Дефицит бюджета сша

Дефицит бюджета сша

Бюджет США

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Появился с момента образования гос-ва, но еще в 20е гг. XX века был около 4% от ВВП (сейчас около 20% от ВВП). Федеральный бюджет был гораздо меньше, чем региональные бюджеты. Ф.б. концентрировался на традиционных (поддержание гос.аппарата, финансировнаие военных расходов) функциях бюджета. Но после Великой Депрессии новый курс предполагал значительное увеличение фед.расходов на разные программы. Особенно заметно на увеличении фед. бюджета повлияла ВМВ.

Функции бюджета.

традиционные – 26% (гос.аппарат, военные нужды)

современные– 63% (образование, социальное страхование, пособия, здравоохранения и т.п.)

Остальное – процентные расходы (обслуживание долга) – 11%.

В некоторых странах, у котороых меньше нагрузка на военное обеспечение, у них выше доля современных расходов в бюджете (ФРГ – 82% совр/8% традиц.; Франция – 78%/12%).

При всей важности гос.бюджета он играет большую, но не главную роль в экономике.

Бюджетный механизм в США.

До ХХ века в США не было отдельного органа, в ведении которого находился бы бюджет.

Но в 1921г. – закон о бюджете и отчетности. Было учреждено Бюджетное бюро, сначала при минфине. Но, несмотря на то, что оно было при минфине, оно напрямую подчинялось президенту. В 1939 г Рузвельт перевел Бюджетное Бюро в аппарат президента. ББ стало одним из мощнейших инструментов федеральной власти. Было переименовано в Админ.-Бюджетное Управление (АБУ). Разработка основных положений бюджета. Первоначально в рамках этого органа + некоторые др. органы, разрабатываются бюджетные приоритеты. Бюджет готовится к февралю текущего года. Бюджетный год начинается 1го октября предыдущего года и длится по 29 сент. этого года. Затем проект идет в Конгресс, процесс обсуждения, лоббирования. Бюджет может быть очень сильно изменен в процессе обсуждения.

Каждый штат США имеет свой бюджет. Каждый местный орган власти меет свой бюджет. Федеральный бюджет тесно связан с этими местными бюджетами. США – классическая федеративная страна, где основу государственности составляют штаты. Они делегируют часть полномочий как наверх, так и вниз. Не имеют права на внешнюю пол-ку, армию и т.д. А также не имеют права ВЫХОДИТЬ ихз федерации. Есть несколько особенностей формирования расходных частей бюджета. 3 разреза: ведомственный, функциональный, программный. 2я особенность: утверждение расходов Конгрессом по каждой из статей проходит в 3 этапа:

1. разрешение на финансирование Конгрессом

2. конгресс выделяет ассигнования(вся оценочная стоимость программы)

3. этап конкретных расходов

Все расходы делятся на необходимые и не очень необходимые.

Необходимые – традиционные расходы. Раз выделенные уже не могут уменьшаться, только повышаться.

· Национальная оборона – 16%.

· Соц.программы: соц.страхование (25%).

· Программы мед. обслуживания пожилых и бедных (12%).

· Образование и професс.обучение. С/х — 1,5%.

· Транспорт – 3%.

· Обеспечение доходов населения – 15%.

· Выплаты и услуги ветеранам – 2,5%.

· Энергетика – 0,1%.

· Природные ресурсы и окр.среда – 1,5%.

Как формируются доходы бюджета?

Налоги могут распределяться по 3м уровням, а могут идти в одну казну (либо местных органов власти, либо штатов, либо федеральную). Главный источник – подоходный налог (более 50% всех доходов). Налоги и выплаты на цели соц. страхования (прим.35%). Налоги на доходы корпорации – 8%. Основной налог платит конечный потребитель.

Стремление к оптимизации налогов:

· индивидуальный подход

· с прибыли корпораций

· налоговые отчисления в фонды соц. обеспечения

· наследство и дарения

· акицзы

· таможенные пошлины (только федеральный уровень)

· розничные продаже потребительских товаров (штаты и местные органы)

· на движимое и недвижимое имущество (штаты и местные органы)

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Устройство бюджетной системы США

Государственный бюджет США представляет собой сложившийся устойчивый механизм образования и расходования бюджетных средств для обслуживания государственных нужд. Его можно считать наиболее точным финансовым выражением существа и характера государственного устройства и власти.

