Жить в гараже

Жить в гараже

Эту историю нам рассказал Александр (25 лет), который 3 года назад перехал из родного Минска в Москву. Так сложились, что снять жилье в Москве Александр не мог, а ехать обратно в Беларусь не хотел. Как оказалось в Москве считается вполне нормальным жить по несколько семей в одной квартире. Но перспектива делить с чужими людьми кухню, ванную и туалет Александра не устраивала… И тут на выручку пришли друзья — переезжай, говорят, жить к нам… в гаражи.

Казалось бы, как можно жить в гараже, но для Москвы и это оказалось в порядке вещей.

При нынешнем дефиците и дороговизне жилья в столице России, владельцы гаражей смекнули, что здесь можно заработать и начали облагораживать свою недвижимость в гаражных кооперативах.

Достаточно надстроить второй этаж, провести коммуникации и жилье эконом-класса готово. Так Александр заселился в первый свой гараж, который оказался без воды, а из мебели был только диван. К счастью, жил он там недолго, т.к. познакомился с девушкой и переехал к ней на квартиру. Но отношения длились недолго и наш герой опять остался без жилья. И снова друзья позвали в гаражи, но уже в другой район.

Аренда этого гаража Александру обходилась в 600 долларов/месяц. Некоторые соседи, платили и по 1000 долларов/месяц, т.к. в их гараже была приличная мебель, а у некоторых имелась даже инфракрасная сауна. За 600 долларов Александр получил: два этажа жилой площади, подвал и полную свободу. Но первый этаж ввиду отсутствия окон тяжело назвать пригодным для постонного проживания. Хоть он и обит достаточно качественной вагонкой, он скорее подойдет для мастерской или для хранения каких-то вещей. Например для велосипеда, на котором наш герой ездил на работу.

Еще на первом этаже, как правило, отгороживается помещение под совмещенный санузел.

А некоторые используют первый этаж под кинозал, как это сделал товарищ Александра. Он поставил телевизор, приставку, диван, пару кресел, а на стене нарисовал Yellow Submarine, как у "Битлз", которая светится в темноте. Ну чем не Chillout-зона в ночном клубе?

Плюс на первом этаже у него кухня и туалет:

На втором душевая кабина (почему-то) и жилое помещение.

Возвращаемся в гараж нашего героя.

Второй этаж выполнен в виде студио — совмещенная с комнатой кухня.

Все оформлено без шика, но все достаточно чисто и возможно даже уютно.

Сначала в гараже не было даже плиты и мне пришлось покупать ее в счет арендной платы, — рассказывает Александр. Летом здесь было жарковато, т.к. вентиляции как таковой нет, а устроить сквозняк нереально из-за одного единственного окна. Приходилось довольствоваться вентилятором. Зимой же хватало электрообогрева, но при сильных морозах приходилось брать у ребят тепловую пушку. При этом всем, перезимовать там можно спокойно. За "коммуналку" платили около 100 доллдаров в месяц летом и раза в 2 больше зимой.

В городе бывает, люди прожившие не один год в соседних квартирах не знают друг друга в лицо. В гаражах все иначе. Тут как в комунне — все друг друга знают, все друг другу помогают, ходят в гости. Да и вообще в теплое время года вся жизнь проходит на улице, у ворот гаражей.

Но если попытаться поискать предложения о сдаче подобного жилья, то вы ничего толком не найдете. Все потому, что постонное проживание в гаражных кооперативах противоречит многим нормам законодательства и «светить» свой бизнес владельцы гаражей побаиваются. Как правило квартиранты находятся через сарафанное радио. Но надо сказать, что полиция пока не обращает внимания на подобные нарушения. За пару лет проживания в гаражах, не было ни ни одной проверки.

В итоге Александр прожил в Москве всего 3 года. Этого времени ему хватило, чтобы понять — этот город не для него. Поэтому сейчас наш герой вернулся в Минск. А через какое-то время планирует уехать в какую-то страну в тропиках. Где планирует найти работу инструктором по подводному плаванию.

