Организационно правовые формы социального обеспечения
Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:
- круг обеспечиваемых;
- источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
- виды обеспечения;
- условия и размеры обеспечения;
- органы, предоставляющие обеспечение.
С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:
- государственное (обязательное) социальное страхование;
- социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
- государственная социальная помощь.
Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Согласно теории вероятности страховой риск — это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность.
Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.
Социальный риск — это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

Право социального обеспечения. Тест 7
31. Принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; запрещение принудительного труда — относятся к следующему типу принципов права социального обеспечения:
• межотраслевым
32. Количественной характеристикой трудового стажа является:
• его продолжительность
33. Специфика юридических фактов заключается в том, что они являются:
• событиями, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами
34. Из перечисленного, право на получение пенсии за выслугу лет по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют:
• военнослужащие
• федеральные государственные служащие
35. К федеральным фондам социального обеспечения относятся:
• Пенсионный фонд РФ
• Фонд обязательного медицинского страхования
• Фонд социального страхования РФ
тест 5 | тест 6 | тест 7 | тест 8 | тест 9
Понравился сайт? — Поделись с друзьями!
Для нас это лучшая благодарность.
© Хелп Ми Тест
Юриспруденция / Правовое обеспечение социальной работы / 4.2.2. Организационно-правовые формы социального обеспечения
Организационно-правовые формы социального обеспечения подразделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение (рисунок 4.1).
Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижения доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.
Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они созданы. В соответствии со статьей 13 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 145-Ф государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренным названным кодексом.
В связи с введением в действие с 1 января 2001 года 2-й части Налогового кодекса и установлением единого социального налога (взноса) изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, к которым относятся:
Ø Фонд социального страхования РФ;
Ø Пенсионный фонд РФ;
Ø Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование (например, пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.
Наряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение получает также и негосударственное социальное обеспечение:
1) муниципальное социальное обеспечение.
Так, например, постановлением Правительства Москвы от 16.01.2001 г. № 31-ПП утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 год, согласно которой предусмотрены:
· ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибших в мирное время;
· увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;
· надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и другие выплаты;
2) негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Осуществляют свою деятельность на основании федерального закона от 7 мая 1998 г.
№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Негосударственные пенсионные фонды – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;
1) благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование осуществляется на основании федерального закона от 11 августа 1995 г.. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
2) Предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли различные льготы и компенсации (например, предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников).
Добавить комментарий