Бюджетное устройство американской федерации регламентируется Конституцией США с конца XVIII века. В ХХ в.

бюджетное устройство США и в особенности федеральный бюджет подверглись значительным изменениям. Во много раз увеличились размеры госбюджета, в том числе и его доля в ВВП страны, не раз изменялась структура доходов и расходов, менялось соотношение средств, которыми распоряжаются бюджет центра, штатов и местных органов власти. Более или менее устоявшиеся формы бюджетное устройство приняло только в последние два-три десятилетия, однако его совершенствование происходит и сейчас.

Как и во всех развитых странах, бюджет США выполняет три основные функции:

· содержание государственной машины (аппарат управления, армия, суды и пр.);

· перераспределение доходов между социальными слоями населения и территориями в целях благоприятного социального климата и предотвращения возможных очагов напряженности;

· использование бюджета в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, поддержания условий развития предпринимательства.

Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трех уровней:

· федеральный бюджет;

· бюджеты 50 штатов – членов федерации;

· бюджеты 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений.

Федеративное устройство Соединенных Штатов обуславливает очень важную особенность бюджетно-налогового процесса: четкое взаимодействие трех систем – государственных доходов, государственных расходов и межбюджетных отношений. Система государственных расходов включает подготовку проекта бюджета, его доработку в исполнительных органах, утверждение в конгрессе и контроль за исполнением. Система государственных доходов – это совокупность налогов и неналоговых платежей, существующих в государстве и обеспечивающих его расходы, механизмы сбора доходов и контроля над ними, а также законодательное обеспечение бюджетных поступлений.

Финансовую стратегию государства определяет администрация президента. Контроль за исполнением бюджета возложен на управление по вопросам администрации и бюджета, и на министерство финансов. Широкими правами в области текущего и последующего контроля располагает главное контрольное управление, непосредственно подотчетное конгрессу США.

Бюджетный год федерального правительства начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года. Больше чем половина штатов практикуют составление бюджета на два года. В большинстве местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.

Федеральный бюджет США

Федеральный бюджет в США – это весьма сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений и других платежей, собранная с населения и предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти. Бюджетные доходы включают также различного рода подарки и вклады. В доходы не включаются суммы от распродаж федерального имущества, доходы по процентам, выплаты по займам и внутренним денежным переводам между правительственными счетами.

В функции федерального бюджета, помимо макрорегулирования национальной экономики, входят финансирование национальной обороны, внешнеэкономической деятельности, фундаментальных научных исследований, государственных управленческих расходов. Иными словами, финансирование ключевых, с точки зрения правительства, национальных приоритетов.

Менее важные, "второстепенные" функции (прежде всего, финансирование социально-экономической инфраструктуры) входят преимущественно в компетенцию штатных и местных финансов (полиция, пожарная охрана, строительство и эксплуатация дорог, системы коммунального хозяйства, подавляющая часть государственных учреждений образования и здравоохранения, примерно половина общегосударственного жилищного строительства).

Федеральный бюджет включает собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные фонды, с 1968 г. вошедшие в федеральный бюджет .

Федеральный бюджет предлагается президентом США в виде запроса к конгрессу. В нем содержатся рекомендации по структуре расходов федерального правительства на следующий финансовый год.

В приложении (на стр. 31,32) приведена таблица и диаграмма бюджета США на 2011 год. Расходная часть составляет 3,8 триллиона долларов — рекордная сумма в истории США. Тем не менее, главная задача администрации президента Барака Обамы — сокращение расходов. При этом сокращения не коснутся расходов на обеспечение безопасности — военный бюджет США в любом случае останется больше, чем у остальных стран, вместе взятых (730 миллиардов долларов).

Бюджеты штатов

Все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.

Наиболее крупными в составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение (»35% от расходной части бюджетов), социальное обеспечение (»13%), здравоохранение (»9%), дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.

