Понятие технического регулирования

Понятие технического регулирования

Техническое регулирование: цели, задачи, понятия.

Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих обязательные требования к техническим объектам — продукции, процессам ее жизненного цикла (проектирование, производство, испытание, реализация и пр.), работам и услугам. Техническое законодательство — один из результатов деятельности по техническому регулированию.

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов – безопасность.

Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач:
1. регулирование внутреннего рынка и
2. создание благоприятных условий для развития внешней торговли.

Первая задача вызвана необходимостью выработать механизм формирования требований к продукции и к оценке ее соответствия в процессе создания и движения товара, который отвечал бы требованиям реформирования нашей экономики, придания ей социальной ориентации, повышения конкурентоспособности продукции и экономики в целом. Государство при этом устанавливает требования безопасности на базе оценки риска применения продукции с учетом реальных социально-экономических возможностей. Потребительские свойства формируются рынком. Задача же государства в этой области состоит в том, чтобы создать равные и благоприятные условия для всех участников рынка.
Вторая задача вызвана проблемами глобализации. Необходимо создать такой механизм технического регулирования, который, с одной стороны, позволял бы вести экономически выгодную для государства политику во внешней торговле, а с другой — был бы гармонизирован с правилами, установленными международным сообществом.



Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 345 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. II. Лингвистический конструктор. Из приведенных слов составьте и запишите определение понятия. Запишите само понятие, о котором идет речь
  2. II. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
  3. II. Решить задачи, связанные с дискретными случайными величинами.
  4. II. ЦЕЛИ ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ПРЕДМЕТ
  5. II.

    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

  6. II. цели, задачи, методы и предмет
  7. II. Цели, задачи, методы и предмет деятельности организации
  8. II. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
  9. IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  10. Анализ содержательной постановки задачи, выбор графического редактора
  11. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
  12. Билет13Техническое обслуживание воздушных линий напряжением до 1000В


Поиск на сайте:


Структура системы технического регулирования в РФ

Вступление в силу 1 июля 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании» и реформирование федеральных органов исполнительной власти обозначили новый этап реформы системы технического регулирования в России.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 на базе Госстандарта России была создана Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, которая в дальнейшем Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г.

№ 649 преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

17 июня 2004 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 294 утверждено Положение о Федеральном агентстве.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 мая 2004 г. № 717-р руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии назначен Григорий Иосифович Элькин.

В результате административной реформы создана исполнительная вертикаль: Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Сегодня она наделена необходимыми полномочиями, обеспечивающими реализацию Федерального закона «О техническом регулировании».

Минпромэнерго России осуществляет:
— правовое регулирование в области технического регулирования и метрологии, разработки технических регламентов, развитии системы аккредитации и добровольной сертификации;
— функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;
и определяет:
— порядок формирования экспертных комиссий по техническому регулированию; порядок исполнения функций национальным органом по стандартизации; формы сертификата соответствия и декларации о соответствии продукции нормам технических регламентов;
— правила регистрации деклараций о соответствии продукции;
— порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов;
— порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Ростехрегулированиеосуществляет:
— государственный контроль и надзор за соблюдением требований;
— сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов и информирование;
— функции национального органа по стандартизации (утверждает и издает национальные стандарты и классификаторы, создает технические комитеты и координирует их деятельность);
— опубликование уведомления о разработке технических регламентов и стандартов, утверждение перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;
— работы по аккредитации;

и осуществляет ведение:
— федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов единой информационной системы по техническому регулированию;
— перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
— реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;
— единого реестра выданных сертификатов; государственного реестра аккредитованных организаций

Ростехрегулирование, являясь федеральным органом исполнительной власти, оказывает государственные услуги в сфере технического регулирования и метрологии, а также управляет государственным имуществом через находящиеся в его ведении 136 организаций: 95 федеральных государственных учреждений (ФГУ), 23 федеральных государственных унитарных предприятия (ФГУП) и 18 организаций иных форм собственности.

Структура Ростехрегулированиявключает:

• 19 научно-исследовательских институтов и центров;

• 2 опытных завода;

• 86 ЦСМ (центры стандартизации, метрологии и сертификации в субъектах Федерации, выполняющие функции территориальных органов Государственной метрологической службы: поверку, калибровку, испытания с целью утверждения типа средств измерений, аттестацию испытательного оборудования и методик выполнения измерений, участие в аккредитации испытательных, измерительных, калибровочных лабораторий, проведение

межлабораторных сличений и др.);

• 7 межрегиональных территориальных управлений;

• ряд других государственных учреждений, осуществляющих организационно-методическую, образовательную и информационную деятельность в сферах стандартизации, метрологии, сертификации и каталогизации продукции.

