Пенсионные правоотношения по социальному обеспечению

Пенсионные правоотношения по социальному обеспечению

Понятие и общая характеристика пенсионных правоотношений.

Соответствующие пенсионные правоотношения является одним Из видов общественных отношений и особой формой осуществления права на пенсию.

В целом в теории права правоотношения рассматриваются как особая форма социального взаимодействия, объективно возникает в обществе в соответствии с за кона.

Правоотношения складываются, возникают, измеряются и прекращаются под действием правовых норм. И так правовыми отношениями называют связью между участниками (субъектами) их взаимные права и обязанности, которые регулируются нормам права. В общем пенсионные отношения е правовыми отношениями (в Другом виде они практически не существует), так по сколько возникают лишь при наличии норм пенсионного законодательства.

Правоотношения тесно связаны с фактическими отношениями, их динамико Эта норма глубоко проникает в регулирование правом на экономических и материальных отношений, пенсионные отношения относятся к категории материальных, имущество отношений), поскольку зависят не только от правовых норм, но прежде всего от опосредованных или фактических отношений, материальных отношений условий, жизненных обстоятельств или, как принято говорить, юридических факторов, е отдельного предпосылкой осуществления всех видов пенсионных правоотношений.

Юридический факт — это закрепленный в нормах права факт объективной действительности (событие, волевое влияние людей и др.)., который выступает как основание возникновения изменения и прекращения правовых отношений.

К юридического состава, необходимого для возникновения пенсионных правоотношений могут включаться такие юридические факторы, как достижение гражданином пенсионного возраста, инвалидность, смерть кормильца, иждивенца, причина инвалидности и причина смерти кормильца, трудовой стаж и выслуга лет.

Для возникновения пенсионных правоотношений в связи с назначением пенсии по возрасту необходима такая совокупность юридических факторов:

— достижение определенного возраста

— наличие учрежденийной законом продолжительности трудового стажа

— волеизъявление гражданина

— решение органа социальной защиты населения о назначении пенсии.

Для пенсионных правоотношений характерно разнообразие их видов. Видов пенсионных правоотношений сколько же, сколько видов пенсий.

Законодательством установлены четыре вида пенсий: по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца, а для некоторых категорий государственных служащих и специалистов народного хозяйства и за выслугу лет.

Пенсионные правоотношения, как и другие правовые отношения, характеризуются тем, что их участники (субъекты) имеют определенные взаимные права и на них возложены соответствующие обязанности. Соответствующие обязанности прав установлено нормами права.

Правоотношения всегда бывают двусторонними: правую одного субъекта (юридического или физического лица) соответствует обязанность другого, и наоборот.

Из этого следует что орган который, осуществляющего пенсионное обеспечение, должен в срок назначать пенсию.

Характеризуя пенсионные правоотношения, следует отметить, что структур виды пенсионных правоотношений делятся на две группы:

1) правоотношения по поводу пенсионных видов пенсионного обеспечения (основные или материальные правоотношения)

2) процедурно-процессуальные отношения по установлению юридических факторе и; рассмотрения споров между сторонами правоотношений, если только закон не отнес их к спорам, рассматриваются в судебном порядке.

Учитывая изложенное представляется необходимым отметить характерные главные, типичные черты пенсионных правоотношений, получивших признание в юридической литературе:

1) пенсионные правоотношения е такими общественными отношениями, которые могут существовать только при наличии норм пенсионного обеспечения

2) пенсионные правоотношения имеют длительный характер

3) пенсионные правоотношения, ряд гражданско-правовых отношений, являются имущественными отношениями

4) типичной чертой пенсионных правоотношений е применения к ним (в случае обеспечения пенсией по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет) принципа дифференциации размеров пенсии

5) в пенсионных правоотношениях отсутствуют принципы взаимности: обязанность органа социальной защиты населения и соответствующее субъективное право пенсионеров не обусловлено действуешь пенсионера в ответ на дело органа соц. защиты. На стороне органа стоит обязанность назначения пенсии, а на стороне пенсионера ее получить за соответствующую работу в прошлом.

4.

Субъекты, объекты и содержание пенсионных правоотношений.

Пенсионные правоотношения, как и другие правовые отношения, структурно состоят из следующих элементов:

субъекты правоотношений

объект и содержание правоотношений.

Одним из субъектов конкретных правоотношений пенсионных всегда есть гражданин или семья, наделены пенсионной правопрацездатнистю, а другим — соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Субъектами правоотношений пенсионных могут быть граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые занимались определенным видом общественно полезной деятель-ности. Это могут быть работники предприятий и организаций, государственные служ-щие, военнослужащие работники правоохранительных органов, ученики, студенты, курсанты учебных учреждений и другие категории граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование.

