Государственные расходы
Содержание
Понятие, виды и принципы организации государственных расходов.
Предыдущая1234567891011121314Следующая
Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.
Государственные расходы включают в себя:
— прямые расходы государства, осуществляемые через систему бюджетных и внебюджетных фондов,
— расходы государственных предприятий, организаций, учреждений.
Виды государственных расходов:
1.
Расходы по финансированию народного хозяйства: государственные капитальные вложения, дотации на развитие народного хозяйства, расходы по льготному кредитованию и др.
2. Расходы по финансированию социально-культурных мероприятий: расходы на здравоохранение, расходы на образование, расходы на учреждения культуры, расходы на социальное обеспечение
3. Расходы по финансированию науки
4. Общегосударственные расходы: расходы на оборону, расходы на управление, расходы на содержание судебных и правоохранительных органов. расходы по содержанию государственных резервов, расходы по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.расходы по ликвидации аварии на ЧАЭС
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов.
Принципы осуществления государственных расходов:
1. Целевая направленность расходования государственных средств (Государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренных в финансовых планах.).
2. Безвозвратность государственных расходов и эффективность их использования (Принцип безвозвратности расходованиягосударственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении).
3. Соблюдение режима экономии (данный принцип способствует достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов).
Формы финансирования государственных расходов:
— самофинансирование (используется для покрытия расходов государственных предприятий за счёт их собственных финансовых ресурсов).
— бюджетное финансирование (применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение).
— кредитное обеспечение (применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита).
16. Понятие бюджета, его необходимость и условия возникновения.
Слово «бюджет» в переводе означает «карман», «мешок», «кожаный мешок.
Первые попытки составления бюджета, в форме смет доходов и расходов, в Европе зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого в 1302 году.
В настоящее время почти все государства финансируют свою деятельность из государственного бюджета страны.
Бюджет, как неотъемлемая часть общегосударственных финансов, возникает и функционирует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения.Государственный бюджет – основное звено финансовой системы государства.
Существует три основные характеристики государственного бюджета:
1. По форме: государственный бюджет – это основной финансовый план государства.
2. По сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население.
3. По материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.
Важнейшими показателями, характеризующими бюджет, являются:
1. Доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет, в валовом внутреннем и чистом продукте страны.
2. Неполная покрываемость бюджетных расходов доходами (дефицит) или избыток поступлений по отношению к расходам (профицит).
3.
Структура бюджетных расходов, в частности доля затрат на хозяйственные, социальные, оборонные нужды, обслуживание государственного долга в общей сумме расходов.
Основными функциями бюджета являются:
1. Перераспределение НД и ВВП.
2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.
3. Финансовое обеспечение социальной политики.
4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Усиление роли бюджета и его практическое использование в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов в условиях трансформационной экономики Республики Беларусь обеспечивается его следующими специфическими свойствами:
· обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам, что создает возможность маневрирования бюджетными средствами;
· влияние бюджета на национальную экономику через систему государственных доходов и расходов;
· обеспеченность расходов бюджета финансовыми ресурсами, максимальная их централизация и своевременное финансирование предусмотренных мероприятий через систему казначейства;
· осуществление государственного контроля за деятельностью экономических агентов в процессе исполнения бюджета;
· формирование бюджетов по территориальному принципу, что обеспечивает проведение общей бюджетной политики в отдельных регионах, а также выравнивание уровней их социально-экономического развития;
· возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэкономических показателей, направлений бюджетной политики и других факторов;
бюджет государства с переходной экономикойпредставляет собой систему специфических финансовых отношений, опосредующих формирование и использование бюджетного фонда для обеспечения макроэкономического регулирования и стабилизации социальных процессов, организации управления и обороны страны.
17 . Состав доходов и расходов бюджета
Материальной основой доходов бюджета является национальный доход, т.е. та часть, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов – покрывать расходы бюджета.
Доходы бюджета как экономическая категория – это совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет.
