Верховенство закона

Верховенство закона

Ключ к тесту:

№ вопроса Правильный ответ
2,1,3,4
1 –Б , 2 – В, 3 – Г, 4 — А
Государственную Думу

\

Вариант 9

Выберите номер правильного ответа:

1.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, ПРИНИМАЮЩИЙ ЗАКОНЫ:

1) Президент Российской Федерации;

2) Государственная Дума Российской Федерации;

3) Совет Федерации Российской Федерации;

4) Конституционный Суд Российской Федерации.

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТУПАЕТ С ВОЗРАСТА:

1) 13 лет;

2) 14 лет;

3) 16 лет;

4) 18 лет.

3. К АДМИНИСТРАТИВНОМУ НАКАЗАНИЮ НЕ ОТНОСИТСЯ:

1) штраф;

2) выговор;

3) предупреждение;

4) лишение специального права

4. СРОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ С МОМЕНТА ПОСТУПЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА:

1) не позднее 15 дней;

2) не позднее 1 месяца;

3) не позднее 2 месяцев;

4) не позднее 6 месяцев;

5.СРОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СО ДНЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРОСТУПКА:

1) не позднее 2 месяцев;

2) не позднее 1 месяца;

3) не позднее 3 дней;

4) не позднее 14 дней.

6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ СО ДНЯ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ:

1) 1 месяц;

2) 6 месяцев;

3) 1 год;

4) 2 года.

7. ОДНОСТОРОННЯЯ СДЕЛКА ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО:

1) соглашение о намерениях;

2) завещание;

3) договор;

4) Соглашение между учредителями.

Установите правильную последовательность

8.ЭТАПЫ РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА КОМПЕТЕНТНЫМ ОРГАНОМ:

1.​ подготовка к рассмотрению дела;

2.​ принятие и оформление решения (постановления) по делу;

3.​ анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

4.​ доведение принятого решения до сведения.

Установите соответствие

9.

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО- ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ПРИЗНАКИ
1) унитарное государство А) отсутствует единая налоговая система
2) конфедеративное государство Б) союз государств ориентирован на достижение преимущественно внешнеполитических целей
3) федеративное государство В) властные полномочия разделены между центром и субъектами
  Г) на всей территории действует единственная конституция
  Д) административно-территориальные образования не имеют своих законодательных органов
  Е) существует верховенство союзного закона

Дополните

10. ЛИЦО, НЕ ДОСТИГШЕЕ ВОЗРАСТАВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ,ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ СЕМЕЙНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ПРИЗНАЕТСЯ_______________

Ключ к тесту:

№ вопроса Правильный ответ
1,3,2,4
1-Г, Д ,2 — А,Б, 3 – В,Е
Ребенком

Вариант 10

Выберите номер правильного ответа:

1. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ …
1) физическими лицами
2) юридическими лицами
3) уполномоченными органами и должностными лицами

4) все ответы верны

2. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ:
1) сущность государства
2) социальное назначение государства
3) признак государства

4) механизм государства

3. ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБЩЕСТВОМ:
1) механизм государства
2) функции государства
3) политика государства

4) сущность государства

4. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА РЕГУЛЯТИВНЫЕ И ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ …
1) предмета правового регулирования;

2) принципов права;

3) функций права;

4) метода правового регулирования.

5. ЭЛЕМЕНТОМ НОРМЫ ПРАВА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ …
1) рецепция
2) санкция
3) диспозиция

4) гипотеза

6. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЗАКОННОСТЬЮ И ПРАВОПОРЯДКОМ:
1) правопорядок выступает в качестве предпосылки формирования законности;

2) законность выступает в качестве предпосылки формирования правопорядка;
3) законность и правопорядок существуют независимо друг от друга;

4) все ответы верны.

7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ …

1)​ не входят в государственный аппарат

2)​ входят в государственный аппарат

3)​ в большинстве случаев входят в государственный аппарат

4)​ входят в государственный аппарат в случаях, указанных в законодательстве

Установите правильную последовательность

8. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА:

1. Ознакомление лиц, желающих заключить брак с обязанностями и правами;

2. Обращение в органы ЗАГСа лиц, которые желают вступить в брак;

3. Помолвка;

4. Подача мужчиной и женщиной заявлений для вступления в брак и нужных документов для регистрации брака.

5. Регистрация брака.

Установите соответствие

9.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
1) демократический А) власть осуществляется группой лиц
2) авторитарный Б) гарантировано равенство всех перед законом
  В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений
  Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека
  Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Дополните


Верховенство (главенство, примат) закона – понятие сложное. В нем необходимо разобраться.

Над кем и над чем должен главенствовать закон? В первую очередь над государством с его мощным аппаратом и исключительными полномочиями, над предприятиями и организациями, общественными и политическими. Организаций, стоящих над законом, быть не должно. И конечно, закон должен главенствовать над гражданами, регулировать их действия, напоминать о себе тогда, когда эти действия противоречат его предписаниям.

