Переходный возраст у подростков

Переходный возраст у подростков

Подростковый возраст (11 – 15 лет) – период психологического взросления и полового развития ребёнка. Одни дети вступают в этот возраст раньше, другие – позже. Пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Этот период протекает трудно как для подростка, так и для взрослых.

То, что происходит с ребёнком в этот период можно описать одной фразой: «Моё тело словно взбесилось!» – идёт бурный рост и перестройка организма. В это время родителям нужно быть терпеливыми и с пониманием относиться к тому, что происходит. Но чтобы это понимание было, надо знать, какие изменения происходят с ребёнком.

Изменения в организме ребёнка

  1. Интенсивно развивается физическое и физиологическое развитие: увеличивается рост и вес (скачок роста у мальчиков варьируется от 13 до 15 лет, иногда до 17; у девочек – начинается и заканчивается на 2 года раньше).
  2. Происходит половое созревание (активизируется выработка половых гормонов).
  3. Появляются вторичные половые признаки. У мальчиков снижается тембр голоса, у одних это происходит быстро, у других – медленно.
  4. В функционировании сердца, лёгких и кровоснабжения головного мозга возникают трудности в связи с быстрым развитием организма. Это вызывает быструю смену физического состояния (от бодрости – к полной  усталости).
  5. Настроение изменчиво: бодрость и радость могут мгновенно смениться на полную пассивность и печаль. Эмоциональный фон неровен и нестабилен.
  6. Организм находится в постоянном стрессе из-за активной выработки гормонов, поэтому ребёнку сложно постоянно подстраиваться под физиологические и физические изменения.
  7. Благодаря быстрому развитию и росту у подростка появляется повышенный интерес к своей внешности, формируется образ физического «Я». Нередко, недовольство собственной внешностью приводит к замкнутости, развитию чувства неполноценности и даже неврозу.

Подростковые реакции

  • Дети в этот период обладают гипертрофированной потребностью в самостоятельности и общении со сверстниками, они хотят эмансипироваться от взрослых, уйти от полного их контроля.
  • Увлечения разнообразны и, зачастую, сменяющие друг друга, как правило, они связаны с неучебной деятельностью. Вмешательство, навязывание другого или давление со стороны родителей вызывает протест или бунт у ребёнка.
  • Общение со сверстниками в этот период занимает главное место в жизни подростка.

    Он стремится найти верного и близкого друга, который может его принять таким, каков он есть, сможет разделить его секреты и тревоги. Разлад может привести к глубокому разочарованию и даже к вражде.

  • Кроме близкого друга, подростки тянутся к другим компаниям и группам. Если компания благополучная, то это благотворно отразиться на формировании его личности. Главное – уберечь ребёнка от контакта с социально-неблагополучными группами подростков.
  • С родителями отношения детей в пубертатный период складываются сложно: возникают постоянные конфликты из-за контроля за выбором друзей, поведением, учёбой в школе. Ребёнок претендует на взрослость, самостоятельность и равные права в семье. Родители должны перестроиться и принять его взрослость.

В заключение

Понятно, что в пубертатный период сложности преследуют как подростка, так и его родителей. Но чтобы это время прошло с наименьшим количеством обострений и конфликтов в семье, необходимо проявить терпение и мудрость. Если пользоваться правилом «понять, простить, принять,» то все сложится хорошо. Не следует забывать, что и мы, взрослые, тоже когда-то были такими, далеко не простыми подростками.

Поиск Лекций


Особенности переходного возраста.

В период полового созревания радикально перестраивается не только функция гипоталамо-гипофизарной системы и активность половых желез, все без исключения физиологические функции претерпевают значительные, порой революционные изменения. Нередко это приводит к развитию несбалансированности отдельных систем между собой, нарушению согласованности в их действии, что негативно сказывается на функциональном состоянии организма.

К тому же влияние гормонов распространяется и на функции ЦНС, в результате чего подростки переживают серьезный кризис, связанный с внутренними и внешними факторами. Особенно неустойчивы в этот период эмоциональная сфера подростков и многочисленные механизмы саморегуляции.

Все это должны учитывать педагоги и родители, которые нередко забывают об особенностях «переходного» возраста, тем более о тех физиологических напряжениях, которые испытывают в этот период дети. Между тем многие психологические особенности подростков обусловлены их плохим самочувствием, частой и резкой сменой гормональной ситуации в организме, появлением совершенно новых и не всегда приятных телесных ощущений, к которым требуется постепенное привыкание.