Эти отношения всегда имеют:
· распределительный характер,
· стоимостную форму,
· их обязательным участником является государство.
Классификация доходов бюджета по следующим признакам:
1. По территориальному признаку:
· доходы республиканского бюджета,
· доходы местных бюджетов.
2. По методам аккумуляции:
· добровольные (пожертвования, проведение лотереи и др.),
· обязательные (налоги, сборы, пошлины, штрафы)
3. По социально-экономическому признаку:
· от государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства,
· от личных доходов граждан,
· от предприятий, учреждений и организаций.
Согласно бюджетной классификации различают 4 источника поступления доходов государственного бюджета:
-налоговые доходы;
-неналоговые доходы;
-взносы на государственное социальное страхование, безвозмездные поступления.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Предыдущая1234567891011121314Следующая
Сущность государственных доходов и расходов
⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒
В условиях функционирующей рыночной экономики существует два метода формирования бюджетных средств. Во-первых, бюджетный — за счет налоговых поступлений и, во-вторых, кредитный — за счет государственных займов, т. е. путем выпуска государственных ценных бумаг.
Вторым по значению источником доходов бюджета является государственный кредит (государственные займы). К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.
Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.
Доходы бюджета — это более узкое понятие, чем понятие «доходы государства», поскольку в доходы государства входят, помимо бюджетных средств, ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.
В новой бюджетной классификации РФ не сохранилось деления доходов на налоговые и неналоговые доходы.
В настоящее время они вместе составляют группу «Доходы». Что касается безвозмездных перечислений, то их перечень существенно расширен. В настоящее время кроме безвозмездных перечислений от нерезидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т.п., безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления.
В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще.
Однако появился новый вид доходов — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в виду те доходы, которые «получены бюджетными организациями или органами государственного управления от предпринимательской деятельности или от деятельности, реализации товаров и услуг, осуществляемых не по государственно регулируемым ценам, а по рыночным ценам». В данный вид доходов входят также целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей[3].
Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.
Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Государственные расходы — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана с процессом собирания денежных средств в государственный фонд. Независимо от источников поступления все расходы государства имеют единые принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах. Государственные расходы — это широкое понятие. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, так и расходы государственных предприятий, расходы по государственному страхованию и предоставлению кредитов. При этом центральное место в системе государственных расходов занимают расходы бюджета.
Расходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Содержание и характер государственных расходов определяется функциональной классификацией, которая отражает направления расходования бюджетных средств на выполнение государством своих основных функций:
1. Разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства.
2. Поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика. На основе продуманной системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом. Большинство экономически развитых стран на ранних стадиях развития применяли различные способы стимулирования развития рынка. Использовались субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту и защиты внутреннего рынка.
3. Финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения. Государственные органы власти в значительной мере осуществляют страхование граждан от угрозы их экономической безопасности. Это может осуществляться путем пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования.
4. Регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов. С развитием международной торговли страны все больше вовлекаются в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества.
5. Осуществление мер по охране окружающей среды. Пути и методы реализации этих функций у разных государств могут быть различными и зависят от конкретной обстановки: уровня развития страны, этапа ее экономического развития.
⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒
Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 282 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Гос.расходы М.И. Беляев, 1999-2007 г,©![]() ![]() |
Глава 19. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫПонятие бюджета Государственные расходы представляют собой расходы правительства по финансированию его деятельности и регулированию экономического развитиястраны. Они являются вторым инструментом фискальной политики после налогообложения. Основным источником государственных, или правительственных, расходов выступает государственный бюджет.Государственный бюджет страны — это| основной источник всех государственных расходов -I как федеральных, так и муниципальных.Бюджет формируется из доходов правительства, которые складываются из налогов, сборов, доходов учреждений государственного сектора и внутренних и внешних займов. Налоги и сборы собираются с отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на территории страны. В отличие от налогов государственные сборы предполагают получение плательщиком определенных благ, например паспорта, лицензии. Доходы государственных учреждений представляют собой доходы фирм и банков, находящихся в государственной собственности. Внутренние и внешние займы — это кредиты, полученные правительством от отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов, а также от иностранных правительств и международных организаций, например от Международного валютного фонда.Статистика показывает, что бюджетные расходы большинства стран постоянно увеличиваются, хотя основные расходные статьи в основном не меняются. При всем многообразии государственных расходов можно выделить два основных вида расходов бюджета:> содержание правительства и государственного сектора;г регулирование экономического развития страны.![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Проблема государственного долга напрямую связана с бюджетным дефицитом. Поэтому уменьшение бюджетного дефицита и его ликвидация позволяют гасить государственный долг как перед своими гражданами, так и перед иностранными правительствами и организациями.На проблему государственного долга существует две точки зрения: традиционная, разделяемая большим числом экономистов, и рикардианская, выдвинутая английскимклассиком Д. Рикардо. Согласно первой, увеличение государственного долга с целью расширения совокупного спроса (путем понижения налоговых ставок и роста государственных расходов) вызывает увеличение потребительских расходов и сокращение сбережений. В краткосрочном периоде это действительно расширяет совокупный спрос и увеличивает доходы хозяйствующих субъектов. Однако в долгосрочном периоде начинают уменьшаться инвестиции. Как следствие экономический рост замедляется.Что касается рикардианской точки зрения, то увеличение государственною долга с целью расширения совокупного спроса практически никак не отражается на потребительских расходах и сбережениях. Государственный долг лишь переходит на следующие поколения.Виды фискальной политикиТеперь, когда рассмотрены оба инструмента фискальной политики, выделим ее виды. Фискальная политика может быть активной (дискреционной) и пассивной (автоматической). Дискреционная фискальная политика означает, что изменения в системе налогообложения и в государственных расходах активно проводятся правительством. Это проявляется в изменении налоговых ставок, трансфертов, субсидий, в решении вопроса о масштабе общественных работ. В данном случае правительство может регулировать государственные расходы в силу того, что оно располагает возможностью влиять на государственные доходы.Автоматическая фискальная политика подразумевает |
© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г. Опубликован:13/04/2006г., Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА,открытой для всех посетителей. Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках. Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом, URL1: www. milogiya2007.rue-mail:milogiya@narod.ru
|
Непрерывный процесс общественного производства называется…
А) воспроизводством;
Б) экономическим ростом;
В) индустриализацией;
Г) национализацией.
29. Спрос как экономическая категория характеризует интересы …
А) государства;
Б) потребителей;
В) производителей;
Г) посредников.
30.
Цена товара, установленная ниже равновесного уровня, приводит к …
А) возникновению излишка товаров;
Б) формированию рынка покупателя;
В) появлению дефицита товаров;
Г) падению цен на ресурсы.
31. Основные критерии, используемые при классификации экономических систем — …
А) уровень жизни и динамика роста потребностей населения;
Б) уровень роста цен и динамика заработной платы;
В) господствующая форма собственности и способ регулирования хозяйственных связей;
Г) характер производимой продукции и уровень платежеспособного спроса населения.
32. Бухгалтерские издержки не включают…
А) материальные затраты;
Б) затраты на оплату труда;
В) издержки упущенных возможностей;
Г) амортизацию.
- График постоянных издержек выглядит как …
А) вертикальная прямая;
Б) горизонтальная прямая;
В) парабола;
Г) биссектриса.
34. К акцизам относится…
А) налог на наследство;
Б) налог на имущество;
В) налог на добавленную стоимость;
Г) налог начисляемый на табак.
- Условие, которое затрудняет вступление производителя в отрасль, называется …
А) входным барьером;
Б) механизмом рынка;
В) предельными издержками;
Г) функцией производства.
- Продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам называется …
А) совершенной конкуренцией;
Б) ценовой дискриминацией;
В) ценовой войной;
Г) олигополией.