Что имеют в виду политики и ученые, говоря о верховенстве закона? Что означает понятие «закон должен главенствовать над государством, организациями, гражданами»? Ответ прост. Закон необходимо соблюдать всем, он должен беспрекословно исполняться всеми гражданами.

Государство, таким образом, не только использует право как орудие власти, но и само подчиняется его нормам, требуя и от граждан строгого его соблюдения. Закон реально обладает верховенством только там, где он имеет большой авторитет в обществе. И этот авторитет, утверждают ученые, необходимо выращивать так же упорно и тщательно, как англичане выращивают свои знаменитые газоны.

Принцип равного подчинения закону как государства, так и граждан выражается, в частности, в том, что в правовом государстве иск может быть предъявлен любому органу власти и управления, любому должностному лицу. Гражданин должен быть уверен, что не понесет ущерба, вступив в тяжбу, например, с управлением инспекции по безопасности дорожного движения или министерством, не обеспечившим своевременную выдачу заработной платы работникам подведомственных предприятий. В правовом государстве закон реально верховенствует, обладает высшей юридической силой и не может быть обесценен с помощью разъясняющих и конкретизирующих инструкций.

В правовом государстве власть связана правом, что, как ни странно, делает государство здоровым, сильным, защищает граждан от жестокости, злоупотреблений, своевластия. В демократическом государстве законы в конечном счете выражают волю большинства народа. Наиболее важные законы принимаются на основе всенародного обсуждения и всенародного голосования.

Принцип верховенства закона означает, что закон признает всех людей равными, не делает никаких различий между ними. С точки зрения закона тот, кто посвятил жизнь служению народу, и тот, кто озабочен лишь собственными проблемами и проблемами своей семьи, равны. Закон признает цели жизнедеятельности людей их частным делом и не карает за намерения. Он вмешивается только тогда, когда действия или бездействие человека противоречат его требованиям, «букве закона», как говорят юристы. Закон определяет правовое пространство, в котором живут и действуют люди, но не предписывает цели, направления, средства их деятельности.

Все это точно сформулировано в важнейшем принципе правового государства: «Что не запрещено, то разрешено». Закон с уважением относится к праву и способности человека самостоятельно выбирать цели деятельности. Там, где власти предписывают человеку, что ему делать, правового государства не существует.

Итак, верховенство закона означает, что закон:

• признается обществом одной из важнейших его ценностей;

• обязательно и в полном объеме исполняется, вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой государство, организации, граждане;

• определяет правовое пространство, в котором действуют участники общественной жизни.

Возьмем, к примеру, предпринимательскую деятельность. В обществе все еще сильны настроения осуждения «загребающих деньгу новых русских». Кто-то видит в предпринимателях «буржуазный элемент», ненависть к которому воспитывалась в течение десятилетий; другие приучены считать деньги в чужом кармане и богатству предпочитают «равенство в бедности»; третьи видят, что многие удачливые предприниматели наживаются на том, что считается достоянием всех. Таков эмоциональный подход к оценке экономической деятельности. В правовом государстве действия предпринимателей принято оценивать не на эмоциональном, а на рациональном, правовом уровне. Если их действия, которые кажутся предосудительными общественному мнению (взвинчивание цен или спекуляции с ценными бумагами), не запрещены законом, они не могут преследоваться правоохранительными органами, хотя с моральной точки зрения являются далеко не безупречными.

Верховенство закона, как видно из примера, должны отстаивать правоохранительные органы, органы правосудия. Особое положение в системе судебной власти занимает Конституционный Суд Российской Федерации. В его компетенцию входят вопросы соблюдения законности, соответствия нормам Конституции решений и актов, принятых высшей законодательной или исполнительной властью. В соответствии с мировой практикой все решения, принимаемые Конституционным Судом, являются окончательными, утверждая верховенство закона.

Не меньшее значение имеют районные и городские суды, а также вновь вводимые в практику судопроизводства мировые судьи. Суд должен быть гарантом защиты права и законности. В этом заключаются цели продолжающейся в России судебной реформы. Именно суды призваны обеспечивать законность и правопорядок, без которых немыслимо правовое государство.

Законность – это точное и неуклонное соблюдение правовых норм.

Всякое отклонение от того, что предусмотрено правовыми нормами, является нарушением законности. Единство законности обеспечивается всей силой правового государства, прокурорским надзором, единой судебной практикой.

Законность подразумевает также последовательную и эффективную борьбу с преступностью, неотвратимость юридической ответственности, проведение профилактических мер, направленных на снижение уровня преступности.

Законность неделима и целостна. Ее внутренний закон: или – или. Или нерушимая и твердая законность, или возможность отступления от законности везде и всюду. Отступление от начал законности в самом малом, на любом, казалось бы, незначительном участке жизни, отход от нее будто бы «только в данном случае» ведет к разрушению законности вообще.