Так, например, у многих девочек первые менструации часто сопровождаются достаточно сильными болевыми ощущениями, слабостью, общим упадком тонуса, значительной потерей крови. Иногда при этом повышается температура тела, возникают нарушения работы пищеварительной системы, наблюдаются вегетативные расстройства (головокружение, тошнота, рвота и т.п.). Все это, естественно, приводит к раздражительности и неуверенности, к тому же девочки нередко стесняются происходящих с ними изменений, не умеют объяснить свое состояние. Педагогу и родителям нужно проявлять особый такт и уважение к ребенку в такой момент. Было бы ошибкой заставлять девочку в «критические дни» ограничивать движения, отказываться от обычного режима — напротив, сохранение привычного модуса поведения (если самочувствие позволяет) способствует быстрейшему преодолению неприятных ощущений и возрастного кризиса в целом. Следует, однако, разумно подходить к уровню и характеру физической нагрузки, которая в такие периоды допустима: безусловно, должны быть исключены любые силовые нагрузки, связанные с натуживанием, а также чрезмерные по объему нагрузки — длительные пешие, велосипедные, лыжные и т.п. переходы, следует избегать переохлаждения и перегрева. Из гигиенических соображений лучше в этот период не принимать ванну, а использовать душ. В холодное время года молодым людям не следует сидеть на металлических и каменных поверхностях, ибо переохлаждение органов, расположенных в тазе и нижней части брюшной полости, чревато развитием целого ряда серьезнейших заболеваний. Любые болезненные ощущения у подростка являются поводом для обращения к врачу: значительно легче предупредить заболевание, чем после его лечить.

У мальчиков нет проблем с регулярными кровяными выделениями. Однако изменения в их организме в период полового созревания также весьма значительны и порой являются поводом для удивления и беспокойства как самого ребенка, так и окружающих его взрослых, которые нередко уже забыли, как этот период протекал у них самих. К тому же в современном мире существует много неполных семей, где мальчиков воспитывают мамы и бабушки, которые просто не подозревают о специфических «мужских» неприятностях пубертата. Первое, что часто беспокоит мальчиков на третьей—четвертой стадии полового созревания, — гинекомастия, т.е. набухание и болезненность молочных желез. При этом иногда из соска выделяется прозрачная жидкость, похожая по составу на молозиво. Как уже говорилось выше, этот период длится недолго и неприятные ощущения сами собой заканчиваются через несколько месяцев, однако здесь важно соблюдать гигиенические правила: держать грудь в чистоте, не занести руками в нее инфекцию, которая может надолго усложнить естественный процесс. Вслед за этим этапом происходит быстрое увеличение размеров полового члена, что создает поначалу неприятные ощущения, особенно если мальчик носит облегающую одежду — трусы и джинсы. Прикосновения одежды к головке члена в этот период бывают нестерпимо болезненными, поскольку мощнейшее рецептивное поле этого участка кожи еще не адаптировано к механическим воздействиям. Хотя с эрекцией все мальчики знакомы прямо с рождения (член эрегирует у здоровых детей в процессе мочеиспускания), сильно увеличившийся в размерах орган в момент эрекции доставляет многим подросткам физическое страдание, не говоря уже о психологическом напряжении. Между тем в норме здоровый подросток, как и молодой взрослый мужчина, почти ежедневно просыпается с сильно эрегированным членом — это естественное следствие активации блуждающего нерва во время сна. Подростки часто стесняются такого состояния, и требования родителей (или воспитателей в детских учреждениях) немедленно покинуть постель после пробуждения для них бывают невыполнимы именно по этой причине. Не следует оказывать на ребенка давление в этом отношении: со временем он выработает правильное поведение, которое позволит ему психологически приспособиться к этой физиологической особенности. Через 2— 3 мин после просыпания эрекция сама собой проходит, и подросток может встать из постели без ощущения неловкости. Аналогичные ситуации бывают при длительном сидении, особенно на мягкой поверхности: кровь приливает к органам таза, и возникает самопроизвольная эрекция. Так нередко бывает при езде в общественном транспорте. Подобная эрекция не имеет ничего общего с половым возбуждением и быстро и безболезненно проходит через 1—2 мин. Главное — не концентрировать внимание подростка на этом факте и уж тем более не стыдить его — он совершенно не виноват в том, что он здоров.

