CGI script error

ОТВЕТЫ

Вопрос No1. Понятие охраны труда.

Определение термина "Охраны труда" содержится в статье 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В понятие охраны труда внесены принципиальные изменения по сравнению с формулировкой, ранее включенной в государственный стандарт системы ССБТ (ГОСТ 12. 0. 002-80 "Термины и определения"). Оно заключается в том, что уже само понятие "охраны труда" направлено не на голую схему (систему) различного рода мероприятий, а непосредственно на человека труда, работника, представляя охрану труда как систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. А сами мероприятия являются не чем иным, как способом реализации главной идеи, заложенной в понятие "охраны труда".

Понятие охраны труда по существу раскрывает главные направления, образующие замкнутые цепи системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, то есть эта система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, так и связи с ней. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиеной труда, которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда — это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т. д. являются ее составляющими.

Вопрос No2. Рабочее время.

Кодексом законов о труде Российской Федерации регламентирована продолжительность рабочего времени (глава IV) и времени отдыха (глава V) для всех категорий работников.

Рабочее время.

Статьей 42 установлена нормальная продолжительность рабочего времени работников — не более 40 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени для работников моложе восемнадцати лет сокращена и установлена в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, а в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, не более 24 часов в неделю (статья 43).

Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (статья 44). Категории работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени с указанием конкретного числа часов в рабочий день, определены "Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22.

Инструкция о порядке применения "Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" утверждена постановлением Госкомтруда СССР и президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года №273/П-20.

Для работников установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. На предприятиях, где по характеру производства и условиям работы введение пятидневной рабочей недели нецелесообразно, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем (статья 45).

При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов при недельной норме 36 часов и 4 часов при недельной норме 24 часа (статья 46).

Накануне праздничных дней продолжительность работы работников сокращается на 1 час, кроме отдельных категорий работников: работников моложе восемнадцати лет; работников, имеющих сокращенную продолжительность рабочего времени за работу во вредных условиях труда; работников, для которых сокращенная продолжительность рабочего времени установлена статьей 45 (учителя, врачи и др.) (статья 47).

При работе в ночное время продолжительность работы (смены) сокращается на 1 час, кроме работников, которым предусмотрен сокращенный рабочий день, и работников в непрерывном производстве.

К работе в ночное время не допускаются беременные женщины, женщины, имеющие детей возраста до трех лет, работники моложе восемнадцати лет. Инвалиды могут привлекаться к этой работе с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им медицинскими рекомендациями.

Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра (статья 48).

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени. Работники чередуются по сменам равномерно. Переход из одной смены в другую определяется графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом с учетом специфики работы и мнения трудового коллектива. Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается (статья 51).

В соответствии со спецификой работы предприятий, учреждений, организаций допускается ведение суммированного учета рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за неделю (где и за месяц) не должна превышать нормального числа рабочих часов за этот период (статья 52).

Сверхурочные работы, как правило, не допускаются. Сверхурочными работами считаются работы сверх установленной продолжительности. Допускается применение сверхурочных работ в исключительных случаях:

при проведении работ, необходимых для обороны страны,

а также для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий;

при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи — для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование;

при необходимости закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной или случайной задержки по техническим условиям производства не могла быть закончена в течение нормального числа рабочих часов, если при этом прекращение начатой работы может повлечь за собой порчу или гибель государственного или общественного имущества;

при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда неисправности их вызывает прекращение работ для значительного числа работников;

для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва; в этих случаях администрация обязана немедленно принять меры к замене сменщика другим работником.

Сверхурочные работы допускаются только по разрешению соответствующего выборного органа предприятия, учреждения, организации (статьи 54, 55).

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Администрация предприятия, учреждения, организации обязана вести точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником (статья 56).

Вопрос No3. Общие принципы организации работы по охране труда на предприятии,

Работа по охране труда на предприятии предусматривает совместные действия работодателя, работников, соответствующих профсоюзных органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Обязанность, функции и права сторон, участвующих в работе по охране труда, определены законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.

Основными направлениями деятельности при организации работ по охране труда на предприятии являются:

1. Образование соответствующих служб и возложение на должностных лиц обязанностей, необходимых для организации работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, создания благоприятных условий для работников.

Так как согласно статье 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда ответственность за состояние условий и охраны труда возлагается на работодателя, в его интересах распределить обязанности по обеспечению здоровых и безопасных условий труда между подразделениями и специалистами, внеся их (обязанности) в соответствующие положения о подразделениях или должностные инструкции.