Основным источником доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые поступления. В послевоенные годы в составе налоговых доходов заметно возросла роль подоходного налога с населения и обязательного взноса в фонды социального страхования. Одними из основных источников доходов бюджетов штатов является налог на продажу, индивидуальный подоходный налог, различные сборы и поступления. Недостаток собственных средств штатов покрывается за счет финансовой поддержки из федерального бюджета и поступлений из бюджетов местных органов власти.

В качестве примера в приложении (на стр. 33,34) приведена информация по бюджету штата Калифорния на 2011 и 2012 год. Как мы видим основные расходы бюджета штата связаны с образованием (в общей сумме более 54%), с здравоохранением и социальными услугами (25%). Доход бюджета на этот год складывается главным образом из индивидуального подоходного налога (около 49%), налога с продаж (26%), и налога на прибыль (около 12%).

Местные бюджеты США

В США существует мощная сеть административно-территориальных органов управления и при этом их отличает не только многообразие форм, но и независимость в проведении экономической политики.

Местные правительства обладают стабильными источниками финансирования в виде собственных средств – доходов бюджетов местных органов власти, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США.

Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.

Местным органам власти принадлежит заметная роль в регулировании размещения производительных сил – целевом использовании земель. Экономические, финансовые и административные меры, принимаемые местными органами власти, стимулируют или ограничивают развитие отдельных отраслей хозяйства, создают условия для повышения конкурентоспособности частных предприятий.

Широкое участие местных администраций в финансировании базисных отраслей экономики, а также в затратах на образование, здравоохранение, охрану и использование природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды способствует организации новых рабочих мест, расширению занятости населения.

Расход бюджета направлен на содержание дорог, коммунального и городского хозяйства, образование. Обеспечивается финансирование полицейской, пожарной и санитарной служб.

Доход в бюджет местных органов власти идут главным образом от поимущественных налогов, налогов на продажу, подоходных налогов с физических лиц и корпораций, различных сборов и поступлений, финансовой помощи от правительств штатов, финансовой помощи от федерального правительства и прочих доходов.

Федеральная помощь – это средства, получаемые от правительства в виде разного рода дотаций, субсидий, кредитов, которые условно можно разделить на целевые (программные) и свободные. Свободные средства, получаемые от федерального правительства, расходуются сообразно обстоятельствам – по усмотрению местных правительств, а целевые (программные) средства идут только на осуществление целевых федеральных социально-экономических программ.

Подобное финансирование – важное условие повышения конкурентоспособности американских компаний на внешнем и внутреннем рынках. Кроме того, улучшаются условия для привлечения промышленных предприятий в определенные районы, создается благоприятный инвестиционный климат. Расходы на финансирование инфраструктуры позитивно сказываются на развитии экономики, так как местные органы власти в числе прочих поддерживают базовые отрасли экономики (транспортную, машиностроительную, строительство).

В приложении (на 35,36) приведён пример городского бюджета города Нью-Йорк на 2011 год. Как видно из диаграммы большая часть бюджета тратится на образование 26%, содержание мостов и шоссе 13%, защиты окружающей среды 13%. Стоит так же отметить, что дефицит бюджета города превысит 3 миллиарда долларов. Частичное решение данной проблемы Мэр Блумберг видит в закрытии около 20 пожарных департаментов на ночное время, и сокращению услуг для пожилых людей, библиотек и культурных центров, что не может не вызывать недовольства городских жителей.


В соответствии с государственным устройством бюджет США делится на 3 уровня:

— федеральный

— штатов

— местных органов власти.

Каждый уровень обеспечен собственными источниками поступлений, однако, в разной степени. Если федеральный бюджет полностью обеспечен федеральными налогами и другими поступлениями (в том числе государственными займами), то бюджеты более низких уровней получают значительные суммы помощи от бюджетов более высоких уровней. Приблизительное соотношение расходов федерального бюджета к расходам штатов и местных уровней 60-63% с одной стороны и 37-40% с другой.

Каждый из уровней власти собирает собственные налоги. Некоторые из них встречаются (по названию) на 2-х или даже на 3-х уровнях. Однако при этом порядок их сбора и ставки сильно различаются для каждого из уровней. На каждом уровне есть собственный источник поступлений, или так называемый опорный налог, который дает наибольший доход этому бюджету.