- Оплата труда в зависимости от количества произведенной продукции называется … заработной платой.
А) номинальной;
Б) повременной;
В) реальной;
Г) сдельной.
- Исключить двойной счет при подсчете ВВП позволяет показатель … стоимости.
А) меновой;
Б) добавленной;
В) потребительной;
Г) абсолютной.
- Расчет реального ВВП выглядит как …
А) номинальный ВВП + изменение ЧНП;
Б) ЧНП + изменение НД;
В) номинальный ВВП / дефлятор ВВП (индекс цен);
Г) номинальный ВВП + инвестиции.
- Экстенсивный экономический рост достигается…
А) за счет количественного увеличения используемых факторов производства;
Б) за счет качественного усовершенствования факторов производства;
В) благодаря поддержке государства;
Г) благодаря научным открытиям;
- Необходимый минимум государственного вмешательства в экономику, по мнению монетаристов, ограничивается …
А) перераспределением доходов;
Б) организацией денежного обращения;
В) проведением политики стимулирования спроса;
Г) производства товаров общественного пользования.
- Предложение денег в сфере обращения …, если ЦБ увеличивает размер обязательных резервов коммерческих банков.
А) увеличивается;
Б) уменьшается;
В) остается неизменным;
Г) становится инфляционным;
- Продажа Центральным Банком государственных облигаций коммерческим банкам…
А) увеличивает предложение денег;
Б) уменьшает предложение денег;
В) не влияет на предложение денег;
Г) сокращает объем фондового рынка.
- Трансфертные платежи — это …
А) платежи за поставку товаров из других регионов;
Б) платежи, осуществляемые на основе предоплаты;
В) безвозмездные выплаты государства;
Г) перелив средств из одного региона в другой.
- Дефляция приводит к увеличению …
А) производства;
Б) занятости;
В) покупательной способности денег;
Г) размеров денежной массы.
- Кредит, предоставляемый в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости, называется …
А) потребительским;
Б) ипотечным;
В) коммерческим;
Г) государственным.
- Эмиссия банкнот является функцией …
А) министерства финансов;
Б) коммерческих банков;
В) Государственной Думы;
Г) Центрального Банка.
- Сокращение государственных расходов на социальные программы вызовет …
А) увеличение совокупного спроса;
Б) рост инфляции;
В) уменьшение совокупного спроса;
Г) рост бюджетного дефицита.
- Первичный рынок ценных бумаг представляет собой …
А) продажу ценных бумаг эмитентами;
Б) рынок, где обращаются только среднесрочные бумаги;
В) кассовые сделки;
Г) перепродажа ценных бумаг на различных биржах;
- Не является правом акционеров …
А) вложение капитала в фирму;
Б) голосование;
В) получение дивидендов;
Г) заключение сделок от имени АО.
51. Метод познания, который предполагает рассмотрение экономического явления в ретроспективе называется …
А) метод сравнения;
Б) нормативный метод;
В) исторический метод;
Г) метод научной абстракции.
- Решение экономических проблем частично рынком, частично государством характерно для ___________ экономики …
А) смешанной;
Б) рыночной;
В) командной;
Г) традиционной.
53. К преимуществам рынка относится все перечисленное, кроме…
А) эффективного распределения и использования ресурсов;
Б) возможности успешно функционировать в рамках ограниченной информации;
В) не имеет социально-экономического механизма защиты окружающей среды;
Г) свободы выбора и действий рыночных субъектов.
- Предметом изучения макроэкономики является все, кроме …
А) уровень безработицы;
Б) валовые издержки фирмы;
В) курс доллара в обменных пунктах;
Г) валовой внутренний продукт.
- Модель кругооборота доходов и расходов в национальной экономике отражает…
А) мультипликативный эффект расширения денежной массы;
Б) циркуляцию реальных благ и денежных потоков в экономике;
В) цикличность развития экономики;
Г) взаимосвязь между инвестициями, государственными расходами и ВНП.
