Беседа по профилактике правонарушений
Содержание
Профилактическая работа с родителями
Осуществляется заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями.
Задачи:
— Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в микросреде, в которой растет и общается их ребенок:
родительский университет, организация групп родительской поддержки для проблемных» семей.
— Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними:
семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемной» семье.
— Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал наркокотизироваться; уходит из дома; прошел антинаркотическое лечение, находится реабилитации и т.д.):
консультирование по вопросам «семейного примирения», информирование тродителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов «Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ».
— Формирование актива родителей, вовлечение его в профилактическую деятельность
Формы работы:
проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории (лекционно-информационная форма);
семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка (проблемно-ориентированная индивидуальная форма первичной профилактической помощи);
организация родительских семинаров по проблемам семьи и антинаркотической профилактической работы;
организация родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание из действенно настроенных родителей групп родительской поддержки для «трудных» семей данной школы;
документ планирования и отчетности: план профилактической антинаркотической (внутришкольной) работы для проведения семейного консультирования программы обучающего семинара;
тренинг по особенностям семейного консультирования в программе антинаркотической профилактической помощи.
2. Воспитательно-педагогическая, профилактическая работа с детьми:
Ответственные — заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической культуры, учителя-предметники, школьный врач, лекторы специалисты по вопросам развития и здорового образа жизни.
Задачи:
-Разработка и модификация образовательных программ, ориентированных формирование ценностей здорового образа жизни
(обучение и воспитание через предмет — ОБЖ, физическая культура).
— Разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ
(обучение и воспитание через предмет — ОБЖ, литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных медицинских последствий наркозависимости).
— Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.
— Разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий:
тематические «круглые столы», дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ.
— Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ.
Формы работы:
разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни и формирующих понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости;
просветительская деятельность в школе (о сущности наркомании и о ее лечимых последствиях; разъяснения уголовного законодательства по вопросам наркомании; встречи с работниками УВД, врачом наркологом):
введение в содержание образовательных программ общеобразовательных предметов (ОБЖ, физическая культура, биология, граждановедение) специализированных знаний, касающихся влияния ПАВ на организм, психику, общественное благополучие человека;
разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста:
формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ;
разработка и проведение общешкольных антинаркотических мероприятий.
На этой форме остановимся более подробно.
Общешкольные антинаркотические мероприятия отличаются большим разнообразием. Рассмотрим некоторые их них.
Тематические «круглые столы» с участием специалистов – нарколога, работников правоохранительных органов, сотрудников наркодиспансера, психолога. К участию на круглом столе необходимо: привлечь специалиста по проблеме для 10-15 минутного выступления, ответов на вопросы, иметь специальную литературу для раздачи (листовки, буклеты, брошюры и др.). Особенно это необходимо на круглых информационных столах, где будет информация о новых формах и методах профилактики, обсуждение программ и др. Беседа пройдет особенно удачно, если накануне участники сформулируют интересующие их вопросы; будут активно задавать вопросы с места.
Выступающим недопустимо называть конкретные лекарственные средства, способы получения, приобретения и употребления наркотических веществ.
Работники правоохранительных органов, как правило, при водят конкретные случаи, связанные с совершением правонарушений в со- стоянии наркотического опьянения, указывают соответствующие статьи УК РФ, говорят об ответственности за нарушение этих статей.
«Вечера вопросов и ответов» организуются с целью повысить информированность подростков о развитии наркозависимости, сформировать негативное отношение к вредным привычкам. В целях более полного раскрытия проблемы, волнующей подростков, заранее собираются вопросы для специалистов, принимающих участие в проведении вечера. Лучше предусмотреть сбор вопросов в специальный ящичек, расположенный рядом с объявлением о проведении вечера. Следует предусмотреть и раздачу спецлитературы (листовок, буклетов, памяток) участникам мероприятия. Тематика такого разговора может касаться только проблемы наркомании либо может быть увязана с образом жизни и профилактикой заболеваний, непосредственно сопричастных с вредным и привычками (курением, пьянством): “Спасем себя и мир от наркотиков”, “Образ жизни и Я”, “Нам жить в ХХI веке”.
