Организационно правовые формы социального обеспечения

Организационно правовые формы социального обеспечения

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

  • круг обеспечиваемых;
  • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
  • виды обеспечения;
  • условия и размеры обеспечения;
  • органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

  1. государственное (обязательное) социальное страхование;
  2. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
  3. государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно теории вероятности страховой риск — это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность.

Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

Социальный риск — это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

Право социального обеспечения. Тест 7

31. Принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; обеспечение государ­ственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; запрещение принудительного труда — относятся к следующему типу принципов права социального обеспечения:
• межотраслевым

32. Количественной характеристикой трудового стажа является:
• его продолжительность

33. Специфика юридических фактов заключается в том, что они являются:
• событиями, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами

34. Из перечисленного, право на получение пенсии за выслугу лет по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют:
• военнослужащие
• федеральные государственные служащие

35. К федеральным фондам социального обеспечения относятся:
• Пенсионный фонд РФ
• Фонд обязательного медицинского страхования
• Фонд социального страхования РФ

тест 5 | тест 6 | тест 7 | тест 8 | тест 9

Понравился сайт? — Поделись с друзьями!
Для нас это лучшая благодарность.


© Хелп Ми Тест

Юриспруденция / Правовое обеспечение социальной работы / 4.2.2. Организационно-правовые формы социального  обеспечения

Организационно-правовые формы социального обеспечения подразделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение (рисунок 4.1).

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижения доходов ни­же прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и дру­гих социальных услугах между государством и самими работниками, ко­торые подлежат обязательному социальному страхованию.

Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они созданы. В со­ответствии со статьей 13 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 145-Ф государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для ре­ализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработи­цы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы госу­дарственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренным названным кодексом.

В связи с введением в действие с 1 января 2001 года 2-й части Налого­вого кодекса и установлением единого социального налога (взноса) из­менился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, к которым относятся:

Ø Фонд социального страхования РФ;

Ø Пенсионный фонд РФ;

Ø Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование (например, пенсий госслужащих, военнослужа­щих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

Наряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение получает также и негосу­дарственное социальное обеспечение:

1) муниципальное социальное обеспечение.

Так, например, постановлением Правительства Москвы от 16.01.2001 г. № 31-ПП утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 год, согласно которой предусмотрены:

· ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужа­щим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибших в мирное время;

· увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;

· надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и другие выплаты;

2) негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Осуществляют свою деятельность на основании федерального закона от 7 мая 1998 г.

№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственные пенсионные фонды – особая организационно-правовая форма некоммерческой орга­низации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспе­чении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспече­нию населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;

1) благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование осуществляется на основании федерального за­кона от 11 августа 1995 г.. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная дея­тельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положе­ния малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвали­дов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализо­вать свои права и законные интересы;

2) Предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли различные льготы и компенсации (например, предоставление дополнительных дней отдыха отдельным кате­гориям работников).

admin