Государственный бюджет появился с момента образования США. Однако устройство его за период существования страны неоднократно менялось. Вначале размеры бюджета были крайне невелики, всего несколько % от ВВП, а собираемость налогов была низкой. В 20-е годы 20 века размеры федерального бюджета достигли 4% от ВВП и были значительно меньше совокупных бюджетов штатов и местных органов власти.

Размеры государственного бюджета значительно выросли в 1930 г. в связи с кризисом, который знаменовал окончание эры нерегулируемого капитализма.

"Новый курс" президента Рузвельта включил обширные социальные программы, а также программы воздействия на отдельные отрасли, помощь депрессивным регионам. Резкое увеличение федерального бюджета произошло в связи со вступлением США во вторую мировую, после которой его размеры хотя и уменьшились, но не до прежних размеров (параметров).

Начиная с 30-з годов 20 века США превращается в один из главных инструментов регулирования экономики. Эту роль США выполняет посредством:

— государственных расходов

— изменения налогов

— социальных трансфертов.

В Конституции содержится одно из основополагающих условий, определяющих бюджетную политику США во все времена: федеральные средства могут расходоваться только на основе утвержденных законом полномочий.

Иначе говоря, без разрешения конгресса ни одно должностное лицо или ведомство не имеет право истратить ни цента из федерального бюджета.

Бюджетный механизм США

Эволюцию бюджетного устройства США можно разделить на 3 этапа:

1) с 1787-1921, 2) с 1921-1976, 3) с 1976 по настоящее время. До начала 20 в. в исполнительной власти не существовало органа отвечающего за подготовку федерального бюджета. Каждое министерство самостоятельно подготавливало и предоставляло заявку на финансирование своих расходов непосредственно в конгресс. Тот и принимал решение об ее удовлетворении в зависимости от налоговых поступлений, но единого федерального бюджета в виде разработанного общего финансового плана правительства не было. Только в 1921 году конгресс создал в казначействе бюджетное бюро на которое была возложена ответственность за подготовку и предоставление общего бюджета в конгресс. В том же году конгресс впервые поручил президент предоставить бюджетный проект, который отражал бы государственные приоритеты. В 1940 году бюджетное бюро было переподчинено управлению президента, тем самым он принял непосредственную ответственность за бюджет.

В 1970 бюджетное бюро было преобразовано в административное бюджетное управление (АБУ). К прежним функциям добавились полномочия оценивать эффективность федеральных программ, расширять межведомственные согласования между центром и штатами. При разработке проекта бюджета АБУ в основном развивает идеи бюджетно-налоговой политики. Минфин США занимается исполнением федерального бюджета. Служба внутренних доходов при Минфине ведет сбор федеральных налогов. Кроме того министерство в лице своего казначейства производит обслуживание государственного долга, выпускает в обращение часть денежной наличности. Штаты не могут заключать международные договора или вступать в международные союзы, выпускать собственные деньги, вводить таможенные пошлины. Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с целью выплачивать долги, обеспечивать оборону, брать деньги в кредит. В 1974г. конгресс создал бюджетное управление конгресса, структуру аналогичную АБУ при президенте. В этом же году был принят закон "О контроле за исполнением бюджета". Он определил 1 октября началом финансового года и утвердил календарный график бюджетного процесса

Бюджетный процесс США

Президент предоставляет составленный бюджет на рассмотрение конгрессу, где определены предварительные величины государственных расходов, доходов, дефицита, профицита, и размер долга федерального правительства.

Между 1-м понедельником января и 1-м понедельником февраля:

Чтение бюджетного послания о положении в стране;

15 марта:

Бюджетное управление конгресса сообщает бюджетным комитетам об альтернативных бюджетных стратегиях;

1 апреля:

Бюджетные комитеты сообщают в форме доклада согласительной комиссии о первой рекомендации по контрольным цифрам бюджета;

15 апреля:

Конгресс принимает первичные контрольные цифры;

с 15.05 по 30.06:

Конгресс начинает заседание палаты представителей по рассмотрению законопроектов о доходах и расходах;

15.07:

Президент предоставляет промежуточный обзор о состоянии бюджета;

20.08:

АБУ предоставляет промежуточный доклад о сегвестировании;

15.09:

Конгресс принимает бюджет во 2-ом чтении;

25.09:

Конгресс принимает закон о бюджете;

1.10:

Начало нового финансового (бюджетного) года.