Категория: Дата публикации: 20 июн 2016

Восточные Острова — индустриальный район Амстердама рядом с портовыми доками. Именно тут находится гараж, который по мановению волшебной палочки дизайнеров из Studio Appelo, превратился в комфортное семейное гнездышко.

Плюс переоборудования большинства нежилых помещений в квартиры и лофты — большой метраж по сходной цене и возможность создать свободную планировку.

Именно это и произошло с гаражом, площадь которого составила 115 квадратных метра.

Помещение разделили на несколько функциональных зон: кухню, гостиную с библиотекой и детскую зону. Кухня и гостиная расположили в более светлой части гаража, выходящей большими окнами на улицу. Спальня и детская, напротив, разместилась в дальней, приватной части, подальше от шумной улицы.

Дизайнеры сохранили индустриальные элементы обстановки, напоминающие о прошлом этого дома: бетонные полы, трубы, металлические оконные и дверные рамы, а также сделанную по индивидуальному заказу мебель, например, кухонный гарнитур с длинной мраморной столешницей.

При этом, проект реализовывался в рамках ограниченного бюджета, а большинство новых конструкций выполнены таким образом, чтобы не отвлекать внимание от основного центра композиции — кухни.


Фотографии: Matthieu van Ek

Порядок оформления гаража в собственность

Капитальный гараж — такой же объект недвижимости, как жилой дом. Если он не оформлен, то продать, завещать или подарить его будет невозможно, а стоит он иногда немалых денег.

Регистрация права собственности осложняется тем, что у многих владельцев отсутствуют необходимые документы.

В связи с активной городской застройкой участились случаи сноса гаражных комплексов. Поэтому владельцы одного, а то и нескольких боксов, в ГСК всерьез обеспокоены вопросом, как оформить гараж в собственность. Даже если территория потребуется городу под застройку — законным собственникам в этом случае выплатят компенсацию. Размер ее обычно покрывает расходы на покупку или строительство другого “автодома” взамен утраченного.

Документы на отдельно стоящие гаражи тоже лучше привести в порядок. Во время кадастровых работ любой объект отмечается на плане, но с юридической точки зрения — это не имущество, стоимости оно не имеет. Кроме того, любые расхождения фактических данных с документами, могут послужить причиной отказа при регистрации права собственности.

Речь, конечно, не идет о временных сооружениях типа “ракушек” и им подобных. Их легко при возникновении “угрозы” перетащить. Недвижимый объект — это капитальное строение, неразрывно связанное с землей. Оформление гаража в собственность, порядок действий — различаются в зависимости от того, где он построен и на какой земле. Рассмотрим три типичные ситуации.

  1. Сооружение на дачном участке, во дворе частного дома.
  2. Отдельная постройка на “чужой” (неоформленной) земле.
  3. Бокс в общем гаражном массиве, кооперативе (ГСК).

Общие правила оформления недвижимости

Несмотря на разнообразие ситуаций, связанных с гаражами, они оформляются по тем же правилам, что и любая недвижимость. Для получения свидетельства о праве собственности нужно обратиться в Россреестр и представить три главных документа:

  • удостоверяющий право владения — договор покупки, долевого строительства, справка о выплате кооперативного пая, свидетельство о наследстве;
  • кадастровый паспорт — в собственность оформляется только учтенный в ГКН объект;
  • доказывающий право использования земли — арендный договор, решение госорганов о выделении участка, свидетельство о собственности.

Кроме перечисленных документов, потребуется: паспорт, квитанция госпошлины. Заявление заполняется на месте. Обратиться можно также через МФЦ и портал Госуслуг. Регистрация производится в течение 10-ти дней. К/ паспорт и сведения об уплате регистрационная палата может запросить сама, но лучше представить их — для экономии времени.

