Классификация потребностей по маслоу
Нужды людей очень разнообразны, многочисленны и сложны. Среди них выделяются физиологические, социальные и духовные нужды. Каждая конкретная нужда может по-разному восприниматься отдельными людьми. Это зависит от уровня образованности и культуры, характера и интересов каждого человека. Если же какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения. Выхода может быть два: либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения.
Нужда человека в конкретной жизни проявляется через потребности.
Потребности — это прежде всего желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения потребностей. К примеру, потребности — это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, и т.д.[1] .
Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс.
С развитием цивилизации расширяется круг таких потребностей и изменяется их характер. С другой стороны, человек — существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Следовательно, многие его потребности возникают из того, что он живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства, общества порождает возникновение общественных потребностей.
С образом и уровнем жизни людей теснейшим образом связаны потребности. Связь с образом жизни проявляется через характер потребностей. Они могут быть возвышенными и низменными, рациональными и иррациональными, вредными. Связь с уровнем жизни проявляется через уровень удовлетворения потребностей людей. Исходя из этого, различают реальные и нормативные потребности.
Реальная потребность — это запрос конкретных людей или группы людей на получение определенного количества благ и услуг.
Нормативная потребность характеризуется нормой потребления, которая устанавливается исходя из анализа, расчета, опыта и возможностей.
Потребности людей удовлетворяются через потребление, а чтобы потреблять, необходимо производить. Между производством и потреблением, как граничными (крайними) стадиями воспроизводственного процесса, существует тесная связь. Производство формирует потребности. Потребности в свою очередь ориентируют производство на создание новых ценностей и благ для удовлетворения определенных потребностей человека. Наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом развития производства, его технического прогресса.
Таким образом, потребности — это желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие.
⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 931; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Читайте также:
- I. Понятие договора. Правовое регулирование. Предмет.
- I. Понятие и признаки.
- I. Понятие и сфера применения договора. Основания заключение.
- I. Сущность и виды управленческих решений
- II. Понятие мышления животных
- Адаптация персонала: понятие, виды
- Административно-правовые нормы. (понятие, виды, реализация)
- Административный проступок: понятие, признаки и состав
- Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности.
- Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
- Акты применения норм права: понятие, признаки и виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
- Акты применения права: понятие, признаки, виды
Контрольная работа
по дисциплине Психология и педагогика
на тему «Потребности. Их виды и развитие»
потребность общение мотивационный достижение
Введение
1.Определение потребностей
2.Виды потребностей
3.Развитие потребностей. Понятие о профессионально-значимых особенностях мотивационно – потребностной сферы личности.
4.Потребности достижения и аффимации и их роль в достижении профессионального успеха
Список литературы.
Введение
Потребности человека не знают границ, чем больше человек имеет и знает, тем больше потребностей.
В настоящее время, когда вокруг нас суетится богатый мир материальных и духовных возможностей, потребности играют особую роль – роль нашего путеводителя. Потребности – это наш двигатель, они направляют нас, заставляют идти вперед и не останавливаться на достигнутом.
Но вместе с тем есть и отрицательные стороны. Потребности зачастую сбивают с толку и мешают определить истинную цель, они же прививают нам ряд комплексов и недостатков.
Мир потребностей так же богат, как и наше воображение и так как я лишь дилетант в области психологии и педагогики, предлагаю обратиться к работам известных авторов.
1.Определение потребностей
Маклаков А.Г.:»Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.
Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
2.Виды потребностей
Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.
Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
Различают потребности:
по сферам деятельности:
потребности труда
познания
общения
отдыха
по объекту потребностей:
материальные
духовные
этические
эстетические и др.
по значимости:
доминирующие/второстепенные
центральные/периферические
по временной устойчивости:
устойчивые
ситуативные
по функциональной роли:
естественные
обусловленные культурой
по субъекту потребностей:
групповые
индивидуальные
коллективные
общественные
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида с историческими, географическими и другими факторами страны или региона
Потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификации потребностей, одну из наиболее значимых из них предложил П. В. Симонов, он считал, что потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.
Не мало важный вклад в классификацию потребностей внес американский психолог А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality).
Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей, не ставя их в иерархическую последовательность:
-
Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
-
Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
-
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
-
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
-
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Позже была составлена более подробная классификация.
В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
-
(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
-
Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
-
Потребность в принадлежности и любви.
-
Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
-
Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
-
Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
-
(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Страницы: следующая →
12Смотреть все
Содержание
- Похожие страницы:
- Потребность в общении и развитии личности
- Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности
- Потребности. Ихвиды, классификация
- Потребности человека, ихвиды и средства удовлетворения
- Виды и развитие человеческой деятельности
- Определение и классификация потребностей
Похожие страницы:
-
Потребность в общении и развитии личности
Курсовая работа >> Психология
… формами человеческих отношений. Любой вид или форма человеческой деятельности … их реализация связана с удовлетворением потребности человека в общении, а также с уровнем развития … новых сигналов над прежней потребностью, когда вид взрослого, звук его …
-
Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности
Реферат >> Психология
… потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития. При классификации потребностей … были рассмотрены основные видыпотребностей и их влияние на личность …
-
Потребности. Ихвиды, классификация
Реферат >> Менеджмент
… его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развитияих предметов[4]. По …
-
Потребности человека, ихвиды и средства удовлетворения
Реферат >> Экономика
Реферат ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА , ИХВИДЫ И СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
— 2 — О г л а в л е н и е : Стр. 1. Введение. 1 2. Видыпотребностей человека. 1-4 3.