Ибо порождает – в силу обстоятельств, о которых только что говорилось, – возможность и оправданность повсеместного (под самыми благовидными предлогами) отхода от требований строжайшей законности. (С. Алексеев)

Правопорядок – воплощенная в действительность законность, система общественных отношений, которые эффективно регулируются правом.

Между законностью и правопорядком, таким образом, существует неразрывная связь. Любое нарушение законности непременно влечет за собой нарушение правопорядка, что свидетельствует о недостаточно последовательной реализации законности. Говоря иначе, законность представляет собой то, что в полном объеме должно быть с точки зрения реализации требований закона, а правопорядок – то, что есть на самом деле.

Вопрос о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную является весьма важным. Последовательное осуществление этого принципа свидетельствует о высоком уровне развития государства и права. Нельзя говорить о правовом государстве как о реальности, если ветви власти, например исполнительная и законодательная, конфликтуют, находятся в постоянном противоборстве. Причинами чаще всего являются неоправданно широкие полномочия исполнительной власти.

Каждая из трех ветвей власти выполняет свою роль и является относительно самостоятельной. В то же время они служат в известном смысле противовесом друг другу, сдерживают одна другую. Действительно, сильная судебная власть, воплощенная в системе независимых судов, подчиняющихся только закону, является силой, сдерживающей злоупотребления исполнительной и даже законодательной власти. Злоупотреблениям властью препятствуют такие меры, как отрешение от должности, ограничение срока пребывания в должности и др.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем выражается верховенство закона в правовом государстве?

2. Почему в правовом государстве оценка деятельности людей, например предпринимателей, должна определяться исходя из требований закона?

3. Что такое законность?

4. Что такое правопорядок?

5. Что такое разделение властей? В чем состоит его значение?

Это интересно

Для того чтобы предупредить злоупотребления властью, необходимо… чтобы одна власть сдерживала другую… Когда законодательная и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе… не может быть свободы…С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… и наступает конец всему, если одно и то же лицо или орган… станет осуществлять все три вида власти

(Ш. Монтескье, французский философ).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Иногда в жизни, на практике возникает сомнение: не лучше ли в данном случае все же руководствоваться не законом, а целесообразностью? Бывают же случаи, когда законодатель допускает известные ошибки или закон устарел, отстал от быстро текущей жизни. Тогда и начинают мучить дилеммы, как поступить: «по закону или по совести», что предпочесть: «законность или полезность», «инструкцию или эффективность». И, к сожалению, отдельные, не знакомые с проблемами законности люди решают эти дилеммы в пользу второго: да, полагают они, если юридические нормы устарели или неэффективны, то нужно решать юридические дела по совести, в соответствии с началами полезности и эффективности. Глубоко ошибочное мнение!

(С. Алексеев).

Темы для рефератов и обсуждения

1. «Телефонное право»: сущность, причины существования, последствия для общества.

2. Что мешает торжеству законности?

3. Достоинства и недостатки принципа разделения властей.

Читайте также:


Верховенство права и закона

Положение о верховенстве права и закона является одной из важнейших характеристик правового государства (наряду с разделением властей и связанностью государства и граждан взаимными правами и обязанностями).

Вместе с тем объективно существующее несовпадение права и закона заставляет рассматривать верховенство права и верховенство закона раздельно. В литературе даже отмечается, что идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона.

Верховенство закона означает:

а) верховенство конституции;
б) особую процедуру принятия и изменения закона;
в) обязательное соответствие всех иных нормативных актов закону;
г) наличие механизмов реализации и защиты закона;
д) конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы.

Верховенство (господство) права предполагает прежде всего наличие законов с правовым содержанием (правовых законов), а также связанность государственной власти с правовыми законами, то есть правом.

В марте 1990 г. в Москве и Ленинграде состоялся семинар, посвященный «верховенству права», на котором с докладами выступили 15 ведущих российских и американских юристов — ученых и практиков. Американский профессор Джон Нортон Мур в своем докладе выделил пять основных принципов верховенства права:

  • правительство народа, управляемое народом и существующее для народа;
  • разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью;
  • представительная демократия, процедурные и существенные ограничения в отношении правительственных действий, направленных против частных лиц (защита личной свободы и личного достоинства);
  • ограниченное правительство и федерализм;
  • судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь.

Продвинуть принципы верховенства права в жизнь стремится Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В июне 1990 г. в Копенгагене состоялось историческое заседание СБСЕ по Человеческому Измерению, на котором 35 государств, входящих в СБСЕ, заявили о своем намерении поддерживать и выдвигать принципы справедливости, которые определяют основу верховенства права. Они считают, что «верховенство права означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность при достижении и приведении в исполнение демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантированную учреждениями, обеспечивающими рамки ее наиполнейшего выражения».

Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — соглашения), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее — предметы совместного ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

3.

Если орган государственной власти субъекта Российской Федерации полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального закона Конституции Российской Федерации, соответствии нормативного правового акта федерального органа государственной власти Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.


Admin

Для отправки комментария необходимо авторизоваться.