Понятие качества образования

Понятие качества образования

Поиск Лекций


Содержание

Понятие качества образования

Проблема качества образования – одна из наиболее актуальных проблем современного общества, развитие которого требует новых подходов в развитии образования. Изменяются и требования к качеству подготовки школьников. В национальной доктрине российского образования качество образования считается ведущим приоритетом. По-настоящему качественное образование является основой стабильности, личной гарантии для выпускника школы. Дальнейшее профессиональное образование выпускников общеобразовательных учреждений должно базироваться на качественном, «солидном» школьном образовании, включающем такие характеристики, как основы «стабильности» личности, способность к совместной (командной) работе, готовность к учению и к самообучению.

Современные экономические отношения, переход к демократическому и правовому государству, развитие рынка образовательных услуг предъявляют к выпускникам качественно новые требования. Образование является главной ценностью, которой располагает человек в современном обществе. Качественное образование является важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества. «Ответственность в образовании перед потребителем особенно высока, поскольку его продукт – новое поколение, будущее общество».

Понятие «качество образования» многоаспектно. В общем смысле «качество» трактуется как соответствие определенной цели; совокупность характеристик продукта или услуги; соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам и т.д. Таким образом, качество образования представляется как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей»в образовательном процессе.

Исследования Российской академии образования позволяют сформулировать характеристики качественного образования: образование призвано вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. Однако из этой формулировки трудно понять, — какие же это качества личности позволят выпускнику адаптироваться в постоянно меняющемся жизненном поле?

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании «качество образования выпускников» трактуется как «определен-

ный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания».

Качество – неоднозначный термин для понимания разными аудиториями в системе образования. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной успешностью своих детей. Качество для учителей означает наличие качественного учебного плана, обеспеченность учебными материалами и пособиями, нормальные рабочие условия; учащиеся часто связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» в школе. Будущие работодатели (бизнес, промышленность) соотносят качество образования с активной жизненной позицией, знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д.

Поэтому неудивительно, что под качеством образования одни авторы понимают «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг, а другие – степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

Однако, несмотря на широкое обсуждение вопросов качества образовательной подготовки учащихся, практика обеспечения качества образования школьников во многих случаях все ещё не дает желаемых результатов.

Смена образовательной парадигмы повлекла за собой изменение целей образования. Оно ориентировано на другой результат, на другое качество. Представление же о качестве образования у большинства педагогов осталось прежним.

Изучение научной литературы, школьной практики, опыт сотрудничества с руководителями школ, с заместителями директоров и учителями позволяет выявить противоречие между декларируемыми целями и традиционной системой образовательной подготовки, ориентированной лишь на формирование частных инструментальных компонентов учебной деятельности школьников.

Важнейшим смыслом образования является самораскрытие ученика, узнавание им подлинного самого себя, творение во взаимодействии учителя и ученика собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. Усвоение знаний, умений и навыков или сведений и правил не может быть самоцелью. Это необходимые, но не достаточные условия становления, самореализации личности, поскольку в современном обществе адресатом образования является именно целостная личность, а не те или иные ее социальные функции и способы их использования. Не сами по себе знания являются целью школы, а ученик, считающий эти знания ценностью, его интеллект и духовное развитие. То есть качественным образованием будет являться такое образование, итогом которого является ученик с развитым интеллектом, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию и поступку. Качественное образование – это образование качеств личности.

Между тем, Голубева Л.М. отмечает, что «учебный процесс в школе все еще направлен в основном на передачу информации, а значит, обучение не реализует основной принцип гуманизации образования – обращения к личности, создания условий для наиболее полного раскрытия и развития ее потенциальных возможностей. Весь арсенал педагога направлен на повышение уровня обученности и не обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, развитие их интеллектуальных способностей и личности в целом». «На уровне форм ежедневного управления и регулирования школы чаще уделяют меньше внимания целям, чем правилам: учащимся, чем преподавателям.

Случай с учебными программами показателен с этой точки зрения. Это инструмент управления и координации деятельности учителей по обучению: они имеют тенденцию к превращению в бюрократические предписания и рекомендации, выполнение которых можно проверить («выполнил ли свою программу» учитель, «овладели ли учащиеся понятиями и знаниями?»).

Оценка качества образования в школе также является одной из сложнейших педагогических проблем.

Используемые сегодня формы и методы оценки качества образования обучающихся не позволяют всесторонне и совершенно объективно произвести эту оценку, поскольку непросто определить всё то, что надо оценивать. Количество «отличников» и «хорошистов» в школе мало говорит о качестве обучения каждого школьника в отдельности, более того, оно не говорит о проблемах ученика.

