Паттерн
Первой методикой системного анализа, в которой были определены порядок, методы формирования и оценки приоритетов элементов структур целей (названных в методике «деревьями целей»), была методика ПАТТЕРН. Аббревиатура PATTERN означает: Planning Assistance Through Technical Relevance Number, — что переводится как помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки.
Считается, что инициатором создания методики является Ч. Дэвис, вице-президент фирмы «Honeywell» корпорации REND, одной из так называемых «думающих», бесприбыльных корпораций, занимающихся разработкой военных доктрин, рекомендаций для выбора проектов новых систем оружия, исследованием военного и научного потенциала «противника», рынков сбыта оружия и т.п. проблемами анализа и прогнозирования развития военного потенциала США.
Первые сообщения о методике ПАТТЕРН появились в конце 1963 года. Но в последующем, поскольку этой инициативой фирмы заинтересовалось министерство обороны США, публикации в открытой печати были ограничены. Принципиальная структура методики ПАТТЕРН приведена на рис.2.1.
Рис. 2.1. Принципиальная структура методики ПАТТЕРН.
Система ПАТТЕРН явилась важным инструментом анализа труднорешаемых проблем с большой неопределенностью, прогнозирования и планирования их выполнения. Основные идеи методики применялись в различных областях – научные исследования, проектирование и создание систем различной сложности в научно-исследовательских организациях и на предприятиях, расширение рынков сбыта военно-космической продукции и т.д. Глубина прогнозирования в системе ПАТТЕРН составляла 10 – 15 лет, что соответствовало жизненному циклу становления и старения техники.
Главное достоинство методики ПАТТЕРН состоит в том, что в ней определены классы критериев оценки относительной важности, взаимной полезности, состояния и сроков разработки («состояние – срок»).
В нашей стране работы подобного рода начались с исследования опыта США. В методике ПАТТЕРН (а также в последующих ее вариантах и в других зарубежных методиках – ПРОФИЛЕ, ППБ и др.) не отработана, как отмечали сами авторы, логика формирования структуры. Ощущая этот недостаток, отечественные ученые с самого начала применения системного анализа основное внимание уделяли разработке принципов и приемов формирования первоначального варианта структуры целей (»дерева целей»), составляющие которого подлежат затем оценке и анализу.
Бизнес-планирование инвестиционной деятельности
Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами. В ходе планирования инвестиций составляется программный документ (бизнес-план), программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план — продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.
Бизнес-план служит трем основным целям:
Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
Банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
Значение бизнес-планирования
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:
какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить
Из приведенных вопросов видна решающая роль исследования рынка для бизнес-планирования.
Исследование рынка должно дать ответы на вопросы: что потребители хотят, в чём нуждаются, чему доверяют.
Исследование может включать в себя изучение действий потребителей.
При старте нового бизнеса, особенно важны:
- Рыночная информация. Основной рыночной информацией являются цены поставщиков исследуемого рынка, ситуация по спросу и предложению. Такая информация должна получаться из независимых источников, в различных форматах.
- Сегментация рынка. Сегментация рынка — это разделения рынка на подгруппы, которые руководствуются своими мотивами. Часто используется сегментации: географическая, половая, демографическая и т.д.
- Тенденции рынка. Необходимо учитывать тенденции по росту или падению изучаемого рынка в определённый период времени. Достаточно сложно оценить размер рынка при старте нового бизнеса, т.к. необходимы исторические статистические данные и экспертные данные инсайдеров. В этом случае можно пытаться получить производные цифры от количества потенциальных потребителей, разделив их на сегменты.
Структура бизнес-плана
Содержание и структура могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании)
В настоящее время, не существует определенных методик подготовки бизнес-плана, однако, существуют несколько групп стандартов его составления.
⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1672 | Нарушение авторского права страницы
Классификация паттернов
Паттерны отличаются по уровню сложности, детализации и охвата проектируемой системы.