Центральный аппарат Ростехрегулирования состоит из семи управлений:
• Управление метрологии;

• Управление технического регулирования и стандартизации;
• Управление развития, информационного обеспечения и аккредитации;
• Управление экономики, бюджетного планирования и госсобственности;
• Управление международного сотрудничества;

• Управление территориальных органов и региональных программ;

• Управление делами.
Общая численность сотрудников системы Ростехрегулирования составляет более 17 тыс. человек.

Ген: 0.003 с.

Госорганы.

Ростехрегулирование

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

  • Адрес: 119991, Москва, В-49, ГПС-1, Ленинский просп., д. 9
  • Телефон/факс: (495) 236 03 00
  • Официальный сайт: http://www.gost.ru

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование, бывший Госстандарт) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Находится в ведении Министерства промышленности и торговли России.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:

  • выполняет функции компетентного административного органа Российской Федерации в соответствии с Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенным в г. Женеве 20 марта 1958 г.;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • осуществляет руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также утверждение национальных стандартов;
  • ведет федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

В Федеральном законе N2 184 используются следующие основные понятия:

   аккредитация — официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

   безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью  животных и растений;

   ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры — _ обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами,  транспортными средствами с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

   декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

   декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

   заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия;

   знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

   знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

   идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным -признакам;

   контроль (надзор) над соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам пpoизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;

   международный стандарт — стандарт, принятый . ‘Международной организацией;

   национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

   орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;

   оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

   подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, переки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказа-, ния услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

   продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для.

дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

   риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

   сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

   сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

   система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

   стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

   стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции повышение конкурентоспособности продукции, работ и  услуг.

 

Главная » Полезные статьи » Документы технического регулирования


Документы технического регулирования


Вернуться назад на Техническое регулирование

Главная цель Федерального закона РФ «О техническом регулировании» — создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации. В результате принятия закона на отечественном правовом поле появилось созвездие новых норм, которые существенно меняют экономическую жизнь страны. Этот закон можно назвать «Конституцией для промышленности»: он отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» и ряда других нормативных актов. Закон требует внесения изменений и дополнений в значительное количество документов действующего законодательства, включая до 50 Федеральных законов и более 60 тыс. нормативных и правовых актов: приказы, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации и министерств и ведомств. Они известны как ГОСТы, ОСТы, СНИПы, СанПиНы, нормы пожарной и ветеринарной безопасности и т. д. Все они будут действовать до тех пор, пока их не заменит соответствующий технический регламент. Причем такая замена должна проходить плавно.

Не менее важной целью принятия Федерального закона РФ «О техническом регулировании» является приведение российских процедур стандартизации и сертификации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) — World Trade Organization (WTO), и в первую очередь, с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Данный закон противодействует превращению национальных стандартов и различных технических требований к продукции услугам в инструмент протекционизма по отношению к каким-либо группам товаропроизводителей. Гармонизация национальной системы стандартизации с международной облегчает выход российской высокотехнологичной продукции на мировые рынки, позволяет организовать кооперацию в ее производстве субподрядчиками из развитых стран.

Наглядным примером технического регулирования является решение Международной организации гражданской авиации о вступлении в силу конвенции, ужесточающей требования к уровню шумов двигателей самолетов, работающих на международных линиях Европейского союза (Евросоюза). Экономические последствия для российских авиакомпаний, использующих на международных рейсах отечественные самолеты, не отвечающие этим нормам, очевидны, и об этом много говорилось.

Концепция закона «О техническом регулировании» предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются Федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг) и сфера применения обязательных требований сводится к минимуму. Причем после вступления в силу технических регламентов обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и государственный контроль (надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических регламентов.

Кстати, в качестве основных нормативных элементов технического регулирования мировая практика определяет технические регламенты, международные, национальные и региональные стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), контроль и надзор.

И все-таки Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» является идеологическим и рамочным. В нем есть ряд неоднозначных посылок, которые при определенных условиях могут ухудшить нынешнее положение в этой области. Так, некоторые разделы действующих ГОСТов по стандартизации противоречат положениям закона; нет четкого определения об участии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в системах отечественной и международной сертификации. Однако в законе предусмотрен переходный период длительностью семь лет, в течение которых будут сосуществовать новые и старые элементы технического регулирования (т. е. соответствующие регламенты — документы, содержащие обязательные правовые нормы и принятые соответствующим органом исполнительной власти), и стандарты.

В полную же силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» начнет работать после введения технических регламентов и тогда Российская Федерация выйдет на формирование Единого кодекса законов о техническом регулировании.

Технический план
Техническое обеспечение
Унификация
Метрология
Стандартизация

Назад | | Вверх



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.
Admin

Для отправки комментария необходимо авторизоваться.