На четвертой—пятой стадии полового созревания (обычно в 15—16 лет) юноша уже практически готов к оплодотворению, его семенники непрерывно вырабатывают зрелые сперматозоиды, и семенная жидкость скапливается в эпидидимисе — специальном соединительно-тканном сосуде, где она хранится до момента эякуляции (семяизвержения). Поскольку этот процесс протекает непрерывно, количество семенной жидкости возрастает, и порой ограниченный объем эпидидимиса не способен вместить новые порции семени. В этом случае организм способен самопроизвольно освобождаться от скопившегося продукта — такое явление носит название поллюции и случается обычно по ночам. Поллюции — нормальная, здоровая и биологически целесообразная реакция молодого организма. Выбрасываемое семя освобождает место для новых порций продукции половых желез, а также предотвращает отравление организма продуктами распада собственного семени. Кроме того, не осознаваемое юношей половое напряжение, влияющее на активность всех сфер нервного и гормонального управления, благодаря поллюциям разряжается, и состояние организма нормализуется.

Половое влечение, просыпающееся у девушек и юношей на заключительных этапах пубертатного процесса, не имея выхода, часто перерастает в серьезную проблему. Многие из них находят для себя разнообразные способы разрядки, в том числе с помощью мастурбации. В прежние времена отношение к мастурбации было резко негативным, врачи уверяли, что она может вести к импотенции и психическим сдвигам. Однако исследования, проведенные во второй половине XX в., не подтвердили существование таких причинно-следственных связей, напротив, теперь принято считать, что мастурбация — нормальное и приемлемое средство снятия избыточного напряжения, когда нет другого способа удовлетворить половое влечение. Не следует поощрять, но и ни в коем случае не нужно упрекать или наказывать подростков за занятия мастурбацией — это само по себе пройдет без всяких последствий, после того как они станут взрослыми и начнут жить регулярной половой жизнью. Однако очень важно во всех случаях манипуляций с наружными половыми органами строго соблюдать меры гигиены и профилактики инфекционного заражения.

Регулярное мытье рук и ежедневное проведение гигиенических процедур с наружными половыми органами — важнейшие привычки, которые должны усвоить мальчики и девочки.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Вы сумели пережить полуночные кормления, умудрились выдержать капризы трехлетнего малыша и стойко сопротивлялись нежеланию шестилетки отправляться в первый класс.

Но одно только слово «подросток» наводит на вас неподдельный ужас и вызывает массу беспокойств! Чем же опасен переходный возраст у детей, и так ли страшен черт, как его малюют? Давайте разберемся в этом вместе.

Переходный возраст – что это такое?

У многих родителей переходный период ассоциируется с агрессивностью и раздражительностью, которые так и льются из их некогда улыбчивого и послушного ребенка. Скажем больше, основная масса пап и мам понятия не имеет, что им делать и как себя вести. Прежде чем ответить на этот животрепещущий вопрос, давайте выясним, что же происходит с нашими детьми в этом важном возрасте.

Итак, переходным возрастом у детей называют такой промежуток жизни, во время которого происходит их активное физическое и эмоциональное развитие. Половое созревание, окончательное формирование внутренних органов, интенсивная выработка целого ряда гормонов – это только краткий список происходящих перемен.

Стоит отметить, что у каждого ребенка переходный возраст имеет свои индивидуальные особенности и временные рамки. Точно сказать, сколько времени займет этот процесс, просто невозможно. Как правило, психологи и медики выделяют промежуток с 10-11 до 15-17 лет. Эти показатели могут варьироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Но сколько бы лет не длился этот возрастной период, он обязательно пройдет все три фазы:

  • Первая – подготовка тела и психики к предстоящим переменам. Эту фазу часто называют младшим подростковым возрастом;
  • Вторая (пубертатная) — собственно переходный возраст;
  • Третья (постпубертатная) — завершение психологического и физиологического формирования. Эта фаза относится к поре юношества и характеризуется растущей сексуальной активностью и большим интересом к противоположному полу.

Симптомы переходного возраста

Признаками сложного периода взросления становятся изменения во внешности. А так как у представителей разных полов они происходят по-разному, то и рассматривать их мы тоже будем отдельно друг от друга.

Характеристика переходного возраста у мальчиков

Переходный возраст у мальчиков выражается в следующих физиологических переменах:

  • Примерно к 10 годам у мальчиков происходит увеличение яичек и полового члена;
  • В 11-12 лет появляется пигментация мошонки, а на лобке появляются первые волосы;
  • К 12-13 годам процесс «взросления» половых органов становится еще более активным;
  • 13-14 лет – время бурного развития мускулатуры.