Проводя аналогию со строительством, вы можете повысить безопасность перекрёстка, поставив светофор, а можете заменить перекрёсток целой автомобильной развязкой с подземными переходами.
Самые низкоуровневые и простые паттерны — идиомы. Они не универсальны, поскольку применимы только в рамках одного языка программирования.
Самые универсальные — архитектурные паттерны, которые можно реализовать практически на любом языке. Они нужны для проектирования всей программы, а не отдельных её элементов.
Кроме того, паттерны отличаются и предназначением. В этой книге будут рассмотрены три основные группы паттернов:
-
Порождающие паттерны беспокоятся о гибком создании объектов без внесения в программу лишних зависимостей.
-
Структурные паттерны показывают различные способы построения связей между объектами.
-
Поведенческие паттерны заботятся об эффективной коммуникации между объектами.
«31-я ВККЛ, Москва, МГУ, 2010 HE_8 О вероятности повторных взаимодействий лидирующих частиц внутри ядра при энергии больше 10 ТэВ А.С. Байгубеков 1, М.К.
Жунусбеков 2, Н.Н. …»
31-я ВККЛ, Москва, МГУ, 2010 HE_8
О вероятности повторных взаимодействий лидирующих
частиц внутри ядра при энергии больше 10 ТэВ
А.С. Байгубеков 1, М.К. Жунусбеков 2, Н.Н. Застрожнова 2,
О.А. Новолодская 2,Т.Х. Садыков 2
Физико-технический институт; baiali@sci.kz
Физико-технический институт
Аннотация
Изучение поведения некоторых характеристик лидирующих частиц, в частности, энергетических
спектров в зависимости от атомного номера ядра-мишени может дать ценную информацию о вероятности повторных взаимодействий налетающей частицы внутри ядра. В случае, если после первого взаимодействия налетающая частица, будь то протон, либо пион, обладает возможностью повторно взаимодействовать с сечением близким к полному неупругому сечению inel, то энергетический спектр лидирующих частиц должен неизбежно смягчаться.
Анализ экспериментальной информации, полученной в космических лучах и на ускорителях приводит к заключению о том, что рождение новых частиц происходит не мгновенно, а занимает пространственно временной интервал, намного превышающий межнуклонные расстояния. Это означает, что растянутый в пространстве и времени процесс рождения не может быть сведен к простой суперпозиции нуклоннуклонных актов.
Экспериментальное исследование энергетических спектров лидирующих частиц в адрон-ядерных взаимодействиях с мишенями, имеющими разный атомный номер может пролить дополнительный свет на эту проблему.
ВВЕДЕНИЕ Исследования процессов множественного рождения в адрон-ядерных взаимодействиях, проведенные на ускорителях и в космических лучах в большом интервале энергий Ео=(10-105) ГэВ, привели многих авторов к выводу о малой вероятности повторных взаимодействий налетающей частицы внутри ядрамишени.
Данный вывод основан на слабом изменении характеристик ядерных взаимодействий при переходе от адрон-адронных к адрон-ядерным взаимодействиям.
Действительно, согласно данным эксперимента множественность вторичных частиц зависит от атомного номера ядра мишени как А0,25, поперечный импульс р практически не меняется с ростом А, коэффициент неупругости или доля энергии, передаваемая вторичным частицам также слабо меняется при переходе от адрон-адронных к адрон ядерным взаимодействиям [1-5].
Интерпретацией вышеуказанных фактов является гипотеза о том, что рождение новых частиц происходит не мгновенно, а занимает некоторый пространственно-временной интервал.
По мнению Ю.А. Смородина [6] барион после взаимодействия переходит в пассивное состояние, т.к. теряет своё ядерное поле, на восстановление ядерного поля требуется определенное время -, после которого частица вновь взаимодействует с нормальным сечением. Если за время адронизации первичная частица вылетает за пределы ядра, то ядро для неё становится «прозрачным».