Проблема в том, что у многих фактических владельцев никаких документов, или они оформлены неправильно. Массовая застройка ГСК пришлась на 70-80-ые годы, тогда они не подлежали кадастровому учету. Нарушений при строительстве допускалось много, документы хранились небрежно, а иногда уничтожались умышленно. Как оформить гараж в собственность, с чего начать в каждом конкретном случае — читайте ниже.

Гараж на собственном участке

Принципиальное отличие личного гаража (рис.1) от дома только одно: это нежилое строение. Для его возведения не требуется разрешение на строительство, если оно не предназначено для коммерческих целей. Сложностей не возникает, если:

  1. земельный участок собственный или есть договор аренды с правом застройки;
  2. земли сельскохозяйственные, целевое назначение — дачное, садоводство;
  3. участок выделен под ИЖС, земли населенных пунктов.

Рисунок 1.

Для оформления права требуется:

  1. Проверить по запросу (Россреестр) — поставлен ли гараж на к/учет (если вы покупали участок, и не знаете этого точно);
  2. Если ответ отрицательный — изготовить технический план (БТИ, или у кадастрового инженера) по имеющимся техническим документам или декларации (письмо Минэкономразвития Д23и-1644, 14.05.2014);
  3. Поставить объект на кадастровый учет (10 дней), получить паспорт (5 дней).

Далее обратиться с заявлением о регистрации права. В рамках дачной амнистии можно одновременно оформить все объекты: земельный участок (без межевого плана), дом и гараж (по декларации).

Технический паспорт БТИ, выданный до 2008 года (до вступления Закона о кадастре), приравнивается к кадастровому. Все такие объекты должны были автоматически поставить на учет в ГКН.

Частные владельцы иногда недооценивают значение официальной регистрации, из лени или из нежелания платить налог на имущество (кстати, с дачных объектов он не берется). Выигрыш межевого спора соседом может привести к тому, что он окажется за вашим забором, а выход на “красную линию” — к сносу за свой счет.

Легализация самовольно построенных гаражей

Самовольность постройки определяется тремя признаками:

  1. отсутствует разрешение на строительство;
  2. нарушены градостроительные нормы;
  3. расположен на не отведенной для этой цели земле.

Первые два условия несущественны, камень преткновения — земля. Здесь встречаются две ситуации.

  1. Гараж – в собственности, земля — нет. Такое возможно, все законы (о недвижимости, кадастре, земле) принимались в разное время, путаницы было много. Если есть арендный договор, решение о выделении земли — собственник имеет преимущественное право на приватизацию участка под строением по статье 39.20 Земельного кодекса.Требуется:
    • обратиться в администрацию с заявлением и приложить кадастровый паспорт участка; если его нет — провести работы по межеванию за свой счет, внести в ГКН;
    • после получения разрешения оформить участок в собственность (Россреестр).
  2. Документов, права на землю нет. Легализовать самовольную постройку не получится. До 2006 года это допускалось (п.3.ст. 222 ГК), если администрация по заявлению гражданина выделяла ему фактически занятый участок. Сейчас право на такое имущество может признано только судом. Причем не только за тем, кто построил гараж — но и за собственником земли, например, городом.

Рассчитывать на статью 234 ГК (приобретательская давность свыше 15 лет) — не стоит. Суды обычно не считают такое владение добросовестным. Конечно, если будут представлены какие-то дополнительные документы, свидетельские показания и т.д.— вопрос может решиться положительно.

Порядок оформления гаражей в ГСК

Выше мы упоминали, что оформление гаража не требует получения разрешений. Но это правило действует только для физических лиц. ГСК — юридическое лицо, поэтому Россреестр дополнительно запрашивает: акт ввода (до 2005 года) или разрешение на ввод гаражного комплекса (после этой даты). Распространены 2 ситуации.

