Коррупционная составляющая государственных закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Коррупционная составляющая государственных закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Разные взгляды на проблему

В мире 9 декабря считается Днем борьбы с коррупцией. В этот день в 2012 году руководство Министерства экономического развития РФ сообщило, что в стране чрезмерной коррумпированности нет, а такие слухи умышленно распространяют те, кто не поддерживает власть. Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов сказал, что подобные негативные отзывы сильно преувеличены, и, если коррупционная составляющая и присутствует, то она минимальна. Министр добавляет также, что для искоренения взяточничества делается все возможное. В частности, уже сейчас обеспечивается прозрачность в сфере приватизации госимущества и сфере госзакупок, за каждой сделкой внимательно следят участники процесса и пресса.

Тем не менее, исследования бизнес-организаций представляют совершенно противоположную картину, согласно которой коррупционная составляющая является неотъемлемой частью бизнес-среды России. Общественное объединение «Опора России» проводило опрос, охвативший 6 тысяч респондентов. Согласно полученным результатам, 62% опрошенных считают, что на территории страны очень сложно начать свое дело, 64% сообщили, что состояние их бизнеса не улучшается по сравнению с 2011 годом. Не смотря на это, большинство предпринимателей являются оптимистами и верят в хорошие перспективы, пессимистов оказалось только 11%.

Основные препятствия для деятельности предпринимателей

По словам бизнесменов, чаще всего они сталкиваются с проблемами при аренде или приобретении земельных участков и различных помещений. Ненамного уступают энергетическая и транспортная инфраструктура. Если первая отличается дорогими тарифами и зачастую новое подключение недоступно, то транспортная инфраструктура не соответствует всем потребностям бизнеса. Очень часто можно столкнуться с несоответствием стоимости и качества услуг, недоступностью финансовых и трудовых ресурсов, современного оборудования для производства, отсутствием каналов дистрибуции.

Мнения касательно коррупционной составляющей у бизнесменов разделились. Половина из них считает, что взяточничество является большой проблемой, не позволяющей быстро и качественно работать. Остальные сообщают, что для бизнеса это не обременительно. Многие компании занимаются незаконными выплатами чиновникам. Коррупционная составляющая особо заметна при прохождении различных проверок, получении доступа к госзаказу, получении льгот, лицензий и сертификатов, подключении к инфраструктуре.

Чтобы быстро решить все свои проблемы, фирмы незаконно обращаются к чиновникам, выплаты которым достигают до 25% всей выручки. Бизнесмены, желающие работать и получать прибыль, приспосабливаются к ситуации и воспринимают взяточничество как неотъемлемую часть бизнес-среды.

По мнению предпринимателей, дополнительные затраты на незаконные выплаты несущественно влияют на конкурентоспособность, поскольку условия для всех примерно равные.

Аналитики рынка недвижимости пришли к выводу, что коррупционная составляющая в строительстве занимает примерно 25-30%. Крупные застройщики Москвы и регионов в самом начале работ закладывают в смету пункт «коррупционная составляющая». Это необходимо, поскольку для строительства одного дома нужно получить разрешение примерно 200 чиновников. В среднем по стране четверть себестоимости квадратного метра жилья в Москве приходится на различные взятки.

Борьба с взяточничеством в РФ

В конце 2011 года российские власти приступили к активной борьбе с коррупционной составляющей. Только за 9 месяцев работы следственные органы получили больше 30 тысяч сообщений о преступлениях, связанных с взяточничеством. В нынешнее время расследуются уголовные дела, в которых фигурируют высокопоставленные чиновники.

Министерство внутренних дел сообщает, что, помимо выявленных преступлений, увеличивается размер самих взяток: в среднем сейчас их сумма достигает 60 тысяч рублей, а в некоторых случаях она превышает 3 миллиона. По мнению Госдумы, российское законодательство полностью отвечает мировым стандартам, и в нем есть все необходимое для качественной борьбы с коррупционной составляющей. Руководство страны говорит о том, что ведется активная борьба и с бытовыми взятками, которые очень распространены в лечебных и учебных заведениях.

В нынешнее время коррупционная составляющая влечет за собой повышение издержек производства и себестоимости продукции.

Все это отрицательно влияет на конкурентоспособность отечественного производства. В такой ситуации малый и средний бизнес в большинстве случаев находятся за гранью рентабельности. Улучшить ситуацию можно, только если полностью изменить модель современного общества.

К раскрытию сущностного содержания понятия коррупции исследователи подходят с различных позиций так, как оно относится к категории сложных и много­аспектных.

Рассмотрим этимологическое происхождение термина «коррупция», которое имеет различное толкование в разных источниках.