- Закон спроса отражает … связь между величиной спроса и ценой.
А) прямую;
Б) обратную;
В) несущественную;
Г) временную.
- … — это разница между валовым доходом и валовыми издержками.
А) цена;
Б) стоимость;
В) прибыль;
Г) средние издержки.
- В структуру бухгалтерских издержек не входят…
А) материальные затраты;
Б) затраты на оплату труда;
В) издержки упущенных возможностей;
Г) амортизация.
- Предельные издержки – это …
А) издержки, изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства;
Б) общие затраты, приходящиеся на единицу продукции;
В) прирост общих издержек, при увеличении выпуска продукции на единицу;
Г) сумма издержек, связанная с производством данного объема продукции.
- Экономические издержки…
А) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе и нормальную прибыль;
Б) включают в себя явные, но не включают неявные;
В) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки;
Г) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.
- Олигополия – это рыночная структура …
А) с множеством фирм, вход на рынок свободен;
Б) с государственным регулированием цен;
В) в которой каждая фирма ведет собственную ценовую политику;
Г) при которой доминирует небольшое количество продавцов, вход в отрасль ограничен высокими барьерами;
- Особенностью земельных ресурсов является их …
А) ограниченность;
Б) трудоемкость;
В) капиталоемкость;
Г) материалоемкость;
- Кривая предложения земли …
А) горизонтальная прямая;
Б) вертикальная прямая;
В) имеет положительный наклон;
Г) имеет отрицательный наклон.
- При росте налогов на производителя наблюдается…
А) увеличение предложения товара;
Б) сокращение предложения товара;
В) стабильность предложения товара;
Г) увеличение спроса на товар.
- К акцизам относится…
А) налог на наследство;
Б) налог на имущество;
В) налог на добавленную стоимость;
Г) налог, начисляемый на табак.
- «Полная занятость» населения — это …
А) занятость всего трудоспособного населения;
Б) занятость при наличии фрикционной и структурной безработицы;
В) занятость при наличии циклической безработицы;
Г) занятость всех проживающих в этом государстве граждан.
- Экстенсивный экономический рост достигается…
А) за счет количественного увеличения используемых факторов производства;
Б) за счет качественного усовершенствования факторов производства;
В) благодаря поддержке государства;
Г) благодаря научным открытиям.
- Экономический рост является показателем, который характеризует …
А) динамику инвестиций;
Б) динамику изменений платежного баланса страны;
В) динамику изменения ВВП;
Г) уровень инфляции.
- Банковская система России представлена…уровнями.
А) одним;
Б) двумя;
В) тремя;
Г) четырьмя.
- При продаже товаров в кредит с отсрочкой платежа реализуется следующая функция денег…
А) мера стоимости;
Б) средство обращения;
В) средство накопления;
Г) средство платежа;
- Согласно правилу монетаристов увеличение количества денег в обращении повлияет на…
А) увеличение скорости обращения денег;
Б) снижение количества выпускаемых товаров;
В) рост цен выпускаемых товаров;
Г) увеличению безналичных расчетов.
- Преобразование государственной собственности в частную называется …
А) приватизацией;
Б) национализацией;
В) коллективизацией;
Г) огосударствлением;
- Национальный доход – это …
А) ЧНП – доход после уплаты налогов;
Б) ВВП – ЧНП;
В) ВВП – амортизационные отчисления;
Г) ЧНП – косвенные налоги на бизнес;
- Общественные блага отличаются от частных тем, что они…
А) делимы;
Б) находятся в индивидуальном пользовании;
В) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;
Г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании;
- Термин политэкономия впервые применил…
А) А.Смит;
Б) Дж.М.
Кейнс;
В) А.Маршалл;
Г) А. Монкретьен;
76. Экономические __________ отражают сущность экономических явлений, их причинно-следственные связи.
А) организации;
Б) категории;
В) законы;
Г) блага.
- Метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части называется …
А) дедукцией;
Б) индукцией;
В) анализом;
Г) синтезом.