Правовое положение каждого гражданина определяется как, общими, так и би-льш конкретными возможностями, предоставляемыми ему правовыми нормами.

Во пенсионной правоспособность в понимают способность граждан приобретать субъективное право на пенсию и владеть им, вступать с конкретные пенсионные правовид-носини.

Для того, чтобы было осуществлено субъективное право на пенсию граждане осуществляют определенные действия.

Для определения круга лиц, имеющих право на пенсию, первоочередное значение имеют определенные юридические факторы, необходимые для возникновения и существования пенсионных правоотношений. Таким является достижение определенного возраста, наступление инвалидности, неполной нолиття.

Другим субъектом пенсионных правоотношений е соответствующий государственный орган. Чаще всего это — районное (городское) управление социальной защиты населения, является органом специальной компетенции.

Объект правоотношений По мнению ученых, объектами правоотношений служат определенные общественные отношения, других — вещи и Другие блага, иных — и то, и то.

Под субъектами права понимается предмет регулирования, т.е. определенный круг общественных отношений, регулируется данным правовыми нормами.

Объектами правоотношений являются объекты (регулирования) регулируемых правом общественных отношений, то есть внешние предметы, на них направлены эти отношения. Такими объектами B.C. Андреев, например, считает виды общественных отношений, которые выступают в правовой форме.

В пенсионных правоотношениях объект имеет самостоятельное значение, он совпадает с действиями субъектов пенсионных правоотношений и существует для того, чтобы сто-роны пенсионных правоотношений могли реализовать свои субъективные права и юридические обязанности, на него направлено их влияние.

Значит, обязанностью правоотношений е на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

Содержание пенсионных правоотношений.

Субъективное право характеризуется тремя основными признаками:

видом (1 степени) возможного поведения правомочного субъекта

— возможность требовать (в необходимых случаях к) соответствующего поведения обязанного субъекта

— возможность прибегнуть в необходимых случаях к содействию органов власти.

Субъективное право на пенсию-это мера возможного (дозволенного) поведения, обеспе-печеный государством. Эта возможность, которая составляет содержание субъективного права на пенсию, выражается

а) возможности определенного поведения самого субъекта права на пенсию право-мочного; требовать определенного поведения

б) возможности субъекта права на пенсию как правомочного требовать определенного поведения обязанных лиц органов, осуществляющих пенсионное обеспечение

в) в возможности субъекта права на пенсию обратиться в государственные органы (вы-исполнительной власти или суда) с помощью и защитой своего нарушенного права.

Министерство  образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Дмитровский государственный  политехнический колледж

Специальность 030912

 «Право и организация     социального обеспечения»

Курсовая работа

по МДК.01.01 «Право социального обеспечения»

на тему: «Общая характеристика пенсионных правоотношений в РФ»

                           Выполнил: Лемкина И.И.

  студент гр. П-26    

 Проверил: Полунина Е. М

г. Дмитров

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Пенсионная система. Понятие и виды пенсий………………………….5

      1.1. Пенсии по государственному пенсионному страхованию………..…..5

Глава 2. Обязательное пенсионное страхование в РФ………………………..16

Глава  3.Негосударственное пенсионное  обеспечение в РФ…………………23

        3.1.Понятие  негосударственного пенсионного фонда…………………23

        3.2.Формирование  пенсионных резервов……………………………..….26

        3.3. Действие пенсионного фонда……………………………………….…27

Заключение…………………………………………………………..……………30

Список использованной литературы………………………………..…………..31

Приложение………………………………………………………………………33

ВВЕДЕНИЕ

Пенсионные правоотношения является одним из видов общественных отношений и особой формой реализации права на пенсию. Они составляют самую большую группу правоотношений по пенсионному обеспечению.
В общей теории права правоотношения рассматриваются как особая форма социального взаимодействия, объективно возникает в обществе в соответствии с законом, участники которой имеют взаимные корреспондирующие права-обязанности и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, который не запрещен государством или гарантированный и охраняется в её лице определенных органов.
Правоотношения складываются, возникают, изменяются и прекращаются под действием правовых норм. Поэтому правовыми отношениями называют связь между участниками (субъектами), их взаимные права и обязанности, которые регулируются нормами права. Пенсионные отношения являются правовыми отношениями (в другом виде они практически не существуют), поскольку возникают лишь при наличии норм пенсионного законодательства. Это весьма существенная особенность пенсионных правоотношений, которая отличает их от других правоотношений.

В таком аспекте очень важно и то, что при реализации нормы права в правоотношениях проявляется ее соответствие (или несоответствие) конкретным условиям, общественным потребностям, задачам регулирования.
Реализация нормы в правоотношении показывает, насколько полно и точно определено в норме главные, типичные черты этих отношений, насколько реальной является норма.