Здесь необходимо заметить, что налетающий первичный адрон при взаимодействии с нуклоном или ядром передает во вторичные частицы приблизительно половину своей энергии. После взаимодействия первичная частица сохраняет свою природу либо перезаряжается, т.е. если налетает протон, он может после взаимодействия сохранить свою природу или перезарядиться в нейтрон.
Возможно также образование возбужденной системы-изобарного состояния.
В результате, на фоне всех вторичных частиц сохранившаяся частица является энерговыделенной или лидирующей частицей. Как показано в работах И.Я. Часникова [7,10] многие характеристики лидирующих частиц, такие как энергетические спектры, распределения по поперечному импульсу, по квадрату передаваемого четырехмерного импульса существенно отличаются от характеристик частиц пионизации.
1 Изучение энергетических спектров лидирующих частиц Так как основные квантовые числа адронов определяются их валентными кварками, сохранение лидирующей частицей квантовых чисел налетающей частицы дает основание говорить о преимущественно пассивной роли кварков в адронных взаимодействиях.
При этом, основную роль в процессе рождения новых частиц играют сильные взаимодействия глюонных полей сталкивающихся адронов. Показано, что расчитанные в рамках KХD значения структурных функций для глюонов при небольших Х существенно превышают аналогичные величины для валентных кварков [8]. В этой ситуации наиболее интенсивно взаимодействуют партоны с малыми импульсами, т.е.
с малыми значениями Х.
В свете вышесказанного, пионизационный процесс может быть обусловлен влиянием глюонной компоненты адронов, образующим кластер, распадающийся при адронизации на частицы области пионизации.
В тоже время, адронизация кварковой компоненты приводит к образованию частиц фрагментационной части спектра, т.е.
лидирующих частиц.
В соответствии с работой [9] в результате взаимодействия адрона с одним из нуклонов ядра образуется лидирующая система, слабо взаимодействующая в ядре, и сильно возбужденная системакластер, взаимодействие которой с нуклонами ядра является сильным. Взаимодействие кластера внутри ядра и приводит к основным отличиям характеристик взаимодействия в адрон-адронных и адронядерных столкновениях. Относительная пассивность лидирующих частиц в ядре обусловлена тем, что валентные кварки, лишенные глюонного поля, пролетают в ядре, практически не взаимодействуя.
Последующее восстановление кварками глюонного поля происходит, как правило, вне ядра.
Таким образом, повторные взаимодействия лидирующих частиц в ядре с нормальным сечением возможны лишь в случае, если время адронизации первичной частицы будет меньше времени пролета её в пределах ядра, т.е. при выполнении условия D кр, c где D- диаметр ядра, -лоренц-фактор частицы, с-скорость света. Если же время пассивного состояния частицы будет больше кр, то налетающая частица восстанавливается за пределами ядра и оно становится для нее практически прозрачным, т.е. вероятность повторных взаимодействий существенно ниже нормального сечения.
Экспериментальные оценки сечения повторных взаимодействий лидирующих частиц приведены в нескольких работах. По данным В.С. Мурзина [2] исследовавшего вероятность повторных взаимодействий протонов в различных ядрах при ускорительных энергиях 20 ГэВ, сечение повторного взаимодействия составляет 0,2-0,3 от рр.
Исследуя взаимодействия лидирующих пионов и протонов в ядрах с разным атомным номером в диапазоне энергий Е=9-160 ГэВ И.Я. Часников [10] получил, что вероятность повторных взаимодействий в ядре составляет 0,15-0,33 от рр.
Анализируя данные экспериментов в космических лучах Ю.А. Смородин [6] полагает, что сечение адрона в пассивном состоянии находится в интервале 0,1-0,2 от нормального ядерного сечения.