    Вчерашние малыши становятся значительно шире в плечах, сильнее и выше. За год мальчики могут вырасти на целых 8 см! Этот процесс длится до 20-22 лет;

  • С 14 до 16 лет происходит огрубение голоса, так называемая ломка. В этот же период времени над верхней губой парня появляется первый пушок, а руки, ноги и пах постепенно покрываются жесткими волосами;
  • С 10 до 14-16 лет у каждого подростка появляются ночные поллюции (самопроизвольное семяизвержение). Это абсолютно нормальное явление, которого не стоит бояться.

Проблемы психологического характера начинаются как раз тогда, когда подросток начинает ощущать увеличение сексуальной активности и собственной силы. В этом возрасте мальчики испытывают острую потребность доказать и окружающим, и самому себе, что они являются взрослыми и самостоятельными. Перед вами мужчина, так будьте любезны вести себя соответствующе!

И все бы хорошо, вот только эта постоянная борьба лишает подростка равновесия и кардинально меняет его характер в худшую сторону. Взрослеющий мальчик старается получить те же права, которые есть у взрослых, он часто путается в новых ценностях, боится грядущих перемен и не понимает всей меры ответственности за «взрослые» поступки. Но и оставаться в роли маленького ребенка подросток тоже не желает. Пытаясь разобраться во всех сложностях и противоречиях, он становится агрессивным, раздражительным, неуправляемым или же замкнутым, упрямым и застенчивым.

Задача родителей в воспитании мальчика-подростка состоит в том, чтобы вовремя объяснить природу физиологических перемен, понять настроение ребенка и помочь ему проявить свою мужественность через призму спорта, общественной деятельности, первых подработок и т. д.

Если же внимания и понимания со стороны взрослых нет, юноша начинает искать негативные способы самоутверждения – безделье, бродяжничество, алкоголь, хулиганство, курение и даже наркотики.

Характеристика переходного возраста у девочек

Переходный возраст у девочек также имеет свои внешние проявления:

  • К 8-10 годам кости таза начинают постепенно расширяться, а бедра и ягодицы становятся более округлыми;
  • Лет в 9-10 усиливается пигментация околососковых кружков, они заметно припухают и начинают выступать;
  • Период с 10 до 11 лет характеризуется появлением первых темных волос в подмышечных впадинах и области лобка.

    Развитие и рост молочных желез также активизируются;

  • Первая менструация припадает на 11-12 или 13-14 лет. Тогда же девочки начинают усиленно тянуться вверх. Это продолжается до 17-18 лет;
  • К 16 годам менструальный цикл становится стабильным и регулярным. Тогда же наблюдается увеличение мышечной и жировой ткани.

Как правило, девочки, пребывающие в переходном возрасте, испытывают огромное недовольство своей внешностью, они очень требовательны к себе и крайне закомплексованы. Лицо, фигура, волосы, одежда, речь – им все не так! Страх стать толстыми и некрасивыми толкает девчонок на необдуманные поступки. Они начинают изнурять себя строжайшими диетами, а часто и вовсе отказываются принимать пищу.

Чем чревато такое пищевое поведение? Как минимум девочка потеряет не только мышечную, но и костную ткань, которую уже никогда больше не сможет нарастить. Вторая проблема – это анорексия, тянущая за собой ряд серьезных проблем.

Родителям девушки-подростка следует быть еще более внимательными! Не забывайте, главным мужчиной в ее жизни сейчас является отец. Одно его неосторожное слово, один-единственный намек на неидеальную внешность могут решить все. Также постарайтесь сформировать убеждение в том, что для хорошей фигуры нужны не голодовки, а спортивные нагрузки. И запишите дочь на танцы или гимнастику!

Отметим и то, что девочки-подростки часто переживают болезненные конфликты с ровесницами, причиной которых становятся мальчики. Да-да, именно на этот сложный возраст припадает первая любовь, которая зачастую бывает безответной и дает еще один повод усомниться в собственных достоинствах.

Общие симптомы подросткового кризиса

Какими бы разными не были мальчики и девочки, есть ряд признаков, которые характерны и тем, и другим:

  • Прыщи и угревая сыпь. Переходный возраст у детей почти всегда сопровождается повышенной сальностью кожи, в результате чего спина, грудь и лицо покрываются высыпаниями.
  • Все те же гормональные перемены приводят к усиленной сальности волос.
  • Обидчивость, упрямство, резкость и категоричность – в этом заключается знаменитый юношеский максимализм.

