Органы социального партнерства

Органы социального партнерства

Стороны, органы, система и формы социального партнерства, представители работников и работодателей

123Следующая ⇒

ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.

В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления (трипартизм). Когда такой орган, как ранее указывалось, сам является работодателем, то он также выступает и как сторона социального партнерства. Например, профсоюз шахтеров и Правительство РФ заключали в 1989 г. при забастовках шахтеров соглашения (двупартизм).

Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т.е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” (СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2219). Это постоянный орган системы социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачи Комиссии – выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на региональном уровне.

На уровне организации комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК).

Система социального партнерства включает пять уровней (ст. 26 ТК):

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

региональный уровень, устанавливающий такие основы регулирования в субъекте Федерации;

отраслевой уровень, устанавливающий такие основы регулирования в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий такие основы в муниципальном образовании;

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями, например коллективным договором.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.

Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений – соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и их представители (ст.

29 ТК).

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут поручить представлять их интересы этому профкому либо иному представительному органу. Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления профкомом его полномочий.

Кодекс и здесь, говоря об общем собрании (конференции) работников, к сожалению, не употребляет уже укоренившийся в нашем обществе термин “трудовой коллектив”, а указывает расплывчато – “работники”.

Трудовой коллектив – это объединение работников данной организации, ее структурного подразделения на основе заключенных ими трудовых договоров с работодателем. И говоря в ряде статей о полномочиях общих собраний работников, Кодекс по существу закрепляет в них и полномочия трудового коллектива, его высшего органа – собрания (конференции).

Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” в ст. 11 предусмотрел право профсоюзов на представительство от имени работников (независимо от членства в профсоюзах) в области коллективных прав и интересов в случаях наделения их таким полномочием на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Статья 13 этого Закона предусматривает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профорганизации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с Федеральным законом. Если в организации действует несколько первичных профорганизаций (что редко: у нас это не привилось), их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещено вести переговоры и заключать соглашения и коллективные договоры от имени работников лицам, представляющим работодателя.

Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель организации или уполномоченные им лица. При заключении или изменении социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при этом возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей (ст.

33 ТК).

Коллективные переговоры

Коллективные переговоры в настоящее время отражают социальное партнерство в сфере труда работников и работодателей.

Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда предусмотрела их проведение в Конвенции МОТ №98 (1948 г.) “Право на организацию и на ведение коллективных переговоров”, а в 1981 г. МОТ приняла Конвенцию №154 “О содействии коллективным переговорам”.

Хотя в России коллективные переговоры в сфере труда фактически велись все годы советского периода при выработке и заключении коллективных договоров, в законодательстве их впервые урегулировал Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”, который определил в гл. II начало, сроки, порядок ведения коллективных переговоров, отразив все положения указанных конвенций МОТ.

Переговоры начинаются с письменного уведомления одной из сторон, другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры.

Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.

Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.

При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора. В коллективных переговорах по заключению социально-партнерских соглашений могут быть участниками представители не только работников (профсоюзов) и работодателей (их ассоциаций), но и соответствующих органов исполнительной власти. Последние также представляют третью сторону переговоров (так называемый трипартизм как принцип деятельности МОТ) и, например, по Федеральному (генеральному) соглашению принимают на себя (от имени данного органа власти) и некоторые обязательства, хотя основная их роль посредническая – помочь сторонам – основным социальным партнерам, работникам и работодателям достичь соглашения в интересах тех и других, а также общества, государства. Но А. Ф. Нуртдинова высказала и иную точку зрения: они не являются стороной соглашения и коллективного спора (см.: Нуртдинова А. Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений. Теоретические вопросы. М., 1998. С. 25).

Кодекс в разделе II “Социальное партнерство в сфере труда” дает ранее указанное понятие социального партнерства (ст. 23). Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются основными субъектами, т.е. сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, т.е. во второй части этой статьи речь идет о том, что иногда по отношению к работникам бюджетной сферы (шахтерам, учителям) работодателем выступает Правительство, органы местного самоуправления. Социальное партнерство осуществляется в форме коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений.

Участники переговоров не должны разглашать охраняемую законом тайну, ставшую им известной при переговорах.


123Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 268 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Органы социального партнерства

От представителей сторон социального партнерства следует отличать органы социального партнерства, коими являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора

Цели участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда определяет ст. 35.1. ТК.

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Предыдущая234567891011121314151617Следующая


Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 280;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Органы социального партнерства

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов и заключения коллективных договоров (соглашений), а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях социального партнерства образуются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они образуются на равноправной основе по решению сторон и наделяются необходимыми полномочиями для решения поставленных перед ними задач. На федеральном уровне эти функции выполняет постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Членами данной Комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, например Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений действует в соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы от 11 ноября 2009 г.

№ 4 «О социальном партнерстве в городе Москве».

