Профессиональное обучение инвалидов
Для инвалидов, ищущих место работы, созданы специальные программы трудостройства. С помощью данных программ есть возможность получить дополнительное образование и устроиться на желаемую работу.
Содержание
- Программа трудоустройства инвалидов
- Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов
- Обеспечение трудоустройства инвалидов — квотирование
- Некоторые особенности трудоустройства инвалидов
- Читайте также
- Начальное, среднее и высшее профессиональное образование инвалидов
- Гарантии инвалидам в сфере образования
- Особенности приема инвалидов в вузы
- Особенности проведения вступительных испытаний в вузы
- Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?
- Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера
- Формы профессионального обучения безработных инвалидов
Программа трудоустройства инвалидов
Непосредственное трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов обеспечивается специальной государственной программой гарантий, в которую в частности, входят:
- законодательно установленные квоты по приёму на работу субъектов, являющихся инвалидами;
- осуществление резервирование рабочих мест по специальностям, которые наиболее подходят для эффективного трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
- создание данной категории субъектов, необходимых условий для осуществления трудовой деятельности в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации;
Кроме того, активно используются разного рода меры экономического стимулирования, в число которых, например, входят:
- проведение льготной кредитно-финансовой политики по отношению к спецпредприятиям, на которых используется труд инвалидов;
-
стимулирование формирования предприятиями разного рода рабочих мест дополнительного типа, для осуществления трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
- создание необходимых условий для осуществления данной категорией субъектов активной предпринимательской деятельности.
Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов
Профессиональная подготовка субъектов, являющихся инвалидами, может осуществляться осуществляется в разного рода образовательных учреждениях, как общего, так и специального профиля.
Кроме того, профессиональная подготовка означенных субъектов может осуществляться непосредственно по месту осуществления ими своей трудовой деятельности. В этом случае подготовка осуществляется в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации данных субъектов (индивидуальный график, экстернат, заочное обучение и т.п.).
В первую очередь проведение профессиональной подготовки или же переподготовки субъектов, являющихся инвалидами, осуществляется по профессиям и специальностям приоритетного характера, освоение которых позволяет данным субъектам быть в достаточной степени конкурентоспособными на современных рынках занятости.
Обеспечение трудоустройства инвалидов — квотирование
Что касается законодательно установленных квот, которые предусматривает программа трудоустройства инвалидов, то необходимо отметить следующие обстоятельства. Те организации, в которых численность личного состава превышает тридцать человек, квота по приему на работу субъектов являющихся инвалидами, рассчитывается в процентах от среднесписочного количества сотрудников.
Разного рода общественного типа объединения инвалидов, а также основанные ими организации, чей уставный капитал составлен из собственно вклада данного общественного объединения, подлежат освобождению от обязательного квотирования трудовых мест для субъектов являющихся инвалидами.
В том случае, если работодатель не обеспечил или же не имел возможности обеспечить выполнение установленной квоты по трудоустройству инвалидов, то он обязан ежемесячно вносить в госбюджет обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного субъекта, являющегося инвалидом в пределах предусмотренной квоты.
Некоторые особенности трудоустройства инвалидов
Программа трудоустройства инвалидов предусматривает, что в определённых законодательно установленных случаях, работодатель обязан трудоустраивать субъектов, являющихся инвалидами и, исходя из медицинских рекомендаций, устанавливать для них неполное рабочее время и прочие, являющиеся льготными условия для осуществления трудовой деятельности.
Кроме того, трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов предполагает, что рабочие места для субъектов, являющихся инвалидами, обязаны соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к рабочим местам для данной категории субъектов в зависимости от присвоенной им группы нетрудоспособности.
Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам
8456 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!
|
Производство Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов
Реабилитационные услуги для инвалидов
Федеральный закон от 24 ноября 1995 ᴦ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки (ст. 9).
Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в ответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения они пользуются определенными льготами — их зачисление производится независимо от плана приема.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
При получении профессионального образования инвалидам предоставляется возможность обучаться по индивидуальному графику. Инвалидами бывают использованы и заочная форма обучения, практика экстерната͵ а также обучение на дому. В период обучения выплачивается стипендия в повышенном размере.
Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Минздравсоцразвития России. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 ᴦ. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» Минздравсоцразвития России, Министерству образования и науки РФ, Государственному комитету РФ по высшему образованию предложено организовать в подведомственных образовательных учреждениях профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов, в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.
Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 ᴦ., в котором указано, что при обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекомендации МСЭК.
Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться также непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ благодаря наличию на предприятиях широкой производственной базы и возможностей выбора профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения. В целом все виды профессиональной подготовки инвалидов — это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степени потери трудоспособности.
Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий, закрепленных в Законе от 24 ноября 1995 ᴦ., а также в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями:
1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специальных предприятий, применяющих труд инвалидов;
2) установление квоты для приема на работу инвалидов;
3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
6) создание условий для предпринимательской деятельности;
7) организация обучения инвалидов новым профессиям.
Закон обязывает местные органы власти обеспечить создание дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий для применения труда инвалидов. Законодательством установлено для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работающих в которых составляет более 30 человек, квоты для приема на работу инвалидов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
При несоблюдении предприятиями квоты для приема на работу инвалидов они вносят обязательную плату в Государственный фонд занятости населения. Вместе с тем применяются и определенные меры по созданию заинтересованности предприятия в приеме на работу инвалидов. Им устанавливаются налоговые льготы, кроме того, из местных бюджетов и иных источников выплачиваются компенсации на покрытие доходов, недополученных вследствие применения труда инвалидов.
В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 августа 1995 ᴦ. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и нужномные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания. Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населения.
Закон от 24 ноября 1995 ᴦ. предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места͵ требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.
В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 человек в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).
Рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от степени инвалидности.
Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать. Сегодня, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности, возникает потребность в расширении нужномного труда инвалидов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 ᴦ. № 1285 «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность. Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.
Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачом стационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания. Продолжительность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 часов в день.
Читайте также
Реабилитационные услуги для инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки… [читать подробенее]
Согласно Закону о социальной защите инвалидов государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР инвалида.
Профессиональное… [читать подробенее]
Согласно Закону о социальной защите инвалидов государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР инвалида. Профессиональное… [читать подробенее]
Начальное, среднее и высшее профессиональное образование инвалидов
Гарантии инвалидам в сфере образования
В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.
1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.
2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:
-
основного общего;
-
среднего (полного) общего
-
начального профессионального;
-
среднего профессионального;
-
высшего профессионального.
3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:
Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
-
приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
-
адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:
В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
5. Обеспечение:
-
инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
-
инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.
6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:
-
на уровне Российской Федерации;
-
в отдельных субъектах РФ.
7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст.
50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»:
«Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Особенности приема инвалидов в вузы
Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:
Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.
К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:
-
глухие;
-
слабослышащие;
-
слепые;
-
слабовидящие;
-
с тяжелыми нарушениями речи;
-
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-
другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.
«Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья» (пп. 21-21.1).
«Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях» (п. 29).
Особенности проведения вступительных испытаний в вузы
Особенности проведения вступительных испытаний в вузы для различных категорий инвалидов конкретно определены в документе «Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования», утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2895, а конкретно — в главе VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?
На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:
Федеральные головные центры по обучению инвалидов
-
по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»;
-
по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный институт-интернат»;
-
по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);
-
по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет»;
-
по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
Окружные учебно-методические центры по обучению инвалидов
Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера
В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей.
Студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.
Формы профессионального обучения безработных инвалидов
Профессиональное обучение безработных инвалидов может проводиться в следующих формах [См. постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения»]:
-
профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы;
-
обучение инвалида, имеющего профессию, второй профессии для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемой профессии;
-
повышение квалификации инвалида с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
-
стажировка для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;
-
повышение квалификации с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся у инвалида профессии, а также изучение новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.
Безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по указанным формам.
Добавить комментарий