В случае реализации повторных взаимодействий лидирующей (первичной) частицы в ядре, последняя теряет при каждом взаимодействии с нуклоном ядра часть своей энергии, что неизбежно приводит к смягчению их энергетического спектра. Обычно энергетический спектр вторичных частиц представляется в виде N(u)=No exp(-u/uо), где u – относительная энергия частицы, uо характеризирует наклон энергетического спектра. Естественно, что с ростом атомного номера ядра-мишени, т.е. с увеличением размеров ядра и числа нуклонов в нем растет вероятность повторных взаимодействий.
Поэтому представляет интерес изучение энергетических спектров лидирующих частиц во взаимодействиях с мишенями различного атомного номера.
В нашем эксперименте на комплексной установке, включающей ионизационный калориметр, рентгеноэмульсионную камеру и сменную мишень из легкого (углерод) и тяжелого (железо) вещества, проведено исследование энергетических спектров лидирующих о- мезонов из взаимодействий заряженных пионов космического излучения с атомными ядрами C и Fe (Рис.1).
Установка размещена на высоте 3340м над уровнем моря, диапазон энергии изучаемых событий Е0=3-7- ТэВ.
Нами было сопоставлено поведение энергетических спектров лидирующих о- мезонов во взаимодействиях адронов космического излучения с атомными ядрами углерода и железа.
Заключение Подводя итог вышеизложенному можно заключить, что в области энергий Ео31012 эВ лидирующие частицы практически не испытывают повторных взаимодействий, т.е.
вероятность их взаимодействия внутри ядра не более 0,1.
Список литературы [1] Сарычева Л.И. Свойства частиц высокой энергии в адронных взаимодействиях. Автореф. дис. док.
физ-мат наук М., 1968, 35 с.
[2] Мурзин В.С., Сарычева Л.И. О сечении взаимодействия нуклонов внутри ядра. Я.Ф. 1976, т. 23, вып.
2, с. 383-386.
[3] Азимов С.А., Юлдашбаев Т.С. Неупругие соударения частиц большой энергии с нуклонами и ядрами. Ташкент, 1974, 115 с.
[4] Фетисов И.Н. Определение парциального коэффициента неупругости Ко при энергиях Е=100ГэВ. Изв. АН СССР, сер. Физ. 1971, т.35, с. 2187.
[5] Шaбельский Ю.М. Рождение фрагментационных частиц в составной модели кварков. Я.Ф. 1981, т.33, вып. 5, с.1379-1390.
[6] Смородин Ю.А. Гипотеза о существовании пассивного состояния барионов. Препринт ФИАН, М., 1966, 21с.
[7] Анзон З.В., Часников И.Я. и др. Импульсные характеристики лидирующих частиц и эффективность их взаимодействия внутри ядер. Изв. АН КазССР, серия физ-мат., №4, 1977, с.19.
[8] Калинкин Б.Н., Любимов В.Б., Тувендор Д.Т., Шмонин В.Л., Препринт ОИЯИ, р 2-8760, Дубна, 1975.
[9] Van Hove L. Acta Phys. Pol. 1976, vB7, p 339.
[10] Часников И.Я. Лидирующие частицы в адронных взаимодействиях. Автореф. дис. док. физ-мат.