До конца 80-х годов действовали отраслевые положения об организации работ по охране труда на предприятии, в которых были отражены обязанности по охране труда служб, должностных лиц и специалистов.

2. Создание органа управления охраной труда на предприятии. В соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем в соответствии с межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 года №13.

Задачи, функциональные обязанности и права работников службы охраны труда определены рекомендациями по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении, организации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30 января 1995 года №6.

3. Обеспечение служб, производственных подразделений и должностных лиц предприятия законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда. По всем производствам, участкам и видам работ (направлениям деятельности предприятия) должны быть нормативные правовые акты по охране труда, на основании которых обеспечивается безопасность труда работающих, разрабатываются инструкции по охране труда, стандарты предприятия системы безопасности труда (СТП ССБТ), другие виды нормативных правовых актов, осуществляется контроль за состоянием безопасности труда на предприятии.

4. Планирование работ по охране труда и разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии. Включение мероприятий в коллективные договоры или соглашения по охране труда.

5. Установление льгот и компенсаций за тяжелые работы и-работы с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

6. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами в соответствии с нормативными правовыми актами.

7. Организация обучения и повторной проверки знаний по охране труда (безопасности труда) руководителей, специалистов и рабочих, обеспечение инструктирования работников в установленном порядке.

8. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда (статья 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда).

9. Организация сотрудничества по охране труда работодателей и работников предприятия.

В соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности Министерство труда Российской Федерации постановлением от 12 октября 1994 года № 64 утвердило Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10.

Рекомендации разработаны в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

На основании Рекомендаций предприятия могут разрабатывать свои Положения о комитете, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии.

Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон.

Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива). Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

Выдвижение в комитет представителей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

Представители работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в комитете отчитываются о проделанной работе не реже одного раза в год на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В случае признания их деятельности неудовлетворительной собрание вправе отозвать их из состава комитета и выдвинуть в его состав новых представителей.

Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета и утверждается его председателем. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами, службой охраны труда предприятия и специалистами, привлекаемыми на договорной основе (с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных интересов трудового коллектива). Деятельность и оплата труда привлекаемых специалистов регламентируется коллективным договором или другим совместным решением работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

Для выполнения возложенных задач членам комитета рекомендуется получать соответствующую подготовку в области охраны труда по специальной программе на курсах за счет средств работодателя.

Комитет в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде и охране труда, коллективным договором (соглашением по охране труда), нормативными документами предприятия.

На комитет могут возлагаться следующие основные задачи:

разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

рассмотрение предложений по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда;

анализ существующего состояния условий и охраны труда на предприятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда;

информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средств индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

Вопрос No4.Порядок расследования несчастных случаев на производстве.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве определен Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года № 558 и постановлением Минтруда России от 19 апреля 1996 г. № 21, в котором содержатся разъяснения о применении Положения.

Положение устанавливает единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для предприятий, учреждений и других организаций всех форм собственности. Действие настоящего Положения распространяется на:

работодателей;

работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту);

граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору подряда и поручения;

студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику в организациях;

военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на производстве;

иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, иностранных граждан, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В случае получения работником травмы работодатель обязан:

обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему

первой помощи, а при необходимости доставку его в учреждение скорой медицинской помощи или любое иное лечебно-профилактическое учреждение;

организовать формирование комиссии по расследованию несчастного случая;

обеспечить сохранение до начала расследования обстоятельств и причин несчастного случая обстановки на рабочем месте и оборудования такими, какими они были на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к аварии);

сообщать в течение суток по форме, установленной Министерством труда Российской Федерации, о каждом групповом несчастном случае (два и более пострадавших), несчастном случае с возможным инвалидным исходом и несчастном случае со смертельным исходом в:

государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;

прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;

орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

соответствующий федеральный орган исполнительной власти;

орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу;

организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;

соответствующий профсоюзный орган.

Ответственность за организацию и своевременное расследование и учет несчастных случаев, разработку и реализацию мероприятий по устранению причин этих несчастных случаев несет работодатель.

Расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им ответственного должностного лица.

Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве, в указанном расследовании не участвует.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного

случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, когда доверенное лицо не принимало участия в расследовании, работодатель обязан ознакомить его с материалами расследования.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение 3 суток с момента его происшествия.

При расследовании комиссия выявляет и опрашивает очевидцев и лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую дополнительную информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.

Несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками, направленными сторонними организациями, в том числе с военнослужащими, привлекаемыми для работы в организации, студентами и учащимися, проходящими производственную практику, расследуются с участием полномочного представителя направившей их организации.