Основы … потебнос- ти. В первый период развития человечества потенциальные возможности природы прокормить …
-
Виды и развитие человеческой деятельности
Реферат >> Психология
… ). 3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере ихразвития. 4. Дифференциацию деятельностей, в процессе … , необходимые в труде, формируются целенаправленность, ответственность, потребность постоянно обогащать свой ум знаниями …
Хочу больше похожих работ…
В самом общем виде потребность можно определить как отражение в сознании человека необходимости получения чего-то жизненно важного, побуждающего его к активной целенаправленной деятельности. Человек стремится преодолеть состояние неудовлетворенности ипредпринимает для этого определенные усилия.
Удовлетворение потребностей — цель любой деятельности человека. Все потребности человека можно подразделить на высшие инизшие (вторичные и первичные). При рождении человек испытывает только первичные (физиологические) потребности. По мере социализации происходит становление высших духовных потребностей, более того, сущность социализации заключается в развитии именно социальных потребностей и социальных способов их удовлетворения. В широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.
Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Общественными называются потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населения и отдельных его членов. Они испытывают на себе влияние экономических и социальных отношений, в условиях которых складываются и развиваются.
Общественные потребности делятся на две крупные группы: потребности общества и населения (личные потребности).
Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся производственные потребности, потребности в государственном управлении, в обеспечении конституционных гарантий членам общества, в охранении окружающей среды, обороне и т.п.
С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности, которые вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях — цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом. Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.
Современная психология исходит их того, что потребности человека носят системный характер. Единство и взаимосвязь всех потребностей человека называется системой потребностей, в которой различают, прежде всего, потребности общества и потребности населения. При всем их различии они взаимозависимы как, например, личность и общество. Любая личная потребность имеет и общественный характер. Поэтому личные потребности по-другому называются потребностями населения. В дальнейшем более подробно разберем именно личные потребности.
Система личных потребностей является иерархически организованной структурой.
В ней выделяются потребности первого порядка, удовлетворение которых составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого порядка. Отличительной особенностью личных потребностей является их невзаимозаменяемость. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимость удовлетворения потребности в жилье или одежде. Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потребностей. Системность личных потребностей предполагает, что человек обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения.
Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера и природы возникновения выделяют следующие классы потребностей: физические, социальные и интеллектуальные.
Физические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также в двигательной активности, сне и т.д. Это природные потребности. Тем не менее конкретные социальные отношения и условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень развития этих потребностей, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития общественных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т.п.
Социальные потребности возникают в связи с общественным характером жизнедеятельности человека. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются генетически и приобретаются в ходе становления человека как личности и развития его общественных связей.
Интеллектуальные потребности связаны с мыслительной деятельностью человека. Это потребности в познании, образовании, в различных видах творческой деятельности и т.д. Как и социальные, они возникают из необходимости общения и развиваются по мере становления человека как личности, с повышением его интеллектуального уровня. Решающую роль здесь играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек.
Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека.
В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.д.). Материальные потребности отличаются от физических тем, что составляют часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.п.). Помимо них физические потребности включают в себя и чисто физиологические: потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и услуг.
Духовные потребности связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается как интеллектуальная, так и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает духовное воспроизводство человека. Круг таких потребностей человека весьма разнообразен.
В зависимости от степени конкретизации потребности человека
подразделяются на общие и конкретные.
Общие потребности вытекают из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относят потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг.
Конкретными называются потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т.п.
Общие и конкретные потребности взаимосвязаны. Каждая общая потребность распадается на ряд конкретных. С другой стороны, совокупность отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.
В зависимости от количественной определенности и возможностей удовлетворения потребности подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные.
Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями производства, доходами потребителей, носят абстрактный характер и не связаны с конкретными предметами потребления.
Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный характер, т.е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.
Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но, как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса.
Удовлетворенными называются потребности, которые фактически удовлетворяются конкретными благами и услугами. Их удовлетворение зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребители превращаются в удовлетворенных, когда на рынке есть достаточное количество товаров и услуг, соответствующих по своим потребительским свойствам требованиям покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными.
Между абсолютными, действительными, платежеспособными и удовлетворенными потребностями существует определенная взаимосвязь. Абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Последняя принимает форму платежеспособной. Затем она выносится на рынок и удовлетворяется благодаря покупке и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения по разным причинам остается неудовлетворенной из-за недостаточного уровня развития производительных сил, нехватки отдельных товаров или услуг, недостаточного уровня доходов потребителей и т.д.
По мере роста общественного производства, совершенствования производственных отношений все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются все новые неудовлетворенные конкретные потребности. Поэтому потребности характеризуются модальностью (в зависимости от нужды), силой (степенью напряжения) и остротой (степенью неудовлетворенности или полнотой удовлетворения).