Похожие работы:
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ CИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА Контрольно-измерительные материалы ПД.03…»
«1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Радиотехнические устройства и элементы радиосистем» являются: формирования у студентов представлений о радиотехнических системах, методах формирования, передачи и приёма радиосигналов, несущих информацию; приобретение…»
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» Альметьевский филиал УТ…»
«№ 2, 2013 ПРОБЛЕМИ ТЕХНІКИ УДК 629.5.016 ВЛИЯНИЕ ОГРАНИЧЕННОСТИ ГЛУБИНЫ ФАРВАТЕРА НА МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА С. В. Сауляк 1, О. Н. Мазур 2 Рассмотрено влияние ограниченности глубины фарватера на такие мореходные качества су…»
«ТЕХНИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ 09.03.2009 (Предыдущая дата 12.02.2008) 1 (4) Темакоут ГПЛ-С Праймер Temacoat GPL-S Primer ТИП Двухкомпонентная, толстослойная, эпоксидная грунтовочная краска с фосфатом…»
«ГАЙВОРОНСКИЙ Станислав Викторович УДК 535.31 АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА ОПТИЧЕСКИХ СИСТЕМ АДАПТИВНЫХ ТЕЛЕСКОПОВ 05.11.07 “Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы” Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Сан…»
«Повышение энергоэффективности производства за счет организация учета расхода воды в системах оборотного водоснабжения Введение Организация технического учета любого вида энергоресурса на промышленном предп…»
Паттерны поведения
В форте Беннинг, штат Джорджия, я тренировал команду снайперов для международных командных соревнований по стрельбе. Однажды я обедал в зале войсковой столовой с двумя лейтенантами, и тут вошли несколько человек, и я заметил, как одна девушка взяла поднос и стала оглядывать столовую в поисках подходящего столика. Она прошла мимо нескольких столиков, где были свободные места… и села туда, где она могла сидеть с западной стороны столика. Я сказал лейтенантам: «Эта девушка — единственный ребенок в семье». Они спросили: «Откуда вы знаете?» — «Я вам скажу, только сначала проверьте, так ли это». Они пошли и спросили ее, правда ли, что она единственный ребенок в семье… и она ответила: «Да». Она поинтересовалась, почему они ее об этом спрашивают. И они сказали: «Вон тот доктор сказал, что вы единственный ребенок». — «А кто это?» Они назвали ей мое имя. «Я никогда о нем не слышала». Они вернулись… как же я узнал, что она единственный ребенок? Она оглядывала столовую в поисках столика, где она могла сесть, и в результате нашла столик, где свободной была западная сторона. Потому что дома папа сидел вот здесь, мама сидела здесь, а ей оставалось сесть здесь. В поведении людей множество. паттернов, и не пытайтесь все их сформулировать. Просто ждите, и вы увидите, как они будут проявлять себя.
Когда вы видите человека, протягивающего вам правую руку, ладонь которой ребром обращена к поверхности земли, этот жест вызывает у вас симметричную последовательность, или «паттерн», форм поведения, в соответствии с которым вы протягиваете свою правую руку, сжимаете руку другого человека и начинаете трясти ее вверх-вниз.
Рукопожатие определенно не является примером особенно глубокомысленного или сложного поведения, однако оно ЯВЛЯЕТСЯ примером поведения, структурированного в виде паттерна. Под поведением, структурированным в виде паттерна, мы понимаем тот факт, что рукопожатие обладает некоторым качеством, позволяющим систематически вызывать определенный результат (в частности, устанавливать определенного рода раппорт). Протягивание руки описанным выше способом любому представителю нашей культуры практически неизменно вызовет определенную совокупность симметричных реакций со стороны этого человека, а именно — пожатие вашей руки. Таким образом, мы можем сказать, что это пример (культурного) поведенческого паттерна в том смысле, что он предсказуемым образом описывает результат некоторой последовательности форм поведения.
Диапазон форм опыта, на который распространяется структурированное подобным образом поведение, в действительности значительно шире и тоньше, чем такие с очевидностью запрограммированные формы поведения, как рукопожатие, раскуривание сигареты, нажатие на тормоз при виде красного света и т.
