Консервация земель

Консервация земель

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 октября 2002 г.

N 830

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ С ИЗЪЯТИЕМ ИХ ИЗ ОБОРОТА

1. Настоящее Положение устанавливает порядок консервации земель с изъятием их из оборота (далее именуется — консервация земель) в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.

2. Допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно — растительным покровом;

б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Федеральная служба земельного кадастра РФ преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

3. Подготовка предложений о консервации земель осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России (или ее территориальными органами) с участием Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации (или их территориальных органов) и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в пределах их компетенции на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, либо по инициативе собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков с учетом данных государственного мониторинга земель или специальных обследований.

4. Специальные (почвенные, геоботанические, агрохимические и др.) обследования проводятся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями по утверждаемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти методикам для выявления подлежащих консервации земель, определения их местоположения, площади, динамики изменения качества земель и причин, приводящих к деградации земель.

5. Предложения по консервации земель должны включать:

а) заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании, подготовленное Федеральной службой земельного кадастра России (или ее территориальными органами) совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации (или их территориальными органами) и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

б) карты с нанесенными границами земельных участков и частей земельных участков, подлежащих консервации (с указанием типов и степени деградации или загрязнения земель, собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков);

в) предложения об участии собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в осуществлении мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий;

г) расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, понесенных в результате деградации земель.

6. Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земель, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции.

Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

7. На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

8. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

9. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10. После завершения мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий Федеральная служба земельного кадастра России (или ее территориальные органы) во взаимодействии с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации (или их территориальными органами) и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании специальных обследований подготавливает предложения о дальнейшем использовании восстановленных земель и направляет их федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, принявшим решение о консервации земель.


При проведении рекультивации нарушенных и дегра­дированных земель прежде всего осуществляется вос­становление и улучшение состояния почв как компо­нента природной среды. Проект рекультивации нарушенных и деградированных земель предусматривает меры по восста­новлению и улучшению состояния почв.

Восстановление и улучшение состояния почв при прове­дении рекультивации осуществляется на землях, с которых был снят плодородный слой земли, и на иных нарушенных и деградированных землях.

Рекультивация нарушенных и деградированных земель с восстановлением и улучшением состояния почв осуществляется лицами, деятельность которых привела к деградации почв. В других случаях рекультивация нарушенных и дегра­дированных земель с восстановлением и улучшением состо­яния почв осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Восстановление и улучшение почв при проведении ре­культивации нарушенных и деградированных земель проис­ходят в соответствии с земельным законодательством и дру­гими федеральными законами.

В зависимости от оказанного на них негативного воз­действия деградированные почвы можно классифи­цировать следующим образом:

1. почвы, подвергшиеся химическому, радиоактивному, биологическому загрязнению;

2. почвы, подвергшиеся захламлению;

3. почвы, подвергшиеся нарушению в результате хозяй­ственной и иной антропогенной деятельности;

4. почвы, подвергшиеся нарушению в результате сти­хийных бедствий и иных природных явлений;

5. почвы, подвергшиеся порче в результате одновремен­но антропогенной деятельности и действия природ­ных явлений.

Восстановление деградированных почв должно обеспе­чиваться лицами, деятельность которых привела к их дегра­дации.

Необходимость в консервации деградированных сельско­хозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, возникает в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены либо если виновные юридические лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградиро­ванных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загряз­ненных земель.

Земли, подлежащие консервации, включаются в состав земель запаса либо сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель).

Консервации подлежат:

1.

сельскохозяйственные угодья с сильно эродирован­ными, засоленными, заболоченными почвами, почва­ми, подверженными в большой степени опустынива­нию или имеющими просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых;

2.

оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

3. земли — когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приво­дит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и обострению экологиче­ской обстановки;

4. земли, загрязненные токсичными промышленными от­ходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней.

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности плодородный слой почвы должен всегда сохраняться.

Снятие плодородного слоя почвы происходит в случаях, когда осуществление хозяйственной и иной деятельности невозможно без нарушения, загрязнения и иного негативно­го воздействия на почвы.

Лица, в результате деятельности которых происходит нару­шение, загрязнение и иная порча почв, обеспечивают снятие, транспортирование и хранение плодородного слоя почвы.