  1. Акт ввода (разрешение) имеется. Это означает: земельный участок поставлен на кадастровый учет, проведена инвентаризация, есть все технические документы. Первый из членов ГСК, кто обратился, предоставляет:
    • Устав ГСК, свидетельство о госрегистрации, приказы о назначении председателя и главного бухгалтера, списки членов кооператива.
    • документы на землю, техническую документацию БТИ.
    • справку о членстве в ГСК и полной выплате пая (выдает председатель).
    • паспорт, квитанцию об уплате пошлины.
    • кадастровый паспорт — при наличии акта ввода его выдают без осложнений.

    Всем последующим заявителям этого ГСК будет достаточно представить личные документы и справку из кооператива. Если оформление идет несогласованно, каждый заявитель несет копию документов на землю и к/паспорт.

  2. Разрешение на ввод в эксплуатацию отсутствует. Для старых кооперативов — типичная проблема.Если земельные участки выделялись членам ГСК индивидуально, можно действовать как физическое лицо. Обращаться к кадастровому инженеру, оформлять технический план, получать к/паспорт. Если гараж стоит отдельно (рис.2) — проблем нет, но такое бывает редко. Получив свидетельство о праве, собственник может приватизировать землю в частном порядке. Межевание — за свой счет.

Рисунок 2.

Раньше кооперативные гаражи обычно строились рядами (рис.3). На отдельный бокс можно оформить к/паспорт только как на помещение в здании, за которое принимается вся линейка. При этом требуется поставить на учет все здание. Для зданий, сооружений — нужен акт (разрешение) на ввод в эксплуатацию. Выход из замкнутого круга — через суд.

Есть регионы, где подобное оформление — обычная практика. Основанием для иска служит отказ в регистрации.

Рисунок 3.

Когда все владельцы гаражей в ГСК станут собственниками, они могут подать в администрацию заявление от имени ГСК (плюс решение собрания) о приватизации земельного участка и оформить его в долевую собственность.

Сколько стоит оформить гараж в собственность

Общие расходы на оформление гаража складываются из следующих затрат:

  • составление технического плана: рассчитываются исходя из объема работ, во всех регионах цена разная; в МО для объекта меньше 50 кв.м. — от 6 000 рублей, в Москве — от 25 000 рублей;
  • получение кадастрового паспорта — 200 рублей стоит заказ через сайт Россреестра;
  • уплата государственной пошлины для регистрации права собственности – от 350 рублей (для дачного, приусадебного участка) до 2 000 рублей.

Дороже всего обходится работа кадастрового инженера. Если есть старые технические документы — можно сэкономить. Но если все, начиная с замеров на земле, проводится с чистого листа плюс составление плана — нужно готовить приличную сумму. В Россреестр несложно подать документы не переплачивая за услуги посредников.

Дополнение: Остались вопросы? Задайте их профессиональному юристу через сервис юридических консультаций “Правовед”.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Автор: «Я — Капиталист». Коллектив авторов из команды экспертов проекта.
21 февраля 2016.

Вопросы и ответы по материалу

  • 28.08.2017, Елена: О признании наследником на гаражный бокс, отказ БТИ выполнить технический план для постановки на кадастровый учетлан
  • 28.06.2017, Наталья: Возможно ли оформить право собственности на гаражный бокс в ГСК? Документов никаких нет!!!
  • 17.04.2017, Татьяна: Как зарегистрировать подземный гараж в гаражном потребительском кооперативе
  • 10.03.2017, Константин: О регистрации при недостающих документах
  • 26.02.2017, Тамара: О новом договоре аренды земли под гаражом, если муж умер, а права собственности на гараж нет у жены
  • 12.02.2017, Александр: Регистрация гаража в незарегистрированном кооперативе
  • 12.02.2017, Валерий Иванович: Снятие с учета
  • 20.01.2017, Наталья: Есть решение Суда о праве. Что дальше?
  • 15.11.2016, Максим: С каким исковым заявлением обращаться в суд, для постановки гаража на кадастровый учет по наследству?
  • 04.11.2016, Андрей: С чего начать оформление гаража?
  • 13.05.2016, Лилия: Строительство гаража с использование стены жилого дома соседа

Задайте свой вопрос по теме статьи

Жизненные ситуации зачастую заставляют искать жилье в совершенно неожиданных местах. Например, переоборудование летних домиков на дачных участках, или ставшая неимоверно популярной в последнее время мода на создание квартирных условий в обычном гараже. По сути, перестройка технического помещения гаража под временное жилье не нова, это могут подтвердить все, кто хотя бы раз отдыхал на черноморском побережье «дикарем», но возможна ли полноценная жизнь в гараже круглый год?