д. Формы поведения, включающие развернутые когнитивные процессы и осознание, а также более сложные формы внешнего поведения (такие, как наступление и развитие депрессии) или же тонкие, неосознанные формы поведения (скажем, моргание при произнесении некоторых слов), столь же жестко структурированы, как и простые «привычки». На самом деле основная часть нашего поведения в высшей степени структурирована. Если вы на минуту задумаетесь о поведении членов вашей семьи или друзей в аналогичных контекстах, этот факт станет для вас очевидным. Возьмем, к примеру, еду. Некоторые люди практически всегда разрезают всю поданную им пищу на кусочки, а уже потом едят, а другие практически всегда отрезают и едят по кусочку. Одни едят быстро, другие — медленно. Одни смотрят в меню и выбирают первое блюдо, которое кажется им привлекательным, а другие не могут принять решение до тех пор, пока официант не спросит их, что им принести. Очевидно, что подобных вариаций существует бесчисленное множество. Суть же в том, что разные люди в одинаковых контекстах демонстрируют различные формы поведения и что большая часть их форм поведения в рамках определенного контексты будет повторяйся раз, когда они в очередной раз окажутся в рамках этого контекста. Иными словами, их поведение структурировано в виде паттернов. Распространите ваши размышления на любой контекст, и вы обнаружите неизменные закономерности в вашем собственном поведении и в поведении других людей.
В большинстве случаев эти поведенческие паттерны обеспечивают нам значительное преимущество, заключающееся в том, что нам не приходится сознательно отслеживать и направлять шаги, из которых состоят практически все наши действия — открывание двери, завязывание шнурков или заказ еды в ресторане. Если бы вы каждый раз задумывались о том, как вам открыть дверь, завязать шнурки или быстро выбрать блюдо, решение этих задач было бы бесконечно обременительным и крайне неэффективным (более того, если бы вы могли генерировать поведенческие альтернативы при выполнении подобного рода задач чересчур обильно, вам грозила бы опасность навеки застрять перед закрытой дверью и умереть от голода, так и не завязав шнурки). Выстраивание большинства форм нашего поведения в жестко структурированные последовательности освобождает сознательную часть нашей психики, позволяя использовать ее для других, более интересных размышлений (так, завязывая шнурки, вы можете думать о предстоящем свидании, а не о том, какой узел вам завязать). Некоторые из наших поведенческих паттернов представляют собой общепринятый культурный опыт — к их числу относится рукопожатие, тогда как многие другие паттерны являются в высшей степени индивидуальными — к ним можно отнести пристрастие начинать бритье с верхней губы, надевание сначала брюк, а потом рубашки, ожидание того, что вас пригласят на свидание, и отказ проявить инициативу, предоставление супругу права выбора фильма для просмотра и многое другое.
Как часто семейные проблемы представляют собой сущие пустяки. Супружеские пары обращаются ко мне и говорят… мы любим друг друга и наслаждаемся сексом, но когда мы пытаемся заснуть… каждая ночь заканчивается жутким скандалом.
Каждую ночь, когда мы пытаемся уснуть, мы начинаем ссориться. А ведь мы любим друг друга, наша сексуальная жизнь в полном порядке, но когда мы ложимся спать, мы начинаем ссориться. И какая мысль первой приходит вам в голову? Как вы думаете, из-за чего они ссорятся? Я говорю им: «Вы оба выросли с привычкой спать на правой стороне постели или на левой стороне — поэтому вы и ссоритесь, когда ложитесь спать, что либо ВЫ оказываетесь на неудобной для вас стороне постели, либо ОН». В моей собственной семье тоже был случай, когда Майк и Арчи спали однажды ночью в одной постели, а оба они привыкли спать на правой стороне. О, какой скандал закатили Арчи и Майк, пытаясь устроиться поудобнее!
То Арчи спал на правой стороне, и тогда Майк оказывался не с той стороны, то наоборот, и они никак не могли успокоиться.