В работе над проектом бюджета посвящается до 2/3 всего рабочего времени конгресса. Обсуждение ведется в обеих палатах. Порядок работы над бюджетом штатов не унифицирован, как и дата начала финансового года, но во многом он напоминает федеральную процедуру.


Читайте также:

II. ЛЕ БОН И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВОЙ ДУШИ
II. Мотивационная характеристика темы.
III. Характеристика ремесленной деятельности
VIII.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
XI.1.2. Психологическая характеристика спорта как вида деятельности
XII.2.3. Краткая психологическая характеристика основных физических качеств
XV.3.4. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям
Z. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 379
А. Общая морфология и подразделение на дольки
Анализ кадрового потенциала характеристика Управления муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска

Читайте также:

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2013, № 6, с. 47-56

= США:

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ США © 2013 г. Р. Фарамазян

Динамика абсолютных и относительных размеров военных расходов США позволяет глубже раскрыть основные цели и масштабы их военно-политических и стратегических планов. Анализ связан с немалыми трудностями, обусловленными спецификой военно-бюджетного процесса, особенностями классификации и информационной базы военных расходов. При этом важно не смешивать два различных понятия, широко применяемых в бюджетной статистике США, которые схожи, но далеко не тождественны.

Первое понятие — официальный военный бюджет страны, который зафиксирован в федеральном бюджете в разделе "Национальная оборона". Сюда входит не только бюджет Министерства обороны, но и расходы на военные нужды других ведомств, в частности, Министерства энергетики, разрабатывающего и производящего ядерные боеприпасы и ядерную технику военного назначения. Кроме того, он включает: расходы Федерального управления, занимающегося гражданской обороной и мобилизационной подготовкой экономики в условиях чрезвычайных ситуаций; расходы Национального научного фонда на исследования, ориентированные на оборонные нужды; затраты Администрации общих служб, ведающей национальными стратегическими запасами и Службы выборочного призыва. Помимо этого, официальный военный бюджет охватывает некоторые виды расходов ряда других федеральных ведомств, например, часть затрат на содержание разведывательных органов США.

Второе понятие — бюджет собственно Министерства обороны, включающий разнообразные расходы этого ведомства, а также расходы на разведку, которые отражены в финансовых документах в зашифрованном виде. Во избежание путаницы в статье используется термин "расходы на национальную оборону" (первое понятие), а также термин "расходы Министерства обороны" или "военные затраты" (второе понятие). Подав-

ФАРАМАЗЯН Рачик Арташесович, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН (faramazyan@imemo.ru)

ляющая часть расходов США на национальную оборону проходит через бюджет Министерства обороны (табл. 1). Поэтому анализ военных расходов США в основном производится на основе данных бюджета этого ведомства.

МАСШТАБЫ ВОЕННЫХ РАСХОДОВ

Следует отметить, что после окончания Второй мировой войны американский военный бюджет остается самым крупным в мире. Особенно значительно росли военные расходы США в годы холодной войны. В этот период в их динамике наблюдалась заметная неравномерность, обусловленная различными факторами. Главными были военное и военно-экономическое противоборство двух мировых систем, изменения в военной стратегии и политике США, локальные войны (в Корее и Вьетнаме), циклический ход разработки и производства новых дорогостоящих систем оружия и т.д.

В 90-х годах XX в. благодаря завершению холодной войны в мире наблюдалось некоторое сокращение военных расходов, но с 1999 г. начался новый виток их роста (табл. 2). По данным СИПРИ, к 2011 г.

они достигли 1.73 трлн. долл. в постоянных ценах, что составило 2.5% мирового ВВП. В реальном выражении это на 1.1% больше показателя 2010 г. и более чем наполовину превышает уровень 2001 г.