Содержание:

Можно ли жить в гараже

Надо сразу оговориться, что проживание в неприспособленном под жилье помещении гаража является серьезным испытанием для вашего здоровья. Чаще всего жить в помещении гаража предпочитают несколько категорий населения:

  • Временные работники, приехавшие в город или местность на определенный срок, съем самого простого жилья получается значительно дороже, чем переделка гаража. Заманчивость перспективы состоит в том, что однократная переделка помещения под жилье позволяет далее жить за копейки;
  • Автомобильные и техно- фанаты. Подобная категория добровольно соглашается на жилье в гараже, тем более что они и так проводят практически все свое время в одном помещении с автомобилем или любимым байком;
  • Пенсионеры и люди, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях.

    Первые, чаще всего, сдают жилье в аренду и пытаются заработать прибавку к пенсии, вторая категория – люди,оставшиеся без собственного жилья, которым необходимо выстоять под ударами судьбы, поэтому им приходится тяжелее всего.

К сведению! Популярность бренда «жить в гараже» стала настолько значимой, что многие гаражные кооперативы уже больше напоминают коттеджи — самострои загородных участков. Немало людей, которым не хватает профессионального эпатажа, умудряются набирать на этом «очки» популярности. Например, интернет и телевидение не раз смаковали новость, что Аркадий Укупник живет в гараже, не упоминая размеры и условия жизни такого жилья.

Возможно, что Укупник, соглашаясь жить в своем гараже, сочтет жилье в обычной «хрущевке» невозможным до крайности.

Как можно жить или выжить в гараже

Прежде всего, безопасное для здоровья жилье предполагает абсолютно сухое помещение, с исправными воротами и потолком. Наличие трещин на стенах не так критично, как протекающая или провисающая крыша гаража или неплотно прилегающие к раме створкиворот. Жить в помещении с мокрыми стенами, водой в подвале и, как следствие, плесенью или грибком нельзя, такое жилье может спровоцировать легочные или кожные заболевания.

Минимальный объем переоборудования гаража под жилье

Помещение гаража под жилье необходимо сделать максимально комфортным и теплым, поэтому потребуется выполнить небольшие переделки и решить основные бытовые проблемы:

  1. Прежде всего, необходимо освободить помещение от лишнего хлама, максимально освободить пространство для перемещения. Если в гараже стоит автомобиль, его необходимо выгнать на площадку перед гаражом, иметь жилье под одной крышей с транспортом допустимо, если он не оборудован газобаллонной системой питания;
  2. Далее потребуется усилить и отрегулировать систему вентиляции в помещении, чтобы иметь достаточный приток свежего воздуха, на впускном окне устанавливают обычный форточный вентилятор с плавной регулировкой оборотов;
  3. Жить в холодном бетонном помещении очень сложно. Потребуется утеплить потолок, лучше всего наклеить листы тонкого пенопласта и зашить фанерой. Если пол выполнен в виде бетонной стяжки, необходимо уложить деревянный брус, далее слой пенопласта, слой полиэтиленовой пленки, и в конце настелить шпунтованную доску.

Совет! Все открытые бетонные и кирпичные, цементные поверхности необходимо забелить известковой поделкой или покрасить водоэмульсионкой. Это позволит значительно уменьшить количество пыли в помещении под жилье.