Как пережить бурю, или полезные советы для родителей

  • Совет 1. Дайте больше свободы

Доверьте подростку что-то очень важное: оплатить коммунальные услуги, выбрать подарок на день рождения бабушке, заказать покупки в интернет-магазине и т. д. Хочет быть взрослым? Пусть разделит эту участь вместе с вами! И не стоит контролировать каждый шаг своего ребенка, этим вы не добьетесь ничего хорошего.

  • Совет 2. Научитесь договариваться

Отпуская подростка на вечернюю прогулку, установите точные временные рамки его возвращения домой. При малейшем опоздании он должен обязательно предупредить вас об этом. То же самое касается ночевок у друзей или молодежных вечеринок. Не запрещайте сыну или дочери посещать их, но обязательно уточните адрес «места дисклокации».

  • Совет 3. Будьте терпеливы

Не отвечайте грубостью на грубость, не закатывайте истерик на тему «До чего ты довел мать». Попробуйте поговорить в спокойной обстановке и прийти к компромиссу.

  • Совет 4. Проявите интерес

Юноши и девушки ощущают потребность поделиться с кем-то своими мыслями и взглядами на жизнь. Если родители относятся к детям равнодушно или поднимают их рассуждения на смех, очень скоро чадо найдет себе другого слушателя или же закроется в себе. Разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их жизнью и увлечениями, спрашивайте их мнение в решении важных семейных вопросов. Подросток должен знать, что он вам не безразличен.

  • Совет 5. Не давите на подростка

Быть послушным = быть маленьким. Любые ваши приказы и требования приведут к непослушанию. Смените тон и стиль поведения, не приказывайте, а просите и предлагайте.

  • Совет 6. Станьте примером

Многие родители жалуются на то, что их сын или дочь совершенно не читает книги, просиживает за компьютерными играми дни напролет, разбрасывает по дому одежду… А сами вы не грешите тем же? Поверьте, привить ребенку хорошие привычки можно только собственным примером.

  • Совет 7. Станьте ребенку другом

Подростки просто уверены в том, что взрослым людям их никогда не понять. Неужели их строгие мамы и папы тоже прогуливали уроки, влюблялись, пробовали первую сигарету, гуляли до рассвета? Да быть такого не может! Откройте себя с новой стороны, расскажите ребенку какую-то историю из своей молодости, предстаньте перед ними обычными людьми со своими комплексами и недостатками. Только это позволит вам быть равными друг другу.

Желаем Вам счастья и взаимопонимания!

Психологические аспекты переходного возраста

Подростковый период привычно называют переходным возрастом. Труден он для родителей, которым нередко становится сложнее общаться со своими детьми. Теряется тот контакт, который был возможен совсем недавно, когда подросток был еще ребенком. Труден этот период и для детей. Во время переходного возраста появляются новые, очень важные задачи развития личности, а также — происходит рост и созревание организма ребенка. Все это сопровождается субъективными переживаниями детей.

Многие родители с некоторым беспокойством ожидают, когда их чадо «вступит» в переходной возраст, и не даром. После довольно спокойного периода детского садика и младших классов подростковые годы кажутся тяжелыми и бурными. Развитие ребенка в переходном возрасте отличается быстрыми темпами, и особенно значительные изменения наблюдаются в плане формирования личности. Подросток начинает чувствовать свое «Я», пытается его отстоять в «войне» с родителями, учителями, сверстниками и одноклассниками. Подобная реакция — желание освободиться от опеки взрослых и контроля с их стороны — вполне предсказуема. Собственное «Я» подростка родилось, но еще не выразилось, не нашло опоры ни внутренней, ни внешней. Ему нужна мудрая поддержка, а не диктат, каким бы «правильным» и «разумным» он не казался родителям.

Ошибки родителей и преподавателей, в большинстве случаев состоят в том, что они хотят, чтобы подросток подчинился их воле, выполнял их указания и прислушивался к их нравоучениям, что в корне неверно. Такие действия ожесточают подростка, духовно отталкивает его от взрослых, препятствует развитию самостоятельности, делая детей приспособленцами с полностью подавленным мнением.

Авторитарные родители всегда требуют от своего ребенка беспрекословного исполнения их пожеланий, и, в большинстве случаев, не считают, что они обязаны при этом объяснять причины своих действий. Родители желают не только быть в курсе всех событий, но и активно управлять ими, что является не вполне корректным. Дети таких родителей довольно часто замыкаются в себе, их общение с родителями сводится к минимуму. Некоторые подростков в таких случаях конфликтуют с родителями, но намного чаще они стараются приспособиться к стилю отношений, который сложился в их семье, а это приводит к тому, что подростки становятся неуверенными в собственных силах, без волевыми и неспособными принимать самостоятельными решения.