Одним из способов размышления о ситуации клиента является рассмотрение возможности того, что он использует паттерн поведения, неэффективный или неадекватный в контексте, в котором используется этот паттерн. К примеру, если человек все время «предоставляет супруге право решать, какой фильм смотреть, то в контексте супружеских отношений этот паттерн вполне уместен; но если этот человек будет использовать тот же паттерн в обществе своих коллег на заседаниях правления компании, его репутация окажется под угрозой. Если он желает оказывать какое-либо влияние на будущее своей компании, то должен уметь открыто выражать свое мнение о том, в каком направлении ей следует развиваться. Аналогичным образом пианист, которого охватывает при выходе на сцену такой страх, что он не может играть, использует паттерн поведения, который, возможно, являлся бы полезным, если бы его попросили выполнить некую физически опасную задачу (к примеру, полететь на дельтаплане без предварительной подготовки), однако в контексте фортепианного концерта он неуместен. Таким образом, наша задача — не избавиться от некоторых форм поведения, а контекстуализировать их уместным образом, ограничивая эти формы поведения теми сферами, где их использование уместно, а также формируя или вызывая паттерны поведения, уместные в других контекстах. С точки зрения поведенческих изменений член правления компании добивается от вас как от своего психотерапевта изменения паттерна его поведения таким образом, чтобы в контексте заседаний правления он мог заявить о своих предпочтениях, а пианист хочет обрести способность без страха выходить на сцену и исполнять свою программу.
Чем же в таком случае определяется то, когда человек демонстрирует тот или иной КОНКРЕТНЫЙ паттерн поведения? Существует несколько способов ответить на этот вопрос. Одним из них является указание на то, что индивиды демонстрируют те паттерны поведения, которые они сами обучились использовать в данном контексте или которым их научили другие люди. К примеру, вас в раннем возрасте могли научить уступать желаниям других, когда возможен выбор вариантов. Другой способ объяснить систематическое проявление поведенческих паттернов — указать на то, что они являются логическим следствием совокупности обобщений, которыми руководствуется человек в рамках конкретного контекста. К примеру, убеждение в том, что другие люди будут любить вас, если вы будете уступать их желаниям, может найти внешнее выражение в передаче выбора другим. В первом случае реакции человека в рамках определенного контекста являются функцией форм поведения, которые были им сформированы или усвоены, тогда как во втором его реакции являются функцией совокупности убеждений или обобщений, приобретенных тем или иным способом. Разумеется, ни одно ни другое описание не является однозначно верным, — это две стороны одной медали. Когда опыт (либо в форме прямых указаний, либо в форме благоприятного стечения обстоятельств) моделирует ваше поведение в рамках определенного контекста, наряду с новыми поведенческими привычками формируются обобщения и критерии, конгруэнтные данным формам поведения. И напротив, изменение ваших обобщений или критериев в отношении определенного контекста приведет к поведенческим изменениям, конгруэнтным этим изменениям в вашей модели мира. Иными словами, то, каким образом вы будете реагировать (вести себя) в данном контексте, будут определять ваши убеждения относительного того, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что вредно, что интересно или важно, а что опасно в конкретном контексте.
Таким образом, тот референтный опыт (критерии/убеждения/ обобщения), в пользу которого вы будете производить сортировку, в значительной степени определит характер уместного поведения в рамках соответствующего контекста, однако верно также и то, что поведенческий опыт модифицирует существующие обобщения или формирует новые (посредством пересортировки критериев). Предметом рассмотрения предыдущей главы являлось то, как Эриксон использовал точки зрения своего клиента (то есть его референтный опыт) в качестве средства для изменения его привычного поведения и достижения за счет этого более глубоких изменений. В этой главе мы рассмотрим то, как Эриксон использует паттерны поведения клиента с целью полезного изменения его точки зрения и за счет этого добивается более глубоких изменений.
Развитие способности производить вмешательство, идущее на благо вашего клиента, либо благодаря задействованию его модели мира, либо благодаря использованию его паттернов поведения, придаст вашей работе гибкость и глубину, что является очевидным преимуществом. Как же нам в таком случае выделить нужный паттерн поведения среди огромного количества поведенческой и вербальной информации, предоставляемой вашим клиентом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала провести различение между содержанием проблемы и организацией этого содержания в форме паттернов.
Добавить комментарий