Несчастный случай, происшедший с работником, временно переведенным на работу в другую организацию, расследуется той организацией, где произошел несчастный случай.

Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления этого заявления.

По требованию комиссии, проводящей расследование, работодатель за счет средств своей организации обязан обеспечить:

выполнение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;

фотографирование места несчастного случая и поврежденных объектов;

предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателями в целях разработки и реализации мер по их предупреждению, решения вопросов о возмещении вреда пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсаций и льгот.

Вверх

Охрана труда и техника безопасности в России это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрану труда принято подразделять на правовую (трудовое законодательство), техническую (техника безопасности) и санитарногигиеническую (промышленная или производственная санитария).

Каждый производственный процесс строится с учетом требований охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии.

Для установления этих требований широко изучаются все факторы, способствующие созданию наиболее безопасных условий и методов работы, условия, исключающие влияние этих факторов на здоровье работающих.

В России созданы специальные органы, которые осуществляют надзор за выполнением законов, постановлений, правил и норм в области охраны труда и техники безопасности. Государственный надзор за соблюдением безопасных методов работы, состоянием промышленной санитарии и соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях осуществляется технической инспекцией профсоюзов.

Ответственными за состояние техники безопасности и промышленной санитарии на предприятиях являются директора и главные инженеры, а в цехах — начальники цехов.

Для повседневной практической работы по технике безопасности, промышленной санитарии и охране труда на каждом заводе назначается инженер по технике безопасности, а на комбинатах создаются отделы.

Фабрично-заводские и местные комитеты принимают участие в решении вопросов, связанных с охраной труда, и осуществляют текущий контроль за выполнением их администрацией. Выполнение правил по технике безопасности во многом зависит от своевременного и качественного инструктажа работающих непосредственно на рабочем месте. Без инструктажа по технике безопасности рабочие к работе не допускаются.

Различают следующие виды инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повседневный и повторный.

Вводный инструктаж — это первый этап ознакомления вновь поступающих на предприятие рабочих с существующим законодательством по охране труда и общими требованиями, которые необходимо выполнять рабочему по безопасным методам работы.

Особое внимание при этом обращается на соблюдение производственной и трудовой дисциплины, организацию рабочего места и образцовое его содержание, совершенствование приемов работы и овладение техникой производства. Его проводит инженер по технике безопасности.

Первичный инструктаж на рабочем месте имеет целью ознакомить рабочего с конкретными условиями правильной и безопасной работы на данном оборудовании. Сюда входит подробное ознакомление с устройством станка, инструментов, ограждений, предохранительных приспособлений, а также средствами личной защиты. Этот вид инструктажа проводит начальник цеха, мастер или механик.

Все рабочие независимо от их квалификации и стажа работы по данной профессии должны не реже одного раза в квартал проходить повторный инструктаж для закрепления знаний по технике безопасности в связи с возможными изменениями технологии производственного процесса и усовершенствованием оборудования. Повторный инструктаж проводит мастер.

Все виды инструктажа оформляются записями в специальном журнале с указанием фамилии рабочего, профессии, даты проведения инструктажа. В этом журнале рабочий расписывается в знании правил по технике безопасности, а запись проводившего инструктаж удостоверяет разрешение допустить этого рабочего к работе.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА— работник в области охраны труда обязан: соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Добавлено: 20.01.2015 11:37:41

Еще статьи по данной теме:

система технических, санитарно-гигиенических и правовых мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение безопасных для жизни и здоровья человека условий труда. В СССР и др. социалистических странах охрана здоровья трудящихся, ликвидация профзаболеваний и производственного травматизма ≈ одна из главных забот государства. На О. т. и повышение его технической безопасности в этих странах ежегодно выделяются значительные материальные средства. Достижения в области О. т. в социалистических странах тесно связаны с техническим прогрессом. Комплексная механизация и автоматизация производства используются для облегчения условий работы, ликвидации тяжёлого физического труда. В содержание О. т. включается предотвращение тех вредных социальных последствий, к которым может привести игнорирование требований техники безопасности; для избежания таких последствий установлены специальные правовые гарантии (технические и санитарные правила включены в законы и иные нормы, установлен повседневный контроль за их исполнением и строжайшая ответственность за их нарушение).