На территориальном уровне могут создаваться трехсторонние комиссии в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут существовать отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора в конкретной организации (у конкретного работодателя).

Основным назначением органов социального партнерства валяется участие в формировании и реализации государственной пали- тики в сфере труда. В целях реализации указанной задачи на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда (ч. 1 ст. 35.1 ТК РФ).

В установленных случаях эти органы обязаны проекты принимаемых ими законодательных актов и иных актов в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направлять на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2 ст. 25.1 ТК РФ).

Сущность, структура и механизм социального партнерства

123456Следующая ⇒

Практика показывает, что существует два способа формирования социально- трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов — насильственный и мирный. Социальное партнёрство представляет собой такой тип и систему взаимоотношений между работниками и работодателями, при которой в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. В реальной жизни социальное партнёрство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуры класса или личности и является цивилизованным методом разрешения социальных конфликтов на различных уровнях.

В Республике Беларусь заложены законодательные основы для становления эф­фективной формы регулирования социально-трудовых отношений. Приняты законы "О профессиональных союзах", "О коллективных договорах и соглашениях", "О по­рядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)". Ратифицированы соответствующие конвенции МОТ. На уровне республики ежегодно заключается Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателей.

На региональном и отраслевом уровнях заключаются тарифные соглашения, на­правленные на обеспечение стабильной работы предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение установленных государством минималь­ных социальных гарантий. На предприятиях, в учреждениях и организациях заклю­чаются коллективные договора.

Что же означает словосочетание "социальное партнёрство". Его смысловое зна­чение применительно к сфере регулирования социально-трудовых отношений в об­щем плане — это совместная деятельность правительства, предпринимателей и проф­союзов, направленная на согласование интересов и решение проблем, прежде всего, в социальной и производственный деятельности людей.

Конечно, дословное значение слова "партнёры" как "товарищи по общим интере­сам", не очень точно характеризует истинные отношения между всеми членами тру­дового сотрудничества, так как их интересы не всегда одинаковы. Но в данном слу­чае их интересы сходятся на решении социально-трудовых проблем.

Суть этих проблем в том, что существует рынок труда, на этом рынке есть и про­давец, и покупатель. Они сами должны договариваться о цене и условиях купли -продажи рабочей силы, точнее способностей к труду и возможностей индивида. Но проводиться этот "торг" должен в определённых рамках, цивилизованно, по прави­лам и нормам, защищающим интересы обеих сторон, то есть на основе партнёрских взаимоотношений. Это не только дань традиции стран с развитой рыночной эконо­микой, а объективные требования, вытекающие из новой роли субъектов рынка тру­да — предпринимателей, профсоюзов, правительства, и новых, складывающихся ме­жду ними отношений на основе трипартизма. Трипартизм — это система трёхсто­роннего представительства. Складывание и функционирование системы социально­го партнёрства на основе трипартизма — необходимо для осуществления успешного функционирования механизма контроля над производством. При этом степень раз­витости партнерства прямо пропорциональна степени демократизации управления. В условиях централизовано управляемой экономики с единой государственной соб­ственностью также существовало в специфических формах социальное партнёрство между администрацией предприятий и профсоюзами как участниками управления производством. Но тогда практически 90 % всех решений, связанных с регулирова­нием трудовых и социальных отношений на производстве, принимались в центре, то есть на уровне страны или региона. На долю администрации и профкома предпри­ятия в пределах предоставленных им прав приходилось не более 10 % от объёма решений, касающихся скорее методов и способов выполнения спущенных сверху показателей.

По мере развития децентрализации в управлении, отнесения к компетенции кол­лективов предприятий решения большинства вопросов, регулирующих социально-трудовые отношения, по мере расширения прав республик, краёв, других регионов и городов объективно возникали условия для развития по форме и по существу всего механизма социального партнерства на всех уровнях выработки и принятия реше­ний. В условиях же разгосударствления и смены форм собственности необходи­мость в управлении возрастает еще больше, так как появляются личный и коллек­тивный экономические интересы сторон, каждая из которых хочет приумножить свои доход и прибыль.

Работодатель хочет по наиболее низкой цене купить полно­ценную рабочую силу и поддерживать ее деятельность на уровне и в интересах сво­его производства, а работник хочет получить за свой труд столько, сколько нужно для нормальной жизни и труда ему самому и его семье. В общем, речь идет о "деле­же" экономического пирога, который должен проходить максимально справедливо, мирным, цивилизованным способом. Поэтому социальные партнеры должны нау­читься сотрудничать в меняющихся условиях: работодатели (администрация госу­дарственных или муниципальных предприятий, руководители акционерных объеди­нений, предприниматели и владельцы частных производств и компаний и др.) должны добровольно "допустить" к монопольному владению управленческими функциями и их осуществлению второго партнера от трудового коллектива — проф­союз.


123456Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-03-28; просмотров: 157 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


admin