Согласно временной характеристике потребности делятся на кратковременные, устойчивые и периодически возникающие.
По степени рациональности потребности подразделяют на разумные и иррациональные.
Разумными (рациональными) называются потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потребности в питании складываются ещё и на основе знания достижений естественных наук: физиологии, биологии, медицины — и формируются наукой о питании. Иначе говоря, разумные потребности — это общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека.
Разумные потребности — категория, трудно поддающаяся количественному выражению. Тем не менее, размеры конкретных материальных потребностей можно условно определить с помощью рациональных норм и нормативов.
Однако все эти рациональные нормы и нормативы (за исключением, пожалуй, рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) носят весьма приблизительный и условный характер.
Но за неимением ничего лучшего они все же используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят в значительной мере условный характер).
Иррациональными называются потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы. Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой иррационализм получил в отношении к питанию. С этим связано ожирение, нарушение обмена веществ в организме и появляющиеся по причине этого болезни. Сюда относятся и наркотики. Легальная продажа водки и сигарет приносит большие доходы государству и с экономической точки зрения не приносит вреда.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы

Определение и классификация потребностей
Потребности — форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Существуют разные подходы к их классификации, однако, большинство исследователей выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.
Биологические потребности. В своих первичных биологических формах потребность выступает как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся во внешней среде, и необходимом для его жизнедеятельности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.
Биологические потребности (в пище, воде, безопасности и т.д.) свойственны как человеку, так и животным. Однако большинство потребностей у животных носит инстинктивный характер. Инстинкты можно рассматривать как функциональные системы, в которых генетически «предопределены» не только свойства внешних предметов (или живых существ), способных удовлетворить эти потребности, но и основная последовательность поведенческих актов, приводящих к достижению полезного результата.
Биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит, прежде всего, в уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться под влиянием социокультурных факторов. Так, например, социализация пищевой потребности породила высоко ценимое искусство кулинарии и эстетизации процесса потребления пищи. Известно также, что в некоторых случаях люди способны подавлять в себе биологические потребности (пищевую, половую и т.д.), руководствуясь целями высшего порядка.
Потребности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма, хорошо известны — это потребности в пище, воде, оптимальных экологических условиях (содержание кислорода в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т.п.). Особое место в этом ряду занимает потребность в безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает такие ощущения, как тревога и страх.
Социальные и идеальные потребности. Физиология высшей нервной деятельности подходит к определению природы и состава социальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной безусловнорефлекторной основы поведения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведении как высших животных, так и человека.
· Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают следующие их виды:
o потребность принадлежать к определенной социальной группе;
o потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;
o потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.
· Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида.
В эту группу включаются:
o потребность в новизне;
o потребность в компетентности;
o потребность преодоления.
Потребность в новизне лежит в основе ориентировочно-исследовательской деятельности индивида и обеспечивает ему возможность активного познания окружающего мира. Две группы факторов имеют отношение к актуализации этой потребности: дефицит активации, который побуждает к поиску новых стимулов (сложных и изменчивых), и дефицит информации, который заставляет искать пути снижения неопределенности.
При описании потребностной сферы человека иногда как особый вид потребности выделяется информационная потребность, которая представляет собой не «сенсорный голод» как таковой, а потребность в разнообразной стимуляции. Неудовлетворенность информационной потребности может привести к нарушениям не только психического равновесия человека, но и жизнедеятельности его организма.
Так, например, в экспериментах по полной сенсорной изоляции здорового человека погружают в специальную ванну, которая позволяет практически полностью изолировать его от сенсорных раздражителей различных модальностей (акустических, зрительных, тактильных и др.). Через некоторое время (у каждого человека оно различно) люди начинают испытывать психический дискомфорт (потеря ощущения своего тела, галлюцинации, кошмары), который может привести к нервному срыву.
Простая монотонная стимуляция рецепторов (например, монотонный звук) лишь на короткое время улучшает состояние. Однако, если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в случайном порядке самочувствие человека улучшается. При неизменности параметров стимула вводится момент неопределенности и с ним возможность прогноза, несущего определенный смысл или информацию. Это способствует нормализации психического состояния человека. Таким образом, информационная потребность, хотя и относится к идеальным потребностям, у человека приобретает витальную или жизненную значимость.
Одной из природных предпосылок обучения, тонкие физиологические механизмы которой пока неизвестны, является потребность в компетентности. Она проявляется в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении высших животных и нередко маленьких детей. Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обучения в самом широком смысле этого слова.
Потребность преодоления («рефлекс свободы», по определению И.П. Павлова) возникает при наличии реального препятствия и детерминирована стремлением живого существа преодолеть это препятствие. Рефлекс свободы ярче всего выражен у диких животных, стимулом для его актуализации служит какое-либо ограничение (препятствие), а безусловным подкреплением является преодоление этого препятствия. Адаптивное значение этой потребности в первую очередь связано с побуждением животного к расширению среды обитания, и в конечном счете к улучшению условий для выживания вида.
С точки зрения эволюционной физиологии перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.
Добавить комментарий