Советское государство обязывает все предприятия (учреждения, организации) соблюдать требования О. т. Основные положения в области О. т. закреплены Основами законодательства о труде Союза ССР и союзных республик и КЗоТ союзных республик. Нормы по О. т. содержатся и в правилах внутреннего трудового распорядка . Сформулированные в Основах требования по О. т. конкретизируются в правилах по технике безопасности, в санитарных нормах и правилах. Технические нормы по О. т. определяют меры технического характера по защите работающих от воздействия предметов и средств труда, устройство предприятий, машин, оборудования и инструментов, гарантирующее безопасную работу, содержат требования о снабжении станков и машин конструктивными ограждениями и предохранительными приспособлениями и т. д.

Нормы по производственной санитарии и гигиене труда предписывают устройство специальных производственных и гигиенических бытовых помещений, установку соответствующего оборудования, предусматривают безопасные пределы содержания в воздухе производственных помещений пыли, газов, пара, температуры и влажности воздуха, интенсивности и громкости шума и т. п.

Система правил по технике безопасности и производственной санитарии состоит из общих (единых для всех отраслей народного хозяйства), межотраслевых и отраслевых правил. В основе разграничения указанных правил лежит сфера их действия. Общие правила определяют главные требования по охране труда к устройству и эксплуатации любого промышленного предприятия (например, Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий, утвержденные Госстроем СССР); межотраслевые правила охватывают отдельные виды производственных работ и оборудования, встречающиеся в различных отраслях народного хозяйства; отраслевые правила распространяются лишь на отдельные отрасли (например, Правила техники безопасности для предприятий хлопчатобумажной промышленности). Общие и межотраслевые правила утверждаются Советом Министров СССР либо по его поручению др. государственными органами совместно (или по согласованию) с ВЦСПС; отраслевые правила и нормы по охране труда ≈ министерствами, ведомствами, органами государственного надзора совместно (или по согласованию) с ЦК соответствующих профсоюзов.

Для предупреждения вредного воздействия на организм факторов производственной среды рабочим по установленным нормам выдаются за счёт предприятия спецодежда, спецобувь, др. средства индивидуальной защиты, спецжиры, лечебно-профилактическое питание.

Надзор и контроль за соблюдением норм О. т. осуществляются главным образом профсоюзными органами; непосредственно эти функции выполняют состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда. Помимо профсоюзов, надзор за О. т. осуществляют специализированные государственные органы: Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госгортехнадзор СССР), Энергетический надзор, Госсельтехнадзор, Санитарный надзор. Общий надзор за соблюдением законности в области О. т. возложен на Прокуратуру СССР.

══В капиталистических странах уровень правовой О. т. крайне низок. В США, например, О. т. ограничивается главным образом рамками отдельных штатов, причём нормы по О. т. отличаются большим разнобоем, многие из них распространяются только на небольшую часть предприятий, а иногда и на определённые категории рабочих. Имеющиеся федеральные акты (например, технические стандарты) носят, как правило, рекомендательный характер.

В Великобритании правила по О. т. и технике безопасности содержит Фабричный закон 1961, действие которого распространяется на основную часть промышленности. Во многих отраслях промышленности имеются отраслевые правила по технике безопасности. Обычно нормы по О. т. содержат слишком общие и нечёткие формулировки. Например, Фабричный закон 1961 обязывает предпринимателей обеспечивать безопасный вход и выход на работу и безопасность от падений, «насколько это практически целесообразно», и т. д.

Правовую О. т. в Италии регламентируют декреты президента республики (1955 и 1956). Имеются также законы об О. т. женщин и молодёжи. Осуществление правил по О.

т. и технике безопасности в капиталистических странах затрудняется в связи с сопротивлением предпринимателей. Ссылаясь на «технические трудности» и «отсутствие средств», они отказываются проводить в жизнь правила по технике безопасности и производственной санитарии, протестуют против принятия каждого акта, касающегося О. т. Отсутствие эффективного государственного надзора в области О. т., правовых гарантий О. т., недопущение контроля профсоюзов, низкий размер штрафов за несоблюдение предпринимателями норм О. т. приводят к массовым нарушениям правил О. т. и техники безопасности и, как результат,≈ к массовому травматизму среди рабочих. Требование безопасных условий труда, принятие законов об О. т. общего характера и установления эффективного контроля за их соблюдением ≈ одна из важных сторон в борьбе трудящихся за свои права. См. также Гигиена труда , Социальное законодательство , Техника безопасности , Травматизм .

Лит.: Киселев Я. Л., Охрана труда по советскому трудовому праву, М., 1962; Киселев И. Я., Современный капитализм и трудовое законодательство, М., 1971.

Ю. Н. Коршунов.

admin