Правоотношения тесно связаны с фактическими отношениями, их динамикой. Они глубоко проникают в регулируемые правом экономические, материальные отношения (пенсионные отношения относятся к категории материальных, имущественных отношений), поскольку зависят не только от закона, но прежде всего от косвенных или фактических отношений, материальных условий, жизненных обстоятельств или, как принято говорить, юридических фактов, является отдельной предпосылкой осуществления всех видов пенсионных правоотношений.

Тема курсовой работы актуальна, так как пенсионные правоотношения, как и другие правовые отношения, характеризуются тем, что их участники (субъекты) имеют определенные взаимные права и на них возложены соответствующие обязанности.

Объем прав и обязанностей установлен нормами права. Правоотношения всегда бывают двусторонними: правую одного субъекта (юридического или физического лица) соответствует обязанность другой, и наоборот. Так, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, должен назначить в установленные сроки пенсию, а пенсионер имеет право требовать своевременного ее назначения и выплаты. Одновременно пенсионер обязан извещать районное (городское) управление социальной защиты населения о различных обстоятельствах, которые влекут за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, а управление имеет право требовать сообщения таких данных.

В случае невыполнения него обязанности и получения лишних сумм пенсии пенсионер должен возместить органу социальной защиты населения причиненный ущерб.

Цель курсовой работы — дать определение объектов правоотношений по социальному обеспечению. Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.

Глава 1. Пенсионная система. Понятие и виды пенсий

    1. Понятие пенсионной системы

Пенсионная система  Российской Федерации в зависимости  от источников ее финансирования подразделяется на пенсионное обеспечение и пенсионное страхование. Пенсионное обеспечение распространяется на лиц, пенсии которых финансируются за счет общегосударственных ресурсов из федерального бюджета. Другая часть российской пенсионной системы — пенсионное страхование — финансируется за счет обязательных и добровольных взносов юридических и физических лиц.

Таким образом, пенсионным обеспечением охватываются те граждане Российской Федерации, которые в  силу различных причин, прежде всего, сложившихся в прошлом традиций и специфики причин полученной ими  нетрудоспособности, не могут использовать страховой метод финансирования выплаты пенсии.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. И доп. От 08.05.2004) находится в соответствии с Конституцией Российской Федерации и устанавливает основания для возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, а также определяет порядок ее назначения.

Также в Российской Федерации  наравне с государственным пенсионным обеспечением существует и негосударственное, которое регулируется Федеральным законом от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. От 10.01.2003).

Средства для выплаты  пенсий по государственному пенсионному  обеспечению не создаются на страховой  основе, т.е. с помощью обязательных и тем более добровольных страховых взносов.

Лица, получающие по настоящему Закону пенсионное обеспечение, должны быть заняты общественной деятельностью, результаты которой не являются предметом  купли-продажи в государственных  организациях и учреждениях, финансируемых из федерального бюджета. В этих условиях пенсионное обеспечение на страховой основе теряет смысл. В еще большей степени это относится к пенсиям, получаемым по случаю утраты здоровья, необходимости оказания помощи инвалидам с детства и тому подобным социальным группам населения.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению может  назначаться и выплачиваться  только в соответствии с Федеральным  законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. И доп. От 08.05.2004). Вместе с тем Закон допускает существование иных федеральных законов для лиц, пенсионное обеспечение которых не предусмотрено в рамках настоящего Закона о государственном пенсионном обеспечении.

Принципиально важно, что всякого рода изменения в условиях и нормах пенсий, предусмотренных в Законе о пенсионном обеспечении, могут осуществляться лишь при условии внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Это общее положение  дополняется статьей об основных понятиях, используемых в законе. Понятия, отраженные в указанном Законе, касаются всех наиболее важных сторон системы  государственного пенсионного обеспечения: самой пенсии, условий ее получения и тех, кто ее получает. С этой целью рассматриваются понятия «пенсии по государственному пенсионному обеспечению», «стаж государственной службы», «трудовой стаж», «среднемесячный заработок», «федеральные государственные служащие», «граждане».1

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) ; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это  не только ежемесячная денежная выплата, но и компенсация утраченного заработка (дохода) в связи с прекращением государственной службы, компенсация вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы, а также предоставление нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

Понятия «стаж трудовой деятельности» и «среднемесячный  заработок» введены для определения  размера государственной пенсии, которая рассчитывается в зависимости  от продолжительности трудовой деятельности и вклада трудящегося в общие  производственные итоги. При этом стаж государственной службы учитывает не только продолжительность трудовой деятельности, но и характер деятельности, дающей право в соответствии с настоящим Законом на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

За среднемесячный заработок в настоящем Федеральном законе принимаются денежное содержание, вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые используются в качестве измерителя результативности труда.