Для организации «дискуссии» можно провести опрос с целью выяснения ситуации в школе, в классе. Ценность дискуссионных форм в том, что они эмоциональные (идет спор), убеждающие. Диспут на тему о наркотиках требует участия в нем хорошо осведомленных о наркотизме специалистов наркологов, юристов, представителей правоохранительных органов, родителей детей, погибших от наркомании, или тех, кому удалось помочь своему ребенку выбраться из омута наркомании и т.д., то есть живых людей, не понаслышке знающих об это проблеме. Только тогда можно рассчитывать на успех коллективной дискуссии.
Возможно проведение конференции с участием учащихся. Когда они от имени специалистов — химика, медика, юриста и др.
— рассказывают о вреде курения, употребления алкоголя, наркотиков. Тексты выступлений пишут на основании книг, журнальных и газетных публикаций, а также данных опросов, проводимых в школе с помощью учителей и психологов.
На подобной конференции — «деловой игре» школьники рассказывают:
«медик» — о физиологическом действии наркотических веществ, особенностях заболеваний, с ними связанных;
«историк» — о некоторых фактах истории приобщения человечества к алкоголю, табакокурению, наркотикам;
«юрист» — приводит статьи УК РФ, связанные с употреблением наркотиков и алкоголя;
«педагог» — об особенностях вредных привычек у подростков;
«социолог» — приводит результаты опроса об отношении к наркотическим веществам учеников школы;
«искусствовед» — о наркотиках и судьбах рок-музыкантов.
Надо учесть, что сегодня подростки более открыты для разговора не со взрослыми, а со своими ровесниками.
Перед конференцией можно провести опрос об отношении школьников к употреблению наркотических веществ. с результатами которого «социолог» ознакомит аудиторию.
Материал конференции должен быть организован так, что научные факты чередуются с описанием житейских ситуаций или историческими экскурсами, что позволяет легче усвоить информацию.
«Конкурсы агитбригад». Проведение этого этапа конкурса требует создания оргкомитета и разработки положения.
В задачи конкурса могут входить:
агитация за здоровый образ жизни, пропаганда здорового образа жизни,
увеличение знаний участников конкурса и зрителей на всех этапах о негативных последствиях наркозависимости (никотин, алкоголь, наркотики) и положительных моментах здорового образа жизни
Название конкурса может быть любым в зависимости от творческого подхода организаторов, темы, возраста участников.
Ролевые игры могут использоваться как при освоении и отработке общих позитивных поведенческих навыков у учащихся (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению), так и эффективных поведенческих схем в ситуациях наркогенного заражения. Например, при опросе несовершеннолетних, имеющих опыт использования наркотических или токсикоманических веществ, выяснилось, что приблизительно треть из них попробовали первый раз вещество только потому, что не сумели отказаться. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять функцию внутреннего антинаркогенного барьера. Ролевые игры оказываются эффективными и при работе с детьми и подростками, уже использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая их дальнейшее наркогенное заражение.
Лекция— самая любимая среди взрослых и, как показывает практика, наименее эффективная форма воспитательной работы по профилактике наркотизма. Однако ее действенность может значительно возрасти при соблюдении определенных правил. Прежде всего, использовать лекцию как самостоятельную форму целесообразно при работе со старшими подростками, способными воспринимать большой объем информации на слух. Для детей и младших подростков лучше предложить мини-лекции (продолжительность которых не более 10-1 5 минут), являющиеся составляющими тренинга, ролевой игры и тп.)