Как отмечает А.Талых, «сегодня, когда уже недостаточно, как ранее, сводить качество образования к привычным процентам успеваемости и другим формальным показателям, осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, степени и характера воздействий объективных факторов среды».

В связи с этим представляется важным создание системы анализа деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в школе

старшей ступени.

Для установления сущности и раскрытия содержания деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования необходимо предварительно проанализировать следующий категориальный ряд:

качество управление качеством качество образования

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обобщая, можно предложить разрешение проблемы оценки качества образования осуществлять в рамках психологии образования человека.
Стабильность и изменчивость образования.
Качество образования относится к одному из основных свойств бытия человека, которое является, с одной стороны, системой устойчивых, неизменных, статических особенностей, а с другой — системой изменчивых, динамических особенностей личности. Качество образования человека в конкретный момент времени представляет собой систему полученных качеств образования.
Качество образования специалиста осуществляется в процессе овладения им исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры. Становление субъектности обеспечивается исторически сложившейся системой образования, а на последующих этапах развития личности — реальным бытием и конкретной профессиональной деятельностью. Качество образования — личностная особенность, необходимая человеку для осуществления той или иной деятельности, в том числе профессиональной .
Выделение качества профессионального образования.
Человек может успешно выполнять профессиональную деятельность, если он владеет способами ее осуществления, представляет возможные варианты последствий, имеет способности к ее реализации — что свидетельствует о качестве профессионального образования. Основными компонентами качества образования является понятийно-образная информация о мире и сложившиеся в опыте жизни «схемы» умственных действий, управляющие извлечением, преобразованием, приумножением и практическим использованием этой информации.
Основные параметры качества профессионального образования:
1) освоенные специалистом фундаментальные модели решения профессиональных задач;
2) приобретенные способности и опыт, необходимые для решения профессиональных задач и элементарных профессиональных проблем;
3) навыки использования исследовательских методов в разработке проектов решения задач в профессиональной сфере.
Качество профессионального образования в целом состоит, с одной стороны, из отдельных качеств, а с другой — является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач. Поэтому основным связующим отдельные параметры звеном является стандартная профессиональная задача.
Теоретическое и практическое обучение.
Анализируя российские государственные стандарты высшего профессионального образования, отметим, что основой российской системы высшего образования является теоретическое, а не практическое обучение, направленное на умение действовать в конкретной профессиональной ситуации. В отечественном государственном стандарте высшего профессионального образования отсутствует описание связи и последовательности реализации отдельных дисциплин с квалификационной характеристикой выпускника и требованиями к профессиональной подготовленности специалиста.
Таким образом, государство не ставит перед традиционной дисциплиной интегральные цели и задачи. Целью изучения дисциплины является не формирование потребности и умений в дальнейшем использовать ее научное содержание, а лишь фактографическое усвоение научных сведений, чаще всего — на уровне запоминания.
Стандарты оценки преподавателя и квалификационные требования к специалисту.
Отдельная учебная вузовская дисциплина и результаты ее освоения студентом устанавливаются преподавателям, исходя из собственных представлений о контроле результатов обучения, а не из интегральных представлений о квалификации специалиста и месте содержания обучения в квалификационных требованиях.
Как следствие, кафедры университета транслируют фундаментальные модели и методы научного исследования и мало учат использовать научный потенциал как методологический инструмент целостного исследования тех или иных профессиональных ситуаций. Педагогическая и научная деятельность преподавателей вуза слабо связана с будущей профессиональной деятельностью выпускников.
Педагогическое мастерство и творчество преподавателей вузов зависит от характера взаимодействия педагогической деятельности с научной, а также с профессиональной деятельностью будущего специалиста. К сожалению, в реальности такое взаимодействие чаще всего отсутствует.
Обучение профессиональным дисциплинам и практика решения стандартных профессиональных задач.
Студент мало обеспечен как общей информацией о связи обучения и основных профессиональных задач, которые ему предстоит решать в профессиональной деятельности, так и частной — о содержании и формах самоподготовки, об организации учебного процесса и др.