Много трудностей возникает и в том случае, если родители ожидают от своих детей чего-то сверхъестественного, недостижимого, а ребенок не может оправдать их ожидания. Неоправданные завышенные ожидания чаще всего приводят к тому, что духовная связь между родителями и детьми постепенно разрывается. Ребенок желает самостоятельно принимать решения, и конечно же будет отвергать завышенные требования родителей.

Совсем иные действия, так называемых демократичных родителей, которые всячески поощряют самостоятельность подростка, его способности к самовыражению, дисциплинированность. Родители без необходимости не вмешиваются в дела подростка, не ущемляют детских прав, однако требуя при этом выполнения ряда обязанностей.

Несмотря на все капризы переходного возраста наиболее оптимальным вариантом является родительский контроль в рамках разумного, теплая атмосфера в семье, дружественный совет, а не указание и принуждение. В таких условиях вероятность конфликтов низка, а условия для формирования личности — наилучшие.

Родители должны понять главное, подростковый протест, характерный для переходного возраста — необходимая составляющая развития личности ребенка, и несмотря на свое поведение, ребенок знает что вы его любите.

Переходной возраст: основные этапы

У некоторых детей период перехода от детства к юношеству проходит совершенно незаметно для них и окружающих, у других — становится настоящей катастрофой. До недавних пор спокойный и послушный ребенок в один момент становится раздражительным, конфликтным, а порой и вовсе агрессивным. Для переходного возраста характерно несколько этапов, в которых подросток играет разные роли и предъявляет к взрослым разные требования в отношении признания собственной значимости и самостоятельности.

«Локально-капризный» этап характерен для детей в возрасте 10-11 лет. Он характеризуется тем, что у ребенка возникает потребность в признание его со стороны взрослых и желание решать практически все задачи самостоятельно.

В возрасте 12-13 лет наступает второй этап переходного возраста — «право-значимый». Подростку в этот период необходимо признание общества. На первое место становятся не обязанности, а права.

К 15 годам наступает последний, третий этап — «утверждающе-действенный». Наиболее характерная его черта — желание подростка самореализоваться, проявить себя в семье и обществе.

Все эти три этапа характерны как для переходного возраста у мальчиков, так и для девочек.

Подростковый возраст считается самым сложным, но и самым важным в жизни человека.

Такая точка зрения связана, прежде всего, с тем, что в этом возрасте человек переходит границу, разделяющую детство и взрослость.

Однако одной из самых важных особенностей подросткового возраста является личностная нестабильность детей в этот период. Противоречащие друг другу стремления, пожелания и действия довольно часто встречаются в этом возрасте. И продолжается это до тех пор, пока ребенок сам не поймет и не решит для себя, повзрослел он уже или еще нет…

Подростковый возраст смешиваете с юношеским. Точных разделительных границ перехода от подростничества к юношеству нет. Вместе они составляют период примерно от 12 до 21 года. И в этот период происходит половое созревание, совершается глобальная по масштабам эволюция, как физическая, так и психическая. В итоге человек находит свое лицо, обретает нового себя. А вы обретаете нового ребенка.

В древних культурах вопрос взросления решался просто: подросток, пройдя обряд посвящения (инициации), входил в мир взрослых. Инициация для мальчиков и девочек была различной. В большинстве племен для девочек особого обряда посвящения не было. Для мальчиков этот обряд становился настоящим психологическим испытанием и также часто сопровождался каким-либо физическим воздействием. Если мальчик выдерживал все эти испытания — он становился мужчиной, Это признавали окружающие, в это верил он сам.

Своеобразным аналогом подобного-посвящения в советскую эпоху были прием в пионерскую организацию и комсомол. Несмотря на ярко выраженную партийную идеологию, эти действия были очень важны, так как символизировали факт взросления ребенка, переход его на новый уровень своего развития.

Сегодня таких вех нет.

Есть поступление в школу, в высшее учебное заведение, первая зарплата, женитьба или замужество, рождение детей, карьерный рост, но это все уже не относится к подросткам, хотя и является своеобразным переходным периодом. Поэтому каждому из них приходиться решать самому, что считать признаком своего взросления. Кризисное состояние неизбежно — это показатель нормального развития. Кризис представляет собой нечто вроде «точки бифуркации», когда система полностью преобразуется и переходит в иное качественное состояние.

admin