературы не видят отличий плебисцита от референдума по крайней мере с юридической точки зрения. Но некоторые авторы юридической литературы считают полезным обозначить их соотношение, особенно если они близки по процедуре проведения. Вот, например:

    «Однако плебисцитом в конституционном праве зарубежных стран часто называют референдум по вопросам, имеющим судьбоносный характер для страны или региона: о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, доверии лидеру страны. Плебисцит используется политиками для достижения не только юридических, но и политических целей, поскольку победа позиции инициатора плебисцита увеличивает многократно его политические шансы» .

    Во Франции плебисцит считается синонимом референдума. Примерами плебисцита являются голосования по поводу получения Наполеоном Бонапартом пожизненного консульства (1802) и наследственного императорского достоинства (1804), по поводу государственного переворота, совершенного президентом Французской II Республики Луи Бонапартом в 1852 г. Процедуры проведения плебисцита и референдума не отличаются друг от друга. Фактически плебисцитами являлись проводившиеся в начале 70-х гг. референдумы во Франции, в Египте в период президентства А. Са-дата. голосования в Чили в 1978, 1980 и 1988 гг. (последний П. 1988 г. был проведен по поводу продления мандата президента). в Южной Корее в 1969, 1972 и 1980 гг. В Бразилии 21 апреля 1993 г. был проведен П., в результате которого большинство поселения высказалось за сохранение в стране президентской формы правления.

    Институт референдума как формы непосредственной демократии нашел широкое применение в субъектах федерации США. Другие виды непосредственной демократии в США — народная инициатива, отзыв должностных лиц.

    Референдум и плебисцит безусловно близкие по значению понятия, ведь они на ряду со свободными выборами являются формами непосредственного народовластия и демократии в её классическом понимании.

    Некоторые авторы не причисляют плебисцит к форме непосредственного народовластия, считая, что при плебисците, народ не осуществляет власть, а всего лишь отвечает на тот или иной вопрос, предложенный ему институтом власти.

    И такая точка зрения не безосновательна, еще и потому, что «в настоящее время «прямая демократия» означает, что граждане имеют право принимать прямое участие в выработке решений по ключевым вопросам посредством общенародного голосования, – как по своей собственной инициативе, так и вследствие исполнения обязательных положений Конституции, т.е. независимо от желания правительства или парламента.

    Это определение содержит в себе первый критерий прямой демократии: прямая демократия действует в отношении решений по ключевым вопросам, а не в отношении отдельных личностей. Второй обязательный критерий можно сформулировать следующим образом: прямая демократия наделяет граждан властью , а ее процедуры направлены на разделение властных полномочий. Разделение полномочий обычно означает, что определенное количество граждан (численность группы должна быть определена законом) может инициировать процедуру прямой демократии независимо от желания исполнительной или законодательной власти. Этот критерий означает, что плебисциты, т.е. процедуры общенародного голосования, которые могут быть инициированы не гражданами, а исключительно властными институтами, также не имеют отношения к прямой демократии.

    В соответствии с данным определением, различие между плебисцитами и референдумами является базовым для понимания сущности прямой демократии. Зачастую это различие не учитывается, что приводит к взаимному непониманию сторон при обсуждении проблем прямой демократии» .

    Эти различия и определения носят достаточно условный характер. В некоторых странах, например, в Швеции существующий институт плебисцита именуется консультативным референдумом. А, например, в Болгарии определен предмет плебисцита, но не референдума. Значит, здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит — решающий.

    Понятиями, близкими к "референдуму", можно считать плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти четыре понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.

    Референдум (от лат. — "должное быть сообщенным") — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или важного постановления местного самоуправления.

    Плебисцит ("то, что сказал плебс", под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) — это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента).

    Различия между референдумом и плебисцитом.

    В ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого- либо законопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике.

    В ходе плебисцита избирательный корпус голосует за доверие личности.


    Организация проведения референдума. Формула референдума

    Процедура проведения референдума схожа с избирательной компанией, но имеет и свои особенности.

    Процедура проведения референдума включает ряд стадий:

    1. Инициатива о проведении референдума и его назначение. Референдум назначается:

    — главой государства (монархом или президентом);
    — главой государства с согласия парламента;
    — парламентом государства.

    Инициатива о проведении референдума может исходить непосредственно от названных органов государственной власти либо других управомоченных субъектов: народная инициатива, от группы депутатов парламента, от правительства, региональных органов власти, субъектов федерации.

    2. Формирование инфраструктуры референдума: составление списков участников референдума, формирование органов по организации и проведению референдума, образование участков для голосования.

    3. Формулировка вопроса, выносимого на референдум.

    Предмет референдума — это вопрос, подлежащий решению на референдуме.

    Его формулировка в бюллетене называется формулой референдума.

    В научной литературе выделяют несколько основных видов формул:

    — вопрос, обращенный к гражданам, требующий ответа «да» или «нет»;

    — несколько различных вопросов, обращенных к гражданам и требующих несколько ответов;

    — выбор двух или более вариантов решения.

    На референдум обычно не выносятся вопросы о налогах, бюджете, амнистии и помиловании, о размерах заработной платы и др.

    4. Агитационная и разъяснительная кампания.

    5. Стадия Голосования.

    6. Подсчет голосов и установление результатов референдума. Решения на референдуме обычно принимаются:

    — абсолютным большинством голосов (50% + 1 голос) от числа избирателей;

    — абсолютным большинством голосов (50% + 1 голос) от числа избирателей, принявших участие в референдуме, при условии, если в нем приняло участие не менее 50% от всех зарегистрированных избирателей.

    Решение, принятое путем референдума, выше по юридической силе решения, принятого парламентом или иным государственным органом. Решение, принятое путем референдума, обычно может быть изменено путем нового народного голосования, если иное не будет решено референдумом.

    admin