Обычно утверждается, что слово «коррупция» произошло от латинского corruptio, что означало «порча, подкуп»1.

В словаре иностранных слов говорится: «коррупция, от лат. сorruptio, — подкуп; в капиталистических странах – подкупность и продажность общественных и политических деятелей, а также государственных чиновников и должностных лиц; коррумпировать, корруптировать (лат. corrumpere) – подкупать кого-л., деньгами или иными материальными благами»2

Как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» определяется понятие коррупции в словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова.

Однако многие авторы утверждают, что первоначальное значения слова «коррупция» имело более широкое значение. Латинско-русский словарь, составленный И.Х. Дворецким, кроме вышеуказанных значений (порча и подкуп) приводит и такие значения, как «совращение, упадок, извращенность, плохое состояние, превратность (мнения или взгляда)»4. Авторы сборника «Основы противодействия коррупции» пишут: «Коррумпировать (от лат. “corrumpere”) значило повреждать желудок плохой пищей, портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, приводить в упадок нравы… и т. п…Среди прочего, отнюдь не в первом своем значении «коррумпировать» означало подкупать кого-либо или всех – народ (не обязательно должностное лицо) деньгами, щедрыми раздачами»5

В этой связи Н.А. Кузьмин считает, что латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов cor (сердце; душа, дух, рассудок) и ruptum (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции он видит не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) той или иной социальной системы, в том числе системы государственности .

Таким образом, уже на уровне этимологии коррупции возникает серьезный водораздел в определении понятия данного явления – понимать ли под коррупцией подкуп (узкое определение) или разложение, негативные процессы в самом механизме управления (широкое определение).

Впервые в отечественную правовую литературу ввел термин «коррупция» А.Я. Эстрин в работе «Взяточничество», вышедшей в рамках деятельности кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 году. В его определении коррупция: «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще» .

1 См.: Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 1998. С.5.

2 Словарь иностранных слов М., 1955. С. 369.

3 См.: Ожегов С.Н. Словарь русского языка. М., 1984.

С. 264; Словарь русского языка. В 4-х томах. Т.2. М., 1986. С.108.

Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976. С 265-266.

Кузьмин Н.А. К вопросу о понятии и природе коррупции. // Административное и муниципальное право. 2010. № 6 // КонсультантПлюс Версия Проф. — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/

Эстрин А.Я. Должностные преступления. М., 1928. С. 230

Доктор юридических наук, профессор В.В. Лунеев характеризует коррупцию как явление, включающее в себя «… многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования» .

По мнению А.А. Сизова, в современной юридической науке определение исследуемого понятия вызывает острейшие дискуссии, и даже законодательное его закрепление вызывает целый ряд вопросов . Он пришел к выводу, что в среде юристов однозначного понимания феномена коррупции нет в принципе. Есть совокупность представлений о категории правонарушений, которые, по мнению большинства, следует относить к числу коррупционных. Само понятие коррупции большинство специалистов, в наиболее общем виде, трактует как использование должностными лицами публичных возможностей в личных интересах .

Яркую характеристику коррупции дает А.И. Кирпичников: "Коррупция — это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции — своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости"3

Коррупция начинается тогда, полагают авторы доклада "Коррупция в России" Г.А. Сатаров, М.И. Левин, М.Л. Цирик, когда цели, установленные правом, общественно одобряемые культурными и моральными нормами, подменяются при решении корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Поэтому коррупция характеризуется ими как "злоупотребление служебным положением в корыстных целях"

Профессор Б.В. Волженкин подчеркивает, что "коррупция — это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах" 5

1Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.) / под. ред. В.В. — М.: Юрист, 2001. С. 22.

2Сизов А.А. К вопросу о понятии коррупции и критериях его определения в современной юриспруденции // Журнал Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2014. — №1. – С. 55-56.

3.Преступность и реформы в России / Под ред. проф.А.И. Долговой. М., 1998.

4. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000. С. 189.

5. Никифоров Б.С., Решетников Р.Н. Современное американское уголовное право. М., 2005. С. 53. ;

Таким образом, в юридической науке коррупция рассматривается как разновидность правонарушения, преступления чиновников против интересов государства. Подобное определение содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, согласно которому коррупция — "это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях" Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. A/CONF. 169/14.1995. 13 Apr. В 1995 г. междисциплинарной группой Совета Европы по коррупции дано развернутое определение: "коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определённых обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других" Цит. по: Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. .

В рамках экономического подхода одним из ведущих специалистов в области исследования коррупции считается Сюзан Роуз-Аккерман. Она рассматривает коррупцию как форму социального обмена, а коррупционные платежи – как часть трансакционных издержек. По ее мнению, коррупция связывается с чрезмерным вмешательством государства в экономические процессы. В то же время, как показывают исследования, в некоторых странах с довольно высоким участием государства в экономике коррупция невысока (например, в Дании).