За 1998-2010 гг. общие мировые военные расходы ежегодно росли, но в 2011 г. этот рост остановился, в том числе и в США, в связи с мировым финансово-экономическим кризисом (рис. 1). Если за 2002-2008 гг. 73% стран мира нарастили военные расходы, то за 2008-2011 гг. таких стран было только 56%. За 2002-2011 гг. произошло сокращение военных расходов в Японии, Франции, Германии, Италии, Турции и ряде других государств1. В 2011 г. на 10 стран с наиболее крупными военными бюджетами приходилось свыше 74% общемировых военных расходов (табл. 3). За последние годы особенно высокими темпами

1 См.: SIPRI Yearbook 2012. Oxford University Press, 2012. Р. 149.

Таблица 1. Расходы на национальную оборону США, млрд. долл., в постоянных ценах 2013 фин. г.

Фин. годы Всего Министерство обороны Военные расходы других федеральных ведомств

сумма % сумма %

2011 730.7 702.2 96.1 28.5 3.9

2012 727.6 699.1 96.1 28.5 3.9

2013 701.7 672.8 95.9 28.9 4.1

Составлено по: National Defense Budget for FY 2013. March 2012. Р. 11.

растут военные расходы Китая, Индии, Саудовской Аравии, России и ряда других стран.

По данным СИПРИ, военные расходы по регионам мира в 2011 г. распределялись следующим образом. На долю Северной Америки приходилось 44% (712.7 млрд. долл.) общемирового показателя, на Европу, соответственно, 23 (375.9 млрд.), на Азию — 20 (329.7 млрд.), на страны Ближнего Востока — 7 (106.5 млрд.), на Центральную и Южную Америку- 4 (67.6 млрд.), на Африку — 2% (32.2 млрд. долл.).

Лидерство по масштабам военных расходов прочно удерживают США. На их долю приходится около половины всех мировых военных расходов (табл. 3 и рис. 2). США значительно превосходят другие страны мира не только по абсолютным масштабам, но и по размерам военных затрат на душу населения и на одного военнослужащего (табл. 4). Огромные размеры американских военных расходов связаны прежде всего с тем, что США создали и поддерживают самую мощную и высокотехнологичную армию в мире. Другой важной причиной быстрого роста военных расходов США стали их военные операции за рубежом (табл. 5).

За последние годы произошли существенные изменения не только в абсолютных, но и в относительных размерах военных расходов США (табл. 6), в том числе и в таких макроэкономических показателях ресурсного обеспечения военного строительства, как размеры людских ресурсов страны, занятых в военных целях. В США в 90-х годах несколько сократились абсолютные и относительные размеры людских ресурсов, находящихся на службе в Министерстве обороны. В эти же годы заметно сократилась численность занятых в военной промышленности — с 3.1 млн. человек в 1990 г. до 2.4 млн. человек в 2000 г. (табл. 7).

Огромные военные расходы стали непосильным бременем даже для США с их самым круп-

Таблица 2. Динамика расходов Министерства обороны США, млрд. долл., в постоянных ценах 2013 фин. г.

Фин. годы Сумма Фин. годы Сумма

1950 175.9 2001 398.6

1953 495.7 2002 442.6

1955 409.7 2003 505.3

1960 397.1 2005 572.4

1965 404.5 2007 600.1

1968 565.1 2008 651.3

1970 514.5 2009 686.5

1975 391.9 2010 705.3

1980 404.3 2011 702.2

1985 525.8 2012 699.1

1990 528.8 20131) 672.8

1995 416.0 20141) 563.7

1998 379.6 20151) 529.7

1999 380.5 20161) 526.5

2000 397.2 20171) 527.0

'' Прогнозные данные. Составлено по: National Defense Budget Estimates for FY 2013. March 2012. Р. 155-161.

^ 1800

Рис. 1. Мировые военные расходы за 1988-2011 гг. Составлено по: данным СИПРИ за 2012 г. * Данные за 1991 г. отсутствуют.

Таблица 3. Страны с наиболее высокими военными расходами в 2011 г.