Декларируемый гуманистический и фактический технологический подходы к оценке качества образования студента.
Несмотря на отсутствие понятийно-категориальной основы оценки качества образования, во многих российских вузах разрабатываются отдельные элементы системы внутренней оценки качества образования. В большинстве стран Европы наблюдается развитие национальных систем внешней оценки качества образования. Таким образом, в российских вузах большинство усилий направлено на создание внутренней системы оценки качества подготовки специалистов, в европейских — внешней .
Наблюдение позволяет выделить два основных подхода к оценке качества образования. Первый подход — гуманистический — ориентирован на обеспечение потребности обучающегося в объективной оценке качества его образования. Второй подход — технологический — направлен на технологию оценивания.
В рамках гуманистического подхода как критерий качества образования исследователи выделяют уровень самореализации личности в деятельности, в том числе профессиональной, трудовой деятельности. Оценка качества образования предназначена для объективной фиксации результата подготовки специалиста, которая нужна как студенту, так и преподавателю. Сторонники гуманистического подхода выступают против отмены традиционных форм оценивания.


Скачать реферат «Оценка качества профессионального образования»DOC

Статья 95. Независимая оценка качества образования

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

(п.

2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренной пунктом 1 части 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети «Интернет» информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.


Похожие главы из других работ:

Безотметочное оценивание как способ становления учебной самостоятельности младших школьников

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

безотметочный оценивание самостоятельность…

Инновационная деятельность педагога в детском оздоровительном лагере

1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков…

Инновационные процессы в образовании

1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков…

Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении

1.1 Понятие и сущность инноваций в образовании

Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни…

Методы и приемы изучения таблицы умножения

1.1 Понятие метапредметности в современном образовании

Образование — это главный ресурс развития общества. Выдвинутая на мировом уровне стратегия — “образование на протяжении всей жизни человека”. Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии…

Образование детей с нарушениями психофизического развития в России

Глава 1. Понятие интегрированного подхода в образовании

Основы моделирования системы управления качеством услуг логопеда в образовательной организации

1.1 Понятие системы управления качеством в образовании

Проблема управления качеством образования — одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя. Рассматривая проблемы качества образования, мы опираемся на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества…

Портфолио как альтернативный способ оценивания

2.1. Понятие портфолио в образовании

Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций». Существует огромное разнообразие определений портфолио…

Применение на уроках географии личностно-ориентированного обучения

1.1 Педагогические технологии в образовании: понятие, структура

образование обучение урок педагогический Кардинально изменившиеся цели и содержание географического образования в Казахстане требуют соответствующих изменений в организации учебно-воспитательного процесса, методах и формах обучения…

Процесс формирования метапредметных результатов при изучении таблицы умножения

1.1 Понятие метапредметности в современном образовании

Образование — это главный ресурс развития общества. Выдвинутая на мировом уровне стратегия — “образование на протяжении всей жизни человека”. Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии…

Содержание и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения

1.1 Понятие и сущность проблемы обеспечения преемственности в образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения

Образование — это специально организованная целенаправленная система воспитания и обучения. Человек получает образование на протяжении большого отрезка жизни. За это время проходит несколько этапов психологического становления личности. И…

Способы оценивания и контроля знаний, умений и навыков учащихся СПО в дизайн-образовании

Глава 2.

Создание инструментария для оценивания знаний, умений и навыков учащихся СПО в дизайн-образовании

Традиционные и инновационные методы обучения

§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают…

Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов

1. Понятие и роль игры в образовании личности студента

Учебная игра — метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме…

Формирование информационной компетентности школьников на уроках технологии

1.1 Понятие об инновациях в образовании

По мнению ряда, ученых понятие “инновация” возникло в девятнадцатом веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия…

1

Филимонова Е.В. Волоскова Н.Н.

Понятие «оценивания» связано с системой гарантии качества, что имеет свою историю и этапы развития. Последние полвека мы наблюдаем «революцию качества». Ее логическое развитие определено следующими этапами: 60-е годы двадцатого столетия — ориентация на качество товаров как главного фактора рыночной конкуренции, 70-е годы — смена приоритета от качества товаров к качеству технологии производства, 80-е годы — переход качества технологий и производства к качеству «систем управления качеством», 90-е годы — ориентация на качество человека, качество образования, качество интеллектуальных ресурсов.

Войны, регулярно сотрясающие Европу, определили все сферы производства, экономики, социальные и политические институты как национальные институты, вне зависимости от форм собственности, а также ограничили связи между странами и определили их определенную замкнутость.

Участие в международном экономическом сотрудничестве подчинено принятым в мире правилам, что требует знания и применения установленных международных и национальных норм и требований, предъявляемых к выпускаемой продукции и основанных на ее стандартизации и сертификации. Учет правовых и организационных требований к стандартизации и сертификации продукции, предъявляемых на национальном, региональном и международном уровнях, является важнейшим фактором обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

В европейских странах за два столетия сложилась система национального контроля и ответственности за образование. Многие из европейских стран имеют свои традиции и большой опыт в создании систем гарантии качества образования (Великобритания, Нидерланды, Франция). Появилось многообразие моделей оценивания, которые различаются по целям, методам и результатам оценки. Другие страны (Германия, Италия, Дания) совсем недавно (в последние 3,5 года) приступили к формированию систем гарантии качества под влиянием Болонского процесса.