В исследованиях ученых-экономистов, затрагивающих проблемы коррупции, предлагаются математические модели, описывающие функционирование коррупции .

В рамках этих моделей изучаются акты внешней коррупции, коррумпирование организации изнутри, а также цикличность возникновения исследуемых явлений. На основе математических моделей коррумпированных иерархий, возможно, представить различные стратегии ограничения коррупции. С помощью соответствующих вычислительных экспериментов можно выделить оптимальные стратегии борьбы с коррупцией.

В контексте социологического дискурса коррупция понимается как патология общества, дисфункциональное явление, порождающее уродливые формы взаимоотношений между людьми. А.В. Дахин определяет коррупцию как структуру повседневности, развивающейся в сфере социального управления, дублирующей и вытесняющей из нее нормированные функциональные отношения должностных лиц и составляющую альтернативу законопослушным действиям этих лиц .

1Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. При­чины, следствия, реформы / пер. с англ. О.А. Алякринско­го. – М.: Логос, 2003. – 356 с

1 Михайлов А.П., Ланкин Д.Ф. Моделирование оптимальных стратегий ограничения коррупции // Математическое моделирование социальных процессов. – 2006. – Т. 18. – № 12. – С. 115–124.3

2 Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей / Под редакцией П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой, А.И. Мизерия. – Н. Новгород. – 2001. – С. 192.

Он представляет коррупцию в виде неофициальной подсистемы социального регулирования, существующей параллельно с официальным механизмом регуляции общественной жизни. Эта «параллельная система» порождается неэффективной деятельностью органов государственной власти. В соответствии с таким подходом, коррупционное поведение должностных лиц определяется как «неформальное, девиантное (отклоняющееся) поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании ею социальных благ.

Проблема изучения коррупции с позиции психологии состоит в наличии методологической трудности определения феноменологической структуры коррупции и коррупционного поведения. С точки зрения социальной нормы коррупция рассматривается как вид девиантного поведения, которое определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков профессиональным нормам или социальным ожиданиям. Однако, одна из сложностей психологических исследований коррупции заключается в неоднозначности критериев определения де­виантного поведения. Они часто вызывают разно­гласия и споры. Граница межу отклонением и нормой достаточно размыта. Она зависит от того, кто и кому дает поведенческую оценку, а также от контекста общественных норм. В реальности существует постоянное расхождение между декларируемыми моральными нормами и принципами, с одной стороны, и реальной мотивацией поступков индивида — с другой, что порождает еще одну сложность исследования коррупционного поведения. Поэтому определять однозначно коррупционное поведение как девиантное не всегда представляется возможным: если коррупция стала в определенном смысле «нормой» социальных отношений, то коррупционное поведение тоже является «нормой», пусть и искаженной (извращенной) с точки зрения нравственности и права.

В психологии дается следующее определение коррупции: «это девиантное поведение публичных должностных лиц, выражающееся в нелегитимном использовании, вопреки интересам общества и других лиц, имеющихся у них полномочий, вытекающих из них возможностей, а также иных общественных ресурсов, доступ к которым они имеют в связи со своим статусом и фактическим положением, для извлечения выгоды в личных, узкогрупповых или корпоративных целях» .

Специфичный характер имеет коррупция в системе исполнения наказаний России. По мнению Маркова В.П. и Сивцова С.А. нарушение сотрудниками уголовно-исполнительной системы законности и служебной дисциплины, сопряженное с совершением преступлений коррупционного характера, стало результатом игнорирования требований приказов и указаний ФСИН России. В местах лишения свободы допускаются те нарушения, которые в обычной гражданской жизни представляют собой проявления гражданско-правовой сделки, например передача предметов, не изъятых из гражданского оборота и не приводящих к серьезным последствиям (чернила для наколок, дрожжи и т. д.). На основании этого они предлагают следующее определение пенитенциарной коррупции: «это явление, выражающееся в злоупотреблении служебным положением, получении взятки и даче взятки, любом другом противоправном использовании сотрудниками системы исполнения наказаний своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот как имущественного, так и неимущественного характера) для себя либо незаконное предоставление преимуществ осужденным вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников вопреки законным интересам личности, общества и государства» .

1Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы //Журнал социологии и социальной антропологии. — 2000.— No1.— С.90.

2Марков В.П., Сивцов С.А. Основные факторы, способствующие распространению коррупционных проявлений в пенитенциарной системе России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 4. С. 20.



Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1232 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Статья 1.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3) нормативные правовые акты Российской Федерации:

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные правовые акты;

(п. 3 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией — полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)


admin