Место в рейтинге Страна Военные расходы, млрд. долл. Изменения за 2002-2011, % Удельный вес в ВВП, % Доля в мировых военных расходах, %

2011 2010 2011 2010

1 1 США 711 59 4.7 3.4 41

2 2 Китай1) 143 170 2.4 2.2 8.2

3 5 Россия1) 71.9 79 3.9 4.5 4.1

4 3 Велико британия 62.7 18 2.6 2.5 3.6

5 4 Франция 62.5 -0.6 2.3 2.5 3.6

6 6 Япония 59.3 -2.5 1.0 1.0 3.4

7 9 Индия 48.9 66 2.6 2.9 2.8

8 7 Саудовская Аравия 48.5 90 8.7 9.8 2.8

9 8 Германия1) 46.7 -3.7 1.3 1.5 2.7

10 11 Бразилия 35.4 19 1.5 1.9 2.0

Мир в целом 173.8 43 2.5 2.4 100.0

1) Оценочные данные. Составлено по данным SIPRI Yearbook 2012. Oxford University Press, 2012. Р. 152.

Рис. 2. Распределение военных расходов в мире в 2011 г. Источник: база данных СИПРИ (http://milexdata.sipri.org).

ным военно-экономическим потенциалом в мире. С 2009 г. ежегодные дефициты федерального бюджета не опускались ниже 1.3 трлн. долл., а госдолг перевалил уже за 15 трлн. долл. Учитывая это, администрация президента Б. Обамы предусматривает сокращение бюджета Министерства обороны на 259 млрд. долл. в течение ближайших пяти лет и на 487 млрд. долл. в течение десятилетия. Динамика сокращения военных

расходов Пентагона с 2011 до 2016 фин. г. показана в табл. 2.

В начале 2012 г. Белый дом и Пентагон обнародовали совместный документ под названием: "Обеспечивая глобальное лидерство США: приоритеты обороны XXI века". В документе сформулированы стратегические приоритеты США с учетом новых экономических и военных реалий. Министр обороны США Л. Панетта 28 февраля 2012 г. в Конгрессе более подробно остановился на приоритетах военного строительства в условиях частичного сокращения военного бюджета. Он отметил, что произойдет определенное сокра-

Таблица 4. Военные расходы на душу населения и на одного военнослужащего в 2009 г.

Страна На душу населения, долл. На одного военнослужащего, тыс. долл.

США 2153 4226

Саудовская Аравия 1626 1765

Великобритания 956 3320

Франция 870 2276

Германия 580 1888

Республика Корея 460 341

Япония 400 205

Россия 272 365

Китай 54 306

Индия 33 29

Пакистан 22 13

Составлено по: The Military Balance 2011. L., 2011. Р. 271-274.

Таблица 5. Расходы Министерства обороны США на военные операции за рубежом, млрд. долл.

Страна 20012002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 (запрос)

Афганистан 20.8 14.7 14.6 20.0 19.0 39.2 43.4 59.5 93.8 118.3 113.7

Ирак 0 53.0 75.9 85.6 101.7 131.3 142.1 95.5 71.3 49.3 17.7

Прочие 13.0 13.5 3.7 2.1 0.8 0.5 0.1 0.1 0.1 0.1 0.7

Итого 33.8 81.2 94.2 107.7 121.5 171.0 185.6 155.1 165.2 167.7 132.1

Составлено по: Cordesman A.H. Defense Budget Cuts and Non-Traditional Threats to US Strategy. Center for Strategic and International Studies. 18.08.2011.

Таблица 6. Динамика относительных размеров военных расходов США

Доля военных расходов в ВВП, % Доля военных расходов в федеральном бюджете, %

Фин. годы Расходы на национальную оборону Расходы на Министерство обороны Расходы на национальную оборону Расходы на Министерство обороны

1985 6.1 5.9 26.7 25.9

1990 5.1 5.2 23.9 23.1

1995 3.7 3.5 17.9 17.2

1998 3.1 3.0 16.2 15.5

2000 3.0 2.9 16.5 15.7

2005 4.0 3.8 20.0 19.7

2007 4.0 3.8 20.2 19.4

2010 4.8 4.6 20.1 19.3

2011 4.7 4.5 19.6 18.8

2012 4.6 4.4 18.9 18.1

2013 4.3 4.1 18.5 17.7

Составлен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Экономика и экономические науки»

admin