Поскольку лекция предполагает определенные ролевые диспозиции участников: лектор и аудитория, воспринимающая предоставляемую (готовую) информацию, не следует использовать при выступлении дискуссионные материалы, требующие обсуждения, неоднозначной оценки и т.п. Их целесообразнее вынести на “круглый стол”, спор-клуб и т.п. для лекции же больше подойдет фактический материал (особенности воздействия одурманивающих веществ на различные системы и органы человеческого организма, специфика развития зависимости, особенности действия различных наркогенных веществ и т.п.). При выборе темы лекции прежде всего следует учитывать интересы аудитории. Поэтому прежде чем организовывать лекцию, желательно провести экспресс-опрос среди участников, выясняя, во-первых, уровень их информированности по данной проблеме (возможно, что та информация, которую вы хотите предложить, им уже давно известна), во- вторых, личностную значимость тех или иных сведений для учащихся (считают ли они эти сведения нужными, интересными, полезными).
Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей от пробы наркогенного вещества. Это в значительной степени подрывает доверие аудитории к лектору, вызывает сомнения в достоверности информации в целом.
Следует избегать и еще одной крайности — избыточного информирования. Не нужно злоупотреблять статистическими данными в ходе лекции для учащихся. Дело в том, что устрашающие цифры вместо тревоги, ощущения опасности у подростка могут вызвать прямо противоположную реакцию — “все уже пробовали, а я еще нет”. Использование статистики более целесообразно во время выступления перед взрослой аудиторией — родителями, педагогами, поскольку позволяет убедительно продемонстрировать актуальность проблемы молодежного наркотизма, необходимость профилактической деятельности по предупреждению наркогенного заражения. В выступлении следует избегать обилия специальных терминов, стараясь обходиться минимумом (причем предварительно следует уточнить, правильно ли понимают эти термины учащиеся). Выступление не должно быть слишком наукообразным, однако при этом не стоит и переходить на сленговые выражения.
Date: 2015-09-18; view: 159; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
Анализ Анкета архив Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад Задача |
Лекция по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Разработка учителя истории и права
|
Анализ Анкета архив Биография Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад Задача Закон |
Примерные темы для индивидуальных профилактических бесед с учащимися, состоящими на учете
|
Решением педагогического совета
1 2 3 4 5
Тематика классных часов, бесед с учащимися, родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
Приложение 3. Анкета по профилактике ПАВ для учащихся
Приложение 4. Анкета по профилактике суицидального поведения для учащихся Экспресс-диагностика суицидального риска Просим Вас ответить на поставленные ниже вопросы да или нет. Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторых ситуациях? 2. Жизнь иногда хуже смерти? 3. В прошлом у меня попытка уйти из жизни. 4. Меня многие любят, понимают и ценят. 6. Я не думаю, что смогу оказаться в безнадежном положении. 7. Смысл жизни не всегда, бывает, ясен, его можно иногда потерять или найти. 8. Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы можете жить дальше? 9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти. 10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило. Если коэффициент суицидального риска 0 Мероприятие для родителей подростков по профилактике зависимости от ПАВ. Занятие Цель: определить пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для профилактики наркозависимого поведения. Задачи: 1. Акцентировать внимание родителей на создание и развитие благоприятных условий для роста и развития детей в семье. 2. Провести диагностику с родителями определения подростковой наркомании. 