Снятый плодородный слой почвы транспортируется, скла­дируется и хранится в условиях, не приводящих к утрате его плодородия. Он должен использоваться для рекультивации нарушенных и деградированных земель. В случае, когда пло­дородный слой не может быть использован для рекультивации тех земель, откуда он был снят, он используется для вос­становления состояния почв на иных нарушенных и дегра­дированных землях.



Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 149 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Подконсервацией земель понимается исключение, в том числе и вре­менное, земель из хозяйственного оборота в целях предотвращения раз­вития и устранения процессов деградации почв, восстановления их пло­дородия и реабилитации загрязненных территорий.

Действующим законодательством предусматривается консервация деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами.

Согласно Положению о порядке консервации деградированных сель­скохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промыш­ленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденному по­становлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555,деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые нега­тивные процессы изменения состояния почв. В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степе­ни загрязненности земель вместо консервации может вводиться специ­альный режим их использования или производится изменение целевого назначения земель.

Консервации подлежат:

сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасо­ленными, сильно заболоченными (в результате подтопления или наруше­ния экологических требований) почвами, подверженные в большой степе­ни опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому на­значению земель с указанными признаками деградации приводит к даль­нейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;

— земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свы­ше предельно допустимых концентраций или радиоактивными вещест­вами свыше предельно допустимых уровней.

Земли, выведенные из хозяйственного оборота, сохраняются за соб­ственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при со­здании необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас.

Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загряз­ненных земель производится путем обследований, осуществляемых по ут­вержденным методикам соответствующими предприятиями, организаци­ями, а также гражданами, получившими лицензии на такие обследования в органах Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации. Подготовленные материалы по консервации земель представ­ляются в местные администрации, в ведении которых находятся такие земли. Материалы должны содержать следующие документы:

— экспертное заключение органов Государственного комитета Рос­сийской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации;

— заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора (по землям, загрязненным токсичными промышленными отходами и радио­активными веществами) и Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия Российской Федерации;

— план земель собственника, землевладельца, землепользователя с нанесением границ участков, подлежащих консервации;

— экспликация земельных угодий с указанием степени деградации и загрязнения почв;

— заключение организаций и коллективов, проводивших обследование;

— мнение собственников земли, землевладельцев, землепользовате­лей и их обязательств по восстановлению земель;

— справки об убытках, вреде и потерях сельскохозяйственного произ­водства.

Убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, воз­мещаются собственникам земли, землевладельцам, землепользователям в полном объеме теми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, по чьей вине произошла деградация и загрязнение земель. В случаях, когда ухудшение качества земель собственников земли, земле­владельцев, землепользователей вызвано их хозяйственной деятельнос­тью, улучшение земель и экологической обстановки осуществляется таки­ми субъектами за счет собственных средств.

В случае отказа от выполнения указанных мероприятий необходимые средства взыскивают­ся в судебном порядке. Помимо возмещения убытков и вреда, причинен­ного деградацией и загрязнением земель, соответствующие предприятия, учреждения, организации и граждане возмещают потери сельскохозяйст­венного и лесохозяйственного производства, если под влиянием их дея­тельности произошло ухудшение качества земель. Виновные лица могут полностью или частично освобождаться от возмещения вреда и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в случаях своевременного выполнения ими необходимых мероприятий по восста­новлению деградированных сельскохозяйственных угодий, реабилитации загрязненных земель и оздоровлению экологической обстановки.



Консервация деградированных земель означает временное изъятие загрязненных земель из хозяйственного оборота в целях их восстановления и проведения очистных мероприятий. Данная мера охраны введена в ответ на обострившуюся за последнее десятилетие проблему загрязнения земель опасными отходами, химическими и радиоактивными веществами.

Консервация земель проводится в целях сохранения и восста­новления плодородия почв, улучшения природной среды и охраны здоровья человека. Решение о консервации земельного участка либо ᴇᴦο части принимают исходя из категории земель и формы собственности органы государственной власти либо органы местного самоуправления по результатам обследований, проводи­мых МПР России, Минсельхозом России либо Минздравом.