Обустройство отопления и санитарного узла

Возможность воспользоваться туалетом и умывальником, по сути, является наиглавнейшей потребностью человека, жить в помещении гаража без туалета можно пару дней, не более. Первоначально проблему санузла можно решить с помощью биотуалета, при этом септик для сбора фекалий и сточной воды нужно выносить за пределы помещения. В самом простом варианте трубу канализации можно вывести через нижнее приточное окно вентиляционной системы. На работу вентиляции не повлияет, а жить в помещении с нормально действующей канализацией намного интереснее.

Здесь же можно установить рукомойник, душевую кабину. Самый маленький вариант душа прекрасно встанет в углу дальней стены гаража, напротив вентиляционной вытяжной трубы. Таким образом, избыток теплого и влажного воздуха будет легко удаляться из гаражного помещения вытяжкой.

Для отопления лучше всего использовать электрический конвектор или камин, если в помещении гаража нет электроэнергии, самым безопасным будет установка газового конвектора. Для работы подобной системы отопления в гараже потребуется установить в стенке коаксиальную выводную — заборную трубу. Расход газа составит около 0,3- 0,5 литра пропана в час, благодаря полной автоматизации процесса в гаражном помещении можно жить и не обращать особого внимания на систему отопления.

Плюсы и минусы жизни в гараже

Как ни странно, жить в гараже сложно по двум основным причинам – из-за отсутствия солнечного света и небольшого по размерам жизненного пространства. Чтобы получить приток солнечного света в помещение, потребуется коренным способом переделать кровлю гаража, например, вставить люк из монолитного поликарбоната.

Длительное проживание в помещении гаража не обязательно является полным негативом. Например, можно в гараже жить плюс работать в собственной мастерской, что невозможно в условиях многоквартирного дома. Для многих любителей тюнинга, таксистов, механиков зачастую приходится обходиться очень скромными условиями жилья и не вылезать из помещения гаража сутками напролет.

Кроме того, жизнь в переоборудованном гаражном помещении дает незримые, но очень важные преимущества:

  1. Нет докучливых соседей, достающих своими гулянками, разборками и ночными посиделками;
  2. У вас нет адреса, а значит, нет большого куска квартплаты, который приходится платить неизвестно за какие услуги, что уменьшит расходы на жилье;
  3. Автомобиль находится под круглосуточной охраной;
  4. Вы вольны жить и распоряжаться своим жильем, как вам заблагорассудится, без оглядки на претензии и разрешения контролирующих органов.

Важно! При этом помещение гаража остается недвижимым имуществом и вашей территорией. При желании его можно продать, жить или закрыть на замок и уехать без опасения получить по возвращении астрономические счета за квартплату.

Оптимальный вариант устройства жилья в гараже, как жить с комфортом

Практика показывает, что наилучшим вариантом жилья в гараже является двухэтажная конструкция помещения. На первом этаже остается автомобиль, на втором этаже можно жить в надстройке. При разработке конструкции второго этажа можно учесть все условия для нормального жилья в таком помещении.

Саму надстройку для жилья легче собрать в виде каркасной конструкции из металлического уголка или стального катаного профиля. Стены и потолочное перекрытие собираются из СИП- панелей, штукатурятся как внутри, так и снаружи помещения. Подобная конструкция подойдет для любых вариантов капитальных помещений на фундаменте, кроме легких схем из профнастила и сэндвич- панелей.

Прежде чем выбирать вариант с надстройкой, потребуется осмотреть стены помещения на предмет наличия трещин или разрушения кладки, продумать расположение лестницы входа выхода так, чтобы получить жилье с комфортным перемещением между двумя этажами.

Заключение

Нередко проблему временного жилья решают радикально – сносят крышу и часть стен и устанавливают готовую вахтовку из переоборудованного морского контейнера. Стоимость нового модуля составит около 150 тыс. рублей, вариант б/у будет стоить около 50 тыс. рублей. Остается установить домик и подключить коммуникации. Это вариант приобрести постоянное жилье и жить в городе за 900 дол. США.

admin