- На микроэкономическом уровне решается вопрос…
А) что и сколько производить;
Б) как избавиться от инфляции;
В) каким образом можно достичь полной занятости;
Г) как стимулировать экономический рост.
- Натуральное хозяйство – это …
А) производство натуральных природных продуктов для человека;
Б) хозяйство, где применяется только ручной труд;
В) хозяйство, где все создается для продажи;
Г) хозяйство, где производится все для личного потребления, и нет товарного обмена.
- Блага, находящиеся в ограниченном количестве называются …
А) потребительскими;
Б) экономическими;
В) свободными;
Г) частными.
- Рыночная экономика определяется…
А) замкнутостью, ограниченностью рамками хозяйства;
Б) всеобщностью и универсальностью товарных отношений;
В) экономической направленностью, регулируемой полной волей государства;
Г) наличием хозяйств, основанных на коллективной форме собственности.
- Перемещению кривой производственных возможностей вправо может способствовать…
А) уменьшение инфляции;
Б) сокращение безработицы;
В) снижение дифференциации доходов;
©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Классификация государственных расходов
⇐ Предыдущая34353637383940414243Следующая ⇒
Отдельные виды государственных расходов неоднородны по экономическому содержанию и значению. Этим обусловливается различия в источниках, формах и методах финансирования затрат.
Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создания национального дохода. В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:
1) расходы непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;
2) расходы в непроизводственной сфере деятельности;
3) расходы на создание государственных резервов.
Первая группа расходов обусловлена хозяйственной деятельностью государства и связана с созданием национального дохода.
Вторая группа государственных расходов связана с потреблением национального дохода для удовлетворения общественных потребностей общества. Средства, расходуемые на непроизводственную сферу, направляются прежде всего на содержание учреждений просвещения и здравоохранения, развитие науки и культуры, жилищное и культурно-бытовое строительство, социальное страхование работников, а также на социальное обеспечение всех членов общества. Государство также затрачивают средства на оборону, содержание государственного аппарата и другие мероприятия, связанные с деятельностью государственных органов.
Расходы на нужды непроизводственной сферы являются той частью национального дохода, которая поступает в фонд потребления. Однако рост затрат в непроизводственной сфере в конечном счете также сказывается на темах роста общественного производства и повышения его эффективности. Это достигается за счет подготовки квалифицированных кадров, внедрения достижений науки в производство, обеспечения медицинского обслуживания работников сферы материального производства.
Оптимальное распределение государственных расходов между фондом накопления и фондом потребления является важнейшей задачей экономической политики государства. Соотношение фонда накопления и фонда потребления изменялось: в последние годы темпы роста фонда потребления превышали темпы роста фонда накопления. Удельный вес фонда потребления в национальном доходе, используемом на потребление и накопление, составил в Казахстане 86%.
Государственные расходы третьей группы – на создание и пополнение государственных резервов предназначаются для удовлетворения потребностей как производственной, так и непроизводственной сфер при чрезвычайных обстоятельствах, например, при стихийных бедствиях, для возмещения потерь и обеспечения бесперебойности снабжения предприятий, учреждений, организаций и населения товарами и продуктами. Создание таких резервов и децентрализованном порядке (отдельно у каждого предприятия и организации) было бы нерациональным. Централизованный порядок их образования позволяет относительно снизить их необходимые размеры и наиболее эффективно использовать эти резервы.
По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление.
По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.
Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки; в непроизводственной сфере подразделяются на затраты на образование, науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону и управление.
Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств. В связи с этим существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемые особенностями хозяйствования:
финансирование хозрасчетных предприятий и организаций;
сметно-бюджетное финансирование.
Как способ — в исключительных случаях применяется эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в обращение и кредитной эмиссии (безналичной).
В первом случае расходы производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части – за счет бюджетных ассигнований.
В сметном порядке финансируются затраты на социально-культурные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления, оборону, определяемые на основе особых документов – смет.
