Конституционная монархия

Конституционная монархия

Неограниченная монархия.

А) Абсолютная монархия.

Абсолютная монархия – монархия, при которой вся полнота верховной власти юридически и фактически принадлежит одному лицу – монарху, который имеет право единолично издавать законы, назначать и смещать министров по своему усмотрению, вершить правосудие и т.д.

При абсолютизме нет правовых актов, ограничивающих полномочия монарха, нет избираемого народом парламента, участие которого в издании законов и контроле над управлением было бы обязательным.

Абсолютная монархия существует и по сей день, например, в Саудовской Аравии и Омане, Катаре.

Ограниченная монархия.

Б)Сословно-представительная (дуалистическая) монархия.

Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в XVI–XVII вв. как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан, Кувейте.

В дуалистической монархии законодательной властью обладает парламент, а монарх, являясь главой государства, одновременно исполняет и исполнительную власть – формирует правительство и руководит его деятельностью. В дуалистической монархии существует два политических учреждения – монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть.

Основные черты дуалистической монархии:

1) Власть монарха передается по наследству;

2) Монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;

3) Вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

4) Монарх обладает правом отклонить закон (право вето), принятый парламентом, и правом роспуска парламента.

В)Конституционная (парламентарная) монархия.

Конституционная (парламентарная) монархия – монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством, законодательная власть в такой монархии принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое формируется парламентом и возглавляется премьер-министром, также назначаемым парламентом.

К государствам с такой формой правления относятся: Великобритания, Испания, Япония, Дания, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Таиланд и др.

Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство формируется из парламентского большинства;

2) лидер, победившей на выборах партии, становится премьер-министром;

3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;

5) монарх не может принимать участие в деятельности правительства, хотя и считается главой государства;

6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, в Японии);

7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие.

Республика.

Республика – форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (Франция, США), смешанного типа (Россия), суперпрезидентские (страны Латинской Америки).
А) Парламентская республика.

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах.

2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность.

3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией.

4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

Б) Президентская республика.

Признаки президентской республики:

1. Правительство назначается президентом и утверждается парла-ментом.

2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

3. Президент избирается населением страны путем прямых выбо-ров или опосредованно, через коллегию выборщиков.

4. Президент может одновременно являться главой правительства (например, в США).

5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.

В) Смешанный тип.

Признаки республики смешанного типа:

1. Президент избирается населением, т.е. без участия парламента и назначает правительство.

2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку.

3. Президент обладает широкими полномочиями, в том числе и по руководству исполнительной властью, но правительство он не возглавляет.

4. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое возглавляет премьер-министр (или председатель правительства). Оно формируется президентом, но при этом правительство должно пользоваться доверием парламента.

Г) Суперпрезидентская республика.

Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве.

2.

Президент без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку.

3. Президент без согласования с парламентом может объявить о проведении референдума.

4. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстранения президента от должности.

Переходные формы от монархии к республике.

А) Выборная монархия.

Например, в Малайзии султаны девяти штатов выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Однако избран может быть не каждый, а только наследный султан штата. Аналогично происходит избрание в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Верховную власть осуществляет совет эмиров, который по сути выполняет функции парламента и правительства. Эмиры выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет.

Б) Монократическая республика.

С одной стороны, это республика, так как сначала президент избирается народом, с другой – имеются явные черты монархии, так как затем президент провозглашает себя пожизненным президентом с неписаным правом передачи власти по наследству. Такими республиками являются, например, Тунис, Центрально-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея.


123456Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 403 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Содержание

Конституционная Монархия

Значение термина Конституционная Монархия в Энциклопедии Юриста

Конституционная Монархия — форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. Конституционная Монархия принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической(дуализм — двойственность) монархии государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх — исполнительную. Он назначает правительство, которое ответственно только передним. Парламент не влияет на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т.е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона. Монарх вправе назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент, зачастую на неопределенное время, при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической монархией считаются Иордания, Марокко.

В парламентарной монархии парламент занимает главенствующее положение. имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно отвечает только перед парламентом. Последний имеет право контроля деятельности правительства;если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку. Такой монарх характеризуется словами «царствует, но не правит». Монарх назначает правительство или главу правительства, однако в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте. Мо-нарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию («совету») правительства. Он не может издавать законы. Все исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством, они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего не имеют юридической силы. В то же время не следует рассм. атривать монарха в парламентарной монархии только как декоративную фигуру или пережиток, оставшийся от феодальных времен. Наличие монархии считается одним из факторов внутренней стабильности государственной системы. Монарх стоит надпартийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность, В своих обращениях к парламенту он может ставить важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные монархии — Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др. •’ •. Авакьян С.А.

Рядом со словом Конституционная Монархия в Энциклопедии Юриста

Статья про Конституционная Монархия была прочитана 2988 раз

Конституционные монархии, в которых исполнительную власть выполняет монарх. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху.

Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически. В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром.

Абсолютная монархия

В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией.

Великобритания — самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. Япония — практически единственная империя в мире. Император страны — символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх -— глава церкви. Унитарное (от лат. unitas — единство) государство — такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований.

Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. В других же странах, например ФРГ и США, — с историко-географическими особенностями. В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств.

И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств. Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических». Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы.

Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант «социализма с человеческим лицом».

В Англии монархия

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Так что монархия – это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.

А теперь немного о особенностях монархии по-африкански. Как бы то ни было, они по-прежнему присутствуют в разных странах, и с этой реальностью необходимо считаться. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко).

Однако во многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает развитие демократии.

Сословная монархия

Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие — конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

Особое значение в системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Таким образом, существующие в наше время абсолютные монархии являются абсолютистско-теократическими. По своему социальному характеру современные абсолютные монархии не представляют собой полностью феодальные государства.

Государства монархии

В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией.

Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими.

Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать бюджет.

Монарх «царствует, но не управляет»; он представляет своё государство, является его символом. Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства.

Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех стран мира составляют республики. Республика — это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ — разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом). Существуют две основные формы правления: республика и монархия. Примером теократической монархии является Ватикан.

Читайте также:

НижнийЯичко permalink

Отличительные признаки монархии

Отличительные признаки унитарного государства

1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4. Наличие единого гражданства.

Виды унитарных государств

Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта,Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

Территориальная автономия — определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлена этническим меньшинствам, проживающим в различных частях страны, а не на определённой территории (Хорватия, Македония).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия,Таиланд, Индонезия).

Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

Федерация (от лат.

«foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственнымсуверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Виды федераций

По способу образования субъектов федерации выделяют:

Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан,Индия).

Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объдинённой Арабской Республикой иСенегамбией).

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789) , Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации

1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

4. Нет единого гражданства конфедерации;

5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

 

63. Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании

Форма правления показывает:

как создаются высшие органы власти в государстве,

их структуру,

какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,

в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

 

 

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии

1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

2. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий

Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.


Похожие главы из других работ:

«План государственных преобразований» М. Сперанского

1. Конституционная традиция в России

Виды монархий в современном мире

2.2 Конституционная монархия

Буржуазно- демократические революции в XVII-XVIII вв. пытались преодолеть явные недостатки абсолютной монархии, стремились создать умеренные формы правления…

Германское буржуазное право ХІХ века

1.1 Конституционная история Германии

Германия — государство в Центральной Европе. Граничит с девятью государствами.

Площадь страны составляет около 357 тыс. кв. км, население — 81,9 млн человек (2002 г.). Религия в этой стране занимает далеко не последнее место…

Конституционная аксиология

4. Конституционная аксиология

Конституционализм является одним из основных элементов системы права, определяющим смысл и назначение Конституции Российской Федерации, и формирует представление о том, «что должно происходить, хотя, быть может, никогда и не происходит»…

Конституционные обязанности и конституционная ответственность граждан РФ

2. Конституционная ответственность в Российской Федерации

Определяя установки для надлежащего социального и личного отношения гражданина к интересам государства и общества, основные обязанности носят характер правовых категорий…

Конституция Российской Федерации

4. Конституционная ответственность

Конституционное право характеризуется наличием собственного потенциала обеспечения действенности своих норм, т.е. собственного института юридической ответственности…

Монархия как форма правления

Глава 3. Конституционная монархия

Как видно из содержания предыдущей главы, абсолютная монархия, хотя и продолжает действовать в качестве формы правления в некоторых государствах Востока, все-таки постепенно вырождается…

Монархия как форма правления: история и современность

2.1 Конституционная монархия Англии

Англия как пример современной монархии была выбрана мной не случайно, а по ряду причин. Во-первых, это наиболее яркий и традиционный пример конституционной монархии на сегодняшний день. Во-вторых…

Основы конституционного строя Германии

Глава I. Краткая конституционная история

Германия как географическая область встречается в письменных источниках с античных времен. На протяжении Средних веков и Нового времени существовали различные германские союзы и германские государства…

Особенности судопроизводства в Конституционном Суде РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

2.2 Конституционная жалоба

Критерии допустимости жалобы. Статья 97 Закона допускает жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод, если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле…

Судебная власть в зарубежных странах

4. Конституционная юстиция

судебный конституционный административный прокуратура адвокатура Конституции зарубежных государств обычно устанавливают основы организации, деятельности и правового статуса конституционных судов…

Федеральное вмешательство в РФ

§ 3 Конституционная ответственность

Конституционная ответственность распространяется на всех участников конституционно-правовых отношений, обладающих конституционной правосубъектностью…

Форма территориального (государственного) устройства

3.2 Конституционная модель российского федерализма

Важнейшее значение имело принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации. Вопреки всем скептическим высказываниям она выжила, и вот уже 17 лет Россия живёт по её нормам, постепенно реализую заложенные в ней идеи…

Юридическая ответственность

2.4.6 КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Острые дискуссии вызывает существование конституционной ответственности. Тем не менее…

Юридическая ответственность лица

2.1 Конституционная

Конституция — это «закон законов», обладающий высшей юридической силой и являющийся юридической базой всего текущего законодательства.

Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией…

admin

Добавить комментарий