Понятие «федеральные государственные  служащие» выделяет из общей массы занятых ту их часть, которая замешает должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих. Кроме того, государственное пенсионное обеспечение распространяется на лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, на нетрудоспособных граждан, в том числе инвалидов, инвалидов с детства, детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей, граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Особо следует отметить, что не все нетрудоспособные граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К этой категории относятся лица, находящиеся на иждивении мужа (жены), лица, неоднократно отбывавшие сроки заключения по решению судебного органа, и другие лица, не удовлетворяющие требованиям на получение иных государственных пенсий.

Рассмотрение общих  положении Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» включает в себя статью о праве  на пенсию по этому Закону.

Это право предоставляется  гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Важно то, что в этой статье провозглашается право выбора пенсии в том случае, если гражданин имеет право на различные пенсии. По желанию гражданина ему устанавливается одна из пенсий , на которую у него есть права.

Так, в частности, условиями  для предоставления этой пенсии являются:

— прекращение государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

— вред, нанесенный здоровью граждан при прохождении военной службы в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца при достижении установленного законом возраста;

— отсутствие у нетрудоспособного гражданина средств к существованию.

Закон № 166-ФЗ выделяет следующие  категории граждан, подлежащих государственному пенсионному обеспечению:

• федеральные государственные  служащие;

• военнослужащие;

• участники Великой Отечественной войны;

• граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных  катастроф;

• нетрудоспособные граждане.2

Категория федеральных  государственных служащих определяется в соответствии с Федеральным  законом от 31.07.95 г.

№ 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. От 07.11.2000 г.); 

— категория военнослужащих — Законом РФ от 12.02.93 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. От 10.01.2002 г); 

— категория участников Великой Отечественной войны — Федеральным законом от 12.01.95 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. От 30.12.2001 г.).

Перечень нетрудоспособных граждан, на которых распространяется действие Закона № 166-ФЗ, полностью соответствует применявшемуся в Законе № 340-1, а в части граждан из числа малочисленных районов Севера — ст. 27 Закона РФ от 19.02.93 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. От 06.08.2001 г.)

Вместе с тем отличительной  особенностью рассматриваемого Закона является предоставление гражданину права  на получение одновременно двух пенсий. Это отступление от принципа «каждому — одна пенсия» было вызвано обстоятельствами, связанными с участием граждан России в войнах, и необходимостью повышенной заботы о воинах-ветеранах, получивших инвалидность, и их близких и родственниках.

Страницы:12345следующая →

Материальная помощь социальное обслуживание

оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки

выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде

положительных действий со стороны

государственных органов или общест-

венных организаций в пользу обеспечи-

ваемых)

Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Социальное обслуживание включает в себя:

ü Протезирование;

ü Предоставление средств передвижения инвалидам;

ü Содержание в домах-интернатах престарелых и инвалидов;

ü Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;

ü Санаторно-курортное лечение и т.д.

Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными и иными правомочными органами.

Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события или действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей между участниками правоотношений.

Совокупность юридических фактов называется юридическим составом.

Правоотношения по социальному обеспечению, как правило, возникают из сложных юридических составов. Так, например, для возникновения правоотношений по обеспечению пенсионера трудовой пенсией по старости необходим следующий юридический состав: обращение пенсионера за назначением трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, достижение пенсионером возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины или женщины), наличие страхового стажа не менее 5 лет.

Правоотношения по социальному обеспечению принято классифицировать по следующим основаниям:

1.

по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

2. по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);

3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые).

Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида:

1. основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

2. предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Правоотношения состоят из трех элементов:

1. Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В правоотношениях по социальному обеспечению объектом могут выступать: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание и т.д.

2.

Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.

Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы:

· Министерство труда и социального развития РФ;

· Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;

· Окружные управления социальной защиты населения

· Районные управления социальной защиты населения;

· Лечебные учреждения;

· Военные комиссариаты;

· Предприятия, учреждения, организации;

· Органы занятости;

· иные органы.

Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может выступать в двух случаях:

· В случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей;

· В случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.

3. Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.

К примеру, в правоотношениях по обеспечению пенсиями содержанием являются следующие взаимные права и обязанности субъектов:

Обязанностьгражданина предоставить соответствующие документы, необходимые для назначения пенсии и правона назначение соответствующей пенсии;

Обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение – назначить пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов, право – требовать их предоставления.

Раздел II.

Особенная часть:

Трудовой стаж:

⇐ Предыдущая123


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

admin