Учреждения и организации, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.
Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации, субвенции, субсидии.
При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета и внебюджетных фондов для покрытия убытков предприятий и организаций, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Данная форма была распространена в виде возмещения разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, поддержание социально-приемлемых цен на отдельные продукты и товары, на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, частичное возмещение издержек театрально-зрелищных и других организаций непроизводственной сферы.
Субвенции – форма целевой государственной финансовой помощи на программы и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели; в случае нарушения целевого использования средства подлежит возврату.
Субсидии – пособия в денежной или натуральной форме за счет средств бюджета, внебюджетных и специальных фондов на безвозвратное финансирование определенных мероприятий на долевой основе.
Перечисленные формы (в случаях их нормального осуществления) принимают вид трансфертного финансирования. Трансферты, в широком смысле — безвозмездная и невозвратная передача средств при их перераспределении для финансирования определенных потребностей из бюджета и внебюджетных фондов. Как правило, это выплаты по социальному страхованию и обеспечению, пособий по безработице, на содержание системы образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Финансирование экономики
Расходы на развитие экономики представляют собой денежные средства, направляемые на создание условий для постоянного роста объемов производства и повышения его эффективности. К ним относятся:
затраты на капитальные вложения,
ремонт основных фондов,
прирост оборотных средств,
создание материальных резервов,
образование специальных фондов и фондов целевого финансирования.
Главное место в расходах на экономику занимают капитальные вложения – совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направляемых на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей национального хозяйства.
В состав капитальных вложений включаются затраты:
1) на строительно-монтажные работы;
2) приобретение оборудования, инструмента, инвентаря;
3) прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательные, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению и т.д.);
4) затраты на подготовку кадров для вновь строящихся предприятий.
Финансирование капитальных вложений производится за счет:
1) собственных средств хозяйствующих субъектов;
2) долгосрочных кредитов банков;
3) сбережений населения (на жилищное строительство);
4) ассигнований из бюджета.
Доля собственных средств предприятий возрастает, эти хозрасчетные средства предназначены на техническое перевооружение и реконструкцию и предприятия несут полную ответственность за расширенное воспроизводство. В этом главный смысл перестройки инвестиционной политики. А бюджетные средства в основном используются для финансирования крупных производственных строек, имеющих приоритетное государственное значение, а также строительства объектов социальной инфраструктуры.
Расходы на ремонт (для частичного восстановления физически изношенных и морально устаревших основных фондов и поддержания их в работоспособном состоянии) производится за счет специального фонда ремонта основных фондов, создаваемого по нормативам с включением затрат в себестоимость продукции, работ и услуг предприятий и организаций.
Прирост оборотных средств финансируется за счет собственных или приравненных к ним средств предприятий. При их недостатке выделяются бюджетные средства, в основном для новых предприятий, или предоставляется кредит с последующим его погашением. Кроме того, на покрытие недостатка собственных оборотных средств направляются средства целевого финансирования.
Затраты на создание резервов являются необходимым условием обеспечения непрерывного кругооборота средств и всего процесса расширенного воспроизводства, соблюдения хозяйственных пропорций, возмещения потерь от стихийных бедствий. Финансовые резервы дают возможность маневрировать денежными ресурсами, устранять временные финансовые затруднения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности у предприятия. Резервные фонды создаются на разных уровнях хозяйствования.
Государственные резервы – создаваемые государством запасы важнейших видов сырья, материалов, топлива, некоторых видов машин и оборудования, зерна, продовольственных товаров, продукции, предназначенной для нужд обороны. Государственные резервы составляют особый централизованный фонд государства, постоянно восстанавливаемый и пополняемый; расходование государственных резервов допускается в исключительных случаях и только по особым постановлениям и решениям правительства. Государственные резервы образуются за счет средств государственного бюджета.
⇐ Предыдущая34353637383940414243Следующая ⇒
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 164 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Добавить комментарий