3. Дать родителям адреса помощи. Ход занятия. Вступительное слово ведущего: Здравствуйте уважаемые родители! Сегодняшнее наше занятие посвящено профилактике зависимости от ПАВ. Мы поговорим о роли семьи в профилактике наркозависимого поведения. Что вы, родители, сможете конкретно сделать для своего ребенка, чтобы у него не появилось желание употреблять ПАВ. Родителям предлагается поделиться на малые группы. Каждая группа получает заготовку таблицы: Какие условия способствуют оптимальному росту и развитию детей в семье. -Условия (факторы), способствующие развитию личности -Как родители могут создать эти условия? Наработки групп вывешиваются на доску, зачитываются и обсуждаются. Родителям предлагается обыграть ролевую ситуацию. Ситуация: дочь приходит домой поздно. Мать узнает, что у нее ребенка появился подозрительный, по ее мнению, друг. Дочь проводит с ним много времени и замечена в пропусках школьных занятий. Каковы действия членов семьи (мамы, папы) при серьезном разговоре с дочерью? Дается возможность обыграть тактику построения разговора, поведения родителей (2 раза). Обсуждение: -Все ли в этой семье созданы условия для благоприятного развития личности? — Как бы вы поступили в сложившейся ситуации? Что понравилось в действиях, что бы вы сделали по-другому? ! Обратите внимание на необходимость сохранения доверительных отношений, контакта с ребенком, как важный фактор противодействия злоупотреблению ПАВ. 2. Работа по заполнению анкеты «Анкета для определения подростковой наркомании». Каждый заполняет анкету индивидуально. После заполнения анкеты – знакомство с памяткой. Что вы можете сделать если появились подозрения, что ребенок употребляет наркотики (подозрительный запах, необычные предметы) 3. Дать адреса помощи. Комитет Социальной Безопасности Вологодской Области. Адрес учреждения с почтовым индексом 160035 г. Вологда, ул. Зосимовская, д.65 Руководитель — Коробкина Ирина Юрьевна. Телефон/факс 56-48-88, 56-30-33 Спасибо за сотрудничество! До свидания! Приложение 6. Опрос родителей по профилактике ПАВ 2. Как реагирует ваш ребенок на ваши вопросы? 3. Доверяете ли вы вашему ребенку в вопросах, касающихся курения, алкоголя, наркотиков? 4. Читаете ли вы литературу по этой проблеме? 5. Если бы вам предложили послушать лекцию по данной проблеме, приняли бы вы это предложение? 6. На какие вопросы по данной теме вы хотели бы получить ответ на родительском собрании? Приложение 7. Памятка для родителей по профилактике ПАВ Уважаемые папы и мамы! Для того чтобы избежать проблем, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков вашими детьми, помните: 1. Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать. 2. Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить. 3. Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы оттого, что он может начать принимать наркотики. 4. Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в кампании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков. 5. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка. 6. Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам. 7. Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий. 8. Помните! Если ребенок курит, употребляет алкоголь, принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их! Приложение 8. Занятие для 3 классов «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Цель: формирование у учащихся ценностной ориентации, способность формулировать нравственные суждения. Задачи:
План занятия:
Ход занятия:
Инструкция «Я буду говорить и показывать вам действия, ваша задача внимательно смотреть и делать все наоборот, то есть, например, я сажусь, а вы… правильно, должны остаться стоять. Итак, смотрим…»
1) С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы. Посмотрите внимательно на экран, тут написаны пословицы. Прочитайте их (можно предложить чтобы их прочитали учащиеся вслух). Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (высказывания детей) Молодцы, ребята! Вижу, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком. Послушайте вот такие высказывания ребят. 1: Если с другом разделил 2: Ты узнал чужой секрет 3: Если подал ты при всех 4: Если ты, как дикий зверь, 5: Если ты пригрел кота, 6: Ты подбил собаке глаз, 7: Уважай людей вокруг, А теперь скажите, все ли правильно ? (дети отвечают). Правильно! 2) А сейчас я зачитаю вам еще олно стихотворениеавтор которого Самуил Яковлевич Маршак и называется оно «Хорошие приятели», а вы, послушав его, скажете, какое качество- хорошее или плохое, показал автор в этом стихотворении. Мальчик Миша мается Ну так что, какое качество показал автор этого стихотворения? Наверно у всех вас есть хорошие друзья. Расскажите, как вы относитесь к ним. Что вы цените в них, прежде всего? А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей» Знай мой друг, вражде и дружбе цену, Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать — соединить труднее. (высказывания детей) Молодцы. А сейчас мы с вами посмотрим один небольшой сюжет. |
1 2 3 4 5
Похожие:
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
p.120-bal.ru
Добавить комментарий