Создание системы контроля привело к стандартизации — установлению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Объектами (предметом) стандартизации стали продукция, процесс, услуги. Стандартизация выполняет следующие функции:

  • экономическую, связанную с производственной деятельностью фирм;
  • социальную, включающую методы достижения интересов и прав потребителей;
  • коммуникативную, охватывающую правила деятельности фирм.

Ведущая роль в международной стандартизации принадлежит двум неправительственным международным организациям — Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Важное значение в международной стандартизации придается двум межправительственным международным организациям — Всемирной торговой организации (ВТО) и Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

Региональными организациями в области стандартизации являются: Европейский комитет по стандартизации (СЭН); Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК); Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА); Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ).

Система оценивания качества образования имеет свои международные особенности: совершенствование образовательного процесса (скандинавские страны, Великобритания, Нидерланды); содействие международному признанию образовательных программ (Германия); информирование общественности о достойных учебных заведениях (Эстония), сравнение с другими учреждениями образования и программами (Великобритания, Латвия); установление аккредитационного статуса (Россия, восточно-европейсике страны).

Под влиянием Болонского процесса в странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Дания, Норвегия, Швеция и др.) получила свое оформление система аккредитации.

Причинами формирования систем аккредитации явились:

  • расширение автономии и самостоятельности государственных вузов в определении спектра образовательных услуг, изменения статуса в условиях недофинансирования системы образования, небюджетного приема студентов;
  • неоднородность системы образования вследствие появления негосударственных, муниципальных новых организационно-правовых форм;
  • необходимость сохранения единого образовательного пространства (сопоставимости программ и мобильности студентов) и качественного уровня подготовки специалистов.

Процедура аккредитации — это завершающий этап в технологии оценки качества образования. Однако аккредитация и оценивание — это понятия, имеющие различия. Для аккредитации характерно наличие двухэтапной процедуры: один орган (агентство) проводит экспертизу и делает определенные выводы, другой орган (коллегия или совет) принимает окончательное решение. Важным значением в понимании различий в подходах является то, что аккредитация ориентирована на подотчетность вуза (программы) перед общественными и государственными структурами и рассматривается как итоговая интегральная оценка (summative approach), а оценивание ориентировано на процессы развития с использованием текущего постоянного оценивания (formative approach), в интересах академического сообщества.

Аккредитация может быть институциональной — учреждения образования в целом. и специализированной (программной) — отдельных образовательных программ.

Аккредитация бывает первичная и вторичная. Первичная (входная экспертиза) проводится при открытии новых программ и оценивает учебные ресурсы, финансовую обеспеченность, целевые установки. Аккредитация вторичная (последующая экспертиза) проводится на основе оценки эффективности образовательного процесса с определенной периодичностью, как правило, через 5-6 лет. Гарантия качества образования обеспечивается автономными специализированными организациями, легитимно признанными на национальном или региональном уровне.

Системы гарантия качества, сформированные к настоящему времени в Европе (и в мире), отличаются относительным разнообразием и представлено четырьмя моделями. Вместе с тем в отдельных странах сосуществуют система оценивания и параллельно система аккредитации. Под влиянием Болонского процесса и активного взаимодействия и обмена опытом между национальными системами гарантии качества наблюдается трансформация. Однако все национальные системы, созданные к настоящему времени, имеют несколько общих принципиальных черт:

  • инициатором их создания выступило государство;
  • наличие автономных органов гарантии качества;
  • источниками финансирования процедур является Правительство и/или вузы;
  • деятельность агентств рассматривается как услуга Правительству, вузу, обществу;
  • целью создания систем гарантии качества образования являются гарантия подотчетности, прозрачности. сравниваемости образования на национальном и международном уровне.

Специализированные организации, созданные для оценки качества образования получили понятие QAA — Агентства гарантии качества

В связи с политическими и экономическими изменениями в Европе в настоящее время наблюдается тенденция сближения образовательных систем. Вузы, которые подвергались всестороннему контролю со стороны государства («континентальная» модель) получают больше автономии, и, наоборот, в странах с традиционно слабым влиянием органов управления («англо-саксонская» модель) независимость вузов все больше ограничивается. Улучшается система оценивания. Создаются аккредитационные агентства.


Библиографическая ссылка

Филимонова Е.В., Волоскова Н.Н. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 78-79;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=602 (дата обращения: 05.06.2018).


admin