Применительно к землям сельскохозяйственного назначения, подвергшимся радиоактивному и химическому загрязнению, кон­сервация обязательна. В порядке консервации эти земли выводят­ся из категории земель сельскохозяйственного назначения и пере­водятся в земли запаса. С этого момента их использование не допускается, включая производство и реализацию сельскохозяй­ственной продукции.

Решения о переводе в категорию запаса земель сельскохозяйственного назначения, за исключением феде­ральных земель, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

По отношению к другим категориям земель могут быть уста­новлены ограничения в виде особых условий использования. В этом случае земельные участки сохраняются за собственниками, поль­зователями, владельцами, арендаторами, в случае если ими создаются ус­ловия для восстановления земель.

Расходы по восстановлению земель несут лица, виновные в их деградации. Они также обязаны полностью возместить потери и убытки сельскохозяйственного производства, а в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, — возместить собственнику ᴇᴦο стоимость. Недостаточно ясен вопрос о том, кто несет расходы по восстановлению земель и компенси­рует все убытки, в случае если виновное лицо не обнаружено. Положением о консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, предусматривается в данном случае финансирование восстановительных мероприятий из соответству­ющих бюджетов. Однако такие возможные расходы, которые могут быть значительными, необходимо предусматривать при определе­нии бюджетов.

Что такое консервация земель?

Подконсервацией земель понимается исключение, в том числе и вре­менное, земель из хозяйственного оборота в целях предотвращения раз­вития и устранения процессов деградации почв, восстановления их пло­дородия и реабилитации загрязненных территорий.

Действующим законодательством предусматривается консервация деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами.

Согласно Положению о порядке консервации деградированных сель­скохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промыш­ленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденному по­становлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555,деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые нега­тивные процессы изменения состояния почв. В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степе­ни загрязненности земель вместо консервации может вводиться специ­альный режим их использования или производится изменение целевого назначения земель.

Консервации подлежат:

сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасо­ленными, сильно заболоченными (в результате подтопления или наруше­ния экологических требований) почвами, подверженные в большой степе­ни опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому на­значению земель с указанными признаками деградации приводит к даль­нейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;

— земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свы­ше предельно допустимых концентраций или радиоактивными вещест­вами свыше предельно допустимых уровней.

Земли, выведенные из хозяйственного оборота, сохраняются за соб­ственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при со­здании необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас.

Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загряз­ненных земель производится путем обследований, осуществляемых по ут­вержденным методикам соответствующими предприятиями, организаци­ями, а также гражданами, получившими лицензии на такие обследования в органах Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации.

Подготовленные материалы по консервации земель представ­ляются в местные администрации, в ведении которых находятся такие земли. Материалы должны содержать следующие документы:

— экспертное заключение органов Государственного комитета Рос­сийской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации;

— заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора (по землям, загрязненным токсичными промышленными отходами и радио­активными веществами) и Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия Российской Федерации;

— план земель собственника, землевладельца, землепользователя с нанесением границ участков, подлежащих консервации;

— экспликация земельных угодий с указанием степени деградации и загрязнения почв;

— заключение организаций и коллективов, проводивших обследование;

— мнение собственников земли, землевладельцев, землепользовате­лей и их обязательств по восстановлению земель;

— справки об убытках, вреде и потерях сельскохозяйственного произ­водства.

Убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, воз­мещаются собственникам земли, землевладельцам, землепользователям в полном объеме теми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, по чьей вине произошла деградация и загрязнение земель. В случаях, когда ухудшение качества земель собственников земли, земле­владельцев, землепользователей вызвано их хозяйственной деятельнос­тью, улучшение земель и экологической обстановки осуществляется таки­ми субъектами за счет собственных средств. В случае отказа от выполнения указанных мероприятий необходимые средства взыскивают­ся в судебном порядке. Помимо возмещения убытков и вреда, причинен­ного деградацией и загрязнением земель, соответствующие предприятия, учреждения, организации и граждане возмещают потери сельскохозяйст­венного и лесохозяйственного производства, если под влиянием их дея­тельности произошло ухудшение качества земель. Виновные лица могут полностью или частично освобождаться от возмещения вреда и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в случаях своевременного выполнения ими необходимых мероприятий по восста­новлению деградированных сельскохозяйственных угодий, реабилитации загрязненных земель и оздоровлению экологической обстановки.



admin